Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Мицкевич В. А. Библиология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Введение в Библию
Учение о Библии

Введение в Священное Писание, или библиология, т.е. учение о Библии - это богословская дисциплина, которая изучает в целом происхождение, сущность и историю Библии. Введение в Библию состоит из следующих частей:
1. Общее введение в Священное Писание.
2. Введение в Ветхий Завет.
3. Введение в Новый Завет.
Общее введение в Священное Писание дает представление о Библии в целом и знакомит с ее происхождением, авторитетом и историей. Здесь же излагаются понятия о богодухновенности, каноне, истории, языках и переводах Священного Писания; о календаре, весах и мерах у еврейского народа; кратко о географии и ботанике Палестины и некоторые другие общие вопросы по исследованию Библии.
Введение в Ветхий и Новый Заветы имеет целью изучить те же вопросы по отношению к отдельным книгам Священного Писания, т.е. кто, зачем, где и когда написал ту или другую книгу и ознакомить кратко с ее содержанием.
Введение в Библию является подсобным предметом в исследовании Библии. Оно помогает увидеть эту Вечную Книгу как бы в телескоп - издали всю, а отдельные части ее как бы под микроскопом, знакомя нас с Библией с разных точек зрения.
В первохристианской церкви и в средние века Введения в Библию как науки не было. Религиозный интерес богословов тех времен был сосредоточен, в основном, на содержании и толковании Священного Писания, на раскрытии истин веры и защите ее догматов.
Но все же проблемы Введения в Библию освещались в сочинениях ряда известных служителей Церкви первых и средних веков: Иеронима (331 - 420), Августина (353 - 430), Юнилия Африканского (ум. 550 г.); патриарха Фотия (820 - 891), монаха-доминиканца Сант-Пагнина и некоторых других.
После мрачного средневековья, когда Библия была скрыта от народа, в XVI в. реформаторы М.Лютер (1483 - 1546), Кальвин (1509 - 1564) и Цвингли (1484 - 1531) пробудили внимание человечества к изучению Библии. Они проповедовали, что спасающая вера должна основываться только на Священном Писании. Вечная Книга стала вновь в центре исследования богословов и многих рядовых верующих. Она переводится на многие языки мира и печатается большими тиражами. Появляются работы по исследованию истории Библии (М.Вальтер в XVI веке и Р.Симон в XVII веке). С этого времени развивается наука о Библии, частью которой является Введение в Священное Писание. Библиологией занимаются не только верующие, но и неверующие исследователи, в основном библейской критикой как её составной частью. Особенно большую роль в развитии библиологии сыграли иудейские и христианские богословы. Много сделали специалисты по древним языкам, археологи и другие.
На ниве критического изучения истории и содержания Библии разгорелись большие дискуссии. Имеются два лагеря библейской критики. Представители отрицательной критики отрицают богодуховенность Библии в разной степени. Некоторые отрицают богодуховность всей Библии или отдельных книг библейского канона, другие отрицают авторство отдельных книг и время их написания и т.д. и т.п. Известными представителями отрицательной критики являются: Спиноза (1632 - 1677), Лессинг (1729 - 1781), Шлейермахер (1768 -1834), д-р Ф.Х.Баур (1792 - 1860) и его тюбингенская школа, Д.Штраус (1808 - 1874), Э.Ренан (1823 - 1892), Л.Н.Толстой (1823 -1910), Р.Бультман (XX в.) и другие. Это, в основном, модернисты, рационалисты разной степени, которые в своем самомнении сеяли семена сомнения, разочарования и неверия, основываясь на своих умозаключениях. (Рим.3,3-4; Быт.3,1).
Положительная библейская критика в лице богословов и ученых успешно отстаивала богодухновенность Библии и доказывала несостоятельность рациональной критики. Ортодоксальные богословы-фундаменталисты, т.е. основывающиеся на Библии, такие, как известные представители богословия: Неандер (ум. 1850 г.), Толюк (ум. 1877 г.), Генгстенберг (ум. 1869 г.), Вигуру, Гезелер (ум. 1861 г.), Газе (ум. 1890 г.), Робертсон (ум. 1882 г.), Герцог (ум. 1882 г.), К.Тишендорф, Шаффер, Штокмейер; фундаменталистские проповедники: Ч.Сперджен, Финней, Макгрегор, Ф.Б.Мейер, Э.Шренк, Штретер, Модерзон (XIX в), богословы XX века: Адольф Шлаттер, Э.Брунно. Карл Барт и многие другие усердно изучали первоисточники и данные происхождения и истории Библии и христианства, обосновывая подлинность и богодухновенность книг Священного Писания.
Талантливо использовал этот материал в своих сочинениях английский архидиакон Ф.В.Фаррар.
Библия не нуждается в защите, в этом нуждаются люди. Истинно живое и действенное Слово Божие в силе Святого Духа через проповедь Д.Веслея, Ч.Сперджена, Д.Муди, Г.Мюллера, Ф.Бедекера, Ч.Финнея, Р.Торрея, С.Д.Гордона и многих других мужей веры, а также русских братьев В.Г.Павлова, И.С.Проханова, И.В.Каргеля и других - вызвало великое пробуждение во всем мире и в нашей стране.
Вера в Господа нашего Иисуса Христа и Слово Божие, несмотря на волны неверия и сомнения, распространялась, и церкви умножались. Верующие находят в открытиях науки новые подтверждения, что Библия содержит вечную истину, дарованную Богом миру.
Вновь интерес к изучению Библии возрос после открытия в 1947 году целого ряда библейских рукописей в пещерах около Мертвого моря.
Камни Палестины заговорили в Кумранских рукописях. Эти открытия вызвали к жизни новую научную отрасль - кумрановедение. Все библейские институты мира занимаются изучением этого материала, десятки научных журналов и монографии освещают эти вопросы.
Введение в Священное Писание использует все эти исследования.
Общее введение в Священное Писание
Названия Библии
1). Библия.
Слово "Библия" греческого происхождения. Тростник папируса (библус), употребляемый для древнего письма, положил основание греческому названию книги - библос, библион (Лук.4,17). Священные книги, читаемые в греческих церквах христианами - греками, назывались "Библия", т.е. книги. Употребление этого названия Священного Писания можно проследить только от IV столетия, так например, оно встречается в трудах Иоанна Златоуста (347 - 407) и Епифания Кипрского, Позднее это название вошло в словарь Церкви. В XIII веке слово Библия как название собрания книг Священного Писания прочно утвердилось в богословии и обиходе.
2). Писание.
Библия также называется именами, которые употребляли новозаветные авторы по отношению к Ветхому Завету. Эти названия:
ПИСАНИЕ: (2 Тим.3,16; Деян.8,32; Гал.3,22; Матф.21,42; Лук.24,27; Иоан.5,39; 2 Петра 3,16; Иоан.20,9).
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ: (2 Тим.3,15)
СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ: (Рим. 1,2)
Для первых христиан наиболее популярным названием Библии было выражение "Писание".
Слово "Писание" в Новом Завете употребляют и в отношении отдельных стихов (Лук.4,21; Иак.2,8).
3). Слово Божие (Слово Господа).
