Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Религиозные традиции мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. Индуизм. Эксперименты в области сакрального

Словарь терминов

Адвайта — недвойственность; философская предпосылка, ставшая известной в учении Веданты благодаря Шанкаре, объявившему, что реально существует один только брахман.
Лватара — нисхождение, манифестация или воплощение божества, например, Вишну.
Авидья — неистинное знание, «земная», ложная мудрость, т.е. невежество.
Атман — истинное «я», душа, дух, являющийся вечным и неуничтожимым со смертью последовательно сменяющихся телесных оболочек, пока состояние мокши не позволит достигнуть полного освобождения от череды перерождений.
Ахимса — непричинение вреда любому живому существу.
Ачарья — духовный учитель или наставник, сведущий в религиозных предписаниях. См. также гуру.
Ашрам — одна из четырех жизненных ступеней; спокойное, часто уединенное место, в котором пребывает достигнувший третьей и четвертой жизненной ступени человек; уход от людей или отшельничество.
Бхакти — одна из форм поклонения божеству, эмоциональная привязанность, наиболее популярный путь к освобождению; адепт бхакти носит название бхакт.
Брахмачарин — ведийский ученик, живущий «в соответствии с брахманом» на первой жизненной ступени из четырех (см. ашрам).
Брахман (ср. род) — предвечная сущность сакрального мира; позже — высшая реальность, неуничтожимый абсолют, в котором гуны пребывают в непроявленном состоянии; Упанишады отождествляют брахман с атманом. Другая форма — брахман (муж. род) — старший жрец при исполнении ведийских ритуальных церемоний.
Варна — один из четырех классов в иерархии человеческого общества; каждая из варн включает в себя значительное количество джати.
Варна брахманов — высший из трех «дважды рожденных» классов индийского общества, традиционно представленный жреческим сословием; брахман — то же самое, что и брамин.
Варна вайшьев — последний из трех «дважды рожденных» классов, традиционно представленный «производителями» (скотоводами, землепашцами, людьми, занимающими определенными видами ремесла), но сегодня включающий в основном торговцев.
Варна кшатриев — второй из трех «дважды рожденных» классов индийского общества, традиционно — военная знать.
Варна шудр — четвертый класс индийского общества, представители которого, шудры, не входят в число «дважды рожденных»; во многих регионах Индии шудры и другие касты, стоящие еще ниже на лестнице социальной иерархии, т.е. «неприкасаемые» и представители некоторых племен, составляют большинство населения.
Вахана — четвероногое, крылатое или любое другое существо, служащее ездовым животным для божества.
Веда — сакральное знание, сборник текстов, передающих откровение, ставшее известным древним мудрецам.
Врата — индивидуальный обет, часто связанный с постом, паломничеством, благотворительным даром, особым видом пуджи или аскетическим деянием.   .
Гаятри — главная мантра индуизма, произносимая при обряде инициации каждого «дважды рожденного».
Гопи — пастушки, влюбленные в Кришну; в религиозной поэзии, песнях, живописи и инструментальной музыке олицетворяют человеческие души, тоскующие по своему Богу.
Грихья — домашний, домашнее хозяйство.
Гуна — волокно, нить, качество, свойство; тремя качествами проявленного мира, в соответствии с учениями основных философских школ Индии, являются: чистота или ясность (сатва), страсть (раджас), инерция (тамас). По этому признаку часто проводят различие между безличным абсолютом (брахманом), который лишен всех качеств (ниргуна) и персональным абсолютом, или высшим существом, обладающим качествами (сагуна).
Гуру — учитель, духовный наставник. См, также ачарья.
Даршана — созерцание божества, священного места или святого человека; подобное созерцание трансформирует сущность наблюдателя.
Дикша — ритуальное посвящение, обряд инициации.
Дхарма — духовные обязанности, находящиеся в соответствии с космическими законами и порядком; вероятно,  наиболее точно понятие дхарма можно передать при помощи понятия «религия». Слово «дхарма» заменило собой более ранний ведийский термин «рита».
Дхьяна — медитация; в классической йоге — состояние полного созерцательного сосредоточения, предшествующее состоянию оамадхи.
Джапа — непрерывное повторение божественных имен, мантр или молитв.
