Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Марк Аврелий

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Марк Аврелий (121-180) - один из наиболее 
значительных представителей римского стоицизма. 
Он был императором, преемником Антонина Пия, 
которому доводился приемным сыном. После смерти 
оставил философское сочинение под названием "Наедине с 
собой" (или К самому себе ). Это произведение 
представляет собой записки, не предназначенные для 
публикации, своего рода размышления, которыми он 
делится сам с собой, размышления о жизни. В них он 
обращается к самому себе,
пытаясь осознать окружающую жизнь.
Марк Аврелий в основном стоит на позициях 
стоицизма, и главное, что он излагает в своих записках, - это 
этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной 
стороны и советы, как к ней относиться. В своих основных 
положениях Марк Аврелий не оригинален и
следует в основном за Эпиктетом.
Прежде всего он осознает бренность жизни, в 
которой мы живем. Свою оценку Марк Аврелий выводит из 
понимания времени: Время есть река стремительный поток. 
Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но 
проносится и другое и вновь на виду первое [Наедине с 
собой. СПб.. 1914. Кн. I. Разд. 43]. Время беспредельно, и 
перед этой беспредельностью длительность каждой 
человеческой жизни - это какой-то миг, и жизнь по 
отношению к этой беспредельности крайне ничтожна. 
"Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где 
он живет" [III, 10]. "Помни также, что каждый живет лишь... 
ничтожно малым моментом" [II, 10].
Марк Аврелий делает вывод и о краткости памяти, 
которая остается после смерти человека. "Все 
кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем 
предается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в 
свое время окруженных ореолом. Что же касается остальных, 
то стоит им испустить дух, чтобы "не стало о них и помину". 
Что же такое вечная слава? - сущая суета" [IV, 33].
Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь 
настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно 
однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все 
повторяется. "Окинь мысленным взором хотя бы времена 
Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь: люди 
вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают, 
ведут войны, справляют празднества, путешествуют, 
обрабатывают землю, льстят, предаются высокомерию, 
подозревают, злоумышляют, желают смерти других, ропщут 
на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются 
почетных должностей и трона. Что же стало с их жизнью? 
Она сгинула. Перенесись во времена Траяна: опять все то же. 
Опочила и эта жизнь. Взгляни равным образом и на другие 
периоды в жизни целых народов и обрати внимание на то, 
сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и 
разложилось на элементы" [IV, 32].
В этих строках, проникнутых острым пессимизмом, 
отразилась пессимистическая настроенность целой эпохи, в 
которой жил Марк Аврелий. Это была эпоха 
разочарованности и усталости, охвативших целые народы.
В то же время мировоззрение Марка Аврелия отличает 
одна примечательная особенность. Его пессимистическая 
оценка жизни и общей направленности всех деяний человека 
не определяет тех выводов, которые он делает из всего этого. 
Выводы совсем не пессимистические, как можно было бы 
ожидать и как часто происходит у людей, пессимистически 
относящихся к жизни, а именно - стремление к бездействию 
или нарушениям нравственных законов, стремление 
предаваться только наслаждению. Своему пессимизму он сам 
противопоставляет идеал человека, который олицетворяет 
все положительное в личности, а именно - мужественность, 
зрелость, преданность интересам государства. В этой суетной 
жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, 
нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - 
справедливость, истина, благоразумие, мужество. К 
истинным ценностям он также относит общеполезную 
деятельность, гражданственность, которые противостоят 
таким мнимым, по его мнению, ценностям, как "одобрение 
толпы, богатство, жизнь, полная наслаждений" [III, 6].
Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное 
социальное существо, которое, с одной стороны, живет 
настоящим, суетным, а с другой, - занимается деятельностью, 
которая преследует долговременные цели. Поэтому он 
осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими 
целями, под которыми имеет в виду благо государство. 
Этому он дает философское обоснование. Несмотря на 
текучесть всего происходящего, существует нечто целое, 
которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди 
объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, 
которому он должен поклоняться и служить. "Тот, кто отдал 
предпочтение своему духу, гению и служению его 
добродетели, не надевает трагической маски, не издает 
стенаний, не нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве. 
Он будет жить - и это самое главное - 'ничего не преследуя и 
ничего не избегая. Его совершенно не беспокоит, в течение 
большего или меньшего времени его душа будет пребывать в 
телесной оболочке. Ведь всю свою жизнь он только и думает 
о том, чтобы не дать своей душе опуститься до состояния, 
недостойного разумного и призванного к гражданственности 
существа" [Ш, 7]. Этот гений никогда не "побудит тебя 
преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, 
подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь 
такого, что прячут за стенами и замками" [Ш, 16].
Поэтому Марк Аврелий считает, что несмотря на 
тщетность жизни человека перед ним стоят высокие 
нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен 
выполнять. И в этом ему помогает философия. 
"философствовать же значит оберегать внутреннего гения от 
поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стал выше 
наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни 
безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось 
его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на 
все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на все 
проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам а самое 
главное, - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого 
разложения тех элементов, из которых слагается каждое 
живое существо " [1,17].


<<назад Содержание дальше >> Комментарии (4)
Обратно в раздел философия
Список тегов:
аврелий император 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.