Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Да благословит вас Христос!

Дуглас Уилсон. Преобразование брака

 

Глава 8
Плодотворное преумножение

Благословение детьми

Писание ничего конкретного не говорит о предохранении от беременности. Однако нельзя утверждать, что в Библии совсем не затрагивается эта тема. Предохранение призвано регулировать количество детей, и Библии есть что сказать на этот предмет.

Как это уже осознали многие христиане, наша культура отвратительно относится к детям. Поскольку негативное отношение слишком очевидно, многие христиане в ответ на этот грех придерживаются идеи, что большая семья – благословение от Бога, которое нельзя ограничивать, несмотря ни на что. Такая позиция гораздо ближе к истине, чем первая, но и она небезупречна.

Большая семья может принести огромное благословение. И поскольку Библия четко выражает свою позицию, у нас нет оснований закатывать глаза и отпускать ехидные замечания, услышав о многодетной семье. «Что, они не знают, откуда дети берутся?» К несчастью, подобные замечания нередки даже в церкви; их можно услышать от христиан, принявших враждебное мирское отношение к детям. Они заводят ребенка, закидывают двухмесячного младенца в ясли и продолжают делать карьеру. Писание, однако, демонстрирует противоположное отношение к детям. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Псалом 126:3-5).

Хорошо, что все больше и больше верующих приходят к осознанию того, насколько ужасно нетерпимое отношение к детям в христианской церкви. Но у этой проблемы есть еще один аспект, который скрыт от христиан-реакционеров. Библия учит, что дети могут быть как благословением, так и проклятием. Следовательно, многодетность несет либо большое благословение, либо большое проклятие. «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притчи 17:25). Когда дети воспитываются в вере и живут в Господе всю жизнь, они приносят родителям невыразимое благословение. И чем чаще это происходит, тем лучше. Большие послушные Богу семьи – благословение. Но когда дети не повинуются родителям, большое количество детей огорчает родителей. Самуил не возрадовался бы, если вместо двух сыновей взятки брали бы пятеро (1 Царств 8:3). С него было достаточно Иоиля и Авии.

Отрывок из 127-го псалма часто цитируется христианами, рассуждающими о семейном благословении. Все это хорошо, но мы должны разобраться, в чем заключается истинное благословение. Псалом не говорит о топотании детских ножек по дому (хотя это очень мило). В псалме приводится сравнение: сыновья подобны стрелам в колчане человека, когда он толкует с врагами в воротах. Благословение относится к взрослым сынам, получившим должное воспитание и готовым к битве. Это результат труда родителей в течение нескольких десятилетий. Если у человека много сыновей, не получивших хорошего воспитания, колчан его полон, но полон горечи – погнутых и сломанных стрел.

Что требуется для того, чтобы в семье было много детей? Всего лишь физически развитые мужчина и женщина. А что требуется для получения обильного благословения? Получение благословения, которое в Библии ассоциируется с большой семьей, требует гораздо большего, чем простая способность к воспроизводству. Желание получить благословение означает, что человек берет на себя обязательство любить, усердно трудиться, жертвовать собой, проявлять чуткость к другим и требовательность к себе на протяжении долгих лет.

Некоторые мужья считают, что они приверженцы библейского взгляда на семью только лишь потому, что они – мужчины, имеют свое мнение и не любят презервативы. В результате они будут иметь печаль (то есть глупость детей) и жену с желчным характером. Господь говорит о безрассудстве человека, взявшегося строить башню без необходимых средств. Насколько велико наше безрассудство, когда нашей жертвой становится семья! Нет никакой добродетели в самонадеянном рождении детей. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие (Псалом 127:1).

Я, разумеется, не ратую за ограничение рождаемости. Любая библейская доктрина или учение всегда будет сталкиваться с двойной угрозой. Первая, безусловно, исходит от тех, кто открыто противостоит учению. К сожалению, многие христиане сопротивляются семейному благословению. Мы должны быть начеку общей проблемы – желания бороться с чужими искушениями. Если мы принимаем библейское учение о благословении детьми, нам следует спросить себя, в чем могут проявиться наши искушения.

