Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВАРЬ Буддизма

236. САДХАНА — сс. Средство. Способ. Практика. То, что приводит к цели . Термин широко применяется в различных школах. Практикующий (садхак, садхака) стремится к освобождению (мокша, кайвалья, мукти, нирвана и др.). В современной Индии считают, что около полутора процентов населения составляют садху, саду, занимающиеся садханой в различных сс. формах и не имеющие других занятий. Это аскеты, подвижники, живущие подаянием в горах или в городах. К ним относятся терпимо и с уважением. Некоторые садху ходят без одежды, носят специальные пояса для подавления сексуальных инстинктов, стоят с поднятыми вверх руками, висят над очищающим огнем или перемещаются только ползком. Стремясь к освобождению, они соблюдают обряды, читают духовную литературу, медитируют, распевают мантры, практикуют асаны, соблюдают целомудрие (брахмачарья), иногда имеют учеников, объединенных в небольшой ашрам. Периодически садху встречаются на фестивалях, соотнесенных с определенными природными циклами. При этом совершаются массовые шествия и купания в священной реке. В ожидании смерти они уходят умирать в горы. Тех, кто умирает среди людей, хоронят в земле или опускают в реку. На могиле устанавливают камень, называемый самадхи, так как он служит символом освобождения и духовного бессмертия. Элементы садханы входят в жизнь многих индийцев.

237. САМАДХИ, САМАТИ, САМАДИ — сс. Транс. Подвижничество. Погружение в свой внутренний мир, интроспекция . Сосредоточение. Созерцание. Освобождение . В йоге — высшее состояние дознания (йога Патанджали, аштанга-йога). Великое самадхи (махасамадхи) — высшая форма транса, заканчивающаяся смертью тела. Различают две основные стадии самадхи. На первой (сампраджнята-самадхи) в сознании присутствуют кармические семена, которые в определенных условиях прорастают, порождая новые семена. На второй стадии (асампраджнята-самадхи) в процессе духовной практики семена уничтожаются, сжигаются, исчезают. Очищенное (нирбиджа) сознание переходит на интуитивный способ мышления. Слова и символы отсутствуют, все становится неописуемым. Личность адепта по окончании состояния транса гармонизируется, могут обнаружиться сверхъестественные способности. Известны случаи спонтанного самадхи.

237.1. САМАДХИ . Самадхи-йога. Техника достижения транса . Как правило, транс присутствует в духовной практике как сс. предсказуемый этап. Описано достижение самадхи через медитацию (дхьяна-йога-самадхи), через слияние с божеством (лайя-йога-самадхи), через вкусовые ощущения (расананда-йога-самадхи), через слияние с атманом (раджа-йога-самадхи). В литературе упоминается более ста видов транса. Подготовка может занимать месяцы и годы. Максимальная продолжительность пребывания в трансе при сохранении жизнедеятельности организма составляет, как утверждают, двадцать один день, а практика самадхи при замедленном дыхании ведет к бессмертию. Смерть в состоянии самадхи связывают с кровоизлиянием в мозг. В буддизме самадхи (созерцание) входит в благородный восьмеричный путь (арья-аштанга-марга) как этап перед достижением нирваны, в практику одноточечного сознания (читтасья экаграта) и др. Адепт, стремящийся стать святым (бодхисаттва), проходит через самадхи, имеющие собственные имена типа «Способность к любви и радости». В японском буддизме самадхи считается синонимом просветления (яп. сатори, саммай) и имеет пять видов (яп. госюдзаммай). В китайском буддизме Чжии ( VI в.) предлагает практиковать самадхи в любое время и в любом месте. В отличие от нирваны и других состояний, выступающих как конечная цель духовной практики и способ прекращения новых рождений, самадхи рассматривается как промежуточное состояние. В современных синкретических учениях и практиках самадхи иногда привлекает людей, не имеющих соответствующей подготовки, что может стать угрозой для их здоровья.

