Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Субботин А. Физический смысл Знания как первичности «высшей гипотезы»
(К Евразийству как альтернативе имперской традиции).
«Источником безопасности, богатства и эволюции человечества является свободная интеллектуальная и хозяйственная деятельность личности в контексте самоорганизации – свободно организованного общества».
Для того, кто и так руководствуется этим утверждением как основополагающей аксиомой, данная статья не предназначена.
Не предназначена она и тому, кто не нуждается в изощрённых доводах, что человеческий труд, по своей фундаментальной природе,- исключительная принадлежность и живой акт бытия свободной личности и не может выступать вещью, «рядовым продажным товаром».
А «прибыль на капитал» является не более чем оптической иллюзией, «ошибкой измерения», обусловленной несовершенной «картиной мира», на физическом уровне отрицающей интеллект и развитие.
Речь будет идти также
- о слабоизученной проблеме ложности ньютоновско-картезианской парадигмы науки в приложении к обществу и к сложности;
- об основах «социальной теории» как нового общенаучного Метода обращения со сложностью, более адекватного Предмету и Субъекту познания.
И о соответствующей этим положениям более адекватной «картине мира».
И, наконец, интересна она будет всем тем честным гражданам, кто верит, но всё ещё где-то в душе сомневается, что Россия – великая цивилизация и у неё светлое будущее.
Особых доводов и доказательств Автор не приводит.
Принять или отвергнуть его рассуждения о познавательном Методе интеллектуально раскрепощённого социума - исключительно дело добросовестного Читателя.
Когда Россия осознает и воспримет
собственную цивилизационную идентичность,
её роль в физической науке
станет ключевой в мире.
(Линдон Ларуш.)
Предисловие.
Эволюция человечества, в самом общем смысле, заключается исключительно в становлении и развитии его высшего свойства, по сравнению с другими биологическими видами, - разума, или, творческой, познавательной способности.
Таким образом, проблема нашей собственной эволюции состоит в постижении сущностей и освоении явлений этого двуединого Предмета, мира сущего, явленного - материальной действительности и не явленного «внутреннего космоса», в глубинах которого живёт разум, творчество, рождающее «энергию» эволюции необратимой во времени.
Для познания этого двуединого «космоса» требуется соответствующий Предмету познавательный Метод, «включающий в себя и соединяющий обе крайности».
На терпеливом познании целостности Природы, возделывании Духовности как созерцании внутреннего «я» сосредоточена многотысячелетняя философия Востока. Западом же всецело овладела научная мысль, чей отточенный рационализм 4 веков Нового времени свил своё гнездо на ветвях абстракции телесности «объективного материализма».
Россию, континентальную цивилизацию, связывающую Восток и Запад, «положение обязывает» иметь собственное целостное, уравновешивающее дух и тело «срединное» мироощущение.
У человечества на рубеже 2 и 3 тысячелетий от Рождества Христова сложился болезненный дефицит адекватности оценок в области понимания социальности как универсального принципа развития, как единства косной материи и мятежного Духа.
«Пространство развития» в масштабе планеты быстро сокращается. Мир качается на острие перед выбором между затянувшимся безумием провала в знакомые по 14 веку «тёмные века» и неведомым переходом в некое новое качество. Мировая цивилизация (негласным «крёстным отцом» которой себя нескромно назначил достигший пределов собственного роста мир Запада), дрейфуя в прострации, получила Свыше «красную карточку».
***
Цель статьи – кратко, не пускаясь в научные, заведомо методологически неубедительные, доказательства, донести до сознания читателя следующие понятия:
1. Стратегического Субъекта бытия (а значит, адресата безопасности и творца собственного развития).
2. Познавательного (творческого), имманентного человеку как социальному биологическому существу, Метода, соответствующего исследуемому Предмету по его природе.
3. Фундаментального принципа мирового развития, ведущего, а не ведомого, в уже сложившейся, но ещё не оформленной, новой физической картине мира.
4. Контура и пропорций культурного кода Русской цивилизации и требующей теоретического осмысления современной национальной политической интуиции России. Как эффективной альтернативы общепринятой силовой политике «выкручивания рук» и силовой борьбе частных экономических интересов ТНК со слабеющими нациями-государствами.
Излагая своё видение в устоявшихся терминах и испытывая языковые трудности, автор просит Читателя стараться схватить скорее самую общую картину, её Дух, смысл, нежели вникать в каждую изображающую его букву.
Соответствующую терминологию ещё предстоит осваивать.
- Труд - метод реализации мировоззрения как гипотезы будущего
Задумавшись когда-то впервые о Творце природы, человек уразумел, прозрел духом, - сориентировавшись в пространстве развития, что мир, хоть и уже устроен разумно, но всё же, «не окончательно совершенен». И содержит в себе некий Задел и «несовершенное пространство» для его совершенствования и обустройства.
