Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
1. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно
которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то
есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например,
учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и
воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако
рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в
первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия.
Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности,
внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе
познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты
выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых
видели в основе познания
75
Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рацио­налисты были
оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления,
распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в
основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание —
сила").
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может ле­жать в основе
познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были
основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Также в качестве направления рационализма выделяется этиче­ский рационализм,
суть которого в том, что разум лежит в осно­ве этики, поведения.
К рационалистам можно отнести множество философов, на­чиная с античных времен
вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но
наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально
при­знанное философское направление внесли философы Рене Де­карт, Барух Спиноза,
Готфрид Лейбниц.
2. Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе
познаний лежит опыт: "нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в
чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и
в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).
Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный
французский философ и ученый-математик.
Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и
идеалистическое направление в философии;
• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожден­ных идеях".
76
2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт дока­зал следующим
образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли
они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли
окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается
в доказательствах;
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может
лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в котором
заключается его философское кредо: "Я мыс­лю, следовательно, я существую".
3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее
понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ
выводит понятие субстанции.
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в
чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего
существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею
может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ,
является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные
Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством
субстанции — не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя.
Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По
отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от
него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
• материальные (вещи);
• духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
• мышление - для духовных.
77
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком —
протяжением (в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их
коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например,
модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.;
модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций —
материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и
материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над
природой.
В целом учение Декарта о субстанции можно выразить сле­дующей схемой:

78
4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея
дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной во­прос философии": спор о
том, что первично — материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание
соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе
две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут
быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями
единого бытия.
5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике,
математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания.
Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно
значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту:
"превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В
качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго
математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе
познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума,
используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые,
также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению
Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает
применить следующие приемы исследования:
• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное,
абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких
сомнений знание;
• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
• последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и
недоказанным;
• строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не
пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в
том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако
существует особый род
79
знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы)
изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными
идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся
из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
• понятия;
• суждения.
Примером могут служить следующие:
• врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело",
"душа", "структура" и т. д.;
• врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает
ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не
отвлеченного, а практического познания.
Целями познания, по Декарту, являются:
• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для
человека;
• изобретение новых технических средств;
• усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над
природой.
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
1. Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего
времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:
• выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших
технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
• более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные
обще­ственно-экономические отношения;
• первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
• высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание,
распространение идей гуманизма.
Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Возрождения и нового времени
являлись:
• Эразм Роттердамский;
• Гуго Гроций;
• Бенедикт (Барух) Спиноза.
80
2. Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист,
представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями
его философии были:
• критика и высмеивание средневековой схоластики;
• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике
ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического
идейного, организационного, политического засилья философ видел путь спасения
христианства как истинной веры);
• призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");
• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.
Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы)
— "Похвала Глупости".
Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружаю­щий мир и найти оптимальный
путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:
• мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные
процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;
• необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, эк­зальтации,
ослепленности какой-либо идеей — всегда соблю­дать спокойствие и трезвость
мышления.
Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.
К первым (хорошим и желательным) он относит:
• свободу;
• миролюбие;
• воздержанность;
• простоту;
• образованность;
• здравый смысл.
К отрицательным (нежелательным и несущим беду) фило­соф относит:
• фанатизм;
• невежество;
• насилие;
• лицемерие;
• чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал
"схоластику" - "идеологические осно­вы" прогресса того времени).
81
3. Гуго Гроций (1583 - 1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий
представитель социально-политической и правовой философии Голландии.
Основными проблемами его философских исследований были:
• гносеология (познание);
• государство и право;
• проблемы войны и мира;
• международные отношения.
Гроций стал одним из основоположников теории естественно­го права, в которой
можно выделить следующие основные идеи:
• право не дано Богом;
• право изначально заложено в человеке;
• все существующее право можно разделить на два больших раздела — естественное
право и писаное (позитивное) право;
• естественное право — это право, заложенное самой человеческой природой (право
на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) — оно должно
неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;
• писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые создаются человеком и
записываются в официальных источниках — законах и т. д.;
• официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не
противоречить ему.
4. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наибо­лее разработанной,
полной и обоснованной философской сис­темы Голландии нового времени,
последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
• проблема субстанции;
• теория познания;
• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в
которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции
Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о
субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее
недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм,
видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту:
субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в
чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для
82
своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не ме­нее сотворены кем-то
(чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем
существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других
субстанций и одновременной зависимо­стью их всех (и в отношении сотворения, и в
отношении суще­ствования) от другой субстанции — Бога.
5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение
о единой субстанции, суть которого в следующем:
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им
другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над
природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром
творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь
проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
• внешней причиной существования модусов является единая субстанция
(Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены
изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего
существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами:
• существует;
• самостоятельна и независима от кого-либо;
• имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
• обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и
протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а
не отдельных модусов, как у Декарта);
• бесконечна в пространстве и времени;
83
• вечна (несотворима и неуничтожима);
• неподвижна.
Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее
со схемой теории субстанции Декарта, вопрос 27 "Рационалистическая философия
Декарта. Учение о субстанции").

6. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:
• "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и
не зависит ни от каких внешних при­чин, — высший вид познания;
• познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений,
логических операций), - второй уровень, менее истинный;
• чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе - полученное данным
путем знание недоказуемо, недос­товерно, неполно и поверхностно; оно не играет
большой роли при получении истинного знания.
7. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
• детерминизма (обусловленности всего в природе);
• соотношения свободы и необходимости.
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
• свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно
целое;
• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в
рамках жесткой необходимости;
84
• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и
находятся в полном подчинении необ­ходимости;
• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и,
следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом,
несвободен и находится в "тисках" необходимости;
• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости,
не может справиться с этим тече­нием и вынужден мириться с необходимостью
(является "ду­ховным автоматом", по выражению Спинозы);
• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость
превращается во внутреннюю;
• свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
• максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней
причины всего сущего;
• освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они
тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по
необходимости.
По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а
понимать".

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм,
социально-политическая направленность)
1. Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия
XVII — XVIII вв. имела свою специфику:
• материалистическую направленность (большинство филосо­фов Англии, в
противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало
материалистически объ­яснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм);
• господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени
страной, где в вопросах познания победил эмпиризм — направление философии,
которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не
разуму, как рационализм);
• большой интерес к социально-политическим проблемам (фило­софы Англии не только
пытались объяснить суть бытия и по-
85
знания, роль человека в мире, но и искали причины возник­новения общества и
государства, выдвигали проекты опти­мальной организации реально существующих
государств). Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной.
Большое влияние на ее характер имели следующие политические
события:
• революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля,
непродолжительное существование респуб­лики, движение индепендентов);
• "славная революция" 1688 года;
• окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней
автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;
• упрочение роли парламента;
• развитие новых буржуазных общественно-экономических от­ношений.
Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:
• Фрэнсис Бэкон — считается родоначальником эмпирическо­го (опытного)
направления в философии;
• Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государ­ства, автор книги
"Левиафан", выдвинул идею "общественно­го договора");
• Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил тра­дицию Т. Гоббса).
2. Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620
— 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после
короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма - заключается в том,
что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта (как
теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный
человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не
может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться
практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям,
развитию эко­номики, господству человека на природе.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его
философское кредо: "Знание — сила".
3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом
познания должна стать индукция.
86
Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение
на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы
плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом,
согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную
информацию с по­мощью четких логических приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей,
интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность,
вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими
признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или
явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость
в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного
характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во
всех областях знания. 4. Определив главный метод познания — индукцию, философ
выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная
деятельность. Это:
• "путь паука";
• "путь муравья";
• "путь пчелы".
"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим
путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов,
практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности,
догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".
"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается
исключительно опыт, то есть догматиче­ский
• эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный
метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на
практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом,
они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но
не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему
изнутри.