238. САНГХА — сс. Множество. Союз. Совокупность. Община. Общество . Первую буддийскую общину сформировал Будда Шакьямуни. Она стала прототипом буддийских монастырей и общин в разных странах мира. Сангху считают одной из трех драгоценностей буддизма (триратна) и одним из трех прибежищ буддиста (тришарана, трисарана), наряду с самим Буддой и его учением (Дхарма). Первые буддисты были странствующими аскетами, живущими подаянием и слушающими проповеди Будды. В периоды муссонных дождей они собирались в пещерах, где устраивали диспуты, обучались ведению диалога, обменивались идеями и сведениями о новых учениях. Царь Бимбиеара подарил Будде бамбуковую рощу Велувана в Раджагрихе, и она стала постоянным прибежищем для его сторонников. Там были построены хижины, кладовые, помещения для собраний и др. Будда, как и другие монахи, продолжал собирать милостыню, молча, согласно традиции, протягивая свою чашу (патра), изготовленную из глины, дерева или камня. Пожертвования увеличивались. Сторонников учения становилось все больше. Богатый человек подарил Будде парк Джеватану в Кошале. В общине поддерживался строгий режим и порядок. Была введена должность эконома. Соблюдались нравственные правила. Разработанный устав четко регламентировал условия вступления в общину и правила поведения монахов. Махаджапати, сестра матери и мачеха Будды, вырастившая его, уговорила создать женскую группу. В общину вошли Ясодхира (Яшодхира), бывшая жена Будды, сын Рахула и другие родственники. Согласно уставу, в общине запрещалось есть в неурочное время, иметь украшения, употреблять опьяняющие напитки, проявлять жестокость, клеветать, кощунствовать, злиться, завидовать, совершать прелюбодеяния, разрушать созданное другими. Ежедневно проводились медитации, читались проповеди, изучалась литература. Записи велись на обработанных пальмовых листьях тростниковым пером (калама) при использовании чернил из сажи. Листья высушивались, обрезались, складывались стопкой между двумя дощечками и перевязывались, образуя книгу (пуста). Большое значение придавалось ежедневным покаяниям (каукритья). Раскаяние (анушайя) снимало чувство вины и укрепляло добрые намерения. Наставники (упадья, упадхья, упадхьяя) занимались с новичками и послушниками (шраманера, саманера). Учителя более высокого ранга (ачарья) работали с посвященными членами общины. Регулярно устраивались диспуты. Люди высокомерные (ауддхатья) с аффектированной психикой или с предпосылками к эффективности, например евнухи, в общину не принимались, как и те, кто не был свободен в своих действиях (рабы, государственные служащие) либо не мог выполнять все правила общинной жизни (калеки, больные старики). Принципы самодисциплины впоследствии вошли в кодекс, свод этических законов буддизма («Пратимокша»). Действия, приводящие к раздору в общине, стали считаться смертным грехом. Любой мог покинуть общину добровольно. Авторитет учения и общины продолжали возрастать и после смерти Будды. В общины вступали кшатрии, в том числе правители, цари (раджа) Ашока ( III в. до н.э.) и Канишка ( I — II вв. н.э.) оказывали буддийским общинам помощь и покровительство. Будда и буддисты были сторонниками просвещенной монархии, мудрого и сильного правителя, способного «повернуть колесо» (чакравартин) в интересах спасения человечества. Жизнь в общине вырабатывала особые черты, характерные для буддиста: уравновешенность, терпение, терпимость, самодисциплина, скромность, сострадательность, отсутствие стремления к самоутверждению, упорство в достижении цели и др.

238.1. САНГХА . Упасампада. Обряд посвящения в буддийскую общину. Первоначально обряд вступления в общину (паббаджа, паббаджджа) был очень простым. Покидающему мирскую жизнь ради духовного спасения обривали голову, после чего он надевал оранжевую одежду, кланялся монахам и трижды повторял формулу о трех прибежищах или защитах: «Иду под защиту Будды, иду под защиту учения (дхарма), иду под защиту общины (сангха)». Проводилась проверка, не был ли вступающий убийцей или вором, не имеет ли тайных болезней и пороков, после чего он становился послушником (шраманера, саман ера). Наставник подготавливал его к обряду посвящения (упасампада), во время которого задавались вопросы о долгах и о многом другом. Посвящаемому должно было быть полных двадцать лет. Он был обязан иметь монашескую одежду и чашу для подаяний. После посвящения его курировал учитель, который кроме наставлений (шикша, упадеша) давал ему знания, объясняя учение. Обряд посвящения несколько различается в зависимости от школы, исторического периода и региона. Ученика называют шравака, сека, секха, шишья, чела, челака. Шравака (слушатель) — это тот, кто учится у других. Учеников разделяют на слабых (мриду), средних (мадхья) и сильных (тикша). Миряне, желающие стать буддистами, не вступая в общину, проходят упрощенный обряд, давая обязательства соблюдать пять основных нравственных правил (панча-шила, панча-сила), после чего мужчина считается последователем учения, буддистом (упасака), а женщина — последовательницей, буддисткой (упасика). В знак чистоты своих поступков, слов и помыслов посвященные надевают белые одежды. Миряне-буддисты входят в сангху в расширенном сс. понимании как сообщества буддистов. В этом значении термин «сангха» применяется в странах, где буддийские общины невелики, а монастыри отсутствуют.

