Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Философия древности и средневековья

ОГЛАВЛЕНИЕ

АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в   до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии   (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в  405  г.   создал   армянскую   национальную   письменность,  на армянском языке появились многие литературно-художественные   и   научно-философские   произведения.   Особое   значение имело то обстоятельство, что в V—VI вв. на армянский язык были  переведены  важнейшие   труды   античных  философов  и ученых — Аристотеля, Платона,  Зенона,  Филона  Александрийского и др. Некоторые из этих трудов сохранились только в армянском   переводе   (в  том   числе   «Определения»   Гермеса Трисмегиста,   «Апология»   Аристида,  некоторые  трактаты  Филона Александрийского).
Одним из направлений философской мысли средневековой Армении в эпоху раннего феодализма (IV—IX вв.) стала патристика, в частности апологетика — философия отцов армяно-грегорианской церкви, обосновывавших христианское вероучение в борьбе против ересей и языческих религиозных представлений'  (особенно    зороастризма).    В   дальнейшем,    когда армянская церковь отказалась принять постановление Халке-донского собора (451 г.) о двух природах Христа и отошла от вселенской церкви, армянская патристика стала уделять большое внимание обоснованию доктрины монофизитизма (учения о единой, только божественной природе Христа). Однако решающее значение в процессе формирования армянской философии имело эллинофильское направление, ориентировавшееся на произведения и идеи греческих философов. Оригинальные труды и переводы деятелей этого направления сыграли большую роль в формировании светской, научной философии и в
630

разработке армянской философской терминологии. В V—VII вв. особенно влиятелен был неоплатонизм. Кроме этих течений в армянской философской мысли средневековья существовало направление, которое можно назвать естественнонаучным. Представители этого направления стремились примирить античную науку и философию, как и достижения армянских ученых с положениями христианского вероучения.
Значительное распространение в эпоху развитого феодализма получило номиналистическое направление.
Читатель найдет на нижеследующих страницах некоторые образцы армянской философской мысли средневековья (V— XIV вв.), почерпнутые из произведений виднейших представителей указанных направлений. Большая часть приводимых ниже фрагментов публикуется в русском переводе впервые. Переводы сделаны на основе рукописей, хранящихся в Ереване в фондах «Матенадарана» — Института древних рукописей. Составление раздела, вступительных очерков и перевод текстов с древнеармянского принадлежат С. С. Аревшатяну.
ЕЗНИК КОХБАЦИ
Видный философ, церковный деятель и переводчик Езник Кохбаци — наиболее яркий представитель апологетики и Армении. Родился в 80-х годах IV в. в селе Кохб (отсюда и прозвище Кохбаци, Кохбский). Был учеником и сподвижником изобретателя армянского алфавита М. Маштоца, вместе с ним перевел с греческого на армянский язык Библию и целый ряд трудов догматического и научно-философского содержания. Его перу принадлежит философский трактат «Опровержение ересей» (или «Опровержение лжеучений»), один из древнейших памятников армянской философской мысли. В нем дается философское обоснование христианской догматики и разверну-- тая критика языческих философских теорий древности и «еретических» учений, распространенных в христианском , мире в эпоху раннего феодализма. Признавая бога началом и ' причиной всего сущего, Езник в то же время выступает против фатализма и отстаивает учение о свободе воли.
Умер Езник приблизительно в 450 г. в сане епископа Баг-ревандского.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЕРЕСЕЙ
Сущность единого [бога] непознаваема, и природа его непостижима. Исследовать его невозможно, ибо он недоступен знанию. Признание же его бытия достигается не исследованием, а верой. Сущность всевышнего вечна и безначальна, и бытие его не зависит ни
631


от кого. Никто не находится выше него как его причина, от которой он получил бы начало своего    бытия. Ибо нет никого, кто был бы раньше него, и никого, подобного    ему, после него, и ни одного    сподвижника, равного  ему,  и  никакого  сущего,    противоположного ему,    никакого противоположного  бытия и    никакой сущности, которую он использовал бы как сырье для нужд своих, и никакого вещества, из коего он создал бы то, что должен был создать.
Он сам причина всего того, что возникло из ничего, — верхнего неба и всего того, что находится под ним: и видимого, состоящего из воды, неба и земли, и всего того, что образовано из нее и находится в ней. От него произошло все, а сам он — ни от кого. Он дал начало существованию и бестелесным невидимым созда- · ниям, и видимым телесным существам, каждому в свой
черед... Удивительно не только то, что он из небытия обратил не-сущее в сущее и из ничего обратил ничто в нечто, но и то, что он без ущерба и нерушимо хранит
создания...
Он источник добра. Все созданные им существа — разумные и неразумные, мыслящие и немыслящие, говорящие и  бессловесные — созданы  им  прекрасными. И установил он, чтобы разумные и мыслящие существа всеми [своими] положительными качествами творили добро, но не прекрасное, ибо он сам дарователь прекрасного, а источником добродетели он сделал свободную волю.
Те из созданий,  кои, по  мнению некоторых, прекрасны, произошли от доброго творца. Так думают, например, языческие греки, персидские маги и еретики. Доброму  началу  они противопоставляют некую  злую сущность, называемую ими хюлэ, что обозначает материю. Мы первым долгом скажем им в ответ, что богом-благодетелем не создано ничего злого и нет ничего злого, что  было   бы   злым по природе, и что нет творца порочных вещей, а есть [творец лишь] добрых...
То, что движется и изменяется, не есть самодовлеющая сущность; оно создано кем-то и создано из чего-то или же из ничего. А то, что движет всеми, само не дви-
632


жется и не изменяется, ибо оно сущность самодовлеющая и совершенно неподвижная...
Мир подобен колеснице, запряженной четверкой лошадей — теплотой, холодом, сухостью и влажностью, и имеется еще тайная сила, подобная вознице, который покоряет и держит эти противоположности в мире и согласии...
Все видимое телесно, а невидимое бестелесно. И одни из телесных вещей имеют плотное тело, другие — разреженное... Итак, все, что ощущается или воспринимается нашими органами чувств или каким-то образом воздействует на них, есть телесное, а все, что не воспринимается органами чувств,, есть бестелесное. Тонка стихия света, но, поскольку она воспринимается глазом, она телесна. Тонка стихия воздуха, но, поскольку она своим холодом действует на наше тело, она телесна. Тонка стихия огня, однако она телесна, поскольку своей теплотой действует на наше тело. Такова же стихия воды, которая тоньше [материи] тяжелых вещей и плотнее, чем стихия легких вещей...
О, как немощен должен быть рок и бессильно пред-, определение, если воры и разбойники могут нарушить его, когда, напав, лишают [невинных] достояния и жизни. Если события происходили бы по предопределению, то не нужно было бы, чтобы цари выносили смертный приговор,  а  судьи  пытали  и  казнили  убийц.  Между тем, наказывая их, они подтверждают, что грешники совершают грех не по предопределению, а по науще-нию [собственной] злой воли.
И если захватчик нападает на страну, чтобы грабить и убивать людей, что же, не должны ли они собирать войско и составлять полки для изгнания захват-чика  из  страны?  Что   же,  пусть  разрешат  это  ему, говоря:   если  предопределено  роком,  чтобы захватчик опустошал   страну,   зачем   нам   идти   против   судьбы? Однако  люди,  составляя  войско  и  изгоняя  врага  из страны,  показывают,  что  убийства  происходят  не  по предопределению рока, а по наущению злой воли за-хватчика,   который,   вторгнувшись,   алчно   разрушает страну, грабя ее достояния и богатства.
633


