Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мацумото Д. Психология и культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

Культура и психология

Как мы видели на протяжении всей этой книги, влияние культуры на нашу жизнь огромно. Культура влияет на язык, на восприятие окружающего мира, на поведение и установки, на структуру семьи, на систему образования, форму правления и даже на наше здоровье. Применительно ко всем темам, освещавшимся в этой книге, культура играет важную, пусть молчаливую и невидимую, роль в определении того, как мы себя ведем и как мы воспринимаем поступки других людей.

В прошлом академическая психология никогда по-настоящему не рассматривала культуру как значимую переменную в теории и исследовании. Культура для психологии, что для нас - воздух или для рыб - вода; она окружает нас со всех сторон, но остается невидимой. Мы серьезно задумываемся о культуре, только когда начинаем контактировать с представителями других культур, что происходит все чаще и чаще в нашем многообразном и сужающемся мире. Сегодня мы осознаем, что культура - важный источник психологических различий, которые необходимо учитывать и в теоретической, и в исследовательской работе.

Таким образом, в психологии происходит нечто вроде культурной революции, и сегодня кросс-культурные исследования во всех аспектах психологии стали намного более рядовым событием, чем когда-либо ранее. Когда мы изучаем культуры, легко утонуть в массе «фактов», особенно касающихся культурных различий. Действительно, из фактов, почерпнутых в кросс-культурных исследованиях по психологии,антропологии и другим дисциплинам, можно было бы составить многотомную энциклопедию по культурным различиям. Было бы интересно увидеть такую энциклопедию - она помогла бы нам понять широту и масштаб влияния культуры на нашу жизнь.

Но даже когда нас окружают все эти различия, или, возможно, в особенности когда нас окружают эти различия, мы не должны забывать, что имеются и важные сходства. Изучение человеческого поведения в разных культурах дает нам информацию и об этих сходствах, и о различиях. Эта книга должна была высветить основные сходства и различия в широком спектре психологических феноменов, существующих среди разных культур.

Что все это значит - для академической психологии и для каждого и нас в отдельности? К чему это нас подталкивает? В заключительной главе я бы хотел обсудить значение этой культурной революции в психологии как для профилирующей академической психологии, так и для отдельных людей, живущих в нашем многообразном мире. Это важное для обеих сфер значение становится причиной трудностей, которые и делают новую эру психологии столь интригующей.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Культурные различия бросают вызов основополагающим теоретическим представлениям о людях и заставляют нас переосмыслить теории личности, восприятия, когнитивной (познавательной) способности, эмоции, развития, социальной психологии и других психологических процессов. Мы находимся на пороге создания энциклопедических компендиумов культурных различий почти во всех подотраслях психологии, когда имеется предостаточно почерпнутых из других культур свидетельств того, что истины большинства людей необязательно применимы к остальному миру. В этой книге было освещено множество подобных исследований и данных.

Фактически, стало достаточно легко получить исследовательские данные, документирующие культурные различия в каком-либо аспекте психологического поведения. Действительно, задача, стоящая сегодня и в будущем перед кросс-культурной психологией - не просто продолжить фиксацию культурных различий в различных областях психологического исследования. Вместо этого наибольшей трудностью в ближайшем будущем будет разработка теоретических моделей и концептуальных основ, которые могут объяснить, в чем культуры одновременно схожи и различны, и почему. Обилие фактов, которые культурная психология уже накопила и продолжает накапливать, подводит к необходимости как-то осмыслить их.

ПОДХОДЫ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

К счастью, небольшое, но растущее число кросс-культурных психологов интересуется выяснением того, каким образом между культурами возникают сходства и различия, и почему. Многие направляют свои усилия на изучение процессов развития, лежащих в основе приобщения к культуре, - процесса усвоения правил, ценностей, установок, представлений, моделей поведения и мнений своей первичной, родной культуры, - и сделали важные шаги, приближающие к пониманию того, как мы усваиваем культуру и как она влияет на нашу жизнь (см. главу 7). Другой важный шаг предполагает связь между культурой и Я-концепцией как посредником психологических различий в разных культурах (см. главу 3). Третьим стало использование значимых показателей культурной вариабельности, таких как индивидуализм-коллективизм (ИК), с тем чтобы спрогнозировать и объяснить культурные сходства и различия.

Как говорилось на протяжении всей книги, многие исследователи использовали ИК для прогнозирования и объяснения культурных различий в широком спектре психологических конструктов. Этот конструкт стал большим плюсом для кросс-культурного исследования и мышления, поскольку он позволяет нам выйти за границы национальности, расы или этнической принадлежности при прогнозировании и объяснении различий, сосредоточившись взамен на функциональных психологических прогнозах и интерпретации данных. Конструкты, подобные ИК, дают исследователям, равно как и теоретикам, основу, с помощью которой те могут понять психологическое влияние культуры на макросоциаль-ном и индивидуальном уровне.

Индивидуально-уровневые оценки ИК

Прогресс, достигнутый в последнее время в кросс-культурных методах, включает в себя развитие способов измерения тенденций ИК на индивидуальном уровне (см. главу 2), а эти методы оказывают большое позитивное влияние на построение теории в кросс-культурной психологии. Триандис называет ИК на индивидуальном уровне идиоцентризмом и оллоцен-тризмом, и их оценка является большим плюсом для исследования. Это позволяет исследователям убедиться эмпирически, что выборки различаются по данному конструкту, обеспечивая важную методологическую проверку и устраняя зависимость от анекдотических сведений, впечатлений или стереотипов при интерпретации данных. Кроме того, исследователи теперь могут численно оценивать степень внутрикультурной вариабельности для этого важного конструкта. Используя этот показатель, ученые могут определить, в какой мере различие между группами может быть приписано различиям индивидуального уровня в ИК.

