Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Самолечение простого народа по травникам

ОГЛАВЛЕНИЕ

Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884.
№ 40. С. 385 - 386; № 41. С. 395 - 396; № 42. С. 405 - 406; № 43. С. 414 - 415; № 44. С. 423 - 424; № 45. С. 430 - 431; № 46. С. 441 - 442.

Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 40. С. 385 — 386.

С. 385

Самолечение простаго народа по травникам.

Первый на Руси лекарь с научным образованием, как известно, явился в XV веке. Как же лечился простой народ до XV в. и с XV в. до сих пор, да и теперь как он лечится, избегая помощи земских врачей и фельдшеров? Домашними средствами, скажут на это. Но теми ли домашними средствами, какия обыкновенно мы разумеем под ними. Со всем нет, а лечится народ травами и заговорами: лечат его знахари и колдуны. Причины такого явления, конечно, известны каждому. Прежде всего — продолжительное невежество, доставшееся по наследству и теперешнему поколению, и невозможность для простаго народа выхода из этого положения собственными средствами; затем незнакомство его с нынешним способом лечения, а также и сохраняющаяся в народе вера в знахарей и колдунов, упорствующая против доверия современным докторам и фельдшерам. Народ создал свою медицину и самым простым способом. Появлялась какая-либо болезнь; естественно нужно было освободиться как-нибудь от незванной гостьи. И вот он пробовал лечить ее травами, подобно тому как и теперь доктора пробируют известную болезнь. Лечил одной травкой, не помогает, другой — тоже. Но иногда и имел успех: трава действовала, и он запоминал ея свойство. Таким образом, испробовал в различных болезнях многия травы и узнавши их свойства, он составил целыя коллекции — полные гербарии лечебных трав. Знание в лечении передавалось друг другу и, чтобы не забыть, стали записывать; и так-то составились «травники» и появился ряд знахарей и колдунов. Благодаря написанным травникам, обладатели ими пользовались сильною верою своих пациентов. А действительно ли травы, описываемыя в травнике, имеют приписываемую им силу? И употребляются ли оне теперь в микстурах, составляемых в аптеках?
В видах ознакомления с лечением простаго народа по травникам, настоящая статья посвящается изложению приобретенной мною рукописи, под названием: «Дознание желающим о травах, целящих болезни». Рукопись эта в четверку, писана полу-уставом,


С. 386

заключает в себе 38 листов и 146 описаний трав. Переписывал ее в 1767 г. Петровских заводов государственный крестьянин Илья Иванов. Она содержит в себе описание трав, с указанием местонахождения и лечебных их свойств. Приписываемыя некоторым травам свойства слишком курьезны, не говоря уже о невозможности действия, отнесенной им силы. Порча людей, колдуны и привораживание стоят на первом плане. Средство освобождения и от порчи колдунов народ отыскал в травах. Имеющий разрыв-траву достигает всего: его не удержат никакие замки. Обладающий какими-нибудь другими травами узнает мысли людей, получит оправдание на суде, избавится от пьянства и запоя, а если он торговый человек, то получит большую выгоду от торговли. Можно бы провести полную параллель суеверий и предразсудков настоящаго времени с теми, которые представляют в рукописи, если бы позволяли знание и силы. Но и означенная рукопись уясняет много понятий, убеждений и верований, таковыя до сих пор держатся в народе. Это новая область этнографии, в изучение которой следует вникнуть. Материала для этого достаточно. Кроме исторических памятников по вопросу, живой материал представляют практикующие ныне в деревнях лечение травами. Они имеют и хранят у себя полныя коллекции лечебных трав. Собрание гербария таких трав могло бы составить новый отдел в музеуме местнаго статистическаго комитета.
Обратимся к самой рукописи.

(Продолжение будет).

Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 41. С. 395 — 396.

С. 395

Самолечение простаго народа по травникам.
_____

Способ приготовления трав по травнику и употребление их.

(Продолжение см. № 40).

Собранныя травы прежде употребления их варились в вине, уксусе, в молоке, меду, кислых щах, в семянном питье и в воде и принимались на тощее сердце, прикладывались на больные члены, завязывались в тряпки и носились при себе, привязанныя ко кресту и подпоясанныя венком, зашивались в подушки, держались в домах и дворах, или полагались домашним животным в шерсть, прилепляемыя посредством воска.

Время собирания и обряд, копания трав.

Без травы Плакун советуется не рвать никакой травы, а то пользы не будет, и рвать травы — с заговорами и словами. Малину и Пострел-траву копать на Иванов-день, очертя их серебром или золотом, и рвать сквозь златую или сребрянную гривну или нитку. Траву Адамову-главу рвать также в Иванов-день купальницы, после заутрени пред обедней, с крестом Господним и с молитвою «Отче наш» и принести ту траву в дом с молитвою и отнести в церковь на престол на 40 дней, где повседневная литургия совершается. Архитриклин-траву рвать 9 апреля, а траву Папахт брать в день св. мученицы Агрипины, июня 23 дня, обложивши последнюю ста серебрянными копейками. Траву Молчан, вырвав, обнести кругом себя с приговором.

Описание трав (*).

Травы от колдуна, бесовскаго навождения и нечистаго духа.

