Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической
философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом
немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант,
Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и
мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического
идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя
Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция -
просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские
школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и
отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным
влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и
существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного
материализма, основными чертами которого были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового
религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из
человеческой природы;
• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем
окружающего мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала
водоразделом между немецкой
классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.
Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская
философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала
общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой
половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР,
Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая
философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.)
стала официальной и общеобязательной.
123
2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической
философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• отвергает идею тождества бытия и мышления;
• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и
превопричины материального мира;
• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в
материальный мир — окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная
идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
• не признает единства философии и религии;
• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам,
обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию
антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод
воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не
уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от
прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими
материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др.,
Фейербах:
• выступает с атеистических позиций;
• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить следующие основные положения атеистиче­ско-антропологической
теории Л. Фейербаха:
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог — порождение сознания человека;
• религия — глубоко разработанная мифологически-фантасти­ческая идеология и не
имеет ничего общего с реальностью;
124
• распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его
тяжелым жизненным условиям;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его
зависимости от него и незащищенности;
• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет
его страх и аффекты;
• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя
видеть человек;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его
разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гно­сеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных
познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней
сущности вещей и яв­ления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно
Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума
безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не
сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта,
роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и
в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы,
познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в
основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким
образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при
со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обуслов­лены его
антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом,
чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии
с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
• основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать
религия;
• данная религия должна быть основана не на вере в выду­манное
сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
125
• необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т.
д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри
семьи как наибо­лее отвечающей природе человека;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм —
направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарного материализма:
• полностью отрицали дух (идею) как реальность;
• единственной реальностью считали материю;
• отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ­яснить сознание как
химический процесс;
• были атеистами;
• в своих исследованиях опирались на достижения естествен­ных наук (закон
сохранения энергии, закон сохранения ма­терии, социальный дарвинизм и др.);
• придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата
на человека и иные процессы бытия);
• отвергали диалектику;
• всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и
противоречия (по принципу "черное — белое");
• значительно упрощали положения традиционного материализма.
2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.
Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный мате­риалист,
врач-естествоиспытатель по основной профессии. На­писал книги: "Природа и
наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".
В своей философии Бюхнер:
• обосновывал несостоятельность идеалистических философ­ских концепций;
• лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига
Фейербаха;
• был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и
взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.
Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть
физиологический процесс.
126
Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа­лист,
врач-естествоиспытатель по профессии:
• критиковал библейское учение о происхождении человека;
• считал человека близким родственником обезьяны;
• враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не
соответствует естественной природе человека;
• считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг
выделяет мысль, как печень желчь".
Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом
Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX
в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который
наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и
со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она
получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала
интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой
половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки)
марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной
идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и
приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической
революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:
• предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских
материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII
в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха
середины XIX в.);
• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и
энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых
организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля,
фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
127
• крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство,
идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 —
1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из
революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и
нравственности).
3. Главными произведениями основателей марксизма являются:
• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
• "Капитал" К. Маркса;
• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;
• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;
• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;
• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;
• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;
• "Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.
4. Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух
больших разделов — диалектического ма­териализма и исторического материализма
(нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).
5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое
понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма в
следующем:
• на каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей
жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли
производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное
производст­во, распределение);
• производственные отношения, уровень производительных сил образуют
экономическую систему, которая является бази­сом для институтов государства и
общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения
выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
128
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных
отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются
общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень
производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);
рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
• способ производства - особая общественно-экономическая фор­мация, экономика
которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом государством
труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет,
Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной
собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное
производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками
средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое)
общество — общество будущего, осно­ванное на свободном труде равных людей при
государственной (общественной) собственности на средства производства;
• рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных
отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического
строя;
• уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения
определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.
6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются
следующие понятия:
• средства производства;
• отчуждение;
• прибавочная стоимость;
• эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня,
позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо
средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая
"рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей
массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной
товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих
собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и
самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных
потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в
качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.
129
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда
(в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной
стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в
новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной
стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в
установлении новых, социалистических (комму­нистических)
общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при­своение результатов
чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной
(государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами
общества благодаря справедливому рас­пределению.
