Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Санников С.В. Вечеря Господня

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

УСЛОВИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ (Часть3)

Рассуждения о внутреннем смысле Вечери Господней раскрывают грандиозное величие такого простого установления, как преломление хлеба и принятие чаши с вином. Однако не все присутствующие на богослужении пользуются этим сокровищем. В каких же случаях Вечеря Господня оказывает свое действие? От чего зависит ее действенность? Другими словами - что необходимо предпринять или иметь, чтобы актуализировать, то есть превратить в реальность внутренний смысл, заложенный в этой великой заповеди?

Под влиянием, столетиями насаждаемого догмата о пресуществлении, в сознании большинства простых людей, мало знакомых с Евангелием, богослужение с Вечерей Господней превратилось в магический культ, то есть в набор ритуальных действий, в результате которых хлеб и вино в чаше превращаются в истинное Тело и Кровь Христа. Этому способствовали многочисленные споры, сопровождавшие становление так называемой "доктрины о консекрации" - о тайносовершительной формуле, посредством которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Такой формулой западное, католическое богословие считает установительные слова Христа на Тайной Вечери, восточное - "эпиклезу", то есть молитву с призыванием Святого Духа.

Однако бесспорным исторические церкви признают, что действия Вечери Господней реализуются при правильно совершенных обрядах и при условии, что их совершал правильно рукоположенный служитель. Такой "автоматический", безучастный для принимающих Вечерю подход, превращает религию в ее противоположность - в магизм, согласно которому силы духовного мира можно подчинить себе, ими можно владеть и управлять, для чего необходимо только найти и правильно применить нужное слово, формулу, обряд (60).

Евангельский взгляд на действенность Вечери Господней является в корне противоположным, хотя и в исторических церквах в настояще время наблюдается возвращение к первохристианскому пониманию этого вопроса. Евангельская позиция предполагает единство двух сторон:Божественной через действие Святого Духа и человеческой - через искреннюю веру участвующих. Местом встречи и средством, взаимоувязывающим обе эти стороны, является Слово Божие.

Согласно обещанию, которое Господь оставил в Своем Слове: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них" (Мф.18.20), а также: "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин.14.21), распятый и воскресший Христос реально присутствует с нами на Вечери Господней благодаря действию Святого Духа. "Реальное присутствие Христа во время Вечери я вижу в том, что мы воспоминаем Того, Кто сегодня жив"- отмечал М.Я.Жидков (61). То есть среди нас присутствует сам Христос в невидимом воскресшем теле, и мы имеем с Ним личную встречу в совершении Его заповеди.

Дух Святой не только делает для нас возможной встречу с воскресшим Спасителем, но Он же актуализирует всю Вечерю Господню.

Именно Дух Святой раскрывает доступ ко всей многолетней сущности этой Трапезы: Он умиляет сердца при ВОЗВЕЩЕНИИ, оживляет ВОСПОМИНАНИЕ, делает реальностью ПРИОБЩЕНИИ, вызывает БЛАГОДАРЕНИЕ, осуществляет ОБЩЕНИЕ, производит ОСВЯЩЕНИЕ и вручает ЗАЛОГ ГРЯДУЩЕГО.

Таким образом, фактически Дух Святой является совершителем Вечери Господней. И происходит это не в ответ на правильность действия предстоятеля,а при условии правильности всего собрания.Если собрание происходит во имя и во славу Христа, ради Него и с любовью к Нему то Дух Святой обязательно превратит собрание с преломлением хлеба и принятием чаши в истинную трапезу Господню.

Эта истина отчетливо прослеживается в первохристианском богословии, далеком от споров о тайносовершительной формуле. Блаженный Августин писал о хлебе и вине, что они "будучи делом рук человеческих по своему видимому образу, не иначе освящается в великое таинство, как только невидимым действием Духа Святого (62).

Однако действенность Вечери Господней в целом, еще не гарантирует ее реальности для каждого присутствующего. В самом духовном собрании во имя Христа может найтись человек, который так и останется безучастным к происходящему и не подвергнется действию Святого Духа. Чем это определяется? Индивидуальной волей человека, проявленной в его вере. Поэтому Ап.Павел учит, что приступать к Вечери следует с полной верой (Евр.10.22).

Верой мы принимаем все слова Божии, и только посредством веры они актуализируются в нашей жизни. Прощение грехов, освобождение от рабства зла и тьмы люди получают по их свободному волеизъявлению через веру. Так же они усваивают для себя все обетования Божии. Но эта веране есть явление суггестийное, то есть полученное в результате самовнушения или внушения извне. Сколько бы человек не пытался внушить себе, что он здоров, что Христос исцелил его, но если реального исцеления не произойдет, то такая внушенная вера способна только обмануть его и дать временное успокоение.

