Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гэллап Д. Останутся ли жизнеспособными американские церкви в следующем столетии?

    Очень трудно понять, как функционирует американское общество, если не понимать насколько динамична в нем религиозная жизнь, которая определяет установки и поведение его членов. По иронии судьбы, несмотря на очевидность этой динамики, комментаторы, выступающие по социальным вопросам, часто недостаточно высоко оценивают этот факт.

    Недавние исследование, проведенное Международным институтом Джорджа Гэллапа, показывает, что заботы американцев о судьбах общества, демократии и будущем глубоко коренятся в их вере в Бога.1 Хотя большинство респондентов твердо придерживаются мнения, что человек может быть хорошим и нравственным и не веря в Бога, стабильное большинство (61%) заявляет, что демократия не может выжить без широко распространенной веры в Бога или какую-либо высшую сущность. Еще одно свидетельство силы этой религиозной динамики в США усматривается в том, что роль, которую религия играет в жизни человека, и сила его веры оказываются чаще связана с установками и поведением человека, а не с такими объективными его характеристиками, как возраст, образовательный уровень и политическая принадлежность.

    Многообразие и жизнеспособность религии

    Положения о свободе вероисповедания, содержащиеся в Первой поправке к Конституции США, которая считается важнейшим политическим заявлением о свободе вероисповедания и общественной справедливости в истории человечества, сформулированы всего лишь в 16 словах: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего ее свободное исповедание". Достаточно лишь взглянуть на опыт США, чтобы понять, насколько важна эта поправка для той заметной роли, которую религия играет в нашей стране, и для ее многообразия. В Соединенных Штатх около 500 000 церквей, храмов и мечетей любых форм и размеров. В США не менее 2000 различных конфессий, не говоря уже о бесчисленных независимых церквах и религиозных объединениях. Их влияние на американцев осуществляется через молельные учреждения: их посещает 60% населения.

    Ясно, что США являются "страной церквей"; последние 50 лет стали самыми "церковными" в истории страны, судя по данным переписи и другим данным, опубликованным Роджером Финком и Роднеем Старком в книге "Церкви в Америке".2 Опросы показывают, что уровень религиозности исключительно высок. Почти все американцы заявляют о своей вере в Бога или во вселенский дух. Большинство американцев верит в персонифицированного Бога, который смотрит за ими и судит их. Большинство американцев верят в то, что Бог совершает сегодня чудеса, и многие говорят, что ощущали присутствие Бога в различные моменты своей жизни, а также, что у Бога есть особый план относительно их судьбы. Значительное большинство полагает, что они предстанут пред лицом Бога в Судный день, чтобы нести ответ на свои грехи. Американцы (в подавляющем большинстве) заявляют о своей вере в божественное происхождение Иисуса Христа, хотя по-разному понимают это. Большинство верят в вечно пребывающего Христа и во Второе пришествие. Они говорят о своей вере в рай и, в меньшей степени, в ад. Половина американцев верит в существование дьявола. Огромное большинство американцев считает также, что Библия являет собой Божье или боговдохновенное слово. Американцы верят в необходимость руководствоваться в жизни Десятью заповедями.

    Появляются важные результаты в области исследований религиозного опыта людей. Значительная доля американцев (треть) сообщает о глубоких духовных откровениях, которые посещали их либо внезапно, либо на протяжении какого-то времени и коренным образом изменили их жизнь. Такие события часто становятся ключевыми моментами в процессе формирования веры.