К примеру, допустим, что исследователь намерен сравнить две культуры и просит участников заполнить вопросник, позволяющий получить индивидуально-уровневую оценку ИК. Групповые различия по зависимому показателю можно проверить с помощью обычных процедур. Кроме того, связь между ИК и зависимой переменной можно оценить посредством корреляционных процедур. Если корреляции обнаружены, их влияние на групповые различия, полученные ранее, можно проверить, используя множественную регрессию или анализ ковариации . Степень влияния ИК на групповые различия можно подсчитать путем сравнения величин эффекта групповых различий, полученных в оригинальном и ANACOVA -анализе.

Пример нового подхода: изучение правил выражения эмоций

Фактически, этот подход был использован в недавнем изучении культурно обусловленных правил выражения эмоций в США, Японии, России и Южной Корее . Участники в четырех странах заполняли вопросник, позволяющий получить индивидуально-уровневую оценку ИК, а также отвечали на перечень вопросов, касающихся правил, которые определяют выражение ими семи различных эмоций в четырех социальных контекстах.

Анализ показал не только межнациональные различия в правилах проявления эмоций и ИК, но и то, что эти правила коррелировали друг с другом, между странами и внутри стран. Затем мы использовали прием сравнения величин эффекта, основанный на данных анализа ANACOVA , проверявшего оценки правил проявления эмоций по четырем странам и использовавшим показатели ИК в качестве ковариантов. Эти сравнения показали, что индивидуально-уровневый И К отвечает приблизительно за 30% различий между странами в правилах проявления.

Необходимость использования других параметров культуры

Возможно, что представители данной области науки слишком увлеклись ИК, забыв о других важных параметрах. Очевидно, что ни один параметр не может полностью охватить «культуру». Например, при вышеописанном изучении правил проявления эмоций ИК отвечал только примерно за 30% вариаций между странами. Что же отвечает за остальные 70%? Я полагаю, что еще один культурный показатель, дистанция власти (ДВ), или дифференциация статуса, столь же важен, как и И К, а то и важнее.

Будущие исследования должны включать в себя разработку индивидуально-уровневых измерений этого важного культурного конструкта и интеграцию его в кросс-культурное исследование. В любом случае именно этот подход - выявление значимых параметров культурной вариабельности и фактическая их оценка - должен позволить кросс-культурной психологии справиться с задачей разработки теоретических моделей, объясняющих культурные сходства и различия.

ЗАДАЧИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Если задача кросс-культурной психологии - разработать теоретические модели, объясняющие культурные сходства и различия, профилирующая академическая психология должна интегрировать в себя эти культурные схемы.

Ограниченность теорий сознания

Исследование билингвизма, рассмотренное в главе 12, продемонстрировало, что билингвы, по-видимому, используют две культурные системы координат, в зависимости от того, на каком языке они в данный момент разговаривают. Многие из вас, кто говорит на двух языках, могут распознавать этот феномен. Хотя, несомненно, имеются области взаимного наложения и подобия, билингвы сообщают о том, что они обладают различными личностями, судят об эмоциях различным образом, оценивают события и окружающую их среду по-разному и объясняют события различными причинами в зависимости от того, какой язык используется при выполнении этих заданий. В уме билингвов не только уживается множество культурных схем, но сами они приобретают дополнительную способность отслеживать, какую культурную схему применить в конкретном социальном контексте. Тем самым у них происходит метакогнитивный процесс, который позволяет им участвовать, благодаря своим «множественным личностям», в здоровом и конструктивном взаимодействии. Эта способность связана с развитием межкультурной сенситивности.

Большинство американцев монолингвы; большинство населения остального мира мультилингвистично. Тем самым информация, полученная из исследований американцев, и теории, выстроенные на основе изучения американцев американцами, могут опираться на теорию сознания, которая в действительности неприменима к остальному миру. Мы можем не задумываться о том, имеют эти теории смысл или нет, поскольку они ограничены нашей собственной культурной схемой. Мы сможем прочувствовать, понять и оценить эти границы, только когда выйдем за них.

Причины отличия теорий сознания

Лиллард в недавнем обзоре, касавшемся этнопсихологии, предположила, что теории сознания и народная психология (набор базовых представлений о сознании и поведении) фактически весьма вариабельны, завися от культуры, хотя мы часто об этом не подозреваем. Вот четыре причины, почему подобные народные теории различаются у представителей мирового сообщества:

1) внешние различия отражают внутренние различия в психологическом осмыслении;

2) каждая культура поддерживает определенные выборочные конструкты в своей собственной психологии;

3) условия, предваряющие социальное познание и установки, отличаются в разных культурах;

4) несмотря на внешние сходства, в психологическом осмыслении могут существовать значимые нюансы.

Лиллард произвела обзор ряда аспектов теорий сознания, варьирующихся в культурах, включая структуру сознания, атрибутивные процессы и специфические процессы, такие как восприятие, эмоция и мышление. Само существование этих различных этнопсихологии показывает, что профилирующие подходы к психологии не учитывают фактическое многообразие психологических процессов и функций в мире.

