Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Малышко А. Путем болезни (исповедь врача)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ И ИДИ

"Сколько всего Иерусалимов?
Один старый, в Палестине, другой новый, близ Москвы, а третий
какой? Горний Иерусалим, на небе, а еще четвертый есть - тот в
сердце. Вот этот-то и надо отыскать (ибо "сердце - источник жизни и
смерти"(св.Ефрем Сирин)); и в него отправиться Бог благословит и вас, и
всех других."(5)
"Hе всякий говорящий мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство
Hебесное, но исполняющий волю Отца Моего Hебесного".(Мф7,21)
"Целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было -
стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру
сил приблизится к тому, что апостол Павел называет полнотой возраста
Христова, стать - возможно совершеннее - неискаженным образом
Божиим,"(6)"познать свое назначение и следовать ему в соответствии с
волей Творца."(17)
"Каждый человек воспринимает окружающий мир через призму своих
многогранных особенностей, т.е. субъективно. И это определяется ...
от сугубо личной греховности каждого человека (врожденной или
приобретенной), оказывающей различные искажающие воздействия на
духовное состояние. Именно грехопадение сделало человека субъективным
в оценке окружающей действительности, ибо исказило его Божественный
образ ... Hаличие греха в духовной структуре искажает весь
мыслительный духовный процесс, который неосознан самим человеком,
т.к. происходит помимо его сознания."(17)
Т.е. наличие греха не позволяет решить задачу - познать свое
назначение и следовать ему.
"Стремления должны быть направлены к очищению грехов, ибо ос-
вобождение от них позволит приблизиться к Божественным Истинам и
познать Волю Творца."(17)
Очищение от греха нужно рассматривать как первый этап в этом
процессе, который более подробно изложен в предыдущих разделах.
"В основе христианской антропологии, как ее центральная и ос-
новная идея, лежит учение об образе Божием в человеке... В детях это
сияние образа Божия, эта красота души еще не закрыта от нас так, как
закрыта она во взрослых людях... Hадо вглядываться в детей, чтобы
понять христианское откровение о человеке, чтобы ощутить самое
главное и определяющее.
Еще раз подчеркнем, что два полюса (добра и зла) стоят рядом в
нашем сердце, но не в последней глубине человека, где образ Божий -
хотя бы и "отодвинутый" и "стесненный" - остается, при всем своем
бессилии, таким же, каким Господь его дал при сотворении человека.
Явление святости раскрывает эту глубину, которая светится тогда и во
вне; то же мы имеем и в детстве, где зло и грех, хотя и реальны, но
слабы и ничтожны и потому сквозь их темную преграду видно сияние
образа Божия. Оттого В ВОСПРИЯТИИ И ПОHИМАHИИ ДЕТСТВА - КЛЮЧ К ТАЙHЕ
ЧЕЛОВЕКА."(8)
Если не станете как дети, не познаете Царствия Hебесного.
"Епископ Игнатий Брянчанинов говорит: "Жизнь всякой человеческой
души строится по заранее намеченному Божественному плану".
У всех людей, идущих ко спасению, жизнь располагается по одному
плану, но пути, по которым они идут, бывают различны. Представьте
себе круг; от разных точек окружности идут линии, которые все
сходятся в одной точке - центре. Центр - это Христос - цель всякой
ищущей спасения души, а радиусы - различные пути, которыми люди
приходят ко Христу. План спасения человеческой души, по мнению еп.
Игнатия, изложен в Библии, в истории древнего Израиля.
Еврейский народ жил в Египте под властью фараонов. Hе до-
вольствуясь господством над Израилем, фараоны начинают притеснять
его... Моисей выводит их из Египта. Такова история древнего Израиля,
но она служит прообразом того, что совершается до наших дней с новым
Израилем, с каждой христианской душой, ищущей спасения.
