Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Сорокин П. Общедоступный учебник социологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. УЧЕНИЕ О СТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА

Глава II. СТРОЕНИЕ ПРОСТЕЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМЫ

§ 1. ПРОСТЕЙШАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ (ОБЩЕСТВА)

Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в их простейшем виде. Так необходимо поступать потому, что этим путем облегчается понимание сложного явления. Так же поступают и все науки. Химия в качестве простейшей модели изучаемых ею явлений берет химический элемент, биология - клетку, астрономия - отдельное небесное тело. Так же поступим и мы.
Взаимодействие двух людей как модель социальных явлений
Раз обществом как предметом изучения социологии будет группа совместно живущих и взаимодействующих (влияющих друг на друга) людей, то простейшей моделью общества будут, очевидно, два взаимодействующих индивида. Если бы мы взяли одного человека, то он общества не мог бы составить. Из одного человека не сделаешь многих. Если бы мы имели двух или большее число людей, но эти люди друг с другом не встречались бы, не взаимодействовали бы, а жили уединенно, наподобие сардинок, закупоренных в коробках, то и в этом случае мы не получили бы общества; этот случай свелся бы к первому: в каждом отдельном случае мы имели бы только одного человека. Значит, для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были бы связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления. На такие простейшие случаи разлагается вся общественная жизнь и все сложные общества. Возьмем ли мы семью, или партию, или группу верующих, или население государства - все эти группы или общества разлагаются на множество пар взаимодействующих людей. Какой бы общественный процесс мы ни взяли: будет ли то совместная молитва верующих в церкви, или тяжба двух

16

противников в суде, или борьба насмерть двух полков, или совместная работа ряда лиц над постройкой дома, или обучение учителем ученика и т.д. - все эти формы социальной деятельности представляют частные случаи общего явления взаимодействия; всюду здесь один или одни люди влияют на поведение другого или других людей.

§2. ЭЛЕМЕНТЫ ЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Индивиды, действия и проводники как элементы

Остановимся подробнее на изучении строения этой простейшей модели общества. В ней мы видим, что в качестве ее составных частей даны: 1) индивиды (по меньшей мере два); 2) их действия - акты; 3) проводники взаимодействия. Все эти части и элементы должны быть даны в явлении взаимодействия. Если бы не было двух или большего числа людей, то некому было бы взаимодействовать; не было бы общества. Если бы люди не совершали действий, поступков, актов, то они не могли бы влиять друг на друга или "раздражать" один другого. Они были бы похожи на недвижные статуи, которые целые годы могут стоять рядом, не оказывая друг на друга никакого влияния. Потому именно люди и могут влиять на взаимное поведение, что они двигаются, действуют, совершают постепенно множество актов, направленных на других людей. Каждый из нас с раннего утра до ночи оказывается погруженным в море человеческих действий, которые в виде слов, прикосновений, толчков, движений направлены по нашему адресу и влияют на наше поведение, как и мы, в свою очередь, своими словами и актами влияем на поведение других людей.
Наконец, в явлении взаимодействия людей имеются проводники взаимодействия, передающие, подобно телеграфной проволоке, влияние или раздражение, идущее от одних людей другим. Эти проводники, как сейчас увидим, связывают, подобно проволоке, взаимодействующих людей; они дают им возможность влиять друг на друга и тогда, когда они отделены большим пространством и временем. Благодаря проводникам взаимодействия могут взаимодействовать люди, одни из которых находятся в России, а другие в Америке,, одни из которых живы, а другие уже умерли.
Таковы основные элементы явления взаимодействия или общества.
Из сказанного видно, что взаимодействие людей похоже на взаимодействие двух телеграфных или двух радиотелеграфных станций. Один человек, подобно радиостанции, посылает "волны раздражений"; проводники взаимодействия, подобно телеграфной проволоке или воздушной среде, эти раздражения доводят до других людей; те, подобно радиостанции, получающей радиограмму, воспринимают их и затем отвечают (реагируют) на них теми или иными действиями.