Создание культурной психологии

Разработанной главным образом в монолингвистической и монокультурной среде, профилирующей психологии предстоит еще сделать очень многое, если она собирается охватить как можно больше людей в многообразном мире. Ассимиляция кросс-культурных данных и теорий профилирующей психологии предполагает фундаментальный пересмотр способов мышления, касающихся «Я» и личности, которые имеют важные последствия для всех сфер психологии. Нельзя отбрасывать никакую информацию или идеи, которые имеются в настоящее время; они должны быть помещены внутри соответствующего контекста, чтобы охватить большее количество людей. Межкультурная работа должна быть включена в профилирующую психологию, которой следует подстроиться под эти идеи. Конечный продукт будет качественно отличаться от психологии, к которой мы привыкли.

Необходим фундаментальный пересмотр самого характера психологии, так чтобы она включала культуру в качестве одной из своих рабочих переменных, как в исследовании, так и в теории. То есть мы должны двигаться от психологии прошлого к культурной психологии будущего. В культурной психологии культура является не каким-то запоздалым измышлением или экзотическим придатком профилирующей психологии, а скорее интегральной частью последней. И, фактически, некоторые авторы приступили к созданию такой культурной психологии.

Как нам подступиться к выполнению этой задачи? Борьба, если угодно, будет вестись не в лаборатории или полевых исследованиях, а в нас самих. Наитруднейшая задача, которая стоит в настоящий момент перед кросс-культурной психологией, - меньше думать о получении все новых данных, подтверждающих культурные различия, и больше о путях коллективной интеграции их в согласованную, исчерпывающую теорию, которая включала бы себя и профилирующую и кросс-культурную психологию. Эта задача относится в равной степени ко всем отраслям психологии, которые, подобно Шалтаю-Болтаю, представляют собой расколотые фрагменты некой большей совокупности. Хотя потребность в спецификации и фрагментации понятна, также понятна и потребность в интеграции и синтезе. Нам необходимо посмотреть за рамки психологии, чтобы суметь «собрать кусочки воедино»; иначе мы никогда не увидим целого, ограничившись лишь его частями. Эта интеграция может потребовать от нас обращения к антропологии,социологии,экономике, медицине и другим дисциплинам. При разработке теоретических моделей, которые будут включать культурные сходства и различия, мы должны выйти за пределы психологии, чтобы узнать больше о ней самой. Для того чтобы собрать Шалтая-Болтая, потребуются поистине титанические усилия.

Этот новый подход не должен быть навязан силой, как и не должен быть травмирующим пересмотр. Маленькие шаги превратятся в большие, а последние - в путешествие. В конце концов желанна сама прогулка, а не конечная цель маршрута. Способна ли кросс-культурная психология выполнить эту задачу? По плечу ли она психологам?

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ПОСТРОЕНИЕ УЧИТЫВАЮЩЕЙ МНОГООБРАЗИЕ МОДЕЛИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

По мере того как мы узнаем больше о культурных сходствах и различиях, нам необходимо затронуть основы, чтобы понять, зачем мы вообще изучаем культуры. Без повторного обращения к нашим мотивациям масса фактов о сходствах и различиях так и останется массой разрозненных фактов. Нам нужен метод, чтобы объединить эти факты и воспользоваться ими - сделать так, чтобы они стали средством достижения цели, а не самоцелью. Когда мы заново пересмотрим свои мотивации, мы должны быстро понять, что решающей причиной того, почему мы изучаем культуру, является улучшение нашей жизни и наших отношений с другими людьми в многообразном мире. Эта цель должна быть основной причиной нашего изучения культуры и ее влияния на человеческое поведение. Если мы не сумеем обобщить информацию, собранную к настоящему времени, и использовать ее некоторым продуктивным образом, те огромные возможности, которые предоставляет эта информация, выскользнут из наших рук и будут упущены.

Вспомним о двух целях психологии, обсуждавшихся в главе 1. Одна из них - выработать знания; вторая - использовать эти выработанные знания для вмешательства в жизнь людей и для помощи им в улучшении их жизни. Знания, выработанные в психологии, используются психотерапевтами, воспитателями, консультантами и преподавателями с целью непосредственного вмешательства в жизнь людей. По мере того как наш мир становится все более многообразным по своей культуре, наследию и традиции, точная информация о культурных влияниях на психологию начинает играть все большую роль в нашей способности создавать содержательные и эффективные программы вмешательства для людей, чью жизнь мы затрагиваем.

«Энциклопедия культуры»

Как же нам в своей повседневной жизни подойти к этой конечной цели? Одним из способов было бы создание в собственном сознании энциклопедии культуры, документирующей культурные сходства и различия справочник, к которому вы могли бы обратиться в любое время. Это очень трудная задача, так как о культуре придется узнать очень многое, а доступного времени, энергии и места для хранения информации совсем мало. Однако несмотря на трудности, этот подход имеет свои достоинства, и несомненно, что многие люди мысленно создают подобные энциклопедии, охватывающие небольшое число культур, с которыми они близко познакомились. Люди, которые проводят продолжительные периоды времени, погружаясь в различные культуры - благодаря путешествиям, предпринимательству или программам взаимного обмена, - действительно выстраивают подобные справочники, хотя и неосознанно. Сила этого подхода заключается как в повышении нашей способности проявлять культурный релятивизм, так и в направлении нашего поведения во время повседневных интеракций с людьми из разнообразной среды.

