Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 2. Социокультурные проблемы  студенческой молодежи

2.1  Социокультурная классификация феноменов духовного мира студенческой молодежи.

2.1.2.     Биографические образцы как институализированная форма духовной культуры студенчества

О взаимосвязи развития рыночных отношений и индивидуализма в обществе так много говорится, что из этих слов ушел первоначальный смысл. Главное недоразумение, связанное со словом «индивидуализация» вытекает из его отождествлением  со становлением личности, неповторимости и эмансипации. Такая трактовка «индивидуализации», безусловно, правомерна, но она отражает  лишь незначительную и противоречивую часть содержания этих процессов. Часто интерпретируют «индивидуализацию» в еще более узком смысле как личную предпринимательскую направленность личности и обусловливают это требованием рыночной среды. Макс Вебер в «Протестантской  этике»  показал, что представители предпринимательства – капиталистические авантюристы существовали во всем мире и в разные эпохи, чаще их действия носили иррационально-спекулятивный характер или ориентировались на насилие. Однако получил развитие, нигде ранее не существовавший и являющийся основой современного социального порядка, другой капитализм - организация формально свободного труда, ограничивающая распространение духа наживы и в какой-то мере личной инициативы, основанная на экономическом рационализме и аскетизме.[1] Макс Вебер, как никто другой, осмыслил, начавшееся освобождение людей от традиционных форм жизни во всем его эпохальном значении и показал индивидуализацию через профессионализацию, через идею профессионального призвания.[2]  

Главный вопрос о развитии индивидуализма в студенческой среде не в попытках реализовать эгоистические желания, а в упорядоченной деятельности, в том  «Каким образом можно  выразить «индивидуализацию» как изменение жизненных ситуаций студентов и выпускников, образцов биографий? Какой тип жизненных стратегий студентов выходит на передний план в условиях  рынка труда?»

Несущие отчетливую печать социальной стратификации  культурно-групповые или семейные  биографические ритмы перекрываются или заменяются институциональными биографическими образцами. Рынок труда становится  системообразующим в аспекте индивидуальных жизненных практик. Особенно важным в социокультурном плане становятся временные параметры биографий: вход и выход из системы образования, вход и выход из сферы наемного труда и т.д. Каждый из проблемных узлов биографии современного студента (совпадение  решений о браке, о перемене профессии, о совмещении работы с учебой) нуждается в особом планировании. Возможности и принуждения выбора проявляются во всех измерениях биографии. В выборе профессии и  обретении смысла трудовой деятельности в процессе получения высшего образования для многих студентов  противоречиво сочетаются как собственные побудительные мотивы, так и  зависимость от внешних обстоятельств. Важно учитывать, что необходимые для осуществления решения планы и договоренности в принципе расторжимы. Превращение необходимости  в решения означает при системном подходе двоякое:  возможность непринятия решения становится маловероятной.

Тенденцию развития процессов индивидуализации нельзя понимать как прямую, неопосредованную зависимость общественных изменений от принятых индивидуально решений. Доминирование частной сферы выражается  по-другому: внешние обстоятельства, вторгаясь в частную сферу, принимают вид биографических последствий для конкретной личности. Эти внешние обстоятельства в своей массе представляют собой институциональные процессы, например изменения образовательной политики или политики  в сфере занятости, которые в свою очередь обусловливают кризисную модель (наличие подъемов и спадов) существования целых поколений. Личная судьба является институционально формируемой.

Иными словами,  экономические  и рыночные конъюнктуры вызывают в жизни каждого поколения молодежи свои определенные ситуации, а следовательно либо дают биографические преимущества, либо шансы реализации жизненных и профессиональных устремлений для них снижаются. Лично-биографические поражения проявляются как ошибки (или зачастую отсутствие) молодежной политики, образовательной или политики занятости. Данные виды политики формируются (если действительно формируются) исходя  из норм, юридических или существующих лишь в коллективных представлениях,  которые в первую очередь определяются нормами в трудовой сфере. Ситуация в сфере труда все меньше и меньше де-факто соответствует юридическим нормам. Все меньше государством могут быть удовлетворены хотя бы минимальные социальные требования. Современная молодежь  принуждена планировать свою биографию, как раз в тех случаях, когда она наиболее зависима от обстоятельств.

О биографических образцах и «кустарной биографии» в условиях индивидуализированного общества У. Бек говорит как о процессе институциализации и его издержках. Даже там, где слово «решение» звучит слишком натянуто, поскольку у индивида нет  осознанных  альтернатив, ему  придется столкнуться с последствиями своего ухода от принятия решений. Посредством институциональных и  жизненно-исторических заданностей возникает как бы «биографический конструктор», блоки которого допускают множество вариантов сборки. На переходе от типовой биографии к выбранной образуется  чреватый конфликтами и исторически неотработанный тип «кустарной биографии». [3]