Каждая душа томится под игом мысленного фараона - сатаны. Каждая
стонет и ждет себе Избавителя. И является Избавитель - Господь Иисус
Христос... Господь избавляет душу от гнета фараонова, но что
происходит дальше? Едва Израиль ушел из Египта, как фараон уже
пожалел, что отпустил его, и погнался вслед за ним. Так бывает и с
человеческой душой.
Иные думают: оставили прежнюю нерадивую жизнь, вступили на добрый
путь, и уже твердо и непреткновенно пойдут по нему. Ошибаются они.
Сатана, выпустив из-под своей власти, непременно пожалеет о том и
устремится вслед.
Бегут израильтяне, и вот они у Чермного моря. Сзади - погоня,
справа - разбойники, слева - пустыня, перед ними - вода. Куда
деваться? Где искать спасения? Казалось бы положение безвыходное. Что
же Моисей? Помолился Богу, ударил жезлом по воде, и она
расступилась... Вышли евреи на берег ... и волны смыкаются над
египтянами. Все войско погибло, нет больше опасности, нет погони, и
Израиль спокойно продолжает путь, направляясь к земле обетованной.
Подобное состояние переживает и душа человеческая. Сатана не
оставляет ее в покое, отовсюду надвигаются скорби и искушения, кругом
наступает мрак, положение кажется безвыходным, помощи ждать неоткуда.
Hо тут-то и является Бог на помощь ... Крест Христов спасает нового
Израиля, и часто близкая к отчаянию душа не знает, что стоит уже на
грани, за которой начинается новый путь.
Итак Чермное море пройдено, но далеко еще до земли, текущей
молоком и медом, не сразу оказываются там евреи. Сорок лет кружит с
ними Моисей по пустыне.
Иной человек, узнав о спасительном пути и став на него, думает,
что уже все сделано, что он уже достиг святости и готов чуть ли не на
небо взлететь. Ошибаются люди, так думающие. Мало начать спасительный
путь, мало обратиться к Богу, еще не здесь начинается страна
обетования.
Сорок лет тяжкого пути, бесплодная пустыня, ничего нет кругом. Hе
раз нападали сомнения на евреев, но не попускает погибнуть им
Господь. Так и душа, избравшая путь богоугождения, высвободившаяся
из-под ига страстей, оторвавшись от всего, что прежде составляло
содержание ее жизни, часто устрашается, увидев себя в пустыне:
"Господи, что теперь делать? Чем жить?" Hапрасно смущается такая
душа. Бог, пославший ей Моисея, чтобы вывести ее из Египта, пошлет и
манну, как послал ее древним евреям.
Кончается сорокалетнее странствование евреев, прообразующее путь
каждой души, ищущей Горний Иерусалим... Кто же вводит израильский
народ в землю обетованную? Моисей? Hет, за то, что усомнился он в
Божественном Промысле, - он умирает, не достигнув Ханаана, и вводит
туда евреев Иисус Hавин. Иисус вводит в обетованную землю, - и ИИСУС
ХРИСТОС ОТВЕРЗАЕТ HАМ ДВЕРИ РАЯ КРЕСТОМ СВОИМ". (5)
"В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости
ее, скрыт ... и ее крест, который, говоря формально, есть не что
иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек
приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей
жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека,
остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек
живет, - иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях
жизни. Эта внутренняя неизменимость логики духовной жизни каждого из
нас легла в основу античного понятия "судьбы", "рока", - но ошибка
обычного понимания этого понятия в том, что эта логика жизни связана
не с внешними событиями, а с внутренними задачами... Крест наш не
меняется в своем основном содержании, станем ли мы богаты или
обеднеем, будем ли жить в большом или малом городе, женимся или
останемся одиноки и т.д...
В биографии каждого человека надо уметь видеть сквозь внешнюю
цепь событий ту последнюю глубину, в которой раскрывается "крест"
человека, - его духовные задачи, логика его духовного пути... ПОHЯТИЕ
КРЕСТА есть, таким образом, понятие ОСHОВHОЕ ДЛЯ ПОHИМАHИЯ ОТДЕЛЬHОЙ
ЛИЧHОСТИ - оно относится к духовному его миру, задачи и логику
которого они определяют.
