Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Древняя литература дошла до нас в неудовлетворительном состоянии. При
неграмотности подавляющего большинства населения Римской империи, при
отсутствии книгопечатания, когда каждый экземпляр книги (рукописи в форме
свитка) приходилось переписывать от руки, книга была предметом роскоши,
доступным только любителю. Правда, существовали и обширные мастерские по
изготовлению рукописей (известно, например, предприятие по изданию
рукописей, принадлежавшее другу Цицерона Аттику), а отдельные библиотеки -
государственные и частные - хранили у себя громадные количества рукописных
свитков. Основанная в III в. до новой эры Александрийская библиотека
(Brucheion) содержала 700 000 экземпляров книг, а составленный
ученым-библиотекарем Каллимахом (около 250 г. до новой эры) каталог
Александрийской библиотеки представлял собою огромный научный труд в 120
книгах. Но такие коллекции не могут ни в какой мере заместить массового
издания книг, невозможного для той эпохи. Книга, то есть рукописный свиток,
была редкостью, доступной лишь немногим. Но и эти книжные фонды античности
были беспощадно уничтожены христианской церковью, последовательно
искоренявшей все "языческое", все, что могло хоть в малейшей степени
повредить ее господству. Однако литературная традиция продолжалась, и
переписка произведений античных авторов хоть робко и редко, но велась. До
529 г. в Афинах продолжала существовать Платоновская академия, окончательно
закрытая Юстинианом. Но и после ликвидации этого последнего убежища
"язычества" занятия греческой и римской литературой - хотя бы для
надобностей школьного преподавания - не прекращались. А отдельные любители
тщательно хранили и копировали древние манускрипты. В IX в. Фотий написал
свою "Библиотеку", где он дает критический обзор 280 книг и многочисленные
выдержки из них. Константин Багрянородный, Свида, Евстафий и их труды
свидетельствуют, что древняя литература всегда имела читателей и
почитателей; да и научное изучение античности не прекращалось, о чем
свидетельствуют многочисленные схолии (примечания, комментарии) к Гомеру,
Гесиоду, Вергилию, Лукиану, Платону, Аристотелю, Плавту, Аристофану и многим
другим.
При всем том количество сохранившихся древних рукописей ничтожно. Едва
сотню можно насчитать рукописей, которые были бы древнее XII в.; оригиналы,
с которых списаны многочисленные рукописи, легшие в основу наших печатных
изданий, погибли. Интересно, что некоторые древние тексты сохранились
благодаря экономии, которую соблюдали монахи при расходовании дорого
стоящего пергамента. Для изготовления своих "священных" текстов они
использовали старые "языческие" пергаментные рукописи, с которых
соскабливали и смывали написанное, чтобы на очищенном таким образом
пергаменте написать какую-нибудь богословскую чепуху. Но эти т. н.
палимпсесты сохранили на себе следы первоначального языческого текста, и при
помощи сложных химических реактивов удается героическими усилиями
восстановить этот текст. Таким путем открыты комедии Плавта, "Институции"
Гая, "Республика" Цицерона и др.
Но и то, что сохранилось от древней литературы, дошло до нас в
плачевном состоянии. Часто от многотомных трудов сохранились лишь небольшие
отрывки. Да и дошедшие до нас тексты подверглись в процессе многократной
переписи в течение веков бесчисленным искажениям. Редакторская работа,
имеющая хоть какую-нибудь научную ценность, в древности проводилась над
рукописями редко. Издания вроде текстов Гомера, над которыми трудилась
плеяда ученых александрийских библиотекарей - Зенодот, Аристарх, Аристофан,
Дидим и другие - были исключением. Каждый переписчик неизбежно вносил свои
искажения, чаще всего по небрежности и невежеству, а иногда и сознательно.
Читатели часто делали свои пометки на полях рукописи и между строк, эти
пометки после дующий переписчик вносил в текст; а если переписчик был для
этого достаточно грамотен, он не стеснялся "исправлять" автора по своему
усмотрению. Наиболее частым видом искажения древних текстов является
интерполяция, то есть вставка переписчика или редактора, имеющая целью
приписать автору из тех или иных соображений то, чего он в действительности
не писал. Грубые интерполяции разоблачить не трудно. Но там, где
интерполятор сделал свое дело умело и тонко, сумев подделать стиль автора,
избежать анахронизмов и т. п., интерполяцию вскрыть нелегко, и в таких
случаях многое зависит от установки того ученого, который изучает
