Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Да благословит вас Христос!

Романо Скальфи. Краткая история Католической Церкви

Церковь в эпоху нашествий и компромиссов

В достаточно трудную эпоху варварских нашествий и компромиссов с миром Церковь становится реальной силой. Она стремится ввести христианство в человеческую жизнь, общественное устройство, трудовую деятельность. В результате на смену римской античной цивилизации приходит христианс кая, более разнообразная и более содержательная. То, что в старой цивилизации было порочного и разложившегося, постепенно преобразуется и сохраняется, усиливая, то, что было еще крепким и здоровым.
Константинополь, новая столица империи, располагается на берегу пролива, соединяющем Черное море со Средиземным. Этот богатый и процветающий город превращается в центр христианской культуры, его слава постоянно растет. Области, наиболее удаленные от столицы, пытаются отделиться, но с приходом к власти императора Феодосия (379_395) империя вновь обретает свое единство. Феодосий — крупный политический и военный деятель, он печется о религиозном единстве империи. Но в защите христианства он иногда «перебарщивает» (запрещает языческие культы), кроме того, пытается использовать Церковь в интересах власти. В это время живет самый великий проповедник древности — Иоанн Златоуст. Он родился в Антиохии (в Сирии) в 344 году. Его молодость проходит в светских развлечениях. Встреча с Василием Кесарийским изменяет его жизнь: он проводит несколько лет в монастыре и в уединении, в пещерах. В 386 году Иоанн принимает священнический сан, а в 397 году занимает, по настоянию императора Аркадия, константинопольскую кафедру. В своих проповедях Иоанн Златоуст обличает роскошь и дурные нравы, вызывая этим восхищение народа и ненависть императорского двора, особенно Евдоксии, жены Аркадия. Последняя обвиняет его в оскорблении императора, и епископа отправляют в заточение (403 год). Для успокоения народа императрице приходится возвратить Иоанна, но скоро следует его второе изгнание. Его снова задерживают, ссылают, и три года спустя он умирает по дороге в Армению.

Из «Бесед» св. Иоанна Златоустого : Сколько валов и грозных бурь ни накатывается на нас, потонуть мы не боимся, ибо утверждены на скале. Как бы ни бушевало море, оно не сокрушит скалу. Как бы ни вздымались волны, не потопят они лодку Иисусову. Чего же тогда нам бояться? Смерти? «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1, 21). Может, изгнания? «Господня земля и что наполняет ее» (Пс 23, 1). Разорения? «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6, 7). Презираю могущество мира сего и над благами его насмехаюсь. Не боюсь бедности, не алчу богатства, не боюсь смерти и не дорожу жизнью — разве только ради вашего блага. И потому, вспоминая о нынешних превратностях, прошу вас не подать духом.

Разве не слышали, как Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»? (Мф 18, 20). Ужели же нет его среди народа, столь многочисленного и связанного узами любви? На собственные ли силы надеюсь я? Нет, у меня есть Его залог, со мной Его слово, и это _- мой посох, покров, моя тихая гавань. Хоть бы весь мир перевернулся, у меня в руках Его Писание, я читаю Слово Его. Оно мой покров и моя ограда. Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20).

Со мной Христос, кого же мне бояться? Пусть воздвигнутся на меня высокие волны всех морей или злоба сильных мира сего — все это для меня не страшнее, чем паутина. Если бы меня не удерживала любовь к вам, не медля ни мгновения, сегодня же, я отправился бы в иные края. Я всегда твержу: «Господи, да будет воля Твоя» (Мф 26, 42). Сделаю то, что угодно Тебе, а не тому или другому. Вот моя крепость, вот мой камень, его же не сдвинуть, вот посох, он мне служит надежной опорой. Если Богу это угодно — хорошо! Если угодно, чтобы я остался, возблагодарю Его. Где бы я ни был угоден Ему — всюду моя благодарность.

А где я, там и вы тоже. А где вы, там и я с вами. Мы одно тело, и главу от тела не отделить, как и тело от главы. Даже пребывая в разлуке, мы едины любовью, сама смерть не разлучит нас. Тело умрет _ так душа будет жить и памятовать о народе. Вы мои сограждане, мои родители, мои братья, мои дети, члены тела моего, мой свет, который милее, чем свет дневной. Разве солнечный луч обрадует меня больше, чем ваша любовь? Луч солнца красит мне здешнюю жизнь, ваша любовь сплетает мне венец для жизни будущей.

Амвросий Медиоланский

На Западе, измученном к тому времени борьбой с варварами, мало-помалу распадается гражданская жизнь и все ее формы. Тем не менее, Христова Церковь продолжает там развиваться, во многом благодаря примеру и руководству великих святых, среди которых наиболее известный — Амвросий, епископ Медиоланский.