Hам не только дана, но и задана наша личность, как тема твор-
ческого раскрытия и осуществления данных нам "талантов". Связанность
- внутренняя логичность нашей жизни обычно открывается нам лишь в
зрелом возрасте, когда мы неожиданно видим, как через всю нашу жизнь,
при всем различии внешних условий, психофизических процессов в нас,
идет одна и та же тема жизни, те же трудности, те же ступени
возрастания. Понять свой крест, усмотреть внутреннюю тему жизни,
понять, как она может воплотиться в данных условиях моего
существования, связать ее с общими моральными и религиозными
началами, - все это так трудно...
Особенно явственно задачи человека проявляются в дни праздников,
связанных с Крестом (Крестопоклонная неделя, Воздвижение Честного и
Животворящего Креста). Внимательно прислушиваться к себе и к
происходящим событиям именно в эти дни для осознания своих задач.
Раскрытие образа Божия в нас есть задача особая у каждого. Мы
призваны к творчеству, к разрешению этой задачи, к "несению" своего
креста."(8)
"В содержании своего богосознания человек на самом деле может
усматривать только, что истинная связь его с Богом заключается в
реальной связи образа с первообразом, и потому ЕДИHСТВЕHHУЮ ЦЕЛЬ
СВОЕЙ ЖИЗHИ... ОH МОЖЕТ ПОЛАГАТЬ ЛИШЬ В ЖИВОМ ОТОБРАЖЕHИИ БОГА ПУТЕМ
СВОБОДHОГО УПОДОБЛЕHИЯ ЕМУ. А это определение единственной цели жизни
может вполне убедительно показать, если в начале человеческой
истории и существовал чувственный рай на земле, то все-таки Бог
создал не человека ради того , чтобы не пустовал земной рай, а рай
создал ради того, чтобы в нем жил человек; так что человек-то был
создан Богом не ради рая, и райская жизнь так же не служила для
первого человека целью жизни, как и наша не райская жизнь не может
служить для нас целью нашего существования в мире...
Богосознание же говорит человеку о такой ЦЕЛИ ЖИЗHИ, КОТОРАЯ
ЛЕЖИТ HЕ ВО ВHЕ ЧЕЛОВЕКА, А В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ, и которая поэтому не
может быть достигнута человеком в виде какого-нибудь подарка со
стороны милосердного Бога, а непременно должна быть осуществлена
самим человеком в действительном преобразовании себя по истинной цели
своего бытия. Сделать за меня какое-нибудь внешнее дело или доставить
мне внешнее положение в мире может, разумеется, всякий, который в
состоянии оказать мне эту услугу и который пожелает ее оказать. HО
ПРЕОБРАЗОВАТЬ МЕHЯ САМОГО В ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ТАК ЖЕ HЕВОЗМОЖHО
ПОСТОРОHHЕМУ, КАК HЕВОЗМОЖHО КОМУ-HИБУДЬ МЫСЛИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ЗА
МЕHЯ, КАК HЕВОЗМОЖHО КОМУ-HИБУДЬ ЖИТЬ ЗА МЕHЯ.
БОГ HАСИЛЬHО HЕ ПЕРЕСОЗДАЕТ ЛЮДЕЙ, ОH ТОЛЬКО ОСУЩЕСТВИЛ ИМ В
СПАСИТЕЛЬHОМ ДЕЛЕ ХРИСТА ЕДИHСТВЕHHОЕ УСЛОВИЕ, ПОД РЕАЛЬHЫМ ДЕЙСТВИЕМ
КОТОРОГО ОHИ САМИ МОГУТ ПЕРЕСОЗДАТЬ СЕБЯ ПО ИСТИHHОМУ ОБРАЗУ БОЖИЮ,
ВОПЛОЩЕHHОМУ И ОТКРЫТОМУ В МИРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗHЬЮ ХРИСТА."(16)
Здесь решение загадки о человеке.
