Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь

ОГЛАВЛЕНИЕ

В

ВЕКОВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. philosophia perennis) - 1) представление, согласно
которому *философия как таковая существовала всегда: вначале в формах нефилософского
мышления, а затем в виде зрелых концепций. Сторонники идеи -вековечной философии-
настаивали на преемственности между дохристианской и христианской мыслью, а также на том,
что разные философские концепции можно синтезировать на основе единой *истины и в виде
наиболее полного и систематически проработанного ее раскрытия. 2) В Средние века возникло и
более узкое понимание -вековечной философии-, связывавшее ее с традицией Аристотеля в
античности и затем в *томизме. Неразрешимой для сторонников -вековечной философии-
осталась проблема философского *плюрализма, в том числе и в рамках католической мысли. В
противном случае осуществилась бы канонизация томистской традиции как единственно верной.

ВЕРА В ФИЛОСОФИИ - верование или убеждение, еще не получившее обоснования
истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-
либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого
противопоставления находятся априорные предпосылки познания, которые не могут быть ни
строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру, напр., убеждение в
реальности, а не иллюзорности, окружающего нас мира; убеждение в его связанности и
подчиненности закономерностям, постижимым разумом; убеждение в том, что -Книга природы
написана на языке математики-, убеждение в том, что единство мира означает, что есть высший
сверхмировой его источник и др. Е.Трубецкой писал, что вера обнаруживает, являет нам
первоосновы *сущего. Верования подобного рода в истории мысли принимались одними
философами, но ставились под сомнение другими или получали у разные философов разные
концептуальные выражения.

ВЕРА И РАЗУМ (В СРЕДНИЕ ВЕКА) - Появление *схоластической философии связано с
раздвоением веры и разума, вследствие чего возник вопрос об *авторитете веры по отношению к
разуму, теологии к философии. Иоанн Скот Эриугена (IX в.) настаивал, что между разумом,
ищущим истину, и верой в ее -католическом исповедании- не может быть противоречий, ибо
истина одна и она - от Бога. П.Абеляр (XII в.) отошел от критерия церковности веры и заявил,
что в случае несогласования авторитетов вопрос об истине решает разум. Ансельм
Кентерберийский (XI - XII в.) воспринял от Августина (VI в.) идеал -веры, ищущей
понимания-, раскрывающей себя в разуме. Петр Ломбардский настаивал на роли философии как
служанки теологии. Альберт Великий и особенно Фома Аквинский (XIII в.) дали классическое
для схоластики решение: философ мыслит в *естественном свете разума и изучает порядок
природы; теолог - в свете веры и постигает сверхприродный порядок, где действует благодать.
Области компетенции философии и теологии разделены. Но истины веры - богооткровенны и
спасительны, поэтому оправдана субординация философии по отношению к теологии. После
Фомы их баланс сохранялся в *томизме, но оспаривался за его пределами: оппоненты Фомы -
Бонавентура, Иоанн Дунс Скот и др. - отрицали способность *естественного разума
самостоятельно достигать истины в познании Бога и мира и считали высшую познавательную
способность нуждающейся в *благодати, чтобы быть приведенной в действие. У Оккама,
напротив, все связанное с наукой и естественным разумом, было отделено от веры: разум без
всякого отношения к вере познает природу, вера же относится к откровению. Средним векам
удалось сочетать христианскую веру с античной философией, но ненадолго и ценой ряда
уступок: Бога мыслили в основном как высшую Силу, пребывающую над миром и как бы
отошедшую от истории. (См. также: БОГ В ФИЛОСОФИИ; СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
ФИЛОСОФИИ).