ДАВИД АНАХТ
Давид Анахт (Непобедимый) (V—VI вв.) — крупнейший армянский философ эпохи раннего феодализма, наиболее видный представитель неоплатонизма в Армении. Учился в Александрии у греческого философа Олимпиодора. По возвращении в Армению развернул широкую научную деятельность и заложил основы светской философской мысли, отстаивал достижения древнегреческой философии, в частности учения Платона и Аристотеля. Основной труд Давида — «Определения философии» — направлен против скептицизма и релятивизма Пиррона и Кратила. Гносеология Давида испытала влияние теории познания перипатетической школы и содержит ряд материалистических положений.
Кроме «Определений философии» перу Давида принадлежат три философских сочинения — «Анализ «Введения» Пор-фирия», «Толкование «Категорий» Аристотеля» и «Толкование «Аналитики» Аристотеля». Все труды Давида, кроме последнего, сохранились и в греческом варианте. Два его труда изданы в русском переводе С. С. Аревшатяна — «Определения философии» (Ереван, 1960) и «Толкование «Аналитики» Аристотеля» (Ереван, 1967).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Всякое сущее должно быть рассмотрено четверояко: существует ли сущее? что есть сущее? какова сущность сущего? для чего существует сущее?
Эти вопросы действительно достойны изучения, ибо некоторые из вещей, как, например, козлоолень и ара-лез', не имеют существования, поскольку они созданы [лишь] нашим мышлением, а некоторые вещи имеют существование. Из вещей, обладающих существованием, одни имеют сомнительное бытие, как, например, надзвездное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся — существуют ли таковые или нет. Другие же вещи имеют несомненное бытие, как, например, человек, лошадь, орел, которые существуют достоверно...
Хотя божественное само по себе непознаваемо, однако, созерцая его творения и создания, а также упорядоченное движение мира, мы постигаем творца посредством мышления и умозрения. Незримое легко познается через то, что зримо...
Необходимо знать, что определение возникло от подражания границам сел и земельных наделов, ибо
634


предки [наши], чтобы избежать двух крайностей — излишества и недостатка — установили границы, дабы пользоваться своим и не трогать чужого. Подобно этому и определение, отграничивая данный предмет, отделяет его от других [вещей]...
Философия — мать мудрости, искусств и всех наук, от нее рождаются и берут начало все искусства и науки...
Познание бывает общим или частным, основанным на знании причин или не основанным на нем. Имеется всего четыре [вида познания]: опыт, опытность, искусство, научное знание.
Опыт есть [частное] знание единичной вещи, не основанное на знании причин, как это, например, бывает, когда кто-то, зная какое-нибудь лекарство^ только использует его, не зная причины, почему нужно применять его.
А опытность есть общее знание, не основанное на знании причин, как это, например, бывает у многоопытных врачей, которые, зная множество лекарств, не знают причин их действия. Опытность есть также запоминание и неосознанное запечатлевание в человеке многократно и одинаково повторяющихся явлений. Так, многоопытный врач применяет лекарства, запоминая и запечатлевая в себе их многократное и одинаковое действие.
А искусство есть общее знание, основанное на знании причин, или же искусство есть способность, сопряженная с воображением, ибо искусство есть определенная способность и знание...
Когда мастер, желая что-нибудь создать, приступает к делу, он создает первым долгом в самом себе представление о вещи, а потом только выполняет ее. А природа никогда предварительно не создает в себе представления [о вещи].
Искусство есть также выработанный опытом круг благоприобретенных понятий, цель которых — достижение чего-то полезного в жизни.
Научное знание есть всеобщее, безошибочное и неизменное знание, ибо наука безошибочно постигает предметы познания. Научное знание есть также
635


безошибочное знание сущности вещей, знание природы этих вещей, ибо наука познает природу вещей такой, какая она у познаваемой вещи...
Следует знать пять познавательных способностей: ощущение, воображение, мнение, размышление, разум.
Ощущение есть частичное знание данной вещи... А воображение есть частичное знание об отсутствующей вещи... Мнение же бывает двух родов: основанное на знании причин и не основанное на нем. Мнение, не основанное на знании причин, это такое мнение, как, например, когда кто-то, не зная причины, утверждает, что разумная душа бессмертна. А мнение, основанное на знании причин, это такое мнение, когда известны и причины бессмертия... А размышление есть знание всеобщего, основанное на знании причин...
Исходя из этого следует знать, что из ощущений рождается опыт, из мнения, не основанного на знании причин, — опытность. Опытность рождается также из ощущения и воображения. Из размышления и мнения, основанного на знании причин, рождается искусство, а из размышления и разума рождается научное знание...
Философия делится на теоретическую и практическую, поскольку в нас самих существуют теоретическое и практическое начала... Философия имеет целью украсить человеческую душу, а человеческой душе свойственно обладать двоякой силой — теоретической и животной. Теоретическая сила — это разум, размышление, мнение, ощущение, воображение, о которых мы сказали выше. А животная сила обладает волей, способностью выбора, благорасположением, гневом и вожделением. Поэтому и философия делится на две части — на теоретическую и практическую, дабы посредством теоретической части украсить познавательную силу души, а посредством практической—животную, так как практическая часть философии учит нас не совершать чего-нибудь под влиянием гнева и не вожделеть к чему-нибудь неподобающему... Для теории подлежащим, является все сущее, а для практики — только человеческие души...
Все сущее есть подлежащее для теории в целях познания, оно имеет троякое бытие: или оно материально
636