Джати — «род» существования; каста или кастовая группа в рамках социальной иерархии. См. также Варна Джняна — знание, особенно духовное, приобретаемое внутренним созерцанием, милостью божества и другими недискурсивными способами.
Иштадевата — избранное божество, бог или богиня, с которыми поклонник считает себя состоящим в особых отношениях. Йога, йог — следование суровой духовной дисциплине (йога) превращает обычного человека в духовно развитую личность (йог). Йога является одной из шести основных школ индийской философии.
Карма — деятельность; в Ведах — ритуальная деятельность; позже кармой стали называть не только сами действия, но и их последствия для каждого индивидуума, его судьбу, накапливающуюся в результате совершаемых им поступков.
Лила — божественные игры и развлечения божества, например, Кришны.
Лингам — фаллос, главный символ воспроизводящих сил бога Шивы.
Лока — мир, мировое пространство.
Майя — магические созидающие силы божества, например, Варуны или Кришны; космическая иллюзия.
Мандала  — диаграмма,  состоящая из кругов и квадратов,  изображающая  космос для ритуальных и медитативных целей. См. также янтра. Мантра — особый звук или фраза из текстов шрути; позже — любая устная формула, обладающая сакральной силой.
Марга — тропа, путь, учение, ведущие к освобождению. Матха — зал для занятий, сектантская школа, монастырь или все это вместе; нередко — часть административной структуры крупного храма.
Мокша — состояние освобождения, недоступности атмана оковам сансары.
Пхала — плод, следствие, результат жертвоприношения; в послеведическом индуизме — последствия любых действий вообще, а не только ритуальных.
Пракрити — природа, первоматерия, мир феноменов, образованный проявлениями трех гун; женское начало, дополняющее/противостоящее мужскому началу пуруши.
Ирана — дыхание, одновременно космическое и человеческое; пранаяма (pranayama) — йогическая техника управления дыханием.
Прасада — милость, благоволение божества или святого человека; освященные остатки пищи, например, кокосовый орех, разбиваемый перед богиней в качестве приношения, а затем возвращаемый жертвователю как пища, преображенная ее милостью.
Пуджа — поклонение божеству, человеку или другому объекту, олицетворяющему собой сакральное начало.
Пурохита — домашний жрец.
Пуруша — «мужчина», первочеловек, дух; сознание, дополняемое (противопоставляемое) женскому началу пракрити.
Рита — космический порядок. См также дхарма.
Садху — человек, отказавшийся от земного мира, странствующий отшельник, занятый духовными поисками.
Самадхи — состояние трансцендентального освобождения; восьмая и высшая ступень занятий в классической йоге; также могила, где похоронен святой человек. Санньяса — отречение от мира, четвертая и высшая из жизненных ступеней; тот, кто принимает обет отречения, становится санньясином. Сансара — земной мир, в котором происходят перерождения; переселение душ. См. также карма.
Санскара  —  совершенствование,  обряд  перехода  на новый жизненный  этап,  ритуалы индивидуального жизненного цикла.
Смрити — традиция,  «запоминаемое», удерживаемый в общечеловеческой памяти свод духовных ценностей. Как творение человеческих рук, смрити отличается от произведений цикла шрути, существующих извечно, хотя во многом и основывается на них.
Тапас — «жар», самоистязание, аскетическая техника, служащая целям духовного развития.
Тьяга — отказ, отречение; ведийский ритуальный термин, обозначающий отказ от плодов своей деятельности.
Упанаяна — ритуал посвящения, состоящий во вручении посвящаемому священного шнура и наставлении его в ведийских мантрах и порядке жертвоприношений.
Хома — приношение божеству, особенно приношение на священный огонь.
Шраддха — похоронные ритуалы и последующие приношения предкам.
Шрамана — «старающийся», подвижник, аскет или отшельник неведийской традиции.
Шраута — см. шрути.
Шрути, шраута — оба слова происходят от глагола со значением «слышать». Шрути — «то, что слушается», т.е. Веды; шраута — круг ритуалов, поддерживающих связи между человеком и космосом в соответствии со шрути, высшим авторитетом. См. также смрити.
Юга — одна из четырех эпох космического времени: Крита, Трета, Двапара и Кали-юга (текущая сейчас).
Яджня — жертвоприношение, ритуальные действия (карма), совершаемые жрецом в пользу
жертвователя и ради поддержания миропорядка.