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с
которым принципиально важна для жизни человека, когда он осознает себя призванным
согласовать свои действия и поступки с невидимым порядком бытия, созданным его Творцом.
Эта вера - не только убеждение разума, но и открытость сердца к Богу, она - выражение
духовной жажды человека и его любви к Богу, самораскрытие человеческого сердца навстречу
Богу, чуткое внимание к Его Слову, ответ на Его призыв. В христианстве - самоотдача Богу,
явленному во Христе, Богу, призвавшему принимать как братьев всех, кто возлюбил Христа и
Его путь. Вера - ответ человека на обращенное к нему Слово Божие. Вера также - связь со
Христом. Вера вторична по отношению к духовному опыту встреч с Богом, а в зрелых формах
веры - жизни с Богом и в Боге. Полнота веры достигается в раскрытии сил Духа Божия в жизни
верующего.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - 1) любое религиозное объединение со своим специфическим
вероучением, обрядом, организацией и пр. 2) У К.Г.Юнга: -вероисповедание - это исповедание
определенных коллективных убеждений, тогда как -религия- выражает личное отношение к
неким метафизическим, т.е. внемирским факторам-. Если в религии важна связь личности с
Богом и личная ответственность перед Ним, то в вероисповедании преобладает конформизм по
отношению к нему как к общественному институту или государственному учреждению.
Принадлежность к вероисповеданию легко соединяется с безразличием к *религии в
собственном смысле слова. (Сравн.: РЕЛИГИЯ И ВЕРА).

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - см.: ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ВЕЧНОСТЬ (БОГА) - в метафизике *томизма: надвременность *Первосущества, полнота
бытия и совершенство Бога, Его пребывание вне потока изменений и событий во времени в
вечно длящемся настоящем, полная сосредоточенность в нем. Вечность Бога являет себя -не в
Его чистом отрицании времени, а в Его господстве над временем- (К.Ранер и Г.Форгриммлер).
Тварное бытие погружено в поток времени, но именно в нем человеку открывается вечность
Бога. Бог - Творец в вечности, и Его отношение с тварью тоже уходит корнями в вечность.
Лишен смысла вопрос, что делал Бог до того, как Он создал мир, потому что Бог - над всеми
-прежде- и всеми -после-, Он -всегда Творец-, несмотря на то, что тварь осознает себя
ограниченной временем. Ориген (III в.), признавая Бога Творцом в вечности, утверждал, что
тварный мир создан дважды - сначала в вечности, а потом во времени. Это нормально для
христианского *платонизма, но неприемлемо с точки зрения томистской *Простоты Бога:
тварное бытие, фрагментированное, несовершенное и сложное, имеет возможность восходить к
вечности изнутри потока времени и обрести дар вечной жизни.

"ВЕЧНЫЕ ИДЕИ" - у Августина: вечные основания вещей в замысле Божием. -Вечные идеи-
открываются по милости Божией верующему разуму в озарениях ( в актах *иллюминации) и
становятся источником абсолютно достоверного знания. Августин допускал, что -вечные идеи-
могут непосредственно восприниматься разумом духовно зрелого человека. Бонавентура (XIII
в.) отрицал возможность их созерцания из нашего мира: нам доступны лишь смутные образы
-вечных идей-, вследствие чего земное знание несовершенно.

ВИЗИОНЕР (от лат. visio - видение, явление) - тот, у кого бывают спонтанно возникающие
видения - образы и картины, воспринимаемые как объективно реальные, но не имеющие
каких-либо конкретных материальных носителей в нашем мире. Свои видения визионер
интерпретирует как приходящие свыше или с иных планов бытия, поскольку сам он не является
их инициатором и не может своей волей их контролировать. Нередко предлагали
психопатологическое объяснение происхождения видений, но такое объяснение далеко не всегда
является достаточно обоснованным.

ВИТАЛИЗМ (от лат. vita - жизнь) - учение о существовании -жизненного принципа-,
особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого
начала у -виталистов- ясно не фиксируется: в одних трактовках -души- считались жизненными
началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда
мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: -Это та жизненная и магическая сила,
которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она
есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа
сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли,
желания, образы- (А.Койре). Витализм нередко соединяется с *панпсихизмом и *анимизмом и
противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в
эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда
научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики
*личностной жизни.

"ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ" - по Августину, сам Христос, входящий в сердце верующего
человека и начинающий обитать в нем с какого-то момента его духовного возрастания;
-Внутренний Учитель- ведет такого человека по пути духовного восхождения и высшего
постижения, просвещая его сердце и разум светом *благодати, давая подлинное ведение глубин
самого себя и мира, приоткрывая божественную жизнь.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного
развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным
многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной
догматике. Итогом стал *скептицизм, поскольку построение оригинальных, но несовместимых
между собой философских концепций не приблизило мысль к *истине. В Новое время
религиозная мысль отказалась следовать по путям Ренессанса. -Отличие Возрождения от
Средних веков заключается не в избытке, а в недостатке, оно не в том, что в Ренессансе стало
чего-то больше, а в том, что стало чего-то не хватать. Ренессанс... не есть Средние века плюс
человек, но - Средние века минус Бог. И вот вам трагедия: теряя Бога, Возрождение шло к
тому, чтобы потерять самого человека- (Э.Жильсон). -Тайна Возрождения в том, что оно не
удалось... Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно-
(Н.Бердяев).