Воспринимающие и раздражающие органы человека

Сходство взаимодействующих людей с радиостанциями, посылающими друг другу радиограммы и воспринимающими их, идет дальше. Как радио-

17

станции должны иметь особые аппараты для восприятия радиограмм, идущих с другой станции, так, очевидно, и взаимодействующие люди должны иметь особые аппараты для восприятия раздражений, идущих от других людей. Такие аппараты действительно у человека имеются. Ими служат все "органы чувств" человека и все тело, покрытое разветвлениями нервной системы. Органы зрения воспринимают все движения, поступки, мимику лица других людей. Органы слуха воспринимают все звуки (слова, восклицания и т.п.), исходящие от другого человека. Органы обоняния - все запахи, испускаемые другими; органы осязания и все наше тело служит прекрасным аппаратом, воспринимающим всякое прикосновение (удар, поглаживание, пожимание, щекотание и т.п.) другого человека к нашему организму. Словом, каш организм обладает рядом прекрасных и чувствительнейших аппаратов восприятия раздражений, идущих от других людей. В этом отношении он вполне похож на радиостанции.
Но чтобы возможен был обмен радиограммами, радиостанции должны обладать не только аппаратами, улавливающими радиограммы, но и аппаратами, могущими посылать радиограммы другим станциям. Такими аппаратами радиостанции действительно обладают. То же применимо и к взаимодействующим людям. Чтобы их общение было возможно, они должны обладать не только органами восприятия раздражений, идущих от других людей, но и органами, способными посылать такие раздражения другим. Так оно и есть. Все тело человека приспособлено к такой задаче. Оно позволяет человеку двигаться, приводить в движение все тело и его отдельные части (руки, ноги и т.д.); устройство нашей гортани дает нам возможность издавать звуки; общее устройство нашего тела и высокая степень умственного развития человека позволяют ему приводить в движение силы природы; словом, анатомическое устройство человека дает ему возможность производить множество самых разнообразных действий или актов. Эти-то акты и служат раздражителями других людей, а органы, их выполняющие, являются аппаратами-раздражителями.
Выходит, таким образом, что человек обладает, подобно радиостанции, не только аппаратами восприятия раздражений, но и аппаратами, посылающими волны раздражений другим людям. Наконец, чтобы телеграмма или радиограмма могла дойти от одной станции к другой, между станцией отправления и станцией получения должны быть проводники. При телеграфных сношениях таким проводником служит проволока. Для беспроволочного телеграфа им является воздушная среда. То же применимо и к взаимодействию людей.
Для того чтобы раздражение, идущее от А, дошло до В, особенно когда Л и 5 разделены друг от друга большим пространством (напр., А живет в России, В - в Америке) или временем, - очевидно, между ними должны быть проводники. Без последних А не мог бы влиять на В и обратно.
Каковы же главные виды проводников человеческого взаимодействия? Что под ними следует разуметь?

18

Под проводниками взаимодействия следует разуметь все те средства, при помощи которых раздражение, идущее от одних людей, доходит до других.

Проводники взаимодействия и их виды

Таковые прежде всего звуковые проводники. Их главным видом является человеческая речь, слова. Когда кому-нибудь мы хотим передать какую-либо мысль, или чувство, или просим что-либо сделать, мы обращаемся к помощи звуковых проводников. Мы "говорим", т.е. приводим в движение наши голосовые связки, они приводят в движение воздушные волны, последние долетают до других людей, воспринимаются ими, в итоге вызывают тот или иной ответный акт. Звуки, как проводники, перелетая от одних людей к другим, передают переживания, мысли, чувства, хотения одного человека другому или другим. Наши слова являются настоящими "звуковыми телеграммами", проводящими раздражения одних людей другим. Этими проводниками люди пользуются на каждом шагу. Посредством их мы легко, дешево и удобно можем, подобно телефонным абонентам, соединяться без помощи телефонной барышни сразу со многими людьми, со всеми теми, кто знает наш язык и кто слышит нас. Отсюда важное значение языка и речи для общения людей друг с другом.
Вторым видом звуковых проводников может служить музыка. Когда
кому-либо грустно, он может сообщить о своей грусти другим людям не только словами "мне грустно", а сесть за пианино и начать играть что-либо грустное. Аккорды музыки, порождаемые им, перелетая к другим людям, передают им грусть играющего.
Звуковые проводники выступают и в других формах. Свисток паровоза сообщает нам о его отходе или приходе, гудок фабрики - о начале или конце смены, рожок автомобиля "предупреждает" нас об опасности и т.д.
Вторым важным видом проводников взаимодействия людей являются проводники светоцветовые. Главнейшими видами их являются письменность (книги, рукописи и т.п.) и живопись (рисунки, картины). Свою мысль "2Х2 = 4" я могу передать другим не только словами (звуками), но и светоцветовыми значками, написавши: "2Х2=4" или "дважды два равно четырем". Любая книга, любая рукопись, наконец, любая картина или рисунок представляют не что иное, как множество цветных значков (черных в книге) определенной формы, которые передают наши переживания другим. А, живущий в России, может передать посредством письма, т.е. клочка бумаги с черными значками, свои переживания В, живущему в Америке. Письмо "проводит" переживания Л и дает ему возможность взаимодействовать с В, несмотря на огромное расстояние, лежащее между ними. Чтение книги заменяет беседу с ее автором. Любая библиотека с этой точки зрения похожа на громадную телеграфную станцию, где ряд людей ежедневно "соединяется" с авторами читаемых ими книг и ведет с ними неслышную беседу. Благодаря этим проводникам мертвые могут взаимодействовать с живыми. Дарвина, Ньютона, Спенсера, Маркса, Толстого, Пушкина уже давно нет в живых. Но благодаря