"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его,
философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то
же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо
собрать
87
всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и,
используя возможности разума, заглянуть "во­внутрь" проблемы, понять ее
сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный
на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием
рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений
разумом.
5. Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс
познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству)
получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет
"призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:
• призраки рода;
• призраки пещеры;
• призраки рынка;
• призраки театра.
Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые
заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру
человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в
рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый
ре­зультат, снижает истинность знания.
Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного
человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека
(его предрассудки, заблуж­дения — "пещера") отражается в конечном результате
познания.
Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.
Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного
аппарата: слов, дефиниций, выражений.
Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую
при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет
познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в
средние века).
Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует
максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от
их влияния "чистое знание".
6. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки.
Основание классификации — свойства чело­веческого ума:
• память;
88
• воображение;
• рассудок.
Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку —
философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку
о:
• Боге;
• природе;
• человеке.
Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:
• природу — непосредственно с помощью чувственного вос­приятия и опыта;
• Бога — через природу;
• себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение
мыслью мысли).
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени,
английскую философию, философию по­следующих эпох:
• было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии;
• гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии
до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой
философской системы;
• определена новая цель философии — помогать человеку до­биваться практических
результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей
философии американского прогматизма);
• предпринята первая попытка классифицировать науки;
• дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в
целом.
7. Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской
традиции Ф. Бэкона:
• решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию;
• целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности
человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;
• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с
помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую
филосо­фию Декарта;
89
• был убежденным материалистом;
• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
• разработал теорию государства;
• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства
лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов
Гоббса — гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря
чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств
(глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.
Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию:
• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или
намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);
• метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;
• естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);
• произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;
• знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, по­нятная немногим
(научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);
• знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода
познания Т. Гоббс выступал за одновре­менное использование как индукции, так и
дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку
цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей
деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Философ стал автором всемирно известной книги "Левиа­фан" ("Чудовище" — вышла в
1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и
государства. Суть Данной теории в следующем:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой действий человека являются личная выгода
и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
• указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;
• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к
"войне всех против всех", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает
невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
90
• в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный)
договор, в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";
• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма
возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе —
государство;
• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно
стать всесильным;
• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-"Левиафан",
которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно
противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности
общества, порядка и справедливости в нем.
8. Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса,
выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую
традицию английской философии нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
• мир материалистичен;
• в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме)
человека, чего до этого не было в чувствах");
• сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни
заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка
о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);
• источником опыта выступает внешний мир;
• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен,
который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в
своей профессии;
• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на
законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную
(внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его
большая заслуга.

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ —
считается последним видным представителем
91
философии нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его
исследования основными являлись проблемы:
• субстанции;
• познания.
2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их
несовершенстве.
Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций
(сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме
самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но
независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные
(протяженные) и духовные (мыслящие).
Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну
(Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы
(единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и
мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы
стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.
В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о
множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории (монадологии)
следующие:
• весь мир состоит из огромного количества субстанций,
имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и
Спинозы), а единую природу;
• данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — "единое",
"единица");
• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является
материально-вещественным образованием;
• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием,
представлением;
• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое
состояние;
• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;
• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не
имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли,
полезных ископаемых);
92
• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью
разума мыслить;
• высшая монада — Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.
3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и
учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).
Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим
образом:
• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "исти­ны факта";
• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически,
имеют необходимый и всеобщий характер;
• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (например,
магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных
металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят
о его причинах, имеют вероятностный характер;
• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание
вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам ра­зума"), тем не менее его
нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание
может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний — либо
рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них —
рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер,
а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
1. Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения.
Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее
представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и
челове­ке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто
пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически
подготовили Великую француз­скую революцию 1789 — 1794 гг.
93
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
• деистическое;
• атеистическо-материалистическое;
• утопическо-социалистическое (коммунистическое).
2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанно­стью и равноправием
материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
• отвергали идею личного Бога;
• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (панте­измом);
• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы при­роды и дела людей, Его
какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон­тескье, Руссо, Кондильяк.