Это название Библии, как богодухновенной книги, употреблялось в ветхозаветное и новозаветное время (Рим.3,2; Ис.40,8; Марк.7,13; Лук.8,11.21; Еф.6,17; Пс.104,19; 1 Петра 1,25; Рим.10,17; 2 Кор.2,17 и др.
Это название Библии является самым значительным и величественным. Оно говорит о драгоценности Священного Писания, о величайшем его значении для мира и Церкви. Этого названия достаточно, чтобы оправдать веру самого слабого христианина.
Все в Слове Божием заслуживает самого серьезного исследования. Оно учит нас принимать Библию как выражение Божественной мудрости и любви - как обращение Бога к человеку.
4). Ветхий и Новый Заветы.
Прочитайте Лук.22,20; 1 Кор. 11,25; Евр.9,15; 12,24. Слово "завет" означает "договор". Этим словом Богу было угодно назвать отношения между Ним и Его народом. Позже это слово стало обозначать книги об истории этих отношений. Апостол Павел называет книги израильского народа Ветхим Заветом (2 Кор.3,14). Он определяет себя и своих сотрудников "Служителями Нового Завета" (2 Кор.3,6). Ветхий Завет повествует о завете с народом израильским, основанном на крови животных. А Новый Завет повествует о завете Бога с Новозаветной Церковью, основанном на Крови Христа.
Итак, все названия, данные сборнику книг, призванных христианской Церковью богодухновенными, являются библейскими, за исключением имени "Библия", которое имеет церковное происхождение.
Библия - это целая библиотека, книги которой написаны людьми, вдохновленными Духом Святым (2 Тим.3,16; 2 Петр.1,21; Исход 20,1; 24,4). Божественная истина представлена ими в различных литературных формах. Её излагали в виде истории, поэзии, пророчеств, автобиографий, посланий, откровений и т.п.
Нам известны две формы Божиих откровений:
1). Общее откровение предназначенное для всех людей. Бог, оставаясь невидимым, дает возможность видеть Свои деяния человеку вокруг Себя - в природе, в истории, в жизненных явлениях, в самом себе, в своей совести (Рим. 1,19-20; Лук.24,32).
2). Особое откровение, когда Бог открывает Себя избранным людям и сообщает Свою волю для передачи другим (Исх.З; Ис.6). Для этого Он просвещает ум, сердце и душу (Иоан. 14,26; Ис.6,7; 2 Петр.1,21).
Библия является особым откровением Божиим.
В Библии Бог открывает Себя людям и указывает им путь спасения: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его"(Иоан.20,31; 1 Тим.4,16).
Главная тема Библии - спасение мира через Иисуса Христа: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3,16).
Иисус Христос является сущностью и целью Библии.
В ветхозаветных прообразах и пророчествах, в жертвоприношениях израильского народа, переживаниях и ожиданиях мужей Божиих, и в свете Новозаветного дня виден Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира. (Иоан. 1,41.45; Лук.24,27.45).
Писания с первой книги и до последней свидетельствуют об Иисусе Христе (Иоан.5,39).
В книге Бытие Он является, как "семя жены" (Быт.3,15). Исход 12,3-5 - пасхальный "агнец" служит прообразом Иисуса Христа.
Левит 16,32 - "священник" - служит прообразом И.Христа. Числа 20,11 - "скала" - "камень же был Христос" (1 Кор. 10,4). Втор. 18,18 - "Я воздвигну им Пророка". Иисус Навин. 5,13-14 - "стоит пред ним человек". Суд. 13,9-23 - "Ангел Господень". Иов. 19,25 - "А я знаю, Искупитель мой жив". Пс. 2,12 - "Почтите Сына, чтобы Он не прогневался". Пр. 8,22-36 - "Господь имел меня началом пути Своего". П. Песн. 2,16 - "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (1 Кор.6,19-20).
Ис. 9,6 - "Чудный ... Князь мира", Ис. 53 - "Муж скорбей". Иер. 23,5 - "И восставлю Давиду Отрасль праведную и воцарится Царь".
Иез. 1,26-28 - "Подобие человека вверху". Дан. 2,35 - "Камень" ... сделался великою горою". Ос. 14,5 - "Исцелитель". Авд. 1,17.21 - "Будет царство Господа".
Мих. 5,2 - "Тот, Который должен быть Владыкою ..., Которого происхождение из начала, от дней вечности". Аввак. 3,13-18 - "Бог спасения моего". Аг. 2,7 - "Желаемый всеми народами". Зах. 4,7 - "краеугольный камень". Малах. 4,2 - "взойдет Солнце правды".
В Евангелиях - "Он, Христос пришедший, дабы взыскать и спасти погибшее". В Деяниях апостолов - "Он воскресший Спаситель".
В Посланиях - "Он одесную Бога Отца".
В Откровении - "Он Христос, грядущий и воцарившийся".
На страницах Ветхого Завета таинственно сокрыт величественный образ Христа, а на страницах Нового Завета Он открыт в чудной Своей красоте.
Положение Библии среди книг
Богочеловеческое происхождение Библии (автор - Дух Святой, люди - Его орудие: 1 Петра 1,10-12; 2 Петра 1,21) поставило ее в центр всей жизни человечества. Библия - совершенное творение, не нуждающееся в прибавлениях. Это первая книга на свете, и она будет последней, самая древняя и самая поучительная. Библия - чудесный свод всех божественных учений.
Действительно, нет книги, так много воздействующей на мир, как Библия. Нет книги, переведенной на большее число языков, или столь распространенной и пережившей так много изданий, как Священное Писание. Нет также никакой другой книги, давшей повод к возникновению такого множества других книг. Нет книги, имеющей так много врагов, однако, и такое множество горячих друзей, как Библия. Великий успех и борьба вокруг этой Книги книг говорят убедительно за ее божественность. Написанная в седой древности, она звучит и сегодня сильно, сочно и действенно. Библия - единственная книга в мире, снимающая покров с тайны происхождения вселенной и человека и указывающая на цель мироздания. Верующие в Библию черпают из нее силы для возрождения и жизни. Библия несет почти по всему миру радостную весть о том, что все для нашего спасения совершил Господь Иисус Христос, добровольно взявши на себя грех всего мира.
Ценность Библии в том, что она единственная книга, которая говорит нам о Боге, Которого мы можем любить; о небе, к которому мы можем стремиться; об аде, который мы можем избежать; о Сыне Божием Иисусе Христе, Который спасает и дает жизнь вечную.
Библия - великий источник животворящей силы (1 Петр. 1,23; 2,2; Лук.8,11; Иер.23,29; Иоан.5,19; Еф.6,17; Евр.4,12), необходимый для спасения. Небо и земля прейдут, но Слово Божие пребудет вовек.
Библия написана для людей всех времен и всех сословий. Для безграмотного дикаря Австралии прошедших веков и для академика XX века она открывает истину спасения (Пс.118,130; Притч.1,5). Она в состоянии утешить умирающего в конце пути и наставить юношу в начале жизни. Это посильно только Книге, автор которой Бог.
Книги Библии были написаны в течении 16 столетий. Книга Иова и Пятикнижие являются древнейшими (XV век до Р.Х.). Последняя книга Библии Откровение Иоанна - написана в конце I века после Р.Х.