    Обращаясь к опыту людей в области традиционной религии, можно сказать, что более трети взрослых американцев (36%) заявляют, что Бог напрямую разговаривает с ними. Около 40% считает, что в библейские времена Бог сам разговаривал с людьми. И почти столько же людей считают, что Бог говорит посредством других людей. Почти половина опрошенных считает, что Бог говорит сегодня с помощью Библии или Священного Писания. 48% полагает, что Бог говорит через внутреннее ощущение или впечатление. Почти четверть опрошенных считают, что Бог говорит посредством другого человека, а 11% заявляет, что голос Бога можно физически слышать.3

    Молитва имеет смысл для многих американцев. Почти все они молятся в той или иной форме и считают, что молитвы не остаются без ответа. Стабильна доля американцев (40%), еженедельно посещающих церковь или синагогу. Семь из десяти американцев считают себя принадлежащими к той или иной церкви. Треть американцев хотя бы раз в неделю смотрят телепередачи религиозного содержания. Значительное большинство хочет, чтобы их дети получили религиозное образование. Миллионы американцев ежегодно посещают спортивные соревнования, но гораздо больше их ходит в церкви и синагоги. Соревнования спортсменов-профессионалов приносят миллионы долларов, но христиане и евреи чистосердечно жертвуют миллиарды на свои церкви.

    Церковь или религиозные организации практически лидируют в списке важнейших институтов, пользующихся уважением в обществе. Они неизменно занимают это положение с тех пор, как 20 лет назад начали проводиться исследования на эту тему. Духовенство пользуется большим уважением. Вообще говоря, общество высоко оценивает его способность удовлетворять нужды прихожан и решать проблемы своих общин.

    Менее 10 процентов опрошенных заявляет, что не отдает предпочтения ни одной из религий. И лишь 3 процента американцев говорит, что Иисус Христос не оказал никакого влияния на их жизнь -- ни сверхъестественного, ни морального, ни этического. Три четверти американцев заявляют, что в настоящее время религия очень важна или была важна для них на более раннем этапе их жизни. 56% опрошенных принадлежат к той или иной церкви, регулярно посещают их или бывали в церкви хотя бы раз за последние шесть месяцев, и не только по большим религиозным праздникам. Состав принадлежащих и не принадлежащих к церкви постоянно меняется: многие из тех, кто принадлежит к церкви, готовы выйти из нее, но в то же время, многие из не принадлежащих собираются вступить в одну из них. Половина из не принадлежащих к церкви говорит, что велика вероятность того, что они будут посещать церковь вновь.

    Следовательно, не стоит удивляться, что США являются одной из наиболее набожных наций во всем промышленно развитом мире с точки зрения уровня признаваемых религиозных верований и отправлений культа. Если мы посмотрим на другие страны, то увидим, что там уровень религиозности обратно пропорционален образовательному уровню. Чем более образованно население страны, тем менее оно религиозно, и тем меньше люди участвуют в религиозной деятельности. США уникальны в том плане, что при высоком уровне образованности населения уровень религиозности в стране также высок.

    Влияние религии

    Религиозные чувства становятся в США мощным источником добровольчества, бескорыстной работы на благо других людей. Примечательно, что половина американцев тратит два-три часа в неделю на такую работу. Часто эта добровольная работа связана с церковью. Возможно, ни один другой институт американского общества не оказывает более благотворного влияния, чем церковь. Благодаря церквам возникали не только больницы и богодельни, университеты, школы, детские сады и ясли, но и представления о человеческом достоинстве и, что важнее всего, само понятие демократии.

    В той или иной форме каждая религия проповедует служение людям и благотворительную деятельность. Исследование, проведенное Гэллапом, показало, что дела религиозных институтов Америки соответствуют их словам. Церкви и другие религиозные учреждения наиболее активно поддерживают добровольное служение на благо местного населения, общины. Принадлежащие к церквам или синагогам более склонны к благотворительной работе, особенно в рамках организованных групп. Почти половина принадлежащих к церквам выполняет бесплатную добровольную работу, тогда как среди не принадлежащих к церквам, эта доля составляет лишь треть. Девять из десяти принадлежащих к церквам (92%) делают пожертвования на благотворительные цели, тогда как в другой категории это делают лишь семь из десяти (71%). Восемь из десяти принадлежащих к церкви (78%) дают какие-либо вещи, одежду или другую собственность благотворительным организациями, среди не принадлежащих к ним эта доля составляет две трети (66%).4