239. САНКХЬЯ — сс. Цифра. Число. Счет. Одна из шести религиозно-философских систем (шад-даршана), признающих авторитет вед как священного писания, откровения . Основателем считается Капила ( VII — V вв. до н.э.). Школа создала универсальную классификацию основных категорий (таттва). Бог в учении санкхьи признается недоказуемым началом. Двадцать пять категорий соответствуют видам бытия, сущность и имена которых .до проявления (вьякти) в эмпирическом мире пребывают в непроявленном (авьякта) состоянии. Первоначалами всех вещей и явлений мира считаются дух (Пуруша) и материя (пракрити). Дух постоянно стремится к освобождению от оков материи. Напряженность, возникающая между ними, порождает нарушение равновесия между тремя составляющими протоматерии, тремя Гунами. Волнение гун при доминировании одной из них вызывает трансформацию в образуемых ими таттвах и развертывание (удбхава) их в мир, эволюцию (паринама) таттв с образованием новых видов объектов. После завершения эволюции начинается инволюция (тиробхава) мира и свертывание (анудбхава) всех процессов. Гуны успокаиваются, и все снова возвращается в непроявленное состояние. Трактовка существования мира как проявления волнения гун в санкхье и дхарм в буддизме, сближает эти учения. Циклический характер волнения гун обусловливает циклическое существование мира. Гуны вечны, но то проявляются, то переходят в непроявленное состояние. Пуруша вечен абсолютно и непоколебимо (кутастха-ньята). В непроявленном мире вечно все (сарвам нитьям). Первый продукт эволюции, аналог буддхи, представлен в санкхье как махат. Это тонкая субстанция интеллекта, ментальный процесс на грани проявленного и непроявленного. Второй продукт эволюции — самость, самосознание (аханкара, ахамкара). Затем появляются десять индрий, разум (манас) и пять тонких субстанций (танматра), выступающих как потенции, носители информации о звуке, запахе, форме, вкусе, осязании. Следующий продукт эволюции, первоэлементы материи (бхута), непосредственно участвуют в формировании проявленного мира, — это эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля. Индивидуальная душа (джива), с которой связаны чувства, присутствует в теле каждого человека, как и индивидуальный дух (пуруша). Они могут существовать и отдельно от неё Освобождение (кайвалья) может произойти при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. Санкхья классифицировала виды страдания, исследовала познавательную способность. Учение называют методологией знания. Оно оказало большое влияние на многие религиозно-философские системы, особенно на йогу, которую называют методологией действия. Их содружество выражает словосочетание «санкхья-йога». Как школа санкхья прекратила свое существование в XVI в.

240. САНСАРА, САМСАРА .— сс. Перерождение. Перевоплощение индивидуальной души в новом теле . Мир перерождений душ в различных формах существования. Представление о сансаре, как считают, возникло в упанишадах. Новые рождения обусловлены кармой. Освобождение души происходит при слиянии сс. с богом. Отказавшись от представления о субстанциальной душе и о боге-творце, буддизм признает принцип перерождений (сансара). Согласно буддийской модели, новые рождения связаны с кармой и вспышками дхарм. Шесть миров, в которых возможно новое рождение (упапатти) на чувственном уровне (камалока): ад (нарака), мир голодных духов (прета), миры животных, асуров, людей и богов. В буддизме махаяны асуры пребывают на одном уровне с богами. Над уровнем камалоки буддисты расположили еще два уровня. Основанием для этого послужила буддийская духовная практика (дхьяна). Все вместе уровни называют буддийским психокосмом. Переходя в процессе духовной практики на высшие уровни сознания (рупалока, арупалока), человек приближается к необратимой нирване и навсегда покидает мир сансары, освобождаясь от новых рождений. Достижение высшего совершенства в течение одной жизни возможно только в очень редких случаях. Во многих религиях верующие уповают на милость Бога, который может простить их и принять. Буддист испытывает ответственность за свое существование и осознает, что освобождение от страданий зависит только от него самого. Перерождение, многократное прохождение пути к совершенству дает человеку шанс на успех. Принцип неоднократных рождений в конечном счете делает возможным всеобщее спасение. При создании буддийской модели оказалось, что на основании теории дхарм трудно объяснить механизм перехода после смерти тела к новому рождению. Трудность была преодолена введением представления об остаточной карме, не уничтоженной на момент смерти и формирующей призрачное тело, комбинацию вспышек дискретных дхарм (сс. гандхарва, тибет. дися). Она индивидуальна в каждом новом рождении и отсутствует вообще при достижении состояния необратимой нирваны (тат-хата, дхармакая, абсолют и т.д.), сверхбытия, высочайшего состояния сознания. Существует мнение, что сансара представляет собой модель бытия на различных стадиях развития сознания. С точки зрения теории Нагарджуны о всеобщей обусловленности и относительности, сансара тождественна нирване, абсолюту, в котором все обретает сущностное единство без различий. Синонимичны термину «сансара»: бхавачакра, гати и др.