Амвросий родился около 340 года в Трире, в Германии, и принадлежал к знатному римскому роду, его отец был видный римский чиновник (префект Галлии). После смерти отца он возвращается в Рим, где изучает грамматику и риторику и некоторое время работают адвокатом. Затем его посылают в Милан консуляром Верхней Италии, где он, проявляя справедли вость и милосердие, завоевывает любовь народа.

Умирает Авксентий, епископ Медиоланский, сторонник арианства. На собрании по выбору его преемника возникают споры между арианами и приверженцами истинной веры. Амвросий вмешивается, чтобы примирить враждующие стороны, и тогда, согласно легенде, в наступившей тишине присутству ющие слышат голос мальчика: «Амвросий — епископ!» И духовенство, и народ — все аплодируют, и, таким образом, Амвросий, вошедший в базилику консуляром, выходит оттуда епископом. Амвросий, считая себя недостойным, дважды пытается покинуть Милан, но настойчивость народа и благосклонный совет императора вынуждают его согласиться. Он был до этого времени только «оглашенным», то есть лишь готовящимся к принятию крещения, поэтому 30 ноября 374 года он крестится и вскоре посвящается в епископы. И сразу же начинает заниматься религиозным просвещением своей паствы и обновлением литургии. Он создает прекрасные хвалебные песни, которые становятся достоянием Церкви. Амвросий отстаивает независимость Церкви от государственной власти, и, когда он отказывается передать арианам две церкви, император Грациан требует, чтобы он предстал перед правосудием. Епископ на это отвечает, что ни один мирянин не имеет права вмешивать ся в жизнь Церкви по вопросам веры.

В 390 году вспыхивает восстание в Фессалониках, убивают начальника гарнизона и других военачальников. Феодосий, желая отомстить, разрешает гарнизону вмешаться и в результате убивает семь тысяч безоружных людей. Когда Феодосий, будучи в Милане, хочет войти в Церковь, чтобы принять участие в богослужении, Амвросий препятствует этому и налагает на императора восьмимесячное публичное покаяние.

Св. Августин (354_430)

С именем Амвросия связано и имя другого великого святого — святого Августина. Августин родился 15 ноября 354 года в Фагасте, маленьком городке недалеко от Карфагена. Его отец был язычником, а мать — убежденной христианкой. Он обучается в Карфагене и Риме, а с 384 года преподает в Милане. Религией интересуется еще до крещения, но в то же время продолжает вести рассеянный образ жизни. Однажды, отдыхая на вилле со своим другом Алепием, он слышит голос, который говорит ему: «Возьми, читай!» Августин открывает послание св. апостола Павла: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти». Августин расстается с женщиной, с которой был в то время связан, и готовится к крещению. 25 апреля 387 года он принимает крещение от Амвросия вместе со своим сыном Адеодатом и другом Алепием.

После крещения он возвращается в Африку. Во время путешествия в Остии умирает его мать, святая Моника, которая все эти годы молилась за обращение сына. Вернувшись в Фагасту, Августин раздает все свое имущество бедным и удаляется от мира с несколькими друзьями, чтобы вести монашескую жизнь. Его образ жизни находит множество последователей: после смерти святого Августина в Африке возникает тридцать мужских монастырей, следующих его примеру. Еще сегодня существуют монастыри и монашеские общины, которые живут по уставу св. Августина.

В 391 году Валерий, епископ Гиппонский, возводит его в священнический сан, а после смерти Валерия народ провозглашает Августина его преемником. В пастырском служении св. Августина большое место занимает проповедническая деятельность (он читает проповеди каждый день и даже несколько раз в день), а также сочинение трудов, направленных на укрепление веры и борьбу с заблуждениями. Особое внимание он уделяет борьбе против донатизма — ереси Доната, епископа Карфагенского. Донатисты полагают, что Церковь должна объединять только людей совершенных, что грешники должны из нее изгоняться, что провинившиеся священнослужители не могут действенно совершать церковные таинства. Св. Августин защищает Церковь как орудие спасения, не зависящее от достоинства ее служителей. Церковь является святой потому, что таковой ее создал Иисус Христос, и таинства сохраняют свою действенность, потому что исходят от Него. Кроме того, св. Августин не прерывает благотворительной и просветитель ской христианской деятельности. У него находится время, чтобы написать шедевр — «Исповедь», которая представляет собой не только акт раскаяния, но и песнь радости и восхваления обретенного Бога.