по предметному и мысленному бытию, как, например, дерево, камень и все остальное из обозреваемого нами, так как они и предметно, и мысленно имеют материальное бытие, ибо невозможно познать камень или дерево без материи; или сущее нематериально и по предметному, и по мысленному бытию, как, например, бог, ангел, разум, душа, ибо они и предметно, и мысленно имеют нематериальное бытие, так как невозможно признать материальными бога, или ангела, или разум, или душу. Сущее, наконец, имеет предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие, например формы, которые предметно материальны, ибо треугольник, квадрат или другие формы не могут существовать без материи; они пребывают или в камне, или в дереве, или в какой-нибудь другой вещи. А мысленно они нематериальны, ибо, когда кто-то при размышлении представляет себе формы, он именно эти формы, как таковые, отпечатывает в мысли. Как воск, принимая на себя оттиск букв перстня, отпечатывает на себе одни только буквы и ничего материального не берет у перстня, так и размышление, воспроизводя в себе форму, ничего не берет у материи, а воспроизводит и запечатлевает в себе самое форму. И вот, так как все сущее есть подлежащее для теории в целях познания, а сущее, как мы сказали, имеет троякое бытие, то и теория делится на три части: на естествознание, математику и богословие.
Необходимо знать, что естествознание предназначено для тех вещей, которые и предметно, и мысленно имеют материальное бытие, а математика — для тех, которые предметно имеют материальное бытие и мысленно нематериальное. Теология же предназначена для тех, которые нематериальны и предметно, и мысленно. Ну, а если это так, то давайте скажем, почему они расположены в таком порядке.
Необходимо знать, что вначале ставится естествознание как родственное и близкое нам и как целиком материальное. А математика ставится в середине, то есть между естествознанием и богословием, как сообщающаяся с обоими, ибо она материальна, как естествознание, и нематериальна, как богословие. Богословие
637


же, разумеется, ставится в конце, так как невозможно [непосредственно] после естествознания подняться к богословию, ибо нельзя перейти [сразу] от целиком материального к полностью нематериальному...
То, что обычно усвоено [человеком], есть достояние одного лишь мышления, ибо мысль есть попросту восприятие сущего...
Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной... Бог даровал философию для украшения человеческой души. Ее познавательные способности он украсил теоретической философией, а ее животные способности — практической, дабы мы через мнение не воспринимали ложного, знания и дабы не творили зла.
АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ
Неужели кто-нибудь сомневается в существовании пяти родов сказуемого? В ответ на это скажем, что некоторые из древних сомневались в этом, как, например, Антисфен. Ибо Антисфен говорил: вижу человека, но не вижу человечества, вижу лошадь, но не вижу ло-шадности, вижу вола, но не вижу воловости. Он говорил это с целью показать, что существует [лишь] единичное и ощущаемое, а общее и постигаемое разумом не существует. Возражая этому, мы скажем, что не все из сущего воспринимается ощущениями. Ибо если сущим было бы лишь то, что воспринимается чувствами, то в этом случае не были бы сущими ни бог, ни разум, ни душа, которые не воспринимаются ощущениями. Мы не [всегда] должны доверять органам чувств, ибо они не точны; так, например, солнце, будучи во множество раз больше земли, кажется нам величиной в пядень, а руль корабля кажется в воде изломанным.
И вот, показав, что Антисфен несправедливо упраздняет общее, скажем, что такое общее. Общее есть восприятие множества в численно одном по виду. Мы говорим «в численно одном», так как общее есть нечто одно, и, поскольку материя у множества также едина, добавляем — «по виду»... И говорим «восприятие мно-
638


жества», ибо, будучи единым, общее проявляется во множестве вещей...
Род и вид во всех вещах проявляются целиком, ибо, например, то, что в целом присуще человечеству [как виду], целиком проявляется и во мне, и в другом человеке; точно так же и живое существо [как род]. Следовательно, род и вид бестелесны. А отсюда ясно, что и обозначения рода и вида также нематериальны.
Природа не все утаила (от нас), так как в противном случае нельзя было бы (что-либо) постичь, и не все сделала явным, ибо иначе не было бы исследования, но (в природе все) так устроено, чтобы возможно было (познать ее через) исследование и изыскание. И по этой причине человеческий рассудок испытывает потребность в силлогистическом мышлении; ибо (люди) видят, что вещи не во всем сходны друг с другом, ведь в таком случае нельзя было бы выявить одно через другое, так как всякая вещь (непосредственно) узнавалась бы через самое себя, что свойственно ощущениям, но не логическому мышлению.
АНОНИМ (VI в.)
Деятели так называемой эллинофильской школы в Армении уделяли большое внимание разработке логического учения Аристотеля. С этой целью они создали ряд комментаторских трудов, посвященных «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля, а также «Введению» Порфирия. Данное «Толкование «Категорий» Аристотеля» написано неизвестным автором. Оно значительно отличается от одноименного труда Давида Непобедимого и акцентирует материалистические тенденции аристотелевского учения. «Толкование» Анонима оказало большое влияние на последующих армянских философов, в особенности на номиналистов Ваграма Рабуни (XIII в.) и Иоанна Ворот-неци (XIV "в.), которые обильно использовали его в своих логических трактатах. Древнеармянский текст «Толкования «Категорий» Аристотеля» Анонима вместе с русским переводом и комментариями С. С. Аревшатяна издан в Ереване в 1961 г. Приводимые ниже отрывки печатаются по этому изданию.
ТОЛКОВАНИЕ «КАТЕГОРИИ» АРИСТОТЕЛЯ
Кто же не знает, что существование -видов складывается из отдельных индивидов, но не из одного индивида, а всех в целом; и если виды образуются из них,
639


то при их упразднении должно упраздняться и образуемое. Следовательно, при упразднении всех индивидов упраздняются и виды. А если нет последних, то не будет и родов, ибо как виды образуются из индивидов, так и роды — из видов. Значит, он (Аристотель) справедливо назвал индивид сущностью главнейшей, первичной и преимущественной, которая является причиной образования видов и родов...
Для существования ррдов и видов необходимо, чтобы были индивиды, из которых образуются роды и виды. Точно так же и для существования привходящих признаков необходимо, чтобы были их носители, ибо сам привходящий признак в отдельности никогда не бывает... Индивиды в своем существовании не испытывают необходимости в том, чтобы существовали их роды и виды, ибо, например, если имеется всего один индивид, то что же является его видом или же что называется родом; достаточно будет привести в пример солнце, луну и землю...
Если ты точно исследуешь, то найдешь, что сперва существует познаваемое и лишь затем знание...
Если не существует ощущаемого, то не будет существовать и ощущения, так как в таком случае о чем же будет судить ощущение. Если же нет ощущения, то ничто не мешает существовать ощущаемому... ибо ничто не может помешать существовать вещам, если даже нет их ощущений...
Однако ощущение не может существовать ранее живого существа, но, как считает наш философ, живое существо и ощущение возникают совместно, тогда как ощущаемое существует ранее, чем живое существо... Таким образом·, ясно, что раньше ощущения существует [само] ощущаемое. Подобным же образом при отсутствии ощущаемого не будет и ощущения, ибо при отсутствии огня, воды и тому подобных [элементов], из коих свойственно слагаться живому существу, не будет существовать и живое существо, а если нет живого существа, то нет и ощущения. Следовательно, ощущаемое вместе с собой упраздняет и ощущение, тогда как ощущение [при своем упразднении] не упраздняет ощущаемое.
640