19

книгам — светоцветовым проводникам - мы можем общаться с ними: знать их мысли, учения, теории. Благодаря книгам же они могут влиять на поведение живых людей: на их мысли, переживания, идеалы и поступки. Сказанное о письменности применимо к рисункам и к картинам. Последние, как и книги, служат средствами передачи переживаний от одних людей к другим.
Светоцветовые проводники выступают в сотне других форм. Они применяются в виде светящихся фонарей на пароходах, давая знать людям, что идет пароход; в виде цветных огоньков на трамваях, в виде цветных галунов и петличек на форменной одежде различных ведомств, указывая, к какому ведомству принадлежит данное лицо, и т.д.
Третьим видом проводников являются проводники двигательные. Они состоят в определенных движениях человека, в частности в движениях его руки и мускулов лица. Вместо слов "убирайся вон" то же хотение люди часто передают жестом руки, указывающим на дверь; вместо "да" мы часто ограничиваемся легким кивком головы вперед; вместо "нет" движением головы слева направо и обратно; бессилие мы выражаем жестом пожимания плеч, гнев — сжиманием кулаков, любовь - поцелуем и объятиями, приветствие - снятием шапки и т.д. Особенно распространены двигательные проводники среди глухонемых людей. Они взаимодействуют и "говорят" друг с другом не путем звуковой речи, а путем "языка жестов" или "языка движений", - движений руки и ее пальцев, движением мускулов лица. Примером двигательных проводников, соединенных со свето-цветовыми, может служить кинематограф. Здесь сложнейшие драмы, комедии, переживания передаются путем двигающихся цветных рисунков, изображающих различные предметы и людей, совершающих ряд действий (акты убийства, спасания, ласки, поцелуя и т.д.).
Четвертым видом проводников общения служат предметные проводники. Для передачи другим ряда переживаний — мыслей, чувств, волевых действий и обусловливания их поведения люди часто пользуются определенными предметами, сигнализирующими или символизирующими эти переживания. Так, красный флаг служит символом-проводником революционных идей, чувств и настроений. Государственные флаги употребляются для обозначения достоинства государства, принадлежности судна или дома к определенному государству. Скипетр и держава царя изображали собой мысль о его власти, о том, что царь держит в руках всю землю. Ключи города, передаваемые побежденными победителю, означали изъявление покорности первых последнему. Распространенным видом предметных проводников могут служить деньги. Посредством денег люди передают друг другу самые различные переживания: и благодарность за услугу или спасение, и переживание радости и горя, и вознаграждение за работу или преступление. Словом, деньгами передаются разнообразнейшие настроения. Путем их одни люди весьма сильно могут влиять на поведение других. К предметным проводникам в широком смысле относятся все вещи, на которых остались, запечатлелись следы деятельности или работы людей. Другие люди, соприкасаясь с ними, получают ряд впечатлений, в них возникает ряд переживаний, которые не возникли бы, если бы их не было. С этой точки зрения предметным проводником будет и

20

здание храма (напр., Иван Великий), и здание дома, и обделанный человеком камень, и утварь, и одежда, и инструменты — словом, все, на чем отразилась деятельность людей, все, что носит печать работы и труда последних. Совокупность таких предметов, на которых отразилась деятельность людей, или которые нарочито ими созданы, носит название "материальной культуры". Все перечисленные вещи, как и целые города и села со всеми своими зданиями, входят в состав "материальной культуры". Напротив, все то, к чему человек не прикасался, на чем не осталось следов его деятельности, все это не относится к материальной культуре. Не входят в число последней ни дерево, само собою выросшее в диком лесу, ни земля, к которой человек не прикасался, ни река, которую он не трогал, не изменял ее течения и берегов, и т.д.

