Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Обухов Я.Л. Символика цвета

ОГЛАВЛЕНИЕ

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Красный цвет оказывает на психику человека самое сильное эмоциональное воздействие. Из всех цветов он самый теплый. Эксперимент, проведенный в 1912 г. F.Stefanescu-Goanga , показал, что, если посадить испытуемого с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками перед желто-красной стеной, то руки непроизвольно разводились в стороны, а если посадить испытуемого перед сине-зеленой стеной, то руки непроизвольно сходились. Если испытуемых просили открыть глаза, то перед красной стеной многие непроизвольно отдергивали руки, а перед синей или голубой стеной зачарованно тянули руки к ней.
Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а, с другой стороны, агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации. Наиболее часто красный цвет вызывает такие ассоциации, как пламенный, огонь, огненный, пекло, жар, кровь, раздражение.
Разнообразные ассоциации возникают на различные оттенки красного цвета. Так, например, розовый цвет считается цветом доброты и сентиментальных отношений, цвет киновари обычно вызывает такие ассоциации, как огонь, эрос, опасность, громкость, близость; кармин (алый цвет) - кровь, сила, власть, любовь вплоть до жертвенности; пурпурный цвет - царственность, право на высший суд, справедливость, почтение, величие, достаток и власть ("новые русские" бессознательно демонстрируют малиновыми пиджаками свою причастность к власти и богатству).
Интересны результаты ассоциативного эксперимента К.Г.Юнга на слово "красный": "синий" (полярный красному цвет) - 12 %, "цвет" - 9 %, "зеленый" (соседний цвет) - 8 %, "черный" - 7 %, "кровь" - 6 %, "любовь" - 6 %, "цветок" - 5 %. При этом отмечалось следующее психическое воздействие: сильное возбуждение; тепло; оживление .
Для большинства людей красный цвет ассоциируется прежде всего с кровью и огнем. Это показала ученица и сотрудница К.Г.Юнга Иоланда Якоби. В своей книге "Образное царство души" она также выделяет основные ощущения, связанные с красным цветом - тепло и беспокойство. И.Якоби отмечает следующие характерные для красного цвета выражения: свежесть, жизненность, жизнеутверждающее начало, чувственность, сексуальность, страсть, возбуждение, призыв, бунт, мятеж, восстание, война, борьба, опасность, угроза для жизни.
В свою очередь, слово "кровь" чаще всего вызывает следующие ассоциации: физические чувства, рыжие волосы, губная помада, бордель, раны, боль, бойня, жертва; слово "огонь" - пожар, тепло, Прометей, кирпичи, красная черепица.
В повседневной речи красный цвет и его оттенки используется в таких распространенных выражениях, как "аленький цветочек", символизирующее силу любви (алый, красный - эротический, генитальный цвет, символ крови, плодов, жадного желания всех жизненных благ ); "красная заря" или "алое зарево" (символ тревожного ожидания, судьбоносных перемен); "красные щеки" (символ здоровья). Огненно-красная символика в языке выражает сильное эмоциональное переживание ("сгорать от нетерпения", "сгорать от восторга"), дар, в том числе ораторский дар ("пламенно говорить", "зажигающе говорить").
Красный цвет вокруг нас
Среди драгоценных и полудрагоценных камней рубин (от лат. rubeus - красный) символизирует счастье и силу любви, это камень подвигов и могущественности (в то же время, пурпурный рубин символизирует грозящую владельцу опасность). Карнеол или сердолик (красная разновидность халцедона) символизирует коварство, изворотливость, связь с темными силами природы. Есть и другие красные полудрагоценные камни - альмандин, рубеллит (розовая прозрачная разновидность турмалина - камень страстной возвышенной любви и людей творческих), пироп, красная яшма.
Среди красных плодов можно назвать вишню, малину, яблоки, среди цветов - мак и розу. Мак - это символ земли, сна, забвения. Красная роза символизирует сегодня почти исключительно любовь и эрос.
В античном мире роза была посвящена Афродите (Венере). В Древнем Риме ее использовали для украшения венка Диониса. Роза была символом любви, плодородия, и в то же время почтения к умершим. Роза возникла из крови умирающего и возрождающегося бога Адониса. Красный - это также цвет бога вина Бахуса.
В христианстве роза связана с крестом. Красная роза указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую "святую кровь". Поэтому она символизирует также возрождение.
Психологическое воздействие
Красный цвет оказывает на человека разнообразное психическое воздействие. Часто он вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение. Повышая уровень тревоги, он заставляет больше внимания уделять окружающему миру. Находясь в окружении красного, человек интуитивно старается побыстрее из него выбраться. Красные телефонные будки были рассчитаны на большую проходимость абонентов.
Замечено, что люди, любящие этот цвет, склонны к сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям, перевозбуждению и нередко - депрессиям. Избыток красного цвета может привести в результате перевозбуждения к конъюнктивиту, головной боли и неврозу, а также к снижению внимания, сосредоточенности. Наблюдения показали, что ребенок спящий лицом к стене с обоями, на которых нарисованы красные цветы, более раздражителен и неспокоен.
Этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Он повышает динамичность жизни и стимулирует предприимчивость. Психологами отмечено, что ношение спортсменами красных очков повышает их выносливость и выявляет решительность в их характерах. Например, если на тяжелоатлета надеть красные очки, он "возьмет больший вес, чем без них. Красный цвет, благодаря своему возбуждающему эффекту, может использоваться при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Он активно способствует заживлению ран за счет глубоко проникающего влияния. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном цвете лечится язвенная болезнь, воспаления гениталий и другие виды раневых повреждений.
Красный цвет улучшает обменные процессы в организме, активизирует деятельность желудка, желез внутренней секреции и кожи, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, устраняет застойные явления в организме, лечит заболевания кожи., оказывает тонизирующее и стимулирующее действие на организм.
Напротив, ярко-розовый цвет действует на нервную систему расслабляюще, вызывает сонливость и мышечную слабость, снижает возбуждение, регулирует и повышает настроение. В то же время розовый цвет выражает инфантильность и мягкость. Это свойство розового цвета используется в психиатрических больницах, чтобы успокоить буйных пациентов. О человеке, который любит розовый цвет, можно сказать, что он мягок и нежен, возможно, инфантилен, мечтает о возвышенной любви, нередко даже живет в мире грез (вспомним выражение: "видеть мир через розовые очки"), он предпочитает домашний уют, не умеет правильно оценивать свои силы, быстро успокаивается после жизненных потрясений. Розовый цвет оказывает успокаивающее действие на детей.
В целом можно сказать, что красный - любимый цвет детства. Любимые детские игрушки красного цвета: красный мяч, красный самокат и т. д.
Макс Люшер выделял следующие свойства красного цвета: автономный, активный, стремящийся всем завладеть. Он считал, что красный цвет выражает витальную силу и энергию вегетативного возбуждения. Именно поэтому красный цвет и означает страстное желание и все формы аппетита. В общем виде, можно считать, что красный цвет - это импульс, витальная воля к завоеванию и потенции - начиная с сексуальной инстинктивной силы и вплоть до революционных преобразований. Красный цвет - это импульс к моторному действию, к борьбе; это также импульс к предпринимательской деятельности, к спорту. В противоположность зеленому цвету - цвета эластичности, упругости энергии воли, красный - это цвет ударной силы воли. Временами красный цвет соответствует настоящему моменту, символически выражая полную силы мужественность.