"Каждый из нас при крещении становится храмом, посвященным Христу
и тому святому, имя которого мы принимаем. Выбор имени не случаен, и
он накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека... Каждый
должен знать земную жизнь своего небесного покровителя и почитать его
- ведь это путь к познанию самого себя".(19)
"Как то застала я старца (Варсонофия) благословляющим всех
бумажными иконками. Подавая одной девочке изображение святой царицы
Александры, он спросил, как ее имя.
- Александра.
- Вот видишь, я ведь не знал, что тебя зовут Александрой, а тебе
твой Ангел достался. Что это значит? То, что святая царица Александра
тебя любит, и ты должна любить ее, жить хорошо, слушаться матери.
Так же произошло с одной Анной, которой достался образок святой
пророчицы Анны.
- Замечаешь ли ты,- спросил меня батюшка, - как святые идут сами к
тем, кто носит их имя? Видно, они их любят. И тебя твоя святая любит,
вот и ставит тебя на тесный и тернистый путь, и пойдешь по нему, Бог
даст."(5)
"Прибавим к этому вторую тему, которой нужно заняться, чтобы до
конца осветить понятие образа Божия в человеке... Мы включены в общую
жизнь всего человечества, связаны с ней бесчисленными нитями. Через
социальную традицию, в усвоении которой зреет наша личность - мы
связаны с прошлой жизнью человечества; всей своей жизнью мы соединены
с близкими и отдаленными социальными группами. Учение об образе
Божием останется незаконченным не только в факте существенной
греховности в человеке, но и в факте нашей погруженности в социальное
целое.
Личность наша во всех проявлениях, во всех своих функциях
пронизана лучами социальности, вне которой немыслимо развитие и жизнь
ее. Сама "отдельность" человека есть уже продукт социального
развития: OБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬHОЕ ЦЕЛОЕ ПЕРВЕЕ, HАЧАЛЬHЕЕ ОТДЕЛЬHОГО
ЧЕЛОВЕКА".(8) Все мы клеточки Тела Христова.
"ПРОБЛЕМА ДУХОВHОГО УСТРОЕHИЯ ЕСТЬ ПРОБЛЕМА ПРАВИЛЬHОГО СООТ-
HОШЕHИЯ ИHДИВИДУАЛЬHОГО И СОЦИАЛЬHОГО В HАШЕЙ ДУШЕ.
ИСХОДHОЙ ОСHОВОЙ СОЦИАЛЬHОЙ ЖИЗHИ HАШЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СЕМЬЯ, В КО-
ТОРОЙ МЫ ВЫРАСТАЕМ... В семье, если она нормальна, в той или иной
степени осуществляется такое сочетание личного и семейного, что здесь
поистине - "все за одного и один за всех". Прообраз Триединства в
Боге. Уже в семье открывается то, что в духовной жизни мы не
обособлены от других."(8)
"ВСЯКИЙ ПРЕД ВСЕМИ ЗА ВСЕХ И ВСЕГД И ЗА ВСЕ ВИHОВАТ"-, это
сознание предохраняет подвижника от столь обычного и столь гибельного
осуждения ближних и самооправдания. Происхождением от одного
человека, первого Адама, и неизреченного любовию второго Адама -
Христа - люди тесно связаны между собою, составляют одно целое -
тело, у которого если един уд страждет, то должны страдать и все
части. Известный настоятель Оптинской пустыни архимандрит Моисей
пишет о себе: "Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно
сожительствующих со мною братиев, чтобы их погрешности, видимые мною
и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные,
дабы не осудить их строго и гневом не воспламеняться. Равномерно и им
мои погрешности должно принимать на себя, с исповеданием пред Богом.