Святые писатели книг Библии были людьми разных положений и профессий: священники, апостолы, рыбаки, мытари, пастухи, цари и другие, участвовавшие в едином творчестве Духа Святого, писавшего через них эту чудесную Книгу, равной Которой мир никогда не знал.
Дух Святой открывал им, что они давно должны были написать через святое откровение, внушение, вдохновение и напоминание через их дух. В каждой книге Библии остается печать личного характера, индивидуальности и дарований автора. Из этого можно сделать вывод, что Бог, простирая вдохновение на все Писание, не диктовал авторам всех отдельных слов написанных ими книг.
Мы читаем, что авторы священных книг должны прилагать изыскания, исследования и усилия, чтобы изложить то, к чему побуждал их Дух Святой (Лук.1,2-3; Иоан.19,35; 14,26; 1 Иоан.1,1; 1 Петр.1,10-13).
О богодухновенности книг Священного Писания
Канонические книги Ветхого и Нового Заветов отличаются от обычных книг тем, что своим происхождением они обязаны деятельности не только человеческого ума и воли, но главным образом водительству, вдохновению и откровению Духа Святого. Апостол Павел ясно учит, что пророки и праведные мужи не от себя говорили, но чрез их уста говорил Господь. "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне" (Евр.1,1-2). Так пророк Моисей вписывал в книгу не свои слова, но как сказано: "И написал Моисей все слова Господни" (Исх.24.4). Пророческие книги обычно начинаются словами: "Так говорит Господь" (Иер.2,2; Ис.1,2), и сказанное устами пророков считается "словом Господним" (Ис.8,1; Иер.1,1-2; Мих.1,1). Псалмопевец Давид говорит, что он изрекает вдохновенные песни не от себя, но "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар.23,2). Иудейский народ с особенным благоговением относился не только к книгам Священного Писания, но даже к отдельным словам, буквам, знакам, и это отмечено Иисусом Христом: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдс) из закона, пока не исполнится все" (Матф.5,18). Богодухновенность Священного Писания утверждается Иисусом Христом (Матф.4,3-10; Марк.7,13; Лук.24,27,44).
Для апостола Павла все ветхозаветные книги Священного Писания являлись не обыкновенными книгами, но Словом Божиим (2 Тим.3,16; Евр.4,12; Римл.3,2).
Апостол Петр также указывает на особый божественный характер книг Священного Писания; "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1,20-21).
Как ветхозаветный народ Божий, так и новозаветная Церковь на протяжении всей своей многотысячелетней истории исповедовали, что как пророки, так и апостолы писали священные книги по озарению и вдохновлению от Духа Святого. Поэтому все книги Ветхого и Нового Завета называются богодухновенными. Они истинны, едины, неисчерпаемы и имеют величайшую силу воздействия на сердца.
Апостол Павел пишет: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим.3,16). Что означает слово "богодухновенно"? Богодухновенно - это значит: вдохновенно Богом.
"Все Писание богодухновенно" - это значит: все Писание написано по вдохновению от Бога. Богодухновенность Писания заключается в том, что писали его мужи Божии, будучи движимы Духом Святым (2 Петр.1,21), т.е. Дух Святой побуждал, наставлял и руководил ими. Богодухновение - это действие Духа Святого вместе с действием духа человеческого. Это действие Духа Божьего через человека, который в силу полученной благодати свыше, с верою проникал в глубины человеческой истины, и Дух Святой производил действие и вдохновение по Своему изложению, как об этом и говорил апостол Павел (1 Кор.2,10).
Это вдохновение свыше у пророков, апостолов и мужей веры проявлялось:
а) посредством благочестивого внушения, как сверхъестественная помощь, чрез которую Господь побуждал автора и содействовал ему в его творчестве. Так, например, евангелист Лука пишет: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Фе-офил" (Лук. 1,1-4), в соответствии с обетованием Господа (Иоан. 14,26).
б) посредством откровения от Духа Святого, которое является сверхъестественным откровением истины, пророчества. Так пророки через откровение свыше предсказывали будущее, возвещали волю Божию. Все, что пророки и апостолы не могли знать обыкновенным, естественным путем, было им открываемо свыше Духом Святым. Например: Бог неоднократно повелевал пророкам Моисею, Исайи написать те или другие слова в книгу, и они это исполняли (Исх.17,14; Ис.8,1). Последняя пророческая книга Библии так и называется "Откровением" и начинается словами: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать ... чему надлежит быть вскоре (Откр.1,1). Исполнение пророчеств Библии является самым ярким свидетельством ее богодухновенности.
Следовательно, под словом "вдохновение" следует понимать сверхъестественное руководство, которое исходит от Господа, влияет на волю автора, возбуждает его и производит в нем желание и решимость к писанию, просвещает его понимание, внушает ему и вдохновляет его, что он должен писать, как и говорит псалмопевец Давид: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар.23,2).
В Библии дано то, что было угодно Духу Святому дать для нашего спасения, научения, обличения, исправления в праведности. В Библии заключена истина, необходимая для спасения и освящения человека.
В Библии содержатся не только слова, сказанные Богом или Христом, но и слова, сказанные людьми - и не только праведными, но и нечестивыми, и даже слова, которые принадлежали сатане, так, например, при искушении Христа в пустыне. Описываются в Библии и дела как добрые, так и злые, а также и грехи праведников, как, например, Давида или ап. Петра. Но все это написано по боговдохновению для обличения, предостережения, исправления и освящения наших сердец.
Дух Святой не только творец Писания, но и Наставник во всякой истине его (Иоан.16,13; 2 Петра 1,20). Поэтому нам дорога молитва Псалма 118,18: "Открой очи мои и увижу чудеса закона Твоего".
Канон Священного Писания
Возникновение, сохранение и собрание священных книг в одно целое происходило под руководством Божиим (Втор.31,24-26; Иис. Нав.24,16; 1 Цар.10,25). Церковь собрала священные книги в одно собрание, которое получило название канон, а книги, в нем заключающиеся, назвала каноническими.
Канон - это древнегреческое слово, означающее прямую палку, в частности - меру, правило. В смысле правила жизни и поведения это слово встречается в Новом Завете (Гал.6,16; Фил.3,16; 2 Кор.10,13).
В применении к священным книгам канон означает коллекцию, собрание или список книг, которые образуют собою или содержат в себе правило истины относительно нашей веры и жизни.
Канон Ветхого Завета
Как пророк Моисей, так и все последующие ревнители Закона Божия хранили скрижали и священные книги в "Святое святых" сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме (Исх.25,16; Втор. 10,1-5; 31,24-26; Иис. Нав.24,25-26; 1 Цар.10,25).
При Давиде и Соломоне были собраны псалмы в священно-богослужебные свитки для пения левитами и певцами (1 Пар. 16 и 25 га; 2 Пар.5,10-13; Неем.12,46).
При царе Езекии, вероятно, были собраны книги Притчи Соломона, Екклесиаста, Песни Песней (Притч.25,1).
При царе Иосии был найден священником Хелкией в храме свиток закона Божия. Есть предположение, что эта книга Закона была Пятикнижием (2 Пар.34,14).