240.1. САНСАРА . Санйоджана. Окова . Десять оков в буддийском учении, которые помимо смертных грехов удерживают человека в круге перерождений. Десять привязанностей (адана, упадана, абхинивеша), перечисляемые в различном порядке и содержащие группы близких взаимозависимых понятий. Это в первую очередь неведение (авидья, авиджджа), преодоление которого облегчает избавление от остальных оков. Ложное представление (митхья-дришги) о собственном «я» как о субстанциальной душе (саткая-дришти, саккая-диттхи). Сомнения и скептицизм (вичикиччха, вичикитса). Привязанность к ритуалам и правилам (сидаббата-парамаса). Чувственные желания, страсти (кама-рага), привязывающие к пребыванию в мире чувственности (камалока). Недоброжелательность (вьяпада), ненависть, неприязнь (двеша), гнев, ярость (пратигха, патигха). Тщеславие или гордыня (мана, абхимана). Нетерпеливость, неуравновешенность (уддхачча). Стремление к пребыванию в мире образов, цвета и форм (рупалока) которое называют рупа-рага. Стремление к пребыванию в мире не-форм, мире абстрактных переживаний (арупалока), называемое арупа-рага. К привязанностям относят также склонность к причинению зла, скупость, тяготение к привычному способу существования и др.

241. САНСКАРА, САМСКАРА — сс. САНКХАРА —пали Ритуал. Влияние. Движущая сила, вызывающая развертывание событий. Кармическая энергия. Следы, оставляемые в сознании любыми мыслями, словами или поступками . Считают, что следы ритуальных действий гармонизируют отношения человека с внешним миром и его внутренний мир. Следы медитативной практики повышают эффективность дальнейших занятий и приближают освобождение. К санскарам относят врожденные склонности, обусловленные прошлой кармой. На высших уровнях духовной практики следует уничтожать все санскары, их семена, даже если на ранних этапах они оказывают положительное воздействие на сознание адепта и способствуют его совершенствованию, выступая как волевой импульс, побуждение. В буддизме санскары классифицируют, разделяя на пятьдесят две группы, в которые входят память, мысль, жизненная сила, страх, стыд, усилие и др. Их называют величайшим злом, так как с ними связано волнение дхарм и формирование кармы. Они — свидетели прежних рождений и имеют отношение к врожденному знанию и врожденным наклонностям. С учетом опыта прошлых жизней санскары программируют психику человека, его пристрастия, фобии и т.д. Их относят к факторам, нормирующим поток сознания и психики. Кроме санскар, связанных с сознанием (сампраюкта), существуют и не связанные с сознанием (випраюкта). Эмоции (ведана), волевое усилие (четана), желание (чханда), мышление (манас-кара), понимание (мати), созерцание (самадхи), преступность (вихимса) входят в группу сампраюкта. Жизненная сила (дживита), медитативное погружение (самапатти), силы, удерживающие (прапти) или рассеивающие (апрапти) поток дхарм, входят в группу випраюкта санскар. В учении о скандхах все санскары относятся к четвертой скандхе (санскара-скандха). В учении саутрантики они считаются единицами описания, существование которых недоказуемо и постигается интуитивной мудростью (праджняпти) как необходимое, имеющее только имя. Таким образом, санскары представляют чисто номинальные дхармы, существующие только в сознании субъекта (праджняптисат)

242. САНСКРИТ, САНСКРИТА — сс. Очищенный. Культурный . Литературный язык, принадлежащий к группе индоевропейских языков. Восходит к языкам индоарийских племен. Детально разработан на основе ведийского языка в VIII в. до н.э. Язык межнационального общения в Индии, где существовало множество естественных, разговорных языков. В современной Индии санскрит используется в различных областях науки и культуры, в религиозных и философских обществах, в медицине. Разновидности санскрита: ведийский санскрит поздневедических текстов, эпический санскрит «Рамаяны» и «Махабхараты», классический санскрит как язык художественной, философской и научной литературы, джайнский санскрит. Буддийский санскрит сформировался под влиянием среднеиндийских разговорных языков и называется гибридным санскритом. Полное описание санскрита было выполнено Панини в V — IV вв. до н.э. Его появление означало новый этап в развитии индийской культуры, так как он содержал новые термины и грамматику, позволяющие точно описывать сложнейшие понятия. Родилась «философия грамматики». Известны надписи на санскрите, выполненные на камне, на коре, на медных пластинах и на пальмовых листьях. Многие тексты утрачены и известны по сохранившимся более поздним записям.