Такие вопросы необходимы, потому что вторая угроза исходит от тех, кто полагают, что исповедуют это учение, а затем губят его. Никто так не порочит истину, как тот, кто заводит ребенка и затем не может воспитать его в страхе Господнем. Первое приятно и доставляет известную долю удовольствия. Второе – утомительно и требует жертвенности и любви отца.

Господь сказал, что лучше бы человеку мельничный жернов повесить на шею и бросить его в море, если он соблазнил одного из малых сих. Что же нам делать с тем, кто производит детей, которых он не будет учить, кормить и наставлять в вере?

Когда мы впервые сталкиваемся с суровой реальностью, наше естественное желание – зарыть талант в землю. Наш Господь может показаться на первый взгляд «жестоким господином». Мы склонны отреагировать на библейское учение о браке словами: «Уж лучше не жениться!» Мы говорим (или думаем): «Раз так, то лучше не иметь детей вовсе!» За безответственностью не скроешься от проблемы – неважно, бездетны вы или у вас семеро детей, оставленных без пастыря.

Это написано не для того, чтобы отбить желание у молодых пар заводить детей. Скорее, я хочу показать, что благословение не дается легко или автоматически. Бог предлагает нам обильное благословение в детях, а кому много дано, с того много и спросится.

Конечный итог

«Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее: ‘много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Притчи 31:28–29).

Все больше молодоженов решают довериться Господу в сфере планирования семьи – воспитать столько детей, сколько пошлет Бог. В момент принятия решения они радуются. Но после пяти лет совместной жизни у молодого мужа на руках четверо малышей и жена, трезво оценивающая ситуацию.

Как может муж ободрить свою жену? Сначала он должен попытаться определить возможную причину ее уныния. Далее я привожу некоторые советы, которые помогут поддержать женщин, рожающих детей.

Основная причина уныния – физическое истощение. Если женщина ведет хозяйство с малышами на руках, она будет уставать гораздо больше, чем до рождения детей. Чем может помочь ей муж?

Во-первых, ему нужно помогать ей с детьми и самому перестать быть ребенком. Мужу следует присматривать за детьми, чтобы жена могла выбираться из дома хотя бы раз в неделю. Он должен также позаботиться о няне, чтобы самому пойти с ней куда-нибудь – жене нужно отдыхать.

Во-вторых, необходимо помнить, что дети – физическая нагрузка весь день напролет: их нужно кормить грудью, носить на руках, держать, обнимать и тому подобное. Следовательно, он должен проявлять чуткость в сексе. Его голос в семье – не единственный.

В-третьих, он должен научить жену ожидать благословения в земной жизни и в вечности. Добрые всходы не взойдут в первые пять лет семейной жизни. Пока дети растут, родители должны вкладывать в них больше времени и энергии. Если дети дисциплинированны и хорошо воспитанны, то они отдадут семье значительно больше, чем получили он нее. Мы рождаемся с одним ртом и двумя руками. Если мы послушны Богу, то мы производим больше, чем потребляем. Но вначале малыши только прибавляют забот.

Итак, мужу следует ободрять жену, напоминая ей о непреходящей ценности ее труда. «Пройдет немало тысяч лет» прежде чем кажущаяся бесконечной куча белья в конечном итоге обретет смысл.

Рождение детей может вызвать уныние из-за враждебности мира и «доброжелательности» христиан. Однажды нас с женой и двумя (!) детьми остановила на улице пожилая женщина и сказала: «Ну и ну! Сдается мне, что таблетки не для вас!» В представлении мира многодетная мать – измученная женщина с целым выводком сопливых недоумков, держащихся за подол ее обтрепанного платья. Вполне очевидно, что муж обязан ободрять свою жену в противовес враждебности мира. Он должен не только ценить ее труд в душе, но и постоянно говорить ей об этом.