Учение о цвете И.В.Гёте
Великий немецкий поэт И.В.Гёте внес значительный вклад во многие области современной ему науки. В ботанике его труд "Опыт о метаморфозе растений" повлиял на учение об эволюции растений; в биологии он высказал ценные мысли об эволюции природы и происхождении видов; в анатомии человека он даже сделал сенсационное открытие - впервые заметил наличие в скелете межчелюстной кости. И.В.Гёте изучал явления погоды и описал новую форму облаков - гребенчатую. Однако главным делом своей жизни И.В.Гёте считал создание учения о цвете и его воздействии на человека. Незадолго до смерти он признался своему секретарю И.П.Эккерману: "У меня нет иллюзий по поводу того, что я сделал как поэт. При мне жили отличные поэты, еще лучше жили до меня и такие же будут жить после меня. А то, что я в моем столетии являюсь единственным знающим правду в трудном учении о цвете, этим я могу немного гордиться, и я имею поэтому чувство превосходства над многими..."
И.В.Гёте разработал шкалу цвета, на положительном полюсе которой находятся от желтый, оранжевый (красно-желтый), желто-красный (киноварь) и пурпурный цвета, а на отрицательном - синий, красно-синий, сине-красный (причем - это крайний полюс, выражающий самое сильное внутреннее возбуждение) и фиолетовый цвета.

И.В.Гёте характеризовал цвета положительного полюса (желтый оранжевый красный пурпурный) как жизненные, подвижные, стремящиеся. В понятиях современной психологии их можно охарактеризовать как стимулирующие, экстенсивные, экспансивные. Если в образе или картине преобладают эти тона, то можно предположить, что художник - экстравертированный человек. И, наоборот, приверженцы цветов отрицательного полюса в шкале(от синего до фиолетового) - это люди интровертированные, так как эти тона вызывают беспокойные, мягкие, ощущения тоски, которые как бы направлены вовнутрь.
С учением о цвете И.В.Гёте согласуются современные исследования с использованием данных измерения ЭЭГ, частоты дыхательных движений, сердечного потенциала, движения век, кровяного давления, электропроводимости кожи рук: красное излучение активизирует указанные параметры, а синее излучение действует успокаивающее.

