Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ковальский Ян Веруш. Папы и папство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Период IX

Папы и социальные революции

(1775 — 1978гг.)

248.

ПИЙ VI. 1775— 1799. Джананджело, граф Брас­ки. Родился 25 Декабря 1717 г в Чезене. Изучал право. В 36 лет принял священ­нический сан. Стал секретарем Бенедикта XIV. Климент XIII назначил его папским казначеем. В 1773 г. получил кардинальскую шапку. После вступления на трон св. Петра Пий VI, вопреки запрету Иннокентия XII, возвел в кардиналь­ское достоинство своего непота — Ромуальдо Онести-Браски и наделил его богатыми бенефициями. Брат папы был провозглашен князем Неми. Для своих непотов папа построил в центре Рима, на пьяцца Навоне, роскошный дворец Браски. Религиоз­ная деятельность папы сводилась главным образом к организации очередных празднований Юбилей­ного года: в 1775, 1782, 1790 и 1792 гг. Роспуск орде­на иезуитов губительно отразился на папской ад­министрации, особенно на миссионерских территори­ях. В 1784 г. пана назначил бывшего иезуита Джона Кэролла первым епископом в Соединен­ных Штатах. Принцип отделения церкви от государства,  провоз­глашенный в амери­канской конституции с 1787 г., позволил като­лицизму свободно раз­виваться в стране, где большинство населения составляли протестан­ты. В Европе тяжелой проблемой для папства было распространение этатизма и янсенизма в таких католических странах, как Франция и Австрия. Распространению идей Феброния, осужденных Кли­ментом XIII, способствовал император Иосиф II, монарх Австрии. Он считал себя ответственным за судьбу католицизма на территории своего государ­ства и совершенно не прислушивался к мнению апос­тольской столицы. Пий VI решил лично поехать в Вену, чтобы поднять там авторитет епископа рим­ского. Император принял его с почестями, но не от­казался от проведенных самовольно реформ. В 1786 г. в тосканском городе Пистое состоялся синод, соз­ванный епископом Риччи, сторонником идей иосифизма и янсенизма. Синод принял много решений ре­форматорского характера, которые папа Браски осудил в 1794 г. главным образом по той причине, что епископ действовал самовольно, без согласия апостольской столицы. Во времена Пия VI произошел последний раздел Польши. В этом деле папство 20 лет придерживалось неустойчивой и медлитель­ной политики. В 1791 г. Пий VI признал конституцию 3 мая, но с условием, что права католической церкви в Польше не будут нарушены. В 1795 г. папа осудил восстание под предводительством Тадеуша Костюшки, а в 1796 г. ликвидировал нунциатуру в Варшаве. 29 марта 1790 г. Пий VI собрал кардиналов, чтобы обсудить положение, создавшееся во Фран­ции после начала революции. Тогда не было принято никакого решения. В 1791 г. папа осудил содержание революционных декретов. В 1796 г. победоносный поход Наполеона в Италию развеял надежды апос­тольской столицы на помощь Бурбонов и Австрии. Толентинский трактат (1797 г.) подчинил папское государство власти французской Директории. Дву­мя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI в Сиену, а затем в крепость Валанс на Роне, где папа и умер.

249. ПИЙ VII. 1800—1823. Барнаба, граф Кьярамонти. Родился 14 ав­густа 1742 г. в Чезене. Два его брата были иезуитами, два других — капу­цинами, а мать, овдовев, стала кар­мелиткой. Барнаба вступил в орден св. Бенедикта. Учился в Падуе, Парме и Риме. В 1782 г. был назначен епископом Тиволи, в 1785 г. получил кардинальскую шапку и епархию Имоли. После смерти Пия VI конклав соб­рался в Венеции в соответствии с предсмертным ре­шением папы. Председательствовал на конклаве выдающийся юрист кардинал-диакон Эрколе Консальви, который позднее как статс-секретарь сыграл не последнюю роль в поддержании авторитета апос­тольской столицы. В 1801 г. Наполеон восстановил папское государство. Папа вернулся в Рим и присту­пил к реорганизации своего государства. 15 июля 1801 г. он подписал с Наполеоном конкордат, кото­рый в XIX и даже в XX в. служил образцом для дру­гих договоров, заключенных апостольской столи­цей со многими странами Европы и Латинской Аме­рики. В 1804 г. папа приехал в Париж на ритуал ко­ронации Наполеона. Однако не папа, а лично сам император короновал себя и свою супругу Жозефи­ну. В 1805 г. Пий VII вопреки воле Наполеона вер­нулся в Рим. С этого времени возросло напряжение между папой и императором, который считал пап­ское государство своим леном и распоряжался цер­ковным имуществом по своему усмотрению. В 1808 г. французские войска вновь заняли Рим. В 1809 г. им­ператор присоединил папское государство к Фран­ции, а Рим объявил свободным городом. Папа осу­дил «грабителей наследства св. Петра», не называя, однако, имени императора. 5 июля 1809 г. француз­ские военные власти вывезли папу в Савону, а за­тем — в Фонтенбло под Парижем. На Пия VII оказы­вали давление, чтобы он отказался от папского го­сударства и полностью подчинился императорской власти. Королем Рима стал сын Наполеона от вто­рого брака (с Марией Людвигой Габсбург). После поражения в России Наполеон решил смягчить свои требования и заключить новый конкордат с Пием VII. В январе 1814 г. Наполеон приказал вывезти папу в Савону, а позднее полностью его освободил. На Вен­ском конгрессе, собравшемся после падения Напо­леона, кардинал Консальви снова добился призна­ния папы главой папского государства и всего ка­толического мира. В 1814 г. Пий VII восстановил орден иезуитов. В последние годы его правления инициатива была в руках главным образом карди­нала Консальви, который вел дипломатические пе­реговоры, обеспечивая апостольской столице воз­можность дальнейшего свободного руководства ка­толической церковью. Однако дело не дошло до заключения нового конкордата с Францией, где вплоть до 1905 г. действовали условия наполеонов­ского конкордата с добавлениями (так называемы­ми Органическими статьями), самовольно введен­ными императором.

