Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана

ОГЛАВЛЕНИЕ

V

"Годы войны кажутся ненастоящими. Они -- как кошмар, во время которого
реальность отменяется", -- как-то написала Агата Кристи.
Однако сегодня нет необходимости в войне для того, чтобы уничтожить
реальность мира.
Авиакатастрофы, крушения поездов, взрывы, ядерные выбросы, загрязнение
окружающей среды, парниковый эффект, кислотные дожди... Минамата, Чернобыль,
Севезо и т. д. После эпохи ядерного устрашения благодаря прямым
телепередачам мы стали привыкать к новому кошмару -- к долгой агонии
планеты, воспринимаемой нами как одна из множества сенсационных новостей.
Находясь на последней стадии soft шока, мы довольствуемся тем, что отмечаем
очередное происшествие и пересчитываем количество жертв научных промахов,
технических и производственных ошибок.
Но все это несравнимо с потерей миром реальности, в чем мы сильно
преуспели и в каковом свершении мы скоро перейдем к следующему этапу. До
недавнего времени мы отказывались обращать внимание на небывалый размах
злостных нарушений и бед отдельных людей, вызванных не столько явно
неудачными техническими нововведениями, сколько самим желанием достичь
рекордных показателей и эффективноcти техники и поразительными
технологическими победами, одержанными в области представления обмена
информацией.
34
Утверждают, что психоанализ не разрешает проблемы, он только замещает
их... То же самое можно сказать о технологическом и производственном
прогрессе.
Сейчас в пресловутой галактике Гутенберга чтение представляется
доступным всем и каждому, однако надо отметить появление целых толп
глухонемых.
Промышленное книгопечатание побуждает к чтению в одиночестве, то есть в
тишине, и мало-помалу лишает людей навыков говорения и слушания, необходимых
для чтения вслух (публичного, полифонического...), распространенного в
эпоху, когда рукописи были относительно редки.
Тем самым книгопечатание приводит к обеднению языка, который утратил не
только свою социальную выразительность (т. е. изначальную способность
выражать свои мысли), но и выразительность пространственную (акцентирование
и просодию). Поэтика народной речи вскоре угасла, умерла -- как говорится,
испустила дух -- и растворилась в академизмах и плоском языке пропаганды и
рекламы...
Если продолжить разговор об утрате способности к чувственному
восприятию под влиянием технологий в быту и на производстве, то можно
припомнить жертвы феи электричества, добровольно подвергающих себя
мгновенной фотографии или оптической иллюзии кинематографа -- способов
представления, умножающих число плохо видящих или, как говорил Вальтер
Бенья-мин, "аналфабетиков образа".
Биолог Жан Ростан считал, что радио "если и не превратило нас в
дураков, то, по крайней мере, сделало глупость еще более громкой"... А Рэй
Бредбери отметил, что глупость кричит на нас из Walkman'oв и забрасывает
"ослепительно-яркими и подробными картинками вместо слов" на телевидении.
"Массы все время спешат, бегут, проходят в наступательном темпе эпоху
за эпохой. Они думают, что продвигаются, но на самом деле топчутся
35
на месте и низвергаются в пустоту", -- писал Франц Кафка.
Логическим следствием заболевания из-за быстрого передвижения,
кинетоза, когда мы на некоторое время становимся одновременно наблюдателями
и путешественниками и пополняем число инвалидов опорно-двигательного
аппарата, является заболевание, вызываемое мгновенными коммуникациями.
Поэтому вскоре появились наркоманы мультимедийных сетей, net-junkies,
вебоманы и киберпанки, пораженные болезнью IAD (Internet Addiction Disorder)
с мусорной свалкой вместо памяти, захламленной картинками непонятного
происхождения и кое-как сваленными неприглядными износившимися символами.
Самые же юные, с начальной школы приклеенные к монитору, уже поражены
гиперкинестезией, связанной с нарушениями деятельности мозга и ведущей к
серьезному ослаблению внимания и внезапным неконтролируемым разрядкам
моторной энергии.
Из-за упрощения доступа к информационным магистралям растет число
путешественников, не покидающих свою комнату, потомков молчаливых читателей,
переваривающих в одиночестве весь вред от средств коммуникации, накопленный
столетиями технического прогресса.
Прогресс поступает с нами как судебный медик, который в качестве
прелюдии перед грубым вмешательством проникает в каждое отверстие
исследуемого тела. Он не только настигает человека, он проходит сквозь него
и оставляет, сосредотачивает, накапливает в каждом из нас сопутствующие
нарушения (визуальные, социальные, психомоторные, аффективные,
интеллектуальные, сексуальные...). Каждое изобретение привносит массу новых,
свойственных только ему разрушений и причиняет еще одно повреждение.
