Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Языкова И.К. Богословие Иконы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список икон

Новодворская икона Божией Матери.
Козельщанская икона Божией Матери.
Курская-коренная икона Божией Матери, именуемая "Знамение".
Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая «Умиление»...
Ярославская-Смоленская икона Божией Матери...
Калужская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»...
Донская икона Божией Матери.
Владимирская икона Божией Матери.
Холмская икона Божией Матери

Новодворская икона Божией Матери
января (20 декабря ст. ст.)

Икона Божией Матери, именуемая Новодворскою, писана св. Петром, митрополитом всероссийским, около 1320 года тогда, как он был еще на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес ее в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский, при городе Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. Святая икона Новодворская стояла в соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего. В 1677 году 14 августа икона была перенесена из старой церкви в новую в крестном ходе пред литургиею. Св. Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывал, что 16 августа Никодим, епископ целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери.

Козельщанская икона Божией Матери
6 марта (21 февраля ст. ст.)

Козельщанская икона принадлежит к числу наиболее почитаемых. Древний образ был семейным в роде графа Владимира Ивановича Капниста и находился в его имении, селе Козельщине.

Впервые икона прославилась исцелением по молитвам пред ней дочери Капниста, вывихнувшей ногу. Позже у нее обнаружились вывихи в плечевых суставах, бедре, боли в позвоночнике. Усилия докторов были безуспешны, и тогда графиня посоветовала дочери помолиться пред семейной иконой и почистить при этом ризу на иконе.

Больная крепко обняла икону слабыми руками и вдруг почувствовала прилив жизненной силы в руках и ногах. Случилось это в 1881 году. Вскоре от чудотворного образа Божией Матери исцелилась слепая девица. А в 1885 году в Козельщине была открыта женская община с больницей, училищем и приютом для калек.

Курская-коренная икона Божией Матери, именуемая "Знамение"
21 марта (8 ст. ст.)

Знамение (Курская-Коренная) икона Божией Матери

В 1295 году один из Рыльских охотников увидел в лесу при корне дерева икону Знамения Божией Матери. Когда он поднял её, на том же месте из земли показался источник воды. Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести икону в Рыльск. Но сам по неверию или сомнению не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и моление перед иконой он снова получил зрение. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день икона была обретена. Но икона неоднократно возвращалась на прежнее место при корне дерева. Там была сооружена часовня, куда и поместили чудотворную икону. Для отправления молебнов был назначен священник, который почти всегда там и жил.

В 1383 году татары, напавшие на курскую область, взяли священника в плен, а часовню хотели сжечь. Но пока в часовне оставалась икона их усилия оказались напрасными. Тогда они раскололи икону на две части и сожгли часовню. Одну половину иконы бросили в огонь, а другую отбросили далее на большое расстояние.

Через некоторое время послы московского царя выкупили пленного священника, увезённого в Крым. Он вернулся на прежнее место часовни, отыскал обе половинка иконы и сложил вместе. Они срослись. Икону поместили во вновь построенной часовне.

В 1597 году на месте часовни был построен монастырь.

В 1612 году, когда Курск осаждали поляки, некоторые граждане выдели над стенами города Богородицу с двумя светлыми иноками, осеняющую город; в это время жители неоднократно совершали крестные хождения вокруг города и дали обет, если Бог поможет освободиться от осады воздвигнуть среди города монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нём Её чудотворную икону. Неприятели отступили от города с великою потерей. В благодарность жители построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в который в 1618 году из Москвы была привезена чудотворная икона.

Списки чудотворной иконы возили со своими войсками многие русские полководцы.

Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая "Умиление".
14 октября (1 ст. ст.)

Празднование Псково-Покровской иконе Божией Матери во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием.

Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею* изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица и преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями киевским и псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда.

Празднование сей иконе совершается в благодарность за победу над турками и татарами в войне 1736 -1740 годов.

См. 28 августа: икона Успения Псково-Печерская.

Ярославская-Смоленская икона Божией Матери.
25 октября (12 ст. ст.)

Икона Божией Матери Ярославская-Смоленская

Икона Одигитрии Смоленской явилась в 1642 году 12 октября (ст. ст.) архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келии, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне.

Калужская икона Божией Матери
25 ок25 октября (12 ст. ст.)