Как Библия, так и Талмуд повествуют об Ездре, называемом "книжником, сведующим в законе Моисеевом", который, как считают, собрал священные книги после Вавилонского плена (Ездр.7,6-10; Неем.8,1-9.18; 9,3). Ему помагал Неемия (Неем.8,9; 9,3).
Утвердила канон Ветхого Завета Синагога, в которой, возможно, принимали участие Ездра и пророки Аггей, Захария и Малахия. В ветхозаветный канон вошли только богодухновенные книги. Это подтверждает Новый Завет (Матф.22,29; Лук.24,44; Деян. 17,11; Римл.3,21 и др.). Наш Спаситель и Его апостолы более 800 раз ссылаются на Ветхий Завет, и все книги еврейского канона, кроме шести книг: Судей, Еккл., П. Песней, Есфири, Ездры и Неемии, упомянуты в Новом Завете.
После Иудейской войны (66-73 г.г. по Р.Х.) и разрушения Иерусалима в г.Ямнии иудейские богословы вновь подтвердили состав книг канона Ветхого Завета (ок. 95 г. по Р.Х.). Христианская церковь приняла целиком ветхозаветный канон от израильского народа.
Канон Нового Завета
Все канонические книги Нового Завета существовали уже во II веке. Составление Новозаветного Канона имеет длинную и сложную историю, в течение которой было избрано 27 книг, как богодухновенные и были отброшены все другие сомнительные книги. Собирание книг в Новозаветный Канон было совершено первохристианской Церковью, и участники этого великого дела были руководимы Духом Святым, Который даровал человечеству драгоценнейшую Книгу, являющуюся источником откровения божественной Истины. Канон Нового Завета был принят и утвержден Церковью на Лаодикийском Соборе в 363 г. и подтвержден соборами Иппонским 393 г. и Карфагенским 397 г.
Новый, так же как и Ветхий Завет - это свидетельство избранных Богом и исполненных Духом Святым людей, через которых нам передано Слово Божие, благая весть в самом чистом и неискаженном виде. Христос сказал своим ученикам: "Дух Святой научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан.14,26). И эти слова Христа исполнились. Прочитаем, что говорит об этом апостол Павел: "...Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное Слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как Слово Божие, - каково Оно есть по истине, которое и действует в вас верующих" (1 Фес.2,13); "Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого" (1 Кор.2,13).
В канонической Библии 66 книг, из них 27 книг Нового Завета. В Библии имеются более 31.000 обетовании Божиих, а также более тысячи пророчеств: восемьсот в Ветхом Завете. В 260 главах Нового Завета более чем 300 раз упомянуто о втором пришествии Иисуса Христа и 130 раз - что верующие находятся в Иисусе Христе.
Апокрифы
При определении канона Священного Писания были отделены книги, которые известны под названием "книг апокрифических", или кратко "апокрифы". Апокриф - это греческое слово, которое означает скрытый, неизвестный. Это слово является синонимом "неканонический", то есть небогодухновенный.
Ветхозаветные апокрифы. Известно более 15 апокрифов, относящихся по содержанию к ветхозаветному времени. Они написаны, в основном, на греческом языке и у еврейского народа не пользуются авторитетом священных книг. Эти книги не входят в еврейский ветхозаветный канон.
Римско-католическая церковь на Тридентском Соборе в XVI веке объявила эти апокрифы богодухновенными и включила их в состав Библии. В Библиях синодального издания неканонические книги помещены.
Новозаветные апокрифы. Известны в большом количестве (более 40). Большинство из них написаны ещё во II веке и принимали в некоторых церквах как канонические. Эти книги по содержанию не соответствуют тому духу боговдохновения, которыми проникнуты известные канонические книги Священного Писания и поэтому Церковь, в лице учителей и богословов, отвергла их и не включила в состав канона Нового Завета. Лаодикийский Собор в 363 году запретил чтение апокрифов в церквах и установил список канонических книг Ветхого и Нового Заветов.
Контрольные вопросы
1. Что такое Введение в Священое Писание?
2. Расскажите о названиях Библии.
3. Какие формы Божиих откровений вы знаете?
4. Какая основная тема Библии?
5. Какое положение Библии в мире книг?
6. В чём ценность Библии?
7. Время написания Библии?
8. Кто писал книги Библии?
9. В чём заключается богодухновенность Писания?
10. Как проявлялось вдохновение при написании Священных книг?
11. Что такое канон?
12. Когда был утверждён новозаветный канон?
13. Что вы знаете об апокрифах?
Лекция 2. Общее введение в Священное Писание (продолжение)
Язык Библии
От Адама до Моисея мир не имел записанного Слова Божия. Познание о Боге и воле Его передавалось через предания, т.е. устную передачу потомству полученных патриархами откровений и приобретенного опыта жизни. Долголетний возраст первых жителей земли облегчал возможность устной передачи. Так, например, Адам умер, когда Ламеху, отцу Ноя, было 56 лет. Ной получил от отца свидетельство о Боге и истории человечества. Мафусал жил вместе с Адамом 243 года и с Ноем 600 лет. Ной жил при Аврааме еще 60 лет и мог сам лично или через Сима передать Аврааму историю древнейшего времени.
По мере того, как умножался грех, сгущался мрак, окутывающий память людей, и представление о Боге и Его воле постепенно исчезало. Однако Господь никогда не отдалялся совершенно от людей, и во все времена были люди, которым Он открывался и с которыми имел общение.
Настало время, когда Бог сказал Моисею: "Напиши сие для памяти в книгу" (Исх. 17,14). И Моисей стал писателем первых страниц святой Библии.
Бог говорит людям через Библию на человеческом языке для того, чтобы они могли понять Его. Если бы Господь обращался к людям на ином языке, на языке неба или ангелов, то люди не в состоянии были бы Его понимать. Бог вдохновлял священных писателей писать простым, понятным обиходным языком своего времени и своего народа.
Временем составления книг Моисея считается XV век до Р.Х. Пятикнижие является древнейшей книгой, которая написана буквами. Ранее народы употребляли для письма иероглифы (рисунки) и клинопись. Так, например, в Египте писали на папирусе, пергаменте и каменных плитках иероглифами. Вавилоняне и персы пользовались клинописью, которая произошла от иероглифов. Они писали, в основном, на глиняных таблицах, на которых трудно было палочкой выводить замысловатые иероглифы. Таким образом, появилась клинопись. Её удалось расшифровать только в 1802 г. немцу Г.Ф.Гротефельду (1775 - 1853). Прошло еще 30 лет пока французу Ж.Ф.Шампольону (1790 - 1832) удалось прочитать первую запись иероглифами. Оба вида письма были непригодны для Библии, так как изобразительное письмо при множестве знаков не точно выражает мысль. Бог позаботился о том, чтобы человечество получило более совершенный алфавит, и писанное Слово Его было ясным и понятным людям всех времен.
Книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке, кроме некоторых фрагментов (Езд.4,6; 6,18; 7,12-26; Иер.10,11; Дан.2,4-7.28), написанных на халдейском языке. На древнееврейском языке говорили и писали, кроме евреев, некоторые другие семитские народы. Название "евреи" происходит, по мнению одних исследователей, от Евера, одного из предков (Быт. 11,14), а по мнению других - от семитского слова, которое означает "пришедшие из-за реки Евфрат" и было дано Аврааму хананейскими племенами Палестины (Быт. 14,13).
