Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Кузанский Н. Книги простеца

ОГЛАВЛЕНИЕ

Примечания

Книги простеца

Первый диалог написан в Риети за один день - 15.7.1450, второй - в камальдулейском монастыре г. Фабриано 7-8 августа, третий - там же к 23 августа, четвертый - 13 -14 сентября. Готовясь к назначению (24.9.1450) «легатом по всей Германии», кардинал, возможно, обращался здесь к хорошо знакомой ему немецкой монастырской и университетской среде; образ «простеца», поднимающегося над следованием авторитету и книжной ученостью к непосредственной достоверности в жизни и познании, был известен в немецкой мистике.
«Простец о мудрости» II имеет альтернативное название «О понятиях» («О представлениях»). Мы опускаем предшествующий «Простецу об уме» - перечень глав с их оглавлениями (§ 47-50), поскольку они повторяются в тексте.
Переводы двух первых (3. А. Тажуризина) и третьего (А. Ф. Лосев, 1937) диалогов сверены Ю. А. Шичалиным.

Простец о мудрости I (Idiota de sapientia I)

1 1 Kop.3,19;8,l-2(«знание мира сего... надмевает»).
2 Занятия - т. е. книжная наука в отличие от той, которая «пишется в душе обучающегося» (Платон. Федр 275с - 276е).
3 Пс. 123, 7.
4 См. Платон («Федр» 248bc) o «мнимом пропитании» обманутых душ.
5 См. О богосын., прим. 6.
6 См. Притч. 1, 20 («Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой...») в соединении с Премудр. 9, 17.
7 Ср. Платон. Апол. Сократа 21d («но он думает, что знает, не зная, а я, раз не знаю, так и не думаю; вот я и оказываюсь чуть-чуть мудрее его, поскольку не думаю, что знаю, чего не знаю»). См. также 1 Кор. 8, 2.
8 Ср. Об уч. незн. I 1,4.
9 См. Платон. Парменид 144а («если есть единое, обязательно есть и число»); Аристотель. Мет. IX 1, 1052b 21 («единое есть начало числа»); Прокл. Коммент. к «Тимею» III 2 («единое... корень и очаг числа»). Ср. также О предп. I 5, 17 и прим. 17.
10 Петит - старая кельтская мера объема, 1/6 литра.
11 Простое (sim-plex) следует понимать в связи с развертыванием (ex-plicatio) и свертыванием (com-plicatio), a также размножением (multi-plicatio) единства. Простое прежде сложного-см. Платон. Федон 78с; Аристотель. Мет. V 6; Прокл.
12 О формуле inattingibile inattingibiliter attingitur см. Об уч. незн. Ш, 263, прим. 49.
13 Используется родство слов sapere - «вкушение» - и sapientia - «мудрость».
14 Струящийся (multiplicans) - ср. выше, прим. 11. Бег. см. Об иск. бога 1, 31. Поспешили навстречу ей самой - см. Об уч. незн. III 12, 258.
15 О вкусе мудрости как предощущении цельности см. Платон. Парменид I37d, 145ab, 153с, 165b.
16 См. Платон. Государство VII 533d.
17 Об одновременности воссияния божества и порыва влечения к нему см. Прокл. Первоосновы теологии 71.
18 Мудрость (sapientia) отождествляется здесь с Христом.
19 1 Кор. 13, 2.
20 Матф. 19, 21.
21 Перечисление плодов духа по Гал. 5, 22.
22 См. О даре Отца светов 2, 98 и прим. 10.
23 Совпадение единства и бытия - см. Об уч. незн. I 8, 22.
24 См. Об уч. незн. I 16.
25 Ср. О вид. бога 6: как взгляд на портрете обращен к любому зрителю, так форма форм творит множество вещей, оставаясь единой.
26 Сила в единстве - см. О предп. II 5, 96 и прим. 17; формальное бытие - там же I, прим. 31.
27 См. Об уч. незн. I, прим. 11; О предп. I 11, 59 и прим. 47.
Простец о мудрости II (Idiota de sapientia II)
28 ?. e. в понятии о боге бог уже присутствует в качестве самого этого понятия, поскольку к сущности понятия относится объединение, возможное лишь в свете божественного единства.
29 См. О предп. I 5, 20.
30 Или: «достоверная способность». Ср. О богосын. 1, 53 и прим. 2.
31 Т. е. развернуть понятие того же самого. См. о нем Диал. о станов.
32 Теология ... в круге - см. Об уч. незн. I 21, 66.
33 Сходная редукция на примере числа - Об уч. незн. I 4, 11.

