Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава XI
СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон-
фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль-
ты", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных
явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е
годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,
исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего
христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-
ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в
социальные структуры, традиционные религии оказались "ответствен-
ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-
стях потребительского, технократического общества, чувство
одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо-
логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки
жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в
общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира,
рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-
сшей мудрости и морали.
Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен-
но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-
ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме
разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,
"нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей,
выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века"
их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-
ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль
духовного пастыря.
Особенности Новые "нетрадиционные культы" представля-
и классификация ют специфический тип религиозной
"нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-
ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким
авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна
оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-
ющим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чув-
ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,
используется "техника" психологического манипулирования, психоте-
рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию
в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные
межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

171

филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно
условно разделить на пять групп.
1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны",
"Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све-
та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.
Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще
всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический
путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного
божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта
истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.
Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,
слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-
ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-
ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов
или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-
учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-
пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет
гуру, свами.
2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации",
"Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха-
рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных
религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-
водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,
высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление образуют "Церковь сайенто-
логии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", про-
поведующие связь Земли и высших космических сил, "космического
разума". В этих культах различным физическим приборам приписы-
вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации
или даже измерения воздействия на физическую, биологическую
природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и
факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики
и окружающей природы.
4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися
традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-
торитет получают новые магические учения и институты, соединя-
ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и
современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-
нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение
Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.
Значительное распространение получили спиритические движения, на-
чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,
практикующие общение с душами умерших.
5. "Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

172

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-
величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими
источниками зла - демонами, сатаной и др. "Церковь Сатаны",
например, провозглашает себя сознательным носителем зла и
антиподом христианства.
Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,
деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию",
учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим
культам. "Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые
идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя
и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют
медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-
мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую
черпают из христианской и светской западной философии. В целом
это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.
Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и
культовой практики последователей многих "религий XX века", в них
на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона
культа.
Обратим внимание на особенности "Церкви Унификации" Сен Мен
Муна (р. 1920), или "Ассоциации Святого Духа для Единения
Всемирного христианства", и "Международного общества Сознания
Кришны".
"Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна,
существует единый Бог, отец всех наций,
извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и
других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога
вне границ традиционных религий.
Человеческая история складывается из трех периодов: "век Ветхого
Завета", "век Нового Завета", "век Завершенного Завета". Каждому
веку Бог сообщает "истину" в определенном объеме, учитывая духов-
ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,
предназначенная для первого и второго периодов, содержится в
Библии. В 1960 г. начался последний период - "век Завершенного За-
вета". Мун объявил свой труд "Божественный принцип" существенным
дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего
периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной
любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-
ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-
этому социальной революции должна предшествовать духовная
революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить
мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью
и настоящей верой.
Его церковь во всем мире функционирует как "семья". В ней отсут-

173

ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, -
составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-
твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется
в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация
практической деятельности человека. В этом суть "нового рождения".
Мун считает, что "обновление" человечества, практическое осу-
ществление идеала единого мира под Богом требуют построения
инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой
деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в
области средств массовой информации, промышленности, научных и
технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.
Идеология "Божественности" является сильной мотивацией круп-
ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-
ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,
госпитали и т. д. "Церковь Унификации" представлена более чем в
130 странах мира.
"Международное общество Основатель этого общества - индийский про-
Сознания Кришны" поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по-
(исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта
Свами Прабхупада, изложил свое учение в
книге "Бхагават-гита как она есть" и других работах.
Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-
ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,
Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной
личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,
могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект,
всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная
сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме
выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого
живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен
и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами
энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей
мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно
множеству его действий. Главное его имя - Кришна ("Всепривлека-
ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.
Остальные боги (как ведической литературы, так и других
религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны
или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из
инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-
цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается
лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим
энергиям, он находится в каждой точке мироздания.
Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души
и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной

174

Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является
тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив
своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится
под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве-
жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о
своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.
причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива
имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-
бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути
развития в себе Сознания Кришны.
В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-
вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-
гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,
философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает
тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к
почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На
планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-
ность, безумие), за что получают тела животных.
Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-
териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с
Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем
использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть
дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального
мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может
каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-
дет со всей преданностью служить Кришне.
Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а
свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации
(развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-
йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это
Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-
расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-
ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя
как женское начало, пракрити.
Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку
смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь
к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-
го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.
Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-
местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных
инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-
лючительная роль в культе принадлежит мантре ("очищение ума"):
"Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама
Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это "воспевание святых имен Гос-
пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

175

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-
ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-
ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру
помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-
тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-
можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает
секретную "защитную" мантру, с которой ученик может обратиться
к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-
разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-
ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть
во всем беспричинную милость Бога.



Обратно в раздел Религиоведение











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.