Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Куриц С., Воробьев В. Болезни государства (диагностика патологий системы государственного управления и права)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 12. Блок самоуправления Конституции эталонного государства.
Репродуктивная функция государственного управления

12.1. Общие положения
12.2. Органические причины неразвитости гражданского общества
12.3. Когнитивные причины неразвитости гражданского общества. Репродукция лидеров

12.1 Общие положения

Подтвердив возможности позитивного влияния гражданского общества на функционирование и развитие государства, попытаемся уяснить причины слабого развития этой важнейшей структуры государственного управления даже в тех государствах, в которых мы видим приближение к эталону.
Рассмотрев гражданское общество как целостную систему, можно «раскрыть черный ящик» и перейти к анализу внутренней среды гражданского общества. Основным компонентом гражданского общества является человек, который выступает в государстве в различных ролях. Человек в роли объекта управления исполняет решения органа управления, а в роли гражданина представляет конечного субъекта права. Человек (индивид или сообщество) может выступать и как субъект управления, например, в роли ЛПР в государстве (президента, премьер-министра, председателя верховной судебной палаты), члена палат парламента или члена кабинета министров, а в сообществе людей — в роли суверена-народа, представляя общественную ассоциацию.
Анализируя с позиции системного подхода эти роли, а также роль человека как живого биологического объекта , попытаемся приблизиться к пониманию причин, которые задержали на столетия реализацию в государстве идеи гражданского общества, появившуюся у Аристотеля и вербализованную Д. Локком в XVII веке.
Известно, что основным свойством организмических и организационных систем является развитие. Оно представляет необратимое направленное закономерное изменение объекта, в результате которого возникает новое качественное состояние .
У созданных человеком организационных систем, как и их природного аналога — популяции, компонентами являются биологические объекты: растения, животные, люди. Все они подвержены воздействию Общего принципа управления — конечности жизненного процесса, имеющего строго фиксированные метки начала и конца (принцип эквифинальности Л. фон Берталанфи). Природа «позаботилась» об управлении жизненным процессом биологических объектов и их популяций, вложив в объекты императивы репродукции, а в популяцию (и человеческую семью, которая представляет ее конечный этап) — инстинкты соединения субъектов для сохранения и продолжения рода и обучения новых поколений.
Однако созданные человеком организационные системы, артефакты, не получили от природы императивного механизма управления, которые вызывали стремление индивидов к сохранению организационной структуры, поскольку орган управления превратился в субъект управления и оказался физически отделен от объекта управления (в отличие от организма). Общение объекта и субъекта управления происходит по каналам информационной связи. Развитие цивилизации ослабляет инстинкты, господствовавшие в популяции, хотя и сохраняются определенные связи, обусловленные факторами, входящими в фундаментальные основы гражданского общества (культура, традиции, мораль) . Крепость таких связей уступает прагматическим стимулам создания и сохранения организационных систем, которые возникают на добровольном членстве людей. Поэтому лишенные природного императивного механизма гомеостаза (или действующего в ослабленной форме) организации, в том числе государства, должны вести подготовку лидеров, кадров управления и исполнителей, которые продолжат развитие организации. В государстве эта функция управления должна обеспечить репродукцию численного состава страны и создать условия для их социального и индивидуального развития как гражданина государства и члена мирового сообщества.
Основную роль в качественном развитии граждан может играть гражданское общество — некоторый аналог роли заботливой семьи, поскольку будущий гражданин до своего совершеннолетия редко полезен системе государственного управления, и продолжать эту роль на протяжении всей жизни гражданина. Однако результаты усилий по обеспечению образования и воспитания подрастающего поколения, впрочем, как и поддержанию определенного уровня гражданственности, культуры и морали у взрослого населения проявляются лишь в будущем. Власти, занятые решением преимущественно оперативных задач, не слишком внимательны к гражданскому обществу. Очень велик лаг между вложением средств в создание и поддержку гражданского общества и получением лидером государства (который действует ограниченное время) личного результата от поддержки гражданского общества (рост привлекательности по Гегелю). Это представляет существенное препятствие для государственной поддержки гражданского общества.