АНАНИЯ ШИРАКАЦИ
Анания Ширакаци (VII в.) — выдающийся философ, астроном и математик, основоположник естественнонаучного направления в древнеармянской философии. Продолжал традиции античной науки и при трактовке ряда философских проблем отклонялся от требований современной ему церковной догматики. В условиях VII в. отстаивал идею шарообразности земли, давал правильное объяснение причин затмения солнца и луны, выступал с критикой астрологии и суеверий. Решающее значение в познании природы придавал опыту, наблюдениям.
Наиболее важные труды А. Ширакаци — «Космография», «Теория календаря», «О вращении небес» и «Арифметика». Его перу приписывается также известный «Ашхарацуйц» («Армянская география»), содержащий подробное описание Армении и соседних стран.
А. Щиракаци оказал большое влияние на последующее развитие естествознания и естественнонаучного направления в философской мысли средневековой Армении, в частности на Иоанна Саркавага (XI—XII вв.), Иоанна Ерзынкаци (XIII в.) и др. Имеется русский перевод его «Космографии» (пер. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 1962) и «Армянской географии» (пер. К. Патканова. С.-Петербург, 1877).
КОСМОГРАФИЯ
Для меня и для всех, кто занимается разумным познанием, кажутся истинными изречения славных предков, и ничто [из сказанного ими] не остается неизъяснимым в словах и недоступным для разума.
И вот, поскольку мы повели разговор о разумном, необходимо [сперва] обратиться к бестелесному виду. Затем надлежит приступить к познанию того, что имеет начало. Ведь то, что имеет начало, происходит от чего-то безначального, а это безначальное неизъяснимо и непостижимо для разума, однако оно познается с помощью того, что доступно познанию...
Земля с четырех сторон установлена в середине неба, которое быстротой своего вращения не позволяет ей спуститься к нижнему полушарию [неба]. Ибо земля своей тяжестью стремится спуститься вниз, а ветер своей силой старается поднять ее вверх. И ни тяжесть земли не позволяет подняться [ей] вверх, ни сила ветра не позволяет [ей] спуститься вниз. И так она пребывает в точке равновесия.
641


Если же кто-нибудь пожелает получить от языческих философов наглядный пример, воспроизводящий положение земли, то мне кажется подходящим [пример] с яйцом: подобно тому как в середине [яйца] расположен шарообразный желток, вокруг него — белок, а скорлупа заключает в себе все, точно так же и земля находится в середине, а воздух окружает ее и небо замыкает собой все.
Языческие философы говорят, что живые существа населяют землю с этой и с той стороны и что на нижней стороне земли имеются люди и другие существа — наши антиподы, которые расположились вокруг земли подобно мухам, облепившим яблоко со всех сторон. Упорствуя, они твердят, что если бы не было антиподов, населяющих нижнюю часть, то кому же солнце давало бы свой свет половину суток, когда мы ночью погружаемся в тень, ибо невозможно утверждать, что солнце всуе совершает свой бег...
Однако я должен рассказать вам, что по этому вопросу в моих размышлениях имелись сомнения. Я слышал, что, согласно пророкам, всему Священному писанию и церковным учителям, нет вообще существ, обитающих на нижней стороне [земли], однако я признавал существование антиподов. Я полагал, что это соответствует божественному слову. И ныне не осуждайте меня, любимые. Знает тайноведец, что не лгу я...
Халдеи не могут понять, что если звезды действительно, как они говорят, причина зол, то причина их злой природы восходит к тому, кто создал их, ибо если они злы от природы, то более злым должен быть творец, создавший их... Велика глупость заблудших наставников плоского, невежественного и пустого искусства [звездочетов]. Ибо они наделяют [людей] добром и злом не по их достоинству, а по случайному расположению звезд...
Возникновение есть начало уничтожения, а уничтожение в свою очередь есть начало возникновения. И из этого неуничтожимого противоречия мир приобретает вечность...
И вот, все сущее находится под властью становления и уничтожения. И в этом немалая доля божествен-
642


ного провидения, дабы никто, увидев творения неуничтожимыми, не принимал их за создателей и, постоянно видя служение созданных светил земному бытию, превыше всего ставил творца всего сущего...
О ВРАЩЕНИИ НЕБЕС
Верхнее небо, которое греки называют эфиром, а халдеи — плотным огнем, называется также пылающим огнем, ибо этот огонь, лишенный материи, свободен от чужеродных соединений, так как он не произошел ни от кого, а возник из ничего; и ничто из сущего не возникло из него, и нет ничего выше его... Оно распростерлось вокруг шарообразной земли своим непрестанным, и неодолимо быстрым вращением, невидимой материальностью, познаваемой лишь разумом, и состоит оно из двух полушарий, нижнего и верхнего, расположенных друг против друга подобно положению полушарий земли. И внутри себя оно замкнуло этот огромный мир...
Человеческая мысль не в состоянии проникнуть в глубины божественной сущности. Что же касается постижения мира, то этому люди учатся на опыте, и делают они это трояким образом — путешествуя, обозревая и слушая, не желая оставаться в полном неведении о сущем.
АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (АШХАРАЦУЙЦ)
Не найдя в Священном писании ничего обстоятельного о землеописании, кроме редких, разбросанных и в то же время труднопостигаемых и темных сведений, мы вынуждены обратиться к языческим писателям, которые установили географическую науку, опираясь на путешествия и мореплавания, и подтвердили ее геометрией, которая обязана своим происхождением астрономии.
Я верю рассказу Птолемея, чьи люди прошли на юг, начиная с жаркого пояса, с точностью описали народы, там живущие, измерили их пределы...
Я описываю только то, что око человеческое видело и на что нога человеческая ступала.
643