Вера, по Священному Писанию, это не просто глубокая убежденность, трезвая уверенность в невидимом, в еще неощутимом а потому недоступном, но вера - это в первую очередь - "осуществление ожидаемого" (Евр.11.1). Это некое внутреннее, духовное действие, которое формируется не путем внушения, а возрастает на почве, с одной стороны осознания, а с другой - априорного, еще не подтвержденного опытом наития свыше. Не напрасно в наших молитвах часто употребляется выражение "руки веры".

Именно такую, действенную веру должен иметь каждый участник Вечери Господней. Простирая такую веру к Богу, христианин как бы прокладывает канал, посредством которого Дух Святой проникает сквозь окружающую каждого человека пелену враждебных Богу поднебесных сил, во внут-реннее естество человека,и таким образом, Богу представляется беспрепятственная возможность совершать в человеке непостижимые для разумапроцессы приобщения Тела и Крови Христовой, вызывать в нем благодарение, привлекать к общению и т.д.

Так понимали эти процессы все пропротестанты и реформаторы как на Западе, так и в нашей стране. Например, один из наиболее известных богословов нашего братства - И.В.Каргель писал в вероучении, составленном в 1913 году: "Вечеря Господняпринятая с живой верой, делает нас участниками общения как с Ним,таки со всеми членами Церкви Его" (63). Современный протестантский богослов Соуси отмечает: "Участие в Его присутствиии не является физическим ядением или питием, а внутренним общением с Его Личностью,которая пользуется этим внешним актом как выражением внутреннейдуховной веры (64).

Таким образом, если человек неверующий или маловерный принимает участие в Вечери Господней, то он ничего не приобретает в своем духовном естестве. Он принял только обычный хлеб и обычное вино и ничего более. Для него не существует святыни Господней (хотя объективно она существовала на этой Вечери), он не рассуждал о Теле и Крови Христа, а потому Дух Святой не мог обновить, очистить и подкрепить такого человека. Однако, участие в Вечери Господней такого человекаможет принести вред и ему самому и окружающим. Ему - в случае, если он знал, что нельзя участвовать, и намеренно нарушил запрет. Для окружающих - в случае если они знают жизнь этого человека и внутренне протестуют против единства в трапезе с ним. Чтобы такого не случилось, диаконы, разносящие хлеб и чашу, должны хорошо знать членов своей общины, и, подойдя к незнакомым людям, не смущаясь спрашивать, являются ли пришедшие членами церкви и подготовились ли они к участию в Вечери.

Итак, два условия делают Вечерю Господню реальностью - это:

1) действие Святого Духа;

2) вера участвующих.

ПРАКТИКА (Часть 4)

Как совершается Вечеря Гоподня? Каков ее порядок и место в системе богослужений? В чем ее литургические основы?

История Церкви знает много разнообразных литургий - священнодействий, во время которых совершается Вечеря Господня. Древнейшими считаются литургии Апостола Иакова, Василия Великого, Иоанна Златоуса и др. (65). Однако наше братство, как и все протестантские деноминации, при совершении Вечери Господней пользуется порядком (иногда говорят чином), который дан Господом через Апостола Павла и изложен в 1 Кор. 11.23-32. "Ввиду того, что Послание к Коринфянам было написано до самого первого Евангелия, здесь мы практически находим первую запись слов Иисуса" (66).

Указанный Ап.Павлом порядок богослужений в точности выполнялся в первых веках христианства. Вот как описывает один из самых ранних богословов - Иустин Философ-мученик - Вечерю Господню, происходящую в конце первого, начале второго века по Р.Х.: "К пресвитеру приносится хлеб и чаша с вином, растворенным водой. Он берет и именем Сына и Святого Духа благодарит и славит Отца всех...После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диакона дают каждому из присутствующих приобщение хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и воды, и относит к тем, которые отсутствуют" (67).

Читая эти строки, невольно забываешь, что с момента их написания прошло почти 19 столетий! Кажется, что Иустин Философ записал свои впечатления, побывав на богослужении в современной евангельской общине! Профессор церковной истории А.Шмеман указывает, что в первохристианстве: "преломление хлеба" совершалось "по домам", то есть в собрании общины, отличном от пребывания в Храме. Особым же днем Евхаристии является "первый день" недели, - день, следующий за субботой, в который, по свидетельству Апостолов, воскрес Христос" (68).

Таким образом, не только богословски, но и исторически вполне оправдано литургическое требование совершать Вечерю Господню в воскресные дни. Хлеб преломляется только рукоположенным служителем. Характерными особенностями проведения подобных служений, как и в первохристианской церкви, являются:

Первая особенность - доступность, простота и реальность происходящего!