Простец об уме (Idiota de mente)

1 Anima - «душа» - понимается в связи с animal - «живое существо». Ср. ниже 1, 57.
2 Т. Аттилий Красс - по-видимому, Т. Отацилий, см. Ливий XXII 9 -10; Цицерон. О природе богов II 61.
3 О проявлении единой способности ума (интеллекта) на разных ступенях рассудка и чувства см. ниже 7, 100; 11," 141; О предп. II 16, 157 слл.
4 См. Об уч. незн. I 7, 21.
5 Т. е. в своем чистом существе. См. Об уч. незн. II, прим. 27.
6 О наслаждении дискурсией рассудка см. О предп. II 1, 77.
7 Противопоставляемое логике богословие берется в античном смысле исследования первых причин.
8 Об этих же школах и их объединении см. Об уч. незн. II 9.
9 См. Об уч. незн. I 20, 61; II 9, 148 слл.
10 Сказанное у Трисмегиста - см. Об уч. незн. 1 24, 75 ? прим. 64.
11 Философы имели в виду одно и то же - см. О богосын. 5, 83.
12 Ко всей гл. см. О предп. I 11; Охота за мудр. 23, 27 - 29.
13 В «Компендии» (1464) бесконечный ум назван формирующим, человеческий - информирующим.
14 О причастности как воспроизведении см. О предп. I 11, 59-60 и прим. 47.
15 Т. е. точка со своей силой - в божественном уме, подобная силе точки способность - в человеческом, и т. д. Ср. Об уч. незн. II 3, 105-108, где выступает только ряд бытийных единств без параллельных уподобительных.
16 Аналит. вторая II 19, 99b 20; Мет. I 9, 992b 33; О душе III 4, 429а 27.
17 См. Федр 249b; Менон 80d слл.; Федон 72е и др.
18 См. Госуд. VII 523с слл., IX 602с слл.
19 См. Об уч. незн. II, прим. 27.
20 См. I Иоан. 3, 9.
21 См. Апол. уч. незн. 21.
22 Т. е. количества зеркальности. Ср. Об уч. незн. I, прим. 16.
23 Ср. выше 2, 63; 5, 86-87; О предп. I 6, 25.
24 См. Об уч. незн. I, прим. 3.
25 Отношение полутона - см. О предп. II 2, 83 и прим. 11.
26 Т. е. мир дан человеку как цельность, которую подразделяет и упорядочивает он сам.
27 Т. е. относит к одному разные вещи.
28 См. ниже 15, 157: число - модус деятельности ума.
29 Т. е., прежде чем понять число в вещах, ум должен сначала породить его в себе. Ср. выше 6, 93 и прим. 26.
30 О вещах как мыслях бога см. Об уч. незн. II 3, 108.
31 Пифагорейцы, платоники, Боэций - см. Об уч. незн. I 11, 32.
32 Т. е. троичность творящего начала выявляется впервые в аспекте творимого множества. См. Об уч. незн. I 24, 80.
33 См. Об уч. незн. I 17, 48 и прим. 46.
34 Вещам случается быть... - ср. Об уч. незн. II 2, 99; 103 - 104; 8, 137 и прим. 51.
35 Ср. Об уч. незн. I 8, 22.
36 См. Об уч. незн. I 5, 13 и прим. 18.
37 Со всей этой главой ср. Об уч. незн. II 9.
38 Ум как гармония - Платон. Федон 85е; Аристотель. О душе I 4, 407b; как самодвижущееся число - Ксенократ. Фр. 60 по Хейнце; ср. Аристотель. О душе I 2, 404b 29; как состав из того же и другого - Филон Александрийский. О создании мира 24, 73; как состав из делимой и неделимой сущности - Платон. Тимей 35а; как энтелехия - Аристотель. О душе II 1, 412а 27. Ср. Об уч. незн. II 9, 156 и прим. 55.
39 К понятию сложной необходимости - см. Об уч. незн. II 7, 129 и прим. 42.
40 См. выше, прим. 3.
41 Ср. О предп. II 10, 128 и прим. 44.
42 Дух в артериях - см. выше, прим. 3 в 41; О предп. II 14, 142.
43 Т. е. одушевленный воск. Ср. Об уч. незн. III, прим. 36.
44 Т. е. способа, каким вещь существует в логической абстракции.
45 См. выше 7, 97 и прим. 39.
46 Продолжение сравнения, начатого в 7, 101.
47 Т. е. способом абстрагирования, описанным в 7, 103 - 104.
48 О незаконном умозаключении см. Платон. Тимей 52b.
49 Физики утверждают - см. О предп. II, прим. 44.
50 О чувствах, как воротах восприятия, см. Компендий 8.
51 Боэций. Об устан. арифм. II 4.
52 Развертывание покоя и т. д. - см. выше 4, 75 и прим. 15.
53 См. выше 4, 74 и прим. 14.
54 Ср. Об уч. незн. II 3, 111; O вид. бога 6.
55 Об устан. арифм. I 1.
56 Т.е. без арифметики, музыки, геометрии, астрономии. См. там же.
57 Всей этой главе соответствует Об уч. незн. II 7-10.
58 О неслиянной нераздельности лиц см. Об уч. незн. I 7.
59 Ум, субстанция делимая и неделимая - см. прим, 38.
60 По-видимому, Аверроэс, Сигер Брабантский.
61 Известные платоники 15 в. - Михаил Апостолий, Андрей Контрарий, Виссарион.
62 Ср. Об. уч. незн. I, прим. 3.
63 См. Об уч. незн. I I 9.
64 См. Платон. Федр 245cd и др.; Аристотель. Мет. IX 5 и др.
65 О стеклодуве см. Диал. о становл. 3, 163.
66 Ко всей гл. см. О предп. II 7; Берилл 23 и 24.
67 Платон излагается по Проклу (Коммент. к «Пармениду» VI 95, 101).
68 In intellectibilitate. См. О предп. II 13, 137 и прим. 4.9.
69 О мире как ученичестве см. О богосын. 2, 56 слл.
70 Со всей этой гл. ср. О предп. II 16.
71 В диалоге «Простец о мудрости» I 18 и др.