ИОАНН САРКАВАГ
Иоанн Саркаваг (1045—1129) — один из крупных представителей естественнонаучного направления средневековой армянской философии. Основал высшую школу в столице Армении Ани, где преподавал философию, математику, космографию и поэтику. Такую же школу создал он и в Ахпатском монастыре на севере Армении.
В 1085 г. И. Саркаваг реформировал армянский календарь, на основе астрономических вычислений устранив несоответствия, образовавшиеся за предшествовавшие пять веков. Среди многочисленных его трудов особую ценность представляют «Толкование 500-летнего календарного круга», «О полигональных числах», «Толкование семи книг Филона Александрийского», «Слово мудрости, обращенное к скворцу» и др.
ТОЛКОВАНИЕ 500-ЛЕТНЕГО КАЛЕНДАРНОГО КРУГА
Краснобайство не в состоянии раскрыть чистую и непреложную истину, подобно тому как созданная художником картина не в состоянии воспроизвести находящееся в движении живое существо, ибо [всякая] картина приблизительна, в ней есть и выдумка, и нечто от лжесвидетельства. Таковы и мысли некоторых летописцев, которые добавляют [от себя], не заботясь о точности сообщаемых сведений, с чем мы не раз встречались во многих сочинениях. Ибо необходимо приложить много труда и усердия, чтобы постичь соответствие слов и вещей: ведь не слово подтверждает наличие вещи, а, наоборот, вещь подтверждает слово. Исходя из этого и следует устанавливать истину.
И поэтому не нужно внимать словам болтунов, если даже они кажутся достоверными. Ибо вещь обозначается словом, и не правы те, кто употребляет слова вопреки вещам, а принимать слова надлежит, лишь следуя истине...
Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным. Только опыт достоверен и непререкаем. И поэтому необходимо знать не только древние книги, но и самому добывать [знания о природе].
644

ТОЛКОВАНИЕ СЕМИ КНИГ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
Я не из тех легковерных, которые без исследования верят всякому слову и обольщаются иллюзиями. Без исследования и опыта не нужно соглашаться ни с каким высказыванием...
Мысль должна быть правдивой, а слово свободным; оно не должно находиться под гнетом и должно выражать непреложную истину...
Рассуждения мудрецов следует проверять более на деле, чем на словах...
Разум приходит в движение благодаря ощущениям, и поэтому разум не действует прежде ощущения...
Эпикур говорит, что материя совечна богу, что атомы существовали подобно пыли, играющей в лучах солнца, и якобы из нее бог сотворил четыре стихии... Еще много других причин возникновения мира приводили философы, утверждая, что мир вечен. Но это не так, ибо начало своего существования мир получил лишь от бога... Мы посредством веры постигаем, что мир начало своего существования получил от бога и им же опекается и что мир не самодовлеющ и не безнадзорен, как утверждают языческие философы...
Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — хотя и противоположны друг другу, однако из них возник этот мир.
Природа каждой вещи представляет собой гармонию противоположностей подобно струнам арфы, у которой высокие и низкие тоны, сочетаясь, рождают благозвучие...
Стихии возникают друг из друга, как, например, от кипения воды и гаснущего огня возникает воздух; точно так же вода, сгущаясь, превращается в землю, и так далее... Каждая стихия движется согласно своей природе: легкая стремится кверху, тяжелая — книзу.

МХИТАР ГОШ
Мхитар Гош (1140—1213) — выдающийся мыслитель, законовед и баснописец средневековой Армении, автор «Армянского судебника» (1184). М. Гош был видным представителем социально-политической мысли Армении. Свободомыслие
645


сочетается у него с попыткой обосновать необходимость укрепления власти монарха и борьбы с центробежными устремлениями феодалов. Перу М. Гоша принадлежит также «Сборник басен». Русский перевод «Судебника» Гоша (перевод А. Папо-вяна) издан в Ереване в 1954 г.
АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК
Законы пророков и Евангелия неизменны; суд же по необходимости изменяется у разных народов и стран. Посему допустимо, чтобы люди, умудренные опытом, творили суд по обстоятельствам...
Лучше всего во всех делах милосердие, но в суде приличествует правда, дабы не лицеприятствовать богатому и не потворствовать бедному...
Создатель сотворил человеческие существа свободными, а зависимость их от господ возникла из-за нужды в земле и воде.
СБОРНИК БАСЕН
Государь должен поставить дело так, чтобы знатные и простолюдины выступали друг против друга, чтобы они воевали не против царя, а между собой...
Люди, наблюдая земное царство человеческого рода, соответственно ищут того же и в небесном царстве...
Велика дерзость людей, которые смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной многих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране.
ИОАНН ЕРЗЫНКАЦИ
Иоанн Ерзынкаци (XIII в.)—видный армянский философ, грамматик, космограф и поэт. Представитель ертественнонауч-ного направления в философии. Большое значение придавал опыту и изучению природных явлений.
Из литературного наследия Ерзынкаци издано немного; большинство его трудов содержится в фондах Ереванского института древних рукописей Матенадаран. Нижеследующие фрагменты из сочинений И. Ерзынкаци на русском языке издаются впервые.
«46


О ДВИЖЕНИИ НЕБЕС
Для устроения мира бог создал четыре вещества: огонь, воздух, воду и землю, которые составляют первооснову и корень всего существующего; они противоположны друг другу. Все творения от них получают свое начало и рождение, от их смешения возникло все сущее, растения и животные. Эти четыре стихии были необходимы, ибо без земли не было бы плотного тела, без воды — смешения и соединения, без воздуха, то есть ветра, не было бы движения, а без огня — цвета и видимости. И поэтому бог создал все ощущаемые и телесные вещи из земли, одел их в зелень через посредство воды, сообщил им движение через воздух, придал им видимость и цвет посредством огня.
ФИЛОСОФСКИЙ КОМПЕНДИУМ
Природа подобна плотнику: небеса — это руки, а [четыре] стихии — нечто вроде дерева и железа; и если из последних изготовляют стул или саблю, то из стихий природа создает животных, растения и минералы...
Все, что существует в мире, имеет начало и конец. Начало есть возникновение всякого сущего, а конец — разложение его частей...
Если бы не было -материи, откуда возникли бы сущности? Если бы не было сущности, откуда возникла бы возможность? А если бы не было возможности, откуда возникла бы действительность? Итак, именно из них образовано все сущее...
Всякое тело образуется из двух начал — материи и формы. Материя — восприемница формы. И первая форма в материи имеет длину, ширину и глубину...
Имеются три вида познания: первый — это познание с помощью ощущений, которым пользуются и зрелые мужи, и дети и которое не чуждо также и животным; второе — это разумное познание, которое свойственно только зрелым мужам; третье — логическое познание, которое есть дело мудрецов...
Всякий переход из возможности в действительность совершается благодаря движению звезд. Растения