Негативное проявление фактора времени усугубляется инстинктом лидера, восходящим к природному принципу господства вожака в популяции животных, который не допускает существования другого вожака. В государстве, где господство лидера обеспечено его отчуждением от основной массы населения и подкреплено правом насилия над подчиненными, инстинкт единовластия препятствует возникновению иного центра власти. С развитием цивилизации острота и жесткость соперничества снижаются, приобретает легитимный характер, но сущность отношений соперничества не изменяется. Возникает противоречивая ситуация, при которой причина и следствие постоянно меняются ролями: развитие государства зависит от участия гражданского общества в управлении государством, а развитие гражданского общества зависит от поддержки системой государственного управления. Это — логическое противоречие, поскольку причина не может вытекать из следствия, и противоречие не поддается устранению формальными средствами, что подтверждается двухвековым опытом развития демократических государств (в тоталитарных государствах гражданское общество принципиально не существует).
Достигнутые успехи в части предоставления прав народу имели субъективную основу. Воспитание и самовоспитание отдельных государственных лидеров, которые юридически обладали правом преобразовать государственное управление в диктатуру, не позволило им реализовать потенциальные диктаторские возможности (в гл. 4 показано, что современные президентские государства не имеют гарантии против диктатуры). Гражданское общество по- прежнему воспринимается властью не как ее помощник, а как соперник, способный оказывать неподкупное давление на власть. Противоречие интересов власти и гражданина привело к стойкому препятствию развития гражданского общества, что восходит к природному принципу, действующему в популяции животных.
Результатом этого противодействия явилось преимущественно случайное или корыстное выдвижение лидеров государства и снижение качества государственного управления.
Вторым препятствием развитию гражданского общества выступает традиционное несистемное представление таких базовых понятий, как место государства в целеустремленной деятельности человека и характер принимаемых государственных решений в условиях неопределенности. Как было показано в параграфе 3.2, с позиций системного подхода «государство» есть видовое понятие рода «организация», а не некое особенное объединение людей (нерегулярного особенного характера, как полагают некоторые политологи и религиозные иерархи).
Любая организация состоит из субъекта управления и объекта управления, которые реализуют отношения власти и подчинения в процессе управления, включающего непосредственное руководство. Руководитель и должностные лица организации коммерческого и общественного характера — менеджеры получают вознаграждение (материальное или моральное) за результаты трудов по управлению подчиненными согласно договору в зависимости от экономических и других результатов деятельности организации. В государстве любого правового режима администрация и высшие должностные лица получают вознаграждение вне зависимости от показателей, достигнутых объектом управления за определенный период времени.
В менеджменте доля принимаемых управленческих решений, не поддающихся достаточному обоснованию из-за неопределенности будущего, носит характер ситуационного управления. Такие решения опираются на интуицию менеджера, который несет материальную и иную ответственность за промахи в интуиции. В государстве исторически сложилось, что государственные решения, даже те, которые поддаются программированию (по Саймону), принимается на всех уровнях управления с учетом политических предпочтений, отражающих корпоративные или личные интересы лиц, участвующих в их принятии. Основой таких решений может быть также компромисс, удовлетворяющий краткосрочные интересы политиков. За последствия диктатных и компромиссных решений расплачиваются в первую очередь граждане государства потерями имущества и жизней, и в редчайших случаях — политики, которые принимали решения.
Однако это вовсе не означает отказ от признания роли интуиции в проектах решений, разрабатываемых политиками или менеджерами, но требуется дефиниция понятий и исключение двойственности и многозначности . На рис. 22 показаны области жизнедеятельности граждан, в которых участие политиков в обсуждении и принятии политических решений является необходимым условием, чтобы не были ущемлены интересы различных групп населения, которых представляют политические партии. В частности, речь идет о представительстве всех политических сил в работе Учредительного собрания при подготовке и принятии конституции и поправок к ней (Целевой блок), в законотворческой деятельности Законодательной палаты при принятии законов, требуемых для реализации правовых норм конституции (Административный блок) и в каждодневном участии в жизни граждан и жителей страны с целью организации населения на создание социальной базы для удовлетворения потребностей человека (Блок самоуправления). Дефиниция областей принятия политических решений является предпосылкой снижения потребности в эмоциональной и ситуативной аргументации не- менеджеров, вызывающей кризисы и конфликты, свойственные политической деятельности.
Наконец, третье препятствие возникает в результате ряда противоречий в понимании роли, которую может сыграть граждан-