Человек разумный взял на себя смелость сделать, наравне с Творцом, более безопасную и комфортную для себя реальность, засуча рукава, занялся трудом.
Оказалось продуктивным сначала продумывать, осмыслять Дело, будущее, (по сути, ставя его гипотезу); проговаривать, строить свой завтрашний день.
Мышление, пришедшее на помощь врождённым инстинктам, не просто сэкономило мускульную энергию, а привело к эффекту её умножения при помощи «приручения» могущественных сил Природы. Это известно как проявление «положительной обратной связи» или «автокатализа».
2. «Дочеловек» стал человеком.
На это первоначальное осмысление и освоение мира ушли тысячи лет. Но так, «одновременно» и единообразно, сложилось то интеллектуально цельное нечто, что мы характеризуем сегодня раздельными терминами. (Речь, общество, вера и Знание, труд, инструмент, хозяйство, системы технологии и коммуникации).
Нейрофизиологи называют это нечто «второй сигнальной системой» человека. Человек, из рядового биологического вида, поднялся на качественно новую ступень – стал новым классом биологических существ, обладающих Верой и культурой, вероятно, первым в земной истории типом разумной жизни на планете. Возникла первая «картина мира» – синтез из Искры Духовного Опыта и, на Её основе, эмпирического познания мира.
Таким образом, через это цельное нечто, называемое второй сигнальной системой, возникла незримая, но неразрывная, органическая связь, союз между нейронами головного мозга всего человечества как цельное социально – познавательно - деятельное Знание.
На основе соединения Духовного и чувственного опыта, человечество развивалось, как земледельческо-скотоводческая трудовая цивилизация, как традиционное общество. Общество как совместно-деятельное Знание, хоть и состояло из отдельных родов и племён, но, как единое ментальное поле, ещё не было разделено «по живому».
- Становление научного метода «Нового времени».
Приняв гелиоцентрическую картину мира Коперника, взамен веками существовавшей геоцентрической Птолемеевой, человечество приобрело возможность овладеть навигацией по небесным светилам и неожиданно для себя открыло новое «жизненное пространство развития» - Южную и Северную Америку, Океанию, Австралию. В навигации добавилось изобретение хронометра и перенятие с Востока магнитного компаса.
Вновь открытые закономерности взаимодействий движения физических тел в Космосе позволили лучше понять своё место в мире, сделать эмпирические обобщения. В виде физических принципов механики Исаака Ньютона, Метода Декарта, а затем – «теории идеального газа» Людвига Больцмана.
Такая новая картина мира внезапно открыла новое пространство для развития человека и его хозяйства как «полезной физической машины». Мысль, приложенная в процессе совместной деятельности и материализовавшись, снова становится источником умножения могущества - автокатализа, «положительной обратной связи» (когда система отвечает на воздействие положительным эффектом, превосходящим затрату энергии на воздействие).
Система «человек – машина» - не что иное как усилитель и умножитель воли общества к лучшему будущему, к «публичному благу» - (создание механических машин, теплового двигателя, использующего энергию расширяющихся газов) - позволила провести колоссальную энергетическую революцию и осуществить массовую индустриализацию производства. Человечество, с появлением мощности тепловых машин, смогло энергетически оснастить, вооружить труд. Как единственный способ действия для производства, преумножения публичного блага.
Это новое «прочтение мира» позволило человеческой популяции, при росте благосостояния, довольно быстро удесятериться в своей численности.
Проникновение в схожий с Солнечной системой Микрокосм атома породило новую реальность – раскрепостило и подчинило энергию деления атома.
Историческая реальность как конкретное деятельное «пространство во времени» предопределяется различными «физическими картинами мира», которые строит и реализует «познающий субъект», человек. Расцвет, упадок, и гибель цивилизаций, империй и смена целых исторических эпох предопределяются эффективностью фактора «будущности», общественного интеллекта, - мощностью познавательно - коммуникационного процесса, необратимого во времени, как всё живое и развивающееся.
Человечество вот уже почти 400 лет как живёт в ньютоновско-картезианской парадигме науки - Законов Физики Исаака Ньютона и научного Метода Рене Декарта.
Нынешняя действующая научная «картина мира» исчерпала своё «пространство развития» и как познавательный метод и тихо умирает, или уже умерла, сделавшись музейной «вещью в себе». По меньшей мере, она не отвечает на жизненные запросы общества и импульсы глобальных угроз.
На наш взгляд, материалистическая общественная наука, заняв место своеобразного «проектно-оправдательного института власти», или же при власти, как раз и стала причиной системного кризиса, сковавшего все сферы жизни общества.