Янтра — мистическая диаграмма, отображающая космические силы. См. также манлала.

Божества, могущественные силы и обожествленные герои
Агни (огонь) — жертвенный огонь древнеиндийского ритуала и бог огня, домашнего очага и жертвенного костра в ведийской (и индуистской) мифологии.
Адити (несвязанность, безграничность) — женское божество ведийской мифологии, безграничная мать богов, обычно особой их группы — восьми или двенадцати адитьев, небесных богов, в число которых входят Митра, Варуна, Индра и др.
Айяппан — сын бога Шивы и женское воплощение бога Вишну, мифологически соотносится с божествами Сканда и Карттикея; особенно популярен в Южной Индии, где главным местом его обитания считается Сабарийский холм (Сабаримала).
Арджуна (белый, светлый) — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», идеальный воин, особенно известен своим участием в знаменитом диалоге с богом Кришной перед началом битвы на поле Курукшетра, описанным в «Бхагавадгите».
Асур, асура — обладающий жизненной силой; в ранней ведийской традиции — небесные существа, обладающие колдовской силой, младшие боги; в поздней мифологии асуры представляют собой высший класс демонов, собирательные демонические силы, противостоящие богам (девам).
Ашвины (обладающие конями или рожденные от коня) — божественные братья-близнецы в ведийской мифологии, наездники, объезжающие на золотой колеснице всю Вселенную за один день, и целители; в некоторых отношениях близки древнегреческим Диоскурам.
Брахма (в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, «Перворожденный», самый старший из богов; в эпической традиции и Пуранах Брахма — лишь тень верховного существа Пуруши-Праджапати из ранних ведийских текстов.
Бхута (бывший) — демоническое существо индуистской мифологии, принадлежащее к свите Шивы; иногда бхуты отождествляются с «претами» («ушедшими») — духами мертвых и в этом качестве считаются оборотнями, враждебными людям, стремящимися к власти над ними.
Варуна — небесное ведийское божество, «вседержитель»; царь богов, впоследствии уступивший свой титул Индре; часто упоминается вместе с Митрой, богом всевозможных договоров.
Вач (речь, слово) — ведийская богиня речи; священное слово.
Ваю (ветер, воздух) — бог ветра и битвы.
Вишну — ведийское божество, связанное со всепронизывающим космическим столбом, созидательным порядком и энергией жертвоприношений; в послеведической мифологии известен под многими именами, включая такие, как Бхагаван, Хари, Нараяна и Васудева; в число его воплощений (аватар) входят многие могущественные независимые божества Кришна, Рама, Нарасинха, а также вепрь Вараха.
Вритра (затор, преграда) — космический змееподобный демон, преградивший течение дающих жизнь рек; был убит Индрой в знаменитой космогонической битве, описанной в «Ригвсде».
Ганеша — известен также под именем Ганапати, «владыки ганы» — божеств, составляющих свиту Шивы, или Винаяка, бог мудрости с головой слона, устранитель препятствий, сын Шивы и Парвати.
Гаруда (пожиратель), — царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну; известен своей постоянной враждой со змеями (нагами), «пожирателем» которых он является.
Дева (бог, собств. небесный от див — сиять) — бог, родовое имя для ведийских и более поздних божеств.
Деви (богиня) — женская форма дева и родовое имя для женских божеств («богинь») древнеиндийского пантеона; местные формы и имена деви бесчисленны; в Пуранах и в эпосах наиболее выделяются среди других следующие: Чамунда, Дурга, Гаури, Кали, Лакшми, Махадеви, Парвати, Сарасвати, Шри и Ума.
Драупади — земное воплощение богини Шри (Лакшми), супруги Вишну, героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата», общая жена пяти Пандавов.
Дурга (др.-инд.: труднодоступная) — жестокая, воинственная богиня, одна из грозных ипостасей супруги Шивы; прославляется за убийство демона-буйвола Махиши; в ее культ входят два крупных ежегодных праздника.
Дьяус (сияющее дневное небо, день), в древнеиндийской мифологии — бог неба, персонифицированное небо; в ранней индийской мифологии упоминается в паре с Притхиви (землей).
Индра (корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие) — героический бог битвы, наиболее антропоморфный и динамичный из всех божеств ведийского пантеона; широко известные его характеристики — «пьющий сому» и «убийца Вритры»; царь богов в доэпйческой мифологии.
