Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лихина Н. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Словарь терминов

Аксиология - наука о ценностях, система ценностей.
Антропология - философия человека, выделяющая в качестве предмета сферу собственно человеческого бытия, собственно природу человека, человеческой индивидуальности.
Апроприация - заимствование, присвоение; операция, обратная процессу репродуцирования (воспроизводства).
Амбивалентность - двусмысленность, двузначность.
Аутентичность - подлинность, истинность, достоверность.
Бриколаж - прием, позволяющий обходить противоречия, филологическая «увертка».
Валоризация - эстетизация профанного, одухотворение, наделение высоким смыслом низкого, грубого, вульгарного.
Диффузия - смешение.
Деконструкция - критика метафизического способа мышления. Термин предложен Ж. Деррида как перевод «Destruktion» М. Хайдеггера. Сочетает негативное и разрушительное “де” с подчеркивающим преемственность, неразрывность «кон». В основе метода - принцип извлечения ассоциаций, вызываемых объектом, опора на механизм бессознательного.
Дискурс - понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевого высказывания; комбинация, посредством реализации которой говорящий использует код языка. Нередко используется как синоним речи. По определению М.Фуко, «социально обусловленная организация системы речи и действия».
Интертекстуальность - характеристика, определяющая текстуальную гетерогенность, полифоническую структуру текста (М.Бахтин); буквально означает включение одного текста в другой, «переплетение текстов и кодов, трансформацию других текстов» (Ю. Кристева). Основные признаки интертекстуальности - размытость границ, отсутствие законченности, закрытости, внутренняя неоднородность, множественность текста.
Интенция - намерение, цель.
Имморализм - безнравственность.
Инсайт - озарение, вдохновение, прорыв.
Имплицитный - скрытый, не имеющий прямой или переносной номинации.
Конституирование - формирование.
Коррелянтный - соотносимый, соотнесенный.
Маргинальный - исключенный из общего ряда, не соответствующий принятым нормам и ценностям, выламывающийся из системы.
Метафизика - философское учение об общих, отвлеченных от конкретного существования вещей и людей принципах, формах и качествах; характеристика структур бытия и мышления вне их развития, самодвижения, взаимопереходов; обобщенная картина мироустройства.
Нарратив - рассказ, повествование.
Обсценная лексика - ненормативная, табуированная, находящаяся за пределами норм литературного языка.
Онтология - учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах.
Профанный - нечестивый, вульгарный, низкий, грубый.
Релятивизм - относительность, небезусловность.
Реди-мейд (ready-made) - направление в искусстве, которое ориентируется на использование «готовых вещей», в соответствии с эстетикой которого любой предмет «готов к употреблению» в сфере искусства.
Рефлексия - самоанализ, самоконтроль.
Субкультура - заменяющее культуру, эрзац, имитация, находящееся ниже по своим эстетическим характеристикам уровня в системе ценностей.
Симплицитный - упрощенный.
Суггестивный - ориентированный , нацеленный на внушение, способный внушить.
Симулакрум (симулакр, симулякр) - подобие, «копия копии», отражение отражения, усвоение усвоения, претендующее на обозначение оригинального, истинного, подлинного; видимость, не обладающая сущностью.
Трансгрессия - переход, нарушение.
Эскапизм - уход от проблем, бегство, уединение, отчуждение.
Эсхатология - учение о конечности мира.


Приложение 2

Темы докладов для выступления на спецсеминаре

1. Компромисс как принцип отношения к действительности в творчестве С.Довлатова.
2. Смех как жанрообразующий и формообразующий элемент в прозе С.Довлатова.
3. Антиидеальный герой в рассказах С.Довлатова.
4. Толстовские традиции в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный».
5. Традиции русской классики в романе В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».
6. Соединение классической и постмодернистской традиции в романе В.Пье­цуха «Новая московская философия».
7. Литературные реминисценции в рассказах В.Пьецуха «Палата №7», «Центрально-Ермолаевская война», «Государственное дитя» и др.
8. История и современность в романе В.Пьецуха «Заколдованная страна».
9. Природа конфликта в прозе А.Бородыни («Парадный портрет кисти Малевича», «Мама и парное молоко», «Функ-Элиот»).
10. Эсхатологический характер прозы Ф.Горенштейна («Искупление», «Пос­леднее лето на Волге» и др.).
11. Профанное и идеальное в рассказах В.Ерофеева («Жизнь с идиотом», «Белый кастрированный кот с глазами красавицы» и др.).
12. Черты постмодернизма в тексте Ю.Кисиной «Полет голубки над грязью фобии».
13. Жанровая трансгрессия в творчестве М.Кураева («Зеркало Монтачки: Криминальная сюита в 23 частях, с интродукцией и теоремой о призраках»).
14. «Субкультурное» начало в романе А.Королева «Эрон».
15. Мотив «сумашествия» как защиты от реальности в прозе постмодернизма (Н.Садур, В.Шаров, Е.Садур, Ю.Алешковский и др.).
16. «Ведьмины слезки» Н.Садур в русле постмодернистской эстетики.
17. Жанр «антиисповеди» в прозе Э.Лимонова («Это я - Эдичка!», «Под­росток Савенко», «Молодой негодяй», «Палач»).
18. «Свое» и «чужое» в текстах В.Сорокина («Очередь», «Заседание завкома», «Месяц в Дахау», «Тридцатая любовь Марины» и др.).
19. Роль художественной условности, фантастики в творчестве В.Пелевина (рассказы сб. «Синий фонарь»).
20. «Симулакризованная реальность» в прозе В.Пелевина («Хрустальный мир», «Чапаев и Пустота» и др.).
21. Формы апроприации в поэзии Д.Пригова («Явление стиха после его смерти», «Махроть всея Руси»).
22. Центонность как основной принцип творчества Т.Кибирова, В.Некрасо­ва, А.Еременко, В.Вишневского и др.
23. Художественное своеобразие прозы Ю.Мамлеева («Тетрадь индивидуалиста», «Не те отношения», «Висельник», «Изнанка Гогена» и др.).
24. Трансформация жанра литературной пародии в литературе постмодернизма (М.Веллер, А.Кабаков, Ю.Поляков, В.Сорокин и др.)
25. Эпатаж и эскапада в трилогии И.Яркевича «Детство», «Отрочество», «Юность».
26. Проблема стилизации в литературе постмодернизма (А.Синявский, В.Со­рокин, В.Пьецух).
27. Ироническое начало в прозе и поэзии постмодернизма (В.Пьецух, Е.По­пов, Л.Рубинштейн и др.).
28. ВалерияНарбикова и традиции эротической литературы («Видимость нас», «Равновесие света дневных и ночных звезд», «Около эколо»).
29. Жанровое многообразие творчества Л.Петрушевской.

30. «Лингвистические сказочки» Л.Петрушевской. Проблемы традиций и новаторства.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел литературоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.