СИМВОЛИКА

Автор словаря символов J.Chevalier выделяет мужской и женский аспекты красного цвета:
м - центрифугальная символика (более экстравертирующее воздействие, направленное вовне);
ж - центрипетальная символика (более интровертирующее воздействие, направленное вовнутрь).
Женская красная символика связана, в первую очередь, с переживаниями тела, окрашенного внутри красным цветом крови, которая по нему течет. Красный цвет крови переживался изначально и переживается каждый раз вновь и вновь в связи с центральными судьбоносными событиями нашей жизни: при рождении, при месячных кровотечениях, при ранениях. Красный - цвет телесного, земного и материнского, а также любимый цвет детства (почти всегда любимые детские игрушки красного цвета). Иногда это любимый цвет тех, чье либидо еще детское, инфантильное, недифференцированное. Поэтому у людей, отвергающих красный цвет в быту и никогда не одевающих красные элементы одежды, можно предположить отягощенное отношение к матери и материнскому началу. В Японии красный цвет - это вообще женский цвет.
J.Chevalier называет женский красный цвет - "ночным красным". В матриархальных культурах широко использовалась охровая краска, называемая "бычьей кровью". Например, в эпоху мегалита на острове Мальта этой краской окрашивались стены внутри храмов, построенных в форме листа клевера, прежде всего, в их подземной части, например, в гипогеуме. Так, этот подземный храм мертвых в форме овальной пещеры без единого угла и выкрашенный внутри в охровый красный цвет напоминал утробу матери.
Пылающе-красный цвет (даже если он и спрятан в темных глубинах земли или человеческого тела) - это цвет либидо, центральной энергии жизни, эроса, секса, привязанности и связи вообще. Не случайно на картинах космического эроса Марка Шагала доминирует красный цвет.
Красный цвет крови неразрывно связан с древнейшими ритуалами приношения жертвы. Многими древними народами кровь считалась местом пребывания души. Она либо строго табуизировалась, и ее нельзя было потреблять в пищу (требования кашерности пищи в иудаизме включают обязательное полное стекание крови из туши убитого животного), либо ее сакрализировали, т. е. использовали в рамках ритуала (Евхаристия в христианстве; обряд обмазывания кровью жертвенного животного).
Переживание пролитой крови в мужской символике красного цвета J.Chevalier прослеживает в таких событиях, как обрезание мальчика, а в подростковом возрасте - испытание ранением в борьбе, на охоте, в бою; жертвоприношение.
Красный цвет познается как центрифугальное, импульсивное, агрессивное начало, а также как сексуально активная сила жизни, как символ мужской сексуальной энергии. Красный - это цвет воинов (в древней Ирландии воинов называли "красные" - Ruadh). Это цвет Марса, цвет смелости и мужества в борьбе. Полководцы и император в Древнем Риме облачались в красные тоги. Византийский император тоже носил красные, пурпурные одежды.
Сегодня красную символику используют террористы и революционеры разного толка: террористическая организация "Красная Армия" - в Германии, "Красные бригады" - в Италии, "красные кхмеры" - в Кампучии и т. д.
Интересно проследить пути красного цвета в различных религиях и философских учениях, в мифах и легендах.
Хайде Гёттнер-Абендрот исследует в своей книге "Богиня и ее герой" женские божества, многие из которых представлены триадой, отображающей фазы луны:

Сначала появляется белая девственная богиня, символизирующая увеличивающуюся луну, - в образе охотницы, повелительницы и царицы зверей, девственницы или девственной матери (весна).
Знак красной полной луны соответствует богине любви, в то же время матери-земле. Недаром у славян красивая молодая девушка, готовая стать женой и матерью, зовется "красной девицей".
И, наоборот, знак черной луны в новолуние связан с образом старухи, богини подземного мира, темных сил, убивающих, разрушающих, но, в то же время, дающих новое рождение.
Кульминацией этой трехфазной системы является именно красная фаза осуществления.
Это можно проследить во множестве древних мифов и сказок в самых разных культурах повсюду на земле. Например, в критском мифе о Деметре (букв. "земля-мать") триада реализуется в трех ее образах: Коре (греч. "девушка", "дева"), белой богине полумесяца, приносящей весну; в Персефоне (дочери Деметры), в которой Деметра совершенствуется и самоосуществляется (в знаке красного цвета на зрелых плодородных полях происходит ее священное бракосочетание); в образе Гекаты (богини мрака, ночных видений и чародейства).
В обычной психотерапевтической практике эта символика может, например, проявиться в том, что женщине средних лет снится сон, где к ней с высокой лестницы спускается одетый в красное принц и сообщает ей какое-то известие.
И, наконец, красный цвет символизирует опасность (красный свет светофора как запрет и "предупреждение" об опасности), "помощь" (пожарная охрана, красный крест).
Красный цвет - это также цвет порока, разврата, сатаны. Красными чернилами или кровью подписывают договор с дьяволом.