7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена
диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не
идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была
поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные
положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи
отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для
объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его
невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на
окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего
существования;
• важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком
окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы
противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.
130
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм — направление философии, сутью которого яв­ляется стремление
поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение
философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую
эволюцию (ма­хизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распро­странен и
популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский
философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие
позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет
серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от
материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.
Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и
опираться на достижения других наук;
• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое
наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, "внутреннюю
сущность" окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера
при исследовании;
• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым
общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой,
опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять
свое место среди других наук.
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллек­туальной и
технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на
несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
131
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг
другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила
основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская
филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество
Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие
мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность
бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками
немецкой философии согласились не все.
Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла
критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:
• "критика слева", представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха,
К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "критика справа", представленная так называемой некласси­ческой
идеалистической философией.
2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать
немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы
(как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители
неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций
идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например,
платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого
доклассического идеализма.
Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в.
являлись иррационализм и "фило­софия жизни" и были, главным образом,
представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
132
3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего
мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму
идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть
разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов
развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например
аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В
своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал
вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии
про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой,
определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон
достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна
исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как
субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом
сознания.
В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий
субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и
лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре
само­стоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени;
• закон причинности — для материального мира;
• закон логического основания — для познания;
• закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию,
причинности, логическому основанию и мотивации.
Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека
осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
• непосредственного познания;
• отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру,
- абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять
все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который
лежит в основе мироздания.
133
Воля:
• лежит в основе сознания;
• является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на
кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются
(аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность
является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").
Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;
• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и
миром воли;
• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во
всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в
мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;
• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде
"бессознательной", "дремлющей" воли;
• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли
Шопенгауэр рассматривает и иные
"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости,
возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит
пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания
Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не
только над природой, но и над собственной судьбой.
Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и
подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной
воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое
счастье.
Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания,
волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его
современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в
разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма,
"философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций
Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником
родственной иррационализму "философии жизни".
134
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается
как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность,
существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в
жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько
видов воли человека:
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое
внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща
каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту
самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека
стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также
согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно
стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".
Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни,
"воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных
философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни —
прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 -
1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".
Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие
окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее).
Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие
"жизнь".
Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:
• целостность;
• наличие многообразного духовного начала;
• неразрывное единство с высшим миром.
Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти­ческие" дискуссии о
материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении
жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.
135
Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и
вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история —
предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По
Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как
отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.
Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется
онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление
философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская,
древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась
онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой
предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные
философские проблемы.
2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно
выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир)
есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в
самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально
существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются
понятием суб­станции — самостоятельной сущности, которая для своего
суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная,
объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.
3. Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью,
массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоя­тельной реальности в
виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного
(внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и
духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в
материальном мире;
136
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь,
существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое
реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся
бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе­номенальное бытие
совпадают.
4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное
отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в
наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры
небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи,
обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились,
сейчас их нет, они находятся в небытии.
Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все
иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по
утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное
бытие;
• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как
порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального
(абсолютного) духа;
• субъективно-идеалистический подход - материи как самостоя­тельной реальности
не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление,
"галлюцинация") субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека)
духа;
• позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и
полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился
материалистический подход к проблеме бы-
137
тия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа
бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество -
проявления материи и произ­водны от нее.
2. Элементами структура материи являются:
• неживая природа;
• живая природа;
• социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи,
меньшие, чем атом);
• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек­троны);
• ядерный (ядро атома);
• атомарный (атомы);
• молекулярный (молекулы);
• уровень единичных вещей;
• уровень макротел;
• уровень планет;
• уровень систем планет;
• уровень галактик;
• уровень систем галактик;
• уровень метагалактик;
• уровень Вселенной, мира в целом.
К уровням живой природы относятся:
• доклеточный (ДНК, РНК, белки);
• клеточный (клетка);
• уровень многоклеточных организмов;
• уровень видов;
• уровень популяций;
• биоценозы;
• уровень биосферы в целом.
К уровням социума относятся:
• отдельный индивид;
• семья;
• группа;
• коллективы разных уровней;
• социальные группы (классы, страты);
• этносы;
• нации;
138
• расы;
• отдельные общества;
• государства;
• союзы государств;
• человечество в целом.
