Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать!

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЕРДЕЧНЫЕ РАСШАРКИВАНИЯ

Спасибо моему лучшему другу - жене Елене - за поддержку в служении и во всех моих творческих начинаниях. Без такой надёжной помощницы мне было бы намного тяжелей проходить вверенное мне Господом поприще.

Низкий поклон моим многочисленным соработникам на ниве Божьей, и всем сотрудникам нашего офиса бесконечно много терпящим на мне.

Спец-благодарение Артёму Хармышеву и его супруге Виктории за многолетнее великомученическое служение рядом со мной.

Благодарю тебя, старый и добрый друг, Юрий Андреевич Шахман, и твою чудесную супругу Татьяну, за то, что вы есть в моей жизни.

Спасибо вам дорогие члены нашей поместной церкви, снисходящие к моим пасторским немощам.

Спасибо Валентине Викторовне Картавцевой, уже который год помогающей с корректировкой моих бесчисленных рукописей.

Персональное благодарение Богу за Елену Яковлевну Божко, оказавшую спонсорскую поддержку для выпуска этой книги.

Спасибо издательству "Руфь", моим старым и добрым друзьям, терпящим авторскую безалаберность.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

После того ворвалось в богословское дискуссионное поле первое издание этой книги, прошло уже четыре года. Стоит ли говорить, что в мире, в котором мы живём, это срок достаточный для многих перемен. За это время откорректировано служение некоторых лидеров "учения веры". К моему великому удовольствию, в подавляющем большинстве случаев, эти перемены произошли в лучшую сторону. Акценты в проповеди Евангелия серьёзно подправлены многими служителями, которые, с радикальным перекосом, ещё четыре года назад проповедовали "евангелие здоровья" и "благую весть преуспевания". Радуется сердце тому, что сегодня многие пастора и евангелисты позволяют себе слегка посмеиваться над своими духовными "заездами" пятилетней давности. Я получил немало писем от тех, кто, поблагодарив за книгу, вместе со мной усмехнулся в сторону перегибов в своём служении. Это радует, поскольку кто-то здорово заметил, что умение служителя шутить над собой - признак духовного здоровья и гарантия усиления иммунитета для борьбы с будущими богословскими вирусами.

К сожалению, существуют так же Церкви, в которых младенчество, похоже, принимает хронические формы. От служителей и прихожан таких церквей я получил массу писем, анафемствующих в мой адрес и обвиняющих меня в богоотступничестве и дезертирстве с поля боя "истинной веры!" Подборка цитат из этих писем, впрочем как и из положительных рецензий, потянула бы на самостоятельное, поверьте, весьма весёлое издание. Чего там только нет!!! От "спасибо за лучшую книгу всех времён и народов!" до "библия сатанистов менее опасна, чем ваша писанина, малоуважаемый бывший брат!".

Я очень благодарен тем кто, прислав мне письма, не впадал в полярные крайности и открыто высказал свою точку зрения на поднятую тему. Искренне признателен вам за советы и свидетельства описанные вами.

Спасибо за откровенный диспут, который провели некоторые христианские издательства на страницах своей периодики.

Спасибо всем, кто приглашал к открытой дискуссии и к выступлениям перед той или иной аудиторией. Сожалею, что не имею возможности на все предложения ответить положительно.

Прошу прощения перед теми, кто просил выслать книгу или партию книг. Практически я не имел такой возможности по той причине, что первый тираж разошёлся в течение нескольких месяцев. До выхода в свет второго издания я сам остался подобно сапожнику без сапог.

Благодарю добрых людей, поместивших за свой счёт книгу в интернет и растиражировавших её на электронных страницах, что позволило усилить резонанс от неё, перенеся диспут за океан.