Из «Послания к Пробу» св. Августина : За молитвой мы не должны отвлекаться соображениями, о чем и как молим Бога. Лучше повторим слова Псалмопевца: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс 26, 4). Действительно, в такой жизни нет череды дней, когда один день приходит и уходит. Начало одного дня так не знаменует конца другого дня, ибо все они сущи одновременно. Жизнь, коей принадлежат эти дни, не имеет заката.

Для этой блаженной жизни истинная Жизнь Сама научила нас молиться, но не многословно, ибо не из-за многословия мы скорее будем услышаны. Вдумайтесь: в молитве мы обращаемся к Тому, Кто, как речет Господь, «знает.., в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6, 8).

Может показаться странным, зачем Господь велит нам просить Его, если Он заранее знает, в чем наша нужда. Разумейте, что Ему не столь важно обнаружение вашего желания, о коем Он и так ведает, сколь ценно оживить ваше желание посредством просьбы, дабы нам было дано то, что Он готов нам даровать. Поистине, дар этот весьма велик, мы же малы и не умеем достойно его принять. Поэтому нам говорится: «В сердцах ваших тесно... Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор 12_14).

Поистине дар этот велик, так что ни глаз его никогда не видал, ибо это не цвет, ни ухо никогда не слыхало, ибо это не звук, «и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор 2, 9), ибо само сердце человека должно войти в него. И тем больше мы вместим его, чем крепче будет наша вера, тверже упование, жарче желание. И да молимся мы всегда с неизменной верой, надеждой и любовью, с неизменным упованием на Господа.

Но в иные часы, в некоторых обстоятельствах мы обращаемся к Богу словами, ибо именно с помощью слов способны призвать себя и осознать, сколь далеко мы продвинулись в святых устремлениях, и мы с еще большим рвением устремимся по избранному пути. Чем живее наше желание, тем прекраснее результат, да и что еще могут значить слова апостола: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5, 17)? Только одно: непрестанно просите у Того, Кто один может дать блаженную жизнь, которая ничего бы не стоила, не будь она вечной.

Из «Исповеди» св. Августина : Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный. Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание Свое, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем.

В начале V века Западная Римская империя переживает трудное время. С разных сторон ее теснят варвары. Еще в III веке некоторые племена перешли ее пределы и стали союзниками империи. В ночь на 31 декабря 406 года вандалы, аланы и свевы, войдя в империю, одерживают победу над франками и наводняют Галлию. Далее, дойдя до Пиренеев, они занимают Испанию, а оттуда вандалы проникают и в Африку. В то же самое время вестготы под предводительством Алариха двигаются из Балкан в Италию и в 410 году разоряют Рим. Нашествие варваров имеет огромные последствия: прежде всего оно окончательно отрывает Запад от Востока. Путем переговоров удается заключить соглашения с завоевателями и превратить их в союзников (исключая вандалов в Африке). Однако варварские племена не считают, что они связаны договорами, и проводят независимую, самостоятельную политику. Их вторжение оказывается отрицательным и с религиозной точки зрения. Некоторые племена на Востоке уже познали христианство в виде арианской ереси. Так христианские земли — под властью захватчиков-ариан — в большей своей части становятся арианскими. Западу снова требуется проповедь истинного христианства.

Одновременно в христианскую жизнь проникает еще одна ересь: пелагианство. Родом из Британии, Пелагий в 390 году появляется в Риме, где ведет жизнь аскета, не принадлежа при этом ни к одной из монашеских общин. Блестящий проповедник и культурный человек, он требует от себя и от всех окружающих соблюдения строгих правил морали, в частности, абсолютного целомудрия и бедности. Исключительная вера в человеческую мораль приводит его к утверждению, что человек может спастись только собственными силами. Иисус, согласно Пелагию, прежде всего — образец святости для подражания, а не Тот, Который спасает других, ибо у человека достаточно сил, чтобы спастись самому. После разгрома Рима Пелагий находит убежище в Африке и здесь встречается со своим идейным противником св. Августином. То что спасает,— возражает Августин,— это любовь, которую дарит нам по своей благодати Бог. Церковь не требует от всех абсолютного целомудрия и жизни в бедности, но требует готовности следовать за Иисусом, следовать каждому по той дороге, на которую его призовет Бог. Даже самый знаменитый труд св. Августина «О граде Божием» — это в каком-то смысле его ответ Пелагию: Град Божий и град земной сосуществуют до тех пор, пока есть история. Добрые и дурные живут рядом друг с другом, только в конце времен оба града окончательно разделятся. В 430 году город Августина — Гиппон — осажден вандалами, и 28 августа 430 года, во время осады, Августин умирает. «Наше сердце не находит покоя, о Боже,— писал он,— до тех пор, пока оно не успокоится в Тебе».

