Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2. Социокультурные проблемы  студенческой молодежи

2.1  Социокультурная классификация феноменов духовного мира студенческой молодежи.

2.1.1.     Аксиологический аспект духовной культуры студенческой молодежи

В периоды общественных изменений всегда наблюдаются  изменения в ценностно-нормативной базе как общества в целом, так и отдельных социальных групп.  Молодежь  в этом случае испытывает двоякое  воздействие. С одной стороны, легче привыкая к новым условиям, молодежь быстрее адаптируется, ей не нужно преодолевать укоренившиеся в процессе  социализации формы поведения. Не отягощенные грузом предубеждений  и старых ориентиров, молодые люди  имеют больше шансов  выработать и реализовать активную жизненную стратегию, добиться успеха, продвинутся по социальной лестнице.  С другой стороны, молодежь  уязвима для деструктивного влияния макросоциальных процессов.  Крупные общественные  трансформации  обладают  разрушительной силой  в нормативно-ценностной сфере, почти всегда  сопряжены с  некой  деградацией, или разнонаправленными процессами в общественном сознании, а с другой стороны, способны формировать новые моральные установки, создавая феномены субкультуры  молодежных сообществ.

Произошедшие в России 90-х годов ХХ века преобразования сопровождались расслоением ценностных структур массового сознания относительно социальных целей и предпочтительных средств их достижения, выявляя различия в ценностях разных социально-демографических групп.

Российская социология последних лет делала акцент на образовательных ценностях студенческой молодежи, и исследования отображали динамику  отношения к учебе, как на вербальном, так и на поведенческом уровне. Большинство студентов в учебе демонстрируют качества не самые перспективные для будущих специалистов. По данным исследования московских  студентов в 1994 году свыше половины студентов проявляет  либо не достаточную самодисциплину, целеустремленность, либо слабый интерес к сфере знаний по избранной специальности. А почти одна треть  отличается как низкой самодисциплиной, так и отсутствием выраженной профессиональной заинтересованности. Причем среди студентов технических вузов таких вдвое больше, чем у гуманитариев.[1] Образовательные ценности  для студенчества являются базовыми и откладывают отпечаток на весь мотивационный  комплекс и особенно его профессиональную составляющую.

В межпоколенческом аксиологическом анализе важны  как различия, так и сходства по основным группам ценностей.  Различают три основных группы  ценностей: терминальные – это универсальные ценности (семья, нравственность, общение);  социально-интегративные ценности (закон и порядок, свобода, стабильность, работа); инструментальные – это утилитарные ценности, имеющие практический характер. Терминальные и социально-интегративные составляющие мотивационного комплекса сохраняются в качестве базовых, объединяющих молодое поколение (в том числе и студентов) и старшие поколения. Инструментальные ценности все активнее играют роль дифференцирующих: в старшем поколении больше приверженцев патернализма, молодежь, а особенно студенты, в качестве наиболее важных для себя ценностей называют независимость и инициативность.

Для трансформации когнитивной организации взрослого человека необходимо массированное воздействие. Пересмотр самых сокровенных  убеждений порождает страх и утрату уверенности в себе. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям могут подвергнуться   даже ключевые элементы культуры, однако их механизм будет состоять в вытеснении одного поколения другим, а не в переформировании системы ценностей взрослых людей, чья социализация уже состоялась.

В российском обществе отмечаются существенные деформации ценностно-нормативной системы. Основанием этого послужили фундаментальные социально-экономические преобразования в стране, а также негативные последствия непродуманных реформ. Как указывают ведущие специалисты в области молодежных проблем,  усилившаяся индивидуализация сознания происходит на фоне разрушения жестких традиционных форм социального контроля и отсутствия новых моральных границ. Вместе с тем, относительно свободная нормативная структура перестает воспроизводить твердые жизненные цели и нормы, способные стать надежными социальными ориентирами. Это приводит к неопределенности жизненной позиции людей, прежде всего молодых, лишая их внутреннего смыслообразующего основания. По результатам мониторинговых исследований 1990-1999 гг., проведенных под руководством В.И. Чупрова, большинство молодых россиян фактически признали неопределенность собственной жизненной ситуации, отсутствие твердой социальной и гражданственной позиции.[2]