соответствующий текст. Так, если Плиний Младший в письме к Траяну по поводу
христиан сообщает, что вследствие бурного роста христианства совершенно
прекратился официальный римский культ, то ученый богослов не усматривает
здесь интерполяции; ведь он принимает на веру церковную сказку о том, что
уже в I в. христианство заполнило весь мир. Но мы-то знаем, что в начале II
в., когда Плиний писал свое письмо - а самый исторический факт существования
этого письма отрицается рядом историков,- христианство еще не успело
завоевать прочных позиций, что церковь только еще начинала складываться и,
следовательно, если даже допустить подлинность письма Плиния, преувеличенное
изображение христианства как грозной силы, успевшей подавить все местные
культы,- позднейшая вставка христианского переписчика.
В гораздо лучшем положении мы находимся, когда обращаемся не к копиям,
а к оригиналам, сохранившимся в виде надписей, папирусов, черепков и тому
подобных подлинных памятников древности.
Греческих, латинских, коптских, сирийских и иероглифических надписей -
на гробницах, статуях, алтарях, памятных досках, стенах храмов и дворцов,
триумфальных колоннах и так далее- имеется в настоящее время такое великое
множество, что пользоваться ими систематически стало уже невозможно. В
1828-1874 гг. был издан свод греческих надписей - Corpus Inscriptionum
Graecarum но этот "корпус" успел устареть до выхода его в свет и наряду с
ним стали выходить специальные сборники - Corpus Inscr. Atticarum, Corpus
Inscr. Graeciae septentrionalis и др. С 1873 г. берлинская Академия наук
стала издавать новый всеобъемлющий свод - Inscr. Graecae;
издание это еще не закончено, но и оно никак не может поспеть за вновь
открываемыми надписями, изо дня в день публикуемыми в многочисленных
специальных журналах. Для научных работ приходится пользоваться кроме
новейших публикаций в журналах выборками Диттенбергера ("Sylloge Inscr.
Graecarum" и "Orientis gr. Inscr. selectae"), Мишеля (Recueil d'inscriptions
grecques), Канья (Inscr. Graecae ad res Romanas pertinentes) и др.
Латинские надписи собраны в Corpus Inscr. Latinarum, непрерывно
пополняемом новыми находками. Опять-таки практически приходится прибегать к
выборкам Дессау, Орелли, Брунса и так далее.
По содержанию своему надписи охватывают самые различные стороны личной
и общественной жизни древности. Достаточно назвать наиболее знаменитые -
Fasti consulares, списки консулов, составленные по распоряжению Августа и
высеченные на мраморных плитах во дворце императора; Monumentum Ancyranum -
завещание Августа, предназначенное для его мавзолея; эдикт префекта Египта
Тиберия Юлия Александра; указ Клавдия о даровании прав римского гражданства
варварам (Lapis Lugdunensis); указ Диоклетиана о предельных ценах на товары;
статут императорского имения - ad exemplum legis Mancianae; "Паросский
мрамор", содержащий греческую хронику от мифического Кекропса до 264 г. до
новой эры
Представляя собою бесспорно подлинные исторические памятники, надписи
не лишены и дефектов. Каменщики, высекавшие надпись, были, конечно,
малограмотны и вносили множество искажений в текст: недостаток места и
трудность работы заставляли часто делать пропуски, извращающие смысл текста;
то же стремление к экономии места побуждало заменять отдельные слова и целые
фразы инициалами, которые не всегда удается расшифровать; к тому же
разрушительное действие времени сказывается и на состоянии надписей, которые
часто не удается прочесть, несмотря ни на какие усилия;
поэтому-то воспроизводимые в печати надписи пестрят многоточиями.
Другим бесценным источником для изучения древности служат папирусы. Так
называется, собственно говоря, болотное растение, произрастающее в Египте,
Из сердцевины его стебля в древности изготовляли гладкие листы писчей
бумаги, обладающие необыкновенной устойчивостью в условиях египетского
климата. Благодаря этому сохранились папирусы величайшей древности;
древнейший из них относится к 2600 г. до новой эры Исписанные листы
папируса, или, короче, папирусы, стали предметом изучения сравнительно
недавно. В 1778 г. европейский антиквар купил впервые папирусный свиток у
египетских крестьян, которые на его глазах сожгли около 50 папирусов, чтоб
насладиться их ароматным дымом. С тех пор изучение папирусов стало предметом
специальной науки. Папирусы на греческом, латинском, коптском, еврейском,
арамейском, персидском, эфиопском языках, папирусы иероглифические и