250. ЛЕВ XII. 1823—1829. Аннибале, граф делла Дженга. Родился 22 ав­густа 1760 г. в замке Дженга около Сполето. В 1783 г. получил священ­нический сан. Стал каноником собора св. Петра. С 1794 г. выполнял различные функции на дипломатической службе апостоль­ской столице. В 1816 г. получил кардинальскую шапку и должность викария Рима. Взойдя на трон св. Петра, Лев XII выбрал явно реакционное на­правление политики как во внутренних делах пап­ского государства, так и в отношениях с европей­скими странами послереволюционной эпохи. В Риме евреи снова были загнаны в гетто, и пап­ская полиция следила за моралью жителей Рима. По указанию Льва XII кардинал Риваролли объ­явил беспощадную войну любым проявлениям непо­слушания и революционным «реликтам». Усмирение различных тайных организаций приобрело чудовищ­ные размеры. Не было недостатка в смертных при­говорах, тюрьмы были заполнены противниками возвращения «старого порядка». Жестокость папы и его чиновников возмутила население всех городов Папской области и даже всей Италии.

     251. ПИЙ VIII. 1829—1830. Франческо Ксаверио, граф Кастильони. Родился 20 ноября 1761 г. в Чинголи. Получил теологическое и юридическое образование. Пий VII назначил его епископом в Монтальто. Наполеон приказал арестовать его в Мантуе. В 1816 г. Кастильони стал кардиналом и епископом Чезены, в 1821 г.— епископом Фраскати. Когда его избрали папой, он был уже тяжело болен. Продол­жал курс, начатый своим предшественником. Издал энциклику, осуждавшую тайные организации итальянских революционеров, называемые союза­ми карбонариев.

252. ГРИГОРИЙ XVI. 1831—1846. Бартоломео Альберто Капеллари. Родился 18 сентября 1765 г. в Беллуно. Был сыном юриста. В возрасте 18 лет вступил в отшельнический орден камальдулов. В 1805 г. был аббатом монастыря св. Григория в Риме. В 1825 г. получил кардинальскую шапку. Выполнял функции со­ветника инквизиции и префекта Конгрегации пропаганды веры. Был автором труда под на­званием  «Триумфы апостольской столи­цы», в котором пропа­гандировал крайне ре­акционные взгляды. Защищал монархиче­ский строй как идеаль­ную модель управле­ния, обеспечивающую церкви господство над всем человечеством. Григо­рий XVI вступил на папский трон в момент, когда воз­никли революционные движения, стремившиеся свергнуть «старый порядок», на страже которого стали правительства европейских монархий. Револю­ция докатилась и до Папской области, но была подав­лена в течение 10 дней при помощи австрийских войск. Через год после их ухода французские войска окружили район Анконы. Было очевидно, что папское государство не может обойтись без помощи извне. Не помогли драконовские методы папской полиции. Итальянское национально-революционное движение под руководством Джузеппе Мадзини (1805—1872) нарастало. 15 августа 1832 г. Григорий XVI опублико­вал энциклику «Mirari vos», в которой осудил доктри­ну либерализма, пропагандировавшуюся тогда во Франции выдающимся католическим философом свя­щенником Фелисите Ламенне (1782—1854). В 1834г. в «Индекс запрещенных книг» была внесена брошюра этого автора под названием «Parole d'un croyant» («Слово верующего»). 9 июня 1832 г. Григорий XVI осудил участников декабрьского восстания в Поль­ше. Крайне реакционная позиция Григория XVI вы­зывала всеобщий протест в католических кругах тогдашней Европы, 1 июня 1846 г. после тяжких стра­даний папа умер от рака.

