Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Геливер Б. Школы мистерий и герметические ордена

ОГЛАВЛЕНИЕ

Герметические Ордена

3. Орден Розенкрейцеров

В 11-ом аркане "Энциклопедии оккультизма", давая оценку различных эгрегоров, говорится, что "Розенкрейцерство первичного типа" возникло приблизительно через восемьдесят лет после гибели Ордена Тамплиеров. Первичное Розенкрейцерство не могло насчитывать в своих рядах много адептов: слишком много надо было совмещать в себе противоположных черт, чтобы идти к его идеалам, не отрываясь от им же выработанной формы. Оно в 16-ом столетии плавно порождает то течение, которое называют "Вторичным Розенкрейцерством". Если первое назвать "Розенкрейцерство для немногих избранных", то второе заслужит название "Розенкрейцерства для всех сознательных"; если первое навязывало тиранически своим адептам определенные формы путей самосовершенствования, то второе отличалось крайней терпимостью во всех областях, доступных уму и сердцу.
Если не считать указания графа Куте де Кантеле, который говорит, что тамплиеры, после разгрома их Ордена, основали во Франции тайный Орден Розенкрейцеров, распространившийся в 15-м веке в Богемии и Германии, то все предположения о существовании до 17 века тайного общества под этим именно названием имеют единственным своим источником лишь несколько анонимных сочинений, посвященных этому союзу. Из них наиболее замечательно "Fama Fraternitatis R. С." — "Сказание о братстве высокодостохвального Ордена Розового Креста. Всем ученым и правителям Европы. С приложением латинского текста его учения, который раньше никогда не появлялся в печати, ныне же, вследствие многочисленных запросов, доброжелательно печатается и сообщается вместе с немецким переводом всем нравственным, добросовестным душам. От некоего филомагога, любителя, жаждущего Света, Истины и Мира. Печатано в Касселе, Вильгельмом Мейером, Лета 1614". В этом сочинении рассказывается история некоего тайного общества, поставившего себе задачею "реформацию всего мира, приведение человечества к истинной философии, которую познал Адам после своего падения и которой следовали Моисей и Соломон".
Основателем этого общества был якобы некий немец Христиан Розенкрейцер, родившийся в 1378 г., который, побывав в юном возрасте в Палестине, Аравии и Египте и набравшись там мудрости, основал затем в Германии Орден Розенкрейцеров. Христиан Розенкрейцер умер 106 лет от роду, но Орден продолжал существовать и через 120 лет после смерти своего основателя, получил новую дозу премудрости, открыл могилу X. Розенкрейцера и нашел в ней рукописи с изложением тайн и откровений Ордена.
Вслед за "Фама фратернитатис" появилось несколько других сочинений подобного же рода, быстро распространившихся по всей Европе и вызвавших, начиная с 1620 г., возникновение многочисленных союзов розенкрейцеров, сперва в Германии, а затем в Англии, Италии, Франции и других странах.
Название Ордена многие исследователи производят от имени его легендарного основателя, но мы полагаем, что другое объяснение, даваемое Келлером, ближе к истине. Члены "Христианского Братства" в качестве отличительного знака имели эмблему страдания в любви — розу с крестом „внутри. Кроме этого/в академиях натурфилософов, помимо всех прочих символов, были в употреблении крест и роза. Поэтому весьма естественно, что Орден Розенкрейцеров, который был ни что иное, как та же академия натурфилософов, избрал для своего названия именно этот символ.
К характеристике розенкрейцеров 17го века можно прибавить, что они, повидимому, усердно занимались алхимией. Так, около 1622 г. в Амстердаме была академия розенкрейцеровалхимиков. Другая подобная академия была основана в 1664 г. в Нюренберге.
В заключение следует указать мнение Р. Флуда, который говорит: "Общества, которое само себе приписывало бы имя розенкрейцеров, не существовало до 17го века, а были только такие розенкрейцеры, которые не называли себя розенкрейцерами, а Божьими Друзьями или Братьями".