возникают двояко—или из семени, или самопроизвольно из воды, земли и движения солнца. И от сочетания звезд, небес и стихий происходят все животные, растения и минералы, как и их изменение, то есть уничтожение, когда уничтожается форма, например когда меняется форма соли, состоящей из земли и воды, то есть когда соль уничтожается, ее влага поднимается в воздух, а избыточная земляная часть переходит в ветер. И можно убедиться воочию, что соль при соприкосновении с теплотой огня превращается в воздух. Так происходит уничтожение и других тел в смысле [изменения] присущей им формы.
Что же касается чистЪй сущности и материи, то они никогда не уничтожаются...
Благодаря форме существует разнообразие среди сущего. Имеется множество форм в одной и той же материи, как, например, из одной материи—железа— изготовлены и сабля, и нож, и многое другое.
Материя бывает четырех родов. Первый — это материя ремесел, как, например, дерево для плотника и железо для кузнеца.
Второй род—это материя природы, как четыре стихии и все то, что находится под луной. Из этой материи, приобретая форму, образуются минералы вплоть до центра земли, растения и животные; и от нее же исходит и уничтожение вещей, когда каждая стихия возвращается в первоначальное состояние: огненная часть — в огонь, как и все другие стихии. И в этом сила чистой сущности как источника движения.
Третий род — это общая материя, как, например, небеса, звезды и то, что в них имеется; из нее и создается все содержимое мира, и благодаря ей сохраняется равновесие [в природе].
Четвертый род — это то, что называют первома-терией, которая и есть чистая сущность, постигаемая разумом и недосягаемая для ощущений; от нее берут свое начало все вещи, и она форма для сущего. Она сущность, в которой нет ни количества, ни качества. А количество и качество придают вещи вид, то есть форму...
648


Познание осуществляется четверояко — разумом, опытом, ощущением и верой... Опыт занимает среднее положение между разумом и ощущением.
ПРОПОВЕДИ
Великочудная высота и глубина неба, как и распростертая длина и ширина земли, и все существующее в мире собрано творцом в пять видов сущего соответственно нашим [пяти] органам чувств... И из всего существующего ни одна вещь не может остаться недоступной этим нашим пяти ощущениям...
Животные, растения и извлекаемые из недр земли благородные металлы — золото, серебро и драгоценные камни — и вообще все возникшее во времени и из материи с течением времени и сообразно с материей подвергается изменению.
Тело не злое начало. Если бы это было так, то душа должна была бы быть еще более злой, ибо она предводительница и воспитательница тела.
Окружающий нас мир есть чувственно воспринимаемый мир, ибо посредством ощущений и воздействий, получаемых от разнообразных цветов и великолепных красок, как и посредством передающихся по воздуху сладостных голосов всевозможных животных и звуков неодушевленных предметов, ощущений запахов, вкуса и осязания, весь этот мир вливается в наш разум через наши органы чувств, как через городские ворота...
Все существующее под небом находится в движении и изменении. Оно возникает во времени по закону становления, точно так же во времени оно уничтожается по закону разрушения.
ВАГРАМ РАБУНИ
Ваграм Рабуни (XIII в.) — видный философ, государственный деятель и летописец Киликийского армянского царства. В царствование Левона III (1270—1289) был государственным канцлером. В истории армянской философии сыграл выдающуюся роль как основоположник номиналистического направления. В своих комментариях к сочинениям Аристотеля и Порфирия развивал материалистические положения в вопросах гносеологии и логики. Оставил несколько комментариев
649


к «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля и к «Введению» Порфирия. Перу В, Рабуни принадлежит также «Хроника» (история Киликийского армянского царства XII—XIII вв.), толкование «Определений философии» Давида Непобедимого и другие сочинения.
АНАЛИЗ «КАТЕГОРИИ» АРИСТОТЕЛЯ
Подлинная, первичная и главнейшая сущность — отдельный человек, или отдельная лошадь, или отдельный орел и другие индивиды... Сперва существуют индивиды, и лишь затем из индивидов образуется вид...
Кто говорит, что индивид образуется из вида, а вид — из рода, тот не знает истины, ибо истина в том, что вид образуется из индивидов, а род — из видов, и поэтому, если упразднить индивид, исчезнет и вид, а если исчезнет вид, то исчезнет и род. Лишь при наличии индивида существуют вид и род. Например, сперва ведь был создан Адам — индивид, и лишь затем от него возник вид и род [человеческий].
Роды и виды не могут возникнуть без индивидов, а индивид возникает сам и для своего существования не нуждается в них...
Все существующее — живое и неживое — находится в движении, то есть растет и убывает, возникает и уничтожается...
Ощущение Аристотель называет существующим в возможности, а ощущаемое — существующим в действительности и убеждает нас в том, что ощущаемое существует раньше ощущения...
Ощущаемые и умопостигаемые вещи существуют вне человека, тогда как способность к восприятию имеется в человеке и в животных. Ощущаемое существует не в человеке, а во внешнем мире; это, например, камень и дерево, море и город, плоды и все тому подобное. Таково же отношение между умопостигаемыми вещами, существующими вне познания, и познающими их людьми.
АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ
Общее существует не само по себе; оно возникает в нашем мышлении, закрепляется в нем и не исчезает.
650


ИОАНН ВОРОТНЕЦИ
Иоанн Воротнеци (1315—1386) — видный армянский философ и педагог, основатель Татевского университета (1345— 1415), крупнейшего центра научной мысли средневековой Армении. Оставил значительное философское наследие, а также ряд трудов богословского характера. Развивал материалистические положения средневекового перипатетического направления. В вопросах гносеологии и логики стоял на позициях номинализма. Своими трудами и лекциями в Татевском университете способствовал распространению номинализма и развитию материалистических тенденций средневековой армянской философии.
Большая часть трудов И. Воротнеци не издана и хранится в фондах Матенадарана. Изданы лишь трактат «Об элементах» (критический текст вместе с русским переводом опубликован в «Вестнике Матенадарана», т. 3, 1956. Перевод с древ-неармянского С. С. Аревшатяна) и пространный комментарий к «Категориям» Аристотеля (И. Воротнеци. Анализ «Категорий» Аристотеля. Перевод с древнеармянского А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под редакцией С. С. Аревшатяна. Ереван, 1956).
ОБ ЭЛЕМЕНТАХ
Говорят, будто мельчайшая пыль — причина всего сущего и будто создатель взял эту пыль и придал ей форму и меру, соединив их друг с другом. Но это ложь, ибо если бы это было так, то создатель был бы ремесленником, а не творцом. Ведь мельчайшая пыль есть не что иное, как ничтожные частицы, оторвавшиеся от земли и поднявшиеся в воздух. Но когда не было земли, откуда могли взяться эти частицы?..
Творить — значит создавать нечто из ничего. И следует знать, что по-разному творят искусство [и ремесло], природа и божественное могущество. Искусство не может создавать нечто без основы, то есть без материи, так как плотник и ткач берут дерево и шерсть и придают им форму и меру... Искусство с его возможностями не может придать изделиям сущностной формы, а придает им форму случайную, и поэтому учители говорят, что все искусственные формы суть формы случайные.
Природа же обладает большими возможностями, чем искусство, ибо ей достаточно малой основы, и к этой малой основе она прибавляет многое. Ибо основой для природы служит сотворенная богом чистая
651


