Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

Учебное пособие для вузов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава IV. Философия эпохи Возрождения

7. Социальная философия Ренессанса

Исторический процесс, его этапы, своеобразие социальных составляющих предстали в воззрениях мыслителей Возрождения в оригинальных трактовках и разнообразии подходов. Одним из самых выдающихся представителей философской теории в сфере политики был Макиавелли.

Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий. Главными философскими произведениями в его наследии являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Исследуя государство и природу царящих в нем законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Божественного предопределения политического существования. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т. е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали Макиавелли объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности зависит во многом от того, как он приспособился к условиям общественной среды. Судьба определяет лишь часть поступков, людям предоставляется право и свобода выбора поведения.
147
Применив принцип оправдания используемых политиком средств теми целями, которые он ставит перед собой («цель оправдывает средства»), Макиавелли подводит базу под произвольное толкование любых политических действий. Однако философия Макиавелли не означает оправдания насильственной и аморальной политики любого правителя и в любые времена. «Когда речь идет о спасении Родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование и ее свободу».1 Но впоследствии ссылками на мыслителя нередко пытались оправдать факты жестокости, самовластия, деспотизма. По мнению Макиавелли, государь должен использовать нормы морали в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни»2, то государь должен лишь добиваться репутации добродетельного правителя и избегать пороков, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».3
В этот период существенное развитие получила идея социального равенства людей. Она воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в которых отношения между людьми должны были быть организованы с учетом интересов личности и требований морали.

Такого рода учения связаны прежде всего с именем Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое»4. Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь угопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из чис-
1 Макиавелли Н. Государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия. СПб., 1969, с. 420.
2 Макиавелли Н. Соч., М.-Л., 1934, т. 1, с. 278.
3 Макиавелли Н. Соч., М.-Л., 1934, т. 1, cc. 288 - 289.
4 Мор Т. Утопия. М., 1978, с. 125.
148
ла преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому он должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформулированные в «Утопии» идеи оказались весьма жизнеспособными и нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков.

Свой идеал общественного устройства выдвинул Джованни Доменико Кампанелла в «Городе Солнца». Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Молодые люди «получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего»1. Почетен и уважаем любой труд. Функции управления и организации производства находятся в руках ученых-жрецов. Существенным моментом в программе философа было формирование всемирного единения, союза государств и пародов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
Таким образом, в эпоху Возрождения начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существующего времени, ориентировался на общественные идеалы, рожденные культурой Ренессанса. Важнейший долг гражданина - это служение обществу, Отечеству.

Заключение

Философия Возрождения была «эпохой Великих открытий». Опираясь на них, она обеспечивала независимость научного знания от теологии и схоластики. Ее познание природы послужило преддверием для науки XVII - XVIII вв. Ее опыт включал в себя свидетельства очевидцев, народные поверья, непосредственные наблюдения.
1 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954, cc. 49 - 50.
149
Рационализм и метафизический материализм XVII -XVIII вв., справедливо отвергая «донаучные», магические и мистические черты философии Возрождения, оказались неспособными оценить ее диалектику. Только немецкий классический идеализм XVIII - нач. XIX вв. понял и продолжил великие достижения ренессансного учения о развитии.
Разработанное натурфилософией Возрождения целостное представление о неразрывном, развивающемся единстве человека и природы, Земли и бесконечного Космоса нашло свое продолжение в космизме К.Э. Циолковского, в идеях гелиобиологии АЛ. Чижевского, в понятии ноосферы В.И. Вернадского.

Важнейшие события эпохи Возрождения

 

кон. ХШ- XIV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

Полити-ческиесобытия

1265 - возник-новение пар-ламента вАнглии

1419 - 1434 -Гуситскиевойны в Чехии

1517 - началодвижения Ре-формациив Европе

1624 - 1642- про-цесс абсолютиза-ции властиво Франции

1453 - оконча-ние Столетнейвойны

 

1302 - форми-рование Гене-ральных шта-тов воФранции

1519 - началозавоеванийв Америке

1642 - 1689 - анг-лийская буржуаз-ная революция

 

 

1453 - прекра-тила сущест-вование Ви-зантийскаяимпериясер. века -утверждениетурок-османна Балканскомполуострове

 

1525 - крестьян-ская войнав Германии

 

 

1337 - началоСтолетнейвойны

 

1566 - началореволюциив Нидерландах

 

 