- Цивилизация - «общая воля к совместной жизни» (Хосе Ортега-и-Гассет)
Вся эволюция человечества, выйдя из эволюции форм биологической жизни в новое качество, стала движима эволюцией форм существования Знания, - коллективного разума, основывающегося на постоянно совершенствующихся представлениях о себе и мире.
Цивилизация – не что иное как самоорганизующаяся и самореализующаяся общественная Стратегия развития, объединяющая людей. Она существует, пока способна постоянно радикально изменять реальность, сообразно которой реорганизует структуру собственного Знания. Ориентируясь, при этом, на свою Сверхзадачу, которая базируется не в рациональном, а метафизическом пространстве Духа – в Вере, в Идеале, Абсолюте, и потому, неизменна.
Череда вносимых в целостную картину мира, по принципу дополнительности, эмпирических обобщений, в форме открытий новых физических принципов, вносит в развитие дискретность революционных «научных прорывов», смены этапов развития или эпох познания. Они носят характер «разрешения» сменяющих друг друга Гипотез.
Старая структура Знания, или парадигма развития, поглощаемая внутрь новой, остаётся как «частный случай» новой. Доминирующей и структурирующей Знание всегда выступает не средняя и не низшая, а именно высшая, более поздняя, новейшая ступень познания законов Природы как наиболее совершенная форма рефлексии действительности.
Осознанная гипотеза более высокого порядка занимает место «первичности», - знаменует собой переход стратегического субъекта в новое качество, в новое фазовое пространство развития.
- «Межреволюционное развитие» и нисходящий тренд
носит более плавный характер эволюционного освоения. При эволюции научная картина мира постепенно устаревает, пространство развития осваивается и убывает, эффективность нововведений снижается, а освоенная буйная «рациональность», становясь кнутом формальной власти, переставляет знаки и символы в сфере морали, вызывая искажения в сознании человека.
Это то, с чем мы столкнулись сегодня. «Уставшая наука». Проседающая индустрия. Сельское хозяйство…без сельского хозяина. Место труда вытесняется откровенным агрессивным присвоением.
Эрозия, растление морали общества и неудержимое прорастание уголовного мира во все поры жизни, сверху донизу. Коррупция – разрушение государства как Отечества - и замещение его властной формально-бюрократической системой, слепой к морали и к развитию. Конфликтность, агрессивные столкновения. Суициды.
Следствием принижения Духовного компонента стали упадок сил, паралич воли человека и депрессия всех форм реального хозяйства. Депопуляция - вымирание стран, казалось бы, преуспевших более других в «экономическом развитии» оказалась явлением знаковым и зловещим.
Ослабление первичности Духа, утрата Веры как ориентира в конце большого цикла - аспект, сеющий разруху в головах, тревогу о будущем, ощущение конца света и безысходности. Под ударом оказывается безопасность общества, государственности - стержня Цивилизации. Это предел эволюции «системы голой рациональности», субъект которой – олигархия (власть меньшинства) - скрытен, но её силовой конфликт со стратегическими целями развития человечества очевиден и, более того, фундаментален, будучи оторван от универсальной Стратагемы. Сегодня мы переживаем наложение в одной точке нескольких краткосрочных нисходящих циклов на завершение очень большого цикла, длившегося, по меньшей мере, три тысячи лет.
Достигнут предел имперской олигархической традиции (история которой насчитывает тысячелетия), излёт её стратегии, устаревание, увядание её аттрактора - символов её «физической картины мира». По сути, это игра низших сил на понижение. Это разрушение мира творчества и восстание уголовного мира присвоения.
Новый цикл развития – в освоении пространств новой картины мира, системного принципа сосуществования и развития на основе духа ответственной свободы, доброй, свободной совести, ненасилия, духа сотрудничества, взаимной поддержки и заботы каждого об общем благе и всех о каждом.
Похожую новую национальную парадигму уже провозгласил император Японии в годовщину трагедии цунами 2011 года.
- «Проблема управляемости» обществом.
Аварии и катастрофы, происходящие в насыщенном техникой и высокими мощностями мире, обычно трактуются размерной видимой формально техногенной или «природной» первопричиной. Иногда определяют непосредственного «стрелочника». Тогда как они всегда несут в себе сокрытую от рационального и чувственного восприятия смысловую, содержательную, т.е., социальную природу.
Причина тяжёлой катастрофы сложной технической системы, чаще всего, кроется не в «беспричинном сбое техники», не в «несчастном случае», а в неадекватности сознания, неоправданном или неосознаваемом риске внутри всей огромной цепочки, вернее, многомерной социальной сети людей, принимающих содержательные решения – разработчика, инженера-конструктора, частного выгодополучателя, непосредственного стрелочника, «оператора системы». Причина опасности и безопасности возникает и кроется в недрах всей сложной организации социальной системы «мышления – Знания – деятельности».