  1. Трава Могойт. Ростом в локоть, видом синя, по сторонам по четыре листка, на верху по четыре цвета: чернен, багров, зелен, синь. Кто носит при себе, тот человек не боится дьявола и колдуна; на суд пойдешь, одолеешь сопротивника своего, и всяк его любит. Которая жена детей неродит, той с корнем дать пить в козьем молоке, то дети пойдут.
  2. Трава Вуквица. Кто ея во храмине держит и носит при себе, того человека никакое колдовство не возьмет; а кто детищем страждет, да пьет часто в питии каком-либо ту траву, тако освободится.
  3. Трава Бельзевец. Ростет она в воде, цвет на ней синь. Аще кто сию траву найдет, великую собе благодать получит. А рвать ея не просто. Добра сия трава; кто при себе носит: никаких бед, ни диавола и напастей не боится. Аще кто на него станет зло мыслит, все уведает. От того корня никакой замок не устоит.
  4. Трава Архитриклин. Ростом в локоть, видом синь, на сторонах по девять листов, а вверху четыре цвета: чермев, багров, бел, синь. И та трава вельми добра. Кто ее рвет на Иванов день купалы сквозь златую или серебряную гривну и носить на себе, тот не боится еретика и диавола; и кто на тебя зло мыслит, не боится ни во дни, ни в нощи; на суд пойдет, сопротивника потяжет, и люди любить тя станут. А корень той травы утопить с козлиным молоком, дай жене, коя не носит детей, то станет носить.
  5. Трава Адамова-глава. Ростет кустиками, волотей по десяти и больше по ней, листка по три и по пяти, и по шести, и по девяти, и по десяти, и по двенадцати вместе, а вышиною в пядень и в локоть; цвет на ней бел, или рудожелт, багр или синь; а как отцветет, кувшинцы — всяким видом и цветом. Кто цвет носит на себе с воском в чистоте, того человека всякие люди станут любить и покоряться ему и зла на него в очи и по за очи мыслить не будут. А корень у ней бел, яко бы волосья. И брать в Иванов день купальницы после заутрени пред обедней, со крестом Господним и молитвою «Отче наш», сквозь златую или серебряную гривну, и принести ту траву в дом с молитвою и отнести в церковь на престол на 40 ден, где повседневная литургия совершается. Кто тую траву носит при себе, тот узрит своего супостата, и еретика, и диавола.
  6. Трава Архалим или Хралин. Ростет кустиками по пяти и по шести и по девяти вместе, вышиною в пядень и в локоть, видом синя, а ростет при больших реках и при болотниках. И та трава вельми добра, кто ее рвет на Иванов день Купалы. Кто ту траву носит при себе, и тот человек не боится ни диавола ни в день, ни в нощь, никакого злаго человека, ни еретика. И в путь ити с нею добро от врагов.
  7. Трава Папоротник. Ростет на восток лицем. Брать ее о купальнице с корнем, а копая ея, положить серебра с четырех сторон и, вынимая, говорить: «Господи, благослови меня, Отче, сию траву взять, иже в себе, не имеет сердца, тако бы не имели сердца на меня раба Божия недруги мои и супостаты и вси человецы; и как люди радостны бывают и убиваются о сребре, так бы радостны были о мне сильнии и вси человецы». Кто ее носит при себе, никоторой человек на него сердит не бывает. Хотя и не друг, то за не мыслит.
  8. Трава Молчан. Ростет по перегородам и по межам, во ржи и в жите, ростом в колено, а стволица тонкая, цвет синь — то женка, а другой бел — то мужичек; а сверху той травы, что косточка, как человечий белок (с полунокотка от лобка, того груди и борода), а стоит наклоняся. А ту траву рвать с приговором сквозь сребренную нитку, а вырвать ту траву и обнести вкруг себя трижды и носить при себе, то никто против тебя говорить не станет и зла думать не будет.
  9. Трава Мурат-царь. Ростет на пашнях, собою не высока, ростом в стрелу и выше, по ней по всей шипы, что иглы, ни даст голою рукою взяти себя. Угодна держать в домах и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый дух отнюдь не коснется человеком и скоту. От черной болезни добра. Аще когда скорбь, то взять тоя травы с корнем и бить того человека не жалея, хотя исколешь, поможет.
  10. Трава Солнечник. Ростет при морях и при великих реках и при болотниках, ростом в локоть, цвет на ней разный; копать ея не просто и носить при себе, то дух нечистый не прикоснется и тот человек не убоится врагов и супостатов. А кто на себе носит, тот силен вельми и храбр, и воин и полководец, и страсть всем земным врагам и победа.
  11. Трава Плакун. Ростет по лугам и возле рек, на древах и возле болот; а ствол вышиною в аршин и больше и меньше; а ростет о пяти и о четырех, о трех и о двух и об одной стволине, а цвет на ней красно-вишнев, а по стволу на четверти аршина отрасли имеет малы, а корень у ней вельми крепок. И тот корень добр от всякого ухищрения бесовскаго: бегают от него бесове. У кого скот вертится и не стоит — давай скоту. Корень добр, кто болен черною немочью. Сделай из него крест и носи при себе.

С. 396

А без него никаких трав не рви, хотя и вырвешь, а пользы не будет.

  1. Трава Кавыка. Ростом в человека, а по ней, что иглы; цвет мохнат и синь; ростет по пахотным местам и по межам. Добра во всякой храмине держать и в ясли класть, где скот имеется, тут нечистый дух не может быть. А которая скотина вертится, положи корень с воском в шерсть, и отидет нечистый дух.

(Продолжение будет).
__________

Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 42.С. 405 — 406.

С. 405

Самолечение простаго народа по травникам.
_____

(Продолжение см. № 41).

  1. Травы от порчи.