243. САНТАНА — сс. СОТА — пали. Поток. Развертывание. Развитие. Род. Потомство . В буддизме термин означает поток элементов бытия (дхарма), развертывающийся во времени и пространстве, создающий иллюзию бытия стабильной сущности. Поток индивидуальной жизни или поток, проходящий через множество рождений и смертей. Бытие сознания. Сантану (самтана) сравнивают с кинофильмом, голограммой, музыкальным произведением, определяют как континуум дхарм. Удержание дхарм в одном потоке объясняют присутствием силы прапти, рассеивание потока — присутствием силы апрапти. Эту модель вайбхашики принимают не все буддийские школы. Прекращение индивидуального потока происходит при смерти человека. В этом случае говорят, что поток «уходит под землю», т.е. возвращается в непроявленное состояние. В проявленном состоянии поток непрерывно обновляется и изменяется, так как каждая дхарма «вспыхивает» лишь на краткий миг. Самосознание опирается на вспышки дхарм предыдущего момента. Дхармы не имеют прямого, непосредственного контакта, но их по явление координируется кармой. Загрязнения, омрачснности потока, аффекты (клеша) обусловливают волнение дхарм. Многие аффекты присутствуют в потоке в скрытом, латентном, состоянии и служат общей причиной (сарватрага-хету) проявления дхарм. Отсроченное их проявление вызывается именно такими аффектами или скрытой, латентной, кармой (карма-шайя). Для описания процесса вводится понятие семян (биджа) аффектов или кармы, которые «созревают» и «прорастают» при определенных обстоятельствах. Целью буддийской духовной практики (дхьяна бхавана) служит очищение потока от аффектов, кармы и их семян, разобщение (висанйога) дхарм с аффектами и устранение из потока омраченных, аффективных (сасрава) дхарм. Адепт, достигший состояния чистой интуитивной мудрости (праджня-амала), воздействует через неё на поток, в результате чего наступает прекращение потока и состояние нирваны (татхата, абсолют и т. д.) Выделяют три стадии потока: рождение (джати, падисандхи, пратисандхи), пребывание (бхава, бхаванга), его прекращение, или смерть (ниродха, мритью, чути). С сантаной связывают такие понятия, как самотождественность сознания (читта-сантати), или поток сознания (читта-дхара). Синонимичны термину сантана праваха, дхара.

244. САНЬЯМА, САМЬЯМА, САНЙАМА — сс. Практика совмещения трех действий: концентрации сознания (дхарана), сосредоточения (дхьяна) и созерцания (дхьяна, самадхи ). В процессе саньямы достигается высшее состояние сознания, в котором проявляется знание о прошлом, настоящем и будущем, раскрываются сверхъестественные способности (сиддхи), постигается единство, тождество субъекта и объекта. Саньяму применяют в практике визуализации (прана-пратиштха). Саньяма на области пупка собственного тела позволяет работать с внутренними органами, прочищать пранические каналы (нади) и восстанавливать здоровье. Саньяма на сердечной чакре (анахата) дает возможность проникать в чужие мысли, а на чакре в области гортани (вишуддха) — получать энергию извне. Сложная техника саньямы требует консультаций опытного наставника.

245. САРВАДЖНЯТА — сс . Всеведение. Всезнание . Состояние сознания, в котором постигаются высшие истины, обретается знание прошлого, настоящего и будущего, наступает освобождение от новых рождений. Всеведение — свойство будд и бодхисаттв. Всеведущий (сарваджня) — один из эпитетов Будды Шакьямуни. Синонимичные термины: нирвана, татхата, праджняпарамита и др., рассматриваемые как состояние абсолюта.

246. CAT — сс. Бытие. Сущность. Истина. Реальность. Суть. Живое существо. Сознание . Бытие мира в проявленном или не-проявленном состоянии. В индуизме термин образует словосочетание «сат-чит-ананда» (бытие-сознание-блаженство), которое означает переживание состояния бога или абсолюта как единства трех аспектов. При этом происходит освобождение. Достигается состояние сат-чит-ананда на стадии транса (самадхи). Синонимы термина «сат»: бхава, бхаванга, аститва.

