Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.

Джон Локк (1632-1704)

Англия - родина просветительства. Д. Локк - английский философ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сыном классового компромисса 1688 г. ». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхождения государства.
Воспитание джентльмена ("Мысли о воспитании" -1693) - необходимая программа для обоснования права нового человека управлять государством.
Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству.
Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек.
Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлексия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к успешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.
С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.
Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм).
Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов.
Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.
Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»)
Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).
В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.

Джон Беллерс (1654-1725)

Дж. Беллерс - английский экономист, социальный реформатор, утопист. По его мнению, всеобщее вовлечение граждан в труд ведет к росту благосостояния страны. В «Проекте учреждения рабочего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства» изложил пути изменения общества путем трудового воспитания, которое рассматривал во взаимосвязи с физическим и умственным развитием. Считал физический труд наиболее полезным для человека и общества. Такое образование все - бедные и богатые, люди разных возрастов - могли бы получить в воспитательно-образовательных учреждениях, совмещающих промышленное предприятие и школу. Его концепция воспитания была основана на принципе: «Не трудящийся да не ест!».

Томас Пейн (1737-1809)

Т. Пейн - просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции. Название его философского трактата «Век разума» стало синонимом эпохи Просвещения. В «Правах человека» выдвинул идею бесплатного всеобщего обучения. Считал, что не просвещение масс приведет к социальным преобразованиям, а социальные изменения создадут условия для равноправного свободного образования.

Франсуа де Фенелон (1651-1715), Шарль Роллен (1661-1741)

Ф. дё Фенелон, Ш. Роллен - французские предшественники просветительства, отразили в своих произведениях педагогические идеи деятелей общины монастыря Пор-Рояль, оплота янсенизма (движение янсенизма во Франции включало в себя борьбу за новую организацию школ, против практики иезуитской школы. Концепция приближается к идеям Р. Декарта о господстве разума над авторитетом) во Франции. Новый подход янсенистов к задачам школы опирался на философские идеи нового времени Р. Декарта. Организация школ была близка идеям Я. А. Коменского.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

Ш. Л. Монтескье в «Духе законов» (1748) предложил заменить сословную школу системой демократического национального образования, воспитанием на идеалах конституционного государства. Его публикация положила начало борьбе за новые институты воспитания и образования.

Просветительское движение. Энциклопедисты

Абсолютизм во Франции в XVIII веке приходил к упадку (со времени правления Людовика XIV). Тогда же разворачивается просветительское движение. Великой французской революции предшествовала долгая идеологическая борьба, оплотом которой явились просветители. Во главе просветительства почти 30 лет стоял Вольтер. Передовые люди критиковали существующий строй, власть религии и церкви, были пропагандистами нового мировоззрения.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - совместный многотомный труд французских просветителей под редакцией Д. Дидро, превратившего первоначально задуманную как словарь энциклопедию в мероприятие огромной политической и культурной важности, монументальное произведение общенационального значения. Цель: пропаганда нового естественнонаучного мышления, критика идеологии феодализма.
В создании «Энциклопедии» участвовали Э. Кондильяк, Ж. Л. Д'Аламбер, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. -Ж. Руссо.
Теория «просвещенной монархии» - вера в разумное правление просвещенного монарха на благо народа, государства, монархии.
Спор о пределах возможностей воспитания, начатый Дж. Локком, продолжили К. А. Гельвеции и Д. Дидро.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.
Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).
Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.
В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание.
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).

Просвещение в Северной Америке

Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа заставляло государственных деятелей заниматься вопросами просвещения и образования.

Бенджамин Франклин (1706-1790)

Б. Франклин - ученый в области экономики, естествознания, философии, литературы, член Российской академии наук. Основатель учебных заведений. Говорил о необходимости такого образования, которое учило бы самостоятельно учиться. Возражал против ранней профессионализации в школе. Критиковал схоластическую систему образования, утверждая, что человек должен знать законы объективной реальности, что образование должно ориентироваться на потребности действительности, быть связанным с экономикой и культурой. По его проекту в 1751 г. в Филадельфии была открыта «Академия», состоящая из трех школ: классической, математической и английской, где предоставлялось право выбора типа образования.

Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

И. Г. Фихте - философ, представитель немецкого классического идеализма, педагог, профессор Иенского университета, профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях признает огромную роль человека как познающего мир и действующего. Возглавил группу немецких педагогов-просветителей, предложивших ряд проектов по созданию единой светской школы, общественно полезного обучения. Цель воспитания - развить цельного человека, для чего необходимо развивать у него волю и любовь к добру, творческую деятельность, создающую образы добра. Воспитание не мыслится им вне национальности. Основную роль в образовании отводил государству, которое таким образом создает для общества полезных граждан.