Во времена Амвросия и Августина, в эпоху, щедрую на величайших людей, живет также святой Иероним. Его родина — Далмация (Хорватия), в Риме он получает лучшее для того времени образование. Далее, неугомонный и движимый интересом ко всему новому, он путешествует по Европе, знакомясь с различными христианскими общинами. Пять лет он проводит отшельником в Халкидонской пустыне. Становится пресвитером в Антиохии, отправляется оттуда в Константинополь и возвращается в Рим, где состоит секретарем при папе Дамасе. После смерти папы он живет в Палестине, учреждает там два монастыря и предпринимает огромный труд — переводит Библию на латинский язык. Этот перевод, называемый Вульгатой, употребляется в католической церкви вплоть до нашего века.

Эфесский Собор

В начале V века (431 год) в Эфесе созывается Собор для того, чтобы осудить Нестория, епископа Константинопольс кого. Несторий отрицает за девой Марией право называться Богородицей и утверждает, что в Христе имеются две личности: одна — человеческая, а другая — божественная. Мария, согласно Несторию, является матерью «человека». Из этого можно заключить, что Бог-Слово не стал человеком. Нестория смещают, и, когда святые отцы выходят из Собора, их встречает торжествующий народ, который поет, восхваляя Богоматерь.

Константинопольский Собор

Этот Собор созывается в 448 году с целью осуждения монофизитской ереси, распространяемой Евтихием, согласно которому Иисус имеет только одну природу: божественную. Отрицается, таким образом, что Иисус был настоящий человек. Император Феодосий II оправдывает Евтихия на так называемом «разбойничьем» Эфесском Соборе, но благодаря вмешательству папы Льва I, Халкидонский Собор (451) восстанавли вает истину.

При папе Льве I (Великом) (440—461) власть папы утверждается повсеместно, во всех церквах. Даже варвары покорены личностью папы. Когда Аттила, предводитель гуннов, сеющий ужас и смерть сначала на Балканах, а потом в Галлии, достигает севера Италии, Лев Великий предстает перед ним без оружия, с одним крестом и убеждает его повернуть назад. Заметим, что Аттила получил утонченное образование при дворе в Византии.

Из «Рассуждений» святого папы Льва Великого : Возлюбленные мои, Сын Божий приял природу человеческую при единстве с нею столь нераздельном, что был единым и истинным Христом не только в Себе, родившемся прежде всякого творения, но и во всех Своих святых, и как нельзя отделить Главу от членов, так и члены нельзя отделить от Главы.

И если верно, что не только в этой жизни, но и в жизни вечной Бог — все во всех, то верно и то, что с тех пор Он неотлучно обитает в Своем храме, то есть в Церкви. Он обещал это словами: «Се, Я с вами во все дни до окончания века» (Мф 28, 20).

Итак, все, что совершил и чему учил Сын Божий для примирения людей, мы знаем не только по истории Его былых деяний, но и по действенности того, что Он совершает ныне.

Как Он родился действием Духа Святого от Матери-Девы, так Он оплодотворяет Церковь, Свою непорочную Супругу, животворя щим дыханием того самого Духа, ибо через второе рождение в крещении является на свет бесчисленное множество чад Божиих. О них написано: «Ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 13).

В Нем благословлено семя Авраамово, и весь свет получает усыновление божественное. Авраам становится отцом многочисленного потомства, но чада обетования рождаются от веры, не от плоти.

Это Он, устраняя всякое неравенство среди народов и собирая всех из всякого племени, образует из множества овец единое святое стадо. Так всякий день исполняется то, что Он уже обещал, сказавши: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10, 16).

Хотя Он и сказал Петру особо: «Паси овец Моих» (Ин 21, 17), однако же всякое пастырское делание направляется и укрепляется Им одним, Господом нашим. Это Он, на пастбищах тучных и красивых, питает тех, кто приходит к тому Камню. Так что бесчисленные овцы, укрепленные бесконечной любовью, не колеблясь, идут на смерть за своего Пастыря, как Он, Пастырь добрый, пожелал отдать Свою жизнь за этих овец.

Сопричастниками Его страстей становятся не только сильные и славные мученики, но и верные, которые рождаются вновь и уже в самый миг своего второго рождения.

Вот почему Пасху по Закону надо праздновать опресноками чистоты и истины: новая тварь избавляется от закваски своей нечестивости и упивается, и питается Самим Господом.

Наше причащение телу и крови Христовой не имеет иной цели, кроме как преобразиться в то, что принимаем в себя, облечься целиком, телом и духом, в Того, в Ком мы умерли, погребены и воскресли.

 

 

<< назад далее >>


Обратно в раздел история Церкви










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.