Прекрасно сконструированная, мощная и послушная рулю легковая машина, или тем более «управляемая сверху» сложная социотехническая система, обладающая невероятной положительной обратной связью, нередко вызывает у управляющего перенос качеств и мощи системы на свой личный счёт. Неоправданное отождествление себя уже не с грешным «я», а с гением, воплощённым в «управляемой» им системе. Отсюда проистекает и «законность» извлечения частной прибыли из публичной деятельности.
В таких условиях и возникают соблазны стать богом «местного значения», желание лёгкого и неоправданного обогащения, комплекс управленческой вседозволенности, возникают симптомы «мании величия».
Катастрофы, в подавляющем числе случаев крупномасштабные, а особенно, социальные, - такие как войны и разрушительные «экономические реформы», имеют первопричиной описанную самость, «неадекватность сознания», агрессию «управляющей системы». Как говаривал нарком Лазарь Каганович, «каждая авария имеет имя, отчество и фамилию». Речи об «объективной причине» войн и случайных экономических убийствах хозяйства целых стран быть не может.
События в человеческой деятельности имеют метафизическую, социальную природу, производны от наличной структуры Знания, допущений научного Метода, от актуализируемой обществом и личностью физической картины мира. Включая и его морально – этическую составляющую.
В их системной неполноте в части - не чувственной, рациональной, где всё детерминировано, распределено и расписано, - в более тонкой и внешне неявленной Духовной составляющей. Поиски и наказание стрелочника, как правило, – только «сакральная жертва», приносимая для отведения вины от истинных причин и виновников. Таким образом, системная причина катастроф не устраняется, а расширенно воспроизводится.
Системный кризис в глобальном масштабе – это как раз такая цепная реакция утраты линейной (ньютоновской) управляемости подвластной, нелинейной, по своей природе, системы, вырывающейся на свободу, - «нелинейно пошедшей вразнос».
Нужно тщательно и честно разобраться - соотнести с возросшей нелинейностью (внутренней свободой, волей, субъектностью её поведения) систему с её тайным или явным «верховным жрецом».
Есть все основания утверждать, что «верховный регулятор» всего и вся сегодня сам активно провоцирует, поощряет растление молодёжи, правительств, разрушение государств, инвестируя в… «как бы саморазрушение» системы. Чтобы затем, на всеобщем хаосе, пожать свой урожай власти - жёстко установив самочинный «новый мировой порядок», захватив стратегически выгодную позицию доминирования на высшем уровне контроля, поставить своих гауляйтеров на княжение.
Как в таких случаях следует говорить, речь может идти о завершении «доказательства Гипотезы» (решаемости задач общества развития в старой парадигме) и о формулировании новой, более совершенной, картины мира. Речь может идти именно о постановке «гипотезы развития» более высокого порядка. Иными словами – о метасистемном, фазовом переходе, основанном на принятии более полной и соответствующей реальности физической картины мира.
Человечество оказалось в точке бифуркации, где даже малые локальные флуктуации рефлексивной, активной «фазовой среды» (общественной среды) могут иметь судьбоносное значение для общего будущего. Важное обстоятельство для будущего состоит в том, кто же будет ставить и реализовывать собственную Гипотезу, Эксперимент. – Социум как целое или снова его «тайный регулятор».
От субъектной принадлежности этого решения будет зависеть судьба миллиардов людей и, вероятно, вообще, во многом, решается судьба проекта Природы под названием «человек».
Начав свои взаимные отношения с дикой, полной опасностей природной средой, человек своим интеллектом, «по Образу и Подобию Творца» воздействовал на живую природу, на окружающую среду. И этим творил себе иную, новую реальность. Мир планеты необратимо изменился, ещё больше необратимо изменилась среда, в которой живёт современный человек. Из дикой и враждебной, состоящей из опасных камней, животных и растений, стала культурной, разумной, состоящей из людей, «отзывчивой» средой обитания. Она теперь далека от джунглей; - индивид находится в живой культурной среде социума - динамичной, урбанизированной, насыщенной информацией, коммуникацией, энергией. Он живой, свободный Дух, решающий «нервный узел» в живой отзывчивой сети разнородных общественных отношений, одновременно и включённый наблюдатель, и активный вооружённый техникой деятель этого организма-ансамбля.
