Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лазуткин А. Постгосударственная парадигма управления акционерным капиталом

ОГЛАВЛЕНИЕ

3.7 Движущие силы коллективистских преобразований в классовом и геополитическом разрезе

Сколь бы долгожданными не были преобразования, закладывающие институциональные основания коллективистской нравственности и ноосферноориентированного разума, они никогда не произойдут сами по себе. Давно ожидаемые во всём мире преобразования «не могут быть вызваны к жизни ничем, кроме как некой социальной силой, полной решимости добиться их осуществления . «Что это за сила?» – вопрошал в середине прошлого века американский экономист Д. Гэлбрейт, умело обличавший многочисленные пороки современного индустриального общества, и сам же отвечал на свой вопрос:
«Все требуемые изменения … затрагивают область душевных эмоций и умственных интересов. Поэтому в них, естественно, хотя отнюдь не исключительно, заинтересованы те, кого мы называем интеллигентами. Наиболее многочисленная группа интеллигентов, объединённых общностью профессиональных занятий, – это сословие педагогов и учёных. Следовательно, именно к нему нам следует обратиться в поисках требуемой политической инициативы. Эта инициатива не может исходить от индустриальной системы, что, впрочем, не исключает того, что отдельные её представители окажут поддержку подобной инициативе. Не будет она исходить и от профсоюзов. Не говоря уже о том, что их численность и влияние уменьшаются, у профсоюзов нет особой необходимости ставить под сомнение цели индустриальной системы или бороться с тенденцией к отождествлению всех общественных задач с этими целями» .
Действительно, от «сословия педагогов и учёных», в силу их особого социального статуса, требующего постоянного проявления высокоинтеллектуальных способностей к продуцированию и репродуцированию научного знания, можно ожидать столь же постоянной готовности и решимости к активным действиям по осуществлению долгожданных коллективистских преобразований. Ни одна другая социальная группа не обладает, пожалуй, столь большой склонностью к научному просветительству и подвижничеству, столь высокой преданностью идеалам науки, столь широким кругозором и столь сильной приверженностью ценностям гуманизма для того, чтобы выступить вдохновителями и инициаторами масштабных общественных перемен. Ни на кого, кроме педагогов, преподавателей и учёных, нельзя возложить ответственность за реорганизацию, нацеленную на повышение качества научного образования. Никто не сможет лучше, чем они, оценить описываемые выше методологические преимущества диалектической систематизации научного знания, трансформировав эти преимущества в конкурентоспособность и прибыльность конкретных образовательных учреждений.
На сегодняшний день, однако, среди «сословия педагогов и учёных» найдётся немало тех, кто, провозглашая себя вдохновителем и организатором прогрессивно-демократических преобразований в обществе, будет всячески противиться прогрессу и демократии у себя в кабинетах. Десятки тысяч чиновников от образования, занимающих в государственном «табеле о рангах» определённые, «положенные» им места, оплачиваемые средствами, насильно изъятыми у налогоплательщиков, будут всеми силами отстаивать метафизические, догматические принципы организации науки и образования только для того, чтобы сохранить свои служебные привилегии навечно. Наивно было бы полагать, например, что официальные академики РАН, номинально отстаивающие передовые рубежи российской науки, проявят вдруг активную заинтересованность в её массовизации и диалектизации.
В целом, психологическая готовность вдохновлять общество на разумные, прогрессивные преобразования, на борьбу с косностью и догматизмом, тормозящими научный прогресс, присущая лучшим представителям «сословия педагогов и учёных», не гарантирует того, что инициированные ими долгожданные общественные изменения будут единодушно поддержаны всеми собратьями «по цеху». Для получения таких гарантий политическая инициатива педагогов, преподавателей и учёных (равно как и политическая инициатива любой другой социальной группы, претендующей на роль общественного авангарда), должна быть свободна от сковывающего влияния устаревших государственно-бюрократических структур и «научных организаций, которые в нужный момент превращаются в верных и угодливых слуг капиталистического хищника» .