253. ПИЙ IX. 1846—1878. Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти. Родился 13 мая 1792 г. в Сенигальи, близ Анконы. В 1818 г. Пий VII по­святил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето. В период революции 1831 г. сбе­жал в Швейцарию. В 1832 г. был назначен еписко­пом Имоли. В то время Мастаи-Ферретти был из­вестен своими либеральными взглядами. Несмотря на это, Григорий XVI назначил его кардиналом. Че­рез месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для всех политических заклю­ченных в папском государстве. А было их более 10 тысяч. Обрадованный народ выпряг лошадей из ка­реты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец на Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. С энтузиазмом писали о нем Мадзини, Джоберти и другие итальянские патрио­ты. Вскоре, однако, они убедились, насколько без­основательными были их надежды. Папская поли­тика оказалась в тупике: поддержка революционных сил означала бы отход от основных принципов ка­толического легитимизма и сближение с осуждавшим­ся папством до сих пор либерализмом. Признание претензий Австрии на итальянские земли ставило папу в положение предателя собственного народа. Пий IX не обладал дипломатическими способностя­ми, а его статс-секретарь кардинал Джакомо Антонелли, который не являлся духовным лицом, был убежденным консерватором. В 1848 г., когда реша­лись судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхну­ло восстание в самом Риме. Пий IX не решился всту­пить в борьбу с Австрией и спасся бегством в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда авст­рийские и французские войска уже полностью конт­ролировали ситуацию в Италии. Но возвращение это было унизительным. Итальянский народ от­вернулся от папы. С то­го времени Пий IX со всей энергией присту­пил к борьбе с любыми проявлениями либера­лизма, а тем более со­циально‑религиозных доктрин, которые он считал «силами ада». Он опубликовал тогда серию энциклик, осуж­дающих подрывные ло­зунги  социалистов, коммунистов и других «заговорщиков», угрожающих, по его мнению, свободе церкви. Синтез осуждений Пия IX содер­жится в энциклике «Quanta cura» — ив приложен­ном к ней «Силлабусе», или «Перечне главнейших заблуждений нашего времени» (1864 г.). 8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии. Кардинал Антонелли прово­дил оживленную дипломатическую работу, резуль­татом которой была серия конкордатов, заключенных с Коста-Рикой, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Никарагуа, Сальвадором, Венесуэлой и Эквадором. Католическая церковь укрепляла свои позиции в Ла­тинской Америке. Последним важным актом, вен­чающим этот самый длинный в истории папства понтификат, был созыв Вселенского собора в Ватика­не. На открытии его присутствовали 224 итальянских епископа, 81 французский, 43 австрийских, 40 ис­панских и 5 польских. С обоих американских кон­тинентов прибыли 70 духовных особ. Собор явился торжественной манифестацией католицизма, но его заседания проходили бурно, поскольку речь шла о принятии догмата о личной непогрешимости папы в делах веры и морали, а также об определении при­мата папы. В связи с обострившейся международной обстановкой и угрозой возникновения военных конфликтов проведение соборных совещаний было ускорено. 18 июля 1870 г. была почти единогласно принята 1-я догматическая конституция  «Pastor aeternus» («О церкви Христовой»). Она определила принципы примата папы и границы личной непогре­шимости римского епископа. Епископы, несоглас­ные с этим догматом, покинули Рим раньше, чтобы не принимать участия в голосовании. Когда пьемонтские войска вошли в город, папа закрылся в вати­канских дворцах и провозгласил себя узником, а затем осудил «святотатственное нарушение гра­ниц папского государства». Во Франции потерпел поражение Наполеон III, и это в свою очередь ускорило дело объединения германских госу­дарств. 18 января 1871 г. Вильгельм I был провоз­глашен в Версале императором Германии. Фак­тически же власть находилась в руках его канцле­ра Отто фон Бисмарка (1815—1898), который стремился к полному подчинению всех германских церквей (в том числе и католической) государствен­ным распоряжениям. Проводившаяся Бисмарком борьба за «германскую культуру» (Kulturkampf) обострила отношения между Германией и папством. На польских землях, захваченных прусскими завое­вателями, Kulturkampf особенно болезненно ударила по католическому духовенству, которое было опло­том польских национальных традиций. Острие Kulturkampf было несколько притуплено лишь в пе­риод понтификата Льва XIII. Пий IX был любите­лем музыки и поддерживал творчество Листа, Рос­сини и Гуно.

