Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Карнап

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Рудольф Карнап (1891-1970) - один из главных 
представителей логического позитивизма. Он родился в 
Роннедорфе, в Германии. Изучал физику, математику и 
философию в университетах Фрейбурга и Вены. В своей 
философии испытал влияние Готтлиба Фреге. В первой 
мировой войне служил в армии. Его докторская диссертация 
о сравнительном анализе понятий пространства, которые 
используются в физике, математике и философии, 
направлена на подчеркивание важности логического 
рассмотрения понятий.
Карнап был ведущей фигурой в Венском кружке. В 
1929 г. опубликовал работу "Логическая конструкция мира". 
В том же году вместе с Отто Нейратом и Гансом Ханом 
создал манифест Венского кружка:
"Венский кружок: научное понятие о мире", в котором 
провозглашались цели и методы Венского кружка. Вместе с 
Гансом Рейхенбахом создал "Эркеннтнис" - журнал, 
посвященный философии науки. С 1931 г. он назначается 
заведующим кафедрой естественной философии в 
германском университете в Праге. Здесь Карнап опубликовал 
свой "Логический синтаксис языка". В 1935 г., не выдержав 
нацистских порядков, переехал в США, где преподавал в 
разных университетах.
Логический позитивизм еще часто называют 
логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником 
Давида Юма, который отвергал претензии на знание таких 
метафизических вопросов, как существование Бога и 
бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии 
основываются, не могут быть прослежены к простым 
чувственным впечатлениям, являющимися их источником. 
Таким же образом члены Венского кружка отвергали как 
бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы 
эмпирически. Посредством этого критерия 
верифицируемости они считали, что метафизические 
утверждения бессмысленны.
В манифесте Венского кружка было записано: "Если 
кто-либо утверждает: "Существует Бог", "Первоначальной 
причиной мира есть бессознательное", "Существует 
энтелехия, которая является основой жизни существ", то мы 
не должны говорить: "То, что вы говорите, ошибочно", а 
должны скорее спросить: "Что вы имеете в виду под этими 
предложениями?" По-видимому существует четкое 
разделение между двумя типами утверждений. Один из типов 
включает утверждения в том виде, как они высказаны в 
эмпирической науке, их значение может быть определено 
логическим анализом, или, более точно, сведением к простым 
предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, 
включая вышеупомянутые утверждения, оказываются 
полностью бессмысленными, если мы берем в том смысле, в 
котором использует их метафизик".
Ранние формулировки критерия для определения 
осмысленности приводят к трудностям, которые связаны с 
проверкой простых предложений посредством опыта людей, 
так как опыт может быть различный у разных людей. Карнап 
выдвинул свое решение этой трудности в отличие от 
решения, выдвигаемого Шликом. Он полагал, что некоторое 
утверждение проверяемо, если оно находится в 
определенном отношении к утверждениям наблюдения. Это 
говорит о логической возможности проверки утверждения. 
Он называет утверждения наблюдения "протокольными 
предложениями". Хотя протокольные предложения связаны с 
данным и описывают данный опыт или явление, они делают 
это, по словам Карнапа, только в виде материального способа 
речи, т.е. способа, посредством которого мы связаны с 
фактами, явлениями, объектами, в отличие от формального 
способа речи, при котором мы имеем дело лишь с 
лингвистическими формами.
Таким образом, решающая проверка какого-либо 
утверждения состоит в том, что существует логический 
эквивалент между утверждением и рядом проверяемых 
предложений наблюдения. Это требование вызывает 
критику, так как любое универсальное утверждение, 
например, утверждение о законах, является бессмысленным 
посредством критерия проверяемости, потому что какое-либо 
предложение, относящееся к неограниченному числу 
случаев, не может быть логически эквивалентно 
ограниченному числу предложений наблюдения. В силу 
этого Карнап отказывается от этого критерия и обращается к 
понятию подтверждаемости. В 1936-37 гг. в статье 
"Проверяемость и значение" он писал: "Если под 
проверяемостью иметь в виду определенное и окончательное 
установление истины, тогда ни одно синтетическое 
предложение не является проверяемым... Мы можем только 
подтверждать предложение снова и снова. Поэтому мы будем 
говорить о проблемах подтверждаемости, а не о проблеме 
проверки".
Карнап отличает между проверяемыми и 
подтверждаемыми предложениями. Некоторое предложение 
проверяемо, если мы знаем экспериментальный метод для 
проверки его и подтверждаемо, если мы знаем, при каких 
условиях оно должно быть подтверждено. Таким образом, 
предложение может быть подтверждаемо без проверки, так 
как мы можем знать, какие процедуры подтверждают ее, но 
не способны осуществить их.
Карнаповское понятие подтверждения было 
начальной точкой для его работы по теории вероятности. Он 
дает описание двух различных значений термина 
"вероятность". Первое относится к степени подтверждения и 
имеет дело с логическим отношением между гипотезой и 
предложениями наблюдения, которые ее подтверждают. 
Второе значение имеет дело со статистической вероятностью, 
выводимой из вычисления относительной частоты.
В 1950 г. Карнап опубликовал свою главную работу 
"Логические основания вероятности", в которой он исследует 
возможность формального подобия между индуктивными и 
дедуктивными процедурами. В то же' самое время он развил 
свои исследования в модальной логике. Важным выводом 
этой работы Карнапа было утверждение, что семантика - 
изучение значений в языке - теперь приобретает важность 
для всех отраслей логики.


<<назад Содержание дальше >> Комментарии (4)
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.