247. САТЬЯ — сс. САЧЧА — пали. Истина. Правда. Искренность. Реальность Истинно-сущее, сущее. Первая проповедь Будды Шакьямуни посвящена четырем благородным истинам (чатвари арья сатьяни, кашвари арья сатьяни, арьясья буддхасья таттвани). Первая истина о страдании (духкха сатья) утверждает имманентность страдания бытию (сарвам духкхам, «все есть страдание»). Вторая истина о причинах (самудая сатья) раскрывает основные причины страданий. Третья истина о возможности прекращения страданий (ниродха сатья) служит оптимистическим основанием буддийской духовной практики (дхьяна). Четвертая истина о пути, ведущем к избавлению от страданий (марга сатья), учит тому, как человек может прекратить страдания. Эти идеи развиты в учении о благородном восьмеричном пути (арья аштанга марга). Для облегчения восприятия, понимания истин Будда применял особые средства, приемы, «уловки» (упайя, упая). Нагарджуна утверждает, что четыре благородные истины относятся к истинам мирским и связаны с повседневным (вьявахара, самвьявахара, вьявахарика) знанием, со здравым смыслом и эмпирическим опытом. К истинам этого вида он относит и восьмеричный путь, который воспринимается людьми в обычном состоянии сознания. Такие истины он называет условными, относительными, созревающими. Адепт должен усвоить их на первом этапе духовной практики, чтобы затем в измененном состоянии сознания интуитивно постичь высшие истины, истины высшего смысла (парамартха, парамартхика-сатья) о единстве и пустотности мира, о тождественности сансары и нирваны, субъекта и объекта. Они отражают истинную реальность (бхутартха) и не могут быть полностью вербализованы, т.к. «слова останавливаются». Состояние интуитивного постижения истины неописуемо, соответствует просветлению и граничит с состоянием нирваны, абсолюта. Согласно учению мадхьямики, при постижении всеобщей обусловленности, относительности, отсутствия у всего собственного независимого существования открывается истина пустотности мира как не содержащего никаких самостоятельных сущностей. Осознание зависит от познаваемого, которое также зависимо. Поэтому познающий как таковой не существует. Нет в мире ничего самосущего, все уподобляется миражу. Одновременно в разных странах присутствуют школы, общины, принимающие то или иное буддийское учение. Они либо утверждают, что высшая истина правильно трактуется мадхьямиками, либо придерживаются иного мнения. Критерием служат результаты духовной практики, которые зависят от установок, методик и конкретной традиции.

248. СВАПНА — сс. Сновидение. Сон. Сон со сновидениями. Мечта . В джайнизме свапна считается сном души. В буддийских школах считается, что действия, совершенные во сне, могут иметь кармические последствия и свидетельствуют о степени святости. Иногда сон стараются заменить йогическим отдыхом (нидра). Разработаны способы управления состоянием сна и сновидениями. Считают, что соответствующие йогические практики позволяют обрести навыки управления сознанием в любом переходном состоянии. Полученный опыт способствует самосовершенствованию, приближению освобождения, улучшению нового рождения. Он помогает правильно ориентироваться в ситуации при умирании тела и освободиться от страха смерти. Большое значение йоге сна и сновидений придается в современном тибетском буддизме.

249. СВАСТИКА — сс. Знак благоденствия. Символ благополучия, благоприятного, правильного хода событий . Графически знак представляет собой один из 366 видов креста. Четыре конца его могут быть загнуты вправо или влево. В этих случаях говорят о «вращении» свастики против часовой стрелки или по часовой стрелке. Её изображения присутствуют на печатях, найденных в Мохенджо-Даро ( III тыс. до н.э.), на более поздних клеймах для скота и на подарках, как знак пожелания благополучия. Свастика — символ солнца и солярных божеств. В индуизме существует обряд почитания свастики. Она олицетворяет смену космических циклов. Это один из знаков Будды, явленный на стопе. При изображении Будды свастику размещают на его груди как символ учения (Дхарма), на троне, на цветке лотоса перед ним.

250. СИДДХИ — сс. РИДДХИ , ИДДХИ — пали. Магия. Волшебство . Сверхъестественные способности, силы (бала), которые могут проявляться спонтанно или в результате духовной практики. Овладевшего сиддхами называют сиддхой. В тантризме сиддха — учитель высокой степени посвящения. Асиддха — профан, дилетант, несовершенный. Увлечение сиддхами отвлекает адепта от основной цели. В буддизме считается, что многие будды и бодхисаттвы обладают способностями ясновидения, яснослышания, они могут не гореть в огне, читать мысли других людей, помнить о прошлых рождениях и т.д. Утверждают, что Будда владел всеми сиддхами, но избегал их применения.