Кали (черная) — одна из ипостасей жены Шивы, олицетворение грозного, губительного аспекта его божественной энергии. Кали черного цвета, кровожадна в своих действиях, предоставляет и отнимает все жизненные формы; она — получательница кровавых жертвоприношений, например жертвенных коз.
Кришна (черный, темный, темно-синий) — божество с телом темно-синего или черного цвета, воспеваемый в мифологических эпизодах как шаловливый ребенок, героический убийца демонов, возлюбленный пастушек (гопи), царь; аватара Вишну и главное действующее лицо в двух наиболее популярных текстах «Бхагавата-пуране» и «Бхагавадгите».
Кундалини (особый вид шакти в тантрической йоге, женская энергия в виде змеи, свернувшейся кольцами у основания позвоночника; посредством специальной йоги-ческой техники поднимается на семь уровней (чакры) человеческого и космического тела.
Лакшмана (герой эпоса «Рамаяна», сводный брат и преданный друг Рамы. Старшего брата, по имени Баларама, имел также и Кришна.
Лакшми (др.-инд.: знак, добрый знак, счастье, красота) — богиня счастья, красоты и . процветания; супруга Вишну.
Докапала (охранитель мира) — божество, властитель одной из сторон света, охраняющий ее. Первоначально их четыре, позднее восемь. Чаще всего локапалами выступают Индра (восток), Кубера (север), Варуна (запад) и Яма (юг).
Ману (человек) — первопредок, прародитель людей; Пураны насчитывают 14 Ману: 7 прошлых и 7 будущих, от каждого из которых ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период (манвантара) космического времени, следующих друг за другом.
Марут — божество бури, ветра, грома и молнии; маруты (или рудры) составляют воинство Рудры. См. также Рудра.
Наг — полубожественное-полудемоническое существо с туловищем змеи и головой человека; мифологически наги соотносятся с автохтонным населением Южной Азии.
Махиша, Махишасура — буйвологоловый демон/асура (бог), убитый Дургой (Деви); был, вероятно, еще доведийским божеством, его культ до сих пор существует в некоторых районах Южной Индии, где его почитают как, например, Поту Раджу, или царя буйволов.
Наваграха — одна из девяти планет: Сурья (Солнце), Чандра (Луна), Мангала (Марс), Будха (Меркурий), Гуру или Брихаспати (Юпитер), Шукра (Венера), Шани (Сатурн) и мифологические невидимые планеты, вызывающие затмения других светил, — Кету и Раху. Все они — божества мужского пола; трое последних — темны и опасны: о большом значении наваграх в практике индуизма свидетельствуют многочисленные посвященные им храмы и святилища, а также связанные с их культом календари, гороскопы, ношение талисманов и колец.
Нандин (счастливый) — белый бык, ездовое животное Шивы; прославляется за оказываемые своему господину почтение и мужественное покровительство.
Нарасинха (человек-лев) — чудовище с туловищем льва и головой человека, грозная аватара Вишну, имеющего в других своих воплощениях вполне кроткий вид.
Пандав — один из пяти сыновей царя Панду, героев древнеиндийского эпоса «Махабхарата»: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, близнецы Накула и Сахадева.
Парвати (горная) — богиня индуистской мифологии, дочь царя гор, добродетельная жена и пылкая возлюбленная Шивы.
Питар, питары (отец) — обожествляемые предки, «отцы» древнеиндийской мифологии, которые, и мужчины и женщины, получают в дар от живых пищу, воду и мантры.
Пишача — в древнеиндийской мифологии — злобный демон, питающийся мясом и кровью людей; пишачи принадлежат к скопищу враждебных человеку сил, обитающих в местах кремации "и захоронения покойников.
Праджапати (господин потомства (творения)) — в ведийской мифологии божество—творец всего сущего, увековечивающий руками жрецов-брахманов созидательное саможертвоприношение Пуруши, описанное в «Ригведе»; его ревностный аскетизм (тапас) является источником всех созданий.
Прахлада  (др.-инд.:  радость,   восторг)   —  знаменитый  преданный  почитатель  Вишну, спасенный от рук своего кровожадного отца — демона Хираньякашипу нарасинхой, аватарой Вишну.
Притхиви (широкая) — в древнеиндийской мифологии обожествленная земля; в ранних ведийских мифах объединяется в пару с Дьяусом-небом.