Все то, что совершается на Вечери Господней не изображает духовные процессы, а являет их. Мы убеждены, что все на Вечери Господней происходит реально и именно в данный момент времени.

Истории известно, что Вечерю Господню часто окружали сложным изобразительным символизмом. Это делалось безучловно из самых благочестивых намерений, но привело к тому, что ее стали воспринимать как инсценировку жизни и служения Иисуса Христа, придавая каждому действию священнослужителей символическое, прообразное значение. Со временем появилась необходимость в создании специальной литературы, раскрывающий этот символизм (69). Пытаясь выйти из создавшегося тупика,западное схоластическое богословие разработало представление о новом, особом мире таинств. Католический богослов Дом Вониер в известной книге "Ключ к евхаристической доктрине" пишет: "Мир таинств есть новый мир, созданный Богом и всецело отличный от мира природы и даже от мира духовного. Нет ничего ни на земле, ни на небе, подобного таинствам. У них свой образ существования, своя благодать".

Подобное отношение к Вечери Господней совершенно чуждо евангельскому представлению. Вечеря Господня должна совершаться реально, а не символически. Особенно это касается возвещения смерти Христа Служители первохристианской Церкви произносили яркие, сильные, понятные всем проповеди, в результате которых слущающие каялись, исполнялись силойи благословениями. Также должно совершаться и в наших собраниях. Первое место в Вечери Господней занимает и должна занимать проповедь Слова Божьего в доступной форме на понятном языке.

С другой стороны, недопустимо проникновение условности и символизма во вторую часть богослужения - в само преломление хлеба и принятие чаши. В противовес настойчивому подчеркиванию историческими церквами буквального пресуществления хлеба и вина,"...большинство протестантов верят, что хлеб и вино являются символами воспоминания" (70). Это не соответствует Писанию. Следует помнить, что хлеб и вино "не символизируют" (или "изображают"), а, как сказано в вероучении нашего братства "указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа" (71), - являют видимую часть невидимого духовного присутствия воскресшего Христа.

Простота, реальность и отсутствие всякого символизма характеризует и сам процесс преломления хлеба. Оно совершается так же, как его совершал Сам Господь Иисус Христос. Он ломал хлеб руками, без применения ножа или другого орудия. Так же делают и в общинах нашего братства. Однако, простота в совершении богослужений с Вечерей Господней не должна переходить в свою крайность, за которой теряется священный трепет этой великой заповеди и она низводится на уровень повседневного вкушения хлеба. В связи с этим только аллегорически можно воспринимать слова Е.Уайт: "Свет, исходящий от Вечери верхней горницы, освещает нашу ежедневную пищу. Семейная трапеза становится Вечерей Господней. И каждая возможность присутствовать за столом является причастием" (72). Безусловно, не каждая возможность вкушать хлеб является причастием, а только вкушение хлеба во время Вечери Господней.

Вторая особенность - в реальном осуществлении единства и всеобщности священства.

Проведение Вечери Господней в общинах нашего братства построено на участии и взаимодействии всех собравшихся. Нет разделения на священство и мирян. Все действия совершаются открыто, перед глазами всего собрания. Все молитвы произносятся вслух и подтверждаются всеобщим "Аминь" - одним из ключевых слов христианского богослужения, связывающим в одно органическое целое руководящего проведением Вечери Господней и весь участвующий народ Божий.Обычно "Аминь" переводят "да будет так!", но его первоначальное значение сильнее: "Да это так и так будет!" Этим словом все собрание завершает и как бы "запечатывает" каждую молитву, выражая этим не только единую общность собравшихся, но и активное участие каждого верующего в совершаемом священнодействии.

Николай Афанасьев определил взаимозависимость действий священнослужителя и народа как "сослужение" (73): хотя хлеб преломляют служители церкви, но совершает Вечерю Господню все собрание.

Третья особенность - проведение Вечери Господней построено на принципе: "Кто из вас больше, будь как меньший"

Во время Тайной Вечери в иерусалимской горнице. Христос утвердил этот принцип в ответ на разгоревшийся между учениками спор: "Кто из них должен почитаться большим" (Лк.22.34).При этом Он указал на Себя: "Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лк.22.27).

Принцип служения большего меньшему должен проявляться во всех аспектах христианской жизни. Безусловно, на этом же принципе должна строиться Вечеря Господня. Вполне закономерно и евангельски обосновано, что не рядовые верующие идут к служителям, а наоборот: служители идут в ряды общего собрания и обслуживают пришедших. Таков был почерк Господа Иисуса Христа, Который сошел с небес и вошел в ряды грешников,чтобы послужить им. Поэтому и в первохристианской церкви не к диаконам подходили прихожане,а наоборот: диаконы обносили хлебом и чашей всех присутствующих. Также происходит и в общинах нашего братства. После преломления хлеба пресвитером,диаконы разносят его собравшимся,а пресвитер после этого подносит хлеб диаконам,служа им.