Древнееврейский язык от эпохи Моисея до вавилонского плена подвергся очень незначительным изменениям. Высшего развития он достиг при Давиде и Соломоне, а после вавилонского плена постепенно стал лишь языком ученых и богословов. Во время жизни Иисуса Христа евреи говорили на сиро-халдейском (арамейском) языке. В древнееврейском языке строки пишутся справа налево. Характерными свойствами дравнееврейского языка являются его простота, легкая доступность переводам при внутреннем богатстве, красоте и изобразительности. Ветхий Завет был написан заглавными согласными буквами, выражающими сущность слова, на пергаментных свитках из выделанной кожи (Пс.39,8; Иер.36,2; Иез.2,9; 3,1-3; Зах.5,1-2; Ис.8,1), при помощи заостренного тростника и чернил (Пс.44,2; Иер.8,8; 3 Иоан.13). Слова не всегда отделялись друг от друга.
Книги Нового Завета написаны на древнегреческом языке, кроме Евангелия от Матфея, которое, как предполагают, написано на арамейском языке. Язык Нового Завета, как и греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинта), не является классическим греческим языком, но иудейско-греческим (эллинским), который употребляли евреи в Египте, Малой Азии и Палестине.
История Ветхого Завета
Священные книги (свитки) Ветхого Завета хранились в Иерусалимском храме. В Святое-святых в ковчеге завета находились каменные скрижали Десятисловия, а по правую сторону ковчега - остальные книги Священного Писания.
Во время сожжения храма армией Навуходоносора в VI веке до Р.Х. эти еврейские святыни исчезли. Предполагают, что пророк Иеремия сохранил от поругания ковчег и кадильный жертвенник спрятав их в пещере (2 Маккав.2,5-8). Священные книги были сохранены и унесены в плен, где их читали пророки Даниил (Дан.9,1-2) Иезекииль (Иез.42,10-12) и другие. По возвращении из плена их читали и знали пророки Агтей, Захария (7,12), Малахия (2,4-8), Ездра и Неемия (Ездр.3,2-5; Неем.9-10 гл.). "Книга Закона Господнего" (Неем. гл.8), в которой находились, кроме законоположительных книг - исторические, пророческие и псалмы (Неем.9,24-34; 12,46), должна была быть руководством для всего израильского народа, а особенно для священников, левитов, судей, старейшин и начальников синагог. Для того, чтобы в синагогах евреев, рассеянных по миру, имелись священные свитки, переписчики переписывали их. Это был тяжелый труд, книги были очень дорогими.
С V века до Р.Х. переписчики писали видоизменным древнееврейским письмом - квадратным стилем. Свитки этого письма, в основном, представлены в кумранских манускриптах (рукописях). Евреи не уничтожали священные книги, которые из-за ветхости не могли употребляться для чтения. Обычно под синагогой или около нее устраивался особый тайник - "гениза", куда в сосудах помещали износившиеся книги Святых Писаний (Иер.32,14). Но когда книг собиралось много, их хоронили на кладбище.
Многочисленные военные бури, пронесшиеся над землей Палестины, глубоко перепахали эту землю. Многие города исчезли, возникли новые селения.
Священные книги второго Иерусалимского храма, вероятно, погибли во время Иудейской войны (66-73 г.г. до Р.Х.), когда Иерусалим и храм его были разрушены, сожжены и разграблены. После восстания Бар-Кохбы (132-135 г.г. по Р.Х.), по приказу императора Адриана, территория Иерусалима была распахана, и на ней основана римская колония "Элиа Капитолина".
Столп фарисейства - раввин Иоханан бен Заккай - после разрушения храма основал Синедрион в г.Ямнии (на юго-западе от Иерусалима). У иудеев осталось из всех сокровищ только Священное Писание, и законоучители Синедриона собрали и подтвердили канон Ветхого Завета. Этот канонизированный манускрипт Ветхого Завета служил для копирования и исправления всех экземпляров.
Евреи стремились сохранить канон и правильное чтение священных книг Ветхого Завета. В Тивериаде образовалась во II веке раввинская академия, почитаемая всеми иудеями и общество талмудистов - людей, изучавших и толковавших Священное Писание.
Важное значение в истории Библии имели масореты, или хранители традиции (от еврейско-арамейского слова "масора" - предание, традиция). Эти ученые-богословы очистили текст от ошибок, неизбежно появляющихся при переписке. Для ограждения текста Писания от искажения в будущем, масореты подсчитали обязательное количество знаков и стихов во всем Ветхом Завете и в каждой книге. Так, общее количество всех знаков в Ветхом Завете составило 1.152.207; Пятикнижие, например, состоит из 305.607 знаков и 5.845 стихов.
Этими числами должны были руководствоваться переписчики во избежание даже малейших изменений. Масореты трудились в V - IX веках по Р.Х. Важнейшей деятельностью масоретов является изобретенная ими система "огласовки", т.е. введение в текст точек, представляющих гласные звуки и укрепивших правильное произношение читаемого текста. Этот текст известен под названием масоретского текста. До масоретов иудеи не всегда принимали должные меры предосторожности по сохранению Библии от ошибок при переписке. Богом совершено чудо по отношению сохранения существенной духовной, внутренней неприкосновенности текста. Поэтому хотя и имеются буквальные варианты, разночтения преимущественно чисел и имен (2 Парал.9,25 и 3 Цар.4,26; 2 Цар.10,18 и 1 Пар.19,18), но смысл и дух написанного остался один. "Ибо Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2 Кор.3,6). Ученый богослов Иероним выразил это положение следующими словами: "Мы верим, что Евангелие заключается не в словах Писаний, но в смысле их".
Переводы Священного Писания
Когда древнееврейский язык перестал быть народным языком, появились переводы Ветхого Завета на арамейском языке для иудеев Азии и на греческом - для иудеев Египта. Перевод Ветхого Завета на арамейский (халдейский) язык называется Таргум (толкование). Сначала он был устным.
Наиболее известен перевод Ветхого Завета на греческом языке (Септуагинта).
При завоевании Иудеи Навуходоносором часть иудеев бежала в Египет и Северную Африку (Иер. главы 43 и 44). Когда Александр Македонский основал в 332 г. до Р.Х. Г.Александрию, он пригласил иудеев заселить часть нового города и дал им большие привилегии. Постепенно здесь стало жить много иудеев, которые говорили на греческом (эллинском) наречии. Так как чтение Писания составляло основную часть религиозного собрания в день субботний в еврейских синагогах (домах молитвы), то появилась необходимость перевода священных книг с древнееврейского на греческий язык.
Египетский царь Птоломей-Филадельф (284-247 г. до Р.Х.) просил у иудейского первосвященника Елеазара людей, способных перевести Закон Моисея на греческий язык для основанной им Александрийской библиотеки. 72 иудейских ученых перевели Пятикнижие за 72 дня. Этот перевод называется Септуагинтой - переводом семидесяти толковников, и сделан он с древнееврейских манускриптов.