материя, без которой она ничего Не может создать. Природа, полагая в основу чистую материю, прибавляет к ней не только случайную, но и сущностную форму.
А божественное могущество, превосходящее искусство и природу, чудотворит своей чудодейственной силой, ибо оно дает созданию не только случайную форму, как ремесленник, или же сущностную форму, как природа, а творит и материю, ибо оно в отличие от искусства и природы не нуждается ни в какой основе: оно само творит основу и придает ей случайную и сущностную форму...
Элементы противоположны друг другу, и, кто не знает их природы и действия, тот вообще ничего не знает...
Если элементы не будут перемешиваться, не возникнет и сущего. Это относится и к человеческой душе, которая есть свет среди четырех элементов. Бог создал землю для того, чтобы она связывала душу с другими элементами подобно солнечному свету и теплу, которые проходят сквозь другие элементы, но задерживаются на земле. Разум и мудрость слиты с душой так же, как солнечный свет и тепло — с элементами. И когда частичка огня соединяется с землей, появляется душа [неорганической] природы, и от этого возникают полезные ископаемые — соль, квасцы, купорос и другие подобные им вещи. Когда же огонь поднимается выше и соединяется с водой, появляются растительная душа и вслед за ней — земные растения, а также вещи, происходящие из воды. Когда же огонь соединяется с ветром, появляется чувствующая, то есть животная, душа, которая служит основой [для возникновения] животных и всего присущего им... И когда огонь соединяется с огнем, появляется мышление, ибо стихия огня есть носительница света, и, когда достигает высшей степени, она становится духовной природой, ибо достигает [области] мышления ангелов, что и есть разумная душа, ибо эта стихия среди остальных стихий подобна свету среди тьмы, а в человеке она служит основой [для возникновения] разума и мудрости, слитых, как мы поведали выше, воедино с душой по воле всемогущего бога.
652


АНАЛИЗ «КАТЕГОРИЙ» АРИСТОТЕЛЯ
Индивид в своем существовании не нуждается в том, чтобы род и вид сказывались о нем. Последние же нуждаются в нем как в подлежащем, ибо образуются в нем и зависят от него... Индивид, но не род и не вид или что-нибудь другое рождается, растет и умирает, приемлет славу и муки, хвалу и поношение... Вот почему говорится, что индивид есть подлинная, первичная и главнейшая сущность.
Род не может образоваться без вида, а вид — без индивида, как и случайный признак — без сущности. Для того же, чтобы существовал индивид, не требуется их существования, так как сущность может существовать и без случайного признака, как, например, бог.
Индивид порождает вид, а вид порождает род...
Ощущение связано с телом и находится в нем, как, например, зрение связано с глазом, а то, что ощущается тобой, существует прежде твоего тела.
Если ты уничтожишь все ощущаемое, будет уничтожено и твое тело, а вместе с телом исчезнет и твое ощущение. Если же ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется, и, если уничтожишь свое тело, все ощущаемое не перестанет существовать... Следовательно, вместе с уничтожением живого существа исчезает и ощущение, однако не исчезает все то, что предшествует живому существу.
АНАЛИЗ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»
Мысль, не таящая в себе знания, ничего не содержит. Она чиста, как чистое зеркало. И как чистое зеркало отражает в себе образ предмета и заполняет им свою чистоту, так и мысль, познающая какую-нибудь вещь, заполняет себя ею. Точно так же если у всех имеется один первообраз, то и восприятие у них одно и если восприятие у всех одно, то и первообраз у них один. Например, когда одним перстнем тиснят множество кусков воска, на них получается одно и то же изображение. То же получается, когда [у множества людей] возникает знание об одной и той же вещи...
653


Различие в вещах определяется не тем или иным высказыванием о них, а наоборот, вещи сами определяют то или иное высказывание о себе. Природа вещей остается неизменной, все равно, имеется о них высказывание или нет. Никогда высказывание не изменяет природу вещей.
ГРИГОР ТАТЕВАЦИ
Григор Татеваци (1346—1409) — выдающийся армянский философ, богослов, церковно-политический деятель и педагог. Ученик Иоанна Воротнеци, после смерти которого возглавил Татевский университет. Наиболее яркий представитель номинализма в средневековой армянской философии. Оставил обширное философское наследие, в котором нашли свое отражение достижения армянской философской мысли эпохи развитого феодализма. Среди трудов наиболее ценна многотомная «Книга вопрошений» (издана в Константинополе в 1729 г. на древнеармянском языке) — своеобразная энциклопедия философских знаний средневековья. Развивая материалистические тенденции Татевской школы, выдвинул ряд философских положений, предвосхищавших концепции философов нового времени. К ним относятся оценка роли прямохождения для деятельности разума, отрицание врожденных идей, сравнение души с неисписанной доской и т. п.
Приводимые ниже отрывки из «Книги вопрошений», «Книги проповедей» (изданной в Константинополе в 1740— 1741 гг.), «Толкования притчей Соломоновых» (рукопись Мате-надарана № 1264) и «Краткого анализа учения Давида Непобедимого» (рукопись Матенадарана № 1695) публикуются на русском языке впервые.
КНИГА ВОПРОШЕНИЙ
Если бы истинность наших слов была предопределена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными... но тогда наши высказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — следами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинности вещи, а вещь определяет истинность мысли.
Все, что существует, имеет причину. И сперва существует причина, а затем то, что ею порождается.
654