Розенкрейцерство в России. Появление розенкрейцерства в России тесно связано с масонством. .Первой целью Елагинской системы было: "сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру". Сохранение и передачу этой тайны мы находим в древнем английском масонстве. Елагин понимал эту тайну в мистическом духе: он искал "сладкого и драгоценного древа жизни, которого мы с потерянием эдема лишены стали". Если обратиться к тем источникам, из которых он черпал воды "премудрости Соломона", то увидим в них струи розенкрейцерства. Эли — наставник Елагина в масонской премудрости, "в знании языка еврейского и каббалы превосходный, в теософии, в физике и химии глубокий" — был розенкрейцером; книга его представляет собой весьма характерный образчик розенкрейцерского учения. Существует еще известие на страницах дневника некоего немца розенкрейцера, найденного академ. Пекарским в бумагах Елагина, что Елагин "хотел выучиться от Калиостро делать золото". Из другого источника (Вейдемейер. "Двор и замечательные люди в России") мы знаем, что Елагин был близок к Калиостро и что секретарь его дал Калиостро пощечину, может быть, за обман насчет делания золота. Этим, вероятно, объясняется позднейшая ненависть Елагина к делателям "мечтательного золота".
В 1782 году в Москве составился орден "Златорозового креста" под начальством Шварца. Началась серьезная масонская работа, как в общих ложах, так и в самом ордене. Здесь пока были низшие степени; члены занимались "познанием Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения". В 1783 году по именным прошениям братьев состоялся прием их в состав главного розенкрейцерского братства; братья перестали интересоваться обрядовой стороной и занялись теоретическими вопросами. 1783 год является годом расцвета собственно масонской и общественной работы московского франкмасонства; в этом году возникли при Дружеском Обществе типографии: две гласные и одна "тайная" для целей собственно розенкрейцерства. В 1784 г. скончался "живой пример и вождь на пути нравственного усовершенствования" — Шварц. Со смертью последнего не стало руководителя розенкрейцеров.
Под влиянием немецких братьев, игравших большую роль в русском розенкрейцерстве (Вельнер, Теден, Шредер), для управления орденом была избрана директория, но вскоре Шредер занял место Шварца. "Итак, — говорит Лонгинов, — недавно еще неизвестный в Москве выходец и проходимец сделался в одно и то же время главным надзирателем теоретических иностранных братьев и управляющим в ордене розенкрейцеров". Уже с 1783 г. главари франкмасонов мало занимались общим масонством и всецело предались розенкрейцерству. Теперь через Шредера они получили иероглифические знаки, аллегорическую азбуку, по которой упражнялись в отыскании высших степеней, формы присяги, нелепой "мистической таблицы" и т. д. К этому времени относится распространение розенкрейцерства и в провинции — в Орле, Вологде, Симбирске, Могилеве. В 1784 г. из Дружеского общества выделилась "Типографическая компания", исключительно для печатанья книг. Душою этой компании был Новиков. Дружеское общество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью специально масонских. В 1785 г. к масонству присоединился Карамзин и еще целый ряд лиц. Но развитию масонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II, относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в книжной лавке Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божьем и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но 461 сочинение было опечатано. В 1786 г. было почти отнято от масонов школьное и больничное дело; из 461 подозрительных сочинений 6 специально масонских, между прочим "Апология или защищение В. К." (вольных каменщиков), было уничтожено, 18 запрещено перепечатывать и продавать; масонам было сделано строгое внушение относительно издания книг. Масонские книги были признаны, вопреки мнению Платона, более вредными, чем книги французских энциклопедистов. Новиков продолжал, однако, издавать книги.
