Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Содержание книги

НЕОЛОГИЯ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Понятие «неология» обозначает новую стадию в развитии бого- словия эпохи Просвещения, когда английский деизм проникает в немецкую культурную жизнь, и типичные идеи Просвещения начинают пропитывать протестантскую теологию.

Тогда как вольфианство стремилось с помощью разума защи- тить традиционное учение церкви, неология знаменует собой пе- реход к сознательной критике догматов. В частности, из актуаль- ного богословия исключается учение о первородном грехе, а также учение о Троице и христология. Средством этой критики догматов становится исторический метод. Христианская догматика рассматривается как изменяющаяся величина, включенная в историческое развитие. Тем самым ее содержание приобретает относительный характер. Она подчиняется историческому аспекту, при этом возникает разрыв между самими догматами и богословием настоящего времени.

Наиболее значительное изменение, вероятно, состоит в том, что этот же исторический подход применяется к Писанию. Библия рассматривается в рамках развития человечества. Ветхий Завет, как принадлежащий к более низкой стадии, отрывается от Нового Завета. Содержание подвергается критике исходя из современных представлений.

Общим для вольфианства и неологии является сохранение уче- ния об откровении. Но тогда как вольфианство рассматривает дог- мат по отношению к логически и математически рассуждающему разуму и при этом в общем принимает догмат, неология исходит 295 из расширенного понятия разума. На передний план поставлено чувство и нравственное сознание. Считается, что понятие «разум» также охватывает эти способности души. Религия оценивается в соответствии с практической пользой и «душевной потребностью». Догмат считается в основном бесполезным, а то и явно вредным в нравственном отношении. Поэтому он подвергается жесткому сокращению или иному толкованию.

«Морализаторский психологизм» соединяется в неологии с оп- тимистическим взглядом на человека. Считается, что учение о первородном грехе противоречит идее человеческого достоинства. Никакого грехопадения не бьшо. Человек должен пробудиться к осознанию обитающего в нем добра. Учение о Троице и христо-логия также подвергается глубокой критике. Считается, что Христос — не Сын Божий, а посланный Отцом Спаситель; такие понятия, как «примирение» или «сатисфакция» исключаются из учения о спасении; Дух представляется лишь как сила для того, чтобы делать добро.

Среди неологов ведущее место занимает Й.Ф.В. ЙЕРУСАЛЕМ (Jerusalem, ум. 1789). Уже в своих проповедях 1745 года он крити- ковал учение о первородном грехе и со временем разработал под- робное учение в соответствии с новыми идеями, описанными выше, прежде всего в своих «Рассуждениях о высших истинах религии» (1769-1779). Другие неологи — Й.Й. ШПАЛДИНГ (Spalding, ум. 1804), Й. Г. ТЁЛЛЬНЕР (ТбПпег, ум. 1774) и Й.К. ДЁДЕРЛЕЙН (Doderlein, ум. 1792).

От неологии следует отличать так называемый натурализм, ко- торый по взглядам соответствует английскому деизму и подобно ему оспаривает необходимость откровения, стремясь заменить его естественной религией.

Хотя неология в принципе построена на прежних идеях, она, тем не менее, в общем заслуживает своего названия («новое учение»), поскольку в ней дух нового времени впервые обрел выражение в разработанных богословских построениях. С этого времени можно говорить о неопротестантизме как преобладающем течении в отличие от раннего протестантизма.

Среди неологов наиболее выдающимся часто считается ИОГАНН ЗАЛОМО ЗЕМЛЕР (Semler, ум. 1791; профессор в Галле). Он также во многом способствовал развитию теологии посредством своего ис-торико-критического метода, который он применял как к Библии, так и к истории догмы. Тем не менее он несколько критически относился к новым течениям и решительно выступал против натурализма в изложении теолога К.Ф. Бардта и Реймаруса. Зем- 296 лер был во многом учеником Баумгартена, и несмотря на свои радикально новые идеи, он стремился сохранить связь с ранним лютеранством. Он обращался к трудам Лютера для подтверждения своих взглядов. Из-за такого промежуточного положения его отношение ко многим вопросам неясно и исполнено компромиссов.

