Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (4)
Содержание книги

Пико делла Мирандола

из книги Блинников Л.В. - Краткий словарь философских персоналий
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) - 
представитель флорентийского платонизма, притом 
крупнейший. Он имел графский титул и владел несколькими 
языками. В 1489 г. обнародовал свои "900 тезисов", 
содержащие извлечения из различных источников "обо всем, 
что познаваемо". Эти тезисы были осуждены и запрещены 
церковью. Автор их исходил из того, что "никому не 
присягая на верность, пройдя путями всех учителей 
философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться 
всех доктрин..." [Эстетика Ренессанса. Т. II. С. 259].
Пико делла Мирандола, как и его соотечественник 
Фичино, стоял на позициях пантеизма, но больше склоняется 
к натуралистическому его пониманию. Он выступал против 
астрологии как лженауки, полагая, что совокупность звезд не 
в состоянии определить судьбу человека. Отсюда он делал 
выводы о свободе воли человека, о праве человека 
формировать свою собственную судьбу и делать 
соответствующий выбор, человек сам может создавать свое 
счастье. Он был против "астрологического детерминизма", 
предписывающего будущую жизнь человека, 
ограничивающего человеческую активность.
В "Речи о достоинстве человека", которая должна 
была открыть диспут Пико делла Мирандола против 
философов всей Европы, он ярко формулирует основные 
положения гуманистической программы Возрождения, 
ставящей в центр мироздания человека и его достоинства. В 
произведении "Против астрологии" он писал: "На земле нет 
ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет 
ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься 
над ними, значит, возвыситься над небесами".
Пико делла Мирандола стремился к примирению 
различных философов, считая, что разные взгляды являются 
выражением отдельных сторон истины и поэтому только их 
соединение дает возможность постигнуть единую истину.
Пико делла Мирандола проявлял большой интерес к 
мистическим вопросам и увлекался кабаллой и магией. 
Однако он стремился к более научному пониманию этих 
вопросов. Так, "магию" он воспринимал не просто как нечто 
колдовское, а как реальную тайну природы, которую надо 
исследовать. Он различал "черную магию" (это было делом 
злых сил, как их понимали в Средние века) и "белую", или 
"естественную магию" - как постижение естественных тайн 
природы.


<<назад Содержание дальше >> Комментарии (4)
Обратно в раздел философия
Список тегов:
гуманизм 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.