Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Унамуно де М. Молитва атеиста

Господь несуществующий! Услышь
В своём небытии мои моленья:
Ведь Ты всегда подаришь утешенье
И кроткой ложью рану исцелишь.

Когда нисходит в мир ночная тишь
И мысль вступает с вымыслом в боренье,
Надеждою отгонишь ты сомненье,
Своё величье сказкой подтвердишь.

Ты так велик, что миру не вместить
Величья твоего. Ты – лишь идея,
А я за это мукою своею,
Своим страданьем обречен платить.

Бог выдуман. Будь ты реален, Боже, -
Тогда б и сам я был реален тоже.

(Перевод А. Косс)

Miguel de Unamuno

La oracion del ateo

Oye mi ruego Tu, Dios que no existes,
y en tu nada recoge estas mis quejas,
Tu que a los pobres hombres nunca dejas
sin consuelo de engano. No resistes

a nuestro ruego y nuestro anhelo vistes.
Cuando Tu de mi mente mas te alejas,
mas recuerdo las placidas consejas
con que mi ama endulzome noches tristes.

?Que grande eres, mi Dios! Eres tan grande
que no eres sino Idea; es muy angosta
la realidad por mucho que se expande

para abarcarte. Sufro yo a tu costa,
Dios no existente, pues si Tu existieras
existiria yo tambien de veras.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Мигель де Унамуно-и-Хуго (Miguel de Unamuno y Jugo) (29 сентября 1864 г., Бильбао, - 31 декабря 1936 г., Саламанка) - испанский философ, писатель, общественный деятель. Родился в семье коммерсанта, баск по национальности; родным языком Унамуно был баскский, но писал он по-испански. В семье получил традиционное католическое воспитание, некоторое время даже хотел стать священником.
В 1880 году Унамуно поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета, который закончил в 1884-м, получив степень доктора. Унамуно возвращается в родной Бильбао, где преподаёт латынь в средних учебных заведениях. В 1891 г. он женится на Кармен Лисаррага, с которой прожил долгую счастливую жизнь и воспитал восьмерых детей. В том же году он перебирается в Саламанку, где получает место профессора греческого языка, античной литературы и философии Саламанкского университета, а в 1901 г. становится его ректором.
В 1924 г. за выступления против диктатуры Примо де Риверы Унамуно был сослан на Канарские острова, откуда отправился в добровольное изгнание во Францию. На родину он вернулся в 1930 г., был депутатом кортесов (1931–1932 гг.). Унамуно выступил против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство. Поддержав в первые недели франкистский мятеж, в октябре 1936 г. он выступил с его решительным осуждением, за что был смещён с поста ректора университета и фактически помещён под домашний арест. Накануне смерти он писал: «Я не знаю ничего омерзительнее того союза казарменного духа с церковным, который цементирует новую власть».

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

В 80-90-е гг. Унамуно увлекался социалистическими идеями Бакунина, Лассаля, Маркса, активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике "Луча де класе" ("Классовая борьба"). После религиозного кризиса 1897 г., вызванного смертью от менингита трёхлетнего сына, он отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на Унамуно оказали идеи и творчество Августина, испанских средневековых мистиков, Б. Паскаля и С. Кьёркегора (для чтения произведений которого в оригинале он даже выучил датский язык).

Дон Мигель ощутил смерть сына как проявление вселенской трагедии, состоящей в том, что человек хочет, но не может жить вечно. Начиная с 1897 года и вплоть до последних произведений всё его творчество проникнуто раздумьями о вере и неверии, смерти и бессмертии, во всех его писаниях звучит трагическая нота.

Всё многообразное в жанровом отношении творчество Унамуно концентрируется вокруг проблемы личного бессмертия. Речь идёт о последней данности человеческого сознания: перед лицом трагического вопроса о бессмертии скептицизм разума соединяется с отчаянием чувств и рождается "трагическое чувство жизни" - витальная основа человеческого существования. Понятие "трагического чувства жизни" конкретизируется как специфическое переживание конечности человеческого бытия (опыт "ничто", которое есть в то же время "жажда бессмертия" и "голод по бытию").

Унамуно развивает идею Бога как проекции фундаментальной жажды бытия на бесконечность универсума и гаранта личного бессмертия.

Желание сохранить веру в бессмертие одновременно с сомнением в истинах религии определило его стремление к т. наз. «кихотизму», т. е. борьбе во имя неосуществимого идеала, представляющейся разуму безумием.

Центральная проблема философии Унамуно - духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическая уверенность в конечности сущего, потребности в вере - невозможность веры для современного разума. Унамуно вводит понятие "агонии" - особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры ("О трагическом чувстве жизни у людей и народов", 1913 г.; "Агония христианства", 1924 г.).

Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть "я" в мире ("Жизнь Дон Кихота и Санчо", 1905, "Абель Санчес", 1917; "Тётя Тула", 1921, и др.).

Унамуно утверждал личный, "экзистенциальный" характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности ("героическое безумие", "кихотизм") единственной возможностью выхода из тупика современного мира.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.