Что такое "материальная культура»

Все предметы "материальной культуры", согласно сказанному, являются предметными проводниками в широком смысле. Мы со всех сторон окружены ими и находимся под постоянным их влиянием. Дороги, проложенные без нас и до нас, определяют собой пути нашего движения, направление улиц города обусловливает собой те линии, по которым мы принуждены ходить (ибо по крышам домов мы не можем путешествовать), памятники творчества предыдущих поколений воспитывают наш вкус. Подобно губке, мы с момента своего появления на свет впитываем в себя раздражения, излучаемые этими предметными проводниками, и складываемся под их влиянием. Каждое поколение людей в процессе своей жизни и взаимодействия оставляет после себя следы своей деятельности в виде множества предметных проводников. Люди подобны полипам, выделяющим из себя коралловые рифы. Такими же рифами являются и предметные проводники, образующие в своей совокупности материальную культуру. Слой за слоем выделялись они жившими людьми, слой за слоем оседали, и в итоге образовали целый мир материальной культуры, в который мы погружены, который окружает нас со всех сторон, передает нам раздражения, исходившие от других поколений, и влияет на наши переживания и поведение. Сколько новых чувств и мыслей возникает в человеке, когда он с простора полей попадает в каменный город! Сколько новых переживаний появляется в нас, когда мы впервые видим кремль, старую башню или старый храм!
Словом, предметные проводники окружают нас со всех сторон и выступают в тысяче различных форм.
Далее, можно различать проводники электрические. В наше время они получили широкое распространение. Электричеством пользуются сейчас и для передачи телеграмм, радиограмм, для передвижений людей (трамвай, электрические жел. дороги); электричество же передает наши слова другому при телефонном разговоре; путем электричества взаимодействуют доктор и пациент при электролечении; оно употребляется для нагревания других людей путем электрических подушек и т.д.
Иными словами, электричество в ряде случаев проводит раздражения,

21

идущие от одних людей к другим, т.е. позволяет им взаимодействовать и влиять на поведение друг друга.
В качестве особого вида проводников выступают проводники тепловые. Пользуясь теплом, одни люди могут обусловливать поведение других. Так, человек, поджигающий дом, может весьма сильно повлиять на поведение лиц, живущих в этом доме; машинист парохода или паровоза, регулирующий температуру кают или вагонов, может определенным образом действовать на поведение пассажиров: при чересчур жаркой температуре последние будут чувствовать и вести себя одним образом, при холоде - другим.
Упомянем, далее, про проводники химические и механические. Примером первых служат все формы общения людей, где один человек влияет на другого посредством химических свойств того или иного предмета. Так, доктор, заставляя больного принять лекарство, воздействует на его состояние и поведение путем химического проводника. Преступник, подсыпающий яд в пищу жертве, определяет судьбу последней посредством того же химического проводника. Купец, продающий гнилую рыбу •населению, влияет на его здоровье посредством того же проводника и т.п.
Примерами механических проводников могут служить: пуля, выпущенная одним солдатом в другого; камень, брошенный А в В; палка, брошенная и опущенная одним человеком на другого, и все явления механического воздействия (прикосновение, удар, рванье волос, царапанье, поглаживание, нанесение ран и т.п.) одного человека на других.
Таковы важнейшие виды проводников взаимодействия людей, т.е. тех средств, путем которых передаются раздражения, идущие от одних к другим, или путем которых одни люди влияют на поведение и переживания других.
Из сказанного мы видим, что во всяком явлении взаимодействия действительно имеются указанные три элемента: 1) люди (индивиды), 2) их действия (акты), 3) проводники взаимодействия. Мы видим также, что взаимодействующие люди действительно похожи на две радиостанции, обменивающиеся друг с другом радиограммами и таким образом влияющие друг на друга. Раз всякая группа взаимодействующих людей составляет общество, то, значит, и во всяком обществе или социальном явлении можно различать: 1) людей, 2) их действия и 3) проводники, составляющие материальную культуру общества.
Таково вкратце устройство явления взаимодействия как простейшей модели социального явления.

