Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гностики или о "лжеименном знании". Сборник

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. НЕОГНОСТИЦИЗМ

II. ДОКУМЕНТЫ

Б. ГЕЛИВЕР. ШКОЛЫ МИСТЕРИЙ И ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА. Герметические Ордена

2. Натурфилософы

Прежде чем говорить о деятельности Ордена Розенкрейцеров, следует коснуться тех идей, проводниками которых были Академии Натурфилософов. Эти тайные союзы, члены которых называли себя неоплатониками, а свою науку пансофией или натурфилософией, были настоящими академиями математических и естественных наук. Среди адептов натурфилософии были такие ученые, как Лейбниц, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Парацельс и др., заслуги которых в области естествознания не могут подлежать сомнению, несмотря на то, что некоторые из этих ученых увлекались алхимией и каббалой. Однако раскрытие тайн природы не было единственной целью этих сообществ, не одни занятия наукой связывали и объединяли между собой эти разноименные и разбросанные по всем странам союзы, но, главным образом, общее миросозерцание, своего рода религия и вытекавшая из нее общая цель, более специальная, чем исследование природы.

Научное познание природы разрушило целый ряд традиционных заблуждений и предрассудков, оно дало пищу и остроту взгляда пробудившемуся духу критики. Наука раскрыла перед взором человечества безграничность мироздания. Еще больший переворот повлекли за собою открытия Коперника, Кеплера, Галилея. Теперь только впервые стало ясно, что уму человека доступно цельное, неопровержимое и вполне удовлетворяющее знание, которое обещает в будущем объяснить все, что пока темно... До сих пор церковная догма была для робкой мысли единственно истинною, теперь знание оказалось надежнее всего. Сообразно с этим освобождением от традиционных заблуждений и предрассудков и в силу безмерной веры в доступное человеческому уму знание, натурфилософы не придавали особенного значения искупительной смерти Христа. Они учили, что тот же божественный дух, который был в теле Христа, заложен и во всяком человеке, что и без познания

426

Христа и Евангелия блаженство доступно всем, даже евреям и туркам, если они сумеют из закономерности природы вывести законы для собственной своей внутренней жизни, ибо человек и мир управляются одними и теми же законами развития и разрушения.

Академии натурфилософов получили особенное развитие на почве протестантства в 16-м и 17-м веках. Эти научно-философские союзы присвоили себе приблизительно с 16-го века название неоплатоников под влиянием всеобщего в эпоху Возрождения увлечения языческою культурою Греции.

Увлечение греческой культурою начинается в Италии еще с 15-го века, благодаря наплыву в Италию греческих ученых после взятия турками Константинополя в 1453 году.

В Италии тайные академии натурфилософов возникают с 15-го века. Наиболее замечательными из них были: Academia Romana, Academia dei Secreti, Платоновская Академия, Общество лопатки, Academia della Crusa (Crusa — мякина. Официальной целью этого общества было очищение итальянского языка, которое оно отождествляло с очищением зерна от мякины).

В Германии академии, возникшие по образцу итальянской Академии Мякины, носили литературно-научный характер. К их числу следует отнести "Орден Пальмы", "Братство трех роз", "Орден цветов", "Орден Лебедя" и др.

В Англии среди "невидимых" коллегий первое место занимала Academia Londonensis. Ей предшествовали тайные союзы Macaria, Nova Atlantis и др.

Книги Гермеса. Считают, что натурфилософия находится в тесной связи с учением александрийской школы и что она искала подкрепления древних учений в научных исследованиях, тесно связанных с так называемыми "сокровенными знаниями", между которыми главную роль играла Алхимия. Эта мать химии, главным предметом которой было искание философского камня и элексира жизни, стремилась превращать неблагородные металлы в благородные и обновлять человека физически и духовно. Прев-

427

ращением металлов интересовались еще в Египте и о значительных познаниях в химии египтян свидетельствует их искусство бальзамирования трупов, изготовление врачебных средств и выделка металлов. Наука в древнем Египте была достоянием касты жрецов, которые, позволяя населению пользоваться плодами своих трудов и открытий, окружали свои научные изыскания глубокой тайной. Это тайное знание связывают с именем бога Тота, который якобы изложил свою сокровенную премудрость в 42 священных папирусах. Эта священная литература египтян заключала в себе не только научные сведения, но и догматы их культа и вероучения. Когда в 323 году до Р.Х. полководец Александра Македонского Птоломей основал в Египте династию Птоломеев, произошло особенное сближение греческой культуры с египетской, и греки отождествляли своего бога Гермеса с египетским Тотом. В 240 году до Р. X. папирусы Тота были переведены на греческий язык под названием книг Гермеса или герметических книг. Дальнейшее развитие герметических идей можно проследить в книгах, приписываемых "Гермесу Трисмегисту", часть которых сохранилась до нашего времени. Впоследствии появилось бесчисленное количество сочинений, трактовавших о теории мироздания и о вытекавших из нее способах искусственно делать золото и серебро. Сочинения эти, отличавшиеся чрезвычайно туманным изложением, понятным только посвященным, стали также приписываться Гермесу. Отсюда принято тайные или оккультные, т. е. доступные лишь посвященным науки, называть герметическими. Сочинения, фигурировавшие под именем книг Гермеса, распространились по всем владениям Римской Империи, а в средние века пользовались величайшим авторитетом среди всех приверженцев сокровенных наук.