ВОЛЬНОДУМСТВО - иронически-скептическое отношение к религиозной вере и
нравственности, а также к церковной жизни, характерное в основном для французского
*Просвещения XVIII в., когда все религиозное было отнесено к области *предрассудков и
объяснялось как результат интеллектуальной незрелости и *обскурантизма. Основные
представители: -смеющийся философ- Вольтер, Д.Дидро и др. В Германии и некоторых других
странах в число вольнодумцев попадали также и религиозные мыслители, оказавшиеся за
пределами церквей.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля
первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера
принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает
все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда
действует -воля верить- (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом
воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а
также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна
из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему
верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление
человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В
таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса.
4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми
не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См.
также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

ВОЛЯ - способность человека желать чего-то или предпочитать одно другому; активное
начало в нас, предрасполагающее к достижению самого важного для нас. В понимании
Августина и др. воля стремится к благу. Начиная с Сократа, многие принимали, что воля
человека формируется его разумом, тогда как Августин и др. настаивали на несводимости воли к
чему бы то ни было. В этике человек нравственно ответственен лишь в том случае, когда его
действия совершаются по свободному произволению и с полным пониманием ситуации и своей
роли в ней. Это соответствует принятому ныне пониманию, что воля и разум человека друг
другом не определяются. Начиная с эпохи Возрождения, в западноевропейской философии
считают, что волей обладает автономное *Я человека (-Я хочу-, -Я стремлюсь- и т.д.). В
христианской мысли сохраняется древнее представление, что воля не принадлежит
человеческому -Я-. Это согласуется со словами -да будет воля Твоя-. Грехопадение - падение
воли, отрыв воли человека от воли Творца. Самоутверждающееся -Я- падшего человека
стремится полностью овладеть всем принадлежащим природе человека, в том числе и его
разумом и волей (отсюда -Я хочу- и пр.). Спасение - освобождение природы человека от
порабощающей власти -Я- и ее исцеление (Максим Исповедник, Августин). По Августину, волю
исцеляет благодать, причем непринудительным образом.

ВОПЛОЩЕНИЕ - основная истина христианской веры о соединении Бога и человека во
Христе Иисусе. Получила догматическое выражение в виде *халкидонского догмата.
Вл.Соловьев осмысливал Воплощение как *Богочеловечество. В западной религиозной мысли
эта тема трактовалась без какой-либо связи с церковным учением. Напр., Г.Джоунс считал, что
Воплощение означает имманентность Бога всем людям и его следует рассматривать не как
догмат, а как разумную гипотезу, получившую подтверждении в метафизике абсолютного
идеализма. Р.Кэмпбел увидел Воплощение Божества во всей истории человечества, а Иисусу
Христу приписал роль того, кто выявил изначально таящееся в человеке божественное начало. В
подобных попытках видна сомнительная тенденция придать видимость понятности
сверхрациональному догмату веры.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - согласно Платону, истинное знание идеальных первообразов вещей
нашего мира, хранящееся в глубинной памяти человека и не выводимое ни из какого опытного
исследования; роль последнего в познании сводится лишь к инициированию процесса
-припоминания- (анамнезиса) этих идей. Р.Декарт (XVII в.) считал врожденными идеи
совершенно ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в
каком опытном обосновании: таковы логические и математические идеи, а также *идея Бога. На
их основе Декарт строил здание истинного знания. Критики Декарта заявили, что сознание
человека от рождения - -чистая доска-, на которой лишь опыт пишет свои письмена, что,
впрочем, вовсе и не бесспорно. Для современной философии этот спор потерял свое значение,
речь теперь идет о принятии определенных идей и предпосылок, не требующих обоснования, но
нужных для осмысления опыта в различных исследованиях реальности. Но для религиозной
философии не потеряло своего значения убеждение Бонавентуры и др., что душа имеет
врожденное знание Бога и даваемой им высшей мудрости. Современные христианские
мыслители говорят нередко не столько о врожденных идеях, сколько о врожденных стремлениях
человека к благу, совершенству, полноте жизни, а в конечном счете - к Богу.