§3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В зависимости от числа индивидов

Теперь рассмотрим основные формы взаимодействия. В зависимости от количества взаимодействующих индивидов можно различать
социальные группы, составленные из взаимодействия: 1) двух людей друг с другом, 2) одного и многих (напр., лектор и аудитория, артист и зрите-

22

ли), 3) многих и многих (напр., схватка двух полков, борьба двух государств и т.п.). Сообразно с этим и общества бывают малочисленные и многочисленные.

В зависимости от качества индивидов

В зависимости от качества взаимодействующих лиц социальные группы или общества распадаются на множество форм. Они могут быть составлены из лиц одного пола (напр., женские монастыри, женские пансионы, воинские части, Запорожская сечь и т.п.) и из лиц разных полов; из лиц сходных друг с другом (по религии, по языку, по подданству, по профессии, по расе, по образованию и т.д.) и из лиц различных между собой в этих отношениях. Каковы будут люди, составляющие общество, таковым будет и последнее. Если эти люди будут темны и невежественны, отсталым будет и все общество. Если члены общества будут злыми и ленивыми людьми, - весьма плохой будет и вся общественная жизнь такой группы: в ней не будет ни мира, ни спокойствия, ни богатства, ни довольства, ни свободы. Одни будут угнетать других, власть будет тиранической, свобода в таком обществе невозможна. Если же, наоборот, члены общества образованы, друг друга уважают, все трудятся, никто не пытается жить на чужой счет, в таком обществе будет и порядок, и свобода, и довольство, и хорошая власть.

Взаимодействие одностороннее и двустороннее

В зависимости от характера взаимоотношений взаимодействующих людей можно различать взаимодействие одностороннее и двустороннее. Односторонним будет всякое взаимодействие двух лиц, где одна сторона влияет на поведение другой, а другая не влияет на поведение первой. Так, человек, власть имеющий, определяет своими приказами поведение подвластного. Но подвластный не всегда .может влиять на поведение властелина. От воли господина зависит судьба и жизнь раба; от раба же редко зависит поведение господина. Двусторонним будет всякое взаимодействие, где обе стороны влияют на поведение друг друга. Пример: А согласен доставить В пуд муки, если В доставит Л 20 арш. материи. В таких явлениях поступки обеих сторон взаимно обусловлены.

Солидарное и антагонистическое

Рядом с односторонним и двусторонним взаимодействием можно различать взаимодействие солидарное (согласное) и антагонистическое (враждебное). Солидарным будет всякое взаимодействие, где стремления обеих сторон совпадают, где одна сторона не только не мешает, но, напротив, помогает достижению стремлений другой стороны. Пример: Л хочет есть, В дает ему свой кусок хлеба. Л хочет перенести бревно, В помогает Л в этом деле. Общество, в котором члены взаимодействуют солидарно, будет обществом солидарным. Примерами его могут служить: все группы, где люди помогают друг другу; все группы, где люди совокупными силами стремятся к одной цели; все кооперативные союзы, где ряд лиц добровольно соединяет свои силы для достижения общих целей и интересов.

23

Противоположностью солидарному взаимодействию будет взаимодействие антагонистическое. Под ним разумеется такое взаимодействие, где одна сторона мешает или препятствует осуществлению стремлений другой стороны. Примеры: А хочет есть, В вырывает у него кусок хлеба; Л хочет жить, В стремится убить его. Общество, в котором члены взаимодействуют друг с другом антагонистично, - будет обществом антагонистическим. В таком обществе неизбежны взаимная борьба людей друг с другом, начиная с смертельных войн и кончая судебной тяжбой, бранью, взаимной враждой, принуждениием, угнетением и насилием одних над другими.
В солидарном обществе человек не принижен, не угнетен; здесь все равны друг другу. Здесь не нужно принуждения, не нужно деспотической власти. В антагонистическом обществе порядок приходится поддерживать силой; здесь власть неизбежно деспотична, царствует неравенство, права и достоинства человека не уважаются.

Кратковременное и длительное

По своей длительности взаимодействие бывает кратковременным и длительным. Сообразно и социальные группы бывают кратковременными и длительными. Примерами первых могут служить: взаимодействия двух лиц, встретившихся в трамвае или в поезде. Обменявшись несколькими словами друг с другом, проведя несколько минут или часов вместе, они расходятся в разные стороны и забывают друг о друге. Примерами длительного взаимодействия являются: взаимоотношение мужа и жены, родителей и детей, пожизненных друзей и т.п. Здесь взаимодействующие люди живут вместе и влияют на взаимное поведение в течение годов и даже в течение всей жизни. Такие социальные группы существуют годами и десятилетиями. Кратковременные же социальные группы похожи на бабочек-однодневок: не успели они возникнуть, как уже рассыпались и прекратили существование.