254. ЛЕВ XIII. 1878—1903. Джоакино, граф Печчи. Родился 2 марта 1810 г. в Карпьенто, около Ананьи, в богатой семье римских аристокра­тов. Изучал философию, теологию и право в Витербо и Риме. Был необы­чайно способным и разносторонне образованным  человеком. Писал стихи на латыни, а Данте цитировал по памя­ти. Принял сан священни­ка в 1837 г. Григорий XVI на­значил его легатом в Беневенто, где Печчи принял энергичные меры, чтобы лик­видировать бандитизм. За­тем он был послан в качестве нунция в Брюссель, но трид­цатитрехлетний дипломат не сумел положить конец рас­прям, которые возникли в этой стране между иезуитами и епископатом. Отозванный статс-секретарем Антонелли, Печчи был назначен еписко­пом епархии в Перудже, ко­торой управлял почти 30 лет. В 1853 г. получил кардинальскую шапку. Кардинал Печчи держался поодаль от римской курии, посколь­ку не одобрял консервативной линии, представленной кардиналом статс-секретарем. Только во время I Ва­тиканского собора он принял активное участие в сове­щаниях, выказывая разносторонние знания и знаком­ство с социальными и политическими реалиями тог­дашней Европы. В 1877 г. после смерти Антонелли Печчи был назначен кардиналом-камерленго, или управляющим папским имуществом. Выбирая на папский трон шестидесятивосьмилетнего, слабого здоровьем кардинала Печчи, многие выборщики счи­тали, что он будет «проходной» фигурой, но прав­ление Льва XIII длилось 25 лет. Специфические ус­ловия, в которых после ликвидации папского госу­дарства пришлось Льву XIII осуществлять выс­шую власть в католической церкви, заставили его выработать новую модель функций папы, непо­грешимый авторитет которого и верховенство были признаны догматом, но границы его власти как в политической, так и во внутрицерковной сферах были в значительной степени ограничены. Первоначально Лев XIII намеревался покинуть Рим, тем более что в городе все чаще происходили антицерковные ма­нифестации. Однако он решил остаться узником Ватикана, поддавшись на уговоры своего статс-сек­ретаря кардинала Рамполлы, справедливо считав­шегося главным творцом тогдашней папской поли­тики. В самом Ватикане полностью сохранился и тщательно режиссируемый придворным эти­кетом церемониал, который подчеркивал сакраль­ный характер наместника Христа на земле. Лев XIII с энергией взялся за выполнение задач, которые вытекали из его ответственности как главы церкви. Как каждый интеллигент, Лев XIII верил в силу пе­чатного слова. Он опубликовал 60 энциклик, намно­го больше, чем любой из его предшественников или преемников. Первые из них он писал лично, после­дующие подготавливались его секретарями. Круг тем, затрагиваемых в них, был очень широк. Самой известной из них является энциклика «Rerum novarum» от 16 мая 1881 г. В ней сформулированы первые наброски официальной католической соци­альной доктрины, которую преемники Льва XIII до­полняли и модифицировали в соответствии с изме­нившимися социально-политическими условиями. Лев XII 1 вместе с кардиналом Рамполлой приложи­ли много усилий, чтобы удержать ранг католичес­кого епископата в европейских странах. Был зак­лючен договор с Германской империей. Бисмарк получил орден Христа, а император Вильгельм II дважды посетил Льва XIII в Ватикане. Француз­ских католиков папа склонял к примирению с рес­публиканским строем. Лев XIII искал контактов да­же с англиканами, чтобы добиться их примирения с апостольской столицей. В этот период он назначил кардиналом обращенного в католичество Джона Ньюмена (1801 —  1890). Хуже складывались отно­шения между апостольской столицей и Австрией, которая продолжала придерживаться традиций иосифизма. Дипломатическая активность государст­венного секретариата не увеличила авторитет пап­ства настолько, чтобы оно могло питать надежду на восстановление папского государства. Зато она про­ложила путь к политической консолидации фрон­та христианской демократии, которая предприняла энергичные шаги в борьбе с влиянием социализма и коммунизма в рабочей среде. Из других достиже­ний Льва XIII следует назвать возрождение филосо­фии Фомы Аквинского, которую папа считал фунда­ментом доктринально-теологической католической мысли, а также развитие библеистики и библейской археологии. Папа приказал открыть доступ уча­щимся католических учебных заведений к части цер­ковных архивов, оставляя, однако, за собой конт­роль за публикацией результатов их исследований и содержанием последних. В последние годы жизни Лев XIII передал в руки кардинала Рамполлы зна­чительную часть своих функций по руководству ка­толической церковью.

255. ПИЙ X. 1903 — 1914. Джузеппе Сарто. Родился 2 июня 1835 г. в Риезе, близ Тревизо. Был сыном почтальона и портнихи. В 1858 г. при­нял сан священника, в 1884 г. стал епископом Мантуи. Лев XIII вручил ему в 1893 г. кардинальскую шапку и назначил его патриархом Венеции. После смерти Льва XIII ход конклава был нарушен вмешатель­ством архиепископа краковского кардинала Яна Пузыны, который от имени австрийского императора наложил вето на кандидатуру Рамполлы. Выборщи­ки выразили свое недовольство, но подчинились во­ле императора. После этого папой был избран патриарх Венеции, города, в котором влияние Австрии было весьма значительным. Сев на трон св. Петра, Пий Х назначил государственным секретарем кар­динала Мерри дель Валь. Он значительно превос­ходил новоизбранного папу политическим опытом и умением ориентироваться в хитросплетениях дипло­матических отношений. Мерри дель Валь придер­живался консервативных тенденций, считался  с влиянием Австрии. В об­ласти социальных отно­шений и церковной дис­циплины он был сторонни­ком твердой руки. Когда после принятия француз­ским парламентом «Зако­на об отделении церкви от государства»  (3 июля 1905 г.) обострились отно­шения апостольской сто­лицы с Францией, Мерри дель Валь склонил Пия Х занять непримиримую по­зицию, даже ценой значи­тельного обнищания французского духовенства. Другой проблемой, которая привлекла внимание Пия Х и его сотрудников, было новое философско-религиозное течение, называемое модернизмом и провозглашавшее необходимость обновления католической идеологии и приспособления ее со­держания и языка к образу мыслей человека XX в. О реформе думал уже Лев XIII, но его программа была сосредоточена на возрождении традиции сред­невековой схоластической философии. Модернисты искали вдохновение в современной философии. Пий Х не отошел от программы своего предшествен­ника и 8 сентября 1907 г. торжественно осудил мо­дернистов. Началось инспирированное Ватиканом суровое гонение на модернистов: в ереси подозревал­ся каждый представитель духовенства, который хоть единым словом выразил свою симпатию в отноше­нии модернизма. По инициативе папы была создана специальная организация, которая занималась собиранием информации и доносов, на основе которых церковная инквизиция карала подозреваемых в «но­вой ереси». Смерть Пия Х и начало первой мировой войны ослабили этот поворот к средневековым мето­дам инквизиции, но борьба ватиканских учреждений с попытками осовременить мысль и структуру ка­толицизма продолжалась до II Ватиканского собо­ра (1962 — 1965). Пий XII в 1951 г. возвел Пия Х в ранг блаженных, а в 1954 г. объявил его святым.