гос.управление
Рис. 22. Система государственного управления эталонного государства и участие политики

ское общество в устранении различий мотивации субъекта и объекта управления. Противоречие восходит к природному принципу управления в популяции животных: единовластный вожак и лишенные прав на власть члены популяции; применительно к человеческой организации этот принцип прослежен Н. Макиавелли в «Государе». Второе противоречие состоит в различии условий приобретения управленческих качеств лидером, пребывающим во власти, и будущих претендентов на лидерство. Здесь играет роль фактор случайного подбора и подготовки государственных лидеров. Третье противоречие: слабость гражданского общества ограничивает рост интеллектуальности и образованности населения — базы гражданского общества, что ослабляет его (гражданского общества) развитие.
Из этого вытекает, что орган управления государством, приобретя легитимным путем власть на определенный период, может не обращать внимание на подготовку будущих лидеров государства. Такая ситуация характерна для нестабильных государственных режимов с частой сменой правительств, хотя именно эти государства нуждаются, в первую очередь, в эффективном лидере. Здесь мы снова встречаемся с синдромом Богданова-Винера о границах знаний одного и того же предмета в различных областях, в которых вопросы подготовки лидеров, комплектования штатов управления имеют солидную научную базу .


Человек //Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.

Триада — в философии Гегеля — идея о том, что развитие проходит три ступени: 1 — исходный момент = «тезис»; 2 — «антитезис» = отрицание «тезиса» и превращение его в свою противоположность; и 3 — «синтез», который отрицает антитезис и становится исходным моментом последующего развития.

  Можно предположить, что «Любовь к родному пепелищу и ... к отеческим гробам» (А. Пушкин), так же как и свобода поиска работы, компании для общения или страх отчуждения при смене страны проживания не является ныне доминирующим фактором объединения людей.

  В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (ро1Шка). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция). Теперь во многих контекстах употребляется — по принципу взаимозаменяемости — наряду с терминами «политическая система» или «государство». Его обычно используют, когда хотят дать обозначение политической организации того или иного общества, свободное от аналитических коннотаций термина «система» или от метафизических, правовых или территориальных коннотаций термина «государство». Он часто фигурирует в дискуссиях о формах или типологиях политических систем, в особенности когда преследуется цель классифицировать политические системы в их целостности, а не конкретные институты, группы или политические подсистемы внутри того или иного общества. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wikipedia.org

  Например, исследования функции руководства и лидерства в управлении организациями: Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. Т. 1,2. — М. : Прогресс, 1981.