ПЛЮС И МИНУС 15%

В наших "ларьках - батискафах", которые начинают всё более благородно обустраиваться на захваченных ими в начале перестройки торговых плацдармах, продаётся "СПЕЦ - СНИКЕРС". На нём красуется яркая надпись +15%.Позаимствовав идею у авторов этого рекламного проекта, в первоначальное название книги я внёс прибавку плюс 15% и минус 15%. Это вызвано тем, что есть то, что я хотел бы убрать из второго издания и есть кое-что, что хотелось бы добавить. Суть этих корректировок я постараюсь изложить в нижеследующих главах предисловия ко второму изданию.

+ 15% К КРИТИКАМ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

Есть так же нечто, что я хотел бы добавить к первому изданию. Эти 15%, как мне кажется, должны сохранить баланс и более корректно передать мою точку зрения на харизматическое движение, набирающее силу на территории бывшего СССР.

НЕКОТОРЫЕ ПИСЬМА, ПОЛУЧЕННЫЕ МНОЙ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНСЕРВАТИВНОГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО КРЫЛА, ИСПОЛНЕНЫ ДУХОМ, КОТОРЫЙ Я АБСОЛЮТНО НЕ РАЗДЕЛЯЮ. Я ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДАЛЁК ОТ ОЦЕНКИ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК "ПРОИСКОВ САТАНЫ".

К примеру, позиция Владимира Жукотанского, автора "Церкви повреждённого Евагелия", мне совершенно чужда. Тот факт, что Жукотанский рекомендует своим читателям прочитать "Казнить нельзя, помиловать!" - не приводит меня в восторг, поскольку я категорически не согласен с той оценкой, которую даёт автор харизматическому движению. Вместо того, что бы высказаться против чёрного сектора богословских перегибов, Жукотанский, как мне кажется, позволил клеветнику братьев надеть шоры на свои глаза и лишить себя способности видеть всё то доброе, что существует в харизматическом движении.

Когда лошадь выставляют на скачки, на её глаза одевают эдакие специфические приспособления, сущность которых в том, чтобы ограничить зрительный диапазон скакуна. Шоры на глазах не позвляют лошади видеть трибуны, болельщиков, судей и даже небо над собственной своей головой. Беговая дорожка - это всё, на что владелец коня желает нацелить его внимание. К моему великому сожалению, многие христиане позволяют лукавому одевать эти псевдодуховные шоры на свои глаза. Сосредотачиваясь на недостатках того или иного движения, мы порой становимся неспособными видеть их достоинства. Поиск негативного становится самоцелью, а не средством помощи ближнему. "Эксперты по сучкам", найдя в глазе ближнего недостаток в виде соринки, лихо продвинулись в техническом отношении. Они натренировались высверливать дырку в бревне, расположенном в собственном глазу. При этом НАШИ "ДУХОВНЫЕ ОФТАЛЬМОЛОГИ" УМУДРЯЮТСЯ В ПРОСВЕРЛЕННОЕ В СВОЁМ ГЛАЗНОМ ДЕРЕВЕ ОТВЕРСТИЕ ВМОНТИРОВАТЬ МОЩНОЕ УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО. И ТОГДА ЦЕЛЬ КАЖЕТСЯ ИМ ДОСТИГНУТОЙ. СОРИНКА В ГЛАЗЕ БЛИЖНЕГО СТАНОВИТСЯ БРЕВНОМ, А СОБСТВЕННОЕ БРЕВНО КАЖЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ТЕХНИЧЕСКИМ "НОУ-ХАУ" В ГЛАЗНОЙ ДУХОВНОЙ ХИРУРГИИ.

Я являюсь категорическим противником шахматной "чёрно-белой" философии в деноминационных разномыслиях. Мне претит мысль о том, что истина лицеприятно облагодетельствовала какую-либо единственную христианскую конфессию или некий особо полюбившийся ей патриархат. Я не вдохновлён идеей о том, что вход на небеса будет осуществляться по пропускам, подписанным епископом именно вашего церковного союза или объединения. Поэтому