С этим связана важность уважительного отношения к беременности. Вся Библия воспевает чадородие женщины. Одна из самых замечательных вещей, которую я усвоил на примере своего отца, привлекательность женщины во время беременности. Вместо того чтобы посмеиваться и отпускать язвительные шуточки, христиане должны уважать тех, кого благословил Господь. Но также важно, чтобы верующий муж оказывал жене честь видимым образом и прежде всего не давал ей почувствовать себя неряхой. Писание учит, что одна из основных обязанностей мужа – не лишать жену одежды (Исход 21:10). Она не должна быть одета вычурно (на самом деле вычурность запрещена); муж должен следить за тем, чтобы жена была хорошо одета все время, и особенно во время беременности.

Другой источник уныния заключен в недооценке Божьего промысла. Противники многодетных семей внушают нам, что если супружеская пара с нормальными сексуальными запросами не предохраняется, то в конечном итоге они могут ожидать рождения сорока двух детей до наступления климакса. Но, как говорится, не тут-то было! Бог никогда не подведет нас. Например, Бог благословил нашу семью тремя детьми в течение первых пяти лет совместной жизни. При таком положении дел жена может начать решать задачки в уме. (У женщины рождается один ребенок каждые 18–24 месяца в течение четырех лет. Она будет способна к деторождению еще 20 лет. Так что же ей делать?) В этом случае она мыслит на основании ложных предпосылок, будто вселенная – обиталище безличностого Бога, Чей промысел имеет мало отношения к благословению данной семьи. В нашем случае при всем желании иметь больше детей, Бог не дал нам ни одного малыша на протяжении последних 14 лет нашего брака.

Некоторые супружеские пары, не пользующиеся контрацептивами, имеют десять детей, некоторые троих, а другие вообще бездетны. Библия учит, что количество детей – не воля слепого случая, ибо Господь отворяет и затворяет утробу матери. Я не утверждаю здесь, что предохранение ведет к беззаконию, но христиане не должны этого делать, потому что так они принимают ложь мира, недолюбливающего детей.

Итак, для поддержания тонуса жены мужу необходимо подпитывать ее духовно и эмоционально. Он должен непрестанно молиться о ней, и она должна знать об этом. Он должен обнимать и утешать ее, давать советы и наставлять в слове Божьем. Хотя мир может презирать ее призвание, благодарному мужу следует хвалить свою жену. Это поистине высокое призвание. «Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тимофею 2:15). Вместо неряшливого вида и ватаги ребятишек, говорящей цинику о том, как часто они занимаются любовью, ее привлекательная внешность и ухоженные дети должны показывать всем, насколько она любима.

Так как же насчет предохранения?

Сам факт дискуссии по данному вопросу внутри церкви – добрый знак. Уже не все христиане автоматически воспринимают укоренившуюся в мире практику как данность. Но в то же самое время не все, что делают неверующие, ведет к беззаконию. Так с какой же позиции подойти нам к этому вопросу?

Во-первых, убедиться, есть ли прямые библейские указания на этот счет. В Библии запрещены определенные формы предохранения, начиная с самого очевидного – убийства детей, или аборта. Библия исключает подобные действия словами заповеди – «не убий». Многие люди до сих пор не понимают, что это повеление также запрещает контрацептивы, предотвращающие развитие оплодотворенной яйцеклетки и отнимающие только что зародившуюся человеческую жизнь.

А как насчет других противозачаточных средств? Говорит ли Библия что-нибудь о праве мужа и жены ограничивать количество детей? И да, и нет. Нигде в Писании не упоминается, что использование противозачаточных средств противозаконно само по себе. Тем не менее большинство средств, применяемых сегодня, греховны. Для ясности сначала рассмотрим близкий к нашей теме предмет.

Хотя Библия ничего не говорит о предохранении, она неоднократно наставляет нас относительно семьи и детей. Итак, прежде чем мы зададимся вопросом, насколько законно предохранение, нам следует определить, основано ли оно на библейском учении о семье.