В сознании студенческой молодежи явно господство прагматических  настроений. Но при этом можно сказать, что студенты предъявляют высокие требования к качеству жизни: гарантированность жизненной безопасности и благополучия – вот их основное требование к обществу и собственная цель. Рационализация сознание вместе с тем несет в себе опасные  изменения. Социологи отмечают, что рационализация бросает вызов и таким фундаментальным духовными понятиям, как гражданственность, патриотизм, долг. Гражданство для современной молодежи идентифицируется, прежде всего, с формальной принадлежностью к государству, со своего рода членством в нем. Вместе с тем чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны занимают высокие позиции в структуре ее идентификаций, но слабо связывают с ними свои жизненные цели.[3]

По мнению социолога Н.А. Зоркой в определенной мере можно говорить об образовании поколенческого разрыва между «родителями» и «детьми». Молодежь, более открытая и пластичная, успешная и обеспеченная, становится в обществе, и прежде всего  в его наиболее дезадаптированной и депрессивной части, своего рода негативным фокусом идентификации. Н.А. Зоркая  иллюстрирует эту точку зрения данными исследования ВЦИОМ (март 1998, число опрошенных 2000 человек). Среди молодых людей (до 24 лет) ответивших на вопрос «Как Вы считаете, насколько важной сегодня является проблема конфликта между молодыми и пожилыми?»   выбрали ответ «очень серьезная проблема» в 2,5 раза меньше, чем  среди возрастной группы старше 55 лет (9% и 25% соответственно). Более старшим поколениям, как правило, сильнее присуще подозрительное, критичное, отрицательное отношение к успешным молодым, в то время как последним (по крайней мере, в их наиболее социально адаптированной части) присуща как толерантность и открытость, так и установка на межгруповое сплочение и солидарность.[4]

По данным диссертационного исследования студенческая молодежь в большинстве придерживается базовых ценностей (материальное благополучие, семья, здоровье, хорошая профессия). Все же материальное благополучие как основную жизненную ценность отмечают в 2 раза больше студентов, чем профессию и интересную работу (80% и 43% соответственно).

Распределение студенческой молодежи по структуре ценностных ориентаций в зависимости от выбранной специальности (табл. 2) показывает, что стремление быстро достичь материального благополучия через ряд доходных профессий – юрист, менеджер – остается пока достаточно высоким. В то же время студенты, обучающиеся по так называемым рейтинговым специальностям, реже отмечают как важные для себя «социально нравственные» ценности (порядочность, свобода выбора, дружба).

Студенты экономических и юридических специальностей в большей степени претендуют на то, чтобы в будущем иметь высокие доходы и открыть «свой бизнес», стать владельцами «своего дела». Показатель этот абстрактный и требует верификации на уровне реального сознания. Несмотря на то, что  данный контингент респондентов ориентирован на высокий профессионализм, при более подробном опросе (неформализованном интервью) выясняется, что молодежи свойственно понимание собственности не как служения делу, а как максимальной  независимости. Профессиональная  самореализация  уступает место социальному статусу.

 

Таблица 2

Предпочтения жизненных ценностей  студентов в зависимости от престижности получаемой специальности (в %)

Ценности

Студенты, обучающиеся на юристов, финансистов, менеджеров

Студенты, обучающиеся по другим специальностям

Среднее значение

Материальное благополучие

90,2

67,5

80,1

Семья

67,9

88,1

76,8

Здоровье

63,7

56,1

59,9

Хорошая профессия, интересная работа

48,0

34,4

41,7

Независимость, свобода выбора

42,0

26,3

35,1

Порядочность, справедливость

16,8

37,1

25,7

Общение, дружба

23,7

25,5

24,4

Жизнь в свое удовольствие

23,9

11,6

18,5

Реализация своих способностей, духовное совершенствование

8,1

24,7

15,4

Предприимчивость, активность, жизненная энергия

23,9

1,4

14,0

Власть

20,0

6,0

13,8

Религия

1,3

1,9

1,6

 