НЕ СПЕШИТЕ, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, ПРОСМАТРИВАЯ МОИ АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПРОТИВ ПЕРЕГИБОВ ПРИСУЩИХ ХАРИЗМАТИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ, КЛЕЙМИТЬ НОВЫЕ ЦЕРКВИ КАК НЕЧТО ЧЁРНОЕ. ЛУЧШЕ ПОМОЛИТЕСЬ К ГОСПОДУ О ТОМ, ЧТО БЫ ОН СНЯЛ ШОРЫ С ВАШИХ ОЧЕЙ. ТОГДА ВЫ УВИДИТЕ МАССУ СПАСЁННЫХ И ЛЮБЯЩИХ ИИСУСА ЛЮДЕЙ В ЭТИХ, ПОСПЕШНО И ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАКЛЕЙМЁННЫХ ВАМИ, ЦЕРКВЯХ.

Наряду с разговором о перекосах"учения веры", сделате милость и услыште моё свидетельство о том, что эти Божьи люди… "имеют ревность по Богу" хоть иногда и.. "не по рассуждению" (Римлянам 10 - 2).

ЧИТАЯ МОИ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНОМ СМЕЩЕНИИ АКЦЕНТОВ В УЧЕНИИ ВЕРЫ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО СМЕЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ И В ДРУГУЮ СТОРОНУ - В СТОРОНУ МАЛОВЕРИЯ. СЛИШКОМ МНОГИМ ЦЕРКВЯМ СЕГОДНЯ КРАЙНЕ НЕ ДОСТАЁТ ЗДОРОВОЙ ХАРИЗМЫ И СБАЛАНСИРОВАННОГО УЧЕНИЯ ВЕРЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО ТЕ ПЕРЕКОСЫ, ПРОТИВ КОТОРЫХ Я ВЫСТУПАЮ В СВОЕЙ КНИГЕ, ВО МНОГОМ СПРОВОЦИРОВАННЫ КОНСЕРВАТИВНЫМ УЧЕНИЕМ, В КОТОРОМ ИСЦЕЛЕНИЕ СТАЛО УДЕЛОМ НЕБЕС, А ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ СДАНЫ В АРХИВЫ ВРЕМЁН АПОСТОЛОВ.

Во все века и во всех сферах жизни существует принцип маятника. Когда он оттянут в крайне левое положение и отпущен, то непременно направляется в правую сторону. Вместо того, чтобы посмеиваться в сторону крайне правых харизматических проявлений в "учении веры" - проверьте, не находитесь ли вы в процессе иронизирования, в крайне левом углу богословского диапазона.

"Казнить нельзя, помиловать!" - это призыв искать баланс. Моя книга - это просьба стремиться к "золотой середине", а не шарахаться в противоположные крайности. Пожалуйста, не превращайте евангельские подесты в ринги профессионального богословского бокса. Не разжигайте сами себя дебатами и эмоциями, сидя в разных углах этих рингов, подобно одержимым королям различных всемирных профессиональных боксёрских ассоциаций. Не нужно сражаться желая нокаутировать своего богословского оппонента. Мы - христиане, и подобные бои нам запрещены. Позволительно лишь похлопать брата по плечу и попросить присмотреться к тем или иным моментам в его служении.

ТЕХ, КТО, ПРОЧИТАВ ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!" ПРИЧИСЛИЛ МЕНЯ К БОКСЁРАМ, НАСМЕРТЬ ВОЮЮЩИМ С БРАТЬЯМИ - ХАРИЗМАТАМИ, Я ВЫНУЖДЕН РАЗОЧАРОВАТЬ. ЭТО МОИ БРАТЬЯ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ!!! Я ИХ ЛЮБЛЮ И ДОРОЖУ ИМИ!!! МОЙ ДИСПУТ С ПЕРЕКОСАМИ - ЭТО БРАТСКОЕ ПОХЛОПЫВАНИЕ ПО ПЛЕЧУ, А НЕ КОВАРНЫЙ "ХУК СПРАВА"!!!

Если вы принадлежите к Церкви, в которой харизматическое движение принято воспринимать как "чёрного троянского коня", засланного лукавым в Царство Божье, если вы уверены, что границы этого царства соответствуют конфессиональным картам, хранящимся в вашем епископате, то я вынужден вас расстроить.

ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПРИЧИСЛЯТЬ МЕНЯ К СВОИМ СТОРОННИКАМ, МОЛИТЕ ГОСПОДА, ЧТОБЫ У МЕНЯНЕ ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ ИЛИ НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ НАПИСАТЬ "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ - 2", ГДЕ Я ВЫСКАЗАЛСЯ БЫ ПРОТИВ ПЕРЕКОСОВ, ПРИСУЩИХ ВАШЕЙ ДЕНОМИНАЦИИ. ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЭТА КНИГА МОГЛА БЫ ПОЛУЧИТЬСЯ ГОРАЗДО ТОЛЩЕ. И БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО МАТЕРИАЛА НА НЕЁ С ЛИХВОЙ ХВАТИЛО БЫ И В ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ.

Принципиальное заявление автора книги

Заканчивая своё 15% - ноевступление, я ещё раз, особенно для тех, кто не заметил или не хотел заметить этого в первом издании, повторяю нижеследующие заявления.

Люди, принимающие "учение веры", являются моими братьями и сестрами-христианами, но в их богословии есть очень опасные искажения, требующие библейскойкорректировки.

- 15% К ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

В этом издании нет имён

Искренне сожалею, что, не прислушавшись к доброму совету, в первом издании упоминал имена служителей "учения веры". Как мне казалось тогда, персонификация полемики лишь делала её более откровенной и более актуальной. Но сегодня Я ХОТЕЛ БЫ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД ТЕМИ, ЧЬИ ИМЕНА УПОМЯНУЛ В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ. ПРОСТИТЕ, БРАТЬЯ, Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОЖАЛЕЮ ОБ ЭТОМ. В НОВОМ ВАРИАНТЕ Я РЕШИЛ УБРАТЬ ИМЕНА (КРОМЕ БЕНИ ХИНА - ИСКРЕННЕ И ОТКРЫТО ОСУДИВШЕМ СВОИ ПРЕЖНИЕ ВЗГЛЯДЫ), ЧТОБЫ НИКТО НЕ ВОСПРИНИМАЛ МОИ АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ, КАК ВЫПАДЫ ПЕРСОНАЛЬНО В СВОЮ СТОРОНУ.

Я спорил с перекосом в учении и не хотел кого-либо лично задевать. Я уважаю каждого, кто искренне трудится на ниве Господа Иисуса, и тот факт, что я не разделяю некую 10% - ную часть взглядов моих коллег - проповедников, не означает того, что я перечёркиваю 90 %их искреннего и плодотворного труда в Царстве Христа.

УПОМИНАЯ ЛИДЕРОВ "УЧЕНИЯ ВЕРЫ", А НЕ ОБРАЩАЯСЬ К "БРАТЬЯМ Х" ИЛИК "ВЕДУЩИМ СЛУЖИТЕЛЯМ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ, ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАПАДНО-ТЕНДЕНЦИОЗНО-ПЕРЕРАБОТАННОЙ ШКОЛЫ, НЕ ОРТОДОКСАЛЬНО ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ВЕТВИ УЧЕНИЯ ВЕРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ АДАПТАЦИИ", Я ХОТЕЛ УПРОСТИТЬ ДИСПУТ И ОБЛЕГЧИТЬ ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ЧИТАТЕЛЕМ ДО УРОВНЯ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗГОВОРА

Мне искренне жаль, что некоторые читатели восприняли это как личные выпады против служителей Божьих.