256. БЕНЕДИКТ XV. 1914—1922. Джакомо, маркиз делла Кьеза. Родил­ся 21 ноября 1854 г. в Пегли, близ Генуи. Изучал право и теологию. При­нял священнический сан в 1878 г. и поступил на папскую дипломатичес­кую службу. В 1907 г. Пий Х назначил его архиепископом Болоньи, а в 1914 г. он стал кар­диналом. Несмотря на начавшуюся мировую вой­ну, на конклав после смерти Пия Х съехались 60 из 65 живых кардиналов. После четырехдневного обсуж­дения кандидатур папой был избран кардинал делла Кьеза, который принял имя Бенедикт в честь своего великого предшественника Бенедик­та XIV. Статс-секретарем стал при нем выдающийся юрист кардинал Пьетро Гаспарри. В усло­виях полыхающей в ми­ре войны папская дип­ломатическая деятель­ность была силой об­стоятельств ограниче­на. В 1918 г. папа ввел в действие новый Кодекс канонического права. После получения Польшей независимос­ти апостольская столи­ца установила с ней ди­пломатические  отно­шения.

257. ПИЙ XI. 1922—1939. Акилле Ратти. Родился 31 мая 1857 г. в Дезио, близ Милана, в семье мелкого промышленника. После окончания духовной семинарии учился в Риме. В 1879 г. принял священнический сан. С 1888 г. был сотрудником Амброзианской библиотеки в Милане, в 1911 г. стал вице-префектом Ватиканской библиотеки. В 1918 г., еще до окончания войны, получил должность апостоль­ского визитатора в Польше и в Литве. Тогда же ус­тановил контакты с германскими властями. Запас­тись охранной грамотой военных властей, следил за развитием событий в Финляндии, Эстонии, Латвии и даже в Грузии. Апостольская столица ожидала от не­го рапортов о новой ситуации, складывавшейся после Октябрьской революции. В 1919 г. Ратти выполнял функцию нунция в Варшаве и церковного комиссара на территории Верхней Силезии и Восточной Прус­сии. Его прогерманская деятельность в период пле­бисцита вызвала протест в Польше, и нунция приш­лось отозвать. Ратти стал архиепископом Милана и кардиналом. После смерти Бенедикта XV в 1922 г. он был избран папой. Новый папа, принявший имя Пий XI, оказался человеком необычайно трудолюби­вым. Статс-секретарем при нем остался Пьетро Гаспарри, а в 1930 г. его сменил Эудженио Пачелли. Пий XI был автором 22 энциклик, в которых обрисо­вана его программа обновления церкви. Он осуждал в них Реформацию и социальные революции, либе­рализм и коммунизм. Наибольшую известность по­лучила его энциклика «Quadragesimo anno» (1931 г.), которая, ссылаясь на социальную доктрину Льва XIII. выдвигала модель корпоративизма как самое близкое к принципам христианства решение соци­альных проблем, средство снятия социальной нап­ряженности. Многие увидели в этой энциклике ре­веранс папства в сторону фашистского строя. И дей­ствительно, 11 февраля 1929 г. был подписан конкор­дат с Муссолини. Этот договор решал так называемый римский вопрос и возвращал папе светскую власть над территорией в 0,44 км2 в границах Рима, которая называется ныне Государство — город Ва­тикан. Латеранские соглашения (так называют кон­кордат Ватикана с Италией) открыли апостольской столице дорогу к интенсификации дипломатичес­кой деятельности в масштабах, не встречавшихся до того в истории католицизма. В период понтификата Пия XI апостольская столица подписала более 45 конкордатов и международных договоров, в част­ности с Польшей (10 февраля 1925 г.) и с гитлеров­ским германским рейхом (20 июля 1933 г.). Чтобы укрепить кадры ватиканской дипломатии, Пий XI создал Папскую церковную академию, в которой обучались будущие папские дипломаты. Важным пунктом программной деятельности папы было ожив­ление апостолата мирян. С этой целью было созда­но Католическое действие — организация, деятель­ность которой направлялась из Ватикана и которая в каждой стране призвана была проводить в жизнь принципы католической социальной доктрины в ду­хе папских энциклик. Призвана была она также про­тиводействовать влиянию социализма и коммуниз­ма в рабочей среде. 19 марта 1937 г. Пий XI опубликовал энциклику «Divini redemptoris», в которой без обиняков осудил «безбожный коммунизм». Она свидетельствовала о глубокой неприязни, которую питал папа Ратти к Советскому Союзу. Отеческие наставления, с которыми папа обращался к Гитле­ру и Муссолини, не могли заслонить тот факт, что папа однозначно высказывался за политику госу­дарств «оси» Рим — Берлин. Пий XI был также и «миссионерским» папой. Его огромный вклад в раз­витие католического миссионерства в «заморских странах» был залогом нового расклада сил в рядах католического епископата. Пий XI, несомненно пред­видя закат влияния европейской культуры на Дру­гих континентах, позаботился о том, чтобы на этом не пострадал римский характер католицизма. Последние годы правления Пия XI были тяжки­ми для его окружения. Папа стал подозрительным и нетерпеливым. Перед самой смертью, как бы удивленный тем, что он должен расстаться с этим миром, он воскликнул: «Но у меня еще столько незаконченных дел!»