Простец об опытах с весами (Idiota de staticis experimentis)

1 Притч. 16, 11; Премудр. 11, 21.
2 Подразумевается: «вес воды, вытекшей из клепсидры за сто ударов пульса или сто выдохов».
3 Т. е. удельный вес человека (сравнительный).
4 В воду погружается только человек на одной чаше весов, но не уравновешивающая его гиря.
5 Разница в расхождении между сухим и погруженным весом у двух живых существ дополнительно пересчитывается на единицу веса сравниваемых тел (moderatio - корректирующий пересчет, приведение к единому масштабу).
6 Тяжелость (gravedo) - удельный вес в отличие от тяжести.
7 Способ определения веса огня, необходимого для расплавления металлов, не указывается.
8 Одна из задач алхимии - превращение ртути в золото.
9 Двум другим элементам, воздуху и огню, приписывалась только легкость, т. е. стремление вверх, не сказывающееся на весе дерева.
10 Земля в горшке немного уменьшилась по весу, но вместе с «землей» (пеплом) собранных с нее растений составляет уже больше 100 фунтов, и по излишку высчитывается, сколько земли принесено водой. Опыт был поставлен в Германии два века спустя.
11 О невозможности чистых элементов см. О предп. II 4, 90 слл.
12 Сходный гигрометр для определения «тяжести и сухости ветров» был изобретен в те же годы Л.-Б. Альберти.
13 С учетом «неощутимой перспирации», прекращающейся у умершего. В 1660 г. ученый врач Санкторий провел эксперимент по определению этих жизненных духов в человеке.
14 Гиппарх - астроном 2 в. до н. э.
15 Т. е. различие видимой скорости движения Солнца и планет, вызванное эллиптичностью их орбит.
16 Т. е. гадатель не способен добыть новее знание, но может нащупать верный тон (весомость) ответа по тону вопроса.
17 Разделенное на четверти «колесо» для гадания.
18 Ср. Премудр. 11, 23 («мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю»).
19 Диаметром квадрата называлась его диагональ.
20 Концовка по списку Gr: «Четвертого диалога Простеца высокопреосвященного отца кардинала Николая из Кузы, завершенного им для облегчения души от тяжких забот 13 сентября 1450 года в Фабриано, - конец». Концовка диалога в Страсбургском издании 1488 г.: «Богу слава. Заканчивается Книга простеца об опытах с весами. И надо знать, что просвещеннейшим мужем господином Николаем из Кузы написаны четыре книги простеца с высочайшими созерцаниями, из коих первая - о мудрости, вторая - о понятиях, третья - об уме и четвертая - об опытах с весами. Аминь».

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.