Но уже в IV веке на I Вселенском соборе было принято правило, противоречащее этому евангельскому образу,но, к сожалению, до сих пор существующие как руководство в исторических церквах. Это правило запрещает диакону принимать Вечерю Господню до пресвитера,а также сидеть рядом с ним, но только ниже" (74).

Четвертая особенность - процесс преломления хлеба совершается не на алтаре, а на столе.

Это очень важная, хотя и незаметная, на первый взгляд, особенность приводит к размышлению над глубоким богословским понятием "Вечеря Господня как жертва" (хостиа).

А.В.Карев в статье "Священнодействия церкви" указывает,что есть существенная разница в преломлении хлеба за алтарем и за простым столом. Алтарь - это жертвенник (то есть Новая Голгофа), хостиа (жертва) - небольшая круглая и плоская облатка из пресной пшеничной муки (в католической церкви). На алтаре совершается жертвоприношение Богу. На столе никакого жертвоприношения не происходит, но все же совершается священнодействие:происходит "особенно тесное соприкосновение с распятым на Голгофе Спасителем,соприкосновение с Его ранами и Кровью"(75).

Представление о Вечери Господней, как о Жертве появилось давно. Блаженный Августин даже назвал это священнодействие "таинством алтаря", подчеркивая, что совершается оно в алтаре, на так называемом "святом престоле". В православном исповедании записано, что "Евхаристия есть истинная жертва" (76). На это же, хоть и не так явно, указывали постановления Вселенских соборов - Никейского, Эфесского, Трульского.

Эпоха Реформации евангельским взором пересмотрела это представление и сотрудник Лютера - Меланхтон написал в Аугсбургском символе веры: "Странное заблуждение, когда месса понимается как жертва ... В мире только одна жертва искупления - смерть Христа ... имеется только один Первосвященник, приносящий жертву за грехи грешников - Христос" (77).

Действительно, в Новом Завете нигде не указывается, что у христиан имелись свои жертвенники. Обычная ссылка на 1 Кор. 10.18-21 не говорит о Вечери Господней как о жертве, а только сопоставляет богослужение трапезы у язычников и христиан. Другая ссылка на Евр.13.10 так же отрицает буквальный физический жертвенник,так как Апостол говорил, что жертва, приносимая на этом жертвеннике, это "жертва хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр.13.15) Ап.Павел ясно указывал, что жертва Христа принесена единократно (Евр.10.14) и не повторяется в виде "бескровной жертвы" каждый раз при совершении хлебопреломления.

Вместе с тем, Вечеря Господня в определенном смысле может пониматься как жертва, но не как бескровная жертва Христа, приносимая каждый раз за людей Богу, а как обновление нашего личного самопожертвования Иисусу Христу, предоставления самого себя в жертву "живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим.12.1).

Еще М.Лютер, критикуя католическое понятие жертвы заметил, что мы не имеем ничего такого, что могли бы принести за себя в жертву Богу, кроме пожертвования своей жизни в послушание, а также жертвы благодарения и хваления. "Писание поучает нас, - писал Лютер, - что не мы приносим Христа в жертву, а Он приносит нас в жертву. Поэтому допустимо и целесообразно называть мессу жертвой, и это не из-за нее самой, а потому, что мы приносим себя в жертву со Христом. Это значит, что мы полагаемся на Христа, твердо веря Его завету, и предстаем пред Богом с нашими молитвами, благодарениями и жертвами не иначе как только через Христа и Его посредничество" (78). Другие реформаторы, дополняя это воззрение, указывали, что присоединяясь верой к единой жертве Христа, Церковь - Тело Его - жертвует себя Богу.

Только в этом аспекте мы можем понимать Вечерю Господню как жертву: как воспоминание о единократной жертве Христа и о нашей личной жертвенной отдаче Богу. К такому пониманию в настоящее время возвращаются католическая и православная церковь. Так, в богословском собеседованиии, состоявшемся между евангельско-лютеранской церковью Финляндии и Русской православной церковью в декабре 1971 года, епископ Михаил, касаясь в своем докладе жертвенного характера Евхаристии, писал,что "мы можем говорить только о духовном значении жертвы, и то не Христа, а нашей. В первохристианской церкви хлеб, приносимый на Вечерю, был даром, который синонимичен слову жертва" (79). Еще более определенно высказался католический профессор Дж.Маккю: "Единая Голгофская жертва создает основы для существования христианского общества. Акт веры, в котором это общество при евхаристическом воспоминании Голгофской жертвы исповедует и принимает то, что за него и для него сделано на Голгофе, уже сам по себе является жертвой. Это значит, что мы принимаем плоды Голгофы в акте, в котором мы соглашаемся сами на Голгофу, принося себя вместе со Христом Отцу. Акт веры христианского общества при участии в Евхаристии имеет структуру жертвы" (80).