258. ПИЙ XII. 1939—1958. Эудженио Пачелли. Родился 2 марта 1876 г. в Риме. Отец его работал в канцеля­рии папской курии. В 1899 г. по окон­чании учебы Пачелли принял священ­нический сан и поступил на диплома­тическую службу в статс-секретариат. С 1917 г. выполнял функции нунция в Баварии, а за­тем в Берлине. После 12 лет тесных контактов с Гер­манией вернулся в Рим, чтобы получить вместе с кар­динальской шапкой пост статс-секретаря. Он был верным помощником Пия XI. На конклаве, собрав­шемся в первые дни марта 1939 г., у кардиналов не было никаких сомнений. Преемником Пия XI мог стать только Пачелли, который принял имя Пий XII. Первые годы его понтификата пришлись на трагиче­ское время второй мировой войны. Папа замял осто­рожную позицию по отношению к гитлеризму, преступлений которого он ни­когда не осуждал от­крыто и однозначно. Зато он не скрывал своего антисоветизма, которому давал выход в многочисленных вы­ступлениях. Пий XII был  прирожденным оратором. Его выступ­ления на разных язы­ках отличались необы­чайно изысканным, не­сколько выспренным стилем. После войны папа пытался продолжать политику своего пред­шественника, но международная ситуация, новая расстановка политических сил, а также глубокий кризис в церкви, который ослабил рвение духо­венства и верующих во всем мире, требовали пол­ной реорганизации основных структур иерархиче­ской власти в католицизме. Возможно, Пий XII соз­навал это, но могучие силы консерватизма, которые превалировали в римской курии, навязывали папе безапелляционный стиль управления, свойственный папскому централизму. Несмотря на усилия Пия XII, в западном христианстве углубился процесс дехристианизации масс верующих и разложения дис­циплины в рядах духовенства. Напряжение между римской курией и местными церквами нарастало, но приближающийся к восьмидесятому году жизни папа не имел уже сил, чтобы этому сопротивлять­ся. Спустя четверть часа после его кончины немец­кая монахиня Паскуалина, которая многие годы ве­ла домашнее хозяйство папы, сожгла личные его заметки. В 1946 г. Пий XII признал Антония Падуанского доктором церкви, а 1 ноября 1950 г.—провоз­гласил догмат о телесном вознесении богородицы.

259. ИОАНН XXIII. 1958—1963. Анджело Джузеппе Ронкалли. Родил­ся 25 ноября 1881 г. в Соттоиль-Монте в провинции Бергамо. Происходил из крестьянской семьи. Поступил в ду­ховную семинарию в Бергамо. Теоло­гическое образование получил в Риме, где в 1904 г. принял священнический сан. С 1905 г. вы­полнял функции секретаря епископа Бергамо — Радини-Тедески. Во время первой мировой войны был призван в армию, где служил сначала санитаром, а затем военным капелланом. С 1920 г. пребывал в Ри­ме, где руководил папской миссионерской организа­цией. В 1935 г. выполнял функции апостольского де­легата в Турции и Греции. В декабре 1944 г. его пере­вели в Париж на должность папского нунция. В 1953 г. Ронкалли получил кардинальскую шапку и архиепископство Венеции. После смерти Пия XII кон­клав в результате трехдневного совещания избрал папой семидесятисемилетнего кардинала Ронкалли. Его понтификат, длившийся неполных пять лет, ока­зался одним из наиболее значительных в истории со­временного католицизма. Спустя четыре месяца с мо­мента вступления на трон св. Петра папа объявил о своем решении созвать в Ватикане двадцать пер­вый из признанных римско-католической церковью вселенских соборов. Весь его понтификат был свя­зан с этим важным событием, которое открыло но­вую эру в истории церкви. После почти четырехлет­ней подготовки 11 октября 1962 г. II Ватиканский собор был торжественно открыт папой Иоанном XXIII. Работа собора должна была сконцентриро­ваться вокруг двух важнейших пунктов папской программы: обновления церковной жизни, называе­мого Иоанном XXIII «аджорнаменто», и объединения с другими христианскими церквами. В день открытия собора присутствовало 2850 соборных отцов. По­деленные на различные комиссии, они приступили к дискуссии над главными проблемами, перед кото­рыми оказалась церковь в середине XX в. Иоанн XXIII опубликовал не­сколько энциклик, сре­ди  которых следует особо упомянуть «Ma­ter et Magistra» (15 мая 1961 г.), содержащую модифицированную ин­терпретацию социаль­ной доктрины католи­цизма, а также «Pacem interris» (11 апреля 1963 г.), в которой па­па обращался ко «всем людям доброй воли» с призывом о сохранении мира между народа­ми земного шара и которую можно считать завеща­нием папы. Обе эти энциклики свидетельствовали о реалистическом и открытом подходе папы к проб­лемам, заботящим государства и общества в после­военной действительности. Иоанн XXIII проявлял большую заинтересованность делами в Польше. 8 декабря 1962 г. на аудиенции польских епископов из западных земель папа произнес знаменательную фразу о «Западных землях, навечно возвращенных» польскому народу, что вызвало тогда протест со сто­роны некоторых германских кругов. Смерть «доброго пастыря», каким действительно являлся Иоанн XXIII, оплакивали во всем мире.