Воздействуя на процессы природы, творчески доминируя над ней, человек «несознательно» совершенствовал, революционизировал и собственную природу, когда строил её не на агрессии, а на своём возрастании гармонии в свободе и сотрудничестве. - В Духе. Животная агрессия не оставила после себя, кроме рубцов, никаких следов развития - в коде истории не остаётся её положительных, закреплённых результатов, потому что их нет. Всё сущее вокруг нас рождено не в непримиримой борьбе на взаимное уничтожение, а в любви и слиянии противоположностей.
Направленность и необратимость, «стрела времени» (как называет необратимость эволюции сложных систем «от хаоса к порядку» И.Пригожин) развития разумной человеческой цивилизации, заложена в её общекультурном коде - живой Традиции, в её сердце - в «самовозрастании в Духе», то есть, в стремлении от хаоса к порядку гармонии, от выживания и необходимости к свободе и творчеству, от беды к победе и от разрухи к счастью.
Если весь Мир Человека как его социальное Знание, как «единая физическая картина мира», так радикально изменялся и продолжает направленно и быстро изменяться под воздействием его интеллекта, значит, как раз социальный интеллект человека ( Разум, Знание, Метод познания сами по себе), является, наряду с известными «линейными» мерными физическими величинами классической Ньютоновской физики, не учтённым наукой самовозрастающим фундаментальным физическим «нелинейным», с точки зрения ньютоновской линейности, доминирующим (высшим) физическим принципом. Первичным, базовым принципом. Принципом творчества будущего.
О Знании как о принципиально Новом геологическом факторе говорил ещё академик Владимир Иванович Вернадский. Этот физический принцип разумности развития мы больше не имеем права «научно» обходить, избегать, игнорировать в своей научной и хозяйственной практике, не включая Знание, принцип интеллекта, в свою «физическую картину мира». И включить его придётся в качестве краеугольного камня. Как мы уже говорили, высший, вновь открытый физический принцип становится определяющим, первичным по отношению ко всему Знанию, высшей гипотезой развития, «вытаскивающим» общество в новое пространство развития.
Если угодно, «за волосы».
Другая составляющая сторона давно созревшей реальности, которая должна быть тоже не просто учитываема, а положена в основу нового прочтения рациональности, - это, в отличие от «закрытого элитарного научного знания», принцип целостного Знания. Его цельность реализуется через самоорганизацию, социальность человека. Стратегическим субъектом развития, в котором спроецированы, сплавлены воедино, все аспекты «материального» и «метафизического», ментальные и технические связи и формы всех видов коллективной деятельности, является именно всё целое общество как единый организм. Вся техносфера, экономика, хозяйство – это могучие, но лишь инструменты деятельности «стратегического субъекта». Специализация и кооперация различных компетенций личной, индивидуальной или групповой деятельности в целое – это и есть социализация носителей знаний во всеобщее Знание.
Высокие технологии могут быть подвластны, доступны только высокоразвитому, сложно организованному обществу, естественному строю, т.е., обладающему знаниями и умеющему соединить свою деятельность через свою эффективную самоорганизацию, соборность - эффективно работающую сеть добровольных и ответственных социальных отношений.
Таким является традиционное общество, образцом соединения традиции с высокими технологиями можно назвать, например, Японскую цивилизацию.
Познание сложности в картезианском смысле бессмысленно. Как пытаться создавать искусственный разум или механический вечный двигатель.
Сложность, в нашем непростом положении, - не первоочередной предмет познания и постижения, а, прежде всего, сама есть спасительный инструмент познания либо вообще познающий Субъект (в случае мозга, общества).
Социум – субъект эволюции человека как разумного вида, системно устойчивая «внеформационная» (с точки зрения материалистической теории общественных формаций и учений «классовой борьбы») самоорганизация человека. Общество обладает фрактальностью, то есть, со времён своего становления, это целостная самоподобная во времени и в своей самоорганизации распределённая познавательно-деятельностная сетевая структура. (На эту целостность, по сути, её изначальную глобальность, как смысловую основу и производную функции математически правильной закономерности, указал С.П.Капица в своём исследовании роста численности человечества), обуславливающая закономерный численный рост популяции при обгоняющем его нелинейном росте мощности совместного разума.
Весь физический смысл и обязанность государства как правового инструмента общества состоит в защите порядка от хаоса - общественного строя от разбоя, условий творческой, производительной деятельности общества, в защите его от любых проявлений внешней и внутренней агрессии.
В обеспечении его расширенного воспроизводства как результата возрастания физических объёмов публичного блага и справедливости публичного доступа к нему на основе роста социального Знания.
Возрастание физических объёмов блага производно от качества условий развития самопознающей сложности - социальной самоорганизации когнитивного процесса.
«В концепции современной нации-государства, как ее аргументирует Николай Кузанский в Concordantia Catholica, нация-государство недвусмысленно рассматривается как республика - совокупное и суверенное проявление индивидуальной личности в составе единого человечества», - комментирует американский мыслитель Линдон Ларуш.