Организованное и неоргаорганизованное

Далее можно различать взаимодействие низованное и неорганизованное, а сообразно с этим общества или социальные группы организованные и неорганизованные. Под организованным взаимодействием и обществом разумеется такое, где взаимное поведение людей совершается по определенному, повторяющемуся шаблону или порядку, где права и обязанности членов определены, где каждый знает, что и как он должен делать, как вести себя по отношению к другим людям. Примером таких групп может служить семья или кооперативный союз. Отношения членов этих групп определены, права и обязанности их ясны; эти отношения устойчивы и шаблонны. Дальнейшими примерами таких групп могут служить: государственная группа, политическая партия или заседание парламента. Всюду здесь мы видим организацию. Очередь выступления ораторов в парламенте, характер их речей определены наказом; порядок поддерживается председателем; отступлений от него не допускается.
Иное представляют общества или процессы взаимодействия неоргани-

24

зованные. Здесь нет ни порядка, ни точного разграничения прав и обязанностей, ни устойчивости и шаблонности во взаимоотношениях индивидов. Здесь все случайно. Пример таких групп дает случайно собравшаяся толпа. В толпе нет ни порядка, ни организации. Здесь все шумят и "галдят". Порядок "галдящих" никем не определен. Нет ни очереди в выступлениях ораторов, ни наказа, ни председателя. Настроение толпы неустойчиво и случайно. Она легко подвержена панике. В ней постоянно скандалы. Она часто становится буйной и доходит до преступлений (разгром рынков, погром интеллигенции, убийство людей и т.п.). Неорганизованные группы похожи на бесскелетную массу, рыхлую, бесформенную, неустойчивую.

Сознательное и бессознательное

Упомянем про деление форм взаимодействия сточки зрения их сознательности. В этом отношении можно различать следующие четыре вида: 1) индивид А может действовать сознательно; В отвечает на его действия (реагирует) также сознательно. А сознательно дает В 10 руб. денег; В сознательно дает А за эти 10 руб. фунт мяса. 2) Обе взаимодействующие стороны действуют бессознательно. Л бессознательно зевает. В силу бессознательного подражания зевает и В. Спящая мать придавливает маленького ребенка. Ребенок бессознательно кричит. 3) А бессознательно совершает акт. В сознательно реагирует. Маленький ребенок плачет. Мать подходит и дает ему грудь. 4) А сознательно совершает акт; В бессознательно реагирует. Полицейский расталкивает и поднимает мертвецки пьяного человека, лежащего под забором. Тот бессознательно мычит и отбивается.
Примеры всех этих четырех форм взаимодействия даны в сотнях других форм и случаев.

Интеллектуальное, чувственное и волевое

Наконец, отметим еще один вид взаимодейст вия в зависимости от того, что служит "материей" обмена в процессе общения. Если возьмем такие собрания людей, как аудитория научной лекции, то здесь материей обмена служат главным образом идеи. Лектор и его слушатели находятся в процессе идейного общения; от лектора к слушателям идут волны идей. Дальнейшими примерами такого идейного взаимодействия служат: заседания научных обществ, лекции, идущие в стенах университетов, взаимодействие учителя и учеников, кружки самообразования
и т.д.
Назовем такие виды взаимодействия взаимодействием интеллектуальным (умственным), а соответствующие группы - интеллектуальными группами или обществами.
Теперь возьмем такие собрания людей, как публику, собравшуюся на бал, на концерт, на "танцульку", на цирковые представления, на пьяную оргию, на похороны. Здесь люди обмениваются друг с другом не идеями, а главным образом чувствами и эмоциями. Вальсирование или пляска в течение ряда часов, созерцание борьбы цирковых борцов, одурманивание в пьяной компании вином, шествие в похоронной процессии, слушание

