Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (5)

Филин С. Концепции современного естествознания: конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ № 14. Ислам

1. Происхождение ислама

Ислам является довольно молодой религией. Он возник чуть больше 16 веков назад – примерно в VII в. Ислам имеет христианские корни, именно этим можно объяснить то, что в Коране содержится норма, именуемая «дхимма». Дхимма – это даже скорее статус. Он предусматривает как бы более уважительное отношения к приверженцам христианства и евреям.

Ислам регулирует все моменты личной и общественной жизни. Это было и в христианстве, однако современные христианские нормы просто ориентируются на вероучения церкви.

Ислам же пока играет очень важную роль в жизни каждого мусульманина. Данная религия преобладает примерно в 36 странах с общей численностью населения примерно 900 млн человек. Две трети из этих 900 млн (т. е. примерно 650 млн жителей) являются мусульманами, таким образом, ислам широко распространен в таких странах. В этих странах хотя и говорится о том, что права приверженцев других религий сильно не ущемляются, но им достаточно четко и ясно дается понять, что они отличаются от приверженцев ислама.

Коран запрещает насильственное обращение в ислам неверных. Кто такие неверные? Мусульмане утверждают, что только их религия является единственно верной, а себя они называют правоверными. Следовательно, все остальные – неверные. Коран допускает только лишь добровольное принятие ислама. Выйти из ислама просто так невозможно: по Корану, данное деяние карается смертью. Для принятия ислама человек должен выполнить ряд формальностей:

1) очиститься путем омовения, т. е. принять душ;

2) произнести гдахаду, т. е. искреннюю речь, которая должна выразить верность исламу.

В мусульманских странах законы, установленные в соответствии с Кораном, касаются не только мусульман, но и всех других людей, проживающих в этих странах (например, в мусульманских странах устанавливается «сухой закон», запрещающий продажу и употребление алкогольных напитков). Также великое значение ислама подчеркивается тем, что запрещается совершать религиозные обряды в частных домах или помещениях, не предназначенных для совершения этих обрядов.

Связь ислама и христианства состоит и в том, что и в Коране рассказывается о Сыне Божьем Иисусе. Однако Иисус здесь как бы играет второстепенную роль. Первостепенное значение в Коране отводится пророку Мухаммеду, основателю ислама.

2. Пророк Мухаммед

Мухаммед (или по-другому Мухаммад, или Магомет) родился в бедной мекканской семье. Его родители умерли, когда он был еще маленьким, поэтому он воспитывался в доме своего деда. Его дед занимался караванной торговлей, а мальчик стал ему помогать. В 25 лет Мухаммед женился на богатой мекканской вдове, которую звали Хадиджа бинт Хувайлита. Она родила ему нескольких сыновей, но дети умерли в младенчестве. Но выжили и 4 дочери пророка. Пока была жива его жена, Мухаммед не брал себе других жен.

Мухаммед очень любил одиночество, он был довольно образован и знал основы христианства и иудаизма. Однажды, удалившись в горы для того, чтобы поразмышлять в одиночестве, Мухаммед услышал голос извне и очень испугался. В ту пору Мухаммеду было 40 лет. Лишь спустя какое-то время он понял, что его избрало божество в качестве своего посланника. Отныне его миссия состояла в том, что он должен был проповедовать веру в единственного и единого бога Аллаха.

С этой целью пророк отправился в город Мекку, где его проповедь была осмеяна. Но Мухаммед все-таки нашел своих сторонников, которые подверглись в дальнейшем гонениям. Власти не решались выступить против самого Мухаммеда, так как он находился под защитой своего рода, который возглавлял Абу Талиб.

Многие сторонники ислама не выдержали притеснений и вынуждены были уехать в другие страны. Большинство из них поселились в Эфиопии.

Но прошло несколько лет, и умерла жена Мухаммеда, умирает также Абу Талиб. Таким образом, Мухаммед лишается защиты. Он начинает рьяно искать новых сторонников. В основном он стал обращаться к людям, приезжавшим в Мекку по торговым делам. В какой-то момент мекканцы, которые уже устали от этого противостояния, предложили ультиматум Мухаммеду. Этот ультиматум заключался в том, что признавалась миссия Магомета, а Аллах становился первым из всех богов. Но ультиматум был отвергнут: Мухаммед утверждал, что Аллах – единственный Бог.

Ища защиты и новых сторонников, Мухаммед поселяется около оазиса. Данное поселение носило название Йасриб. Жители данного поселения были сами рады приезду Мухаммеда. Йасриб населяли как язычники, так и арабские племена, принявшие иудаизм. Ко времени приезда Мухаммеда они погрязли в затянувшихся междоусобных войнах. Для разрешения спорных вопросов, согласно закону, нужен был третейский судья. Им и выступил Мухаммед.

С того момента, когда Мухаммед окончательно поселился в Йасрибе, мусульмане начали новое летоисчисление, а само поселение было переименовано в Мажинат аннаби («Город Пророка») или просто в ал-Мадина (или Медина).

Мухаммед стал не только религиозным проповедником, но и политическим деятелем. Он надеялся на помощь арабских племен, населявших Йасриб, но они открыто высмеяли его и предпочли перейти на сторону Мекки. Вместе с арабами предали Мухаммеда и некоторые другие языческие племена. Усиливается положение пророка. Строится первая мечеть – дом Мухаммеда. В своих проповедях великий пророк устанавливает нормы и правила, регулирующие гражданское, семейное право. Были установлены запреты на свинину, вино и азартные игры.