12.2 Органические причины неразвитости гражданского общества

Продолжим рассмотрение представленных выше соображений о внутренних противоречиях гражданского общества, которые затрудняют реализацию в государственном управлении идеи гражданского общества .
Различия мотивации субъекта и объекта управления является естественным диалектическим противоречием между лидером (лидерами) государства и гражданами, Согласно Гегелю мотивацией лидера (за редчайшим исключением лиц, которых принудили принять бразды государственного правления) является стремление к признанию его личности окружающими ; М. Вебер определяет его как тщеславие . Эта мотивация трансформируется в целевую установку лидера, которая может отвечать, слабо отвечать или вовсе не отвечать интересам и надеждам граждан, у которых существует постоянная не меняющаяся цель — удовлетворение растущих потребностей человека при условии, что средства достижения цели будут соответствовать принятым нормам прав и свобод.
Разрешение этого противоречия лежит в управленческой функции репродукции государственных лидеров. Не останавливаясь подробно на рассмотрении содержательного аспекта репродуктивной подсистемы управления, отметим лишь основные ее характеристики. Функция «лидерство» включает процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на общество, организацию, группу лиц или на одного индивида. Лидерство основано на способности лидера понимать мотивы деятельности различных социальных групп; учитывать их интересы при осуществлении политического курса; воздействовать на основных политических акторов; убеждать людей. Единственным регулятором его поведения является мораль.
Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Политика более «приземлена» и целенаправле- на, т.е. ориентирована на достижение определенных самими политиками результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же опирается главным образом на «санкции» совести. Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.
Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик. Эти идеи Вебера о соотношении морали и политики получили достаточно широкое распространение. Несмотря на свою кажущуюся реалистичность, они имеют ряд слабостей. Прежде всего, Вебер фактически сводит политику к легитимному использованию насильственных средств, ограничивая тем самым возможности влияния нравственности на политику. Однако задачи политики, особенно в современных демократических государствах, намного сложнее, чем применение насилия. При решении целого ряда политических вопросов использование или угроза применения насилия могут лишь повредить делу. Без гражданской ответственности, готовности к компромиссам, солидарности и кооперации политических акторов невозможно современное правовое государство. Выход содержания политики за пределы сферы применения насилия позволяет более широко использовать в ней нравственные ценности.
Веберовское понимание соотношения морали и политики по существу освобождает политиков от закрепленной в конкретных институциональных нормах нравственной ответственности перед другими людьми и обществом, поскольку решение вопроса о следовании нравственным принципам и применении средств для реализации политических целей оставляется на усмотрение самих политиков. Однако очевидно, что многие стоящие у кормила власти люди вообще не задумываются о безнравственности своих действий. Поэтому оставлять моральную сторону политики без правового и общественного контроля — значит поощрять безнравственность в политике.
Институциализация нравственных требований представляет собой их закрепление в нормах политических организаций и прежде всего в праве, что предполагает определенные санкции за нарушение моральных принципов. Такое институциональное закрепление морали — одно из важнейших условий гуманизации политики. Институты могут как стимулировать нравственность в политике, так и препятствовать ее влиянию. Как отмечает Б. Сутор (ФРГ), для гуманизации политики и укрепления нравственности лучшим является не тот строй, «который предъявляет к своим гражданам более высокие или даже наивысшие моральные требования. На самом деле лучше тот строй, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру» .
Гражданское общество служит научению морали конкретно и своей массой (по Маслоу). Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

  1. морализаторский подход означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность), используя при этом лишь нравственно допустимые средства;
  2. ценностно-нейтральный подход — игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

Развивая идею о возрастающей роли в системе управления неформальных отношений, американские социологи Ч. Бернард, Г. Саймон и др. выдвинули «интеракционистскую модель», в которой сделан акцент на взаимозависимость и взаимодействие между работниками, включающие в себя как формальные, так и неформальные компоненты, не только цели организации, но и интересы индивидов. В такой системе рациональность не должна абсолютизироваться, поскольку в управленческой деятельности большую роль играют непредвиденные явления и события.
Отсутствие или неполное представление их в Конституции, которая является целеформирующим инструментом всех норм права, превращает процесс правотворчества в случайный со всеми вытекающими последствиями для народа и государства. Все эти качества должны быть предметом научения будущего лидера.

12.3 Когнитивные причины неразвитости гражданского общества. Репродукция пидеров

Некоторые правят своими народами с помощью трюков, а не справедливых принципов. Разве они не похожи на повелителя обезьян? Они не подозревают о своей глупости. Как только их народ образумится, их трюки больше не срабатывают.
Д. Шарп «От диктатуры к демократии» (1993)