Таким образом, Вечеря Господня, не являясь бескровной жертвой в буквальном смысле, представляет собой лишь духовное отражение жертвы Христа, а потому она совершается не на алтаре, а на простом столе.

Вечеря Господня, как одно из самых ответственных церковных служений, требует определенной подготовки всех участвующих.

В дни предшествующие хлебопреломлению, желательно дома читать слова Священного Писания, напоминающие о страдающем Иисусе Христе и смысле Его смерти (напр.Ис.53; Евр.8-10,и т.д.); больше времени следует проводить в молитвах, анализируя свое поведение, мысли, слова, дела.

Во многих общинах утвердился обычай в день хлебопреломления находиться в полном посте, в состоянии особого духовного бодрствования, на страже: "Что скажет мне Господь?" Некоторые считают необходимым пост и в дни предшествуюшие Вечери Господней. Желательно также подготовить к этому дню праздничную одежду и свою внешность, "омывши тело водою чистою". Однако все это добрые человеческие традиции, а не установления Священного Писания. Поэтому М.Лютер писал: "пост и телесные приготовления без сомнения, хорошее дело внешнего благочестия, но истинно достоин и вполне способен принять святое причащение лишь тот, кто верует словам: "За вас предается и за вас изливается во оставление грехов" (81). Таким образом, главная подготовка к Вечери Господней должна заключаться в личном самоиспытании и самопроверке: в вере ли я? (2 Кор.13.5).

"Самоиспытание - как часто мы забывали о нем. В чем же оно должно заключаться? В чем мы должны себя испытывать? В основном, в следующем: в мире ли мы с Богом; в мире ли мы с людьми; чисто ли наше сердце; нет ли в нашей жизни сознательного греха; любим ли мы искренне и горячо нашего Спасителя? И если самоиспытание приведет нас к обнаружению какого-либо греха в нашем сердце или в нашей жизни - тогда мы должны обратиться к Господу с покаянием и верой, принять от Него прощение и очищение ... Иуда был недостоин участвовать в Трапезе Господней, потому что в его сердце был явный и сознательный грех - вот что делает нас недостойными для участия в хлебопреломлении" (82).

К большому сожалению, в наших общинах еще очень силен дух самоправедности! Нередки случаи, когда подготовку к Вечери Господней превращают из самоиспытания в испытание стоящего рядом брата или сестры, а иногда и само хлебопреломление превращают в демонстрацию протеста, отказываясь от участия из-за того что в ней участвует некто, по их мнению, недостойный. Подобная практика чужда Евангельской истине. Из библейских повествований видно, что ученики опечалились в день Вечери и стали один за другим вопрошать: "Не я ли, Господи ? (Мф.26.22) Онибыли заняты исследованием самих себя, а не других. Это и имел в виду Ап.Павел подчеркивая, чтобы и мы "судили сами себя" (1 Кор 11.31) и приступали "очистивши сердца от порочной совести" (Евр.10.22) через покаяние и веру в Господа Христа. Поэтому недопустимо испытание других и вынесение суда: могут или не могут они участвовать в Вечери Господней. Фарисея надо искать в себе, а не в других.

Желание уйти от фарисейской надменности и исключительности привело многие деноминации к идее "открытого стола". Ее суть в том, что церковь не уполномочена ограничивать участие кого-либо в Вечери Господней, так как это трапеза Господа, а не трапеза Церкви. Запрет на участие, по мнению приверженцев этого рассуждения, является исключительно делом совести каждого, даже если он является членом Церкви. Так, Елена Уайт, считая, что Иуда участвовал не только в ветхозаветней трапезе, но и новозаветней трапезе, писала: "Пример Христа не допускает, чтобы кто-нибудь был выведен из-за стола Господня... могут прийти люди, которые не от всего сердца преданы истине и святости, но которые выразят свое желание принять участие в святой вечере. Таковым не следует препятствовать" (83).