Перевод на греческий язык Ветхого Завета был закончен во II веке до Р.Х. Для александрийских иудеев это было великим событием, и они отмечали его особым годовым праздником. Этот перевод распространился по всем странам, где употреблялся греческий язык. Во имя Иисуса Христа перевод Септуагинта был наиболее популярным и употреблялся нашим Спасителем и апостолами. В первохристианской Церкви также употребляли преимущественно греческий перевод Ветхого Завета.
Перевод Библии на латинский язык называется Вульгатой, что означает "распространенный", "общий". Латынь была официальным языком Римской империи, но позже осталась богослужебным языком католической церкви. Этот перевод сделан Иеронимом (331-420) в течение 15 лет, с 390 по 405 гг. по Р.Х., пребывая в пещере около Вифлеема.
Известны и другие древнейшие переводы Библии, как-то: сирийский, коптский, эфиопский, готский, армянский, грузинский и другие.
После долгого мрачного средневековья большое значение имели переводы Библии на английский язык Джоном Виклифом (1320-1384) и в 1534 г. на немецкий язык Мартином Лютером (1483-1546).
Переписчики священных книг отдавали много труда, чтобы переписать Библию, и труд их был мало производителен. Пророком Даниилом было предсказано о книге, что в последнее время "многие почитают ее (книгу), и умножится ведение" (Дан. 12,4). Это стало возможным только с введением книгопечатания. Ревностный христианин Иоганн Гутенберг (1398-1468) стремился найти способ как можно легче и скорее размножить книги Священного Писания. Он изготовил отдельные подвижные буквы и изобрел печатный станок. В 1456 году была напечатана первая книга - это была полная Библия на латинском языке. Это большая книга с листами из пергамента. С тех пор Библия печатается все большими и большими тиражами.
В 1804 году было основано в Лондоне Библейское общество. К 1889 году оно опубликовало Библию на 270 языках в количестве 124 млн. экземпляров.
В настоящее время перевод Библии осуществлен частично и полностью почти на 1200 языках и диалектах (в 1960 г. на 1152 языках).
Разделение Библии на главы сделали кардиналы Лангтон и Гюго в XIII веке, а нумерация стихов Ветхого Завета произведена раввином Нафаном в 1450 году. Первую Библию с делениями на главы и стихи напечатал в Париже типограф Роберт Стефан в 1551-1555 гг., он же разделил на стихи Новый Завет.
Древнейшие манускрипты (рукописи)
Подлинные рукописи (оригиналы), написанные пророками, апостолами и евангелистами, кажется, утеряны безвозвратно. Бог допустил это, чтобы не создалось поклонения книгам. Полагают, что некоторые из этих рукописей находились в знаменитой библиотеке г. Александрии, столице Египта, но погибли с тысячами других древних рукописей в пожаре, уничтожившем эту библиотеку целиком.
Во время римского императора Юлия Цезаря в этой великой сокровищнице было 700.000 рукописных книг (свитков). Несомненно, там были подлинники (оригиналы), написанные пророками. Но арабские войска Магомета вторглись в Египет и в 646 году все погибло в огне.
С самых древних времен переписывались копии с подлинников.
В настоящее время нет других сочинений древних веков, имеющих такое большое количество древнейших рукописей, как книги Библии.
Древнейшими и еще не окончательно изученными манускриптами древнееврейской Библии являются рукописи, найденные в период с 1947 года в пещерах Иудейской пустыни, на северо-западном берегу Мертвого моря (10-15 км. на юг от г.Иерихона и 20-25 км. восточнее гг. Иерусалима и Вифлеема). Были обследованы сотни природных и искусственных пещер. Значительные находки рукописей, пролежавших около 2.000 лет, сделаны в одиннадцати пещерах. Один из первых свитков, попавший в руки людей в 1947 г., содержал весь текст книги пророка Исайи. Этот свиток имеет более 7 метров в длину, при ширине 30 см., и сшит из 17 кусков кожи. Как это знаменательно, что Бог через своего пророка - ветхозаветного евангелиста - вновь обращает взор мира на Мужа скорбей (Ис.53.).
Найденные манускрипты, древние предметы и монеты относятся, в основном, к периоду от III в. до Р.Х. до II в. по Р.Х. К настоящему времени найдено более 40.000 фрагментов различной величины, являющихся остатками около 600 книг. 12 книг Ветхого Завета найдены в полном объеме. Эти рукописи на пергаменте, папирусе, тканях, медных таблицах и черепках написаны на 8-ми языках и диалектах. Среди этих манускриптов представлена вся еврейская Библия (Ветхий Завет), кроме книги Есфирь, причем некоторые книги - более чем 10 манускриптами. Есть книги по времени весьма близкие к оригиналам. Так, например, есть экземпляры книг Екклесиаста и Даниила, которые не более, чем 50-100 годами отделены от оригинала. Кроме библейских канонических книг и апокрифов, найдены древние комментарии (толкования) книг Ветхого Завета, гимны, устав общины ессеев (эссинов) и другие произведения. Исследования раскрыли, что эта библиотека принадлежала общине ессеев, проживавшей на пустынных берегах Мертвого моря (район Хирбет - Кумрана). В результате иудейской войны (66-73 гг. по Р.Х.) община спрятала в тайники свои священные книги, где они хранились до наших дней.
Любимыми книгами кумранской общины, если судить по числу сохранившихся текстов, являлись книги пророков Исайи и Даниила Псалмы и Пятикнижие (особенно Второзаконие). Например, в одной только 4-й пещере Второзаконие представлено четырнадцатью, книга пророка Исайи - двенадцатью, Псалмы - десятью, книги 12-ти малых пророков - восемью фрагментированными экземплярами.
Кроме кумранских рукописей, человечество имеет следующие древнейшие манускрипты (кодексы) еврейской Библии - Ветхого Завета:
1). Каирский фрагмент кодекса книг пророков (895 г. по Р.Х.) хранится в Британском музее.
2). Кодекс Ленинградский в двух рукописях: одна рукопись содержит все книги пророков и датируется 916 г. по Р.Х., и другая рукопись - весь Ветхий Завет и относится к 1008 г. по Р.Х.
Этот кодекс хранится в Ленинградской публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3). Самаритянский кодекс Пятикнижия - в синагоге г.Наблуса (Древний Сихем) относится приблизительно к XI веку по Р.Х.
4). Полный Библейский Кодекс X века в синагоге г.Алепо в Сирии - сейчас интенсивно изучается.
Ранее известны были как самые древние манускрипты Нового Завета, относящиеся к IV и V в.в. по Р.Х. Но в 1931 году были найдены значительные фрагменты Нового Завета II и III вв. по Р.Х.
По сравнению с любым древним произведением, греческий текст Нового Завета находится в исключительно благоприятных условиях. Имеется более 4.600 кодексов (рукописей) Нового Завета. Из них 53 содержат все новозаветные книги. Кроме того известно около 1.500 сокращенных версий евангельского текста, расположенных в порядке годового круга чтения. Кодексы переводов Нового Завета известны в 30.000 экземплярах.
Большинство рукописей, найденных в XX веке, происходят из Египта и Палестины. Благодаря сухому климату, папирус и пергамент могли сохраняться там тысячелетия. Известны 66 папирусов, представляющих отрывки Нового Завета.