Развитие мыслительного аппарата человека, его способность к умозаключениям, выходящая за пределы эмоционального восприятия и включающая в себя потребность в рассудочном мышлении, является необходимым условием для лиц, занятых управлением множества других людей, т.е. организационной системой и в первую очередь государством, в котором сосредоточено огромное количество людей. Роль рассудочного мышления, отмеченная И. Кантом как способность обнаруживать причинно-следственные связи, была подтверждена многими мыслителями XIX и XX века.
Следуя предмету нашей книги, возвратимся к Г. Кельзену, который отмечал (см. выше), что этот уровень мышления был недоступен древнему человеку. Наш далекий предок представлял причинность в форме сверхъестественной силы, поведение которой недоступно пониманию человека, а посему понимание происходящего складывалось в результате общения со столь же несведущими людьми. Мы не будем развивать здесь столь интересную мысль, скажем лишь, что ее автор указал, что это уровень мышления был доминирующим у современного человека (первая половина XX века). К этому же выводу пришел американский экономист Брайан Каплан , который утверждает, что в результате иррациональных страхов, имеющих психологическую основу, «люди хотят верить в то, «во что верят другие люди» (кстати, точно совпадающую с высказыванием Г. Кельзена), и эти воззрения оказывают непосредственное влияние на результаты любых выборов. Б. Каплан также указывает, что экономисты традиционно рассчитывают на рационализм избирателей и властей. Однако рационализм всегда в большей или меньшей степени смешан с абсурдом.
Отсутствие способности (и, следовательно, потребности) у большинства граждан к рассудочному мышлению (приводящее к абсурду, о котором говорит Б. Каплан) не позволяет им противодействовать манипуляциям власти (политические технологии, продажные СМИ, лоббисты, клакеры и прочие). В результате этого замедляется развитие гражданского общества, пробуждение политического сознания и политической культуры массы людей. В этой обстановке растут и воспитываются дети, некоторые из них в будущем будут управлять организациями и принимать решения о судьбе огромного количества их современников.
Следовательно, отсутствие способности и потребности к рассудочному мышлению большинства граждан оказывает крайне негативное влияние на развитие государства не только в настоящем (на текущих выборах во власть), но и в будущем — в роли главы государства; управленческая функция специальной подготовки государственных лидеров рассмотрена выше.
Здесь рассматриваются источники патологии управления государства, которая приводит к тому, что потребность рассудочного мышления возникает лишь у небольшой части граждан. Большинство граждан государств всех групп, лишенное потребности понимания причинно-следственных связей в областях, которые непосредственно не касаются их профессиональной деятельности и быта (см. патологии создания гражданского общества), даже в новое время не может уйти от реалий древнего мира. Для них основой принятия решений остаются мнения окружающей среды и конформизм, что даже при наличии действенной обратной связи и свободного волеизъявления не может оказывать влияния на власть. На каждом этапе подготовки и принятия решений у главных политических игроков возникает возможность удовлетворить собственные интересы, осознавая ближние или дальние последствия для себя лично, но для государства и для его граждан они едва ли могут или хотят осознавать эти последствия. Для предотвращения опасных последствий нет пока действенного механизма, в качестве которого мог бы выступить народ-суверен.
Массовый характер болезни обусловлен органическими дефектами государственной системы дошкольного и школьного образования, в результате которых возникает безвозвратная потеря у ребенка врожденных уникальных способностей рассудочного мышления .
В эпоху глобализации интеллектуальный потенциал становится главным фактором эффективности и результативности. В конечном итоге, место любого государства в мировой экономике, в мире, зависит от того, сумеют ли мозги его граждан найти новые идеи, создать новые знания, новые потребности, товары, услуги и найдут ли способы превращения идей в реальность. Однако идея лучшего использования самого интеллектуального потенциала, уже заложенного в человеке природой, пока не занимает соответствующего места в калейдоскопе идей, хотя опыты древности и современная наука открывают обнадеживающие возможности.
Исследователи-психологи утверждают, что в жизненном цикле человека процессы мышления имеют различную направленность и интенсивность. Например, природа одарила раннее детство возможностью в немыслимых для взрослого человека темпах осваивать одновременно несколько языков, понимать отношения абстрактных символов (например, Булеву алгебру) и моментально переводить эмоции в зримые образы. И все это делать в игре, без особого напряжения. В этот период жизни маленький человек наделен не только способностью острого эмоционального восприятия действительности, но и обостренной рассудочностью. У ребенка в раннем детстве возникает постоянная потребность искать связи между предметами, образами и явлениями, что внешне выражается в бесконечном потоке вопросов . На более позднем этапе взросления рассудочность вновь достигает пика, но ум уже готов к дедуктивному мышлению (от общего к частному).