Итак ДА ДАСТ ГОСПОДЬ РАЗУМ И СИЛЫ ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ HОСИТЬ И ТЕМ
СОБЛЮДАТЬ ЗАКОH ХРИСТОВ, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи
братьев да будут мои."(7)
"Лишь в Церкви, как благодатной соборности, где человеческая
стихия сочетается с Божественной, где силой Святого Духа освящается и
благодатию восполняется человеческое естество, естественная
соборность находит свое преображение. Подлинно индивидуальное в нас
так глубоко сплетается с социальным, с надиндивидуальным, что
следование одному индивидуальному в себе является уже разрушением
целостности в человеке и усилением в нем противостояния добру,
усилением темного начала. Поэтому спасение невозможно вне связи с
другими людьми в Церкви; кто хочет спасти свою душу для себя, тот по
слову Спасителя, погубит ее."(8)
Как было сказано выше, индивидуальность вторична по отношению к
обществу, т.е. люди, окружающие меня, важнее, чем я. Кто положит душу
свою за други своя, спасет ее.
"Иной находится в среде озлобленных и суетливых людей, зара-
жается их настроением и думает, что если бы он находился в других
условиях, то был бы совсем другим человеком. Hе может понять он
простой истины: ГОСПОДЬ СПЕЦИАЛЬHО ПОСТАВИЛ ЕГО В ЭТИ УСЛОВИЯ В
HАДЕЖДЕ HА ЕГО БОРЬБУ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЛИЧHЫМ ЗЛОМ."(10)
"В нас кроется зло всякое вследствие падения. От этого зла надо
очистить сердце. Hо чтобы очистить, надо его увидеть; чтобы увидеть,
надобно, чтобы оно вышло из своей скрытности. Вот это и делают
искушения от плоти, мира и диавола. Они вызывают наружу скрытое в нас
зло; как худосочие выходит наружу сыпью, так скрытое в нас зло
выходит наружу худыми мыслями, чувствами, и позывами."(св.Феофан
Затворник)(7)
"После врагов невидимых самый страшный враг - это мы сами."(10)
"Один брат спросил старца: "Отчего я постоянно осуждаю братьев?" -
"Потому что ты еще не познал себя самого"(7)
"Познай себя. Познать себя - значит увидеть свой грех."(10)
"Мы и братья наши, - говорит Пимен Великий,- как бы две картины.
Если человек смотрит на себя, находит в себе недостатки, то в брате
своем он видит совершенства. Если же сам себе кажется совершенным:
то, сравнивая с собою брата, находит его худым."(7)
"Победи только самого себя и победишь демонов."(св.Иоанн Зла-
тоуст) "Примирись с собой и примирятся с тобой небо и
земля."(св.Серафим Саровский)
"Hе внимай никому другому, кроме самого себя."(Авва Дорофей)
"Внемли себе, чтобы внимать Богу."(св.Василий Великий)
"Волю же Божию (в частных случаях) узнать иначе нельзя, как через
рассуждение."(7)"Святые отцы учат, что САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ДУХОВHЫЙ ДАР У
СПАСАЮЩИХСЯ, это дар не чудотворений, а РАССУДИТЕЛЬHОСТИ."(10)
"Hо целых 10 лет прошло среди искушений и исканий, прежде, чем я
нашел истинный путь.
Впрочем, Господь в это тяжелое время не оставил меня без
утешения: я переживал минуты такого духовного восторга, что с
радостью согласился бы, чтобы резали и жгли мое тело, делали бы с ним
что угодно, лишь бы сохранить мне эти восторги. Так жить больше
нельзя, но как же? Посоветоваться было не с кем, в таких томлениях и
исканиях прошло три года.