Эта идея была бы вполне законной, если бы Вечеря Господня являлась только средством личного освящения, и только сводилась бы к взаимоотношениям Бога и каждого человека в отдельности. Однако, оценивая "открытый стол" с позиции Трапезы Господней как средства общения и единения членов Тела Христова друг с другом, надо признать, церковные ограничения, существующие с первых веков христиан (84) вполне обоснованы. Один из основателей баптистского братства в России Н.В.Одинцов писал в "Исповедании веры христиан-баптистов", изданном в 1928 году: "Святая Вечеря исключительно предназначена только для таких людей,которые посредством Божьей благодати соделались Его уделом и приняли Святое Крещение" (85). Почти аналогичный пункт содержится в "Исповедании" принятом баптистскими церквами в Германии еще в 1847 году,составленном И.Онкеном.

Такое ограничение вполне целесообразно,так как Святая Трапеза должна осуществлять единение и снимать возможные недопонимания и непримирения между ее участниками. Однако следует строго следить, чтобы это ограничение не давало повода уничижать своего ближнего.

В практике участия в Трапезе Господней наблюдается, что иногда отдельные члены церкви воздерживаются от принятия Вечери. Причиной тому является отсутствие мира с кем-либо. Нарушение мира может возникнуть и не по вине верующего. Евангелие призывает: "Если возможно с вашей стороны,будьте в мире со всеми людьми" (Рим.12.18). Иногда верующему не удается восстановить мир. Как в этом случае отнестись к Вечери?Ведь ее мы совершаем по заповеди Господней. Отказ от участия в ней есть отказ от исполнения заповеди. Поэтому для восстановления со всеми нормальных дружеских отношений верующий должен,конечно, сделать все. Если же по причине неверующей стороны это не удается, надо, подобно мытарю в храме, с раскаянием предстать пред Богом, но в Вечери участвовать. При искреннем раскаянии Бог Сам удостаивает участия в Вечери."Достоин принять участие в Вечери Господней как раз тот, кто чувствует себя недостойным и жаждет уверенности, прощения и общения"указано в комментариях на Новый Завет Р.Грюнцвайга (86).

Здесь полезно запомнить, что говорит Слово Божие в отношении тех, кто легкомысленно отказался от совершения ветхозаветней Пасхи: "А кто чист и не находится в дороге, и не совершит Пасхи, истребится душа та из народа своего; ибо он не принес приношения Господу в свое время; понесет на себе грех человек тот" (Чис.9.13). Исключением являются случаи, когда верующий находится на замечании или отлучен. В этих случаях в вечере не участвует.

Как бы обобщая рассуждения о подготовке к Вечере Господней,Г.К.Тиссен пишет: "Церковь не уполномочена судить о верующих, за исключением случаев беспорядочного поведения, лжеучений или участия в несоответствующих Писанию практиках" (87).

Относительно дней, в которые необходимо участвовать в Вечери,строгих указаний в Священном Писании не содержится. Как поступали первые христиане, описано в книге Деяний: "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян.2.46). Вечеря Господня совершалась каждый день. Наряду с этим читаем: "А мы после дней опресночных отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду,где пробыли семь дней. В первый же день недели,когда ученики собрались для преломления хлеба..." (Деян.20.6-7). Из этих слов видно,что из семи дней,проведенных в Троаде, только первый день недели (воскресенье) был выбран учениками и Апостолом Павлом для совершения преломления хлеба. Думаем,что в каждом конкретном случае это решалось последователями Христовыми.

В нашем братстве,как и во всемирном,преломление хлеба совершается, как правило,один раз в месяц - в первое воскресенье. Если же в какойлибо поместной церкви в силу определенных причин переносится преломление на другой день, это не является нарушением Священного Писания.

При проведении Вечери Господней возникает также много других практических вопросов. Например,какой надо употреблять хлеб - пресный или квасной? Разбавлять ли вино водой? Можно ли употреблять вместо вина виноградный сок? Священное Писание не дает на эти и подобные вопросы однозначные ответы.

Некоторые, пытаясь вернуться к первохристианству, восстанавливают вид и качество хлеба и пития, употребляемого Христом, но при этом вступают в такие резкие диспуты, что невольно вспоминаешь слова Христа об оцеживающих комара,а верблюда поглощающих (Мф.23.24). С горечью приходится наблюдать, как буквоедство и попытки вернуться к внешнему первохристианству перечеркивают главное в учении Христа - любовь к ближнему и единство народа Божия.

Думается,что если подобные практические вопросы не оговорены в Священном Писании,их решение зависит от поместной церкви, ее условий и воззрений и ни в коем случае не должно служить поводом к бесплодным спорам и разделениям. Ибо "к миру призвал нас Господь" (1 Кор.7.15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед нами предстала Вечеря Господня как центральное событие церковной жизни. Это единая, хотя и многогранная Трапеза Господа нашего Иисуса Христа, на которую Он собирает искупленных своих чад.