Вклад Землера прежде всего состоит в применении историко- критического метода. Своей непредвзятой критикой он желает обновить богословие и освободить его от уз догматики. Истори- ческое рассмотрение становится для него средством освобожде- ния от догматов.

Землер заложил основание истории догмы как научной дис- циплины. Он также является одним из первых представителей так называемой библейской критики, поскольку применяет методы критического исследования истории также к Писанию. Он предполагает существование резкого различия между Ветхим и Новым Заветом. Канон означает для него лишь собрание принятых церковью писаний. Таким образом, речь не идет о каком-то изначальном каноническом авторитете. Содержание Писания оценивается по нравственным меркам. Можно сказать, что так называемая литературная критика Нового Завета начинается с исследований Землера, например, с его изучения языка писаний апостола Иоанна.

Для того чтобы объяснить недостаточное соответствие между Новым Заветом и нравственной религией, которую Землер ис- пользует как мерило, он предполагает, что Христос и апостолы сознательно приспосабливались к представлениям своего времени (так называемая теория аккомодации). Поэтому христианство может и должно развиваться за границами библейского учения («способность к совершенствованию»). Откровение не совпадает с Писанием. Существенными в нем считаются основные истины, непосредственно относящиеся к нравственному улучшению человека и способные произвести нравственное воздействие (Бог как Отец; Иисус как учитель; Святой Дух как источник нового духовного устроения).

Попытки Землера представить новые идеи, полностью не от- вергая прежней традиции, выражаются в проводимом им различии между теологией и религией, а также между частной и обще- ственной религией. Понятие «теология» не равнозначно, как прежде, учению Писания или содержанию откровения, но обо- значает лишь особые знания, которыми обладает учитель теологии. Таким образом, теология — это человеческое, историческое явление, различное по содержанию в разные времена, в разных 297 местах и в различных религиозных группах. Теологии противопо- ставляется религия, которая обозначает живое благочестие, соот- ветствующее всеобщему религиозному сознанию, но в то же вре- мя опирающееся на христианское откровение. По сравнению с религией, теология выполняет историко-критическую задачу. Таким образом, характерная для прежней традиции тесная связь между богословием и верой церкви заменена у Землера резким разграничением между ними.

В то же время Землер проводит различие между частной и об- щественной религией. Поскольку индивид должен реализовать свое непосредственное, связанное с нравственным сознанием религи- озное чувство, общество ради внешнего порядка и единообразного исповедания религии должно придерживаться определенного ве- роисповедания и определенных положений вероучения, которые, однако, не полностью соответствуют намерениям индивидуального благочестия.

Таким образом, очерченный Землером путь развития бого- словия — это не внезапное свержение прежних общепринятых авторитетов, но осторожная реформа и постепенное совершен- ствование.

Несмотря на нечеткость, характерную для точки зрения Земле- ра, его идеи имели большое значение для последующего развития. В первую очередь, во многих отношениях его идейным наследником стал Фридрих Шлейермахер (см. ниже). Например, он продолжает мысль об историческом развитии учения церкви. Свобода от авторитета Писания в прежнем смысле слова, критика догмата, субъективистское определение религии — черты, объединяющие Шлейермахера с Землером, так же как и с неоло- гией вообще.

ИОГАНН АВГУСТ ЭРНЕСТИ (Ernesti) (ум. 1781; профессор в Лейпциге) стоит на более консервативных позициях, нежели Землер. Его основной вклад относится к сфере герменевтики. В основу теологии он стремится положить метод грамматико- исторического толкования Писания. Толкование Библии ставится на один уровень с истолкованием любого другого текста. Отправной точкой становится филологическое исследование. Таким образом, цель Эрнести — освобождение экзегетики от догматов. Он также не согласен с требованиями пиетистов к личному благочестию толкователя. Несмотря на консервативные взгляды, Эрнести критически относится к традиционному богословию и среди прочего отвергает учение ортодоксии о трех служениях Христа. 298

<<назад Содержание дальше >> Комментарии (1)
Обратно в раздел история Церкви

Список тегов:
история теологии 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.