Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Содержание книги

ВООБРАЖЕНИЕ И СИМВОЛЫ

из книги Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии анализ и использование.

Мы уже сказали, что сновидения являются первым из двух великих каналов связи с бессознательным; вторым каналом является воображение.

Многие люди поначалу бывают потрясены, когда узнают, что воображение - это орган

связи, применяющий высокоразвитый, сложный язык символов для выражения содержания бессознательного. И, тем не менее, это - правда: если мы научимся следить за воображением, то откроем, что оно представляет собой истинный поток энергии и полных смысла образов, почти постоянно хлещущий из бессознательного.

Мы можем образно представить себе два канала, которые тянутся от бессознательного к осознающему разуму. Первый канал - это способность к сновидениям, второй - способность к воображению. Сновидения и воображение имеют одно общее особое качество, способность превращать невидимые формы бессознательного в образы, воспринимаемые осознающим разумом Вот почему у нас иногда возникает ощущение, что сновидения - это продукт воображения, продолжающего свою работу во время нашего сна, а воображение -это мир снов, посещающий нас в часы бодрствования.

В ночное время бессознательное приводит в действие заряды энергии, которые создают образы на экране спящего разума, но и в часы бодрствования оно не прекращает функционировать. Оно излучает постоянный поток энергетических импульсов, которые находят свой путь к осознающему разуму в форме чувств, настроений, и, прежде всего, образов, возникающих в нашем воображении. Как и в случае со сновидениями, символическое значение этих образов может быть понято только тем человеком, который хочет учиться.

Проходящий через наше воображение материал принимает самые разные формы - от фривольных до провидческих. На нижней отметке шкалы находится пассивная фантазия-прихотливая греза, посещающая нас в самое неподходящее время дня и, иногда, надолго отвлекающая наше внимание. Такие фантазии носят чисто развлекательный или отвлекающий характер и ничего не дают сознанию.

На верхней отметке шкалы находится провидческое озарение, то есть слияние Активного Воображения и религиозного экстаза. Активное Воображение -это один из способов конструктивного использования воображения, с целью приближения к бессознательному; есть много и других способов, в том числе формы глубокой медитации.

Цивилизация двадцатого века отличается массовым предубежденным отношением к воображению. Это отношение нашло свое отражение во фразах типа: "Тебе это только кажется" и "Это всего лишь твои фантазии, и к реальности они отношения не имеют".

На самом же деле, воображение - это вовсе не "выдумки". Появляющийся в воображении материал должен сначала зародиться в бессознательном. Воображение будет правильнее назвать каналом, по которому этот материал перетекает в осознающий разум. А если быть еще более точным, то воображение - это преобразователь, превращающий невидимый материал в образы, которые может воспринять осознающий разум

Корнем слова воображение является латинское слово image - образ; стало быть, воображение - это способность разума к созданию образов, инструмент, обладающий возможностью облекать в образную ткань существа из внутреннего мира, чтобы мы могли их увидеть. Воображение порождает символы, которые бессознательное использует для самовыражения.

Многочисленные исторические и психологические факторы, развивавшиеся в течение

многих столетий, привели к нашему сегодняшнему непониманию истинной сущности воображения и фантазии Объем этой книги не позволяет перечислить все эти факторы, но, поскольку предубеждения получили столь широкое распространение, я думаю, будет уместно остановиться на том, как понимали фантазию и воображение наши интеллектуальные предки -древние греки.

"Фантазия" - это греческое слово. Изначальное значение этого слова было информирующим' "то, что делает видимым" Оно произошло от глагола, означавшего, "делать видимым, открывать". Взаимосвязь не вызывает сомнений: психологическая функция нашей способности фантазировать состоит в том, чтобы "делать видимой" динамику бессознательной души.

Итак, греческая психология знала то, что современной аналитической психологии пришлось открывать заново: человеческий разум наделен особым даром превращать невидимое царство в видимые формы, чтобы разум мог их увидеть и созерцать. Вот это невидимое царство мы и называем бессознательным. Платон нарек его миром идеальных форм; для других древних оно было сферой богов, областью чистого духа. Но все они чувствовали одно: только наша способность создавать образы дает нам возможность эти образы видеть.

У древних греков phantasia обозначала тот особый дар разума, который способствовал созданию поэтических абстрактных и религиозных образов. Фантазия - это наша способность "делать видимым" содержание внутреннего мира посредством придания ему формы, его персонификации. Греки считали реальность внутреннего мира само собой разумеющейся и выражали ее идеальные формы или универсальные качества в образах своих богов. Для них phantasia была инструментом, посредством которого божественный мир общается с человеческим разумом.*

В европейской психологии (по крайней мере, до начала средневековья) способность к созданию образов, называемая воображением или phantasia, рассматривалась как инструмент, посредством которого можно принимать послания из духовного и чувственного миров и превращать их во внутренний образ, который можно сохранить в памяти и сделать предметом осмысления. В религии воображение было вполне законным путем к религиозному вдохновению, откро-

'В латинском языке древних римлян не было слова, выражавшего идею поэтического, духовного или религиозного воображения, которое порождало символический образ внутренней истины. В классической латыни слово "воображение" соответствовало слову "вымысел", в том смысле, что изображение внешнего объекта не соответствовало тому, как он выглядел на самом деле. Когда римские авторы обращались к способности человека выражать содержимое души посредством поэтических или духовных образов, они использовали греческое слово "фантазия". А Цицерон даже писал это слово греческими буквами.

вению и экстазу. Тот факт, что информация пробралась в осознающий разум через воображение, ни в коей мере не дискредитировал эту информацию, ибо, как сказано в "Оксо-фор деком Словаре Английского Языка": "Поэтическое воображение повсеместно рассматривалось как вера в реальность воображаемых вещей".

Слово фантазия стало приобретать другой смысл - 'вымысел", "нечто нереальное и непонятное," - скорее всего, в елизаветинские времена. Появилось слово "выдумка" - нечто,

произвольно порожденное воображением ради чистого развлечения. К сожалению, это неверное понимание природы воображения в полном объеме унаследовала цивилизация двадцатого века.

Если задуматься над этим вопросом хотя бы на мгновение, то станет ясно, какой глупостью является подобное принижение воображения. Поэзия, литература, живопись, скульптура, да и вообще любая художественная, философская и религиозная деятельность человека зависят от этой способности к созданию образов, называемой воображением. Если бы не эта наша способность к созданию образов, мы не смогли бы развить ни абстрактное и логическое мышление, ни точные науки, ни даже язык. И здесь уместно повторить уже приводившуюся выше цитату из Ноймана:

"Символические образы бессознательного - это творящий источник человеческого духа во всех его проявлениях... И поскольку процесс формирования бессознательным символов является источником человеческого духа, то язык, история которого практически идентична зарождению и развитию человеческого сознания, всегда начинается как язык символов" *

<<назад Содержание дальше >> Комментарии (1)
Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.