250.1. СИДДХИ . Виды сиддх . В литературе упоминается восемьдесят четыре и более сверхъестественных способностей. Основными считают ясновидение (авадхи, дивья-чакшу), яснослышание (дивья-шротра), способность вызывать к себе симпатию (акристи), уменьшение до исчезающе малых размеров (анима), невидимость (антардхана), власть над силами природы и живыми существами (вашита, вашитва), гениальность (викаранадхармитва), увеличение тяжести тела (гарима), могущество (ишитва) управление своими страстями (камавашайта), изменение формы (камарупитва), всезнание (кевала), переселение души в другое тело (крамана), способность летать (кхекара), уменьшение веса тела (лагхима) телепатию или чтение чужих мыслей (мана-парьяя, парачитта-джняна), расширение (махима), гипноз (мохана), перемещение со скоростью мысли (манодживита), исполнение желаний (пракамья), способность помнить о прошлых рождениях (пурва-ниваса-анусмрити), способность вызывать паралич (стамбхана) у нападающих. К сиддхам относят нестарение, предсказание будущего, исцеление наложением рук, влияние на чужие мысли, хождение по воде, по горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, разгонять тучи, понимать язык животных, оживлять мертвых, останавливать и запускать свое сердце, выживать при затоплении водой, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д.

251. СИНТОИЗМ. Древняя религиозно-философская система в Японии , сформировавшаяся на основе автохтонных, японских верований и практик, окончательно сложившаяся в период проникновения в страну буддизма ( VI — VIII вв.). Синто, или каннагара — «Путь богов». Согласно синтоизму, существуют мир явный и мир скрытый, проявленный и непроявленный. Первые божества, возникшие из хаоса, Идзанаги (Идзанаки) и Идзанами обладают признаками обоих полов, андрогинны. Они породили других божеств, в том числе божество огня, опалившее лоно Идзанами, которая после этого ушла в царство умерших, где стала первой из них. Идзанаги, продолжая творение, создал богиню солнца Аматерасу, высшее божество японского пантеона, также обладающее признаками андрогинии и положившее начало императорской линии японцев. Синтоизм признает существование четырех миров: подземного, земного, небесного и вечного, трансцендентного. Боги, божества (яп. ками) окружают человека, невидимо присутствуя как сущность рек, гор, как духи умерших, как носители выдающихся способностей или покровители храмов, в том числе буддийских. Ками могут совершенствоваться до состояния бодхисаттвы (яп. босацу) и становиться воплощениями будды (яп. буцу). В Японии существуют синто-буддийские храмы (яп. дзин-гудзи). Синтоизм имеет формы императорского (яп. косицу), храмового (яп. дзингу, дзиндзя), сектантского (яп. кёха) и народного (яп. минкан). Он не имеет канона, но оказал большое влияние на мифологию, обряды, праздники, древнюю литературу. В современной Японии в компетенцию синтоистских священнослужителей входят свадебные обряды и все, что связано с культом плодородия и рождением детей. Буддисты занимаются похоронными обрядами и проблемами освобождения от новых рождений. Поговорка гласит: «Японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист».

252. СКАНДХА — сс. ККХАНДХА, КХАНДХА — пали. Скопление. Куча. Группа . В джайнизме термин «скандха» означает молекулоподобное скопление мельчайших образований (ану) при формировании материи. В буддизме это одна из пяти групп (панчаскандха) элементов бытия (дхарма) в классификации по схожести признаков (свалакшана). Это наиболее простая и популярная классификация. Из пяти групп дхарм формируется личность (пудгала). Будда сравнивал скандхи с деталями повозки, которая существует только как совокупность этих деталей. Индивидуальность зависит от комбинации дхарм в скандхах. Все, что вне скандх, относится к надмирному, трансцендентному (локоттара). Одна из скандх обусловливает материальный аспект человека (рупа-скандха, рупа-ккхандха). Другие четыре связаны с его сознанием, психикой и имеют только имена (нама). Человек представляет собой комплекс физических и духовно-идеальных проявлений дхарм (нама-рупа). Ведана-скандха (ведана-ккхандха) — группа чувствительности, эмоций, ощущений. Санджня-скандха (самджня-скандха, санджня-ккхандха, санна-ккхандха) связана с кармой, восприятием и психикой. Санскара-скандха (самскара-скандха, санкхара-ккхандха) объединяет дхармы, называемые факторами, формирующими поток дхарм, или формирующими факторами. Они связаны с кармическими импульсами, следами прошлого, врожденными знаниями, способностями, бессознательными установками, мотивациями, побуждениями. К формирующим факторам относят силу, удерживающую дхармы в одном потоке (прапти), и силу, рассеивающую поток (апрапти). Виджняна-скандха (винняна-ккхандха) содержит дхармы непросветленного сознания (виджняна, винняна, читта), которое обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Совокупность всех дхарм (сарва-дхарма), входящих в пять скандх, объединяет только обусловленные, взаимозависимые (санскрита, санскрита) дхармы, которые подчиняются закону взаимозависимого возникновения и существования (пратитьясамутпада). Постижение высших истин и состояние нирваны, абсолюта связаны с особыми, не входящими в скандхи дхармами, называемыми необусловленными (асанскрита-дхарма). После смерти санскрита-дхармы рассеиваются, иллюзорный образ личности исчезает, а понятие скандха, связанное с конкретным содержанием, теряет смысл. Прекращается индивидуальный поток (сантана, сота) вспышек дхарм. Подробно учение о скандхах разработано в школе вайбхашика. Рефлексия на скандхах и созерцание их сущности входят в буддийскую медитативную практику.