демотические добываются путем специальных раскопок в Оксиринхе, Файюме,
Сиене, Фивах и других древних городах Египта. Количество публикуемых
папирусов в последние годы настолько возросло, что ориентироваться в них
становится уже трудно без особых указателей и справочников. Обзор текущих
поступлений дается в журнале "Archiv fur Papy-rusforschung".
Помимо литературных произведений (например, знаменитый папирус, на
котором записан единственный экземпляр Аристотелевой "Афинской политии") мы
имеем на папирусах богатейший ассортимент документов о личной и общественной
жизни, об экономике, финансах, праве, суде, политике, технике, педагогике,
об официальном регламенте и интимных буднях жизни отдельных жителей Египта
за период в несколько столетий.
Разбор и чтение папирусов представляет значительные трудности. В
течение тысячелетий пребывания в земле, в мусорных ямах, в старых могилах,
под развалинами зданий и тому подобных местах папирусы сильно пострадали;
кроме того, разнообразие вычурных почерков, многочисленные сокращения слов,
стенографические знаки, редкие местные слова, коверкание греческого языка
малограмотными разноплеменными жителями Египта - все это создает подчас
неодолимые трудности для расшифрования и правильного понимания папирусных
текстов. Язык этих текстов настолько отличается от тогдашнего разговорного
греческого языка, не говоря уже о классическом, что явилась потребность в
издании специального словаря для чтения папирусов. Приходится путем более
или менее остроумных догадок и сопоставлений восстанавливать первоначальный
текст, что обычно отмечается в печатных изданиях целым рядом условных
обозначений, указывающих характер исправлений и дополнений, сделанных
специалистом-издателем.
По характеру письма и отчасти по содержанию близко к папирусам подходят
черепки - остраки. Черепки в Греции издавна служили материалом для письма; в
частности, они применялись для подачи голосов, откуда произошло слово
"остракизм" (голосование на черепках об изгнании того или иного
политического деятеля). При дороговизне пергамента и папируса остраки
служили писчим материалом для бедноты; на них писали короткие записки,
квитанции, расписки, небольшие заметки, счета и т. п. Ими пользовались и
государственные учреждения - главным образом для квитанций об уплате
налогов. Большое собрание остраков-свыше 1600-опубликовано Ульрихом
Вилькеном (Griechische Ostraka aus Nubien und Aegypten. 1899); публикация их
непрерывно продолжается в специальных журналах по археологии, папирологии и
т. п.
Большое достоинство папирусов и остраков заключается в том, что на
большинстве их сохранились даты. На латинских текстах летосчисление ведется
по римским консулам, годы правления которых большей частью известны по
другим источникам. На всем Востоке годы обозначались по царствованию
императора, причем в Египте с 1-го дня месяца "тот" (thoth), следующего за
воцарением нового императора, считается 2-й год его царствования, даже если
это событие случилось за несколько дней до 1-го тота. Египетский календарь
(а мы имеем дело главным образом с египетскими документами) имеет 12 месяцев
по 30 дней, к коим прибавляется в конце года еще 5 прибавочных дней
(epagomenai). Таким образом, зная хронологию царствования римских
императоров и египетский календарь, можно точно установить дату написания
документа (примеры тому даны в содержащихся в настоящем сборнике текстах).
В латинских текстах годы датируются обычно по правлению консулов,
ежегодно переизбиравшихся. Так как годы правления консулов хорошо известны
по историческим памятникам, в частности по fasti consulares (консульские
списки), то такая датировка вполне достаточна. Что касается календаря, то
римский юлианский хорошо известен. Названия месяцев: январь, февраль, март,
апрель, май, июнь, квинтиль (июль), секстиль (август), сентябрь, октябрь,
ноябрь, декабрь. Квинтиль и секстиль были переименованы в честь цезаря. Но
августом иногда называли не только 8-й (по римскому исчислению 6-й) месяц,
но и любой другой, если на этот месяц приходился день рождения царствующего
императора. Первый день месяца назывался календами, 5-й - нонами, 13-й -
идами, и счет дней в месяце велся применительно к этим трем числам, причем
дни отсчитывались по отношению к будущему основному числу; поэтому наше 2-е
число обозначали: 4-й день до нон, 3-е - 3-й до нон, 4-е - канун нон и так
далее
Вот для примера месяц январь:

1 -
- Календы января (Kal. ian.)

2-
- 4-й день до нон (ante diem IV Non. ian.)
3-
- 3-й день " " (ante diem III Non. ian.)

4 -
- Канун нон (pridie Non. ian.)

5-
- Ноны (Nonis ian.)

6-
- 8-й день до ид янв. (a. d. VIII Id. ian.)
7 -
- 7-й день " " " (а. d. VII Id. ian.)
8-
- 6-й день " " " (а. d. VI Id. ian.)

9-
- 5-й день " " " (а. d. V Id. ian.)
10-
- 4-й день " " " (а. d. IV Id. ian.)

11 -
- 3-й день " " " (a. d. Ill Id. ian.)

12-
- Канун ид янв. (pridie Id. ian.)

13-
- Иды янв. (Id. ian.)

14-
- 19-й день до февральских календ (а. d. XIX Kal. Febr.)

15-
- 18-й день " " " (а. d. XVI1I Kal, Febr.)

16-
- 17-й день " " " (а. d. XVII Kal. Febr.)

17-
- 16-й день " " " (а. d. XVI Kal. Febr.)

18-
- 15-й день " " " (а. d. XV Kal. Febr.)

19-
- 14-й день " " " (а. d. XIV Kal. Febr.)
20-
- 13-й день " " " (а. d. XIII Kal. Febr.)
21 -
- 12-й день " " " (а. d. XII Kal. Febr.)
22-
- 11-й день " " " (а. d. XI Kal. Febr.)

23-
- 10-й день " " " (а. d. Х Kal, Febr.)

24-
-9-й день " " " (а. d. IX Kal. Febr.)

25-
- 8-й день до февральских календ (а. d. VIII Kal. Febr.)
26-
-7-й день " " " (а. d. VII Kal. Febr.)
27-
- 6-й день " " " (а. d. VI Kal. Febr.)

28-
- 5-й день " " " (а. d. V Kal. Febr.)

29-
-4-й день " " " (а. d. IV Kal. Febr.)

30-
- 3-й день " " " (a. d. Ill Kal. Febr.)
1
31 -
- Канун февральских календ (pridie Kal. Febr.)

В египетском календаре все месяцы имеют по 30 дней;
к концу года прибавляется пять дней - hai epagomenai;
год начинается с 1 числа месяца thoth.

thoth 29 авг.- 27 сент. phaophi 28 сент.- 27 окт. hathyr 28 окт.- 26
нояб. choiak 27 нояб.- 26 дек. tybi 27 дек.- 25 янв. mechir 26 янв.- 24
февраль phamenoth 25 февраль - 26 марта. pharmouthi 27 марта - 25 апрель
pachon 26 апрель - 25 мая. pauni 26 мая- 24 июня epiph 23 июня - 24 июля
mesore 25 июля - 23 авг. hai epagomenai 24 авг.- 28 авг.

В Риме годы считали от мифической даты основания Рима (ad urbe condita
- 753 г. до новой эры). В Египте годы считали со дня воцарения фараона или
впоследствии римского императора, причем ближайшее 1-е число месяца thoth
считается началом 2-го года. Наряду с этим применялся и финансовый год, не
совпадавший с календарным, hai prosodoi. Кроме того, в Египте и на всем
Востоке применялись еще следующие эры:

Эра Диоклетиана - 284 новой эры, Эра Селевкидов-312 до новой эры
Македонская- 146 до новой эры Антиохийская - 49/48 до новой эры Набонассара
- 747 (26/11) до н. Олимпиад - 776 до новой эры