Но ни один из нас не может создать энциклопедию культуры для всех культур, с которыми мы можем соприкоснуться в своей жизни, а многие из нас не имеют возможности путешествовать и погружаться в другие культуры, чтобы стать благодаря этому культурно осведомленными. Вместо этого огромному большинству людей приходится полагаться на процесс межкультурного роста, на который мы можем опереться, с тем чтобы осмыслить то многообразие, которое существует в сегодняшнем мире.

От отрицания и преуменьшения - к интеграции

Фактически, мы обсуждали процесс межкультурного роста в главе 14, когда описывали модель межкультурной сенситивности. Эта модель отражает разные стадии, которые люди проходят при знакомстве с культурными различиями, начиная с отрицания и преуменьшения этих различий на одном конце спектра и заканчивая приятием, адаптацией и интеграцией на другом. Одно из допущений этой модели состоит в том, что большее одобрение и большая «межкультурность» предпочтительнее, чем отрицание или преуменьшение. Хотя некоторые люди могут оспорить это допущение, я бы заявил, что оно валидно - не только в сегодняшнем многообразном мире, но прежде всего в завтрашнем.

Как же нам перейти от одного полюса этой модели к другому - от отрицания и преуменьшения к интеграции? Этот путь непрост, поскольку из-за существования различий мы относительно легко начинаем отрицать или преуменьшать их важность в нашей жизни. Как мы говорили в главе 4, наш собственный этноцентрический и стереотипный образ мышления, который сам по себе является неизбежным следствием нормального психологического функционирования, способствует тому, что мы приходим к негативным ценностным суждениям относительно этих различий. И вполне нормально, что мы проявляем по крайней мере слегка негативные эмоциональные реакции, когда сталкиваемся с культурными различиями. Эти негативные реакции - и негативные ценностные суждения, которые мы склонны выносить из-за своего этноцентристского и стереотипного мышления, - затрудняют использование нами более здоровых и конструктивных методов взаимодействия и мешают по-настоящему оценить эти различия и объединиться с демонстрирующими их людьми.

Как мы говорили в главе 14, процесс межкультурной коммуникации сложен, и неизбежны конфликты, вызванные межкультурным непониманием. Тем самым если мы хотим выйти за рамки этноцентрических и стереотипных искажений, когда сталкиваемся с межкультурными различиями, крайне важно суметь проконтролировать свои негативные эмоциональные реакции при встрече с этими различиями. Этот момент связан с пунктами, указанными ранее в главе 4, посвященной роли эмоций и настроения в процессе восприятия других людей и стереотипизации. Тот, кто способен регулировать свои эмоциональные реакции, сможет затем принять участие в более конструктивном межкультурном процессе, подобном очерченному в модели межкультурной сенситивности, и открыть дверь более успешным межкультурным интеракциям. Тот, кто не может этого сделать, останется за закрытыми дверями. Следовательно, эмоции - центральная часть этого процесса и ключ к успешному межкультурному опыту.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ: КЛЮЧ К ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ

Регрессия у детей и взрослых

Многие из нас, кто имеет опыт общения с детьми, знают, что даже очень маленькие могут совершать альтруистические поступки. Они могут предлагать свое любимое одеяло, игрушку или пищу другому ребенку, который испытывает страдания, или протягивать руку помощи маме и папе, брату и сестре во время игры. Однако когда происходит нечто, вызывающее у них боль, гнев, фрустрацию или раздражение, картина становится совсем другой. Дети начинают плакать или выходят из себя. Их мышление и мировоззрение возвращаются к более примитивному способу взаимодействия с миром и его пониманию. Они утрачивают способность совершать моральные или альтруистические добрые поступки, поскольку их образ мышления заперт в более инфантильном модусе реагирования. Как упоминалось в главе 4, многие психологи называют этот процесс регрессией.

Регрессия свойственна не только детям и подросткам. Зрелые люди в любом возрасте также временами совершают подобный регресс. Все мы знаем людей, которые, испытывая боль, раздражение, фрустрацию или гнев, не способны мыслить адекватно; они бранятся, неистовствуют и возвращаются к более примитивному образу мышления, поведения и эмоциональных реакций. Хотя внешние проявления этих процессов у взрослых и детей могут различаться (взрослые не прижимают к груди свои игрушки и не выбегают из комнаты), в основополагающих психологических процессах имеется заметное сходство.

Когда возникает негативная эмоция, люди могут легко уступить этим чувствам, которые затем «вытесняют» их обычные манеры. Даже люди, которые обычно склонны мыслить критически по поводу происходящего и часто ведут себя исключительно нравственным и альтруистическим образом, могут потерять способность мыслить или действовать в подобном ключе, когда их охватывают негативные эмоции.