Мы не подозреваем о том, что являемся потомками сомнительных родителей
и находимся в плену у наследственных пороков, передаваемых не36
генами, спермой или кровью, а неопределяемым технологическим
заражением.
Вследствие утраты "поведенческой свободы", всякая критика техники
потихоньку иссякла и мы бессознательно соскользнули от просто технологии --
к технокультуре, а затем -- к догматизму тоталитарной технокультуры, и
теперь нас ограничивают не моральные, социальные, культурные и т. д. запреты
общества, а мы сами, наше собственное тело, измененное столетиями прогресса.
Инвалиды войны, пострадавшие в дорожных происшествиях или на работе,
жертвы терроризма -- все, кто в одночасье остался без руки или ноги,
способности двигаться, видеть, говорить, получать удовольствие и т. д., в то
же время страдают провалами в памяти и амнезией.
Они вытесняют, более или менее сознательно, невыносимые подробности
происшествия, грубо нарушившего их способность действовать; однако во сне
или полусне в их ум проникают новые образы, компенсация утраченных
двигательных или сенсорных способностей. В этих бесплотных мирах тот, кто не
может ходить, обретает ноги и передвигается со сверхъестественной скоростью;
тот, кто уже не способен положить руку на плечо друга, обнимает его изо всех
сил; тот, кто не видит, завороженно поглощает глазами свет... То же самое,
можете не сомневаться, происходит и с нами, с нашим технологическим
самокалечением, с рефлексивным членовредительством, обстоятельства и причины
которого мы долгое время хотели забыть.
Мы все более утрачиваем способность пользоваться данными нам природой
органами восприятия; мы, как умственно-отсталые, страдаем чем-то вроде
несоразмерности миру и находимся в постоянном поиске фантазматических миров
и образов жизни, где старое доброе "животное тело" замещено продуктом
симбиоза человека и технологии.
"Глаз сканера, nose spasms, ходячие языки, искусственные легкие,
кибернетические уши, половые органы без выделений и другие органы без
37
тела..." Они описаны в литературе, которая, как говорил американец
Крокер: "Не что иное, как обман, сокрывающий непреложность смерти. Вовсе не
случайно кибернетическая вечность является одним из популярных сюжетов
повествований, где физический мир растворяется и весь космос прекрасно
умещается в компьютере".
Послушаем также доктора Тузо, знакомого с другими экстремальными
ситуациями: "В попытках суицида, отказе от общения и приема пищи,
токсикомании, а также стремлении рисковать своей жизнью (превышение
скорости, езда на мотоцикле без шлема и т. д.) выражается стремление
индивидуума возобладать над своей собственной неполноценностью.
Насильственные попытки преодоления границ скрывают в своем основании
классическую фантазию победы над судьбой и полной самореализации".
Дело австралийца Боба Дента, который 26 сентября 1996 стал первым, кто
запустил суицид с помощью компьютера, показывает, что в наше время даже
нажатие на клавиши может выражать стремление к риску.
Объявленное в Интернете заранее, задолго до решающего 25 марта
коллективное жертвоприношение киберсекты Heaven's Gate не встретило
сочувствия, а было воспринято как оскорбление адептами мульти-медиа.
"Как могли -- говорили они, -- технически информированные люди, многие
из которых получили образование в американских колледжах, быть до того
наивными и инфантильными, чтобы кастрировать себя, отрекаться от мужеского
достоинства и положения зрелого человека?"
Витольд Гомбрович как-то обеспокоенно сказал: "Состояние духа нашего
современника лучше всего определяется как "незрелость"... Ставшая чуждой
культура вызывает и высвобождает в нас это состояние незрелости".
Не являются ли общепризнанное нарушение процесса взросления и связанные
с этим интел-38
лектуальные, сексуальные, эмоциональные и психомоторные проблемы,
незрелость индивидов, застрявших в детстве, логическим завершением и полным
воплощением наследственных технологических пороков?
Если космонавты, плавающие в межпланетном отстойнике, кричат в камеру:
"the dream is alive!"1, то почему интернавтам не принять себя за
космонавтов? Почему бы им не проникнуть в пространство между реальным и
вымышленным и не добраться до входа в виртуальный рай, как дети проникают в
волшебную сказку? Почему бы им не поверить, что внеземной свет кометы
Хейла-Боп-па освещает запасной путь, "выход" из физического мира? Тридцать
девять членов киберсекты Heaven's Gate не оставили в своей роскошной
резиденции на Ранчо Санта Фе ничего, кроме разложившейся тленной оболочки,
кроме тел, без которых они уже давно привыкли обходиться.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.