"Папирус Райленда 457" хранится в Манчестере, написан в 120-130 гг. по Р.Х., заключает в себе часть 18 главы Евангелия от Иоанна. Найден среди писем воина гарнизона Южного Египта. Мы можем себе представить, как распространилось это Евангелие, написанное в конце I века в Малой Азии, что через 20-30 лет стало известно так далеко.
"Манускрипт Бодмер II" - кодекс из 108 страниц, датируется около 200 г. и включает большую часть Евангелия от Иоанна.
Некоторые папирусы найдены в районе Асуана (Египет).
Более полные из манускриптов Библии на греческом языке известны следующие:
"Синайский манускрипт" - содержит большую часть Ветхого Завета и Новый Завет в полном составе. Манускрипт пергаментный, писан заглавными буквами, относится к началу IV в. по Р.Х. Храниться в Британском музее.
"Манускрипт Александрийский" - содержит с пропусками книги обоих Заветов, датируется V - VI вв.
"Манускрипт Ватиканский" - относится к IV веку, содержит всю Библию, кроме четырех посланий.
"Манускрипт Ефрема Сирина" - относится к первой половине V века, содержит части Ветхого и Нового Заветов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Рукописи (манускрипты), написанные на пергаменте от руки, стали с IV века по Р.Х. не скатывать в свитки, а сшивать в тетради, которые назывались кодексами.
История славянской Библии
К 863 году великие славянские просветители-миссионеры Кирилл (826-869) и его брат Мефодий (820-885) разработали первую упорядоченную славянскую азбуку и затем перевели с греческого языка многие богослужебные книги. Известно, что в четвертое миссионерское путешествие в Моравию (после Болгарии, Сирии и Хазарии - Нижнее Поволжье) в 863 году братья привезли переведенные Евангелия, книгу Деяний Апостолов и Псалтирь. Затем они переводили на славянский язык и другие священные книги. Кирилло-Мефодиевская Библия является канонической, без апокрифов. Азбука и язык этой Библии, через богослужение и школы у православных, получили название церковнославянской.
С конца X века по Киевской Руси стали распространяться книги Священного Писания на понятном народу языке. Появились школы для обучения грамоте.
Татаро-монгольское нашествие уничтожило многие ценные книги и задержало развитие культуры на Руси.
Священные книги переписывались в монастырях монахами и переписчиками. Но централизованного наблюдения над предотвращением ошибок и искажений не было. Поэтому в православии часто возникал вопрос об исправлении Библии и церковных книг.
Вскоре после изобретения книгопечатания и Реформации, для народов России стали печататься типографским способом книги Священного Писания.
Известны несколько изданий Библии:
1). "Библия Русска" Ф.Скорина - переведена с Вульгаты и напечатана в 1517-1525 гг. в Праге и Вильно.
2). Пересопницкое Евангелие - Четвероевангелие на украинском наречии - напечатано в 1556-1561 гг.
3). Тяпинское Евангелие напечатано в кочевной (передвижной) типографии на белорусском наречии около 1580 года.
4). В Москве в марте 1564 года напечатана в типографии первая книга - "Деяния Апостолов" ("Апостол") диаконом-печатником Иваном Федоровым (1520-1583) и мастеровым П.Тимофеевым. В 1566 году было издано ими Четвероевангелие. Затем Иван Федоров печатал книги Священного Писания в Заблудове (Гродненской области), г.Львове и г.Остроге (на Волыни).
В 1581 году была напечатана полная церковнославянская Библия ("Острожская") тиражом около 2.000 экземпляров. Различие между славянским и русским языком постепенно стало так значительно, что с XVII века в некоторых школах стали преподавать оба языка.
Петр I (1672-1725), увидев на западе Библию на национальных языках, поручил пастору Глюку перевод Библии на русский язык. Но со смертью Петра I и пастора Глюка подготовленный перевод пропал. В 1751 году вышла исправленная, совершенная, сверенная с древнейшими манускриптами, Елизаветинская Библия. Эта Библия без изменения осталась в православии.
История русской Библии
В конце 1812 года в Петербурге организовалось "Русское Библейское Общество". Оно объединило православных, протестантов и католиков с целью печатать и распространять Слово Божие на всех языках Российской Империи. В первый же год были напечатаны Библии на финском и немецком, а Новый Завет на армянском и калмыкском языках. На калмыкском языке это была первая печатная книга. Господь благословлял это благое дело, и до 1823 года Библия и Новый Завет были напечатаны на 41 языках в количестве 500.000 экземпляров.
Ученым Петербургской духовной академии был поручен перевод священных книг на русский язык.
В 1818 году Общество издало славяно-русское Четвероевангелие.
В 1819 году они вышли третьим изданием, вместе с книгой Деяний Апостолов и посланиями.
В 1823 году печаталось уже 12-ое издание русского Псалтиря.
В 1825 году успели перевести на русский язык и отпечатать первые восемь книг Ветхого Завета.
В 1824 году организатор и председатель Общества А.Н.Голицын (1773-1844) вынужден был уйти в отставку. Стараниями митрополита Серафима и царя Николая I Общество было закрыто, и имущество передано Синоду. Отпечатанные книги не поступили в продажу, а отдельные издания Пятикнижия были сожжены. Это варварство обосновывалось тем, что якобы только церковнославянский текст непогрешимо может выражать Слово Божие и что опасно читать всем без различия Библию.
Но в 1858 году высшее православное управление - Святейший Синод все же приступил к переводу книг Священного Писания на русский язык.
В 1863 году Синодальной типографией напечатан полный Новый Завет на русском языке.
В 1867 году была издана полная Библия на русском языке. Слава за это Господу!
Синодальная русская Библия была издана в порядке и составе древнегреческой церковнославянской Библии. Канонические книги Ветхого Завета переведены с древнееврейского, неканонические - с греческого. Произношение имен принято греческое, а не еврейское, так как к греческому более привыкли. Русский перевод считается одним из лучших переводов Библии.
В царское время право издания Библии - в полном или неполном составе - принадлежало исключительно православной церкви. Руководство евангельско-баптистского братства в лице братьев В.А.Пашкова, И.С.Проханова, Д.И.Мазаева и других тщетно пыталось получить разрешение на издание канонической Библии.
Впервые каноническая Библия на русском языке была напечатана в Синодальной типографии в Петербурге в 1881 году.
После Октябрьской революции 1917 года все церкви в СССР были уравнены в своих правах, и евангельско-баптистское братство издало в 1926 году Библию без апокрифов в Ленинграде, а в 1927 году - в Киеве.
Новый русский перевод Нового Завета
В настоящее время, благодаря множеству найденных древнейших рукописей, легко обнаруживаются позднейшие приписки, ошибки и другие изменения, сделанные переписчиками на протяжении столетия. Перед библиологами-богословами стоит задача восстановить тот текст, который был бы наиболее совершенным и близким к первоначальным оригиналам, вышедшим из-под пера святых писателей.
С нового проверенного текста делается в Париже перевод Нового Завета на современный русский язык. Перевод осуществляет особая Комиссия под председательством православного епископа Кассиана (профессора Безобразова) и под общим руководством Британского Библейского Общества. Уже вышло из печати Четвероевангелие и Деяния Апостолов.