Для гарантированного обеспечения возможности необходимых общественных преобразований, каждый из тех, кому близки идеалы науки, должен вести постоянную непримиримую борьбу с теми, кто находится в услужении государства, превращающего науку в мёртвую догму. Поскольку всяческие государственные чиновники от науки умерщвляют науку организованно, противодействовать им и обличать их нужно тоже организованно. За новые, более совершенные институциональные основания науки нужно выступать не случайно и разрозненно, а последовательно и сообща, объединяясь для этого в дееспособные общественно-политические организации и движения. Дееспособность таких общественно-политических движений, выражающаяся в способности противодействовать тлетворному влиянию подвизавшихся в науке должностных лиц, в способности пресекать каждодневные попытки чиновников увековечить свои привилегии, зависит от того, насколько крепко лучшие представители интеллигенции будут опираться на живое научное творчество масс, организованное во всемирном масштабе посредством современных интернет-технологий.
Исходя из диалектико-материалистического понимания истории, наука «отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом» . Утвердить научную истину одной лишь логикой нельзя, даже в том случае, если эта логика подкреплена интернет-технологиями, обеспечивающими максимально полное вовлечение масс в диалектический синтез научного знания. «Научная истина не только логична, но и хозяйственна», – писал русский философ С.Н. Булгаков. «Соответственно двойственному объективно-логическому и прагматическому характеру своему наука должна поверяться двоякого рода критерием, оцениваться не только со стороны логической правильности своих заключений, их последовательности, целесообразности, экономии мысли, изящества, стройности, но и со стороны своей практической, ориентировочной годности» .
Научная истина может быть утверждена лишь производительными силами, достигшими наивысшего уровня всемирноисторического развития. Это означает, что всемирная борьба за научные идеалы и возможность практической реализации разумных, диалектических принципов общечеловеческого развития должна опираться на массовую поддержку трудящихся всего мира. Именно трудящиеся массы, осознавшие планетарную общность своих интересов и свою ответственность за утверждение научной истины как основы прогресса, должны стать опорой в организованной борьбе прогрессивной части интеллигенции за идеалы науки. Общественно-политическое движение, инициируемое лучшими представителями сословия учёных и педагогов, должно совместить передовую науку, диалектически организованную в рамках всемирной сети Интернет, с передовым производством, коллективистски организованным в рамках всемирных (транснациональных) корпораций. Оно должно сплотить планетарные силы, выступающие за Всемирное Единство Разума и Нравственности – ВЕРНые силы. Базисом таких объединений должна стать сеть многочисленных высокорентабельных научно-производственных кластеров (стратегических альянсов) типа «научный университет–производственная корпорация», ориентированных в своём развитии на коллективистские принципы управления.
Во всём мире сфера труда скована пока государственно-бюрократическими структурами не меньше, чем сфера науки и образования. Идея ответственности всемирных производительных сил за утверждение научной истины, которая может быть реализована только через широкое, безграничное вовлечение наёмных работников в научное управление производством, противоречит идее суверенности национального государства. Однако главными врагами научного прогресса в сфере труда являются отнюдь не официальные представители государственно-бюрократических структур. Главными врагами научного прогресса и прогрессивных общественных преобразований, нацеленных на освобождение трудящихся масс от умертвляющего влияния государственно-бюрократических структур, являются представители обюрократившихся выборных исполнительных органов рабочих партий и профсоюзов.
Обюрократившимся руководителям современных рабочих партий и профсоюзов невыгодно обращать внимание на то, что эпоха доминирования национальных государств всё больше и больше отходит в прошлое. Выступая на стороне государственной бюрократии и корпоративной технократии, представители «рабочей аристократии» зачастую стараются убедить трудящихся в том, что главным гарантом социальных обязательств капитала по отношению к труду является национальное государство. Вместо того чтобы помогать работникам-акционерам в организации действенной системы корпоративного представительства и установлении эффективного контроля за деятельностью распорядителей крупного акционерного капитала, лидеры большинства современных рабочих партий и профсоюзов выступают приверженцами архаичной системы парламентского представительства, которую со времён К. Маркса принято характеризовать понятием «парламентский кретинизм».
«Научиться вести революционную работу в реакционных профсоюзах» – так, словами В.И. Ленина, может быть сформулирована главная задача освобождения трудящихся масс, стоящая перед любой социальной группы, претендующей на роль общественного авангарда.