Профессиональные и предпринимательские предпочтения студентов на протяжении ряда лет во многом не соответствуют потребностям общества. Многие молодые предприниматели  испытали разочарование, есть и трагические судьбы.   Молодежи не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями. В современной России  мир ценностей, в том числе молодежи, чрезвычайно противоречив. В социокультурном плане ценности находятся на различных стадиях институционализации. Причем ценности порой меняют  знак на противоположный.

Интересно сопоставить материалы анкетного опроса с результатами интервьирования студентов. То, что трудно интерпретировать в результатах массового опроса, в более подробной беседе со студентами  получает свое объяснение. Для многих респондентов  материальное благополучие лишь условие счастливой семейной и личной жизни и успеха как такового. Главное в жизни семья, а не наемный труд.

Это весьма противоречивое, стимулируемое индустрией досуга развитие частной сферы – не просто идеология, а реальный процесс и реальный шанс самостоятельного создания условий жизни для себя. Но и здесь  наблюдаются существенные различия во внутренних духовных императивах деятельности. Метод глубокого интервью позволяет выявить наличие, как минимум, двух тенденций развития процессов индивидуализации. Часть студентов  на вопрос, какую цель они преследуют в жизни,  четко и ясно отвечала в категориях материального благополучия: улучшить жилищные условия (например, жить отдельно от родителей, купить собственную квартиру), приобрести автомобиль, повысить уровень своей жизни и тому подобное. Многие говорят на другом языке, по необходимости неопределенном - о самоосуществлении, поисках  себя, своего пути, развитии личных способностей, о необходимости полноценной жизни. Признавая общепринятые символы успеха (доход, карьера, статус),  многие отдают предпочтение удовлетворению проснувшейся  потребности обретения себя, самоутверждения. Это не относится в полной мере ко всем студентам. Тяга к переменам, к получению лучшего образования, интерес к образованию как к таковому – в значительной мере примета  материально благополучных студентов с высоким социальным и образовательным статусом родительской семьи.

Собственная динамика индивидуализации придает ей внутреннюю  силу и размывает границы между частной и общественными сферами. Это проявление не только в смене значения семьи, но и в быстрой смене альтернативных культур.  Совершенно новым, и вероятно более глубоким, чем в ходе политических реформ, образом общественно-политическое устройство по причине перманентной эрозии и эволюции социокультурных форм жизни  подвергается давлению постоянной практики изменения и приспособления в малом.

По мнению немецкого социолога У. Бека, ценностная система индивидуализации содержит в себе начала новых этик, базирующихся  на принципе «обязанностей по отношению к самому себе». Это сталкивает традиционную этику с трудностями, поскольку обязанности носят социальный характер, согласовывают и переплетают поступки каждого с жизнью всего общества. Поэтому новые ценности и ориентации ложно воспринимаются как выражение эгоизма. При этом не осознается ядро нового, которое здесь проявляется. Оно направлено на самообъяснение и самоосвобождение как  деятельный, жизненно важный процесс, включающий в себя и поиски новых социальных связей в семье, труде и политике[5].

При сопоставлении результатов анкетирования и интервью по качественным признакам открывается, что за формальным предпочтениями традиционных   базовых ценностей могут стоять различные варианты вырабатываемых жизненных стратегий. Семья, материальное благополучие, профессионализм часто служат своеобразным объектом самореализации.  Большинство опрошенных  (51,2%) студентов отметили, что для достижения успеха в жизни необходимо планировать свои действия, выполнять определенную жизненную программу. Предпочитают надеяться на случай и не задумываться о будущем  около трети  студентов (34,7%).