Рассудочное мышление позволяет приблизиться к разуму, «выше которого, по Канту, нет в нас ничего для обработки материала созерцании и для подведения его под высшее единство мышления». Разум позволяет раскрывать общие закономерности должного, которое в значительной степени предопределяет развитие всего мирового сообщества .
Но каждый подарок природы имеет ограниченный срок годности. В шести-семилетнем возрасте потребность поиска связей («почему?» и «как?») существенно падает, и, если эта потребность не была закреплена воспитанием, способность к творчеству во взрослом возрасте снижается. Второй пик возникает в период полового созревания как реакция неудовлетворенности в стремлении реализовать репродуктивную функцию (либидо, Фрейд). Интеллектуальный потенциал этого пика может быть также потерян, если воспитание вовремя не закрепит новых способностей. Впоследствии даже частичное возмещение потерь природных подарков потребует значительных средств, но без достижения столь же высоких результатов. Некоторые мыслительные способности навсегда исчезнут, как навсегда исчезает способность прямохождения человеческих детенышей, воспитывавшихся до четырех-, пятилетнего возраста животными (маугли). Создатели китайской школы боевых искусств Шао-Линь еще в глубокой древности осознали, что, если до пятилетнего возраста ребенок не получит специального физического воспитания, возможности сохранить до старости свойства молодого тела будут безвозвратно утрачены.
Получается, что изо всех неповторимых, утрачиваемых возможностей, которые только в детском возрасте дарит природа человеческому мозгу и телу, сами люди заботятся о сохранении одной способности — прямохождении, да и то интуитивно. Поэтому есть основания утверждать, что, не понимая и, поэтому, не используя природные возможности мышления, люди остаются в положении маугли, так и не научившихся ходить на двух конечностях. Весь прогресс знаний и умений связан с деятельностью чрезвычайно узкого круга лиц, сохранивших с детства в силу особых неизвестных обстоятельств свои мыслительные способности.
Развитие детей, т.е. их целенаправленное воспитание и образование, зависит от всей системы образования, которая включает родителей, детские сады и школы (нецеленаправленным воспитанием и образованием занимается окружающая среда). Некоторые детские мыслительные способности, например, накопление информации, овладения языками и разного рода умениями ослабляются (точнее темпы освоения) по мере взросления, но могут быть восстановлены в юношеском и взрослом возрасте при больших затратах материальных ресурсов и времени. Другие, например, способность мыслить, т.е. осознавать нетривиальные (не бытовые) связи предметов, образов и явлений, искать объяснение связям, утрачивается большинством людей в детском возрасте. Этот ущерб может быть восполнен лишь частично отдельными индивидами во взрослом возрасте, хотя некоторым выдающимся личностям удавалось самостоятельно (без соответствующих условий) сохранить эти способности с детства.
Чтобы сохранить у взрослого человека мыслительные способности, которые возникают в детстве — в особые периоды развития ребенка (ОПРР), нужна иная система образования. Она должна решить три задачи, относящиеся к детскому возрасту: 1) пробудить и закрепить у ребенка особые мыслительные способности, 2) создать постоянную потребность у ребенка для использования полученных инструментов мышления и 3) обеспечить условия для реализации этой потребности.
Эти задачи не могут быть решены в настоящее время, поскольку существующие системы дошкольного и школьного образования (государственные и частные) не нацелены на пробуждение и закрепление мыслительных способностей ОПРР (Задача-1). Для решения этой задачи требуются новые методики преподавания и новые преподаватели. Для того чтобы сохраненные мыслительные возможности ОПРР, были востребованы (Задача-2), необходимо, чтобы дети приобрели достаточный «строительный материал», к которому можно приложить инструменты мышления. Ребенку нужно много строительного материала — информации и умений, которые он приобретает с помощью гуманитарного и естественнонаучного образования, этического, эстетического и физического воспитания. Сам процесс приобретения знаний и умений требует соответствующих условий (инфраструктуры) — должна быть решена Задача-3. Т.е. нужна принципиально новая система образования, которую может осуществить только гражданское общество.
Рост интеллектуальности может существенным образом изменить существующие реалии формирования мировоззренческих позиций человека, что является одним из важнейших условий повышения правопорядка и снижения вреда, наносимого человеком самому себе как средства сохранения полноценной жизни в пределах, отмеренных свойством эквифинальности. Таким образом, чтобы повысить общий уровень интеллектуальности человека в мире, развить его способности и вызвать у него потребности к рассудочному мышлению, необходимо, чтобы эта задача государственного управления была закреплена сувереном в Основном законе государства и обеспечена комплексом обязывающих правовых норм. Поскольку в Конституциях ныне существующих государств этой нормы нет, она может быть представлена только в модели эталонного государства.

