Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бохеньский Ю. Сто суеверий

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы, связанные со смыслом человеческой жизни, но находящиеся, если можно так сказать, на границе жизни и мира. В их числе обычно называются: смерть, смысл жизни, страдания, разочарования, любовь. С экзистенциальными проблемами связаны два суеверия.
1. Одно из них, очень распространенное в эпоху Просвещения и до сих пор разделяемое марксизмом-ленинизмом, вообще отрицает существование экзистенциальных проблем. Если сторонников этого предрассудка спросить, в чем, например, смысл человеческой жизни и в особенности смерти, они ответят, что все встанет на свои места, когда человечество достигнет рая на земле и т. д. Но это равнозначно отрицанию этих проблем, ибо мы умрем раньше, чем человечество достигнет рая; во всяком случае, наша смерть — проблема чисто индивидуальная, и никакой общественный прогресс не в состоянии ее разрешить. Один из философов Нового времени ясно сформулировал суть этого суеверия: «Мудрый человек, — пишет он,— ни о чем не думает меньше, чем о смерти, и его мудрость состоит в размышлении о жизни, а не о смерти» (Спиноза).
2. Согласно второму предрассудку, экзистенциальные проблемы подвластны научному анализу. Такую позицию должен занимать сторонник позитивизма, ибо с его точки зрения только наука может дать ответ на волнующие нас вопросы.
Однако оба эти взгляда являются заблуждениями. Экзистенциальные проблемы — это самые важные проблемы, какие только может поставить человек, быть может, это и вообще важнейшие проблемы. Правда, все мы обладаем врожденной склонностью закрывать на них глаза (Хайдеггер), однако рано или поздно каждый из нас с ними сталкивается. Отрицать их существование — значит впадать в суеверие. Предрассудком является и мнение о том, что экзистенциальные проблемы можно решить при помощи научного метода; научный метод здесь бессилен—эти проблемы выходят за пределы его применения. Экзистенциальные проблемы разрешаются обычно с помощью мировоззрения, особенно с помощью религии.
См.: мировоззрение, позитивизм, религия, экзистенция.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ

Термин «экзистенция» традиционно обозначал то же, что и «существование»; имелась в виду не только человеческая экзистенция, но и экзистенция животных, камней и т. д. Однако экзистенциалисты придали этому термину новое значение. В этой среде его стали понимать следующим образом: во-первых, экзистенцией обладает только человек. Он один «экзистирует», в то время как другие создания существуют (такая позиция является выражением позиции крайнего гуманизма). Во-вторых, экзистирует не весь человек, а лишь чистый субъект, чистое человеческое «я». Этот чистый субъект составляет то, что остается, когда мы мысленно отбрасываем все относящееся к объекту, например тело и т. п. В-третьих, не человек имеет экзистенции, но сам он и есть экзистенция. Экзистенции посвящено множество книг, которые могут составить целую библиотеку.
Эта библиотека, однако, будет собранием немалого числа заблуждений. Само понятие «экзистенция» является недоразумением. В действительности экзистенция — это абстракция. Мы образуем понятие экзистенции, отвлекаясь от всего, что не относится к самой личности. Неверно и то, что человек есть лишь эта экзистенция: каждый знает, что его сущность не только в его чистом «я», но также во всей его психике с множеством присущих ей воспоминаний, ощущений, стремлений и т. п. Более того, к его сущности относится и тело, от которого нельзя отвлечься под предлогом того, что оно может быть объектом, — ибо оно, безусловно, является составной частью нас самих.
Из этого, конечно, не следует, будто все, что говорят экзистенциалисты, ложно. Например, они справедливо обратили внимание на так называемые экзистенциальные проблемы. Однако эти важнейшие проблемы касаются не одной только отвлеченной экзистенции, но всего живого человека в целом. Таким образом, рассуждения об экзистенции есть не что иное, как предрассудок. См.: гуманизм, душа, экзистенциальные проблемы.

ЭКОНОМИЗМ

Ошибочная точка зрения, согласно которой у человека имеются только материальные потребности (пища, жилище и т. п.) и их удовлетворение автоматически ведет к удовлетворению всех других потребностей и к счастью. О том, что это предрассудок, свидетельствует хотя бы пример развитых стран, где материальные потребности обеспечены полностью и в то же время многие люди, особенно среди молодежи, чувствуют себя несчастными и страдают.
Происхождение этого предрассудка очевидно: когда не обеспечиваются материальные потребности людей, например не хватает пищи, другие проблемы кажутся второстепенными. Переносить это положение на периоды благосостояния,— которые, слава Богу, тоже встречаются в истории,— значит становиться жертвой предрассудка.
См.: капитализм, марксизм, ценность.