1. Трава Малина. Ростет по лугам и по низким местам, ствол вышиною в поларшина, а цвет на верху аки шапочка и видом красновишнев, и темновишнев, и бел, а лист ея не велик, в серебрянную копейку, и ростет по три листочка вместе. А потом ея познати, что часто на нее пчелы и шмели садятся. Корень ея кудряв, тонок. А копать ее на Иванов-день, очертя серебром или золотом. Аще у кого лихая порча, то взять тоя травы и с корнем и истолочь мелко, примешать ладана рослаго, и все истерти и давать пить тому человеку: поможет; а пить по чарки по утру и по вечеру по три дня, и ту порчу изнутри выгонит. На кого обморок находит, тое-ж траву вари в уксусе три дни и три нощи, да и как трои сутки пройдут, то простуди и пей по утру на тощее сердце, а достальным мочи голову и завяжи платком и держи три дни и три ночи, а на четвертый день отними. А буде в шесть дней откинется, то опять чинить как выше писано, и тако тоя болезни избудешь. А сие лекарство испытано. Аще моровое поветрие или моровая болячка или пострел на человеке или на скотине, и тоя травы взять с корнем, да еще Палашнику и смешать с тою травою и смешать с дегтем и мазать моровыя болячки, — и оне скоро от того проваливаются; или хотя по всему телу мазать вельми хорошо; и как в то время вскочит пузырь видом черн, и пострел станет вельми сворбеть, то отнюдь его не чесать и не прочикать. И взять того семени, как выше писано, и тот пострел помазать; аще от единой мази не провалится, то мажь раза три и станет есть; тогда надобно терпеть и ничем не трогать и увивать платком на крепко. А у кого болит проход, такожде тоя травы взять; у кого кашель, мешать ее с медом и пить и то кашель выгонит.
2. Трава Ангелик. Вышиною двух локтей, цвет бел-мелок. Та трава варена в чем нибудь, всю внутреннюю укрепляет и силу подает и всякую порчу и окорм выгоняет.
3. Трава Золотуха. Ростет на борах раменских, кустиками, ростом маленькая, в пядень; на едином корне бывает высотой по десяти и больше; сама как золотом перевита; от корня цвет-пыльца белая. Добра от порчи пить в меду; и давать пить еще, в ком диавол заградит, поможет. А давать ее с разсуждением золотниками.
4. Трава Девясил. Ростет на удобных местах. Вельми добра от порчи, утопя с пострелом, да с редькою хлебать, поможет. У кого удушье, то пей корень ея в каком нибудь питии, и пить, поможет. А вещей в ней девять сильных, к лекарству потребных, потому она и словется девясил.
5. Трава Петров-крест. Ростет при морях


С. 406

и при реках, собою в локоть; цвет красноват, а корень как есть самой крест. Угоден порченым людям ; пить в каком нибудь питье, поможет.
6. Трава Одолен. Ростет при больших реках, при каменных местах, на старинных лугах; собою голуба, ростом в локоть, цвет рудожелт, а листочки белы. И та трава добра, коли лихие люди испортят травами. Корень ея толки мелко; давать пить, в уксусе утопивши, то скоро пронесет. Также корень ея добр от зубов. А коровам в шерсть влипать, то не станут расходиться и станут домой ходить. Или коего мужа жена не любит, истерши дай пить, — будет любить. А онаж добра и конскому сидению на запуск; держать при себе или коню в гриву положить. А цвет ея носят при себе с воском, и тот человек везде честен будет и супостата одолеет. А брать ея скрось сребро или злато.
7. Трава Былей. Ростет на горах и на бору под дубом. Образ ея человеческой. У корени имеет два лица: один сухой, а другой сырой. И ты изотри и дай больному пить и разрешит от порчи и от всякаго зла.
8. Трава Бронец. Ростет на каменных и брусничных местах, по горам, при ключах и елочках зелененьких; листки узеньки, что векшей кокоть; а сверху коленцами, и коленец по семи на маточке. Утопя в уксусе горазно, запечатай пресным тестом на сутки в горшочке, и то давать пить тем, кои испорчены на смерть. Большому человеку давать два золотника, среднему один золотник, а малому пол-золотника.
9. Трава Лазорь. Ростет при березниках, ростом в локоть, цвет у нея багров и два корня: один бел и едрен, а другой черен и мякок. Добра та трава, всякую порчу вон выводит. А белой корень от всякия болезни пригоден: топя в молоке или в меду, пить, здрава творит.
10. Трава Ревилка. По зарям стонет и ревит по вечерним и по утренним. И та трава давать порченным людям; и он станет говорить и вопить, именно скажет, кто его испортил. А кому положить в головы и он все скажет, что думает на тебя. Также и женщине положишь, и она все скажет, с кем живет. А ростет та трава в воде или близ воды, ростом в локоть, листом красновата, цвет малинов или гнидоват; мала собою; а при огне не сгорит, а кинь на воду, и она пойдет против воды. Добро человеку плавать с нею, а корень во рту держать, и тот человек легок на воде.
11. Трава Церекон. Ростет при реках и при болотах и на чистых местах, цветом красноват; а как отцветет — семячко сверху; а корень красен, курчеват. И та трава вельми добра испить порченым людям. А кто ея при себе носит и пойдет к кому, честь узрит от всех людей. А рвать ее с приговором.
12. Трава Пострел боровой и полевой. Ростет на бору; ростом в локоть или в пядень, цвет синь, раскидывается как мак. И ту траву рвать апреля 9 дня. Угодна она от порчи и болезни смертной. Сложить с лесовым пострелом вместе, занеже они слывут братья, друг без друга не хощут врачевати. Да она ж добра, у кого голосу нет; пить с капустою и голос вельми будет ясен, что труба. Сию траву добро держать певчим, а не простым людям. А кто на себе носит, не боится никакой пакости.
13. Трава Пострел лютик лесовой. Ростом в стрелу и выше, цвет синь петушками, а лист щедроват. Добра та трава от всякаго нечистаго духа, и от порчи, и от всякой пакости. Когда восходится у человека какая болезнь, накопать да настоять в молоке или в меду, да гораздо нахлебаться не по однажды, поможет и здрава человека учинит. А от порчи никакия травы без нея не давать.
14. Трава Скопидон. Ростет при березниках и по борам; ростом как свеча восковая, сверху крючком. И та трава — добра от порчи.
15. Трава Кудрявая дигиль без сердеца. Ростет при реках и при болотниках коленцами; цвет бел, а иной желт. Та трава носить при себе от еретика и от колдуна и от чародейства; на которой день человек ест или хлебает, и того человека не может кто испортить. Или кой человек пойдет в мир или на свадьбу, возьми с собой той травы, и того человека не могут испортить. Да она-ж добра запускам конским. А кто ествы в себе не держит и блюет, ешь дигиль на тощее сердце, перестанешь блевать, а буде на еду охоти нет, а ел бы да нехочется; ешь тот-же дигил, станешь есть.