Резкие общественно-экономические и политические преобразования в России оказали влияние не только на обострение противоречий в обществе, но на формирование биографий молодежи. Можно с уверенностью сказать, что в 90-е гг. большинство молодых людей в основном приняли требования либеральной  рыночной экономики, принцип  индивидуальной ответственности за свою судьбу.  Однако столь резкий переход не дал возможности избежать многих конфликтов и тип «кустарной биографии» в многочисленных случаях воплотился в биографию криминальную или полукриминальную. Желание состоятся, добиться успеха  любой ценой привело в 90-е гг. часть молодежи  если ни непосредственно в криминальную среду, то под ее сильное влияние и контроль,  безусловно, многие предприимчивые люди стали ее жертвами. Российская организованная преступность является на сегодня самой быстрорастущей «отраслью» экономики. В связи с отсутствием до недавнего времени в уголовном праве «прямых», непосредственных составов преступления, характеризующих деятельность преступных организаций, а также высокой латентностью преступлений отсутствуют количественные показатели, которые позволили бы выявить динамику активности молодежи в преступной деятельности.

В.Т. Лисовский писал, что «невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других – циничное отношение к жизни, установки, способствующие преступному поведению. В условиях социально-экономического кризиса молодежь испытывает постоянное чувство неопределенности. Необходимость платить за получение образования, рост безработицы (особенно среди девушек и юношей с высшим образованием), пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводит к «запрограммированному неблагополучию молодежи».[4]

Неустойчивость социокультурных моделей поведения, объективные процессы становления русского бизнеса[5] вызвали к жизни  тип активного молодого человека, привносящего  в экономическую и социальную сферу криминальный стиль решения проблем. Апелляции к нравственности и морали  имеют слабое действие. По данным исследования Российской академии предпринимательства даже на вербальном уровне, на котором людям свойственно переоценивать свои положительные качества, около половины студентов (48%)   признают возможность преступить через нормы морали ради преуспевания. Правовой  нигилизм молодежи общеизвестен. Только реальные возможности для широких слоев молодежи обрести достойную жизнь,  используя  общественно одобряемые институты социализации, социальные лифты, могут изменить сложившуюся ситуацию. В то же время, какие бы шансы не представляли эти пока гипотетически существующие социальные лифты, коллективная судьба поколения осознается каждым индивидуумом как личная, как личная заслуга или вина, и проблема может быть решена  индивидуально.

Коллективные движения (классовые, гендерные) перенесены  в коридоры учреждений. Чиновники  (например, центра занятости)  преобразуют номинально классовую судьбу в индивидуализирующие правовые категории «частного случая».  И не случайно это особенно заметно по рыночным отношениям в сфере труда. Так, ни одна  квалификационная или профессиональная группа сейчас не дает гарантий от безработицы. Безработица обосновалась там, где еще недавно ее  трудно было представить. Общественные проблемы  оборачиваются  психическими предрасположенностями: неудовлетворенностью собой; чувством вины; страхами; конфликтами и неврозами. Возникает новые взаимоотношения и восприятие индивида и общества:  общественные кризисы кажутся индивидуальными и их общественное содержание воспринимается крайне опосредованно. В той же степени возрастает значение ориентации на индивидуальный успех.

Потенциал, развивающейся частной сферы лежит в  осознании возможностей самоосуществления, в том, чтобы через непосредственные усилия по изменению привычного ослабить и преодолеть укоренившиеся в культуре самоочевидные вещи.

Для студенческой молодежи, готовящейся к выходу на рынок труда, это означает, что, осознавая свои интересы, человек должен научится рассматривать себя как активный центр,  планирующий свое будущее, рассчитанный на собственную  его биографию, способности, ориентации и возможности. Ограниченность  образовательных шансов – проблема, затрагивающая всех; но необходимость осознания этого для формирования  собственной биографии касается каждого. Общественные условия должны рассматриваться как внешние детерминанты, которые в собственном жизненном пространстве можно учесть и смягчить их последствия.

Именно рынок труда выдвигает как требование активную поведенческую модель повседневности. Ради собственного выживания необходимо выработать эгоцентрическое мировоззрение, которое переворачивает соотношение «я - общество», приспосабливая его к задачам формирования индивидуальной биографии как части духовного мира студенчества. О том, что зачастую жизненная активность осознается молодыми людьми как вынужденная говорят социологические данные. Результаты исследования ВЦИОМ (март 1998 г., 2000 опрошенных) показывают, что как у населения в целом, у молодых его представителей самая распространенная форма адаптации к процессам трансформации и самая популярная оценка обнаруживает чисто реактивную установку. Большинство молодых людей придерживаются тактики «выживания» (способность  «вертеться, крутиться, готовность браться за любое дело, лишь бы быть на плаву). Иными словами, личная активность в основном оценивается респондентами в категориях «вынужденного» поведения. В  такой семантической конструкции отсутствуют перспективы роста.[6]

Одна из задач исследования Российской академии предпринимательства была сформулирована как  проверка готовности современных студентов к выработке решений, касающихся собственной жизненной стратегии, раскрытие причинных связей активности личности и социальных достижений. Подробнее о профессиональном выборе говорится во втором параграфе главы, но основной вывод заключается в следующем. Студенты, не сталкивавшиеся с рынком труда, а это в основном обучающиеся по очной форме, более склонны ориентироваться  на помощь и решения старшего поколения (родительской семьи) и  слабо представляют реализацию своей индивидуальности в различных жизненных обстоятельствах.  Им свойственно воспринимать свои проблемы как проблемы своей семьи и ждать решения от других (таблица 3).