1358 - Жаке-рия

 

 

1381 - восста-ние Уота Тайлера

 

 

 

Эконо-миче-скиепро-цессы

- отделениеремесла отсельскогохозяйства

- освобожде-ние крестьянот личнойзависимости

- появлениекрупных ману-фактурных про-изводств

- период первона-чального накопле-ния капитала

- появление новогодворянства

- возникнове-ние немецкоготорговогосоюза Ганза

- образованиесословий

- формированиеколониальнойсистемы

 

- расслоение цехо-вых организаций

 

- организациямассовыхпроизводств

 

- возникновениемировой торгов-ли

 

 

 

 

 

 

- появлениеденежногооброка

 

 

 

- появлениенаемных рабочих

 

 

 

 

 

 

- огораживание

 

150

 

кон. ХШ-Х IV в.

XV в.

XVI в.

XVII в.

Геогра-фиче-скиеоткры-тия

1271 - 1295 -исследованиеМарко ПолоЦентральнойи Юго-ВосточнойАзии

1466 - 1472 -проложен путьв Персию иИндию(А. Никитин)

1499 - 1504 -экспедиции к Южной Америке(А. Веспуччи)

1642 - 1644 - от-крытие НовойЗеландии и Авст-ралии (А. Тасман)

1502 - 1504 -освоение Амери-канского конти-нента( X . Колумб)

1644 - открытие пролива междуАзией и Америкой(С. Дежнев)

 

1487 - 1488 -открытие путив Индийскийокеан(Б. Диаш)

 

 

 

 

 

 

 

 

1519 - 1522 -первое круго-светное путеше-ствие (Ф. Магел-лан)

 

 

 

1492 - 1493 -открытиеАмерики (X. Колумб)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1497 - 1499 -проложен путьв Индию(В да Гама)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научные

- изобретениекнигопечатания

- водянойдвигатель

- открытие кро-вообращения

- формированиемеханическойкартины мира

и техни-

ческие

- разработанспособ изго-товления бу-маги

- станок пометалло-обработке

- начало иссле-дования микро-бов

дости-

- превращениемеханики в веду-щую науку

жения

 

- карманныечасы

- начало научнойанатомии

 

- изготовлениепороха и фар-фора

- изучение магне-тизма

 

- пистолет,мушкет

- изобретениемеханическоготкацкого станка

 

 

- строительст-во домен

- компас иастролябия

 

- термометр.барометр,микроскоп,телескоп

 

- гелиоцен-трическаясистема Н.Коперника

 

 

 

Искусство эпохи Возрождения

Жанры

Периоды

XIII - XV вв.

XVI в.

Живопись

Италия

Италия

 

Джотто, Мартини, Вероккио, Мазаччо, Липпи,Гирландайо, Боттичелли,Леонардо да Винчи

Рафаэль, Микеланджело,Джорджоне, Тициан, Веронезе,Тинторетто, Караваджо

 

 

 

Нидерланды

 

Нидерланды

Брейгель Старший

 

ван Эйк, ван дер Гус,Мамлинг, Босх

Франция

 

Клуэ

 

Франция

Германия

 

Фуке

Дюрер, Грюневальд,Гольбейн Младший, Кранах

 

 

 

 

Испания

 

 

Эль Греко

 

151

Архитектура,скульптура

Италия

Италия

Джотто, Брунеллески,Пизано, Гиберти, Дона-телло, Вероккио, Альберта

Микеланджело, Браманте,Фонтана

 

 

Франция

 

Франция

Гужон, Леско, Пилон

 

де Шелль, де Монтро,

 

 

де Куси, де Суассон

 

Литература

Италия

Италия

 

Данте, Петрарка, Бокаччо

Микеланджело, Тассо,Ариосто

 

Испания

 

Манрике

Испания

 

Нидерланды

Сервантес, де Вега

 

Эразм Роттердамский

Франция

 

 

Ронсар, Рабле, дю Белле, Лабе, д'Обинье

 

 

Англия

 

 

Сидни, Спенсер, Шекспир

 

 

Португалия

 

 

Комоэнс

Литература

Антология мировой философии. В 4-х тт., т. 2, М., 1970.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.
Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли. М., 1989.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
Данте А. Божественная комедия. М., 1992.
Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. М., 1954.
Коперник Н. О вращении небесных сфер. М., 1964.
Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
Макиавелли Н. Государь. М., 1982.
Мор Т. Утопия. М., 1978.
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.