Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел первый
"ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ"

Глава IV
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Религия представляет собой одну из областей
духовной культуры (лат. culture - возделы-
вание, воспитание, образование, почитание).
В качестве плодотворно "работающего" в религиоведении примем
следующее определение культуры: "это совокупность способов и
приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые
реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и пред-
ставлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поко-
лениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей
(под углом зрения владения соответствующими способами, приемами
и постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в виду
соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях
жизни - в экономике, политике, морали и т. д., подразумевает опре-
деленные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и обще-
ства"
Культуросозидание совершается в области как материального, так
и духовного производства. И в той и в другой есть свои предметные
носители. Предметами-носителями культуры в сфере материальной де-
ятельности являются орудия и средства труда, искусственно создан-

61

ные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, сред-
ства связи и транспорта, а воплощениями духовного производства вы-
ступают язык в звуковой и письменной формах, различные
искусственные знаковые системы (например, схемы, карты, "язык" ма-
тематики), книги, газеты, произведения искусства.
В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное
и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятель-
ности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные про-
дукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.
Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования
человеческой активности, включающие нормы, правила, требования,
эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством куль-
туры наделены учреждения и институты - образования, воспитания,
управления, власти.
Развитие и функционирование культуры возможно лишь в кон-
тексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные
предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным
сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и груп-
пы обеспечиваются "свечение" и движение культуры. Чтобы дейст-
вовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры,
представители новых поколений должны овладеть умениями, навы-
ками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В
труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимо-
действие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опред-
мечивание представляет собой воплощение в объективных предметах
человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание -
это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством
которых произведены те или иные предметы - носители культуры.
Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они оста-
ются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувст-
венной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную
реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувствен-
ными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором
откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи,
отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных
носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в
этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества
или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном
предметном носителе, оно представляет собой обобщение действитель-
ности.
Значение относится к разряду объективно-общественных явлений,
но входит и в духовный мир отдельного человека. Усваивая опыт пред-
шествующих поколений, индивид овладевает совокупностью значений.
Становясь фактом индивидуального сознания, значение не теряет
объективного содержания, однако наделяется личностным смыслом.

62

Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, в условиях
которой происходят формирование и развитие личности* Данная среда
транслирует индивиду общественные значения в конкретизированном
виде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений"
По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо-
собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит
"переработка" значений. Они соотносятся с потребностями, интересами,
целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смысл
выступает как освоенное личностью значение.
Соотношение религии Рассмотрим решение вопроса о соотношении
и культуры религии и культуры в христианской теологии.
В ней понятие "культура" не является базо-
вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз-
нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласно
католическим воззрениям, культура - философия, мораль, искусство,
техника - представляет собой исторический факт, продукт деятель-
ности человека: лишенная религиозного измерения, она не является
подлинной культурой. Христианство - это не культура, а религия,
поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен-
ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство не
безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить
себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре-
хом. Существует "христианская квалификация культуры". По мнению
Иоанна Павла II, культура представляет собой "привилегированный
сектор евангелизации". Последняя, будучи автономной от культуры,
должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение
Евангелия в какой-либо культуре - "инкультурация" - совершается
через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству
- достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее
возвышенном даре - даре любви, человек поднимается через cultura
animi ("культура души"). Чтобы культура сложилась как подобает,
весь человек должен участвовать в этом - вся его творческая сила,
разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер-
твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу*
Папа говорит: "...первым и самым важным является тот труд, который
совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается
в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя
и своего предназначения. Именно этой плоскости касается
специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль-
туры"1. Подлинной культурой является христианская (католическая)
культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев-
ного стимула, данного религией.
Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают
религию. Обратим внимание на идеи "единой философии культа", раз-