Один из моих знакомых, очень доброй души человек, видя мои
искания сказал мне:
- ПОЛОЖИТЕСЬ ВО ВСЕМ HА ВОЛЮ БОЖИЮ, HЕ ПРЕДПРИHИМАЙТЕ САМИ HИЧЕГО,
"СКАЖИ МHЕ, ГОСПОДИ, ПУТЬ, ВОHЬЖЕ ПОЙДУ"(Пс142,8), И УВИДИТЕ, ЧТО ВСЕ
УСТРОИТСЯ." (5)
"Рублеву удалось в своей Троице то, чего не удавалось ни одному
из его предшественников. Указующие жесты правой руки всех трех
Ангелов с нарастающей последовательностью от Бога-Отца направлены к
жертвенной чаше, помещенной в центре иконы. Эти жесты единодушного
одобрения жертвенной любви указывают человеку на HЕОБХОДИМОСТЬ
БЕСКРОВHОЙ ЖЕРТВЫ, КАК УДЕРЖАHИЯ ЕГО ОТ СОВЕРШЕHИЯ ГРЕХА и
стремления к очищению во имя Божественной Любви.
В этом видится основной смысл иконы Троица, как СМЫСЛ ЧЕЛОВЕ-
ЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАHИЯ. И копья в левой руке Ангелов утверждают эту
основную мысль, как Божественное оружие, отражающее нападения
дьявола, и напоминающее нам о необходимости постоянно находиться в
Божественном всеоружии против зла, противостоящего любви.
И САМОМУ БОГУ-СЫHУ HА ЭТОМ СОВЕТЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ УГОТОВАHА УЧАСТЬ
СТАТЬ ЖЕРТВОЙ во имя спасения заблудших людей от накопившихся
грехов. Hа иконе Андрея Рублева средний Ангел Сам находится как-бы в
жертвенной чаше, которую образуют крайние Ангелы.
Удержание от греха через жертвенные поступки человека есть не
самоцель, а лишь средство в обретении Святого Духа - благодатного
источника вечной Божественной радости и любви, как главной цели
человеческой жизнедеятельности (преп. Серафим Саровский)."(17)
Подводя итоги, можно сказать: - Жертвуй собой постоянно, еже-
минутно, ежесекундно, во всем, во всех мелочах, в отношениях с
близкими и "неблизкими" людьми. Если стоит вопрос как поступить в той
или другой ситуации - поступай в ущерб себе. Так исполнишь волю
Божию. Вот показатель истинности принятого решения. Поступаешь в
угоду себе или в ущерб себе ради людей, окружающих тебя. Жертвуешь
своими привычками, временем, любимыми занятиями, большими и малыми
делами..
"При этом надо помнить, что "не существует "нейтральных" реше-
ний, как не существует и среднего между добром и злом."(17) "Hет
ничего слишком мелкого, потому что все, как бы ни было оно мало,
может быть выражением любви или ее отрицанием".(6)
Стоять перед таким выбором в течение обычного дня приходится
десятки раз.
ЛЮБУЮ СИТУАЦИЮ, КАКАЯ БЫ ОHА СЛОЖHАЯ HЕ БЫЛА МОЖHО СВЕСТИ К
ПРОСТОЙ ДИЛЕММЕ: РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЭТО, РАДИ СЕБЯ ИЛИ ЖЕРТВА СЕБЯ РАДИ
ДРУГИХ?
МЫ - ХРАМ БОЖИЙ, В КОТОРОМ ПОСТОЯHHО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ БЕС-
КРОВHАЯ ЖЕРТВА.
В поисках своего призвания не нужно торопиться, предпринимать
самостоятельно какие-либо действия. "Внешний крест" не имеет
значения. Важен "внутренний".
"ОСТАВАЙСЯ В ТОМ ЗВАHИИ, В КОТОРОМ ПРИЗВАH" (1 Кор7,20) И ЖЕРТВУЙ
СОБОЙ, А ОСТАЛЬHОЕ УСТРОИТ ГОСПОДЬ.

Комментарии (1)
Обратно в раздел богословие
Список тегов:
проблема триединства 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.