Ключевые компоненты личностного роста

В эпизоде межкультурного взаимодействия неизбежно наступает критический момент, когда из-за культурных различий возбуждаются негативные эмоции. Те люди, которые могут как-то контролировать или регулировать эти негативные чувства - кто может сдержать их, не действовать исходя из них или не позволить им завладеть своим мышлением, поведением или ощущениями, - сумеют задействовать другие процессы, которые помогут им расширить свою оценку и атрибуцию причин различий. Как только эмоции взяты под контроль, перестав быть руководством к немедленному действию, люди могут размышлять критически об истоках этих различий, возможно, выходя за рамки своих культурных шор и схем, чтобы задуматься о возможности других причин различий, которых они могли даже не сознавать. Если будет проявляться этот тип критического мышления, то люди могут активно выбирать, принять им или отвергнуть альтернативные гипотезы, касающиеся причин этих различий. Можно надеяться, что они проявят открытость и гибкость, приняв конкурентные гипотезы, если окажется, что их первичные реакции были неточными.

Таким образом, тремя ключевыми компонентами личностного роста являются следующие.

1. Эмоциональное регулирование.

2. Критическое мышление (выработка конкурентных гипотез).

3. Открытость/гибкость, позволяющая принять конкурентные гипотезы.

Сценарий роста и сценарий стагнации

Например, предположим, что вы встретили кого-то в первый раз. Вы пытаетесь смотреть прямо в лицо этому человеку и пожать ему руку, но он отводит глаза в сторону, по-видимому, отказываясь признать ваше присутствие или пожать вам руку. Ваша первая реакция может быть негативной. В такой момент очень легко сформировать отрицательное впечатление об этом человеке, основанное на негативной атрибуции, касающейся причины отличия в поведении от того, что вы ожидали увидеть. Однако если вы способны обуздать эту реакцию, а затем критически осмыслить возможные причины такого поведения, то можете рассмотреть ряд альтернативных гипотез. Тогда как в вашей культуре прямой контакт глаз может быть знаком уважения, в культуре этого человека знаком уважения станет избегание контакта глаз. Тогда как в вашей культуре рукопожатие - это общепринятая форма приветствия, в другой культуре подобный контакт может быть ограничен отношениями между близкими людьми. Стоит вам выработать эти и другие возможные гипотезы, и у вас будет выбор: принять или отвергнуть их. Если вы предпочтете принять альтернативную причину неожиданного поведения, можно надеяться, что вы обретете открытость и гибкость для того, чтобы изменить взгляд на свою первоначальную негативную реакцию.

В сущности, эта модель - модель роста. Используя критическое мышление применительно к культурным различиям и будучи открытым и гибким в своем мышлении, вы способствуете тому, что ваш способ восприятия людей продолжает развиваться. Вы постоянно все более усложняете свой метод подхода к многообразию. Эта усложненность позволяет вам перейти от отрицания и преуменьшения к адаптации и интеграции в модели межкультурной сенситивности, обсуждавшейся ранее. Однако весь этот процесс возможен только в том случае, когда вы можете регулировать свои эмоции, не позволяя негативным чувствам взять над вами верх.

Напротив, если наши негативные эмоциональные реакции на неизбежные культурные различия продолжат нас переполнять и диктовать, как нам следует мыслить, чувствовать и действовать, мы не сумеем прибегнуть к критическому мышлению, касающемуся этих различий. Тогда мы будем регрессировать к прежнему образу мышления, который коренится в нашем этноцентрическом и стереотипном видении мира. Вместо того чтобы выработать конкурентные гипотезы, которые стимулируют рост нашего мышления, мы только подкрепим свой предшествующий, ограниченный образ мышления. При этом открытость новым идеям и конкурентным гипотезам не становится даже возможностью выбора, поскольку эти новые идеи еще не появились. Вместо этого имеет место только «пережевывание» стереотипов и этноцентрических установок. Этот сценарий соответствует модели отсутствия роста.

Одним словом, три основных компонента личностного роста в связи с культурными различиями - это регулирование эмоций, критическое мышление, а также открытость и гибкость. Из них ключевым элементом является регулирование эмоций, так как оно открывает врата процессу роста. Если мы не можем взять под контроль свои неизбежные негативные эмоции, невозможно приступить к тому, что бесспорно будет мышлением более высокого порядка, относящемся к культурным различиям.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Как же мы можем критически осмыслить культурные различия, когда нам удалось совладать со своими эмоциональными реакциями? В этом разделе я предложу семь указаний, касающихся процесса критического мышления. Эти указания не универсальны, поскольку нельзя говорить, что они «подтверждены» кросс-культурными исследованиями. Скорее они представляют собой мою робкую попытку обобщить всю информацию, представленную в этой книге, вместе с моим опытом и опытом других людей, взаимодействующих с выходцами из различной среды, и произвести синтез этой информации, превратив ее в набор согласованных указаний, которым я пользуюсь сам. Возможно, другие дадут свои указания, которые могут расходиться с моими. Я предлагаю свои не как окончательный рецепт успешных человеческих отношений, а как базу, опираясь на которую можно вести содержательные дискуссии с другими людьми об этой важной теме. Согласятся люди или нет с этими указаниями - вопрос вторичный по отношению к более важной задаче их вклада в нашу способность вести разговор об этих эмоционально заряженных вопросах.

Признание культуры психологическим конструктом

Я сосредоточил свое внимание на определении культуры как психологического конструкта, выделив, скорее, субъективные, чем объективные аспекты культуры. Я считаю, что именно эти субъективные аспекты культуры, существующие в нашем сознании в виде ментальных отпечатков или программ, являются наиболее важными для понимания влияния культуры на человеческое поведение. Культура имеет отношение к тому, в какой степени группа людей разделяет общие установки, ценности, представления и модели поведения. Как таковая, культура является функциональной данностью, которую мы не можем увидеть, но способны вывести из наблюдений человеческого поведения.

