Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Фекьяер Х.О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества?

ОГЛАВЛЕНИЕ

КОММЕНТАРИЙ 1

В своей книге Х.О.Фекьяер пишет, что данные научных исследований не популярны не только у сторонников интоксикантов, но и у их противников - трезвенников, ибо они подрывают один из главных постулатов трезвеннического движения - положение о том, что интоксиканты парализуют "моральный центр" в мозге и превращают благоразумного гражданина в низменного негодяя.

Действительно ли представленные в книге взгляды опасны для трезвеннического движения? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, какие природные свойства интоксикантов установлены наукой и какие свойства, казавшиеся ранее объективными, оказались в реальности субъективными.

Итак, интоксиканты объективно:

1. Отравляют организм, что проявляется при малых дозах в виде тошноты и рвоты, а в больших может привести к смертельному исходу.

2. Ведут к ухудшению здоровья и заболеваниям печени и иных органов.

3.Ухудшают координацию движений, время реакции и вообще производительность как физического, так и умственного труда.

4.Снижают сексуальное возбуждение и потенцию.

Никаких объективных, сознательных причин для употребления интоксикантов не существует.

Что это, как не подтверждение основного постулата трезвеннического движения о том, что любое потребление интоксикантов (исключая редкие случаи их использования в медицине) бессмысленно и вредно?

Научными исследованиями установлено, что интоксиканты сами по себе не влияют на агрессивность, расторможение, тревожность, уверенность в себе, а все наблюдаемые проявления этих чувств являются лишь усвоенными истолкованиями весьма слабого и обычно неприятного фармакологического действия интоксиканта, вызывающего только чувство, что "я не такой, как обычно". Интоксиканты не обуславливают изменение чувств и поведения, но могут подсознательно провоцировать эти изменения. То есть интоксиканты не превращают гражданина в негодяя, но могут (при наличии у гражданина задатков негодяя) спровоцировать эти превращения.

Таким образом, субъективные причины употребления интоксикантов объективно ведут к нарушениям общественного порядка и другим негативным последствиям. И поэтому, помимо разоблачения истинной связи между интоксикантами и поведением, для того, чтобы не провоцировать эти последствия, нужно шаг за шагом убирать интоксиканты из нашей жизни, а пока ограничить их потребление. Что это, как ни одно из главных требований трезвеннического движения?

Как установлено научными исследованиями, употребление интоксикантов вызвано социально-психологическими, подсознательными причинами, а именно использованием их: 1) в символических и ритуальных целях; 2) в качестве алиби при плохом выполнении какой-либо деятельности или для антисоциального поведения; 3)для того, чтобы следовать своим непосредственным желаниям и импульсам. Чтобы убрать интоксиканты из нашей жизни, необходимо ясно показать людям эти мотивы, перевести их из подсознательного состояния в область сознания, чтобы люди поняли, что занимаются самообманом.

Рассмотрим, каково значение трезвеннического движения в преодолении каждой из трех вышеуказанных подсознательных причин.

В разрушении роли интоксикантов как символов и ритуалов роль трезвеннического движения трудно переоценить, ибо только оно предлагает реальную альтернативу времяпрепровождения без этих символов. Чем больше людей смогут трезво проводить праздники и свободное время, тем меньше будет господство интоксикантов над личностью. И здесь приобретает новый, особый смысл требование трезвеннического движения о полном запрещении рекламы интоксикантов, главным образом алкоголя.

В то же время приходится признать, что фактически трезвенники в своих трудах рекламировали алкоголь как алиби для неудач и антисоциального поведения. Нам нужно признать свою вину в этом и включиться в широкую информационно-образовательную кампанию по разъяснению действительного влияния интоксикантов на поведение и поступки.

Из вышеизложенного можно и нужно сделать практические и политические выводы. Законодательно требуется еще четче определить, что интоксикация не только не служит смягчающим обстоятельством, а наоборот, усугубляет вину, ибо человек, подсознательно или сознательно стремится переложить ответственность на интоксикант и отказаться от самоконтроля. Как в преступлениях с оружием глупо обвинять само оружие, так и в преступлениях в пьяном виде нельзя обвинять алкоголь. Но в суде надо трактовать опьянение так же как, по крайней мере, угрозу применения оружия. Учитывая провоцирующую роль интоксикантов, надо добиться принятия и сурового исполнения ограничений на их распространение, в особенности алкоголя: ограничения мест и времени продажи, возраста, с которого разрешается продажа, экономической доступности (путем роста цен и налогов на алкоголь) и т.д.