УБИРАЯ ИМЕНА ВО ВТОРОМ ИЗДАНИИ, Я ПРИЗНАЮ НЕСКОЛЬКО МОМЕНТОВ. ПЕРВЫЙ ИЗ НИХ ЭТО ТОТ ФАКТ, ЧТО СЛУЖЕНИЕ МНОГИХ БРАТЬЕВ УПОМЯНУТЫХ МНОЙ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕТЕРПЕЛО ДОБРЫЕ ПЕРЕМЕНЫ И В ДАННЫЙ МОМЕНТ ДОСТАТОЧНО СБАЛАНСИРОВАННО. ВТОРОЙ ПРИЗНАВАЕМЫЙ МНОЙ ФАКТ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ТЕ СЛУЖИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ В ПОЗИЦИЯХ МНОЙ КРИТИКУЕМЫХ, ИМЕЮТ ПРЕД ГОСПОДОМ ПОЛНОЕ ПРАВО ВЫБИРАТЬ СВОЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Им самим, как и мне, предстоит отвечать за качество своего служения и проповедуемого ими учения.

Роль личности в богословии в век вождизма.

Так же моё обращение к личности, а не к труднопроизносимой и практически невоспроизводимой (по степени запутанности) богословской школы, было вызвано тем, что мы живём в век вождизма. Роль личности в истории никогда не была столь сильна, как нынче. Прошедшее столетие было веком лидеров политических, военных или религиозных. В мире переполненном информацией, мы значительно отличаемся от греков времён Павла. Мягко говоря, мы нынче не обременены греческой склонностью рассматривать идеи в отрыве от личностей их авторов. Пресловутое"… мне друг, но истина дороже" - совершенно не актуально в нашем веке. К сожалению, мы не имеем привычки жителей Верии допытываться,

"ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деяния 17-11.)

К СТЫДУ НАШЕМУ, СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО ПРИВЫКЛО ОЦЕНИВАТЬ ИСТИНУ ПО СТЕПЕНИ СИМПАТИЧНОСТИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРОПОВЕДНИКА.

Тональность и эмоциональность речи ценятся нынче больше, чем аргументированность доводов. Ораторские способности и манера держаться на сцене вызывают чувство уверенности в том, что проповедуется здравое учение, не подлежащее сомнениям. Степень достоверности сказанного в проповеди измеряется "симпато-метрами" или "мило-ваттами" в отношении к проповеднику. Чем более симпатичен тот или иной проповедник, тем более верным нам кажется то, чему он учит. Популярность служителей в наше время достигает таких высот для многих их последователей, что фраза "Он сказал" звучит для прихожан как "Аминь". Для большинства адептов той или иной богословской школы понятие "написано у Него" равнозначно библейскому заявлению Павла "Написано", относящемуся, как известно, к Слову Божьему, а не к теориям человеческим. По своей безаппеляционности ссылки на проповеднические авторитеты сегодня звучат почти так же убедительно, как у апостолов ссылки на Писание. Критическое мышление и вопросительный знак вместо восклицательного в конце той или иной тирады проповедника в наш век часто считается "диавольскими сомнениями". Подобное поведение порой классифицируется как "отступление от веры". Сомнения в безусловной истинности доктринальных позиций своих учителей считаются едва ли не смертным грехом во многих церквях. От критики своих взглядов некоторые богословы прячутся под одеялами с названиями "единодушие и единомыслие" или "теократический порядок".

БОЛЕЗНЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТОЛЬ ОТКРОВЕННОГО РАЗГОВОРА В ПЕРВОМ ИЗДАНИИ "КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!" ОТЧАСТИ СВЯЗАННО СО СПЕЦИФИКОЙ НАШЕЙ, ТОЛЬКО ЛИШЬ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ "ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ПСИХОЛОГИИ".

В Америке и Европе хватает статей и книг, в которых служители открыто оппонируют друг другу на различные темы. Но что до нас, то мы явно не привыкли демократически богословствовать и цивилизовано воспринимать разномыслия, имеющиеся между нами. У нас всё больше крайности. Если мы увидели что-то, с чем мы не согласны, то склонны объявлять всё учение делом диавола. Мы все больны шахматной чёрно-белой философией. Наши глаза не превыкли воспринимать полутона. При обнаружении малейших разномыслий, мы делим всех на своих и чужих. Мы маркируем всех вокруг себя либо мрачно чёрным, либо совершенно белым. В первом случае мы выплёскиваем младенца вместе с водой. Во втором подвергаем его опасности, не обращая внимание на то, что вода чрезвычайно грязна и требует либо замены, либо очистки и дезбактеризации.