Основы алхимии. Алхимические искания представляли в ту пору, когда князья и государи духовные и светские бесполезно приносили целые богатства в жертву обманчивой мечте, широкое поле для низменных, корыстолюбивых стремлений и всякого рода шарлатанства и эксплуатации ближнего. Неудержимое стремление к достижению высших земных благ посредством сокровенных познаний

428

приняло в средние века характер какого-то стадного безумия и много содействовало популярности тайных организаций и тайных учений.

Основные положения алхимического миросозерцания, из которых вытекала надежда найти философский камень, следующие: 1. Вечность и единство первоначальной материи.

2. Весь мир в его разнообразных формах и проявлениях создался и развился из этой вечной первоначальной материи по тем же самым законам, по которым рождается и развивается все существующее в природе.

3. Основной закон, по которому создался и существует мир, зиждется на первоначальном различии полов (см. Инь и Янь). Согласно этому закону, металлы размножаются таким же путем, как животные и растения, т. е. благодаря взаимодействию двух различных полов.

Исходя из принципа, что природа всегда стремится к совершенству, считая, что золото, в силу единства материи, имеет те же основные части, что и другие металлы, и является совершеннейшим из них лишь благодаря наличности известных благоприятных условий, сопровождавших его образование в недрах земли, алхимики полагали, что низменные металлы были чем-то вроде выкидышей материприроды. Задача алхимиков сводилась к тому, чтобы исправить ошибки природы и поставить ее выкидышей — неблагородные металлы в те благоприятные условия, которых им недоставало, чтобы стать золотом или серебром.

Для этого надо было доискаться, каким образом металлы размножаются, и заставить их совершить этот процесс в ретортах алхимиков подобно тому, как они совершают его в недрах земли. Такая трансмутация получалась через прибавление к расплавленному неблагородному металлу (обычно олову) незначительной дозы философского камня.

Под философским камнем алхимики понимали следующее: от небесных светил исходит тончайшая, невидимая глазу радиация, которая заключает в себе жизненную силу, необходимую для воспроизведения и развития всех форм природы. Эта радиоактивная энергия проникает во все поры и извилины земного шара и дает жизнь всему

429

существующему. Алхимики надеялись сконденсировать эти астральные токи сперва в жидком виде, а затем обратить в порошок, который и должен явиться тем философским камнем, который искали фанатики и в который верили ученые.

Интересно отметить, что современная наука не отрицает возможности превращения химических элементов, но видит эту возможность не в философском камне, а в расщеплении атомов.

Натурфилософия в общем смысле — философия природы, наряду с естествознанием она предполагает, что наука о природе не исчерпывает своего предмета, что естествознание оставляет неразрешенными некоторые проблемы, которые разрешимы лишь умозрением, истолковывающим факты, устанавливаемые естествознанием. Так, например, вопросы о пространстве, материи, силе, связи души и тела. эволюции, телеологическом и механическом использовании переступают границы естествознания и относятся к той области 4^илософии, которая обозначается словом метафизика и, в частности, натурфилософия.

Когда не было строгого разграничения философии и науки, всякое знание о природе было натурфилософией; так, первый период греческой философии всецело был натурфилософским. Начиная с Платона, философия становится цельным знанием, натурфилософия теряет свое господствующее положение и делается частью системы цельного знания. Средние века — патристика и схоластика — не давали благоприятной почвы ни для естествознания, ни для философии природы; только в эпоху Возрождения вновь появляется древняя греческая натурфилософия — атомистика и самостоятельные попытки философии природы у Телсзия. Настоящая наука о природе возникает в конце 17-го века, но главные ее представители в эту эпоху, на основании исследования фактов, строят и философию природы (Декарт, позднее Лейбниц и Кант).

Термин натурфилософия в точном смысле слова применяется к немецкой идеалистической философии, главным образом, к направлению Шеллинга и его учеников (Окена, у нас Велланского и др.). Это направление, вследствие

430

априорной конструкции не только теории, но и фактов, привело к тому, что наука о природе стала относиться с пренебрежением к философии природы и стала требовать объяснения природы без всякой метафизики. Вражда между естествознанием и натурфилософией, захватившая вторую половину 19-го века, была недоразумением, ибо материалистическое и механическое объяснение явлений было такой же философией природы, как конструкция Шеллинга и его последователей, но построенной на иных, враждебных идеализму началах. Постепенно эта неестественная вражда ослабела, вместе с ослаблением материалистических и позитивных тенденций; естествознание убедилось в необходимости умозрительных идей, связывающих в одно целое различные части научного исследования. Такова, например, идея эволюции, которая, хотя и внешним, схематическим образом объединяет все явления органического мира. Естествознание, как и все другие науки, убедилось в необходимости исследований методологического и гносеологического характера ранее построения какой-либо догматической системы, поэтому Ф. Шульце, в сочинении "Philosophic der Naturwissenschanen" называет натурфилософию "теорией знания о природе или естественной теорией познания". В сближении естествознания с философией большая роль принадлежит новокантианству, старавшемуся выяснить природу "данного". "Природа, — говорит Липпс, — не дана естествознанию, она последовательно строится человеческим духом. Место природы не в начале, а в конце естественнонаучной деятельности; она есть результат этой деятельности". В "Творческой эволюции" Бергсона мы видим полное слияние естествознания и философии природы, т. е. установление того союза философии и науки, который существовал у Платона и Аристотеля.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.