(Продолжение будет).
_________ 

Самолечение простого народа по травникам

// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 43. С. 414 — 415.

С. 414

Самолечение простаго народа по травникам.
______

(Продолжение см. № 42).

III.Травы для привораживания.

1. Трава Пересьяка. Листья велики по земле, а корень длиною в пядень. Кто тот корень носит при себе, и того человека любит женка и девка.
2. Трава Копус. Ростет по березнякам синя и пестра, листочки — что язычки; а корень ея на двое: един мужичек, а другой женочка. Когда муж жены не любит, и дай ему женочку сесть и будет любить, а ежели жена не любит мужа, дай ей мужичка сесть, будет любить. А корни: мужичек бел, а женочка черна.
3. Трава Визил. Ростет по мокрой земле, ростом в пядень; корень, как огурец большой. Добра женихам и невестам: за котораго жениха невесты не дают, или от которой невесты жених прочь отбегает, и той травы корень положить под порог или под воротню, то жених с двора неможет от невесты отехать. А буде жених пойдет — то и невесту возьмет с собою.
4. Трава Какуй. Ростет при березниках и в лугах, листочки долгоньки, что язычки; цвет на ней багор с белостью; кореня у ней два: един бел, а другой черн. Буде муж жены не любит — дай мужу чернаго, а ежели жена мужа не любит — дай жене белаго и станут друг друга любить.
5. Трава Хорострец. Ростет на боровых местах, ростом в пядень, а цвет бел. Корень красен. Ту траву аще дать женскому полу, то вельми станет любить.
6. Трава Напахт. Ростет по песчаным


С. 415

местам без сердца; а сверху лапка на одну сторону, а листы что у рябины, а корень у ней что медвежий ноготь. А брать ее в день св. мученицы Агрипины июня 23 дня, сквозь сребрянную гривну, то-есть сто копеек сребрянных кругом ея оклади и бери. И носи тую траву при себе в чистоте, то никто на тебя не думает иметь сердца; кто был гневен, тот будет добр, т. е. всякой человек будет тебя любить.
7. Трава Либист. Ростет при болотах, при великих реках, при ражинских местах, ростом в локоть, цвет рудожелт, середи цвету кисточки; корень что лодышка барановая; а добр тот корень носить при себе: люди любить и покоряться пред тобою станут и зла на тебя не мыслят. Цветом ея добро умываться рябому, будет гладок.
8. Трава Хилитония, по русски Ластовичья. Ростет по подгородьям, на песку, при реке, — в то время как ласки и орлы гнезда делают; цвету нет никакого, токмо един лист багров. Сию траву кто носит при себе, победит всех врагов и все припадки и все вражды отвергает. Аще та трава полагается на главе болящаго, и аще будет не к смерти — воспоет светлым гласом, аще ли нет — во смерть.
9. Трава Царския Очи. Вельми добра, у кого очи болят: парь ею. Собою мала, ростом в иглу и тонка; листочки красны, видом желта, цвет как золото кажется; ростет кустиками на болоте, где клюква родится. Коя жена мужа не любит, носи при себе и станет любить. На бой пойдешь, супостата одолеешь. Кто хочет птицу ловить, носи при себе, много уловишь птиц всяких. В пути с нею добро идти или в пир, честен будешь. Конскому сидельцу держать при себе и у того человека не будет никакая болезнь.

IV. О разрыв-траве.

1. Трава Муравей, или Разрыв. Ростет в лугах добрых, на ней четыре листа крестиками; а из земли сия трава не выростает, но в земли пребывает, видом яко бы брусничник. Аще на сию траву коса найдет, то вскоре переломится; а ежели лошадь скованная на нее найдет, тотчас раскуется. А сию траву едва мудрец найдет. Велику себе благодать получишь, когда вложишь в руку и заростишь; и замок никакой не устоит. А в кузницу кинешь, кузнец ковать перестанет. И петля человека не удавит, аще при себе ту траву держит.
2. Трава Прыгун-Скачек. Ростет на добрых землях боровых, ростом в пядень, цвет голуб кувшинцами, корень как чесноковка. Угодна ко всему, а более всего, где старая казна заговорная. И она все разрушит и взять поможет.
3. Трава Сава. Ростет на лесах и на больших степях, ростом мала, листьем черна, цветом синя. И на ту траву кто найдет, заблудится, а в мельницу кинуть, все разрушит.