Выступающие за Всемирное Единство Разума и Нравственности силы – ВЕРНые силы – должны, таким образом, включать в свои ряды не только лучших представителей интеллигенции, но и лучших представителей трудящихся, для того чтобы вести одновременную борьбу на два фронта – с «научными организациями, которые в нужный момент превращаются в верных и угодливых слуг капиталистического хищника» и с «узкой, себялюбивой, черствой, корыстной, мещанской, империалистски настроенной и империализмом подкупленной, империализмом развращенной «рабочей аристократией»» .
Победа ВЕРНых сил в борьбе за институциональные основания нового, ноосферноориентированного разума и новой, коллективистской нравственности должна ознаменоваться «отмиранием» государства, отказом государства от выполнения всех несвойственных ему функций и полным окончательным запретом на насильственное изъятие налогов. Не следует, однако, полагать, что формирование новой контрольно-регулятивной системы, адекватной потребностям разумного и гуманного общества, подготовит человечество к некоему классовому «Армагеддону» для одержания окончательной «победы Добра над Злом». Косность, трусость, подлость, чёрствость, себялюбие, догматизм, корыстная тяга к сохранению привилегий – всё это не только классовые, но и внеклассовые черты, присущие, в той или иной мере, каждой живой личности, и в связи с этим основная борьба за вселенский, ноосферноориентированный Разум и всечеловеческую, универсальную Нравственность должна будет вечно вестись внутри каждого из нас. Вызов ВЕРНых сил силам, которые «стремятся, запутав и сбив с дороги, увлечь человечество с трудового и действенного пути жизни на путь смерти, путь спокойный и не требующий никаких особых напряжений» – это, прежде всего, вызов каждого из нас самому себе ради преодоления своих собственных пороков и слабостей.
Обращаясь к геополитической характеристике движущих сил общественного развития, приходится констатировать, что во всём мире эти силы до сих пор не могут выйти из-под умерщвляющего влияния государственных структур, находящихся, в свою очередь, под влиянием безответственных распорядителей крупного акционерного капитала, национальной принадлежности не имеющего. Для того чтобы вывести движущие силы из-под этого влияния и сделать коллективистские преобразования возможными, нужно не только преодолеть своекорыстную косность «научного» чиновничества и «рабочей» аристократии, но и быть готовым к геополитическим осложнениям, которые вполне могут возникнуть в ходе такого преодоления.
Геополитические осложнения, которые могут помешать коллективистским преобразованиям всей человеческой цивилизации, обусловлены деформациями сферы производства материальных (вещных) ценностей из-за неоколониальной политики, проводимой «развитыми» капиталистическими странами в отношении стран «третьего мира». После развала «социалистического» лагеря эти деформации стали особенно опасными, так как в отсутствие идеологического сдерживания колонизация «слабых» наций «сильными» нациями, инициируемая распорядителями крупного акционерного капитала, стала практически неудержимой.
С переходом глобального капиталистического мира к сценарию однополярного развития фактический уровень жизни населения «развитых» капиталистических стран, входящих в так называемый «золотой миллиард», стал поддерживаться в основном за счёт эксплуатации дешёвой и бесправной рабочей силы, а не за счёт производительного труда. Бегство капиталов из стран «золотого миллиарда» в Китай и прочие небогатые страны с дешёвыми рынками рабочей силой, повлекло за собой деиндустриализацию рынков дорогой рабочей силы, что должно было закономерно вызвать сокращение рабочих мест, налогооблагаемой базы, и, как следствие, снижение доходов населения. Однако снижения доходов в странах «золотого миллиарда» долгое время не происходило. Несмотря на отток рабочей силы из сферы производства материальных ценностей, государственные власти стран «золотого миллиарда» поддерживали в своём населении иллюзию полного хозяйственного благополучия. Миллионы людей занимались совершенно бесполезным для хозяйственного развития делом, получая зарплаты банковских аналитиков, социальных работников, специалистов по связям с общественностью и менеджеров рекламных агентств.
Фактически в экономиках индустриально развитых стран стремительно нарастал опасный структурный дисбаланс, однако на уровне зарплат это не отражалось – он оставался «гарантированно» высоким. Гарантии «обеспечивались» государством за счёт постоянно проводимой избыточной денежной эмиссии. Регулярные эмиссионные вливания, искажающие и разрушающие экономическую структуру «сильных», «развитых» стран, осуществлялись в расчёте на то, что все издержки будут компенсированы за счёт «слабых», «развивающихся» стран: дешёвыми товарами, дешёвым природным сырьём и прочими «достижениями» неоколониальной политики.