260. ПАВЕЛ VI. 1963—1978. Джованни Монтини. Родился 26 сентября 1897 г. в местечке Кончезио (провин­ция Брешиа). Его отец был адвокатом и журналистом. В 1920 г. Монтини принял священнический сан. Высшее образование он получил в папских учебных заведениях в Риме, после чего работал в государственном секретариате вплоть до 1954 г. Пий XII назначил его архиепископом Милана. В 1958 г. Иоанн XXIII вручил ему кардинальскую шапку. В его распоряжении были в Ватикане лич­ные апартаменты, и Иоанн XXIII не принимал ни одного важного решения без согласования его с кар­диналом Монтини. Длившийся всего лишь два дня конклав (один из самых коротких в истории папст­ва) являлся доказательством того, что выборщики очень быстро договорились о том, кто должен быть преемником Иоанна XXIII. Павел VI довел работу II Ватиканского собора до конца и объявил о его закрытии 8 декабря 1965 г. Он участвовал лично в обсуждении важнейших документов, особенно тог­да, когда речь шла о подчеркивании папской власти над собором. Провозглашенный собором принцип коллегиальности управления в церкви не мог озна­чать поворота к конциляризму предтридентских вре­мен. После окончания собора Павел VI приступил к реализации соборных решений, давая им иногда собственную интерпретацию, которая (по мнению части теологов) не всегда отвечала замыслам всех участников собора. Подлинным новшеством в сти­ле правления папы были частые поездки Павла VI в разные страны. Папа предпринял поездки, в Нью-Йорк, где выступил на сессии ООН (1965 г.), в Иерусалим, Бомбей (1964 г.), Португалию (1967 г.), Турцию (1967 г.), Колумбию (1968 г.), Женеву (1969 г.), Уганду (1969 г.) и страны Дальнего Во­стока (1970 г.). Позднее здоровье папы уже не поз­воляло ему покидать на длительный срок Рим. Павел VI опубликовал несколько энциклик. Особого внимания заслуживает «Populorum progressio» от 26 марта 1967 г. и «Humanae vitae» от 25 июля 1968 г. Первая содержала открытые формулировки соци­альной доктрины католицизма, вторая вызвала мно­го возражений вследствие выраженных в ней кон­сервативных взглядов, связанных с католической этикой сексуальной жизни. Павел VI считался про­должателем идей Иоанна XXIII, однако он имел соб­ственную концепцию церковного обновления. Соби­равшиеся периодически в соответствии с постанов­лением собора синоды епископов информировали его о напряженности, возникающей во многих като­лических кругах. Явление католической контестации было логическим плодом соборных декретов, но Па­вел VI внимательно следил, чтобы признанный II Ва­тиканским собором плюрализм не угрожал преро­гативам непогрешимого авторитета наместника Христа. 28 июня 1971 г. Павел VI вручил примасу Польши кардиналу Стефану Вышинскому буллу «Episcoporum Poloniae coetus», которая нормализо­вала церковные отношения на Западных и Север­ных землях. В последние годы понтификата здо­ровье папы ухудшилось. Павел VI стал более замк­нутым и переживал, как утверждало его окружение, минуты горького пессимизма. Ожидали даже его отречения от трона. Прожил он 80 лет. Умер в своей резиденции в Кастель-Гандольфо.

261. ИОАНН ПАВЕЛ I. 1978. Альбино Лучани. Родился 17 октября 1912 г. в Форно-ди-Канале в бед­ной семье рабочего. В 1935 г. принял священнический сан и начал препода­вать теологию в семинарии в Беллуно. В 1958 г. стал епископом Витторио-Венето, а в 1969 г.— патриархом Венеции и кардиналом. От­личался большой простотой в жизни и сердеч­ностью в отношениях с людьми. Был избран па­пой 25 августа 1978 г. На 34-й день понтификата папу нашли мертвым в постели. Согласно официаль­ной версии, он умер от инфаркта.

 

Указатель имен пап


 

Адеодат I — 22

Адеодат II —23

Агапий — 19

Агафон — 23

Адриан I — 27

Адриан II — 30

Адриан III — 31

Адриан IV — 43

Адриан V — 49

Адриан VI — 63

Александр I — 8

Александр II — 39

Александр III — 43

Александр IV — 47

Александр VI — 61

Александр VII — 69

Александр VIII — 70

Анаклет — 8

Анастасий I — 15

Анастасий II — 18

Анастасий III — 32

Анастасий IV — 43

Аникет — 8

Антер — 10

 

Бенедикт I — 20

Бенедикт II — 23

Бенедикт III — 29

Бенедикт IV — 32

Бенедикт V — 34

Бенедикт VI — 34

Бенедикт VII — 34

Бенедикт VIII — 36

Бенедикт IX — 36, 37

Бенедикт XI — 51

Бенедикт XII — 53

Бенедикт XIII — 71

Бенедикт XIV — 71

Бенедикт XV — 77

Бонифаций I — 15

Бонифаций II — 19

Бонифаций III — 22

Бонифаций IV — 22

Бонифаций V — 22

Бонифаций VI — 31

Бонифаций VIII — 50

 

Валентин — 28

Вигилий — 19

Виктор I — 8

Виктор II — 38

Виктор III — 40

Виталий — 23

 

Геласий I — 18

Геласий II — 41

Гигин — 8

Гиларий — 17

Гонорий I — 22

Гонорий II — 42

Гонорий III — 46

Гонорий IV — 49

Гормизд —18

Григорий I Великий — 21

Григорий II — 25

Григорий III — 25

Григорий IV — 29

Григорий V — 35

Григорий VI — 37

Григорий VII — 39

Григорий VIII — 42

Григорий IX — 47

Григорий X — 48

Григорий XI — 55

Григорий XII — 56

Григорий XIII — 67

Григорий XIV — 68

Григорий XV — 69

Григорий XVI — 74

 

Дамасий I — 14

Дамасий II — 37

Дионисий — 11

Домн — 23

 

Евгений I — 23

Евгений II — 29

Евгений III — 43

Евгений IV — 58

Евсевий — 12

Евтихий — 12

 

Захарий — 25

Зеферин — 9

Зосима — 15

 