V. Травы, как средство узнать мысли других людей.

1. Трава Водяной пуп. Ростет в воде, а конец верхний все против воды. А сорвать и кинуть на воду, и она против воды поплывет. Вельмы добра при себе носить, и ты всякаго и добраго и злаго познаешь и кто на тебя зло мыслит и все уведаешь. Корень ея зовется бес, да делом добр.
2. Трава Реша. Ростет кустиками, маленька, по земли тянется. Ту траву ежели положишь жене спящей в голове, и о чем станешь спрашивать, все тебе поведает.
3. Трава Рисница, или Риска. Ростет кустиками, маленька, синенька, по земли тянется. Та трава добра к тому, ежели жене в головы положить, и она скажет, с кем была или на тебя что мыслит. Также и прочих аще знаемых искусить желаешь, тем же обычаем чинить, а не просто, то-есть, надобно лежать как можно.

VI. Травы, помогающия при просьбах и на суде.

1. Трава Попянца. Вьется около крапивы, красна собою, как глисты овились, листов на ней нет. У кого чего будешь просить, положи в пазуху; а ежели у мужика — под полу правую, а у женска пола — под левую пазуху.
2. Трава Змеица. Ростет по ельнику и по земленишнику, собою тонка и мелка. Та трава добра, у кого чего станешь просить: у мужескаго пола, то положи под правую пазуху, а у женска, то под левую. А где скоморохи играют, кинуть ее под ноги им, и они передерутся и гудки все переломают.
3. Трава Чарву. Ростет под ригою. Лист угоден, аще кто пойдет в суд. Возьми ее в правую руку, то безсумнения прав будешь в суду.

(Продолжение будет).
_______________

Самолечение простого народа по травникам

// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 44. С. 423 — 424.

С. 423

Самолечение простаго народа по травникам.
_____

(Продолжение см. № 43).

VII. От запоя и пьянства.

1. Трава Ливан. Ростом в стрелу, толста, мохната, и как выростет, багрова; корень красноват, цвет рудожелт, лист зелен, похож на моложой девясил или на черную буквицу. Кто ее имеет, то тот человек хмельнаго пития пить не станет.
2. Трава Ворохна. Ростет в полугоре, ростом в стрелу, собою мохната, мох беловат, и цвет також мохнат и беловат. Пить ея в квасу или в вине по утру и тот человек не станет хмельнаго ничего пить, духу станет бегать.
3. Трава Пукол. Ростет промеж жита и во пшенице; во время сухмени, имеет ядовитыя естества. Человеку наводит пьянство и без ума доспевает, аще кто безразсуждения приемлет.

VIII. Женщинам при рождении детей и в других болезнях.

1. Трава Погибельна. Ростет она на бору, цвет лазурев; а ростет та трава в марте месяце, а отцветет в том же месяце. И та трава давать от грыжи; а коей женщине дашь той травы, то дети не станет родить. А буде захошь детей, ино дать той травы на другой год, марта в 5 день женщине и будут опять дети.
2. Трава Перевязка. Цвет на ней походит на маковый, а ростет кустиками по межам и по огородам; а как отцветет, и станут вверху якобы иголки; дай жене пить в вине или в теплой воде, коя не может младенца родить, — то скоро родит.
3. Трава Боронецкая. Ростет на камени, вышиною в пядень, походит на брусничник, а дух от нея, что от ладану рослаго. Окуривать ею роженицу в бане и навязывай на крест, и она родит без болезни. И как родится младенец, ты ево окури тою травою и навяжи ему на шею, то не прикоснется ему падучая болезнь.
4. Трава Индивня. Собою гряновита, жестка, ветвия имеет тверды, цвет желт; стебель имеет един вышиною двух локтей. Та трава варена в воде и принята брюхатами женами, и младенцу в утробе силу подает и матерь здравит.
5. Трава Андрон. Едина мужеска, другая женска. Мужеска подобна листьям крапивным, всякой стебель ея вышиною двух аршин, токмо листья в тое травы потемнее, нежели крапивное. Женскаго ж полу трава имеет листье бело. Мужеска к мужеским, а женска к женским недугам пристроит. Та трава прията пользу творить женам брюхатым и силу подает; отроку во чреве память и разум подает.
6. Трава Дягиль Полевой. Ростет по горам и по сухим местам, собою в локоть или в стрелу, на верху цвет и кисточки беловаты, дух медвян, корень горек, как перец. У коей жены груди болят, утопи в каком нибудь питье; а корень на болящия зубы полагают, вельми добро.
7. Трава Тропка. Ростет по бояракам и по соснягам и по бруснишникам, вышиною в четверть, об одной стволине; цвет лазорев, а цвет по стволине длиною в палец; а дух от того цвету, яко от ладану кипучаго, а корень ея ростет в землю не глубоко розсыпью и мелким кореньем. У которой жены дитя во чреве помрет или выкинула и тое траву варить в воде и пить, поможет. А которой человек отечет телом, то пить ее с вином, поможет. А кого укусит бешеная собака или какая гадина ядовитая, то тое траву толки мелко и вари в воде и пей, а листочки прикладывай на раны; тогда все раны вычистит, живит и сушит.
8. Трава Чернабы. Та трава подобна полыми, но листвие более, вверху бело, а внизу зелено, духом собою тяжка и горька; стебель ея долог. И та трава к лекарству свежая лучше, нежели сухая. Аще жена имеет течение месячное, то дай пить, и течение заключится. Аще в которой храмине та трава лежит, тут пользующий ядовитый гад не входит и нечистый дух отбегает, та же трава при себе держать, кои шествуют по дорогам от различных городов. Аще женка тое траву приемлет, то живое или мертвое дитя из утробы выведет.