"ВСЕ ВО ВСЕМ" (или "КАЖДОЕ В КАЖДОМ") - принцип *пантеистической мысли,
согласно которому божественное бытие пронизывает все вещи, а значит сущность любой вещи,
создаваемая Высшим бытием, есть в любой другой вещи; тем самым любая вещь по своей
сущности присутствует в любой другой вещи. Против этого возражали те, кто настаивал на
реальности иерархической организации мира, разнокачественности всего существующего и на
неприемлемости отождествления Бога и мира. Впрочем, в Новом Завете есть обетование
относительно грядущего преображенного мира: -Да будет Бог все во всем- (1 Кор.15.28).

ВСЕБЛАГОСТЬ - один из традиционных для теологической и религиозно-философской
мысли атрибутов Бога, выражение Его любви и промыслительной заботы о сотворенных им
существах. В ХХ в. в нецерковной мысли ради сохранения всеблагости иногда жертвуют
*всемогуществом: по Н.Бердяеву, в падшем мире всеблагой Бог не может не страдать от зла, и
трагически страдающий Бог, любящий созданную Им тварь, этически выше Бога всемогущего,
но остающегося вне мировой трагедии, где святость, истина и добро нагло попираются силами
зла. Страдать вместе с благим Богом, страдающим в мире, полном человеческого зла, - в этом
один из призывов некоторых протестантских мыслителей ХХ в. В *томизме страдание Бога
исключается благодаря Его *простоте.

ВСЕЕДИНСТВО - -единство всего, принимается в двух главных смыслах: отрицательном или
отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в
том, что общее всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это
общее является различным: так, для материализма оно есть материя, для последовательного
идеализма самораскрывающаяся логическая идея и т.д. Во втором положительном смысле
отношение единого начала ко всему понимается как отношение всеобъемлющего духовно-
органического целого к живым членам и элементам, в нем находящимся. Эта мысль также
принимает определенные видоизменения в различных метафизических системах- (Вл.Соловьев).
Основная трудность метафизики Всеединства - место в ней Высшего. Если оно включается в
общую картину реальности, то становится ее частью и тогда утрачивает значение
онтологическая пропасть между тварью и Творцом. Ослабляется и роль Воплощения и
Искупления в мировой драме спасения. Нередки чрезмерные приближения к *пантеизму
(Николай Кузанский, XV в.) или принятие его (Б.Спиноза, XVII в.). Положительные стороны:
понимание *космоса в его внутренних измерениях; решительное утверждение того, что
культура, политика, социальная и экономическая жизнь должны укорениться в духовно-
нравственных основах жизни; синтетичность мышления, объединяющего знания религиозные,
философские, научные, эстетические и др. (*цельное знание), чтобы преодолеть расколотость
современной культуры. Еще один соблазн: -Во всеединстве нет никакой экзистенциальности. С
всеединством не может быть встречи, не может быть диалога и диалогической борьбы. Бог как
всеединство, есть Бог детерминизма, он исключает свободу- (Н.Бердяев). Л.Карсавин, вопреки
Бердяеву, писал, что Всеединство созидается в духе жертвенной любви через принятие крестной
смерти Христа, через личную жертвенную смерть, на которую каждый свободно идет ради
новой жизни.

ВСЕВЕДЕНИЕ - обычно трактуется как знание Богом в вечности всего происходящего в мире
во всех деталях в прошлом, настоящем и в будущем. Ч.Хартшорн и А.Уайтхед увидели
предпосылку такого понимания в разделении временного бытия твари и вечного бытия Бога. Не
удовлетворяясь этим, они приняли, что время может стать аспектом существования Бога, и тогда
Бог знает будущее не всецело, а только в виде предвидимых Им возможностей и согласно Его
замыслам и воле. Такое воззрение вступает в противоречие с традиционной христианской
верой, что в тварной жизни нет ничего сокрытого от Бога. Некоторые авторы, напр., А.Пикок,
допускают, что Бог сам может накладывать ограничения на свое всеведение.