На протяжении двух последних десятилетий государственным властям «развитых» стран удавалось поддерживать иллюзию полного экономического благополучия, успешно сглаживая нарастающие экономические диспропорции «выгодными» результатами хищнической эксплуатации колонизируемых территорий бывшего СССР и других стран, причисляемых к «развивающимся». Разумеется, отчуждённые от реальных нужд экономики государственные власти «развитых» капиталистических стран неспособны поддерживать материальное благополучие своих граждан таким способом вечно. Время, когда каждому гражданину стран «золотого миллиарда» придётся отказаться от привычного образа жизни, поскольку он не обеспечен производственными ресурсами, неминуемо должно наступить. Неминуемый час расплаты ещё не настал, однако он уже близок, так как прежний режим взаимодействия «сильных» и «слабых» наций существенно изменился. Пожалуй, главным предвестником неминуемой расплаты «золотого миллиарда» является Китай, трудовое население которого за последние двадцать лет многократно увеличило свои притязания на часть мирового «пирога».
Кроме вероятного осуществления притязаний Китая, есть большая вероятность того, что население территорий бывшего СССР сможет воспротивиться обмену «токсичных» денег на природные богатства, находящиеся под юрисдикцией компрадорского государства, по причине полного исчерпания доверия к государству как форме управления локальным природохозяйственным комплексом. Сегодняшняя Россия, например, как один из самых крупных «сырьевых придатков» Запада, очень близка к ситуации, в которой общество, сплотившееся вокруг идеи коллективистских преобразований, запретит вассальному государству губить уникальные ресурсы природы, культуры и интеллекта, меняя их на денежные «токсины» населения «золотого миллиарда». Если это вдруг произойдёт, немедленная цепная реакция может охватить все «развивающиеся» страны, и граждане стран «золотого миллиарда» как по волшебству многократно обнищают не только в своей способности производить, но и своей возможности потреблять произведённое.
Переводить страны «золотого миллиарда» из мира иллюзий в мир реальности безусловно нужно, и делать это нужно как можно скорее. Проблема, однако, заключается в том, что необходимый переход из мира иллюзии в мир реальности может оказаться для населения «золотого миллиарда» слишком резким и болезненным. Иллюзия благополучия, многие годы поддерживаемая усилиями государственных властей, не будет рассеиваться постепенно. Она рассеется мгновенно. Новость о том, что с завтрашнего дня населению «золотого миллиарда» придётся жить в десять раз хуже, чем вчера, переходя с «американских» и «французских» стандартов жизни на стандарты «китайские» и «таиландские», распространится вдруг, как гром среди ясного неба. У населения «золотого миллиарда» не будет времени на то, чтобы адаптироваться к новым стандартам жизни, снижая уровень привычных запросов на «сытую» жизнь постепенно и как бы незаметно.
Когда обналичивать «токсичные» деньги станет негде, может возникнуть положение, при котором, по русской поговорке, «сытый голодного не разумеет». Положение это может стать взрывоопасным, если граждане, озлобленные резким снижением уровня своих доходов, призовут свои национальные правительства к его активному исправлению. Уже сегодня многие исследователи отмечают рост праворадикальных милитаристских настроений среди населения «золотого миллиарда».
Хотелось бы надеяться на то, что усиление милитаристских настроений не заставит национальные правительства «развитых» стран пойти на агрессивные внеэкономические меры по поддержанию уровня жизни своих граждан. Такая агрессия привела бы к глобальной трагедии. Скорее всего, прогрессивная часть мировой общественности обладает достаточным здравым смыслом для того, чтобы оправдать надежды на лучшее и не допустить всемирной трагедии. И всё же, полностью исключить трагический сценарий развития человечества под милитаристским управлением «золотого миллиарда» пока нельзя. Сценарий такого развития предполагал бы раздел всех «периферийных» рынков дешёвого сырья и дешёвой рабочей силы на несколько промышленных резерваций (пока, как минимум, на американскую, европейскую и восточноазиатскую) и перманентные мировые войны за передел зон влияния до полного самоуничтожения человечества.
К сожалению, события, разворачивающиеся с конца 2010 года в Северной Африке, являются, по сути, ничем иным, как подготовкой «золотого миллиарда» к великому самоубийственному переделу зон влияния. Если за войной в Ливии последует государственный переворот в Сирии и война в Иране, наметится первое смертельное противостояние, – стран «золотого миллиарда» с Китаем, – которое обозначит окончательный и уже бесповоротный переход человечества в состояние неуправляемого хаоса.