IX. От наружных, внутренних и других болезней людей.

1. Трава Жируха, сиречь Водяная Крапива. Ростет по морским местам и по старым кустам без стволика, а лист шириною в палец и длиною в четверть аршина. А потому ея познати, что тое траву едят гуси, а иная птица не ест. У кого голова болит, варя в вине — пить и главную болезнь вытянет. У кого короста или болячка внутри, варить и в вине пить по утру теплое, то вся короста и болячки внутренние выгонит вон.
2. Трава Дикий хмель. Ростом в пядень и полторы, корень тонок, загнулся крюком; ствол тонок, а по тому стволу стволинок или отраслей по девяти или по десяти, а по тем стволикам по три листка вместе, цвет желт, — шапочка с лесной орех. А как отцветет, станет, аки чешуйками, как хмелевая шишка. У кого шум в голове, варить с травою буквицею и мыть.
3. Трава Дикой Чеснок. Ростет на высоких песчаных местах, видом зелена; из земли выставилась, как луковица, а верху травы нет, а корень в земле как мыший хвост. Добра она, утолча, выжать сок и намоча платок в том соку, привязать к больной голове, и поможет.
4. Трава Цвитария. Ростет по добрым землям кустами, аки город или церковь, а ствол четвероуголен, вышиною в аршин и больше, на верху цвет лазорев


С. 424

вельми красен, лист ея походит на черемховой, а корень ростет в земле глубоко в аршин и в полтора, толщиною в палец, а дух от кореня походит на перечной. Аще кто трясется, и ту траву варить с водою и по разу пить теплое во всякий день, и выздоровеет.
5. Трава Воронец. Ростет при реках лапушками ворона; весь цвет беловат собою, листики что капуста. Добра та трава, кто телом трясется или бит бывает синевы велики; трись в бане и здрав будешь. Или кто опухнет, та трава пить и ею тереться; и от удару добра и от черныя немочи.
6. Трава Отмеч. Ростет на ней по три и по четыре листа. И ты возьми той травы, да привяжи на крест одноконечной, трясцся покинет.
7. Трава Золотая. Ростет по великим горам и по буграм, об одной стволине, а цвет на верху вельми красен и велик яко маковый только дробен, листы не широки, только длинны — в четверть аршина, а коренья как конопляной; а потому ея познати, что запах от него, как от скипидара. Аще человек упадет с коня или с древа или ребры переломит, тое взять травы варить в молоке пресном или в меду и пить по единожды в день. У кого есть грызь, то ту траву истолчи с коренем и варить в кислых щах и принимать, где болит. А у кого есть раны, варить ту траву в воде и промывать раны. А держать ту траву в погребе, чтобы дух не вышел, и пить на всякой день, покамест исцелеет; а корень ея копать в осень.

(Продолжение будет).
_________________

Самолечение простого народа по травникам// 
Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 45. С. 430 — 431.

С. 430

Самолечение простаго народа по травникам.
______

(Продолжение см. № 44).

8. Трава Огневорост, Хоробрец тож. Ростет по улицам; цвет у ней желт, корень не велик, туг что древо, сверху лист зелен, мякок, а дух хорош. На ком чирей много или уразы велики, и та трава изсуша истолчи и просеять и варить гораздо, в чем хочешь, и хлебать на тощее сердце. Ту траву класть на уразы и от того будешь здрав. И угодна от грыжи, а еще которое место грызет, а не провалится: присыпи ею и проест и заживет.
9. Трава Воронье Око. Ростет по разным местам, ростом в пядень и более, листочки на крест, на самом верху ягодка черненька; корень бел, тонок. Добра она человеку биту и от чирьев и от коросты. А корень к зубам годен.
10. Трава Тасоник. Ростет по горам и по лугам и по равным местам кустиками, ствол в поларшина, вверху кругл, имеет ветвия, а на ветвиях яко жемчужные зернышки, круглыя аки бисер белой, а листу на ней нет, а корень ея кудряв и тонок и ростет в землю глубоко, запах его походит на деревянное масло. У кого болят очи, и то в сок ея белой хлеб смочить и прикладывать на больныя очи. А у которой жены груди отекают, то прикладывать к грудям, поможет. У кого болит стомах (желудок) прикладывай тою травою, то огнь и боль выведет.
11. Трава Земляница, а на ней ягоды. У кого очи болят, добро парить ее с листом смородиным.
12. Трава Дикой лен. Вышиной в три четверти и в аршин, ствол тонок, по стволу часто листочки узенькие, продолговаты, цвет избела-желтоват, а цвет аки рот, а изорту цвет же рудожелт, аки язык вытянулся. И варить ту траву в чистом щелоку и мыть очи свербящие.
13. Трава Рябинка. Ростет на пахатных местах, ростом в стрелу, синя, листочки крестиками что рябина корень бел. И та трава добра и скоту и маленьким детям; парить с хмелем и девясилом и с крапивом; и то пить часто питие, у того очи светлы и голос велик будет. А ежели у коров и у коней случится детинец, то корень ея с воском ярым вложить в гриву, помогает.
14. Трава Цылидония. Ростет коленцами вышиною в локоть, цвет желт, на ней стручки маленьки, корень красен, а разорвешь, ино из того корня сок идет красный, а в стручках семя, аки маковое. Добра та трава от уразу; а из корени сок пущай во глаза, то бельмо седает. А беременной бабе не давать внутрь, младенца извержет.