Пуруша (человек, от глагола со значением «наполнять») — первосущее непроявленное личное начало, принесшее себя в жертву и тем самым создавшее проявленный мир космических феноменов и четыре класса человеческого общества, произошедших соответственно из его рта, рук, бедер и ступней; в «Ригведе» (10.90) содержится знаменитый посвященный ему гимн, известный под названием «Пуруша-сукта». См. также Праджапати.
Равана (др.-инд.: ревущий) — похититель Ситы и антагонист Рамы в древнеиндийском эпосе «Рамаяна»; будучи демоном в санскритских текстах, он почитается как могущественное божество в некоторых районах Южной Индии.
Ракшас («тот, кто охраняет» или «тот, от кого хоронятся») — ужасный демон, представитель одного из основных классов демонов, противопоставляемых богам и героям.
Рама (темный) — главный герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна», царь Айодхьи, муж Ситы; считается образцом мужской доблести и силы; седьмая аватара Вишну.
Риши — мудрец, провидец; в число семи великих мудрецов, впервые интуитивно воспринявших Веды, входили такие широко известные риши, как Бхарадваджа, Бхригу, Дакша, Кашьяпа, Васиштха.
Рудра (объясняется по-разному: от глагола «реветь», от слова «родас», «земля» или «небо») — ведийский бог, «ревущий» в состоянии ярости; его поздневедийский эпитет «Шива» («благой») постепенно вытеснил прежнее имя, Рудры восемь или одиннадцать воинственных божеств-спутников Рудры, их имена — главные эпитеты классического бога Шивы.  См. также Марут.
Сарасвати (относящаяся к воде, изящная) — богиня мудрости, покровительница музыкантов, поэтов, художников, ученых; супруга Брахмы.
Сати (др.-инд.: сущая) — дочь Дакши и супруга Шивы; бросилась в священный жертвенный огонь в знак протеста против своего отца, оскорбившего Шиву; ее имя ошибочно применяется в качестве термина, обозначающего практику самосожжения вдов на погребальных кострах своих мужей.
Сита (др.-инд.: борозда) — божественная героиня древнеиндийского эпоса «Рамаяна», жена Рамы; подобно тому как Рама считается идеальным мужчиной, Сита является образцом женской чистоты, верности и преданности.
Сома (от глагола «выжимать») — священное ведийское растение, одаряющее поэтическим видением и бессмертием; божественный царь, приносимый в жертву по одному из самых прославленных ведийских обрядов; выжатый из него сок (сома), предлагавшийся богам и выпивавшийся жрецами, обладал, по-видимому, галлюцинаторными свойствами и, по древним свидетельствам, был способен приводить человека в состояние экстаза.
Сурья (солнце) — ведийский бог солнца; имя другого солярного божества — Савитар.
Ушас (утренний свет) — ведийская богиня утренней зари.
Хануман, Ханумат (имеющий разбитую челюсть) — божественная обезьяна, один из главных героев «Рамаяны», преданный друг Рамы и Ситы; широко известен за свою демонстративную почтительность и верность, а также мужественное покровительство, оказываемое им своим друзьям.
Шакти (др.-инд.: сила) — космическая женская творческая энергия. См. также Кундалини.
Шеша — тысячеголовый космический змей, служащий ложем для спящего Вишну.
Шива (др.-инд.: благой, приносящий счастье) — эпическое и пураническое божество Рудра-Шива, известное также как Бхава, Хара, Ишана, Махадева, Махешвара, Натараджа, Пашупати, Шамбху, Шанкара; имеет две грозные формы — Бхайрава в Северной Индии и Вирабхадра — в Южной.
Сканда (др.-инд.: излитый) — известный также под именами Карттикея, Кумара, Субрах-манья, холостой сын Шивы; в иконографии изображается с шестью головами; в штате Тамилнад отождествляется с популярным божеством по имени Муруган, а также имеет много общих черт с южноиндийским богом Айяппаном.
Яма — первый человек, родившийся до появления на свет своей сестры-близнеца Ями; «первый из тех, кто умер» и в силу этого владыка мертвых, а позже — судья мертвых.

Якша, якшиня — представители соответственно мужских и женских сил плодородия и изобилия; Кубера — бог богатства и один из докапал; является царем всех якши.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.