ЭЛИТА

Группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т. д. людей данного общества. В этом значении слова элита противоположна народу. Главный предрассудок, касающийся элиты, состоит в том, что она якобы не нужна и даже наносит обществу вред, а потому ее следует ликвидировать и в дальнейшем не допускать ее возникновения. Например, во многих школах США учителям запрещается ставить на экзаменах плохие оценки, чтобы более способные ученики не оказывались в привилегированном положении. Разделяющие это заблуждение люди обычно любят распространяться о том, как элита эксплуатирует народ и т. д. Это опасный предрассудок, ибо благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удается ли создать в этом обществе полноценную элиту. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель.
Главной причиной возникновения этого предрассудка, помимо зависти, является другое заблуждение: к элите относят людей, происходящих от богатых или влиятельных родителей, принадлежащих к аристократии, плутократии или «номенклатуре». Касты подобного рода, не имея ничего общего с подлинной элитой, имеют тенденцию замыкаться в самих себе. Их существование и претензии на превосходство воспринимаются окружающими как несправедливость; отсюда и рождается неприязнь к любой, даже подлинной элите.
Наконец, с элитой связан еще один предрассудок, согласно которому труд представителей элиты не должен оплачиваться выше, чем труд обычных людей. На самом деле общество, заинтересованное в элите, должно стимулировать таких людей, в частности обеспечивая им более высокий доход. Такая политика окупается сторицей.
См.: народ, равенство.

ЭТИКА

Совокупность принципов человеческого поведения (называемая иногда не совсем правильно «моралью»). С этикой связано несколько заблуждений.
1. Согласно одному из них, существует какая-то «научная этика»; наука якобы может дать нам знание о том, как следует поступать в жизни. Это предрассудок, ибо наука имеет дело только с фактами, с тем, что есть, а из того, что есть, т. е. из знания о фактах, никогда не следует то, что должно быть, а значит, не вытекает и никаких предписаний, норм или принципов поведения. Правда, чтобы принять правильное решение, человек обязан знать определенные факты, но этого знания самого по себе недостаточно — необходимо руководствоваться еще и этическими принципами. К примеру, Анна узнает, что ее подруга Бася заболела. Это факт. Но из того, что он известен Анне, что она знает о болезни Баси, еще не следует, что она обязана навестить подругу. Чтобы сделать этот вывод, Анна должна признавать моральный принцип: «больную и одинокую подругу необходимо проведать». Без этической предпосылки невозможно никакое решение. А предпосылку эту невозможно вывести из фактов — ни из научных фактов, ни из ненаучных. Таким образом, вера в научную этику является предрассудком.
Его разновидность — вера в существование некой философской этики. Однако, задачей научной философии является не морализаторство, а анализ. Философ решает три задачи, касающиеся моральных заповедей. Во-первых, он может подвергнуть их анализу и понять, о чем в них идет речь (зачастую это вовсе не очевидно). Во-вторых, он может исследовать, не содержится ли в некоторой данной заповеди внутреннего противоречия. Наконец, он может задаться вопросом, каково его собственное отношение к этике, принятой в данной культурной среде. Но философ не может предписывать людям, как они должны себя вести, т. е. заниматься морализаторством.
2. Предрассудок иного рода, популярный в последнее время в основном среди теологов, связан с так называемой ситуативной этикой: то, как я должен поступать, зависит якобы только и исключительно от ситуации, от положения, в котором я нахожусь. Конечно, ситуацию, т. е. совокупность фактов, необходимо учитывать при принятии решения; однако только фактов для этого недостаточно, и ни из какой ситуации не следует требования поступать так, а не иначе, если одно временно не принимается какой-то этический принцип. По сути дела, «ситуативная этика» — разновидность заблуждения, о котором говорилось выше, но отличается от него подчеркиванием относительности принципов поведения, т.е. является одной из форм этического релятивизма.
3. К числу суеверий относится и часто встречающееся сведение этики к практическим рецептам. Различие между этими двумя областями состоит в том, что практические требования, наставления всегда обусловлены целью деятельности, в то время как этические нормы безотносительны и не зависят ни от какой цели. Вот пример. Техника вождения автомобиля учит, что, если кто-то хочет хорошо и уверенно выполнить крутой поворот, он должен перед этим притормозить, сбавить скорость. Как и все технические предписания, это требование зависит от цели: ибо если какая-то пожилая женщина вообще не собирается выполнять поворот на скорости и ведет машину, выдерживая скорость в 25 км в час, то ей не нужно будет тормозить, чтобы уменьшить скорость. Но моральное требование «не перерезай горло своей матери, чтобы добыть десять долларов на спиртное» не зависит ни от какой цели, в особенности от того, попадет ли сын, перерезавший горло своей матери, в ад или не попадет. Даже если бы никакого ада не существовало или он должен был бы попасть в ад за то, что не перерезал горло своей матери, данный этический принцип все равно остался бы в силе. Тот, кто путает практику с этикой и подчиняет этические требования какой-то цели, становится жертвой предрассудка. Между прочим, согласно Ленину, «хорошо и морально то, что служит уничтожению старого мира и т. д.», т. е. для него моральный характер поступка обусловлен поставленной целью.
Крайнее выражение это заблуждение находит в известной формуле «цель оправдывает средства». На самом деле ни одна цель, даже самая благородная, не оправдывает недостойные средства.
4. Следует сказать и о предрассудках, касающихся этического авторитета. Многие люди полагают, что высокообразованный человек, например профессор университета, или большой талант — скажем, известный художник, — обязательно должен быть авторитетом в вопросах морали. Это неверно: сфера моральных ценностей не совпадает со сферой науки или искусства — специалисты в двух последних областях не являются авторитетами в этике. Нередко бывает так, что человек необразованный стоит в моральном отношении выше мудреца, а профан в сфере искусства оказывается в нравственном смысле выше художника. Авторитетом в вопросах нравственности может обладать лишь высокоморальный человек.
См.: релятивизм, художник, ценность.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.