Открытое попрание норм международного права, происходящее в сегодняшнем мире, заставляет усомниться в способностях прогрессивной части мировой общественности к здравомыслию. Ради спасения мира способность эту нужно укреплять немедленно и повсеместно. Одним из наиболее подходящих плацдармов для работы по предотвращению сценария развития человечества под милитаристским управлением «золотого миллиарда» вполне может стать Россия – не как государство, разумеется, а как средоточие этнокультурных сил, способных поставить власть под контроль общества, заставить её работать на себя (если таких сил нет – нет и России).
Из всех «развивающихся» стран Россия больше всего подходит на роль «спасительницы человечества». Не потому, что она представляет собой некую сверхдуховную субстанцию. Жители Лаоса и Перу ничуть не менее духовны. России эта роль предопределена в силу исторически сложившихся обстоятельств, важнейшими из которых являются:
- срединное положение России в культурно-этнической дихотомии «запад – восток», позволяющее специалистам, воспитанным в России, на уровне общественного менталитета чувствовать одновременно западный и восточный колорит, и основываясь на этом чувстве создавать в рамках того или иного коллективистского проекта условия максимальной культурной близости между представителями разных национальностей;
- исторический опыт успешной реализации крупнейших социальных проектов, благодаря которому народные массы всё ещё способны воспроизводить высокие образцы научной, инженерной и других видов интеллектуальной деятельности (вопреки тому, что российская государственность ни в одной из сфер общественной жизни, включая природопользование, науку, образование, экономику, не способна поддерживать длительное воспроизводство этого опыта);
- богатейшие запасы ценных природных ресурсов, средств от дешёвой распродажи которых должно хватить на то время, пока ВЕРНые силы России, совместно с ВЕРНыми силами других стран, будут осторожно, бережно выводить каждого гражданина стран «золотого миллиарда» из мира его смертоносных иллюзий в мир разумной и нравственной реальности.
В российском обществе всё ещё живы традиции, поддерживающие прогрессивные завоевания советской эпохи. К таким завоеваниям, в первую очередь, относится система школьного, вузовского и послевузовского образования, ещё недавно признаваемая одной из лучших в мире, и система индустриального производства, ещё недавно настроенная на выпуск наукоёмкой и высокотехнологичной продукции с высоким уровнем конкурентоспособности. Для сохранения и приумножения этих и других прогрессивных завоеваний советской эпохи ВЕРНые силы России, объединившиеся в массовое общественно-политическое движение, должны ещё принципиальнее, чем когда-либо прежде, «подчеркивать свою принципиальную враждебность к государству» , ни в коем случае не поддаваясь соблазну захвата государственной власти в целях использования средств государственного насилия для разрешения тех или иных общественных противоречий. Ни ради повышения эффективности пропагандистской работы, ни ради каких-либо других практических задач, ВЕРНые силы России не должны опускаться до уровня конкуренции с многочисленными партиями, претендующими на парламентское представительство (страдающими «парламентским кретинизмом»).
Для скорейшего осуществления коллективистских преобразований необходимо бороться не за государственную власть, а за контроль над основным источником государственной власти – контроль над прибылью крупных производственных корпораций. Организация такого контроля должна предполагать не только массовую демократизацию корпоративного производства, но и массовую диалектизацию университетской науки. Установление такого контроля в рамках конкретных транснациональных научно-производственных альянсов станет наглядной демонстрацией социально-экономической эффективности коллективистских принципов управления и позволит ВЕРНым силам направить «победоносное шествие крупного (акционерного – А.Л.) капитала» на путь Разума и Нравственности.
В деле формирования нового, более прогрессивного будущего многонациональному народу России не следует уповать на ВЕРНые силы других стран. Ни на кого особенно не надеясь, начинать надо с себя, начинать здесь и сейчас, в России. Вместе с тем, следует отдавать себе отчёт в том, что лишь объединившись с ВЕРНыми силами других стран, ВЕРНые силы России смогут занять передовые рубежи развития, с которых поведут за собой всё человечество к решению глобальных проблем современности, к преодолению глобальных кризисов, к подлинно коллективистскому, высоконравственному и разумно управляемому планетарному единству.