Большие трудности представляет монетная система в Римской империи.
Трудности троякого рода: 1) в разных частях империи были в обращении
различные монеты;
2) реальная стоимость денег подвергалась чрезвычайно резким колебаниям,
устойчивой валюты не было, особенно при практиковавшейся системе
фальсификации монеты фиском; 3) монеты обозначаются по весу, и стоимость их
зависела от того, из какого она металла, и от того, каково соотношение цен
между разными металлами, которое резко колебалось. Например, статер равен по
весу 2 драхмам; но, например, золотой статер равнялся 20, 24, 25 и более
серебряным драхмам. Сестерций делился на 2,5 асса, а с 43 г. до новой эры
равнялся 4 ассам; 4 сестерция равнялись 1 денарию.
На всем Востоке основной единицей была серебряная драхма, делившаяся на
6 оболов; обол делился на 8 chalkoi; но оболы были медной монетой, и при
переводе их на серебряные драхмы часто считали по 7, 7 1/4 и так далее
оболов в драхме. 100 драхм составляли 1 мину, 60 мин - 1 талант.
Меры поверхностей в Риме были: 1 югер = 0,252 гектара, в Египте арура=
0,2756 гектара. Для зерна на Востоке мерой служила артаба, которая
опять-таки не представляет устойчивой единицы, колеблясь между 24 и 40
литрами.
Для понимания земельных отношений необходимо, кроме примечаний к
отдельным текстам, отметить следующее. В эпоху империи существовали в Египте
следующие категории земель: 1) бывшая царская земля (ge basilike), которая
слилась с 2) государственной землей (ge demosia, ager publicus); 3) частная
земля-ge idiotike, которая приобреталась путем покупки и наследования
(благоприобретенная, idioktetos) или раздавалась солдатам (ge klerouchike и
katoikike); 4) ousiai (saltus) - императорские имения, приобретенные путем
конфискации, принадлежащие лично императору или членам его семьи. Для
управления этими имениями существовал особый департамент-ousiakos logos
(ratio usiaca). Все категории земель, кроме третьей, в императорскую эпоху
обрабатывались преимущественно мелкими арендаторами, которые большей частью
были с самого начала задолженностью привязаны к земле, образуя в дальнейшем
податное сословие колонов, "предшественников средневековых крепостных".
Тексты свидетельствуют о насильственной "аренде" земли, о перебросках
крестьян в порядке повинности на работу в другие села, где не хватало
рабочих рук.
Кроме подушного, земельного, подоходного и многочисленных косвенных
налогов, кроме трудовой и гужевой повинности население несло еще одну
своеобразную повинность-литургии (обязательная служба). В Древней Греции
издавна существовала система обязательной службы, связанной с расходами:
триерарх должен был за свой счет снарядить судно, хорег - организовать
спектакли и так далее. В эпоху Римской империи литургии должны были дать
бесплатных и отвечающих своим имуществом чиновников для чудовищного
бюрократического аппарата, преимущественно финансового. Литургии были
чрезвычайно тяжелым бременем для населения.
Отрывки из Иринея, Минуция Феликса, Гермы и (частично) Тертуллиана даны
в переводе П. А. Преображенского, из Петрония - по переводу под редакцией В.
Н. Ярхо, из Лукиана - по переводу под редакцией Ф. Ф. Зелинского, из
Марциала - по переводу А. А. Фета, из Тацита - В. И. Модестова, из Апулея -
М. А. Кузмина, из Колумеллы - Д. П. Кончаловского. При этом все переводы
сверены с оригиналом и выправлены. Все остальные тексты переведены заново, и
большинство из них впервые появляется вообще в переводе (не только на
русский, но и на другие языки).
Тертуллиан, Ириней, М. Феликс, Тацит, Апулей, Марциал, Колумелла, Флор,
Варрон, Фронтин, Киприан, Дигесты, Августин, Сенека, Плиний, Петроний,
Катон, Светоний, Script, hist. Aug., Иероним, Оптат, Цицерон и надписи из
CIL, Дессау и Брунса переведены с латинского языка, талмудические тексты - с
древнееврейского и арамейского, все прочие - с древнегреческого.
Чтобы не утомлять читателя, в переводе не отмечены общепринятыми
условными знаками многочисленные исправления испорченных текстов издателями
(дополнения незаконченных слов, пропущенных букв, расшифрование
"стенографических" знаков, инициалов, орфографические ошибки и т. п.).
Вставленные при переводе слова, необходимые для понимания текста, включены в
скобки;
пропуски, неразборчивые и искаженные места в текстах заменены
многоточиями.
Порядок расположения материала в книге в значительной мере надо считать
условным. Один и тот же документ может быть использован (и фактически
используется) для различных целей; например, э 147 может служить документом
не только по вопросу о колонате, но и о технике маслоделия; э 56 дает
сведения о финансовом аппарате в Египте, о трудовой повинности, об
имущественном цензе селян и так далее.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.