Ее истоки, содержащиеся в Ветхом Завете: иудейская пасха, заключение завета с Израилем у Синая, поминальная трапеза и священное, хотя и повседневное у иудеев преломление хлеба - были соединены, слиты воедино, очищены от ветхих прообразов и наполнены истинным первоначальным и предвечным смыслом.Внутренний смысл Вечери Господней, который можно условно представить как ВОЗВЕЩЕНИЕ, ВОСПОМИНАНИЕ, ПРИОБЩЕНИЕ, БЛАГОДАРЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ ОСВЯЩЕНИЕ и ЗАЛОГ ГРЯДУЩЕГО - заставляет трепетно, серьезно и с глу боким благоговением отнестись к ней. Ибо от отношения к этой трапезе, проявленного в вере и одухотворенного действием Духа Божьего, - зависит действенность этой заповеди и возможность воспользоваться всем богатством, сокрытом в этой великой сокровищнице Божией.

Обратим самое пристальное внимание на то, чтобы практика проведения Вечери Господней соответствовала ее содержанию, ибо заповедь, оторванная от правильного исполнения - это только заповедь, и лишь в исполнении она становится силой.

Дал бы Господь всем нам пользоваться этой силой.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Chronologie J. Dheilly “Dictionaire Bibique. Ed/ Deslee Tornai” , 1964, h.193

2. Подробнее см. С.Г.Шепетов "Тайная вечеря", "Братский вестник", 1960, № 4, с. 63 - 64.

3. Светлов Эммануил "Магизм и единобожие", 1971, с.313.

4. Велльгаузен Ю. "Введение в историю Израиля", СПБ, 1909, с.71.

5. Некоторые отрицают это. Например см. реферат Д.Д.Шаповалова. "О Вечере Господней"; кн. Слободяника В.А."Лепта 3", с.161.

6. "Вечеря Господня: открытая или закрытая". Настольный календарь служителя церкви АСД, 1986, ч.11, с.139.

7. Еврейское слово "песах" (Пасха) дословно означает "прохождение мимо" или "пощада". Подробнее см. "Библейский словарь" Эрика Нюстрема, с.308-311.

8. О понятии "союза-завета" (евр.берит) подробнее см.Словарь Библейского богословия (под ред. К.Леон. Дюфура),с.1101-1110.

9. Подробнее см. "Заметки на книгу исход", К.М.Макинтош, с.241.

10. Подробнее об этих заветах см. "Толкование новозаветных посланий и кн. Откровения" под ред. Пл.Харчлаа, с.334.

11. Тиссен Г.К. "Систематическое богословие", с.417.

12. "Еврейская энциклопедия",(под ред. д-р Л.Каценельсона и барона Д.Г.Гинабурга) т.12, с.605.

13. Карев А.В. "Голгофа", "Братский вестник", 1974, № 2, с.22.

14. Сомов К.В. "Церковь Христа и ее священство", "Братский вестник", 1963, № 4, с.56.

15. "Еврейская энциклопедия", т.12, с. 562.

16. Карев А.В. "Вечеря Господня. Ее установление и значение", "Братский вестник", 1962, № 2, с.19.

17. Там же.

18. Комментарий д-р В.де Боора к 1 посланию Коринфянам "Вуппертальское изучение Библии", с.201.

19. Адамович Г.А. "Искры", кн.8, с.25.

20. Лехтонен Самуэл "Евхаристия и жертва Христа", "Богословские труды", М., Московская Патриархия, 1973, № 11.

21. Тиссен Г.К. "Систематическое богословие", с.416.

22. Митрополит Макарий "Православно-догматическое богословие", СПБ, 1895, т.2, с.397.

23. "Сравнительное богословие. Католицизм", Библейские заочные курсы. Москва.

24. Ориген "Коментарий на Евангелие от Матфея", п.85.

25. Тертулиан "Против Маркиона", раз. 1 и 4.

26. Епископ Сильвестр "Опыт православного догматического богословия", Киев, 1892.

27. Св.Киприан "Послание Цецилию", с.63, п.2.

28. Цитируется по: Робертсон Д.С. "История христианской церкви" СПБ, 1891, т.2, с.241.

29. Там же.

30. Тиссен Г.К. "Систематическое богословие", с.418.

31. Лютер М. "Краткий катехизис", отдел 5, вопрос 1.

32. Кондаков Н.И. "Логический словарь - справочник", 1976, с.533.

33. Ожегов С.И. "Словарь русского языка", 1984, с.201.

34. Жидков М.Я. "Водное крещение и Вечеря Господня", "Братский вестник", 1975, № 2, с.59.

35. Цитир.по: Робертсон Д.С. "История христианской церкви". СПБ, 1891.

36. Николайнен А.Т. "Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета", "Богословские труды", 1973, № 11.