Глобального системного кризиса? Это важно для понимания его смысла и всего масштаба проблемы.
Кратко это выражается в механистичности и формализме ньютоновско-картезианской парадигмы науки как очень специфического познавательного метода познания простых движений тел косной материи.
И в первую очередь - в механическом переносе принципов ньютоновой механики, классической термодинамики, и декартовой системы научного доказательства на все аспекты и сложность общественной жизни.
Единственной действующей законченной «социальной теорией» на сей день («объясняющей» природу общества) является материализм и его «экономическая теория». В новейшем прочтении - это система грубого «управления социумом» через бюрократию и финансовый рычаг воздействия методами «монетаризма» и коррупции, инструментов финансовой спекуляции, разрушения культуры, провоцирования вооружённых конфликтов. - Ослабления и демонтажа институтов международного права и суверенитета «национального государства» в том виде, как его трактует Вестфальский мирный договор 1648 года.
Во времена Ньютона наука в Англии была уделом закрытого высшего властного сословия богатых ловчил, менял, торговцев и крупных феодалов, скорее, инструментом поисков «философского камня» для получения золота и быстрого и неоправданного обогащения. Поиском скорее сакрального знания для господства, нежели горячим стяжанием общесоциально-значимой Истины.
Здесь уместно упомянуть наркотраффик и пиратов Карибского моря, колониальные и опиумные войны, истребление индейцев, вывоз рабов из Африки, равно как и многие другие практики общеуголовной юрисдикции.
Все эти разнообразные практики объединяет одно – организация частного и группового внеправового нетрудового обогащения, вызывающее угнетение и разрушение общественного организма.
Отвлечёмся на небольшой мысленный эксперимент.
Представим себе картину. На стадионе происходит футбольный матч. Футболисты, зрители, сам виновник торжества – футбольный мяч. Его пинают ногами, он летит, вращается, подпрыгивает.
У мяча есть свой внутренний объём, есть оболочки, его ограничивающие. Мысленно попробуем вывернуть мяч наизнанку. С этим действием, по правилам моего эксперимента, всё, что окружало мяч, уходит внутрь, всё, что было внутри, становится окружающей средой. Внутри мяча бегают и бьют по нему ногами, футболисты, свистят находящиеся на трибунах болельщики, далее город,.. и оказывается компактно упакована вся Вселенная. Снаружи – разреженная пустота, растянутое искривлённое пространство, бывшее внутри мяча.
Зачем я привожу этот явный бред?
- От выбора категорий мышления, порядка ценностей, субъектов, от их соотнесения, от линий, поверхностей, сфер раздела сред и точности понятий очень зависит вся складывающаяся картина мира. Она может легко оказаться кривой, абсурдной, вывернутой наизнанку, чудовищной, - если в аксиоматической основе, в правилах постановки своего эксперимента мы сделаем хотя бы даже хоть только одно маленькое неверное допущение.
Например, давайте, мы преувеличим в гипотезе нечто незначительное, но простое для понимания, элементарное, - например, механику взаимодействия двух шариков в безвоздушном пространстве и в невесомости. И, при этом, намеренно упустим, проигнорируем нечто решающее, просто за его сложность и не сводимость к механическим экспериментам. Хоть и исключительно значимое в жизни, но непостижимо сложное для восприятия, для раскладки по полочкам, например, реальный мир бытия человека - живое, сложность, цельность Мироздания и его законов, смысл бытия и миссию разума. Разобьём-ка этот смысл жизни на множество элементарных частей.
Вместо этого, будем выводить правила жизни общества из механики взаимодействия двух шариков, и не просто выводить, а принуждать людей к исполнению таких «научно обоснованных» приказов, в форме массового наёмного труда, например. Высшая нервная деятельность общества, рождающая развитие, - труд, - вся, полностью, упрятана в линейную ньютоновскую категорию рыночного «товара».
Деньги будут сами размножаться, будет сама присваиваться прибыль, на которую будут изыматься и выводиться из стран-доноров национальные активы.
Для этого будут созданы институты принуждения к исполнению приказов – властные органы, институты частной собственности, глобальная финансовая система, спецслужбы, суды, тюрьмы, система исполнения наказаний. А в гражданской жизни людьми будет двигать не совесть, а подчинение силе, начальнику, шефу, страх тюрьмы или боязнь нужды.
Не такой ли мир театра абсурда, мир карательной психиатрии, где сами «психиатры» – глубокие параноики, а пациенты – здоровые люди, мы уже почти наблюдаем вокруг себя.