С. 431

15. Трава Старанубка. Ростет по низким местам, ростом по ниже локтя, листочки что елочки с отросками, цвет багров. Которой человек сломит руку или ногу, так поутру скоро живьем давать. Котораго человека отравят отравным зельем или попортят, пить в молоке — поможет; или у котораго человека грыжа, дай пить тому с медом, вынесет верхом или низом вскоре. У кого в огневой болезни поту нет, дать пить с гвоздикою и тот вельми пойдет; а кому умереть, пот идет густо, что кровь, а дух будет тяжел. А пить ея на отходе месяце в теплой избе в кислых щах на тощее сердце.
16. Трава Серп. Ростет по горам коленцами, листочки клинчиками, ростом в локоть и больше, о четырнадцати листах, цвет синь; а как отцветет, ино что иголочки станут востреньки. И та трава годна от черныя болезни и от страху. С той травы сплети плетень и носи на себе и опояшься ей. Бог помилует и от скорби внутренния и от всякия болезни избавит.
17. Трава Кликун. Кличет голосом по зарям по дважды: ух, ух! А находить ее сице: на коем она месте стоит, круг ея на сажень или больше трава поклонилась и она в середине стоит. А корень тоя травы яко глава человека и руки и ноги и все подобное человека; а силу она в себе имеет такую, к чему хошь, к тому и угодна. А именуется та трава Царь.
18. Трава Аронова Борода. Ростет аки борода, имеет пуповки круглыя черныя, листье зеленое, корень кругловат с отростками. Та трава варена в воде или в пиве — сердце безмерно укрепляет.
19. Трава Коневей Щавель. Ростет по борам и по старым местам, ростом в конопель, аки метла видом; на верху семян много. Добра трава та, в коем человеке от убою кровь замрет или приступает к сердцу. Сок выжми и пей и так Бог поможет.
20. Трава Корова; походит на конопель. Добро ея пить утопя в уксусе, чистит в человеке тело и всякую нутреннюю болезнь, ломоту и грыжу и голове легче бывает. Кто пьет, у того утробу вяжет.
21. Трава Молодовник. Ростет по рекам, что капуста, ростом в стрелу, цвет лазорев кувшинцами; корень бел. Угодна вельми, у кого корь или оспа на лице; разваря в каком питье, пар в бане — поможет, а лица не спортит.
22. Трава Молодил. Ростет на высоких местах, собою маленька, листу нет, волотки кистями, как еловыя или сосновыя вершинки, или как попутниковой сторожек. Добра она от грыжи есть; таж женам добра хлебать, у которых месячной перелом.

(Оконч. в след. №).
______________

Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 46. С. 441 — 442.

С. 441

Самолечение простаго народа по травникам.
_____

(Окончание, см. № 45).

23. Попутник. Ростет по пути, листочки, что язычки, по них что жилки, сверху сторожек, по нем что крупа. В котором человеке во чреве ворчание, поможет. Она-ж добра от посеку и порезу присыпать и от ознобу, утерши с маслом коровьим, — мазать. А кто пойдет в путь, возьми ее с собой; какая болезнь в пути учинится, пить с водою — поможет; того ради слывет Попутник.
24. Трава Палочник. Ростет подле озера, источников и по диким рекам, ростом высока, видом черна, на верху черная шапочка, что подушечка. Добра она от порчи и от черной болезни и от моровой болячки, париться ею и хлебать ея и пить, утопя с пострелом травою; а корень ея добр от посеку или кого уж змия ужжет, — парить ею, поможет. Добро ея держать мельникам в мельницах.
25. Трава Царь Сим, или Сил именуется. Ростет при великих реках, при пальниках и на старых местах, ростом в пядень , листов на ней шесть и шестнадцать и тринадцать, а цвет на ней синь, багров, зелен. Угодна на котором человеке смертная болезнь, давать пить в молоке и носить на себе, то здрав будешь. А корень ея угоден ходить с ним в воду и мельницы строить и плотникам, что строят и кои ходят высоко, и посмотрят вниз и им кажется низко и страху нет. Аще кто хощет ехати на бой, возьми с собою корень ея и потри саблю, пищаль и стрелы, и супостата одолеешь, и сам полководцем будешь и всем овладеешь. Довлеет ея держать царю и князю и властелину, его учнут бояться.
26. Трава Билец Черной. Ростет вместе с крапивой. Добра от черной болезни. Добра-ж и коним давать, не будут зачесываться.
27. Трава Суровет. Ростет при водах, ростом в локоть, собою красновата, лист аки язык, на верху что шишечки. Добра человеку от цинги.
28. Трава Шал. Ростет по старым лугам и по новым добрым местам. Вельми добра от жабы хлебать и прикладывать, помоществует.
29. Трава Сорочка. Ростет при темных глухих местах, цвет бел, листа по два, ростом в пядень, ростет по одной, а где одну увидишь, тут и много сыщешь. Угодна от грыжи.
30. Трава Щавель Сорочей и Овечей. Ростом не велика, листочки что денежки. А угодна, кого бешаная собака изянит или змия или уж ужжет приложи ея с калом человечьим, заживет в три дни.
31. Трава Зоря. Онаж трава варить в вине и пить поутру, уздравляет того, кого бешеная собака укусит или гадина. Лист на рану привей, здрав будешь. Корень ея сварить в чем хочешь и пить, у кого очи болят. А у кого болит сердце, изсуша ее пить в вине — помогает.
32. Трава Переносное. Ростет мала и велика. Та трава добра человеку при себе держать: змии, ужи и лягушки и всякой противящийся ничего не может. А в головы положить сонному человеку и он хотя девять дней спит. В рот положить, вода расступится от тебя. А суки от корени урежь, в лавке держи, и будут купцы не отступно у тебя.
33. Трава Полынь. Сок полынной смешать с медом, чтобы не густо и не жидко было, и тем помазывать веко и ресницы очныя, то светлость очей наводит. Кто внутрь приемлет, не скоро упьется.
34. Капуста огородная. Толчена и смешана с белком яишным, прикладывать ко всякому ожегу, тако и заживет. А капустныя листвия толки мелко и принять по разсуждению, биение трясавишное уймет. А капуста варена в чем нибудь и принята, то никакой человек в тот день не упьется.
35. Трава Осока большая. Ростет подле рек и при болотах, ростом высока, на верху стручки, цвет синеват, корень красен, хохлат, жесток что дуб. У кого болит чрево, утопя в уксусе, пить или хлебать, хотя кровавая утроба, яждь на тощее сердце, утверждает стомах и афедрон.
36. Трава Лаг. Ростет сквозь снег, цвет на ней с половины, вверху ночка, ростом в пядень, корень что орешек, видом желт, рвать ее в апреле месяце и топить в молоке или с медом да с перцом, поможет, у кого ворчание или колотье