 

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос о предполагаемых путях трудоустройства студентов после окончания  вуза в зависимости от формы обучения*

На кого надеются студенты  в решении проблемы трудоустройства

Студенты очной формы обучения

Студенты очно-заочной формы обучения

Студенты заочной формы обучения

На себя самих, самостоятельно будут связываться с предприятиями и  искать работу по рекламе в СМИ

16,1

35,1

28,6

На родителей

41,2

29,1

25,3

На знакомых и друзей

23,4

25,6

23,4

Имеют контакт с предприятием или работают на нем

5,1

15,5

24,1

Обратятся в центр занятости или специализированное агентство

4,2

2,4

2,7

Не знают, как устроятся, надеются на случай

36,5

10,0

13,2

Другое

-

-

2,7

·        При ответе на вопрос можно было отметить несколько вариантов не более 2 вариантов

Следует отметить фиксируемые межпоколенческие изменения в социокультурной сфере. Студентам из материально обеспеченных семей с высоким социальным статусом в отличие от поколения их родителей идея социальной мобильности не кажется столь привлекательной, самой высокой оказывается ориентация на индивидуальный успех. Стремление к успеху не связано в сознании с переходом из одной большой группы в другую, а также с социальными и экономическими процессами.  Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, или перепроизводство специалистов по получаемой специальности, они надеяться, что их профессиональная реализация дело решенное. Однако в современной ситуации возрастающей зависимости приватного существования от обстоятельств и  условий, которые полностью ему не подвластны, варианты «биографического конструктора» могут привести и к отрицательному результату. Последующие возможные неудачи для выше названного типа студентов могут привести  к тому, что они будут должны в одиночку выносить то, для чего в привычных к бедности условиях жизни существуют и передаются  компенсационные противодействия, формы защиты и поддержки.

Возникающие индивидуальные ситуации целиком зависят от рынка труда.  Это касается не только денежнозависимого  массового потребления и процессов высвобождения на рынке труда, но и реинтеграции посредством профессионального образования, правовой фиксации.

Индивидуализация означает рыночную зависимость  во всех аспектах образа жизни. Возникающие формы существования и культурные формы - формы одиночные. И их осознание преломляется через рынок и массовое потребление, как факт складывающейся индивидуализированной культуры, от предметов ежедневного спроса до общепринятых мнений, привычек, установок и стилей жизни, пропагандируемых через средства массовой информации. Иными словами индивидуализация подвергает людей и их духовный мир все большей внешней стандартизации.

Такие институциональные варианты биографий означают, что регулирование в системе образования (например, введение ступенчатости высшего образования), в профессиональной системе (например, продолжительность рабочего времени) и в системе социальных гарантий прямо сопряжены с фазами биографии человека: всякое институциональное установление есть  вмешательство в рамках самой человеческой биографии. С повышением пенсионной границы для целого поколения юридическим актом понижается социальный возраст, а для молодежи тем самым  производится перераспределение трудовых долей (снижается количество вакансий). Именно индивидуализация означает политическую формируемость биографий и жизненных ситуаций. Формирование их осуществляется большей частью неявно, как латентное сопутствующее последствие решений (явно решения соотнесены с  системой образования и рынком труда)

В результате происходит субъективизация противоречий, порождаемых обществом и его институтами. Для индивида детерминирующие его институциональные ситуации профессионального обучения и трудоустройства уже не только события и обстоятельства, обрушивающиеся на него извне, но по меньшей мере еще и последствия принятых им самим решений, которые он должен рассматривать и прорабатывать как таковые. Из этих побуждений к самостоятельной проработке, самостоятельному планированию и самостоятельному созданию биографии могут сформироваться новые требования к специальному образованию.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Вебер М. Протестантская  этика. Сборник статей. Часть первая. М.: ИНИОН, 1972. С. 25-27, 87-91.

[2] Вебер М. Протестантская  этика. Сборник статей. Части II и III. С. 78, 84-89.

[3] У. Бек. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2000. С. 198-199.

[4] Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи // Социологические исследования. 1998, № 5, с. 99.

[5] В качестве иллюстрирующего аргумента можно привести выдержку: «Становление русского бизнеса (начиная с самых первых законодательных актов о кооперативах) проходило под сильным налоговым и юридическим прессом. Собственно говоря, речь идет не о сращивании, а о зарождении  предпринимательства как некой преступной организованной формации». (Костюковский Я. Организованная преступность глазами ее участников // Организованная преступность в России: теория и реальность. Спб., 1996, с. 37.)

[6] Зоркая Н.А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2 (52), с. 26.

 


Обратно в раздел социология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.