    По данным другого исследования, проведенного Гэллапом, религия рано начинает вдохновлять людей на участие в добровольном служении обществу и благотворительные пожертвования. Из 76% подростков и юношей, заявивших о своей принадлежности к религиозным институтам, 62% занимались добровольной общественной деятельностью, и 56% делали благотворительные пожертвования.5 По контрасту, те, кто не считает себе принадлежащим к какой-либо религии, гораздо реже участвует в добровольной общественной деятельности (44%) или делает благотворительные пожертвования (25%).

    Не менее 74% взрослых американцев заявляют, что благодаря религии их отношения в семье улучшились, иногда очень значительно. Помимо этого, 82% считают, что религия была очень важна или довольно важна в домах, где они выросли. Те, кто отмечает важность религии в доме, где они выросли, гораздо чаще отмечают ее значительное влияние на укрепление своих семейных отношений, чем те, кто вырос без ее влияния.6 Интересно, что в укреплении семьи "нравственные и духовные ценности, основанные на Библии", намного перевешивают значение "семейных консультаций", "курсов для родителей" и "государственных законов и политики", и уступают только "семейным узам, верности семье и семейным традициям".

    Восемь из десяти американцев заявляют, что их религиозные верования помогают им уважать и оказывать помощь другим людям, тогда как 83% заявляют, что они заставляют их уважать представителей других вероисповеданий. Почти столько же людей заявляют, что их религиозные верования и ценности помогают им уважать себя. Другое исследование показало нам, что чем большую близость к Богу ощущают люди, тем лучше они думают о себе и других.7 Это исследование показывает также, что 63% считает, что их верования удерживают их от неблаговидных поступков. Лишь 4% опрошенных считает, что их верования никак или почти никак не влияют на их жизнь. Еще одно исследование показывает, что американцы, отмечающие важнейшую роль религии в их жизни и получающие огромное утешение в своей вере, гораздо с большей вероятностью, чем другие категории, ощущают свою близость к своей семье, удовлетворены своей работой и ждут добра от будущего.

    Тенденции последних 60 лет

    Наиболее заметными переменами в религиозной жизни нации за последние 60 лет -- период, отмеченный современными научными социологическими исследованиями, -- стал всплеск интереса к религии после Второй мировой войны, рост посещаемости церквей, более активное знакомство с Библией, рост пожертвований на церкви и широкое строительство церквей. В тот период, появилось много последователей таких религиозных лидеров, как Билли Грэм, Норман Винсент Пил и Фултон Дж. Шин. Подъем продолжался до конца 50-х-начала 60-х годов, а затем началось падение интереса к религии и религиозной деятельности. Сегодня по некоторым показателям падение прекратилось, а по другим показателям -- наблюдается даже перелом.

    Религиозные организации Америки набирают силу, показывает опрос Принстонского центра религиозных исследований. В 50-е годы религиозность американцев и их участие в отправлении культов достигла пика, после чего социальные потрясения 60-х и 70-х годов оказали свое разрушительное влияние на большинство социальных институтов, в том числе на религию. (См. индекс Принстонского центра, приведенный ниже.)

    Несмотря на эти приливы и отливы, одним из наиболее примечательных аспектов религиозной жизни Америки является ее прочность. Несмотря на все драматические социальные перемены последней половины столетия -- экономические депрессии, войны, движение за гражданские права, социальные волнения, технологические перемены -- религиозные верования и культовая деятельность американцев выглядит сегодня в основном так же, как и в 30-е и 40-е годы. Процентная доля населения, принадлежащего к той или иной церкви, близка к показателям 30-х годов. (Конечно, надо отметить, что динамика этих показателей является различной для разных церквей и конфессий.) Это относится к посещаемости церквей, а также к области основных религиозных верований. Несмотря на эту последовательную верность традициям, американцы сохраняют высокую степень независимости в своей религиозной жизни и независимость от своих религиозных институтов.

    Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев, сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского характера. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен.

    Поверхностная или преобразующая?

    Результаты деятельности религиозных институтов впечатляют. Но чтобы оценить влияние религии в Америке, необходимо исследовать ее на двух уровнях: поверхностная религиозность, обусловленная, например, социальными причинами, и глубокая религиозность, вера, преобразующая человека изнутри, лучшим мерилом которой является способность служить другим людям.

    Невозможно отрицать тот факт, что религиозные институты сохраняют силу в нашем обществе, или что религия оказала явно положительное влияние на формирование Америки. Однако, когда мы пытаемся измерить глубину наших религиозных убеждений, то глубина веры оставляет оставляет желать лучшего, по крайней мере, с точки зрения традиционной религии. Американцы верят в Бога, но этот Бог чаще утверждает и поддерживает их, не предъявляя к ним требований; они не полностью привержены ему. Они молятся, но часто это происходит бессистемно, и при этом они больше просят о чем-либо, а не на благодарят, поклоняются, ходатайствуют за кого-то или о чьем-либо прощении. Они почитают Библию, но редко читают ее. Результатом этого стало плачевное состояние библейской грамотности среди американцев -- они действительно в этом отношении неграмотны.

    Религиозное невежество проявляется и в незнании и непонимании их собственных религиозных традиций, а также основополагающих положений их религиозной доктрины. В результате многие американцы не имеют глубокой связи со своими религиозными корнями и в результате этого становятся легкой добычей для различных, порой весьма причудливых религиозных движений. Они выбирают те верования и культы, которые наиболее удобны и предъявляют к ним наименьшие требования. Канадский социолог Реджинальд Бибби называет это "выбором религии из ассортимента".

    Американцы хотят пожинать плоды веры, но не исполнять связанные с нею обязательства. "Следование воле Бога" стоит последним в списке 19 социальных ценностей, которые общество считает "наиболее важными" -- после счастья и удовлетворенности, чувства удовлетворения от свершений и пяти других ценностей. Из восьми важных черт человека подростки оценивают "религиозную веру" как наименее важную -- она идет после терпения, умения упорно трудиться и пяти других черт.8

    Само по себе участие в жизни церкви не оказывает большого влияния на жизнь американцев. Исключительно глубокое влияние веры проявляется себя в мировоззрении, благотворительной деятельности, в ощущении счастья. Самый религиозный сегмент населения -- "тайные святые", если хотите, -- составляет небольшой процент населения, но их влияние значительно больше, чем можно было бы ожидать. В книге "Святые среди нас" (написанной вместе с Тимом Джонсом) мы пишем, что лишь 13% американцев могут сказать, что имеют веру, охватывающую все стороны их жизни, и которой они следуют на практике -- эта доля была определена по шкале из 12 пунктов.9

    Любые такие исследования обречены на несовершенство, что объясняется сложностью и тонкостью религиозных чувств. Тем не менее, наши исследования помогли выявить людей, которые живут так, как проповедуют. Они могут не быть канонизированы и не иметь официального признания, но они находят глубокий смысл в молитве. Они черпают силы в своих религиозных убеждениях. И они демонстрируют нечто большее, чем просто религиозные переживания. Они часто тратят много времени на помощь людям с физическими недостатками или эмоциональными проблемами. Эти люди с меньшей степенью будут демонстрировать нетерпимость в отношении других вероисповеданий, они более склонны давать и прощать. Похоже, они противостоят распространенной в обществе тенденции к нарциссизму и уходу в личную жизнь.