37. Литургический текст Иоанна Златоуста.

38. "Братский вестник", 1960, № 1, с.46.

39. Библейская энциклопедия изд. Архимандрита Никифора, 1891.

40. Тярк О.А. "Евангелие от Марка", "Братский вестник", 1980, № 5.

41. Дикс Г. "Чин литургии Д.П. 1945.

42. Шмеман А. "Евхаристия.Таинство Царства", 1984.

43. Баркли У. "Толкование посланий к Коринфянам", ВСБ, 1981,с.112.

44. Тиссен Г.К. "Систематическое богословие".

45. "Догматика", ВСХЕБ, ЗБК, с.264.

46. "Резюме по евхаристической тематике", "Богословские труды", 1973, № 11.

47. Лютер М. "Краткий катехизис", отдел 5, п.3

48. "Учение 12-ти апостолов". В кн.: "Ранние отцы Церкви. Антология", Брюссель, 1988, с.22.

49. Высоцкий Н.И., реферат "Хлебопреломление".

50. Николайнен А.Т. "Евхаристия в свете исследований Св.Писания Нового Завета", М., "Богословские труды", 1973, № 11.

51. Шмеман А. "Введение в литургическое богословие", Париж, 1961.

52. Епископ Сильвестр "Опыт православного догматического богословия", Киев, 1892.

53. "Деяния Вселенских Соборов", изд. Казанской духовной академии, 1877.

54. Митрополит Макарий "Православно-догматическое богословие", т.2, СПБ, 1895.

55. "Учение Господа через 12 апостолов". В кн.:"Ранние отцы Церкви. Антология". Брюссель, 1988, с. 13 - 27.

56. Гендриксен "Толкование Евангелия от Матфея", с.911.

57. "Крещение. Евхаристия. Священство". Текст комиссии: "Вера и церковное устройство Всемирного совета Церквей", Лима-82.

58. Там же, с.25.

59. Бердяев Н. "Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого". У.П. 1952, с.208.

60. Подробнее см. Д.Фрезер "Золотая ветвь",ч.1,"Магизм и религия".

61. Жидков М.Я. "Водное крещение и Вечеря Господня", "Братский вестник", 1975, № 2.

62. Митрополит Макарий "Правослано-догматическое богословие", т.2, СПБ, 1895.

63. "Братский вестник", 1966, № 5, с.17.

64. Соуси "Церковь в программе Божией", с.224

65. Подробнее см. "Богословие преосвященного Феофана Прокоповича".

66. Баркли У."Толкование послания к Коринфянам", ВСВ,1981,с.113.

67. Иустин философ "Апоплогия 1", п.65.

68. Шмеман А. "Исторический путь православия", Нью-Йорк,1954,с.19.

69. Например, в католическом мире книга Д.О.Касела "Таинственность христианского богослужения", Лондон, 1962; в православном мире - "Пространный Катехизис" митрополита Филарета,"Евхаристия" архимандрита Киприана;в популярной форме изобразительный символизм литургии раскрывается Н.Гоголем во второй части книги "Выбранные места из переписки с друзьями".

70. Литтл Поль "Знай, во что веришь". Славянское Евангельское общество.

71. "Вероучение евангельских христиан-баптистов", "Братский вестник",1980, № 4, с.47.

72. Уайт Е. "Желание веков", гл.72, с.27.

73. Афанасьев Николай "Трапеза господня", 1952.

74. "Правила святых Вселенских Соборов", 1877, ч.1.

75. Карев А.В."Священнодействия церкви","Братск.вест.", 1963, / 1.

76. "Православное исповедание", ч.1, ответ на вопрос 107.

77. "Аугсбургский символ веры", статья 24.

78. Цитируется по С.Лехтонен "Евхаристия и жертва Христа".

79. Епископ Михаил "Евхаристия как новозаветнее жертвоприношение". "Богословские труды", 1973, № 11.

80. "Богословские труды", 1973, / 11.

81. Лютер М. "Краткий катехизис", отдел 5.

82. Карев А.В. "Братский вестник", 1962, № 2, с.16-17.

83. Уайт Ел. "Желание веков", гл.72, с.18-19.

84. Еще Иустин философ писал в своей "Апологии 1", п.65, что в Вечери Господней у них участвуют только члены общины.

85. Одинцов Н.В. "Исповедание веры христан-баптистов", 1928, гл.9.

86. "Евангелие с объяснениями 51 богослова", (под ред. Р.Грюнцвайга, Г.Киллерберга и др.).

87. Тиссен Г.К. "Систематическое богословие", с.420.

Одесская Богословская семинария. Журнал "Богомыслие"

 


Обратно в раздел богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.