Особое положение Мухаммеда подчеркивалось тем, что некоторые запреты на него не распространялись. В это же время начинаются и открытые вооруженные столкновения мусульман и мекканцев. Мусульмане начинают одерживать победу за победой, что укрепляет их уверенность в правильности своей религии. Во время одного из сражений Мухаммед был ранен в голову, и мусульмане, которые к этому времени понесли значительные потери, предпочли отступить. Мекканцы же не сумели развить свой военный успех, а в следующем году они были опять разбиты.

Ислам получает распространение на тех территориях Аравии, которые граничат с Византией, а также в Йемене и ряде других государств.

В конце своей жизни пророк Мухаммед решается начать распространение ислама на севере. Примерно в 632 г. он неожиданно для всех умирает. Существует точка зрения, согласно которой Мухаммед был отравлен.

Со смертью Мухаммеда прекратилась и прямая связь мусульман с Аллахом. После его смерти общиной стали управлять халифы – заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. Мухаммед был похоронен в главной мечети Медины, в Мечети Пророка.

Несмотря на то что после смерти своей первой жены Мухаммед неоднократно женился, у него не было сыновей, а только дочери.

3. Принципы ислама

Как и многие другие религии, ислам имеет свои принципы. Самым главным из них является принцип повиновения. Он заключается в том, что мусульманин обязан строго соблюдать слово Аллаха, т. е. повиноваться тем заветам, которые содержатся в Коране.

Согласно утверждениям, Коран был дан Мухаммеду. Эту книгу ему передал архангел Гавриил. И в этом просматривается еще одна взаимосвязь христианства и ислама. Также в Коране упоминается еще один архангел – архангел Михаил, но круг его полномочий не описывается. Коран регулирует все сферы жизнедеятельности правоверного мусульманина. В данной книге даже устанавливаются гражданские и уголовные законы.

Мусульмане считают, что истинным толкованием Корана является то толкование, которое дал пророк Мухаммед своей жизнью. Разъяснение этих толкований содержится в так называемых хадисах, т. е. дополнительных текстах. Хадисы обобщают верования мусульман:

1) верить в одного бога, в единственного и единого Аллаха;

2) веровать в посланных Им ангелов;

3) верить в то, что рано или поздно настанет Судный день;

4) верить в посланных Богом людей, т. е. в пророков.

Следует отметить, что откровение Божье содержится не только в Коране, оно содержится также в:

1) «листах Авраама». К сожалению, на сегодня следы этих книг были утеряны;

2) «листах» Моисея, т. е. в Пятикнижии пророка Моисея;

3) псалмах Давида.

Хотя в исламе главная роль и отводится пророку Мухаммеду, но говорится и о других пророках. В частности, об Адаме, Енохе, отце Мафусаиле, Аврааме, Давиде, Якове, Моисее, Иоанне Крестителе, Иисусе Христе. Причем Иисусу отводится роль судьи во время Страшного Суда. Мусульмане верят в божественное происхождение Иисуса Христа. Они говорят: почему Человек не мог быть создан без отца тогда, когда Адам был создан вообще без отца и матери?

Но не все было гладко и внутри самого ислама. На протяжении веков встречаются конфликты, в которых смешивались и смешиваются политические и религиозные факторы. Наиболее серьезными из них являются религиозные, так как именно они оставляют глубокий след в душах людей. В исламе можно выделить 3 группы направлений:

1) суннизм;

2) шиизм;

3) хариджизм.

Приверженцы первой группы составляют большинство (примерно 90 % от общего числа мусульман).

Оставшиеся десять процентов составляют шииты, а представителей хариджизма на сегодня нет. Хариджизм был свойственен для зарождения ислама, когда ислам представлял собой еще не отдельную религию, а скорее секту.

Главным различием между сторонниками этих направлений является их отношение к халифату. Сунниты утверждают, что преемниками Мухаммеда являлись его сторонники, которые назначались весьма разнообразными способами (вплоть до наследственного халифата). Шииты же связывали законность существования халифата с потомками пророка Мухаммеда либо потомками его зятя Али. А хариджаты считали, что любой правоверный мусульманин, обладающий качеством добродетели, мог возглавить халифат.

Слово «халиф» в переводе с арабского означает «заместитель», «преемник». Поначалу халифами называли трех преемников Мухаммеда. Но потом халифат стал играть не только религиозную, но и политическую роль.

Процедура введения в должность халифа первоначально установлена не была.

Свои особенности установила династия Омейядов, которая пришла к власти примерно в VIII в.:

1) был установлен династический принцип;

2) халифом мог стать человек только арабского происхождения, т. е. родители ребенка, который в будущем займет должность халифа, должны были быть арабами;

3) было уточнено, что халиф является представителем не пророка, а Бога.

После падения династии Омейядов к власти пришла династия Аббасидов. Эта династия также продолжила развивать халифат. В частности, во времена ее правления были внесены такие изменения, как:

1) халифат был учрежден в Багдаде;

2) доступ к нему получили исключительно потомки пророка Мухаммеда.

Затем халифат был перенесен из Багдада в Египет. Здесь он перешел в руки одного из турецких султанов, которого звали Селим Грозный.

Халифат был упразднен сравнительно недавно – в 1929 г. Упразднил его Ататюрк. В это время халифат уже не имел ни политического, ни религиозного веса. С 1924 г. он играл роль символа, символа исламской солидарности.

В течение множества веков халифат выполнял только лишь одну функцию – он управлял общиной верующих. Однако затем эта функция стала смешиваться с политическими функциями – глава халифата стал играть роль и главы государства. Особенно это заметно в странах, где преобладает шиитский ислам. В данных странах глава государства, имам, стал выполнять как политические функции, так и функции религиозного и духовного наставника государства.
.

Комментарии (5)
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.