25

симфонического концерта знаний не дают. Не идеями здесь обмениваются люди, и не идеи они возбуждают друг в друге, а чувства и эмоции. Чувства веселья, радости, "сильных и острых переживаний", печаль и горе - вот чем обмениваются в таких собраниях люди и вот что они здесь разжигают друг в друге.
Назовем такое взаимодействие чувственно-эмоциональным, а соответствующие группы - чувственно-эмоциональными группами. Теперь посмотрим на такие процессы взаимодействия, как взаимодействие командира, командующего "пли", и солдат, стреляющих по команде; как взаимодействие воспитателя, говорящего воспитаннику: "не смей делать тогото", "не плачь", "не тронь" или "сделай то-то"; взаимодействие комиссара, приказывающего крестьянину отдать хлеб, взаимодействие "барина" и "прислуги", где первый посылает вторую в лавку, приказывает "поставить самовар", "вычистить сапоги" и т.д. Здесь предметом обмена служат не идеи, не чувства, а волевые решения и приказы, требующие или предлагающие исполнения определенных велений. Командир, командуя солдатам "пли", "равняйся", "смирно", "поворот направо" и т.п., не стремится сообщить им знания, не разжигает в них определенные чувства, а сообщает им свою волю и требует ее исполнения. Это же самое применимо и к другим указанным случаям, как и к тысяче других. Назовем такое взаимодействие волевым, а соответствующие группы - волевыми группами.

Все социальные группы и все общественные явления распадаются на очерченные формы взаимодействия

Таковы основные формы взаимодействия и соответствующие социальные группы. На такие процессы общения и на такие мелкие - группы взаимодействующих людей распадается вся та человеческая среда, в которой мы живем и существуем и которая покрывает все население земного шара.
Если охватим умственным взором весь человеческий мир, то он покажется нам похожим на огромное человеческое море. Это море составляется из отдельных волн. Такими отдельными волнами являются отдельные процессы взаимодействия и образуемые ими социальные группы.
Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, или класс, или государство, или религиозная секта, или партия, — все это представляет или взаимодействие двух, или одного со многими, или многих людей со многими. Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственно-эмоциональных и волевых. Какое бы общественное явление мы ни взяли, оно в конечном счете разложится на эти элементы. Явления войны, классовой борьбы, борьбы государств,

26

национальностей, религии, экономическая конкуренция, состязание двух противников представляют различные формы антагонистического взаимодействия. Все явления взаимопомощи людей друг другу, кооперация в деле обучения и воспитания, достижения совокупными силами общей цели в научной, религиозной, в художественной и экономической области, создание общими силами всевозможных предметов и явлений, начиная с таких маленьких дел, как совместное перенесение бревна, и кончая такими делами, как постройка громадной железной дороги, прорытие Панамского канала или многоверстного туннеля, как создание всемирных кооперативных союзов, "Интернационала", "Лиги Народов", - все это различные формы солидарного взаимодействия. Весь обширный океан мировой истории человечества составляется из отдельных ручьев и речек, каковыми являются отдельные длительные и мгновенные процессы взаимодействия. Одни из них, а именно организованные потоки взаимодействия, имеют определенные очертания берегов, определенное русло, другие — неорганизованные процессы или группы, подобны бесформенной болотной воде, не имеющей определенного русла, ясных береговых очертаний и точно выраженного течения. Одни исторические события - результат сознательного взаимодействия людей. Таковы научные открытия и изобретения, таковы все сознательно обдуманные движения и организации. Другие события - плод бессознательных аппетитов людей. Таковы стихийные восстания, массовые погромы, бессознательные подражания (явления моды, психических эпидемий, распространения нелепых верований, абсурдных учений) и т.д.
Словом, весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия.
Вот почему важно было познакомиться с ними. Как море составляется из отдельных ручьев, рек и потоков, так и океан общественной жиззни человечества составляется из таких отдельных процессов взаимодействия. Как море вечно, хотя отдельные его волны рождаются и исчезают, так вечен и весь мир общественной жизни человечества, хотя отдельные процессы взаимоотношений рождаются и умирают.

§ 4. ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО

Из сказанного выше само собой вытекает, что группа взаимодействующих людей представляет особого рода коллективное целое или коллективное единство. Люди, взаимодействующие друг с другом, как бы связаны общей веревкой. Чем теснее взаимодействие, т.е. чем сильнее они влияют друг на друга, тем эта веревка короче. Подобно тому, как люди, связанные друг с другом веревкой, при своем движении "дергают" друг друга, двигаясь приводят в движение и других, так и люди, связанные друг с другом процессом взаимодействия, "дергают" всех взаимодействующих с ними лиц. Поступки и переживания каждого из них отражаются на поступках и переживаниях остальных. И чем взаимодействие теснее, тем это "дергание" других сильнее. Так, напр., члены одной семьи весьма