Культура - это не раса. Рождение внутри какой-то расы не означает, что вы автоматически усваиваете культурные ценности, связанные с этой расой. Культура - это не национальность. Быть гражданином какой-то страны не значит автоматически принять культуру, связанную с этой страной. Культура - это не место рождения. Родиться в определенном месте не значит автоматически принять культуру своей родины.

Когда мы осмысляем межкультурные связи и культурное многообразие, то чаще всего думаем о различиях, обусловленных расой, этничностью или национальностью. Однако я не пользовался данными терминами и понятиями в этой книге. Это нежелание фокусировать внимание на расе, этничности и национальности - функция моей точки зрения, сводящейся к следующему: важным аспектом людей является их основополагающая психологическая культура, а не цвет их кожи или гражданство, указанное в паспорте.

Некоторые люди могут проинтерпретировать мою позицию как предполагающую, что раса, национальность и другие личностные характеристики не важны. Это не так. Будущие кросс-культурные исследования и размышления в этой области должны взяться за трудную задачу объединения этих понятий с психологическими определениями культуры, чтобы изучить их совместное влияние на человеческое поведение. Выбирая подход, использованный в этой книге, я надеялся высветить важную роль субъективной, психологической культуры в продуцировании сходств и различий в поведении и посмотреть по-новому на старые, приевшиеся проблемы.

Узнавая больше о том, чем культура является, а чем нет, мы должны признать расплывчатый характер определения культуры, опирающегося скорее на функционирование, чем на биологию или геополитику. Признавая, что культура - это психологический конструкт - наши усвоенные ментальные программы, - мы можем отказаться от использования понятий расы и национальности в понимании культурных различий среди людей.

Признание индивидуальных различий внутри культуры

Определения культуры как социопсихологического конструкта недостаточно. Имея функциональное определение культуры, нам необходимо признать индивидуальные различия внутри культур. Внутри любой культуры люди различаются в соответствии с тем, насколько твердо они придерживаются ценностей, стандартов и обычаев этой культуры или соглашаются с ними. Тогда как некоторые люди могут быть истинными представителями своей культуры, других, возможно, нельзя описать адекватным образом исходя из их культуры. Однако все они включены в культуру. Даже внутри такой индивидуалистической культуры, как североамериканская, мы можем обнаружить людей, которые придерживаются коллективистских культурных ценностей. Описание всех представителей этой культурной группы как индивидуалистов игнорирует фактические культурные различия, которые существуют среди ее отдельных членов.

Признание индивидуальных различий внутри культур помогает нам стать более гибкими, уходя от этноцентризма и стереотипов. Один из ключей к улучшению межгрупповых и межличностных отношений - выработка здоровой гибкости по отношению к этноцентризму и стереотипам. Признание индивидуальных различий в культуре и связи этих различий с поведением будет одним из первых шагов к тому, чтобы перестать опираться на негативные и пагубные стереотипы.

Понимание собственных культурных фильтров и этноцентризма

Мы не всегда осознаем свои культурные фильтры, когда воспринимаем происходящие вокруг нас события и поступки других людей, размышляем о них и интерпретируем их. Мы не всегда сознаем культурные основы своего поведения и действий. Зачастую наше мировоззрение фундаментальным образом отличается от того, как на мир смотрят другие люди.

Один из важных первых шагов в понимании культурных влияний на поведение - признать, что мы оцениваем чужое поведение при помощи культурных фильтров и схем. Нам необходимо остановиться и подумать о том, как наше культурное воспитание сказывается на нашем взаимодействии с миром и окружающими людьми. Это сравнение выступает на передний план, когда мы совершаем путешествие за пределы своей культуры. Сталкиваясь с другими культурами, мы вынуждены задуматься о различиях в когнитивной способности и поведении. Поступая так, мы можем прийти к лучшему пониманию собственных фильтров и искажений.

Признание того, что конфликты могут носить культурный характер

При взаимодействии с другими людьми конфликты и непонимание, без сомнения, будут иметь место. Очень часто мы слишком поспешно приписываем причину конфликта или непонимания какой-то погрешности или недостатку в другом человеке или его культуре. А поскольку мы обладаем ограниченным пониманием культуры, приравнивая ее к расе или национальности, то можем произвести негативные атрибуции относительно этой расы или национальности, когда в действительности различия возникают из-за культуры.

Начиная лучше понимать культурные влияния на поведение, мы можем допустить возможность того, что многие конфликты и непонимание обязаны культурным различиям. Поступая так, мы избегаем персонализации источника конфликта и непонимания в наших интеракциях и сосредоточиваемся на причинах, которые могут являться первичными для возникшего непонимания. Конечно, некоторые конфликты действительно возникают из-за личностных различий, невежества, глупости или узости мышления. Но мы можем принять во внимание то, что культура может быть влияющим фактором, и усомниться в недостатках людей.

