Галилей Г. Избранные труды в двух томах

Галилей Г. Избранные труды в двух томах. Том 1. Составитель У.И.Франкфурт.
(М.: Наука, 1964)

СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие. Академик А.Ю.Ишлинский (5).
Звездный вестник (11).
Послание к Франческо Инголи (55).
Диалог о двух славнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой (97).
Посвящение «Диалога» великому герцогу Тосканскому (99).
Обращение к читателю (101).
День первый (105).
День второй (204).
День третий (371).
День четвертый (509).
Заметки Галилея, относящиеся к «Диалогу о двух главнейших системах мира» (556).
Оглавление по маргиналиям (563).
КОММЕНТАРИИ (587).
«Звездный вестник» (589).
«Послание к Йнголи» (599).
«Диалог о двух главнейших системах мира» (607).
Вводная часть (607).
День первый (609).
День второй (615).
День третий (622).
День четвертый (631).
Указатель имен (634).

Галилей Г. Избранные труды в двух томах. Том 2. Составитель У.И.Франкфурт.
(М.: Наука, 1964)

СОДЕРЖАНИЕ:
Механика (5).
Рассуждение о телах, пребывающих в воде (39).
Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки (109).
Посвящение «Бесед» графу ди Ноайль (111).
Читателям от издателей (113).
Перечень главнейших тем, излагаемых в настоящем сочинении (115).
День первый (116).
День второй (201).
День третий (233).
День четвертый (304).
Приложение к первым четырем дням «Бесед» (347).
День пятый (366).
День шестой fc (381).
Содержание «Бесед» по предметам (404).
КОММЕНТАРИИ
«Механика» (413).
Рассуждение «о телах, пребывающих в воде» (420).
«Беседы и математические доказательства» (430).
Перевод латинских фраз и оборотов «Диалога» (475).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Б.Г.Кузнецов. Галилео Галилей (Очерк жизни и научного творчества) (481).
Л.Е.Майстров. Галилей и теория вероятностей (502).
И.Б.Погребысский, У.И.Франкфурт. Галилей и Декарт (504).
И.Б.Погребысский, У.И.Франкфурт. Галилей и Гюйгенс (509).
Л.В.Жигалова. Первые упоминания о Галилее в русской научной литературе (512).
БИБЛИОГРАФИЯ: (517).
Le ореге di Galileo Galilei (Собрания сочинений Галилея) (519).
Bibliografia Galileana (Издания Галилея на иностранных языках. 1606-1963) (523).
Литература о Галлилее на русском языке (1779-1964) (562).
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ (570).

Галилей

Галилео Галилей (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза — 8 января 1642, Арчетри) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

Считается, что Галилео Галилей первым применил телескоп в астрономии. В 1608 году Галилей изготовил телескоп с тридцатикратным увеличением. С помощью своей трубы Галилей обнаружил, что поверхность Луны такая же неровная и гористая, как у Земли; что Млечный Путь состоит из мириадов звезд; он наблюдал фазы Венеры.

В 1592–1610гг. были написаны его основные работы в области динамики: о движении тела по наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту; к этому же времени относятся его исследования о прочности материалов.

При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

В марте 1616 конгрегация иезуитов выпустила декрет, в котором объявила учение Коперника еретическим, а его книги запрещенными. Имя Галилея в декрете не было названо, но частным образом ему было приказано принести покаяние церкви и отказаться от своих взглядов. Галилей формально подчинился приказу и вынужденно изменил тактику. В течение многих лет он не выступал с открытой пропагандой учения Коперника. За этот период Галилей выпустил единственное большое сочинение - полемический трактат «Пробирные весы» (1623) по поводу трех комет, появившихся в 1618. По форме, остроумию и изысканности стиля это - одно из лучших произведений Галилея.

Хотя открытая защита системы Коперника и была под запретом, не возбранялась форма диалога-диспута. В 1630 Галилей едет в Рим с готовой рукописью «Диалога о приливах и отливах», где в форме разговора трех собеседников дано представление о двух главных системах мира - Птолемея и Коперника. После двух лет борьбы с цензурой Галилей получает разрешение на публикацию книги. Она выходит в августе 1632 во Флоренции под названием «Диалог о двух системах мира - птоломеевой и коперниковой».

Выход книги, весть о которой быстро облетела Европу, вызвал незамедлительную реакцию инквизиции. 23 ноября 1632 Галилею предписано явиться в Рим. Несмотря на преклонный возраст и болезнь, его просьба об отсрочке остается без внимания. В феврале 1633 Галилея на носилках доставляют в Рим. До 12 апреля он живет в доме тосканского посланника, а затем его водворяют в тюрьму инквизиции. Допросы, требования отречения, угрозы пыток и возможно самое ужасное - уничтожение всех его трудов. Попытки Галилея оправдаться, что «Диалоги» - всего лишь дискуссия, на этот раз безуспешны. Они лишь усиливают раздражение судей. 22 июня Галилея привозят в доминиканский монастырь св. Минервы, заставляют подписать отречение и на коленях принести публичное покаяние.
После процесса Галилей объявлен «узником святой инквизиции», и местом его жительства определен сначала герцогский дворец в Риме, а затем вилла Арчетри под Флоренцией. Вплоть до 1637, когда он потерял зрение, Галилей продолжал напряженно работать и завершил подготовку книги «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению», в которой подведен итог всем его достижениям в области механики. В этой книге, в отличие от «Диалогов», изложение построено так, будто полемика со сторонниками Аристотеля утратила актуальность, и необходимо утверждать новые научные взгляды.

В книге ведётся рассказ о четырёх «Днях». Начало первого из них посвящено вопросу о скорости света; далее обсуждается движение по инерции и особенности колебаний маятников, что приводит Галилея к замечательным идеям относительно распространения волн вообще и акустических волн в частности. «Второй день» посвящён твердости и разрушению материалов. Последующие два «Дня» - вопросам динамики, в том числе движению тел по наклонной плоскости.

Благодаря помощи друзей, его последняя книга была напечатана ещё при жизни Галилея, что доставило ему огромную радость.

Галилей умер 8 января 1642 на вилле Арчетри. В 1732, согласно последней воле Галилея, его прах был перенесён во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он погребён рядом с Микеланджело.