Более подробные социологические результаты,  указывающие на плюрализм ценностных миров молодых, были получены  социологами МГУ в  когортном исследовании «Молодежь-97». Это исследование было общероссийским и охватывало молодежь в целом, три возрастных группы: 17-летних, 24-летних и 31-летних (всего 3939 интервью). Значительная часть опрошенных являлась в момент опроса студентами или недавно окончившими ВУЗ, поэтому с известными оговорками  результаты опроса говорят и о духовном мире студенческой молодежи, путях ее самоиндефикации. Приближающееся к 4000 количество респондентов позволило социологам провести кластерный анализ по указанной доминантной ценности.  Как свидетельствуют данные этого кластерного анализа, из предлагавшегося респондентам  набора три ценности (первая - чистая совесть и справедливость, вторая - свобода, третья – отдых, умение хорошо  повеселится, приятное времяпрепровождение)  оказались доминантными для одного или нескольких кластеров каждой когорты. Набор традиционных базовых ценностей  является ядром ценностно-нормативных ориентаций практически всего населения, включая молодежь, а доминантная ценность выступает своеобразным мировоззренческим символом, стереотипом сознания, определяющим  субъективные ориентации на модернисткие ценности.

Свершившимися фактами стали индивидуализация общественной жизни, рост социальных устремлений,  изменение роли личности. Реализуемое поведение представляет собой реакцию адаптивного типа на действия рыночных отношений[6]. Универсализм рынка высвобождает молодежь из традиционных связей и стимулирует обращение молодого человека к осознанию и выработке своей жизненной стратегии.

Духовный поиск и активная модель повседневности  не всегда ведет к личному успеху и удовлетворению. В результате люди все чаще попадают в лабиринт неуверенности в своих силах. Самоконтроль и самоубеждение могут увеличивать сомнения и вызывать чувство вины. Постоянное возвращение к вопросам «Правильно ли я живу?», «Действительно ли я живу духовной  жизнью?» ведет к новым и новым  модам на ответы, которые разными способами перерождаются в рынки индустрии отдыха и здоровья,  религиозных движений и субкультур, путешествий и спортивных предпочтений.

В крайних случаях в поисках самоутверждения молодые люди бросают учебу, меняют профессии, постятся, увлекаются восточными учениями. Не всегда это безобидно. Среди молодых людей попавших в тоталитарные секты или организации экстремистского толка не редкость одержимые идеей самоосуществления. Часто они отдают дань разнообразным интеллектуальным модам. Постоянный выбор и перемена в увлечения приводят к тому, что они рвут связи с действительностью.  Став игрушкой в чьих-то  манипуляциях, попавшие в жесткие условия сект, они зачастую испытывают облегчение: уходит жизнь-борьба, не нужно делать выбор. Отказ от собственной воли – оборотная сторона институализации биографических образцов в культуре, необходимости выстраивать свою жизненную стратегию вне сословных и идеологических рамок. Уход от социальной действительности в секты и подобные объединения сродни девиантному поведению, рассматриваемого не как «патология», а как естественный результат  эволюции социума, как комфорные формы жизнедеятельности.  По всей видимости, невозможно преодолеть и ликвидировать эти негативные проявления в духовной сфере. Также  с трудом эти виды девиации поддаются количественной оценке или регистрации. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах  регулирования.

Реализация  биографических устремлений современной молодежи, умение выстраивать собственную судьбу, часто проявляющееся в процессе получения образования,  может минимизировать отрицательные социокультурные изменения.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // «Социс». 1995, №1, с. 143 –144

[2] Чупров В.И., Зубок  Ю.А., Уильямс К..  Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001, с.191-198.

[3] Чупров В.И., Зубок  Ю.А., Уильямс К..  Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001, с. 96.

[4] Зоркая Н.А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2 (52), с.24.

[5] У. Бек. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2000. С. 142-143.

[6] Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. – М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 191-197,  211-222

 


Обратно в раздел социология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.