3. Характерными чертами материи являются:
• наличие движения;
• самоорганизация;
• размещенность в пространстве и времени;
• способность к отражению.
4. Движение - неотъемлемое свойство материи. Выделяются:
• механическое движение;
• физическое движение;
• химическое движение;
• биологическое движение;
• социальное движение.
Движение материи:
• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их
единства и борьбы);
• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы;
идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения,
осуществ­ляются физические процессы; движутся химические элемен­ты, движутся
живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе,
постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг
сво­ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках,
галактики - во Вселенной);
• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви­жения замещается
возникновением новых форм движения). Движение также может быть:
• количественным - перенос материи и энергии в пространстве;
• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и
возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.
Количественное движение (самоизменение материи) делится на:
• динамическое;
• популяционное.
Динамическое движение - изменение содержания в рамках ста­рой формы, "раскрытие
потенциала" прежних материальных форм.
139
Популяционное движение — кардинальное изменение струк­туры объекта, которое
приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной
формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как
эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обу­словленного "взрыва").
5. Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию,
воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
Всеобщей формой внутренних изменений, на основе кото­рых происходит
самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи
случайные колеба­ния и отклонения.
В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие
связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи —
материя приоб­ретает новое состояние, так называемую "диссипативную струк­туру",
которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее разви­тие возможно по двум
вариантам:
1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид
материи, но только при условии эн­тропии — притока энергии из внешней среды — и
затем развива­ется по динамическому типу;
2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней
слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия
энтропии — притока энер­гии из внешней среды.
Учение о самоорганизации материи получило название си­нергетики.
Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а за­тем бельгийский философ
И. Пригожин.
6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами
выдвигалось два основных подхода:
• субстанциональный;
• реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпи­кур) — считали время и
пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной
субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали
как межсубстанциональные.
Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отно­шение) (Аристотель,
Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и
140
пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит
реляционная теория, исходя из которой:
• время — форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования
материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных
объектов в процессе из развития;
• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность,
структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и
взаимодействие материаль­ных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в
пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во
времени, находится в пространстве.
Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбер­том, Эйнштейном:
• подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и
пространства как отношений внутри материи;
• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные
величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйн­штейном было доказано, что
если какой-либо объект будет дви­гаться со скоростью, превышающей скорость
света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространст­во
(материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и отно­сительны они в
зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени­ем, способностью к
самоорганизации, размещенности в про­странстве и времени) является отражение.
Отражение - способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе
свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным
доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта
на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на
обуви человека, царапины, эхо, отражение предме­тов в зеркале, гладкой
поверхности водоема.
Отражение бывает:
• физическим;
• химическим;
• механическим.
141
Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:
• раздраженности;
• чувствительности:
• психического отражения.
Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Со­гласно
материалистической концепции сознание — это способ­ность высокоорганизованной
материи отражать материю.
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный
или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы природы, общества, человека,
истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения,
внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой.
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но
окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не
дан.
В настоящее время философия с достоверностью может ут­верждать лишь то, что:
• сознание существует;
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное по­ложение признают и
материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее
производно от материи.
2. В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания:
• физикализм;
• солипсизм;
• объективный идеализм;
• умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к пробле­ме сознания, согласно
которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть
порождение материи и объ­яснимо с точки зрения физики и других естественных
наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественно­научных достижений, и, в
частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы,
высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг —
биологический орган;
142
• человечество получило возможность создавать искусствен­ный интеллект,
носителем которого является машина (ком­пьютер) — материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражать­ся на сознании
(например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую
наталкиваются (и за­частую при этом разрушаются) логические доводы
физикали­стов, — это идеальность сознания:
• образы, существующие в уме человека, не имеют материаль­ных характеристик -
массы, запаха, четких размеров, формы;
• сознание может "господствовать" над образами — увеличи­вать, уменьшать,
вызывать их, "стирать";
• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург,
оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит
ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его
ответвлениями являются:
• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествля­ет духовные процессы
с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми
процессами);
• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие
"дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что
болезни вызываются ведьмами);
• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг
выделяет мысль, как печень — желчь"). Солипсизм — другой крайний взгляд на
природу сознания,
согласно которому сознание индивида — единственная досто­верная реальность, а
материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и
др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направле­ниями) находятся:
• объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако
сознанию отводит первичную (творче­скую) роль и рассматривает его в отрыве от
личности инди­вида как часть "мирового сознания";
• умеренный материализм — считает сознание особым прояв­лением материи,
способностью высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя (хотя и признает
за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в
российской философии.