63

работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит над
явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии:
искусство родилось как культовое, наука и философия явились как
попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч-
но базировались на религиозных заповедях. Культ - "средоточное"
место культуры, в узком смысле он - богослужение, богослужебное
действие, а в широком - феургия (греч. theurgea - богоделание). Фе-
ургия является "материнским лоном всех наук и искусств"2. В культе
встречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре-
менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры.
Культура - это то, "что от культа присно отщепляется, - как бы про-
растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни - это
первичное творчество человека; культурные ценности - это производ-
ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа..."3. Вспомогатель-
ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа,
в процессе усложнения и автономного развития превращаются в "свет-
скую философию, светскую науку, светскую литературу"4.
Немецко-американский протестантский теолог и философ П.
Тиллих (1886 - 1965) в своей "теологии культуры" исходит из идеи
отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа-
дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче-
ском времени. Главное для П. Тиллиха - "определить способ
соотнесения христианства и секулярной культуры"5. Религия и куль-
тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство.
"Религия, - полагает П. Тиллих, - есть высшая забота... Религия
есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека"6, она
питает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль-
туры, а культура - форма религии. Субстанция и форма постоянно
стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез.
Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря,
религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де-
струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче-
скую ситуацию - Кайрос (греч. kairos - надлежащая мера, норма,
надлежащая пора) соединяет ее с "вечным значением" и придает фор-
ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечного
во временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную
(греч. theos - бог, nomos - обычай, порядок, закон), гетерономную
(греч. heteros - другой), автономную (греч. autos - сам). Теономная
культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную
духовную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. В
историческом отчужденном существовании представлены гетероном-
ный и автономный типы. Гетерономная культура - это крайне ав-
торитарная система, которая подчинена религии, а автономная
выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо-
центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,

64

религиозный опыт, хотя бы в негативной форме - переживания пус-
тоты и бессмысленности.
Осознание явлении культуры началось со сферы материального
производства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначале
употреблялся термин "агрикультура" (лат. agricultura - уход за зем-
лей), а впоследствии уже слово "культура" стало обозначать и город-
ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называния
явлений духовного порядка.
Исторически первой областью духовной жизни была мифология,
которая синкретически объединяла разные способы освоения мира -
знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис,
орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче-
ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются
различные сферы духовной культуры - искусство, мораль,
философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль-
туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще-
ствления бытия человека в области как материальной, так и духовной
деятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколения
к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач-
ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на-
уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали
единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные
эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивное
выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и
философия в античности, религия - в средние века, философия - в
XVIII - XIX вв., наука - в XX в.
Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре-
делах собственной области синтезирует определенные явления искус-
ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует
традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в
религиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии "звез-
дным часом", она доминирует, охватывает почти всю область куль-
туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.
В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма к
капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус-
ство, мораль, наука - постепенно освобождались от религиозного
санкционирования. Приведем данные американского социолога, рус-
ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про-
цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическая
философия составляла 100% содержания философских систем, то в
XX в. (1900- 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие
и распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг-
ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се-
куляризации философии. В XX в. (1900 - 1920) доля эмпиризма во
всех философских системах составляла 53%, материализма - 23,3,

3 3ак. 536 65

скептицизма - 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние века
определялись почти полностью религией, а затем религиозная
ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус-
ство составляло: до X в. - 81,9%, в X - XI - 94,7; в XII - XIII -
97; в XIV - XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1;
в XIX - 10; в XX в. - 3,9%8. Постепенно происходила и секу-
ляризация этических систем, выражением чего было появление и
развитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде-
монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли
соответственно в IV - XIV вв. 100 и 0%, в XV - 91,3 и 8,7; в XVI
- 56,5 и 43,5; в XVII -61,6 и 38,4; в XVIII - 63,7 и 36,3; в XIX
- 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) -57 и 43%9.
Религиозная культура Религиозная культура представляет собой
сложное, комплексное образование, все аспек-
ты религии как общественной подсистемы находят выражение в
социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность
имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че-
ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ-
лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы,
передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным
центром является культ.
Содержание культурных ценностей задается религиозным соз-
нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на-
полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями,
мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на
гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет-
воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальных
носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается
предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа
(идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.
В религиозных системах шло накопление опыта развертывания
отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя-
зей, управления поведением людей. Организационная сторона
религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ-
ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических
исследовании и образования, в проведении экономической, коммер-
ческой, благотворительной деятельности.
Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо-
раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных
мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и
язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические,
логические, социологические, антропологические и другие проблемы.
Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией
система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-

66

стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским,
исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет
собой область созидания, восприятия и трансляции художественных
ценностей, в которых "живут" религиозные символы.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют
те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред-
ственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа
и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали,
искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную
и культовую деятельность, в церковную жизнь.
Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон-
фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных
религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская,
буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных
конфессиональных разновидностях) культура.
Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам,
в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру
в целом, а также на отдельные ее части.


Обратно в раздел Религиоведение
Список тегов:
религия и культура 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.