Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ХАДЖАР ДЖАЛИБ ЛИЛМАТАР -
КАМЕНЬ, ПРИТЯГИВАЮЩИЙ ДОЖДЬ

Говорит ар-Разй 2 в «Книге о свойствах», что в стране тюрок между
харлухами (карлуками) и баджанагами (печенегами) имеется перевал;
когда через него проходит войско или стадо скота, то ноги и копыта
животных обвязывают войлоком и этим делают их мягче во время
прохождения, дабы они не били по камням, и не поднялся бы черный туман, и не
пошел бы проливной дождь. С помощью этих же камней они, когда
захотят, притягивают дождь таким способом: человек входит в воду и, держа
камень с этого перевала во рту, машет руками, и дождь начинает
идти.
Ибн Закарийа не единственный, кто передает этот рассказ; это, как
будто, нечто, не вызывающее противоречий. А в книге «Избранное»
говорится, что «камень дождя» находится в пустыне за долиной харлухов
и что это черный камень со слабым красным оттенком. И подобные
сведения имеют хождение, когда рассказ идет о странах удаленных, с жителями
которых мало общаются. Харлухи, как говорят, в наше время —
предание, между ними и печенегами лежит ширь земли и такая даль, как между
востоком и западом.34
Один тюрок как-то принес и мне нечто подобное, полагая, что я этому
обрадуюсь или приму его, не вступая в обсуждение. И вот сказал я ему:
«Вызови им дождь не в положенное время или же, если это будет в сезон
дождей, то в разные сроки, по моему желанию, и тогда я его у тебя возьму
и дам тебе то, на что ты надеешься, и даже прибавлю». И начал он делать
то, что мне рассказывали, а именно — погружать камень в воду,
брызгать ею в небо, сопровождая это бормотаньем и криками, но не вызвал
он этим дождя ни капли, если не считать тех капель, которые он
разбрызгивал и которые падали [при этом] обратно на землю. Еще удивительнее
то, что рассказ об этом весьма распространен и так запечатлелся в умах
знати, не говоря уже о простонародье, что из-за него ссорятся, не удосто-
верясь в истине. И вот поэтому-то один из присутствующих стал защищать
его (тюрка) и объяснять происшедшее с камнем дело различием условий
местностей и [уверять], что эти камни бывают превосходными [лишь]
в земле тюрок, и в доказательство приводил рассказ о том, что в горах
Табаристана, если толкут чеснок на вершинах гор, то за этим немедленно
следует дождь, а если проливается много крови людей или животных,

то за этим идет дождь и смывает кровь с лица земли и очищает ее от
мертвечины; в земле же Египта не вызвать дождя ни тем, ни другим способом.4
Я сказал им: «Правильный взгляд на это можно получить, изучив
положение гор, направление ветров и движение туч с морей».
Что же касается рассказанного о Табаристане, то это требует
рассмотрения; ведь часто распространяется в этом роде много такого, с чем не
могут согласиться люди разумные; например, что, когда в водоемы и
болота попадает нечистота в виде семени мужчины и от менструирующей
женщины, то в воздухе поднимаются вихри, туманы и снега. Но все эти
атмосферные явления бывают в горах и в таких местах, которые редко
лишены осадков и особенно в положенное время. И даже когда они
выпадают в свое время, [люди] не стыдятся приписывать это тому, что
упоминалось. К этому относится рассказ о болоте на перевале, называемом
Гурак,5 между Багланом6 и Барваном,7 и на нем основывают суждение
относительно того, что мы изложили. Но этот перевал отличается обилием
дождей летом и снегов зимою, а также частой переменчивостью погоды.
Сколько раз мы проходили через него вместе с многочисленным войском
и останавливались лагерем там у этих вод, а в обозе и среди тех, кто
сопутствует войску, был многочисленный сброд людей, не слышавших даже
слова «очищение», не говоря уже о его соблюдении. Среди них были и
толпы нечистых блудниц, находившихся в таком же состоянии, и, без
сомнения, между ними имелось несколько таких, которые совмещали
осквернение регулами и осквернение мужским семенем; все они пили
оттуда и прикасались к воде, и не случилось ничего из того, о чем говорят,
ни сразу, ни до, ни после того.
Иногда некоторым камням приписывают разные свойства; причина
этому, как я думаю, заключается в том, что придумывающий такое
сообщение преследует определенную цель: обезопасить и очистить дорогу от
них, как это было с двумя белыми камнями в одном месте в Джунд ал-
Карам на расстоянии двух переходов от Кабула в сторону Индии; камни
лежали на подъеме из долины, заросшей тростником и камышом. И вот,
человек, который хотел освободить дорогу от них, распространил слух
среди населения, что если кто выпьет [настой] мелких осколков большего
из них и напоит свою жену [настоем] того, что соскоблено сверху этого
камня, то у них будут рождаться мальчики, а если от меньшего камня —
то девочки. И ты не увидел бы ни одного путника, кто проезжал мимо
камней, у которого не было бы с собой ножа и который не отковыривал
бы кусок для себя и немного этого товара для жены. И так это
продолжалось на наших глазах до конца. Нечто подобное произошло и с белым
камнем на горе, известной под именем Ра'с ас-Саур, приблизительно в двух
переходах от Малатии.8Газии Джазиры9 'приносили мелкие осколки его
своим женам, чтобы они любили их и не заменили их другими. Сказал
поэт:
И что это за камень, лежащий на месте, который, как он думает,
Возвращает дуракам сердца жен, чувствующих отвращение к мужу?
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.