С. 442

во чреве, или у кого ходит грыжа или порча, всему помогает; того ради падлежит ее запасти на весь год.
37. Трава Щер. Ростет по горам и по высоким местам и по бугоркам по три стволины вместе, а ствол ея, аки конопляной, грановит, а лист тако-ж, а цвет на нем вельми красен, как шапка, аки маковой; на верху ствола ростет цвет, а рвать цвет и копать корень ея в осень и есть его зеленой сырой, или в чем нибудь. Аще у кого болит утроба — поможет а у кого отек тельной, то ту траву привязать к отеку. А кто кровию блюет, ясти Щир, поможет. А кто ест ево в лете в горячие дни, выгонит лишния тягости.
38. Трава Ефил. Ростом в человека, вся желта, ростет на диких местах или плесах и в полях, а на ней как волокно тянется. Вельми угодна, которое дитя долго не говорит или не ростет; дай с Плакуном пить и в три месяца станет говорить.
39. Трава Мимоходная. Ростет по горам и по лугам и по равным местам, о двух или одной стволины, вышиною в аршин, а ствол яко яблочки дирковатый, цвет синь, по стволу ростет по четыре и по два листа, на верху яблочко, и листы не широки и недлинны; и оная трава ростет мимо проезжей дороги. И выкопать тое травы корень и завязать в чистой плат и привязать ко кресту младенцу, над которым бывает переполох и нощию не спит; а большему, который не может спати, тот корень зашить в подушку; и все те люди, Божиею помощию, спокойно спят. А у кого бывают черви в каком-нибудь месте или волос, то взять тое травы и положить в старое пиво и парить и прикладывать, и от того нырок угасает и трое сутки не пробужается, и тако от того нырок изчезает. А у коей жены грудница болит и тое траву парить в квасу и прикладывать горячее, как можно терпеть, то будет здрава по старому.
40. Трава Иван. Ростет на сильных старых лугах, собою в стрелу, два на ней цвета: синь и красен, листов мало что денежки по сторонам. Угодна, аще у кого рушится ум, носи при себе; а кто глух, из ствола пей сок ея и здрав будешь. И вельми добра держати при себе, разным вещам добра; без нея не может никакой волх мудры быти.
41. Трава Мышка. Ростет по ельникам и в огородах и по частоколу и по крапинам и по траве вьется по сонцу, листом походит на гречу. Добро ея давать, кто с ума сойдет или во сне говорит; или кто много хмельнаго пьет. Добра и к любви, токмо брать ея с приговором.
42. Трава Савина. Собою голуба, а листочки красны, цвет синь, ростет кустиками. Кто той травы с вином пьет, тот с умом станет; а ежели в молоке или в рыбной ухе — без ума будет.

X. Для ловли птиц и зверей.

1. Трава Бел. Ростет на каменных местах при березниках; цвет бел, что снег. И та трава добра стрельцам бить зайцев и тетерев; и зверь бежит на тебя. Носить ту траву под пазухою, то побьешь и зверей и птиц.
2. Трава Болотной Билец. Ростет подле болот, цвет бел, корень хохлат черной сверху, а в середине красноват. Добра та трава ходить на медведя.

XI. Купцам для торговли.

Трава Скопа. Ростом маленька, а на верху ея кисточка одна, а корень что дуга, конец крючком, ростет между рек и при реках. Добро ея держать торговым людям, клади под товар; и к товару купцы пристанут покупать; коли что хошь сам купить и ты товар тем корнем потяни к себе, то скоро тебе продаст; коли что свое продать, и ты пихай от себя, то купит. А у кого хочешь чего, и ты того человека подерни ею на себя, то скоро даст.
_________

В настоящее описание вошли не все 146 названий трав, содержащихся в рукописи, потому что некоторыя травы записаны по дважды в разсматриваемом травнике, а другия по своему содержанию не могут быть помещены в настоящей статье.

(*) Здесь излагается описание трав в таком порядке, к какой только можно было подвести их. В травнике же они записаны, как попало.

Исправленная опечатка. Было: «дъявола», исправлено на: «дьявола» — ред.

Исправленная опечатка. Было: «людамъ», исправлено на: «людям» ? ред.

Исправленная опечатка. Было: «будеть», исправлено на: «будет» ? ред.

Исправленная опечатка. Было: «нядень», исправлено на: «пядень» ? ред.

.


Обратно в раздел Наука

Список тегов:
колдуны и знахари 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.