Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Качанов Ю.Л. Начало социологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

глава 13. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

L'homme n'est point fait pour mediter mais pour agir.
J.-J. Rousseau. Correspondance. A un jeune homme

Социальные отношения формируют распределения условий и предпосылок
практик и в то же время оформляются данными распределениями. Продукты
объективации социальных отношений, являющиеся условиями и предпосылками
практик агентов, в традиции, восходящей к П. Бурдье, называют "капиталами".
Капиталы играют роль структур доминирования: без них, как без необходимых
ресурсов, не могут успешно осуществляться практики. Дискретные значения
многомерных распределений капиталов называются позициями.
"В аналитических терминах, - отмечает П. Бурдье, - поле может быть
определено как сеть или конфигурация объективных связей между позициями. Эти
позиции объективно определены как в своем существовании, так и в
детерминациях, которые они оказывают на занимающих их агентов или
институции, [во-первых] их актуальным или потенциальным положением (situs) в
структуре распределения различных видов власти (или капитала), обладание
которыми управляет доступом к специфическим прибылям, находящимся в игре в
данном поле и, в то же время, [во-вторых] объективными связями с другими
позициями (доминирование, подчинение, гомология, и т. д.)" [126].
Позиция имеет значение места или топоса, в котором особым образом (в
каждом - по-своему) проявляются социальные отношения, т. е. такая особенная
область событий, что переход из одной позиции в другую предполагает
нарушение непрерывности характеристик, скачок, изменение социального
качества. Социальной позицией может быть лишь то, что имеет место в
реальности, что как момент участвует в целом социального мира: социальные
отношения "проявляются", "проходят" через "открытое место" - позицию.
Социальная позиция "пропускает" через себя социальные отношения, открывает,
раскрывает их нам, сообщая им смысл. Но сама позиция как "открытое место"
обретает смысл лишь в целостности ансамбля социальных отношений, в
соотнесенности и соотраженности с ним. Открытое (не-обособленное, наполнимое
и исполнимое) "место" конституируется взаимной близостью образующих его
социальных явлений: социальные явления, принадлежащие данной позиции, должны
быть в некоторой совокупности социальных отношений, по определенным
критериям ближе друг к другу, чем к социальным явлениям из других позиций.
Отсюда, описать любое поле социального пространства, - значит, выявить его
позиции, т. е. указать множество социальных явлений и задать в нем систему
позиций. Это, в свою очередь, равносильно определению тех "мест" социальных
явлений, которые считаются "открытыми". Именно эти "открытые места" суть
позиции поля, причем каждой из них соответствует определенная ad hoc группа
агентов, объективирующая данную позицию.
Система социальных позиций описывает упорядоченное соотношение явлений,
их сцепление, возникающее на основе распределения по "открытым местам" и
повторяемости. Зачастую проще определять не все подмножества явлений,
выступающих элементами поля, а только его базу - те "геометрические места"
социальных явлений, порядок сосуществования которых ("мест") органически
обусловливает изучаемое поле и которые достаточны для того, чтобы все
остальные элементы получались как "объединения" "открытых множеств",
составляющих "базу". В исследовательской практике база может трактоваться в
качестве "минимальной порождающей" совокупности социальных явлений - в том
смысле, что производство/воспроизводство этой совокупности определяет
остальные явления, составляющие поле как предмет социологического изучения.
Позиция - структурная единица социального пространства в отвлечении от
воплощения в конкретных институтах или агентах - остается неизменной при
переходе от одной системы наблюдаемых (индикаторов), описывающих
распределения капиталов, к другой. Но позиция имеет значение не только
специфического сочетания капиталов, не меняющегося при всех структурных
"реконструкциях" социального пространства, но и конкретно локализованного и
дифференциально распределенного места интеграции агентов в социальные
отношения. Вне позиций участие агентов в социальных отношениях фактически
невозможно. Агентом становится лишь тот, кто пребывает в одной из социальных
позиций. Индивид вне позиции не является социальным агентом. Таков,
например, Робинзон Крузо или душевнобольные.
Позиция играет роль дискретного проявления континуума социальных
отношений, причем эффективное вовлечение агентов в социальные отношения и их
(отношений) производство/воспроизводство реализуется исключительно в
пределах кванта многомерного распределения капиталов, именуемого нами
"социальной позицией". Поэтому можно сказать, что, во-первых, позиция есть
форма существования социальных отношений (каждая позиция формируется пучком
социальных отношений), и, во-вторых, позиция соединяет агентов и социальные
отношения - посредством габитуса, фиксированного позицией.
"Позиция" выделяет внутри проблематики социальных отношений зоны
производства практик. Позиция является "пределом социальных отношений" как
конкретное дискретное проявление ансамбля социальных отношений. Речь идет о
том, чтобы найти место социальному отношению. Но мы не можем локализовать
социальное отношение в каком-либо сущем социального мира: социальное
отношение развертывается через сущие социального мира и события, но никогда
с ними не сливается. Социальная позиция не репрезентирует события, не
выступает субститутом практик, но "производит" события социального поля.
Смысл социальной позиции заключается в том, что она не фиксирует связь между
событием и собой, но осуществляет "производство" событий, выводимое из
взаимодействия социальных отношений между собой.
"Социальная позиция" позволяет отойти от понимания "социального
отношения" как финальной структуры, функционирование которой объясняет
социология. Это означает, что мы переходим от концепции социального
отношения как "порождающей модели" или Идеи практик к концепции социальной
позиции как производительности практик. Социальная позиция отнюдь не
является субститутом или "отражением" социального отношения, но реализует
его в иной системе элементов, будучи "последней общественной инстанцией"
производства практик и производящей функцией социального отношения.
Социальные отношения образуют актуальное "силовое поле", активно
воздействующее (стимулирующее или подавляющее) на практики. Социальная
позиция играет роль социотопоса, в котором это "поле" "соединяется" с
практиками при помощи габитуса. Все практики (все события социального мира)
возникают на "основе" социальных отношений и являются их "состояниями". При
этом динамика взаимодействия социальных отношений и практик,
опосредствованного социальной позицией, заключена в габитусе.
***
Какой же вывод можно сделать из установленных выше тезисов? Вывод
значительный, составляющий как бы фундамент возможной социологической
теории, синтезирующей структурализм и конструктивизм. Во-первых, социальная
реальность - не присутствие, не совокупность сущих социального мира, но
предположение существования всех возможных сущих социального мира -
"открытое пространство представления" (см.: [127]) социологической теории.
Во-вторых, социальное отношение есть присутствие отсутствия,
пространственное-становление-времени, ограниченное, в первую очередь, своим
собственным недействительным. Необходимым посредником между социальными
отношениями и практиками выступает габитус - структурирующая структура,
которая объединяет пространство и время, продуцируя сходные и повторяющиеся
практики.
Большинству социологов такие построения могут показаться "спекулятивной
заумью" или, хуже того, нелепостью. Между тем, изучение социального
отношения именно как присутствия отсутствия позволяет нам впервые
исследовать его непосредственно социологически, используя синтетический
нефилософский язык описания, безотносительно к "трансцендентальному
означаемому" философии.
Проблема социальной реальности предстает, прежде всего, как проблема
предмета социологического познания. Вопрос о социальной реальности, равно
как и вопрос о социальном отношении - труднейшие в социологии. Как нам
представляется, постструктурализм дает ключ для их решения. Данной концепции
уготована, быть может, в будущем большая роль. Но одна ласточка не делает
весны [128], и развитие постструктуралистской концепции социального
отношения-габитуса-позиции требует непрерывной, напряженной работы, и не
только единичной, а коллективной и преемственной. Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.