В ньютоновской парадигме «познающий субъект», источник воли якобы отсутствует как таковой. Если быть точнее, то он как бы и присутствует, но весьма тайно. Там не подразумевается ничего, точнее, никого, организующего эксперимент и наблюдающего его результат. Никто не несёт никакой моральной ответственности за результат своей деятельности. Точнее, все, кроме управляющего субъекта. Но эти все – объекты, а не субъекты. Простые бесстрастные тела, массы, которыми движут неведомые силы, скорости, ускорения, есть простые линейные эксперименты с шариками, но мыслящего субъекта - экспериментатора «как бы нет». Есть «масса», есть «сила», нет свободы, нет Идеала, воли к развитию и «стрелы времени». Нет эволюции. Система безразлична к развитию, будучи, как маятник, обратима во времени, перемежая кризисы и выходы из них. (по И.Пригожину).
Вспомнил о «наблюдателе» Эйнштейн, когда проводил и объяснял обществу свои «мысленные эксперименты со скоростью света». Он обнаружил, что на постановку и на результат физического эксперимента «позиция наблюдателя оказывает решающее влияние». А об отсутствии такового и речи нет – не получится, не состоится даже «мысленный опыт». - Некому будет «мыслить» и делать выводы.
И мы имеем – скрытого наблюдателя с неограниченными возможностями манипуляций и общества, заключённого в оболочку вещи, «рабочей силы как товара», в качестве шарика, исполняющего чью-то волю.
- Наука зародилась не в средние века.
И на древнем Востоке, и в Египте при пирамидах, и ещё ранее, ей занимались далеко не столько из чистого альтруизма, или праздного любопытства. А с целью, например, получить золото, малыми усилиями добиться большого результата, наживы, безраздельной власти. Этим знанием овладевали во имя достижения тайного господства немногих посвящённых над непосвящённой массой. Что это придумали не одиночки, а является сформатированными «под науку» древними практиками жрецов. Предназначением таких практик в обществе того времени было одно, захватить зловещие стратегические «преимущества положения».
Стихийно или нет это стало общенаучным методом – пожалуй, в этом сыграл большую роль субъективный фактор – стремление к власти, даже ценой утраты морали и человеческого достоинства.
Поэтому-то, субъект воли в Методе скрыт и свободен от угрызений совести. Как источник произвола, не ограниченного никем и ничем, как типичный агрессор. Метод научной редукции – это и разделение управления реальностью на морально асимметричные части, и разделение системы по принципу свой – чужой. А чужого, по условиям игры, не жалко.
Это разделение Большого общего Смысла, разделение Знания и общества на множество бессмысленных сущностей для частных произвольных манипуляций и спекуляций с ослабленным, разрезанным по живому, обществом.
В основу научного метода также был положен доказательный Метод Декарта – через разделение смысла. Разъединение цельности Знания на множество «бессмыслиц», раскладку «по полочкам» и решение их по одной, «щёлкая, как орешки», позволило устраивать власть над обществом, над его инициативой, его стратегической, интеллектуальной, хозяйственной деятельностью. Иными словами, это испокон веку называется принципом «разделяй и властвуй». Разделение на части - это по-русски разбой. Богат великий русский язык. Установить контроль над всеми его публичными активами, над техническими достижениями, над текущей деятельностью - значит, захватить, как оккупирующая сторона, господство над его свободой воли и будущим.
Тут кроется проблема коррупции и бюрократической системы, делающих из социума «питательный бульон» для крупного бизнеса.
Овцы в старой доброй Англии однажды съели сотни тысяч крестьян. Это был результат победы буржуазной революции над обществом.
Таким же образом, через разделение процессов деятельности общества, через разрушение общины, развивавшейся до этого многие тысячи лет, что современной экономической наукой трактуется сегодня как «очень хорошо», шло освоение Метода и закабаление капиталом труда. Силовое порабощение общественного интеллекта, единственной производительной способности общества, было произведено путём отъёма у него его большинства «публичных активов» - земли и полезных ископаемых, доступа к Знанию и технике, свободы выбора между самостоятельным хозяйством и системой наёмного труда.
Атомизированный индивид стоит перед выбором – идти сдавать себя в кабальную бессрочную аренду тоталитарной Системе частного капитала или, не имея никакого источника биологического существования, и вовсе тихо уйти из жизни.
- «Конец истории»: между зыбким миром и большой войной
Смертные грехи современной научной парадигмы как метода насилия над обществом и «управления» при помощи введения в заблуждение и монополии на публичные активы, мы воспринимаем сегодня как досадные недоразумения, исходящие исключительно от «несовершенства самой человеческой природы».