В пропаганде акценты должны быть перенесены с "угрозы для нации" и проблем здоровья на мотивы, затрагивающие самоуважение потребителей интоксикантов. Надо показать им, что они носятся с дутыми символами, что они пытаются свалить на интоксикант вину за собственное неумение и нежелание хорошо работать, за свое антисоциальное поведение, за проблемы, отвечать за которые нужно самим и только самим. Надо разъяснить, что употребление интоксикантов - это самообман. Но здесь необходимы мягкие формы пропаганды, чтобы не вызвать у людей желания выпить только из чувства протеста против неуважительного и оскорбительного отношения к ним.

И еще одна вина может быть возложена на трезвенническое движение. Иногда оно приобретало пуританский характер и стремилось сдерживать проявление многих естественных чувств. В результате для многих выпивка становилась единственной возможностью расслабиться. Необходимо понять, что людям, особенно молодежи, необходима возможность для безвредного проявления своих чувств и эмоций. Это могут быть спортивные соревнования, рок-концерты и другие мероприятия, где можно выплеснуть эмоции, не прибегая к интоксикантам. А самое главное - надо проявлять большую терпимость к поведению людей, если оно не угрожает прочим людям, а только неким "ценностям общественной морали".

И надо прекратить говорить людям, что проблема пьянства или наркомании - их главная проблема, что, бросив пить или колоться, они решают все свои проблемы, ибо это просто замена одной иллюзии другой. На самом деле осознанное решение прекратить употреблять интоксиканты - лишь один шаг в развитии личности. Но сделать этот шаг необходимо, ибо объективно интоксиканты ухудшают здоровье и способности личности и не дают ей полноценно развиваться.

Таким образом, можно заключить, что данные научных исследований не угрожают трезвенническому движению, а лишь бросают ему вызов. И если трезвенническое движение перестанет мистифицировать интоксиканты и сможет преодолеть свой морализаторский характер, ему обеспечены прекрасные перспективы, вплоть до окончательной победы - искоренения господства алкоголя и иных наркотиков над людьми.

К.С.Красовский

Председатель Международной Независимой Ассоциации Трезвости

КОММЕНТАРИЙ 2

Выпуск книги Х.О.Фекьяера "Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества?" является крайне своевременным и значимым событием. В первую очередь, это определяется общим доминирующим в нашей стране взглядом на бытовые психофармакологические средства, к коим относятся алкоголь и наркотики, как на особые вредоносные агенты с некоторым "криминальным" оттенком в их потреблении, изготовлении, да и в самой сути. Вышеупомянутая книга I низана с абсолютно иным, значительно более глубоким подходом к проблеме. Предпринимается попытка в духе весьма распространенных и мире воззрений не только констатировать что-либо, но и ответить на вопросы более общие и значимые. Например, почему, зная о вреде АЛКОГОЛЯ, люди все же вступают в опасную игру потребления спиртного? Какова роль в этом нашей психологии, общества, наследственных факторов? Любая попытка не отвечать на эти и другие вопросы формализует любые предпринимаемые антинаркотические действия, выхолащивает целые многоотраслевые программы, в конечном итоге, убивает веру людей в саму возможность эффективного противостояния алкоголю и наркотикам.

В обществе, в котором слишком важным представляется вопрос: "Кто виноват?", а не: "Как произошло?" книга Фекьяера, безусловно, может вызвать необходимую дискуссионную волну, заставить глубже задуматься о проблеме, уйти, наконец-то, от примитивных запретительно-всезнайских подходов к оказанию помощи лицам с проблемами потребления наркотиков и алкоголя.

Не может не вызывать уважения и определенное мужество и энтузиазм председателя Международной Независимой Ассоциации Трезвости Константина Сергеевича Красовского, не только переведшего книгу, но и выбравшего столь нетривиальный материал для издания его в пашей стране от имени своей организации.

В целом, актуальность и крайняя нужность такого издания для на-1 шей страны с профессиональной точки зрения несомненна. Совместно с формируемыми новыми подходами в области реабилитации наркобольных и членов их семей книга Фекьяера "Алкоголь и иные наркотики:

Магические или химические вещества?" способна сыграть существенную роль в формировании адекватных подходов у населения к проблемам потребления алкоголя и наркотиков.

А.Н.Виевский

кандидат медицинских наук,

главный нарколог г.Киева,

генеральный директор Киевского объединения "Социотерапия" Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.