Иннокентий I — 15

Иннокентий II — 42

Иннокентий III — 45

Иннокентий IV — 47

Иннокентий V — 49

Иннокентий VI — 55

Иннокентий VII — 56

Иннокентий VIII — 61

Иннокентий IX — 68

Иннокентий X — 69

Иннокентий XI — 70

Иннокентий XII — 71

Иннокентий XIII — 71

Иоанн I — 19

Иоанн II — 19

Иоанн III — 20

Иоанн IV — 23

Иоанн V — 24

Иоанн VI — 24

Иоанн VII — 24

Иоанн VIII — 31

Иоанн IX — 32

Иоанн X — 33

Иоанн XI — 33

Иоанн XII — 33

Иоанн XIII — 34

Иоанн XIV — 35

Иоанн XV — 35

Иоанн XVII — 36

Иоанн XVIII — 36

Иоанн XIX — 36

Иоанн XXI — 49

Иоанн XXII — 53

Иоанн XXIII — 78

Иоанн Павел I — 80

 

Кай — 12

Каликст I — 9

Каликст II — 42

Каликст III — 45

Климент I — 8

Климент II — 37

Климент III — 45

Климент IV — 48

Климент V — 52

Климент VI — 54

Климент VII — 57

Климент VIII — 57

Климент IX — 70

Климент X — 70

Климент XI — 71

Климент XII — 72

Климент XIII — 72

Климент XIV — 72

Конон — 24

Константин — 25

Корнелий — 10

 

Ландон — 32

Лев I Великий — 16

Лев II — 23

Лев III — 28

Лев IV — 29

Лев V — 32

Лев VI — 33

Лев VII — 33

Лев VIII — 34

Лев IX — 37

Лев X — 63

Лев XI — 68

Лев XII — 74

Лев XIII — 76

Либерий — 13

Лин — 8

Луций I — 11

Луций II — 43

Луций III — 45

 

Марк — 13

Марцел I — 12

Марцел II — 65

Марцеллин — 12

Мартин I — 23

Мартин IV — 49

Мартин V — 57

Марин I — 31

Марин II — 33

Мильтиад — 12

 

Николай I Великий — 30

Николай II — 39

Николай III — 49

Николай IV — 50

Николай V — 59

 

Павел I — 26

Павел II — 60

Павел III — 64

Павел IV — 65

Павел V — 68

Павел VI — 79

Пасхалий I — 29

Пасхалий II — 41

Пелагий I — 20

Пелагий II — 21

Петр — 7

Пий I

Пий II — 60

Пий III — 62

Пий IV — 66

Пий V — 66

Пий VI — 73

Пий VII — 73

Пий VIII — 74

Пий IX — 75

Пий X — 76

Пий XI — 77

Пий XII — 78

Понтиан — 10

 

Роман — 32

 

Сабиниан — 22

Сергий I — 24

Сергий II — 29

Сергий III — 32

Сергий IV — 36

Северин — 23

Сизинний — 25

Сикст I — 8

Сикст II — 11

Сикст III — 16

Сикст IV — 60

Сикст V — 67

Сильверий — 19

Сильвестр  — 12

Сильвестр II — 36

Сильвестр III — 37

Симмах — 18

Симплиций — 17

Сириций — 15

Сотер — 8

Стефан I — 11

Стефан II /III/ — 26

Стефан III /IV/ — 27

Стефан IV /V/ — 29

Стефан V /VI/ — 31

Стефан VI /VII/ — 32

Стефан VII /VIII/ — 33

Стефан VIII /IX/ — 33

Стефан IX /X/ — 38

 

Телесфор — 8

Теодор I — 23

Теодор II — 32

 

Урбан I — 10

Урбан II — 41

Урбан III — 45

Урбан IV — 48

Урбан V — 55

Урбан VI — 56

Урбан VII — 68

Урбан VIII — 69

 

Фабиан — 10

Феликс I — 12

Феликс III /II/ — 17

Феликс IV /III/ — 19

Формоз — 32

 

Целестин I — 16

Целестин II — 43

Целестин III — 45

Целестин IV — 47

Целестин V — 50

 

Элевтерий — 8

Эварист — 8

 

Юлий I — 13

Юлий II — 62

Юлий III — 65


 

 

Указатель имён антипап


 

Альберт — 42

Александр V — 57

Анаклет — 45

Анастасий — 30

 

Бенедикт X — 39

Бенедикт XIII — 57

Бенедикт XIV — 57

Бонифаций VII — 35

 

Виктор IV — 43

Виктор IV /V/ — 44

 

Гонорий II — 39

Григорий — 36

Григорий VIII — 42

 

Диоскор — 19

Домн II — 34

 

Евлалий — 15

 

Иннокентий III — 45

Иоанн — 29

Иоанн XVI — 35

Иоанн XXIII — 57

Иоанна —30

Ипполит — 10

 

Каликст III — 45

Климент III — 40

Климент VII — 57

Климент VIII — 57

Константин — 27

 

Лаврентий — 18

 

Николай V — 54

Новациан — 11

 

Пасхалий — 24

Пасхалий III — 45

 

Сильвестр IV — 42

Стефан (II) — 26

 

 

Теодор — 24

Теодорих — 41

 

 

Урсин — 15

 

Феликс II — 14

Феликс V — 59

Филипп — 27

 

Христофор — 32

 

Целестин II — 42


 

 

 

 

Список тегов:
орден иезуитов 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.