Заключение

Кто и как должен управлять теми, кто управляет нами? В развёрнутом, представляемом в монографии, ответе на этот простой, чёткий вопрос, автор приходит к трём столь же простым и чётким выводам.
Во-первых, всякое национальное государство находится на сегодняшний день под влиянием безответственных распорядителей крупного акционерного капитала, и для того, чтобы улучшить качество государственного управления, необходимо улучшить качество этого влияния. Сделать это можно лишь в том случае, если работники-акционеры воспользуются самыми передовыми достижениями научного менеджмента и установят эффективный коллективистский контроль за распорядительской деятельностью высшего корпоративного руководства.
Во-вторых, научный менеджмент должен развиваться не только в условиях глобального, свободнорыночного перемещения капиталов, но и в составе единой для всего человечества, универсальной, непрерывно обновляемой, постоянно поддерживаемой в актуальном состоянии системы социально-гуманитарных знаний, находящихся в свободном, беспрепятственном доступе. К началу третьего тысячелетия разумное человечество сумело подготовить все необходимые предпосылки для организации массовой ноосферно-ориентированной науки, и на сегодняшний день, взяв на вооружение современные интернет-технологии, способно превратить науку сначала в надёжный ориентир для коллективистского развития производственных корпораций, а затем и в непосредственную производительную силу общества.
В-третьих, успешность совмещения передовой науки, диалектически организованной в рамках всемирной сети Интернет, с передовым производством, коллективистски организованным в рамках всемирных (транснациональных) корпораций, целиком и полностью зависит от того, насколько слаженно и быстро будут действовать силы, выступающие за Всемирное Единство Разума и Нравственности. В сегодняшней, стремительно ухудшающейся геополитической обстановке от действия этих сил в разных странах мира зависит не только повышение уровня ответственности распорядителей крупного акционерного капитала и государственных чиновников, но и выживание всего человечества.

Обозначая перспективы дальнейшей разработки постгосударственной парадигмы управления акционерным капиталом, необходимо подчеркнуть, что формирование институциональной основы, которая будет в полной мере отвечать задачам прогрессивного развития человечества – это не одномоментное событие. Рассчитывать на чудеса здесь не следует. Прежде чем власть имущие всех уровней в полной мере осознают необходимость перехода на новый, более высокий уровень ответственности, предстоит проделать огромную работу, опираясь на реальную производственную демократию и живое научное творчество масс.

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Избранное. М., 2008. С. 317.

Там же.

Ленин В.И. Материалы к статье «К вопросу о роли государства». // Полн. собр. соч. Т.41. С. 335.

Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. М., 1988. С. 54.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 188.

Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. // Полн. собр. соч. Т.41. С. 29.

Ленин В.И. Материалы к статье «к вопросу о роли государства». // Там же. С. 335.

Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. // Там же. С. 35.

Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. М., 1995. С. 22.

Ленин В.И. Материалы к статье «К вопросу о роли государства». // Полн. собр. соч. Т.41. С. 337.

Там же. С. 334.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Политология

Список тегов:
бегство капитала 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.