Фридрих Август Вольф (1759-1824)

Ф. А. Вольф - уделял внимание реорганизации гимназии, которая должна давать одновременно классическое образование и «современное», содержанием которого были бы практически полезные и необходимые знания.

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

В. Гумбольдт - немецкий филолог, философ, государственный деятель. Реформатор гимназического образования. Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Написал «Идеи к опыту», «Язык и философия культуры». Разработал общие принципы организации общественного воспитания, предлагал передать управление школой государству, ограничить изучение религии. Изъял гимназии из ведения церкви. Видел основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.

Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790)

И. Б. Базедов - основатель педагогического течения филантропизма. Выступал за связь школьного образования с жизнью, за религиозный нейтралитет школы. Цель школы — подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни. Видел воспитание в единстве умственного, нравственного и физического. В 1774 г. открыл первое принципиально новое учебное заведение -филантропин, в котором обучение было связано с природой, жизнью. В содержание образования были включены новые языки, философия, мораль, математика, естествознание, история и др. Важное значение в содержании образования придавал ручному труду.

Литература

Гельвеций К. А. Сочинения: В 2-х т. - М, 1974.
Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до Второй мировой войны. Исторический очерк. - М. , 1972.
Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - M. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.
Дидро Д. Соч. : В 2-х т. - М. , 1991.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо  Ж. Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М. , 1987.
Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Локк Д. Соч. : В 3-х т. Т. 1-2. - ML, 1985. Т. 3. - М, 1988.
Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII - начала XIX в. Очерки первый и второй. -М. , 1960.
Руссо Ж. Ж. Пед. соч. : В 2-х т. -ML, 1981.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М, 1981.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

И. Г. Песталоцци - швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе».
В «Учреждении для бедных» (Нейгоф) Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это попытка соединить обучение с производительным трудом.
Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага.
Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение.
Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений.
Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания.
Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. Учебный предмет - средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять.
Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений.                                                             ,
И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.

Литература

Джуринский  А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М, 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцции И. Г. Педагогическое наследие. - М. , 1987.
Лещинский  В. И. Лаврикова  Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. : В 2-х т. - М. , 1981.
Пинкевич   А. П., Медынский   Е. Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. - М. , 1927.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