ВСЕМОГУЩЕСТВО - один из *атрибутов Бога, означает, что Бог способен осуществить в
мире все, что Он хочет Сам, что согласно с Его волей в действиях тварных существ и что
соответствует избираемым Им самим путям и средствам. В истории мысли постоянно ставился
вопрос, есть ли пределы всемогуществу Божию? Традиционные ответы: 1) Бог не может
отрицать Себя. 2) Бог не может того, что противоречит Его природе, мудрости и любви. У
древних Отцов Бог может все, кроме того, чтобы принудить человека любить. Некоторые
схоласты писали, что Бог не может того, чего не хочет, не может совершать недолжное, и Его
истинное всемогущество - неизвращенность Его силы упрямством. 3) Бог не может повелеть
никакой твари стать совершенной, Он ожидает, что тварь внутренне найдет путь, ведущих ее к
совершенству, что будет означать ее движение к Богу. Менее ясны ответы на вопросы, может ли
Бог извлекать добро из зла, может ли Бог сотворить полностью совершенное существо и может
ли Бог сделать бывшее небывшим? Споры идут в первых веков христианства и вплоть до ХХ в.
Нарастание зла в истории побуждает многих не удовлетворяться повторением традиционных
ответов. 4) Согласно С.Франку, в ХХ в. Его всемогущество приоткрывается нам не как внешне
подавляющая сила, а как внутреннее могущество Святыни над нашей волей, как Его (и только
Его) способность превратить злое сердце человека в доброе. Это - неудержимая
притягательная сила, влекущая к себе сердце уверовавшего человека, ставшего на путь святости,
правды и добра, и через сердце такого до конца уверовавшего человека эта сила изливается в
мир. 5) Бог сам ограничил свое всемогущество в отношении к тварному миру: -Есть
определенные области, над которыми Бог пожелал не иметь власти: примером является
дарованная человеку свобода воли- (А.Пикок). 6) В *томизме признание *простоты Бога ведет к
заключению, что Его всемогущество вне всяких сомнений. Аналогично и у Р.Гуардини: -Боге не
противостоит равная сила-.

"ВЫЗОВ И ОТВЕТ" (англ. challenge) - у А.Дж.Тойнби: цивилизации и культуры
формируются и развиваются благодаря серии успешных положительных ответов творческого
меньшинства на проблемы, вызванные изменением природных условий и производственных
возможностей, научно-техническими новшествами, социально-политическими сдвигами, а
также изменением нравственного и религиозного состояния общества. Если творческое
меньшинство не дает адекватного ответа, оно теряет инициативу жизни и уходит (или
выбрасывается) со сцены и вместе с ним вырождается и гибнет та культура или духовная
традиция, которую элита прежде смогла сформировать. Согласно Тойнби, никакая элита не
сможет всегда давать адекватные ответы на вызовы, но достаточно разумная элита может и
должна найти силы продлить свое время жизни. Западную цивилизацию, считал он, уже
невозможно сохранить, но она способна передать свои достижения грядущей мировой
цивилизации. Ей уже нельзя быть безрелигиозной из-за творческого бесплодия материализма и
атеизма, но исторические религиозные традиции Тойнби отклонял, настаивая на -религиозной
контрреволюции- как радикальном отходе и от *нигилизма западной цивилизации, и от
христианской традиции в пользу восточной духовности с ориентацией на *космос.
Христианские мыслители оценивали такой итог его мысли как шаг назад в сторону *язычества.

ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА - у И.Ильина: потеря главного его содержания
- общения человека с Богом, утрата святыни. Его виды: суеверия; психоз страха; опошление и
мертвящий эгоизм; подозрительность или «мраковидение» - «потребность видеть зло в людях
и принимать его за существенное»; скука - «томление души от отсутствия жизненно главного»;
аутизм - установка на центральность своего интереса в религиозной жизни; эротизм и др. виды
страстности; интеллектуализация и др. Спасает от вырождения очищение души и самоотдача
Богу в духе любви и служения.

ВЫСШЕЕ БЛАГО (лат. summum bonum) - в *платонизме: первоисточник всякого блага,
символизируемый Солнцем горнего мира, изливающим лучи блага на все существующее. В
этике: высшая цель наших усилий, то ради чего мы существуем и без чего невозможна полнота
человеческой жизни. "Благо по своей природе стремится к распространению" (Плотин) - по
природе, значит по необходимости. Творец мира в христианской мысли тоже нередко именуется
Высшим благом (или Первоблагом), но Он творит совершенно свободно, мудростью и любовью,
в чем выражается Его *совершенство.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.