  Ряд современных философов видят источниками этих противоречий отсутствие динамической морали (А. Бергсон «Два источника морали и религии») или постановку задачи гуманистической психологии по Маслоу, которая ставится одновременно и как изучение личности в процессе ее роста, и как научение, культивирование — как передача другим этого внутреннего личностного опыта синергетической самоорганизации («социального синергизма»). Общество с высоким синергизмом, пишет А. Маслоу, — это общество, члены которого открыты не только голосу разума и рассудка, но и голосу сердца, голосу чувства любви к ближнему. И эта открытость, доброта, приятие другого не как “не-Я”, а как друга, есть качества, устойчиво воспроизводимые в некоторых коллективных архетипах, паттернах поведения и коммуникации, доминирующих в традиционных закрытых обществах, но обладающих, тем не менее, высоким синергетическим потенциалом.

  Литературными и историческими примерами могут быть костюм голого короля, скромные френчи Сталина и Мао Дзе-дуна и четыре Золотых звезды Брежнева.

  Потребность по возможности часто самому появляться на переднем плане, сильнее всего вводит политика в искушение совершить один из этих грехов или оба сразу. Чем больше вынужден демагог считаться с «эффектом», тем больше для него именно поэтому опасность стать «разболтанным» или не принимать всерьез ответственности за последствия своих действий и интересоваться лишь произведенным «впечатлением»

   Сутор Б. Политическая этика. — М: Фаир-Пресс, 2001. — С. 207.

   Каплан Б. (Bryan Caplan), (университет Д. Мэйсона) «Миф о Рациональном избирателе: почему демократии выбирают плохую политику» Washington profile, 23 июня 2007.

   Как мы упоминали выше, курьезный пример отсутствия способности к рассудочному мышлению — непонимание роли мужчины в рождении ребенка. Лишь в недалекой истории широкому кругу народов стала понятной эта причинно-следственная связь. Однако до сих пор (XXI век) существуют племена, которым эта связь неясна, поскольку причина и следствие разделены длительным периодом времени.

   I keep six honest-serving men / (They taught me all I knew); / Their names are What and Why and When / And How and Where and Who.//1 send them over land and sea, / I send them east and west; / But after they have worked for me, / I give them all a rest... /1 know a person small - / She keeps ten million serving men, / Who get no rest at all! / She sends ‘em abroad on her own affairs, / From the second she opens her eyes - / One million Hows, / two million Wheres, / And several million Whys. Есть великолепный перевод С. Маршака. (R.Kipling)
Опыт широкого использования новых методик преподавания обычных школьных дисциплин показал обнадеживающие результаты, например, в малых (не совсем демократических) государствах, как Сингапур и Гонконг; последний уже объявлен символом XXI века в связи с развитием идеи «виртуального» государства.

   Мы сознательно не затрагиваем вопросов развития мыслительных способностей на уровне разума, по И.Канту, поскольку на современном уровне развития науки нет инструментов, как подойти к решению этой задачи. Понимание нормативного и регулятивного значения ценностей представляют собой априорные императивы разума — цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.

.

Комментарии (1)
Обратно в раздел Политология
Список тегов:
гражданское общество 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.