Мистическим, странным образом, в силу заложенных нам воспитания и методов мышления, мы никогда не относим их на счёт качества общенаучного Метода. Нам этот «дефект мышления» прививали всеми доступными методами с детства, с первых классов в школе через разделение знаний на дисциплины, дисциплин на части, через отрыв этики и эстетики от физики, через разделение образовательного и воспитательного процессов. Далее – через все виды СМИ и сверху по голове - «научной системой управления». Недавно нам объявили, устами министра Фурсенко, что в России вместо способных к умозаключению творцов требуется (кем, зачем?) выращивать Шарикова, «массового потребителя», умеющего в нужном месте ставить галочку.
Научный метод современной социологии также «верен» своему заказчику и отвечает коду силы, а не общественно значимой Идеи, например, социальной эволюции, публичного блага, принципу Права, философии хозяйства, уважению интеллектуальной природы человека.
Метод социологии не привязан к своему Предмету, а развёрнут в другую сторону, служит власти - научному оправданию её манипуляций с обществом, не выходя за рамки дозволяемого ему - методов «опросов общественного мнения», примитивной наглядной схематики, вольной интерпретации, деланной статистики и манипуляций с численными результатами.
Всё это «мягкое насилие» над действительностью, упакованное, конечно, насколько это возможно, красиво и привлекательно, привело к неустойчивому состоянию «мир-системы», к её зигзагам кризисов - между зыбким миром и большой войной.
Что выглядит странным, но только на первый взгляд, сам «мир теней» живёт внешне весьма респектабельно, обложил данью в трудовой повинности, сырье, «в научных открытиях и технических достижениях» - в «присвоении будущего» все другие миры.
Он достиг монополии силового доминирования над остальным, внешним и периферийным для него миром Традиции, общества, некритично принявшим схемы вскормленной им олигархической «властной машины» за верный путь к Истине - за научный Метод Познания.
Но физически скрытую от нас, хоть не познанную, но мудрую справедливость Законов Природы обмануть невозможно и, тем более, обманывать вечно. Западный мир, в лице его принципа власти над обществом при помощи насилия и «наукообразной лжи», отверг пространство фундаментальных смыслов, достиг «ограниченную в самой себе» систему своих частных целей неправедного обогащения и своими руками привёл себя в ловушку смыслов, как только стал монопольной силой на планете. У него просто закончилась его еда – интеллектуальный мир Традиции.
В Свете таких событий становится ясно, что дуализм материи и Духа был в своё время самонадеянно преувеличен. Тело и душа – две стороны органичного целого, они не умеют жить врозь и стремятся к свободному развитию.
12. Вырвать Россию из трясины
Таким автору видится путь России к демодернизации.
России чужды ценности и методы имперской традиции, убивающей творчество, подавляющей человеческую личность. Вырвать Россию из трясины современного безвременья, «модерна» упаднического либерализма, и можно, и нужно, и необходимо, чтобы вывести её народ на простор нового, свободного развития на основе эволюционной парадигмы человека - интеллектуальной.
В политике, науке, образовании, в дипломатии России всегда находились люди, коллективы, особо чуткие и бережные к соборной природе, культуре своей страны, к её органической способности побеждать и развиваться несмотря ни на что, вопреки навязанным извне методам, трендам, войнам, «пятым колоннам». Сегодня происходит осознание и возрождение её высокой национальной цивилизационной традиции.
Политика «Евразийства» как не имперской силовой, а как интеллектуальной цивилизационной системы, основанной на Высоких идеалах, совместном труде и свободе доброй совести, приобретающая общенациональный характер и масштаб в России благодаря политической стратегии В.Путина, находит понимание и поддержку среди граждан братских стран бывшего СССР и внутри России. Симпатии к стране крепнут во всём мире именно тогда, когда она идейно противостоит мировому злу - хамскому «мейнстриму» самонадеянной империи.
Несмотря на то, что силы, оседлавшие мир, уже захватившие «стратегическое положение доминирования», оказывают этому организованное изощрённое противодействие.
Эта политика отнюдь не делает Россию «дамой, приятной во всех отношениях», но именно она органична для России, отвечая (хотя и не по всем критериям), системе национальных исконных категорических императивов, обозначенной в этой статье. Эта политика должна прорастать вниз и вверх, приобретать вид стройной системы всеобщей национальной Идеи и глубокой национальной стратегии.
Должна развиваться вплоть до оформления как Знание, основанное на новой «физической картине мира».
Она универсальна - понятна и привлекательна для вовлечения всех стран, народов, миллионов граждан в честное и справедливое мироустройство, вплоть до глобального, - по высшим физическим принципам развития свободного развития личности и открытого, интеллектуально раскрепощённого общества.
Все необходимые условия этого уже есть в нас самих, в принципе Разума, творческой способности. По Образу и Подобию.
Mail to: [email protected]
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|