Открытая или "кухонная" апологетика?

Меня часто спрашивали в письмах и устно, почему я предпочёл в первом издании "открытые письма" с именами служителей, а не "закрытую схоластику"? Хотел бы, объясняя, указать на неэффективность "кухонной апологетики" в тех случаях, когда речь идёт не о частном происшествии, а о распространённой тенденции. Я находил этот вид апологетического обрамления наиболее удачным и результативным. Считая данную форму защиты Евангелия актуальной потребой дня, думаю, что уход открытой апологетики со сцены истории церкви в кабинетные кулуары схоластов средневековья является одной из причин колоссального запустения церкви того времени.

КОГДА ВСЕ ГОЛОСУЮТ "ЗА", А "ПРОТИВ" ЗВУЧИТ ЛИШЬ НА КУХНЯХ ХРУЩЁВОК, СТРАНЕ МОЖНО СМЕЛО ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ НЕМАЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ. КОГДА ЕВАНГЕЛИЕ ИСКАЖАЕТСЯ С БОЛЬШИХ КАФЕДР ПОД ГРОМ АПЛОДИСМЕНТОВ, А ЕГО КОРРЕКТИРОВКА ЯВЛЯЕТСЯ УДЕЛОМ ДОМАШНИХ БЕСЕД ЗА ЧАЕМ, ТО ЦЕРКВИ НЕ СДОБРОВАТЬ.

Эпидемия - это не индивидуальная простуда. Она лечится несколько иными способами и нуждается в мерах другого масштаба.

Издревле христианские апологеты использовали открытые послания для наставления церкви и профилактики теологических заболеваний. Церковные письма - циркуляры - использовалисьв качестве духовного антибиотика для тех, кого немного просквозило тем или иным ветроучением. Их название от латинского слова "циркулярис" - круговой, выражало их предназначение. Они были призваны произвести некую работу, пройдя по кругу читателей. Открытые апологетические посланияпервыми предупреждалио богословской штормовой опасности и помогали Церкви не оказаться застигнутой врасплох шквалом необогословских идей. Нам необходимо помнить, что весь Новый Завет по своей сути является открытыми письмами и при этом содержит огромные апологетические отрывки.

Некоторые братья рекомендовали мне писать эту книгу в сугубо схоластическом стиле, отвлечённом от догматического рассуждения. Однако отвлечённые интеллектуальные кульбиты в богословской стратосфере я не считаю продуктивным способом борьбы с болезнетворными для Церкви микробами ветроучений. По этой причине мной был выбран жанр достаточно "открытых писем".

Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. (Притчи 27 -5)

Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. (2-е Коринфянам 5 - 11).

Но всё же Я ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ У ТЕХ, КТО НЕСМОТРЯ НА МОИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИЗВИНЕНИЯ ЗА ИРОНИЧНЫЙ ТОН ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ, ВСЁ ЖЕ ВОСПРИНЯЛ ДОЛЮ ИРОНИИ, ПРИЗВАННУЮ МНОЙ ОБОСТРИТЬ ДИСКУССИЮ КАК ЛИЧНУЮ ОБИДУ И САРКАЗМ. МЕНЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ХОТЕЛ КОГО-ЛИБО ОСКОРБИТЬ ИЛИ ЗАДЕТЬ ЧЬЕ - ЛИБО ДОСТОИНСТВО.

Повторяю: иронический тон некоторых апологетических иллюстраций не преследует цель оскорбить чьи-то богословские привязанности. Это лишь способ более яркого выражения мысли в диспуте. Был прав тот, кто сказал, что "Апологетика обязана быть чуть-чуть колкой". Это не для того, чтобы кого-нибудь ранить, но чтобы оппонент не засыпал.

С любовью во Христе ко всем читателям - пастор Геннадий Мохненко.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.