Начнем с ситуации, в которой предохранение супругов не свидетельствует об их благочестивости. Представьте, что они размышляют так: «С детьми такая морока, а мы успешно продвигаемся по службе, планета и так перенаселена, к тому же мы всегда сможем перестать принимать таблетки». Мирские представления сразу бросаются в глаза.

Теперь противоположный пример: «Бог по милости Своей даровал нам шестерых детей, и все они благословение для нас. Но с некоторых пор мы стали думать о том, чтобы начать предохраняться, потому что нам все труднее становится уделять детям столько внимания, сколько того требует Библия. Нам нелегко прокормить всех шестерых, да еще расходы на христианское образование (или затраты времени на домашнее обучение)».

Мнение второй пары может основываться на неверном представлении (например, они могут заблуждаться в отношении своей способности обеспечить седьмого ребенка). Но их заблуждение не идет ни в какое сравнение с греховной и бунтарской позицией первой пары. Напротив, это семья, принимающая детей как благословение, и поступающая соответственно. Поскольку Библия умалчивает о предохранении, мы должны сами оценивать ситуацию с детьми в семье.

Некоторые христиане считают, что случай с Онаном, изливающим семя на землю, в книге Бытия – пример Божьего суда над теми, кто предохраняется. Так оно и есть – но этим наше предположение относительно первостепенной важности мотивации только подтверждается. Все дело в том, что Онан сознательно не желал восстановить семя брату своему (Бытие 38:9). Другими словами, его постигла кара, ибо его побуждения были злы. Следовательно, все, кто предохраняются из нечестивых побуждений, идут по стопам Онана. Однако требуется большая изобретательность, чтобы связать злые побуждения Онана с мотивами благочестивой пары, которая предохраняется ради возможности иметь как можно больше детей с промежутком в несколько лет (потому что ей придется делать кесарево сечение, например). Итак, когда в Писании нет ясного учения относительно морали и этики в определенном вопросе, нам стоит помалкивать. Мы не можем осуждать что бы то ни было как грех только на основании того, что большинство людей, поступающих подобным образом, греховны в своих помыслах.

И все же это не дает повода мужу и жене считать, что, предохраняясь, они поступают правильно. Верно, как уже указывалось, что всю проблему следует рассматривать с точки зрения наших побуждений и нашего подчинения библейскому представлению о семье. Но также верно и то, что мы в ответе за наши побуждения перед Богом и только Богом. Решению этой проблемы не поможет вмешательство городских властей или братского совета церкви. Но мы должны вести себя, как подобает в подобной ситуации (например, в случае с алкоголем – сама по себе жидкость не имеет греха, но ею можно злоупотреблять).

Родители – распорядители в Божьих глазах, и Бог вверяет детей им. Некоторые родители получают средства, которые им посылает Господь, и воспитывают многочисленных детей для служения Богу. Они имеют обильное благословение. Другие могут ограничить количество детей в семье, но верить в то, что дети – благословение от Бога, и также воспитать их для служения Богу. Такие семьи тоже благословенны. Когда Иисус рассказывал притчу о талантах, Он не упомянул о разногласиях между тем, у кого было 10 талантов, и тем, у кого было 5. В переделку попал тот (с господином, а не с другими слугами), кто испугался доверенной ему ответственности. Он зарыл вверенные ему деньги и был проклят за это господином. Это то, что делали и делают многие христианские семьи. Они не желают родительской ответственности, но Господь сказал, что Он сотворил их для того, чтобы имели потомство от Бога (Малахия 2:15).

Итак, наш сегодняшний спор о предохранении, к сожалению, тяготеет к обсуждению используемых методов – как будто ленивый слуга мог бы оправдаться тем, что сам процесс зарывания денег в землю не несет в себе греха. Это правда, но к делу не относится.

Нигде в Библии не сказано, что предохранение греховно. И поэтому нельзя это утверждать однозначно. Писание постоянно говорит о том, что дети – благословение от Господа. И поэтому грех думать или вести себя, словно это не так.

 

<<НАЗАД                  ОГЛАВЛЕНИЕ                ВПЕРЕД>>



Обратно в раздел душепопечительство











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.