Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 2. Динамика научного знания. Модели роста

1. Динамика научного знания.
Модели роста научных знаний:
а) логико-методологическая концепция науки К. Поппера;
б) парадигмальная модель научного знания Т. Куна;
в) методология исследовательских программ И. Лакатоса;
г) плюралистическая методология науки П. Фейерабенда;
д) концепция личностного знания М. Полани.
3.Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска. Нелинейность роста научного знания.

1. Для знания очень важной характеристикой является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. 
В истории науки существуют два подхода к анализу динамики, развития научного знания:
-  представители кумулятивизма (от лат. cumula - увеличение, скопление) считают, что развитие знания происходит путём постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний;
-  представители антикумулятивизма полагают, что в ходе развития познания не сохраняются какие-либо устойчивые компоненты. История науки представлена в виде непрерывной борьбы и смены теорий и методов.
 Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания.

2.  Сторонники постпозитивизма - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др.,- обратившись к развитию научных знаний, создали различные модели этого развития. 
а) Первой такой концепцией стала логико-методологическая концепция К.Поппера. Поппер рассматривает знание  как изменяющуюся, развивающуюся систему. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Выбор лучшей теории делает науку рациональной и обеспечивает её прогресс.
В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания:
- новая теория должна исходить и простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи; 
 - она должна быть независимо проверяемой;
- хорошая теория должна выдерживать новые и строгие проверки.
 Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию [157-161].
б) Парадигмальная модель научного знания Т. Куна. Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа:
- «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма (совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов);
- «научная революция» - распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду «нормальной науки».
Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс [107].
в) Методология исследовательских программ И. Лакатоса сводится к  универсальную концепцию развития науки, основанную на идее конкурирующих научно-исследовательских программ (например, программы Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.). Под научно-исследовательской программой Лакатос серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ является научной революцией[111-114].
г) Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда сводится к  тому, что существует множество равноправных типов знания. Именно плюрализм  способствует росту знания и развитию личности. История науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое - сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмененное или однолинейный процесс [206].
д) Основные тезисы концепции личностного знания М. Полани сводятся к следующему:
– науку делают люди, обладающие мастерством;
– искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь в непосредственном общении с мастером;
– люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отчуждены от произведенного ими знания;
- в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность.
Для Полани личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего [156].

 3. В последнее время развитие научного познания рассматривают с точки зрения синергетики. Синергетика (от греч. synergos – букв. «син» – со и «эргос» – действие, т.е. содействие, соучастие) – теория самоорганизации, сделавшей своим предметом выявление наиболее общих закономерностей возникновения структур их хаоса. Основоположники синергетического учения - Г.Хакен [229-233] , И. Стенгерс [163], И. Пригожин [163], С. П. Курдюмов [88-89] – считают основной характеристикой современной картины мира неравновесность, которая возникает вследствие открытости системы и обмена энергией с внешней средой Неравновесные состояния создают альтернативность (множественность) развития.
Примечательно, что подобный методологический подход был применен А. Дж. Тойнби  по отношению к общецивилизационному процессу развития, который не идёт по единой схеме,  а предполагает многовариантность развития (21 цивилизация) [197-199]. Цивилизации по разному реагируют на так называемый вызов истории: одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят вызову, что выходят довольно сильными и создают наиболее благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний; есть и такие, которые следуют за первопроходцами, как овцы следуют за своим вожаком[197-199].  
Синергетический подход к развитию науки предполагает следующее:
– наука – это развивающаяся сложная открытая нелинейная система (открытость означает способность к обмену информацией с внешней средой, а нелинейность означает наличие многих случайных направлений развития, обусловленных внутренними или внешними случайными воздействиями;
– самоорганизация науки начинается с хаоса (т.е. неустойчивости), когда в существовании научной системы возможны флуктуации (колебания) – отклонения от средних значений показателей, характеризующих систему;
–  существуют альтернативные пути развития науки, которые формируются в точках бифуркации (раздвоение) – точках выбора стратегии дальнейшего развития;
- будущее состояние науки как бы притягивает, организует, формирует новое бытие науки.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой динамика научного знания?
2. Какова роль письменности и языка в трансляции знаний?
3. Какие модели роста научного знания являются, с Вашей точки зрения, наиболее полными?
4.Назовите и раскройте содержание основных понятий и принципов синергетики.
5. Каковы различия между открытой и закрытой системой?
6. В чем сущность рассмотрения научного поиска в свете синергетического метода?

.

Комментарии (1)
Обратно в раздел философия











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.