3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было
атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с материа­листических и естественно-научных
позиций, в вопросах позна­ния отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической фило­софии были Мелье, Ламетри,
Дидро, Гельвеций, Гольбах.
4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направле­ние в философии
французского Просвещения начало формиро­ваться еще в середине XVIII в., но
особое распространение по­лучило во время Великой французской революции 1789 —
1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли,
Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и
построения идеального общества, осно­ванного на равенстве и социальной
справедливости.
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
1. Деизм - направление в философии, сторонники которого до­пускали существование
Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его
какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории,
выступали как
94
против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против
отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских
философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель,
публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
• страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии
ему принадлежит известное высказыва­ние: "Раздавите гадину!");
• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего,
однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать
ни Его наличие, ни Его отсутствие;
• видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической
точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей
(под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая
предпочтение первому;
• выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако
идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным
властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел
переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица
России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству
государства. 3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль
Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во
многих сферах знаний), который:
• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от­вергал Его
возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы;
• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности;
• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь
за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во
многих во­просах) и подавление человеческой инициативы;
• считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного
предопределения;
• видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с
жарким климатом обычно тяготеют к дес-
95
потизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с
умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и
наоборот);
• считал, что до появления государства существовало "естествен­ное состояние",
где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности,
не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным,
люди создали государство на основе "общественного договора", который
предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и
возникновение публичной власти;
• выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти
в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на
три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
• выступал за верховенство закона.
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории
человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых
строится большинство сов­ременных демократических государств:
• идея приоритета закона;
• идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.
4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической
философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.
В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:
• видел в Боге мировую волю и мировой разум;
• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной
души;
• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир
(в частности, сущностей вещей и явлений);
• выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни
того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные
ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию",
"культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;
• был сторонником эмпирического (опытного) познания;
• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
• обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности
большинство имеет право свергнуть
96
паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному
усмотрению);
• в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а
частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами
в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);
• власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами —
непосредственно через собрания, сходы,
• в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система
воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных
учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества — на
идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму,
владеющих профессией И понимающих ведущие науки.
5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и
основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания (гносеологии). Можно
выделить сле­дующие основополагающие идеи его философии:
• мир познаваем;
• человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать
его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств);
• окружающий мир является источником всех знаний;
• в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств
окружающей действительности в разуме человека);
• самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не
существует.
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского
Просвещения XVIII в.
1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают
существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального
(духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее
окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII
в., накануне и во время Великой французской революции.
97
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший
к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму), философ-материалист:
• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
• считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции — материи;
• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна,
несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря
заложенному в ней самой свойству - движению;
• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых
образуются вещи;
• познание — отражение материи самой материей;
• источником большинства знаний являются чувства;
• причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая
возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и
частной собственности;
• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны,
вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят
полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к
социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с
атеистиче­ски-материалистических позиций:
• полностью отвергал идеализм и теологию;
• считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции —
материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение,
являются свойствами материи;
• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге;
• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил
органам чувств;
98
• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
• считал частную собственность гарантией свободы человека;
• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".
4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских
философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею
создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна
от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и
знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В
ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи — современники Дидро:
Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло
свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских
просветителей-материалистов:
• признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой
считал все единичные вещи;
• движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие
бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению);
• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи;
• в основе общества и государства видел "общественный дого­вор", исходя из
которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко­номики — разделенную
разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789)
и Гельвеций (1715 - 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического
направления для философии и для общества в целом в том, что они:
• четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм
("линию Демокрита" и "линию Платона");
• освободили философию от многих религиозных предрассудков;
• дали более реалистическое определение субстанции — материя;
• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве
материи отражать саму себя;
• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;
99
• обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе
познания лежат чувственные ощущения);
• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями
микрочастиц;
• обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на
свойство материи;
• обосновали идеи социальной справедливости;
• идеологически подготовили Великую французскую революцию.


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.