Между тем король прусский ФридрихВильгельм II, ревностный масон и враг России, сделал Вельнера своим советником; следовательно, русские франкмасоны оказались подчиненными советнику враждебной державы. В 1787 г. уехал навсегда за границу барон Шредер; по делам ордена поехал туда и Кутузов. В этом году особенно ярко проявилась филантропическая деятельность франкмасонов, помогавших голодавшему вследствие неурожая народу. К 1787 г. относится начало попыток сближения между московскими масонами и великим князем Павлом Петровичем. В том же году было запрещено печатать духовные книги иначе, как в духовных типографиях, что связывало руки Типографической компании. Розенкрейцеры, предавшись работам 4-ой высшей степени "Теоретического градуса", мало заботились о поддержании лож общемасонских, вследствие чего некоторые ложи закрылись. Таким образом, франкмасонство все более концентрировалось в розенкрейцерстве. С приездом в Москву главнокомандующего кн. Прозоровского деятельность масонов стала окончательно подавляться, а сами они состояли под строгим надзором. В 1791 г. Типографическая компания была уничтожена. В 1792 г. были опечатаны книги, из которых 20 продавались вопреки запрещению, а 48 были изданы вовсе без разрешения; в то же время арестован Новиков. Заточение его в Шлиссельбурге продолжалось по 1796 г. Причина тяжкого наказания, постигшего Новикова, до сих пор неясна; ее видят в сношениях его с вел. кн. Павлом Петровичем. Это тем вероятнее, что приговор относительно остальных масонов, называемых иначе мартинистами, был довольно снисходителен. Книгопродавцы, имевшие у себя в продаже запрещенные книги, были помилованы, франкмасоны на время замолкли.
Розенкрейцерство имело две стороны: духовнонравственную и научнофилософскую. Первая боролась против упадка нравственности в обществе, вызванного отчасти отсутствием просвещения и влиянием непонятной французской философии, отчасти тогдашним общественным строем; вторая стремилась дать положительное знание, в противность скептицизму энциклопедистов. Как и у елагинцев, главное основание этики розенкрейцеров — познание самого себя и указание идеалов, к которым должен стремиться человек. Человек в настоящее время, говорит Шварц, гнилой и вонючий сосуд, наполненный всякой мерзостью. Таким он стал со времени грехопадения Адама, от премудрости которого осталась одна только "искорка света", перешедшая к еврейским сектам ессеев и терапевтам, а от них к розенкрейцерам. Надо сделаться безгрешным, каким был Адам до падения, а для этого необходимо самоусовершенствование. Таким образом, девизом франкмасонов является положение христианское: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". "Возрождение во Христе" (работа над диким камнем) было занятием в низших Иоанновых степенях. В масонском сборнике "Материалы для каменщиков" это занятие определялось так: "Мы работаем в трех преддвериях и притворе. (Надпись первого преддверия есть: познай самого себя. Надпись второго: убегай зла. Надпись третьего: стремись к добру. В тенистых переходах притвора: ищи в самом себе истину". Познав свои недостатки, розенкрейцеры готовились к "крещению водою и огнем7., Крещением водою было покаяние во всех проступках и мистическое соединение с Богом для познания тайн, открытых в Слове Божием. "Крещения огнем" наши розенкрейцеры не достигли, так как не пошли дальше теоретической степени. Убегание зла состоит в оставлении 7-ми смертных грехов: высокомерия, скупости, неумеренности, похоти, корыстолюбия, праздности и гнева. Убегание зла часто приводило, согласно учению средневековых мистиков, наиболее распространенных в России (Я. Беме, Таулера и др.) к аскетизму: стремись — говорится в одном сборнике масонов — чтобы быть совершенно без "я" в твоем духе, душе и _теле. Но аскетизм русских франкмасонов не доходил до отрицания искусств и науки. Наоборот, Шварц, например, сам читал лекции по искусству и высоко его ставил; по учению франкмасонов, "человек, скитающийся по полям без просвещения, менее способен к восприятию истины". Наконец, у франкмасонов нет ненависти к миру, а, наоборот, всегда видна любовь к человечеству. Подобное этическое учение сослужило хорошую службу русскому обществу. Только зная и понимая сущность франкмасонства, можно понять деятельность "Дружеского общества" и "Типографической компании". Вторая, научнофилософская часть учения франкмасонства сводилась к "познанию Бога в природе и природы в Боге". По учению розенкрейцеров, Бог создал мир не из ничего, а из "внутренности Существа своего", для чего Бог соединился с самим собою; в результате явились божественные истечения, которые Бог сгустил и отвердил, и таким образом появилось грубое фигурное явление, которое, в свою очередь, сгустило свои истечения, еще более грубые, в материю. Из одного рисунка, где изображена мать мироздания, мы видим, что розенкрейцеры понимали процесс сотворения мира аналогично процессу рождения человека. Современным исследователям кажутся нелепыми их взгляды на химию и физику, стремление вызвать духов, делать золото и т. п. Русские розенкрейцеры алхимией не занимались и даже мало интересовались ею, по крайней мере алхимических сочинений у нас мало, и сам Лопухин, из типографии которого они вышли, называет алхимиков "служителями церкви антихристовой".