Вечность и единство Библии
Библия является Словом Божиим, единственным и достаточным источником познания пути спасения и духовной жизни во Христе. В этой Книге Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет изъяснен в Новом. Просто и мудро все предписания Божии сводятся к любви к Богу и ближним.
Все книги Библии объединяет внутреннее единство - Божия любовь к падшему человеку через Агнца, Который взял грехи мира на себя (Иоан.1,29; Ис.53,4-8; 1 Петр.2,24).
Эта Книга книг является прообразом Господа нашего Иисуса Христа. Он пришел свыше, является истинным Сыном Божиим и истинным Сыном Человеческим; так и Библия является Словом Божиим и произведением человеческим. Иисус Христос, по происхождению из еврейского народа, стал Спасителем всех народов и языков. Библия - преимущественно еврейская книга - стала священной для всего человечества.
Спаситель наш доступен всем, так и Библия доступна всем слоям человечества.
Иисус Христос был гоним, отвержен, распят и воскрес. Библия пережила отвержение и уничтожение. Так, например, император Рима Диоклетиан в 303 году издал эдикт об уничтожении всех рукописей Библии.
Много книг было уничтожено, но еще больше пробудился интерес к вечной Книге книг.
"Трава засыхает, цвет увядает, а Слово Бога нашего пребудет вечно" - Ис.40,8.
О трудных местах в Библии
Каждый исследователь Библии согласится, что слова апостола Петра о том, что в Писаниях есть "нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные превращают к собственной своей погибели" (2 Петр.3,16), являются вполне верными. Молодые христиане без достаточного духовного опыта бывают особенно смущены этими трудными местами Библии.
1). Первое, что можно сказать о трудных местах в Библии, это то, что они должны встречаться.
Библия - это откровение разума, воли, всей сущности великого, совершенно мудрого и абсолютно святого Бога. Но кому Бог открыл Себя? Людям - существам ограниченным, с несовершенным нравственным характером, а отсюда и с ограниченной способностью разбираться в духовных вопросах. Самый мудрый человек, взвешенный на весах Божиих, окажется лишь пылинкой, и самый святой человек перед Богом - не более младенца в нравственном отношении.
Принимая во внимание, от Кого и кому дано откровение - можно сделать вывод, что должны иметь место затруднения. Если невежда будет размышлять над творениями великого мудреца, многое будет ему непонятным. И если люди, подверженные грехам, вникают в действия Святого Бесконечного Творца, они будут смущены некоторыми из них. Многие из Его проявлений будут им казаться слишком строгими, слишком необычными и непонятными.
Поэтому должны быть в Библии трудности для начинающего, а лучшие из нас, в действительности, лишь начинающие.
2). Трудное для объяснения место, или веские возражения против него, ни в коем случае не доказывают несостоятельность самого учения. Некоторые, встречая такое препятствие, делают заключение, что все учение Библии неверно.
Но и в науке вряд ли найдется хоть одно всеми признанное достижение, которое бы не имело трудностей быть признанным. К примеру, вспомним гелеоцентрическую (солнечную) систему астронома Коперника. Она встретила в признании великие трудности, многое было необъяснимо, но затем астрономические открытия подтвердили ее истинность.
Тот поступает легкомысленно, кто, из-за трудностей в деталях, отвергает проверенную временем и прекрасно зарекомендовавшую себя истину, и лишь потому, что не может согласовать некоторые факты.
3). Библия подтверждает сама себя и утверждена жизнью. Исполнившиеся пророчества, чудесное единство всех ее 66-ти книг, сила воздействия на души, археологические и научные открытия свидетельствуют в ее пользу.
4). Если кто-либо не может разъяснить встретившееся трудное место в Библии, то это еще не значит, что никто не объяснит его. Нужно быть достаточно скромным и верить, что другие способны сделать это.
Следует помнить то, что многое непонятное сейчас, мы легко поймём, когда будем знать немного больше. Не каждый из нас сейчас решит сложную алгебраическую задачу, но абсурдно заявлять, что данная задача неразрешима.
Часто встревоженный учитель, после беседы с опытным исследователем Библии, находит решение сложнейших, как ему кажется, противоречий. А многие из них разрешены давным-давно.
5). Исследовать Писание следует молитвенно. Не следует основное внимание и время отдавать кажущимся недостаткам и трудностям. Нужно видеть несравненную красоту и прелесть драгоценных истин Библии, дающих силу и свежесть, мир и радость.
6). Поверхностные, далекие от Господа читатели находят в Библии множество непонятных мест, и эти трудности могут иметь для них большое значение. Но для того, кто научился размышлять над Словом Божиим день и ночь, среди бездны открытых богатств премудрости Божией, трудные места почти не имеют веса.
"Отец сирот" Георг Мюллер прочитал внимательно Библию от начала до конца более ста раз. Он и подобные ему, совершающие свой жизненный путь под её водительством, проверили практически истинность Слова Божия и не будут смущены непонятным.
7). Библия написана для того, чтобы веровали, что Иисус - это Сын Божий, и имели через Него жизнь вечную. Эта книга не предназначена для изучения истории, астрономии и других наук, но она предназначена для того, чтобы спасти нас от ада.
Наибольшая польза получается от вещи, когда она употребляется по назначению. Это относится и к Библии.
Не опасны мнимые противоречия Библии, а опасны противоречия в жизни людей, которые не дают возможность увидеть богодухновенность Библии.
Трудные места Библии быстро исчезнут по мере внимательного и молитвенного изучения Священного Писания.
Деление Библии
Книги Ветхого и Нового Заветов по своему содержанию делятся на три группы: исторические, учительные (поэтические) и пророческие.
1. Ветхий Завет.
а). Исторические книги: Пятикнижие Моисея, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3, и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон (дополнения к книгам Царств), Ездры, Неемии, Есфирь;
б). Учительные (поэтические) книги: Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаста (проповедника), Песни Песней;
в). Пророческие книги: Исайи, Иеремии, Плачь Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
2. Новый Завет.
а). Исторические книги: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и Деяния Апостолов;
б). Учительные книги: послания Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна, Иуды, апостола Павла к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппинцам, Колосянам, 1 и 2 к Фессалоникийцам, 1 и 2 к Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям.
в). Пророческая книга - Откровение Иоанна (Апокалипсис).
Контрольные вопросы
1. Как передавалось познание о Боге до Моисея?
2. Расскажите, на каком языке написаны книги Ветхого Завета, и что вы знаете об этом языке.
3. На каком языке написаны книги Нового Завета?
4. Какие важнейшие переводы Библии вы знаете?
5. Расскажите о находках в Иудейской пустыне.
6. Расскажите о древнейших рукописях Библии (манускрипты, кодексы) на еврейском и греческом языках.
7. Расскажите об истории славянской Библии.
8. Расскажите об истории перевода Библии на русский язык.
9. Когда была напечатана впервые русская Библия?
10. В чем заключается единство и вечность Книги книг?
11. Как относиться к трудным местам в Библии?
12. Как разделяются книги Ветхого и Нового Заветов по содержанию? Перечислите книги по группам.

 


Обратно в раздел библиология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.