27

сильно обусловливают взаимное поведение. Все, что случается с одним супругом, сразу же отражается на другом; радость одного нормально становится радостью и другого: несчастье, выпавшее на долю мужа, обычно делается несчастьем и для жены, и обратно. Точно так же переживания и поведение детей (напр., хорошее учение, удачные экзамены и т.п.) радуют и родителей; неудача последних (напр., разорение) отражается и на детях. Члены семьи, как видим, действительно связаны веревкой взаимодействия: поведение одного из них сразу же "дергает", отражается на поведении и переживаниях других членов семьи. Если взаимодействующие не связаны веревкой в буквальном смысле, то, как мы видим, они связаны рядом подлинных проводников.
Вот эта-то тесная (причинная) взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как многие доски бочки, скрепленные обручами, мы рассматриваем как одно целое, как одну бочку, или подобно тому, как множество отдельных клеток, тесно связанных друг с другом и составляющих наш организм, мы рассматриваем как одно существо, как одно "я", так и ряд взаимодействующих людей, в силу связанности и зависимости их поведения, мы можем рассматривать как коллективное целое, выделяющееся из массы остальных людей.
Это мы можем сделать еще и потому, что группа взаимодействующих людей совсем не похожа на простую сумму тех же людей, но не взаимодействующих друг с другом. Пятьдесят человек, взаимодействующих друг с другом, в итоге дадут группу резко отличную от тех же пятидесяти человек, живущих уединенно, не взаимодействующих. В первом случае неизбежно появится разделение этих пятидесяти на "властвующих" и "подчиненных", одни из них будут угнетать других, появится разделение их на более способных и менее способных; соединяя свои силы, пятьдесят человек могут сделать то, чего не могут сделать пятьдесят человек, живущих уединенно и не кооперирующих. Ничего подобного не может появиться при уединенно-одиночной жизни тех же пятидесяти человек. Если человек живет один, он сам - и власть, и подвластный слуга и господин, аристократ и демократ. 50 робинзонов, живущих на 50 уединенных островах, не создадут ни правительства, ни деления на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Не могут также своими одиночными силами они создать то, что создадут 50 взаимодействующих лиц, соединяя свои силы.
Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличную от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.
И с этой точки зрения группа взаимодействующих людей резко выделяется, как особое целое, от остальной массы людей. В силу этих условий такую группу приходится рассматривать как коллективное единство, как особое существо, составленное из ряда отдельных людей. Так и будем мы поступать в дальнейшем. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или,

28

короче, - коллективом. Так как общество или социальную группу мы определили как совокупность взаимодействующих людей, то отсюда следует, что всякое общество или всякая социальная группа представляет коллективное единство или коллектив.

Резюме.
Прорезюмируем сказанное

I. Простейшей моделью социального явления служит взаимодействие
двух индивидов.
II. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: 1) индивиды, 2) их акты, действия, 3) проводники.
III. Главнейшими видами проводников являются проводники звуковые, светоцветовые, двигательные, предметные, химические, тепловые, механические и электрические.
IV. Главнейшими формами взаимодействия соответствующих социальных групп являются: 1) взаимодействие двух, одного и многих, многих и многих; 2) взаимодействие сходных и несходных лиц; 3) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.
V. Весь океан общественных явлений распадается на такие отдельные формы взаимодействия.
VI. Группа взаимодействующих людей составляет особое коллективное единство или единое существо, составленное из отдельных лиц. Такая группа резко отлична от суммы не взаимодействующих индивидов.
VII. Всякое общество или всякая социальная группа является коллективным единством.

Литература: Сорокин: Система социологии, т. I, гл. IV, V, VI; "Новые идеи в социологии", сборник № 2; Элементарные учебники по анатомии и физиологии человека. Особенно главы о строении и физиологии нервной системы; Курсы по психологии человека: Джемса, Геффдинга, Цигена; Вагнер: Биологические основания сравнит, психологии, т. I и II; Бехтерев: Общие основания рефлексологии; Петражицкий: Введение в изучение права и нравственности. Главы, посвященные психологии человека; Кропоткин. Взаимная помощь как фактор эволюции (для изучения солидарного взаимодействия); Делевский: Социальные антагонизмы (для изучения антагонист, взаимодействия).

Комментарии (1)
Обратно в раздел социология
Список тегов:
социальное явление 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.