    Три "Разрыва"

    Сегодняшнее религиозное состояние американцев лучше всего характеризуется словом "разрыв". Во-первых, существует этический разрыв -- разница между тем, что американцы думают о себе, и тем, чем они в действительности являются. Хотя религия пользуется в этой стране большой популярностью, результаты опроса показывают, что она не настолько меняет жизнь людей, как этого можно было бы ожидать от веры. Возможно, такой разрыв всегда должен существовать. Существует также разрыв в знаниях -- разрыв между заявления американцев об их вере и отсутствием у них самых элементарных знаний об этой вере. И наконец, существует разрыв -- растущий разрыв -- между верующими и просто принадлежащими к той или иной религии. Это отрыв веры от практических дел. Миллионы христиан являются верующими, многие -- искренними и благоговейными, но они не участвуют в жизни своих приходов. Американцы все более склонны считать свою веру делом, которое касается только их и Бога, и которому религиозные институты могут помогать, но не обязательно должны влиять на него.

    Отделение веры от церкви в значительной степени обусловлено так называемым приватизмом или "радикальным индивидуализмом", находящим свое выражение в ряде взаимосвязанных убеждений. Огромное большинство американцев считает, что можно быть хорошим христианином или евреем, не ходя в церковь или синагогу. Они считают также, что люди должны приходить к своим религиозным верованиям, независимо от какой-либо церкви или синагоги. И наконец, большинство считает неважным, в какую церковь ходит человек, поскольку ни одна из них не лучше другой.

    Роль исследований

    Появление в середине 30-х годов результатов опросов населения, проведенных на научной основе, позволило социологам сделать более решительные выводы о динамике религии в обществе. Эти опросы добавили новое измерение в изучение того, во что верят и о чем думают обычные люди. И возможно, нет более сложной задачи для исследователя, чем попытаться измерить религиозные настроения. В религии есть много такого, что не поддается статистике. Вопросы могут оказаться слишком грубым инструментом, а религиозные верования -- слишком разнообразными и трудноуловимыми, практически не поддающимися категоризации. Статистический анализ духовного климата осложняется трудностью изучения результатов, если их классифицировать по конфессиям и другим религиозным группам, например, фундаменталистов, евангелистов и харизматиков. Эти термины неопределенны, неясны и иногда их содержание накладывается друг на друга.

    Тем не менее, опросы являются важным средством проверки состояния вещей, они позволяют обратиться к самим людям, обеспечивая тем самым контакт между элитой страны и широкими массами. Опросы являются ценным средством получения фактической информации, которую невозможно добыть другими способами, например, о посещаемости церквей и принадлежности к ним. Данные переписи об отдельных церквах зачастую являются неполными и ненадежными, поскольку существуют различные классификации принадлежности к церкви и методы сбора информации. На опрос Гэллапа ушли значительные средства и много времени, чтобы свести к минимуму тенденцию респондентов давать "социально приемлемые" ответы.

    Я ожидаю, что в ближайшие десятилетия значение религии будет возрастать, поскольку положение дел в религии будет все больше определяться людьми, заполняющими церкви, а не церковными иерархами. Я считаю, что в то время, когда научные исследования религиозной жизни с помощью опросов начинают подниматься до уровня, который эти исследования играют в других областях жизни, существует необходимость более глубокого изучения религиозной жизни. Мы многое знаем о масштабах распространения религии в Америке в ширь, но не в глубь. Безусловно, одним из новых рубежей исследований станет "внутренняя жизнь".

    Будущее

    Религиозные организации играют очень важную роль в американском обществе. Но гораздо более неочевидным и менее предсказуемым феноменом является уровень религиозности. Только глубокая приверженность представляет собой тот уровень религиозности, на котором она способна изменить жизнь людей и подвигать их на развитие связей с другими людьми. Будут ли религиозные сообщества в Америке ставить перед людьми настоящие задачи, а не только давать им утешение? Смогут ли они поднять уровень религиозной грамотности? Таковы вопросы, которые предстоит решать духовенству и тем представителям всех конфессий, которые занимаются религиозным образованием. Угроза традиционной церкви состоит в том, что не просвещенная вера, предлагающая людям лишь утешение, способствует формированию духовности, которая как бы плывет по течению и может привести куда угодно.