Политические взгляды русских розенкрейцеров, как и елагинцев, отличаются большою умеренностью. С французской философии они свою ненависть перенесли и на французов, с творцов этой философии и революции — на саму революцию. "Равенство! Свобода буйная! Мечты, порожденные чадом тусклого светильника лжемудрия, расположенные безумными писаниями нечестивых татей философского имени, адским пламенем стремящихся отвращать взор человеческий от тени светлого Софиина лица", — говорит Лопухин. По его мнению в природе и в жизни не может быть равенства, как не может быть и золотого века. Розенкрейцеры примирились со всякими государственными формами, со всяким правительством; они хлопотали только о нравственном и религиозном совершенствовании "внутреннего человека". В царствовании Павла I масоны несколько оправились от удара, нанесенного им Екатериной II. Павел приказал немедленно освободить Новикова из заточения и отменил все стеснения для других масонов, но ордена возобновить не разрешил. Только в царствование Александра Первого начинается возрождение масонства, во главе которого стояли вначале Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Лобзин. Масоны существовали еще долгое время, особенно в провинции, где они несомненно приносили пользу, облагораживая нравы и содействуя просвещению.
С дарованием религиозной свободы в 1905 г. начинается возрождение розенкрейцеровской работы в России. Эта работа протекает через масонские (не надо смешивать с политическим, революционным масонством), мартиниста ческие и образовательные кружки и относится, главным образом, к изучению оккультизма и мистики. Бурный поток богоискательства, захвативший многие передовые умы русской интеллигенции в предреволюционную эпоху, в значительной степени обязан своим возникновением деятельности розенкрейцеров.
Одним из учредителей автономного отделения Достохвального Братства Р. К. и самым заметным его деятелем был Генрих Оттоннович Мебес, автор "Энциклопедии Оккультизма", которому многие из современных тайноведов обязаны посвящением в эзотерическое учение Ордена.
"Доновиковское" масонство мало исследовано (вернее, о нем сохранилось мало материалов). Масонство эпохи Александра I освещено довольно хорошо, но по нему нет никакой сводки материалов (источники — архивы и журнальные статьи). Масонство позднейшее (1905—1917 гг.), не исследовано, но и не представляет интереса, как преимущественно "карбонарское" (политические кружки). Было несколько лож регулярных (французских послушеств), несколько "мартинистских" и вообще "масоноидных". Коекакие материалы дает оккультный журнал "Изида" (1902— 1911 гг.), слабограмотный и содержавший много вздора.
Изданий антимасонских не приводим по большой их безграмотности и отсутствию скольконибудь интересных материалов (на иностранных языках есть издания солидные и заслуживающие внимания). Любопытна антимасонская русская (или переводная) литература екатерининского периода ("Масон без маски", "Мопс без ошейника", "О некоем противонелепом обществе" и проч.), но все это очень редкие книги.
В литературе иностранной о русском масонстве нет ничего скольконибудь значительного. Даже в книгах, издаваемых масонами, сведения крайне сумбурны и толкования поверхностны.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел оккультизм











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.