253. СМРИТИ — сс. САТИ — пали. Память. Воспоминание. Удержание. Традиция. Запоминание предыдущего опыта . Жанр преданий, к которому относят веданги, «Законы Ману», «Махабхарату», «Рамаяну», некоторые сутры и др. В индуизме смрити, в отличие от жанра шрути, не считаются священными, но пользуются глубоким уважением. В буддизме термин «смрити» связан не только с памятью и воспоминаниями, но употребляется как технический термин в практике, означающий самоконтроль, самообладание (шанта). Забывчивость (мушита-смрити) считается одним из двадцати четырех омрачений сознания. Большее значение придается развитию навыков, улучшающих память. Адепт ежедневно вспоминает шесть объектов сосредоточения, называемых шестью «узелками для памяти» (шад-анусмритайя). К ним относятся Будда как прецедент освобождения, учение (Дхарма), община (сангха), духовная щедрость (дана) или самопожертвование (тьяга), нравственность (шила), высшие сущности (дева) как образцы достижений через самосовершенствование. Память, сохраняющая как благое, так и неблагое, способствует раскаянию, стремлению к совершенству и дистанцированию от всего дурного, отягощающего карму. Синоним смрити — смарана.

254. СТУПА — сс. ТХУПА — пали. Культовое сооружение . Возведение ступ восходит к добуддийской традиции захоронения в курганах. Буддийские ступы сооружены в Индии, в Тибете (тибет. чортен), в Монголии (монгол, субурган) и в других странах буддийской культуры. Они устанавливаются над святынями, над останками Будды и других учителей, над рукописями, предметами культа. Ступы имеют обычно форму трехступенчатой пирамиды (три уровня буддийского психокосма). Их создают из камня, глины, бронзы, дерева. Украшают резьбой и росписью, содержащей буддийскую символику. Куб — символ земли, купол — воды, конус — огня, диск и чаша — воздуха, лиана — эфира (акаша). Буддисты обходят ступу по движению солнца. Ступой называют пучок волос на макушке или выступ на головном уборе, который символизирует высшую мудрость, напоминая об одном из признаков великого существа, выпуклости на голове со светящимся ореолом (ушниса, ушнир). В китайском, японском буддизме ступам соответствуют пагоды

255. СУТРА — сс. СУТТА — пали . Нить для нанизывания жемчужин. Изречение. Произведение на санскрите, содержащее догматы учения, идеи, руководства. В отличие от шастр, сутры написаны в сжатой, легкодоступной форме. Известны сутры, относящиеся к VII в. до н.э. В дописьменную эпоху сутры запоминались и передавались в устной традиции. Их структура и заложенный в тексте ритм позволяли запоминать сутру как музыкальное произведение. Исполнение сутры сопровождалось комментарием. Считается, что буддийские сутры содержат Слово Будды (буддхавачана). Некоторые тексты известны только по переводам на другие языки. Появление особого жанра праджняпарамитских сутр, сутр высшей мудрости, считается вторым поворотом Колеса Учения. Сутры типа нитартха предназначены для посвященных, не нуждающихся в облегченном изложении. Сутры типа нейартха предназначены для людей малоподготовленных. Многие сутры имеют двойное прочтение. Одно из них — буквальное, воспринимаемое иногда как изложение мифа. Другое напоминает чтение тайнописи, раскрывающей истинный смысл через символы и иносказания. Сутры тантрического буддизма наиболее сложны. Их называют теоретическими или эзотерическими. Комментарий (бхашья) имеет большое значение при изучении древних сутр.

256 СУШУПТИ, СУШУПТА, СУПТА, ШУПТА — сс. Глубокий сон без сновидений. Одно из измененных состояний сознания (авастха, авастха-паринама). В упанишадах его связывают с полным выключением сознания. Веданта рассматривает его как слияние души (атман) индивидуальной с мировой. В буддизме состояние сна без сновидений сопоставляют с нирваной. Человек в нем пребывает в оцепенении и блаженстве. Считают, что в сушупти сохраняются неведение (авидья) и семена (биджа) знаний (джняна). После выхода из этого состояния следы прошлого обеспечивают преемственность содержания сознания.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение

Список тегов:
анабиоз сон 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.