АРХЕТИПЫ

Символическое значение архетипа красного цвета простирается от полюса агрессии, разрушения и убийства до полюса любви, самоотдачи и жертвы. Архетипы открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образе богов, героев легенд и мифов. Большинство богов спектра архетипических значений красного цвета предстает в багряном (огненном) цвете. В нем является древнеиранский бог солнца и света Митра, в котором соединяется символика крови и огня. С его культом также связано убийство быка - кровавый ритуал, в котором преобладает инстинктивная природа. Окунувшись в кровь жертвенного животного и очистившись таким образом, Митра продолжает жить в свете.
Марс - бог войны, один из древнейших богов Италии и Рима, также предстает в ярко-красном багряном цвете. Согласно мифологии, от связи Марса и богини любви красоты Венеры (с ней отождествлялась Нерио или Нериене), также связанной с красным цветом, рождается "гармония". Компоненты борьбы, символизируемые красным цветом, соединяются с компонентами любви, которые также символизирует красный цвет.
Таким образом, багряный цвет несет в себе разрушительно-творческое или творчески-разрушительное начало в зависимости от конкретной ситуации. Вещество, связанное с этим цветом - железо или содержащая железо красная земля.
Красный цвет огня представлен на архетипическом уровне серафимами (пламенными ангелами). В иудаистической и христианской традиции серафимы - это особо приближенные к Богу ангелы. Их описание содержится в книге Исайи. В красном цвете предстает также София, олицетворяющая в женской символике Божественную Мудрость. В иконографии ее лик и руки - огненного цвета. Ей поклонялись последователи мистической философии под знаком женской мудрости. В красном цвете София представляет творческое начало, любовь, космическое единство. София несет мудрость особого рода: не холодный рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и оживляющую духовность.
В красном является бог Дионис (Бахус, Вакх - отсюда вакханалии) - в греческой мифологии это бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия, сын Зевса и Деметры. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос. Считается, что Дионис освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта.
Индуистская богиня Кали - могущественное, творчески-разрушительное божество, в котором воплощается негативная, страшная сторона материнского начала. Хотя сама она черного цвета, одетая в шкуру пантеры с ожерельем из черепов вокруг шеи, в ее культ входит женский кровавый ритуал. В своей мандале Кали предстает в пурпурно-красном цвете в центре лотоса, распускающимся в нежно-красных цветках.
Тибетская богиня инициации Красная Наро или Курукулла являются в красном цвете. Им принадлежит важная роль в тантрической медитации о природе страсти. Она принадлежит к красному семейству Лотоса.
На Тибете красный цвет вообще связывается с гневными божествами, которые часто держат в руке кубок, сделанный из черепа и наполненный кровью. Красный цвет в образе красного петуха в центре тибетского колеса жизни - символ ослепляющей страсти и вожделения.
Вотан (сканд. Один)- верховный бог древних германцев - это бог штурма и натиска, огненно-творческого начала. В то же время в нем воплощен разрушительный элемент. С другой стороны, Вотан - бог пламенных певцов и поэтов, представляет духовную власть и мудрость. Его изображений не сохранилось. Есть только рукописные тексты. Однако в образах пациентов, согласно И.Якоби, он предстает в огненно-красной символике.
В Ветхом Завете красный - это цвет греха. В то же время, это цвет карающей справедливости, Божьего суда.
Красный цвет присутствует в одежде апокалипсических воинов, один из которых скачет на красном коне в море крови, доходящей до самой уздечки.
В христианской культуре красного цвета боялись и табуизировали как цвет агрессии, разрушительного насилия и слепой страсти. Уже рыжие волосы часто были достаточной причиной, чтобы заподозрить в женщине ведьму. В Средние века палач и приговоренный к смерти часто также были облачены в красные одежды. Особая демонизация выпала в христианской культуре на кроваво-красный цвет как цвет богинь любви и материнства, превращенных в средневековой христианской традиции в "Вавилонскую блудницу" (ср. со сценами в Апокалипсисе).
"И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее..."
(Откровение Иоанна Богослова 17,4)
Лишь благодаря разработке темы инкарнации и жертвы, а также символики темы идеи любви, красный цвет был канонизирован в христианстве.
Обобщая, можно сказать, что красный цвет выражает сильную эмоцию ("кипение внутри"), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.