Постигнув необходимую причину, мысль приобретает совершенную истинность...
От возникновения и уничтожения вещей стихии не иссякают. Они не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других. Благодаря этому круговороту стихии существуют вечно...
Посредством ощущений мы познаем то, что находится вне нас, посредством мышления — то, что находится внутри нас, а посредством высшего созерцания — то, что находится выше нас, по мере своих сил просвещая себя, чтобы говорить о неисповедимом...
Имеются два вида человеческого познания. Первый — это естественное познание, второй — благодатное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредственно возвышается до постижения божественного...
Познание посредством ощущений, то есть постижение цвета глазом, звука — ухом и так далее, называется чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предлежащий предмет должен быть ясен. Только в этом случае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них...
Человек — господин и владыка всех животных, поэтому все животные имеют опущенную вниз голову, как слуги и подданные, а у человека она поднята вверх, как у князя и царя. Голова у него поднята, дабы язык и руки служили мышлению и труду. Ибо если человек имел бы опущенную вниз голову и обе его руки покоились на земле, он не мог бы трудиться. И поэтому ему нужны были бы удлиненный язык и утолщенные губы для собирания пищи, и тогда язык не мог бы служить разуму так, как он служит теперь.
Если кто-либо спросит нас, что же служит источником возникновения человека, мы ответим: сила семени,
655


находящегося в нас, ибо именно оно есть источник образования материального тела и источник рождения души.
В этом [семенном] веществе потенциально скрыта душа, которая затем проявляется актуально, сообразно с развитием этого вещества. Ибо, когда вещество еще недостаточно развито, в нем проявляется лишь способность к питанию. Когда же складывается ощущение, в нем появляется дыхание. И когда оно принимает облик человека, в нем благодаря заботам бега проявляется разумная душа. Заключенная в этом веществе образующая сила сперва подготавливает материю к жизни, затем к ощущению и лишь потом к мышлению. И это главным образом потому, что природа не может действовать внезапно, она постепенно поднимается от несовершенного к совершенному. Примером этому может служить восход солнца. Сперва появляются лучи, а затем само солнце. Точно так же лучи разумной души появляются в животной и растительной душе. Как саженец сперва должен зазеленеть, и, когда укрепится, — расцвести, и, когда еще более укрепится, начать плодоносить, так и душа, будучи связана с несовершенной материей, обладает лишь способностью питаться, и расцветет, когда утвердится в способности ощущать, а когда еще более укрепится, начнет плодоносить своей способностью мыслить. Разумная душа проявляется вместе с образованием тела...
Если кто-нибудь скажет, что душа предшествует телу, а потом проявляется по частям, то мы на это ответим: выбрось кз головы это языческое воззрение, ибо душа не предшествует телу, как и тело не предшествует душе.
КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЛЕТНИЙ ТОМ)
Разумное познание следует за природой вещей, и сверх природы оно . ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же созерцает то, что выше природы, то есть созерцает бога, и признает творимые им чудеса, которые сверхъестественны...
65в


Мы от природы рождаемся голыми и лишенными всяких благ — и телесных, и духовных — и все приобретаем потом: святость и знание — для души, одежду и другие вещи — для телесных нужд. Мы созданы так, что трудом и старанием находим и то и другое: трудом удовлетворяем телесные надобности, добродетелью и образованием — духовные.
Телесное направляет духовное, духовное нб может обойтись без телесного. Если не действует телесное, то не действует и духовное...
Ощущения — орудия разума, посредством которых он видит, слышит и так далее. Когда они бездействуют, перестает действовать и разум подобно ремесленнику, лишенному своих орудий, который без них не в состоянии создать что-либо.
Душа разумного человека подобна неисписанной доске или вымытому пергаменту — что напишешь на ней, то она и воспримет.
Тело обладает пятью органами чувств, ибо все ощущаемое пятерояко, ведь в мире сверх этих пяти ощущаемых родов сущего нет ничего другого. Поэтому имеется именно пять органов чувств, с помощью которых мы познаем их...
Один человек может справиться с делами одного дома, но ему не под силу множество домов. Поэтому необходимо большинству собираться вместе и искать благо для большинства жителей страны. Наши предводители и князья, как духовные, так и телесные, самовластно, не советуясь, вершили дела, вследствие чего [наше] государство пало, страна лежит в развалинах, а народ наш бежит из страны и рассеивается среди других народов.
КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЗИМНИЙ ТОМ)
Дитя обладает большей способностью к учению по двум причинам. Во-первых, органы чувств его мягки как воск, на котором [легко] запечатлеваются изображения, и, во-вторых, он свободен от мирских забот и грехов. Он, как чистая доска, с легкостью воспринимает
657


все, что напишут на ней. А взрослый человек в противоположность этому имеет заскорузлые органы чувств и отягощен множеством грехов.
Своим разумом мы проникаем во все извилины неба и земли, и ничто не может скрыться от света мудрости...
Как огонь лампады светит, когда связан с материей, так и р'азум, связанный с телом, познает с помощью органов чувств все сущее и исследует его. Мудрость, которую мы приобретаем посредством образования, просвещает разум, который без учения подобен неисписанному камню.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ
Разум — это не испытывающий стыда и бесстрашный судия, ибо не боится бога, ведь он сам себе господин. Он не стыдится и людей, ибо скрыт от них. Он недоступен для подкупа, ибо не нуждается в этом. Он мудр, ибо исследует постоянно. Вот почему он судит истинно и точно...
Богатей, цари и князья не знают меры, всегда и во всем они стремятся к большему. Обладая богатством, стремятся приобрести еще больше. Обладая деревней, стремятся завладеть городом и краем. Имея блестящие наряды, мечтают облечься в, более роскошные одеяния. Точно так же и в еде, в питье, в женитьбе и во всем остальном требуют большего. Не знают они насыщения и всегда алчны.
Князья больше других предают забвению божественные законы. Ради взяток князья забывают их.
Грех одного властелина равен греху, совершенному всем народом...
Простолюдин достоин прощения и пощады, ибо совершает грех не по своей воле, а под гнетом нищеты и, как говорится в притче, ворует, чтобы заморить свой голод. А князь грешит по своей воле, ибо ни в чем не ведает нужды, и потому заслуживает вдвое большего наказания в грядущей жизни.
658

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УЧЕНИЯ ДАВИДА НЕПОБЕДИМОГО
Вся природа сводится к индивиду, и индивид — ко всей природе...
У природы больше возможностей, чем у знания, ибо сперва существует природа, а затем наше знание...

Индивид называется первичной сущностью, а вид и род — вторичной. И предпочтительна первичная сущность, ибо род и вид обладают ею потенциально, а индивид обладает ими актуально. И она называется наилучшей сущностью, ибо вид и род образуются вследствие собирания индивидов, и при упразднении последних исчезают и они; индивиды — самодовлеющие сущности, и от них же зависит существование случайных признаков. Ошибка Порфирия в том, что он обесславил главнейшую и первичную сущность, ибо существование ее поставил в зависимость от случайных признаков.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.