3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют
различные точки зрения на вопрос о
143
происхождении сознания. Можно выделить три основополагаю­щие из их числа:
• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
• сознание присуще всем живым организмам;
• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической
(божественной) точке зрения сознание
существует само по себе, независимо от его материальных носи­телей — живых
организмов, человека. Сознание "исходит" непо­средственно из космоса (другой
вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы
"мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и
человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к косми­ческой
(божественной) точке зрения:
• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейб­ницем, развита
Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество
неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена
энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловече­ская сущность,
"внутренняя сторона", "мозг" материи;
• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание —
результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум,
который вступает в контакт с человече­ским мозгом и "заряжает" его разумом;
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее
проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Основная идея другой, "биологической" точки зрения: созна­ние - порождение живой
природы и присуще всем живым ор­ганизмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными (особенно выс­шими - кошачьими,
собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы
сознания;
144
• животным присущи своя "мораль", правила поведения, при­вычки, качества,
борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения
сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку,
а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с сере­дины XIX в. до середины
ХХ в. Новейшие научные исследова­ния ставят ее под сомнение: животные
руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим,
кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта,
животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность
к достаточно высо­кой "социальной" организации с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой
природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания
имеет человек.
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
1. В современной российской философии (как и в прежней со­ветской философии)
широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное
как теория отражения.
Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высо­коорганизованной
материи отражать материю.
Ключевыми понятиями теории отражения являются:
• отражение;
• раздражимость;
• чувствительность;
• психическое отражение;
• сознательная форма отражения.
Материи вообще присуще свойство отражения.
Отражение по своей природе — это способность материальных объектов ос­тавлять в
себе следы других материальных объектов при взаимо­действии с ними.
Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого
материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на
грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение
грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом
(автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей
древних животных на камне,
145
отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение
Луны, деревьев, гор в водоеме...
Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным
объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").
Элементарными формами отражения являются:
• механическое;
• физическое;
• химическое.
Особой формой отражения является биологическое отраже­ние. Его специфика в том,
что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения
живые ор­ганизмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами
биологического отражения (присущего живым ор­ганизмам) являются:
• раздражимость;
• чувствительность;
• психическое отражение.
Раздражимость — простейшая форма биологического отра­жения - реакция живых
организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и
неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими фор­мы
(возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".
Чувствительность — следующая, более высокая форма биоло­гического отражения -
способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых
организмов (животных, особен­но высших) моделировать поведение в целях
приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникаю­щие
стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
Сознание - высшая форма биологического отражения. Прису­ще человеку и, частично,
высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его
осмысление, способ­ность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей
благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению),
способность к предметно-практической деятельности.
Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей глубиной;
• большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности —
труду;
146
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной
реальности мышлению);
• возможностью передачи сознания (наличием особого меха­низма, отражающего и
передающего мысли, - языка в уст­ной и письменной формах).
3. Главными свойствами человеческого сознания являются:
• идеальность;
• интенциональность;
• идеаторность.
Идеальность — это особая, нематериальная сущность созна­ния. Идеальное сознание
по своей природе:
• противоположно материальному миру;
• независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает
следующее.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха,
неизменных размеров (сознание мо­жет "вмещать" в себя все - песчинку, маленький
камень, автомо­биль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его
обра­зы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная ма­терии.
Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в
реальном мире (человек может представить все).
Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой,
преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки,
стола, листа бума­ги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного
пред­мета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности
человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие
замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать
самолеты, огромные оке­анские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в
космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам,
ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в
мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.
Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть
беспредметным. Что-то всегда является предме­том сознания.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
• предмета сознания (что "видит" сознание);
• формы (как оно воспринимает предмет).
147
Основными формами сознания являются:
• восприятие;
• осмысление;
• оценка;
• воспоминание;
• фантазирование;
• жизненный опыт.
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления;
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не
связанный.
Идеаторность сознания — способность творить и воспроизво­дить идеи — внутренняя
самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека
от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы
кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие,
углубление самого сознания.


Обратно в раздел философия
Список тегов:
философия фейербаха 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.