Признание закономерности культурных различий

Простого приписывания конфликтов и непонимания культуре недостаточно; нам необходимо признавать и уважать закономерные различия между культурным воспитанием, присущим нам и другим людям. Часто это бывает очень трудной задачей, поскольку внутри своего собственного культурного контекста мы считаем неспособность вести себя в культурно допустимой манере «ущербной» или «ошибочной». Поэтому нашей естественной тенденцией становится навешивание подобных ярлыков «ущербности» или «ошибочности» на других людей. Но человек из другой культуры может рассматривать то же самое поведение как «положительное», «приемлемое» или «нормальное». Фактически, действия, которые кажутся нам ущербными, невежливыми или глупыми, могу быть совершены человеком искренним и заслуживающим доверия. Как бы мы ни хотели счесть их ущербными, невежливыми или глупыми, культурные манеры, ценности и представления другого человека так же закономерно объясняют их, как наше поведение объясняет наши. Шагом в правильном направлении будет проникнуться уважением к этой закономерности и этому различию и найти способ двигаться дальше исходя из этого уважения.

Терпение и презумпция добрых намерений

Как же нам добиться выполнения этих задач? Что нам делать дальше, когда мы признали, что конфликты возникают из-за различий в культуре и что культурные отличия в других людях закономерны? Один из ответов заключается в изучении того, как мы обычно подходим к таким конфликтам.

Изыскивая способы поддержания своей целостности, мы часто приписываем другим людям негативные характеристики, нападая на эти характеристики, когда нам кажется, что наши культурные нормы были попраны. Этот стиль атрибутирования связан с индивидуалистической культурой. Он ни плох и ни хорош; просто он отвечает существующему положению вещей.

Однако когда мы слишком поспешно приписываем другим негативные характеристики, то отрицаем возможность того, что их намерение могло быть добрым - нас озадачивают лишь поведенческие проявления этого доброго намерения. Проявляя терпение к подобным «правонарушениям» и предполагая добрые намерения в межкультурном взаимодействии, мы позволяем этой возможности осуществиться. Если мы станем практиковать терпение и предполагать добрые намерения, то сможем оперировать на уровне психологической культуры, обсуждавшемся на протяжении всей этой книги, изыскивая способы изучения скрытого намерения и реагирования на него, а не фокусируясь исключительно на поведении, которое мы находим оскорбительным.

Углубленное понимание культурных влияний на поведение

Обращая свой взор в будущее, мы должны продолжить изучение того, как культура влияет на человеческое поведение. Когда мы признаем воздействие культуры на поведение, перед нами предстают невероятные задачи и возможности. Многообразный мир, который окружает нас, - арена содержательного и сложного человеческого поведения. Эти задачи несут с собой новые возможности и новые надежды не только для науки, но также для всех людей и их жизни.

Когда мы вступаем в контакт с представителями других мировых культур, то знакомимся со множеством различных способов, какими культуры проявляют себя в поведении. По мере того как наше понимание будет расширяться, мы начнем осознавать еще более значимую роль, которую играет культура, помогая нам успешно и сполна справиться с задачей выживания. Культуры будут продолжать меняться, так как сама культура не является статичной, фиксированной данностью. То, что культуры меняются со временем, видно из происходящего в Европе, России, Азии и США. Эти изменения показывают, что никогда не будет недостатка в вопросах, связанных с изучением культурных влияний на человеческое поведение. Важная задача состоит в том, что у нас должна возникнуть тяга к этому изучению.

ДОСТИЖЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО УСПЕХА ИЛИ СТАГНАЦИЯ

Таким образом, мы возвращаемся к вопросу, поставленному ранее: как нам перейти от одного полюса модели межкультурной сенситивности (отрицание и преуменьшение) к другому (адаптация, приятие и интеграция)? Как мы видели, ключом к подобному перемещению стала модель процесса личностного роста, в которой наш образ мышления, восприятие людей и мировоззрение постоянно модернизируются за счет новых культурных различий, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Ключ к этому процессу - способность регулировать и контролировать наши эмоциональные реакции. Если мы способны действовать подобным образом, то культурное многообразие мира превращается в захватывающую исследовательскую лабораторию, где мы можем постоянно проверять свои гипотезы, отказываться от теорий, которые не срабатывают, и создавать более совершенные. Межкультурные эпизоды и конфликты становятся основой для установления новых связей, создания новых идей и знакомства с новыми людьми - ступенью на пути к межкультурному успеху для тех, кто способен вступить в этот процесс. Я называю этих людей путешественниками, поскольку для них жизнь становится приятным путешествием (рис. 18.1).

С другой стороны, некоторые не могут контролировать свои эмоциональные реакции. Вместо того чтобы приступить к критическому мышлению, необходимому для личностного роста, они только подкрепляют свое этноцентрическое и стереотипное мировоззрение. Вместо того чтобы расширять свои знания и вырабатывать новые паттерны мышления, они кристаллизуют и подкрепляют свои предшествующие, ограниченные подходы к миру. Их модель - это модель стагнации и отсутствия роста, и эти люди не принимают участие в путешествии. Их мировоззрение призвано лишь консервировать их предшествующий этноцентрический и стереотипный образ мышления, вместо того чтобы бросить ему вызов и развиваться. Поэтому я называю этих людей консерваторами.