    В Америке наблюдается замечательное явление (профессор социологии из Принстона Роберт Вутнау называет его "тихой революцией"), заслуживающее пристального внимания -- распространение разнообразных небольших групп, члены которых регулярно встречаются, чтобы заботиться друг о друге, делиться друг с другом своими проблемами и заботами. Исследование, проведенное Международным институтом Джорджа Гэллапа для Фонда Лилли, выявило, что 40% американцев участвует в деятельности таких групп, еще 7% хотело бы вступить в них, и еще 15 процентов было членами таких групп в прошлом. 60% членов этих групп было связано с церковью или другими религиозными сообществами.10

    Руководитель этого важнейшего исследования Вутнау отмечает в своей книге "Попутчики", что некоторые такие группы склонны культивировать "духовность" по принципу "сгодится все, что угодно". Однако существуют и другие группы, часто связанные с религиозными сообществами, которые не только дают утешение своим участникам, но и ставят перед ними серьезные задачи, которые помогают людям в вере и призывают их быть открытыми и честными друг с другом. Небольшие группы могут стать для тех, кто находит церковные формы слишком безличными, и средством поддержки, и путем в более крупную религиозную общину.

    Рост этих групп, в которых участвует почти половина населения, и интенсивный поиск духовных опор позволяют предположить, что американское общество переживает исцеление. Поскольку большинство американцев верит в персонофицированного Бога, к которому можно обратиться (94% процента верят в Бога или во вселенский дух, а 84% -- в Бога, как существо, к которому можно обратиться в молитве), мы склонны к тому, чтобы искать направляющий перст в этом направлении.

    Действуя на глубоком духовном уровне, небольшие группы могут стать средством перехода от функциональной роли церковной жизни к преобразовательной. Они могут удовлетворить два важнейших желания, которые лелеют в своем сердце американцы, особенно в данный исторический момент: желание найти более глубокий смысл в нашем мире и желание построить более глубокие, основанные на доверии отношения с другими людьми, живущими в нашем обезличенном и расколотом обществе. Если эти желания будут удовлетворены, жизнеспособность наших церквей вполне может стать сюрпризом следующего столетияю


    Примечания

    (1) Опрос проведденый в сентябре 1994 г. Институтом Джорджа Гэллапа по Уильяма Мосса. (2) Поджер Финк и Родней Старк, "Церкви в Америке" (Нью-Брансуик, штат Нжю-Дюжерси: "Ратгерс юниверсити пресс" 1992 г. доклад 1993). (3) Опрос "Гэллап органайзэйшн", 1986 г. (4) Опрос "Гэллап органайзэйшн", октябрь 1989 г. (5) Опрос "Гэллап органайзэйшн", октябрь 1990 г. (6) Опрос "Гэллап органайзэйшн", октябрь 1985 г. (7) Опрос "Гэллап органайзэйшн", 1988 г. (8) Опрос "Гэллап органайзэйшн". март 1987 г. (9) Джордж Гэллап (<© Тимом Джоунсом, "Святые среди нас" (Ричфилд, штат Коннектикут, "Морхаус паблишинг", 1992 г.).

    (10) Роберт Бутнау, "Попутчики: Группы поддержки и новый поиск сообществ в Америке", (Нью-Йорк, "Фри пресс", 1994 г.).

    ----------

    Допускается повторная публикация этой статьи на английском языке и в переводе ЮСИС, в том числе в Начальной странице Агентства и в печати за пределами США. Перепечатано в разрешения "ПАБЛИК ПЕРСПЕКТИВ", авторские права (1995) у Роперовского центра исследований общественного мнения. Все права сохранены.


    Электронный журнал ЮСИА, том 2, номер 2, март 1997 г.

     

    Ваш комментарий о книге
    Обратно в раздел современная Церковь












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.