И. Ф. Гербарт - философ, психолог, педагог. Взгляды Гербарта сформировались под влиянием немецкой философии И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, французских мыслителей XVIII в. , впечатлений от педагогических идей И. Г. Песталоцци. Его «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806) - первый опыт научного построения педагогической теории. Гербарт выводит свою педагогическую систему из философии (целеполагание) и психологии (средства, методы образования). Педагогика мыслится им только в научной форме. Но это и наука, и искусство одновременно (как сумма навыков, необходимых для решения поставленных задач, Деятельная педагогическая практика).
Философские и психологические основы педагогики Гербарт представляет следующим образом. Мир состоит из простых первичных сущностей «реалов», находящихся в различных соотношениях друг с другом. Душа человека - самостоятельная субстанция. «Реалы» души - представления - находятся в статике и динамике, стараются вытеснить друг друга за пределы «порога сознания» в сферу бессознательного. Родственные представления усиливают друг друга, противоположные - ослабляют, забываются. Апперцепция - усвоение новых представлений ла основе уже имеющихся. Вся психическая деятельность сводилась . Гербартом только к сложному взаимодействию представлений. Содержание души разворачивается постепенно в конкретном опыте личности. Человек — результат сложного синтеза, индивидуальной природной сущности с общественным воздействием на личность.
Гербарт сформулировал принцип воспитывающего обучения, в соответствии с которым целенаправленное обучение развивает чувства, желания, волю личности, т. е. ее внутренний опыт. Обучая, педагог целенаправленно воспитывает. Эти стороны находятся в нерасторжимом единстве: обучение без воспитания - средство без цели. Организация учебно-воспитательной деятельности - средство формирования нравственной воли. Понимание возможности осуществления воспитания только через обучение приводит к ограничению функций воспитания воздействием на интеллектуальную сферу личности.
Из этической идеи прекрасного, совершенства идеальной личности, выводится цель воспитания: формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида как волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»). Первичные этические идеи (внутренней свободы, совершенства, благожелательности, права, справедливости) выступают критериями оценки поведения человека в обществе с точки зрения соотношения воли личности с волей других членов общества. Будучи включенным в общественные отношения, человек подчиняется нравственному закону. В процессе взаимодействия личности с обществом совокупность этих идей составляет основу всеобщей морали. Личность, по мнению Гербарта, должна «свободно» принимать нормы общества, потому что не может иначе. Гербарт подразделяет цели на возможные (те, которые воспитанник в дальнейшем может сам поставить перед собой, нужные для будущей профессии) и необходимые (нужные в любой сфере, те, которые определяются нравственностью, необходимой для всех; они осуществляются через развитие твердой воли, нравственного характера).
Три раздела воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.
Управление, подавляющее «дикую резвость ребенка» (дисцип-линирование, приучение ребенка к порядку), создает необходимые предпосылки для нравственного воспитания. Повиновение ребенка он рассматривает как первое проявление «доброй воли». Рассматривая управление как условие, необходимый предваряющий собственно воспитание этап, Гербарт тем не менее не освобождает воспитание от свойственных управлению элементов, оно должно осуществляться и средствами принудительного педагогического воздействия. Средства управления: угроза, надзор, приказания и запреты, наказания; авторитет и любовь как вспомогательные средства.
Обучение должно быть основано на развитии разносторонних интересов. Интерес - проявление внутренней активности личности, он пробуждает желание к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов в ранний период - основа для дальнейшего выбора личности и реализации ее склонностей, оно происходит путем формирования разнообразных представлений через широкий круг учебных предметов. Благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я». Гербарт выделяет непроизвольный и произвольный виды внимания, которое играет роль в пробуждении интереса.
Абсолютизация и универсализация ступеней обучения, разработанных Гербартом, приводили к формализму в организации урока и обучения в целом.
Нравственное воспитание, как взаимодействие с воспитанником с целью воздействия на его личность, направляет чувства, желания, волю и действия детей. В центре его - выработка нравственного характера через внедрение в сознание ребенка моральных понятий, забота воспитателя об устойчивости его воли. Средства воспитания: установление границ поведения детей; создание условий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания; четкие правила поведения; одобрение и порицание; «увещевания». Одним из важнейших средств является непререкаемый авторитет воспитателя. Система воспитания отличается авторитаризмом: нравственные цели достигаются средствами подавления личности ребенка.
Отсутствует трудовое воспитание, так как задача — воспитать мыслителя. Огромное значение придает религиозному воспитанию.
Теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики. Она получила широкое распространение и в России.

Адольф Дистервег (1790-1866)

А. Дистервег - теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учителей». Вся его деятельность подчинена созданию школы, развивающей у детей самостоятельное мышление и активность, и подготовке для этого учителей. Демократическая идея общечеловеческого, внесословного, светского воспитания отражена в общей задаче школы - воспитании национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, веротерпимости.
Целенаправленное воздействие и свободное развитие внутреннего потенциала личности — неразрывные взаимосвязанные звенья единого процесса воспитания. Важнейшие требования к воспитанию - его природоеообразность (как следование за процессом естественного развития, учет возрастных и индивидуальных способностей) и культуросообразность (как учет внешних условий, современной человеку культуры, установление связи между воспитанием и духовной жизнью общества). Суть воспитания он видел в возбуждении и напряжении природных сил ребенка.
Развитие в детях самодеятельности - важнейший принцип, условие и цель образования. Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности. Развитие самодеятельности детей - основное назначение учителя.
Развивающее обучение. Учебный предмет - средство, а не самоцель. Все обучение происходит ради образования, развития ученика. Субъективное начало в образовании имеет главенствующее значение по сравнению с объективным. Обучение имеет своей главной задачей развитие умственных сил и способностей ребенка, формальное образование должно сочетаться с материальным, со знаниями, получаемыми детьми самостоятельным путем. Обучение носит воспитывающий характер. Дистервег выступал за реальное образование. Он создал и обосновал законы и дидактические правила развивающего обучения: по отношению к субъекту обучения (соответствие психологическим, физическим особенностям детей), к изучаемому предмету, к внешним условиям, к профессиональным качествам учителя. Наглядное обучение понималось им как элементарное, необходимое для начального обучения.
Требования к учителю. Личность учителя играет решающее значение в процессе образования. Он должен творчески подходить к использованию правил и методов обучения. Успешность обучения обеспечивается не методом (Я. А. Коменский), а учителем. Так как учитель занимается развитием учащихся, важнейшее значение имеет саморазвитие учителя.
Рассматривал педагогический опыт как источник развития педагогической науки.

Литература

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.  
Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.
Дистервег А. Избр. пед. соч. - М. , 1956.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Педагогика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.