Мир путешественника - это не панацея от всех бед и не утопия. Эти процессы не гарантируют, что мы все будем жить счастливо до конца своих дней или что мы полюбим все культурные различия, с которыми встречаемся, и будем ими наслаждаться. Критически осмыслив эпизод или событие, мы можем действительно прийти к заключению, что кто-то нравственно ущербен или просто откровенно груб и эгоистичен. Понимание различий и оценка того, как они возникают и что значат для жизни других людей, не подразумевает, что мы должны полюбить эти различия или включить их в свою собственную жизнь. Важны не выводы, которые мы делаем из этого процесса, а само участие в процессе. Различие между путешественником и консерватором заключается не в их выводах, а в процессах, в которых они участвуют, приходя к своим выводам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

УЗНАВАЯ ДРУГИХ, УЗНАЕШЬ СЕБЯ

Человеческое поведение слишком многообразно и сложно, чтобы его можно было понять с точки зрения какой-то одной культуры. Одной из основных целей этой книги было изучить то, как культура влияет на наше поведение и жизнь, и подвергнуть сомнению многочисленные истины нашего культурного мира. Многие кросс-культурные исследования, описанные в литературе, указывают на такую потребность в широте взгляда. Я надеюсь, что эта книга оказалась для вас подобной межкультурному путешествию, позволившему посетить другие страны и культуры и встретиться со множеством разных людей, и что она помогла вам подвергнуть подобному сомнению свои знания и мировоззрение.

Бросая вызов «традиционному», мы не можем и не должны умалять его значимость как средства, которое способствовало выработке этих знаний. Но нам предстоит изучить намного больше, и с течением времени потребность изучать только возрастает. Совершенствование коммуникации все больше и больше сближает ранее отдаленные точки земного шара. Открытие национальных границ и появление людей из всевозможных слоев общества и культур на наших рабочих местах и в наших семьях гарантирует, что межкультурные вопросы будут иметь высокий приоритет и в последующие годы.

По силам ли нам эта задача? Будущие кросс-культурные исследования помогут установить универсальные и культуро-специфические аспекты человеческого поведения. Ученым все чаще придется включать культуру в качестве основного детерминанта в теории человеческого поведения, а исследователи включат культуру в качестве переменной в свои исследования. Когда появится новая информация, мы, без сомнения, сделаем более совершенным свое мышление относительно характера культуры и культурных влияний на поведение окружающих. Подлинная проверка этого знания заключена не в понимании фактов, представленных в этой книге, или в когнитивном запоминании межкультурного процесса, в ней описанного. Она состоит в нашей способности контролировать свои эмоциональные реакции на межкультурные оплошности и разрешать неизбежные межкультурные конфликты, возникающие в нашей жизни. Поступая так, мы узнаем других людей. Узнавая других людей, мы начнем узнавать себя.

СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ОТКРЫВАЕТ ДЛЯ СЕБЯ ЭТУ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

В завершение я бы хотел дать несколько рекомендаций людям, желающим познакомиться с психологией в целом и кросс-культурной психологией в частности. Другие авторы дадут множество превосходных советов, я же просто хочу поделиться тем, что помогло мне в моей профессиональной карьере.

Получите академическую подготовку по психологии

Прочно овладейте знаниями, касающимися методов современной академической психологии. Прослушайте как можно больше курсов по методам исследования и статистике. Больше спрашивайте преподавателей на ваших курсах о методах и статистике. Поработайте в исследовательской лаборатории в качестве ассистента с кем-то, кто не прочь взять вас под свое крыло и посвятить в секреты профессии. Участвуйте на добровольных началах в различных мероприятиях. Проводите больше исследований, допускайте массу ошибок и находите время для размышлений на этом пути. Оттачивайте свои навыки не только при проведении исследований, но и при научении логическому, рациональному и критическому мышлению. Учитесь пользоваться компьютером для анализа своих данных. Научитесь проводить исследование от начала до конца и проводите его на высоком уровне.

Познакомьтесь с многообразием человеческого поведения

Обогащайте свой жизненный опыт. Заводите друзей. Находите время для любви и взаимоотношений. Поработайте в клинической обстановке. Общайтесь с людьми, имеющими различные психические патологии. Ощутите весь спектр человеческих эмоций - от предельной радости успеха до глубочайших мучений и отчаяния от понесенной потери. Как психолог, научитесь понимать людей с эмоциональной стороны, а не только с когнитивной/исследовательской. Вы не ощутите вкус земляники, лишь читая о ней в книге; вам придется самим попробовать ее.

Погрузитесь в незнакомую культуру

Путешествуйте, но не в качестве простого туриста. Изучайте обычаи и образ жизни других людей. Изучайте то, как они мыслят, переживают и относятся к жизни. Выучите другой язык так, чтобы вы могли легко его понимать. Научитесь принимать, ценить и уважать культурное многообразие. Станьте сами многокультурной личностью. Это совершенно иная форма существования.

Произведите интеграцию

Наконец, произведите интеграцию. Воспользуйтесь своим знакомством с широким диапазоном человеческого поведения, своими знаниями и оценкой культуры, а также приобретенными академическими навыками, включив все это в наполненную смыслом профессиональную карьеру и жизнь, которая учила бы остальных людей чему-то, чего они еще не знают. Сделайте мир более совершенным. Следующей границей для психологии является культура, и следующим поколением психологов, вооруженных этими навыками, будут те, кто готов к подобному путешествию.

Когда вы закроете эту книгу, я искренне надеюсь, что вы отложите ее в сторону как путешественник, а не как консерватор, и что вы воспользуетесь почерпнутыми знаниями и информацией не только в своей академической подготовке в области психологии, но также в повседневной, личной жизни. Удачи вам в этом путешествии.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.