Калужская икона Божией Матери явилась в имение боярина Василия Кондратьевича Хитрово в селении Калужки Калужской губернии в 1748 году. Во время разборки чердака боярского дома одна из дворовых девиц, именем Евдокия, дерзнула плюнуть в изображение на найденном полотне и была поражена невидимой силой. В ту же ночь опечаленным родителям девушки явилась во сне Божия Матерь и объявила об оскорблении Её святого образа. Матерь Божия повелела объявить об этом священникам, отслужить утром молебен пред иконой Её и окропить святой водой расслабленную девицу. Это было исполнено, девица Евдокия исцелилась а икону взяли с чердака и поставили в божнице барского дома. От чудотворной иконы получил исцеление служивший в барском доме глухой Пётр, выздоровела дочь самого боярина.

После случившихся исцелений боярин с честью перенёс икону в приходскую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С тех пор посылает благодатью Своею Матерь Божия исцеления всем страдающим недугом расслабления. В 1771 году Богоматерь через Своя икону явила спасение городу Казани от моровой язвы. А в 1812 году во время нашествия французов Калужская икона была принесена в город Ефремов Тульской губернии. Пленные французы признались, что в Калуге и под Малоярославцем они неоднократно видели эту икону, стоящую на воздухе в то самое время, когда терпели поражение от русских войск.

Казанская икона Божией Матери
4 ноября (22 сентября ст. ст.)

Казанская икона Божией Матери

Празднество Казанской иконы Божией Матери – в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Когда польские войска овладели Москвой, русский народ по призыву святейшего патриарха Ермогена встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Находившемуся в плену святителю Арсению в видении было открыто о перемене суда Божия на милость. Воодушевлённые этим известием русские войска 22 октября (ст. ст.) 1612 года освободили Москву.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
10 декабря (27 ноября ст. ст.)

Преславное чудо от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья смоленский, муромский, полоцкий и рязанский спешили с своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», так говорит древний летописец. «Горе побеждённым!» изрек вперёд могущественный князь суздальский, и вместе с союзниками заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древнейшей столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединённые войска окружили город, и начали кровопролитные приступы. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, всё упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Илии. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города; дети, жёны и старцы плакали и молились в церквах, — все решили защищаться насмерть. Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести её на городскую стену, и «узриши спасение граду». Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодьякона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошёл в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами: «о, Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты — Упование и Заступницы граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради». Поднявшись от земли он начал молебное пение, и лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы «предстательство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: «Господи помилуй!» Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознёс и поставил её на городскую стену, где кипела ожесточённая битва. Народ вопиял пред иконою: «виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!» Враги всё сильнее нападали; тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону, — внезапно святой лик Свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слёзы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул: «о, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слёзы! Царице! Ты даёшь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града». Надежда на заступление Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27 день ноября (ст. ст.) праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Вся Россия празднует день Знамения Божией Матери, один из древнейших русских праздников.

Донская икона Божией Матери
1 сентября (19 августа ст. ст.)

Богоматерь Донская. Феофан Грек (?). 1392

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком. Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по н.ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

Владимирская икона Божией Матери
8 сентября (26 августа ст. ст.)

Богоматерь Владимирская. Начало XII в.

По преданию, икона Божией Матери Владимирская была написана евангелистом Лукой на доску того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным, и подарена Пресвятой Деве при Её земной жизни. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Царьград, а в XI веке патриарх Константинопольский прислал ей в дар князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Когда сын его, Андрей Боголюбский получил в удел Ростов, то уезжая, он взял с собой эту икону и по повелению Божией Матери поставил её во Владимире в построенном храме. С тех пор образ этот стал называться Владимирским.

Летом 1359 года в русские пределы вторгся хан Тамерлан. Он уже взял город Елец и двигался на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного «гостя». Велено было принести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Жители Москвы с великокняжеской семьёй и со всем духовенством вышли на Кучково поле навстречу иконе. В час встречи иконы Тамерлан спал в своём шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горя спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стояла лучезарная Дева. Сонмы ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи. Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. «Эта Дева, сказали они, — Заступница русских. Мать христианского Бога... Её сила неодолима». Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. «Бежал Тамерлан, — говорит летописец, — гонимый силой Пресвятой Девы». Так Москва была спасена от разорения, и в память этого события на том месте, где была встречена икона, воздвигнут сретенский монастырь.

Холмская икона Божией Матери
21 сентября (8 ст. ст.)

По преданию сия чудотворная икона, написанная св. евангелистом Лукою, привезена вместе с другими иконами из Константинополя св. равноапостольным князем Владимиром после принятия им св. крещения. Икона изображена на трёх вместе соединённых кипарисных досках. В 1261 году во время нападения на Холм полчищ Брундая татарами была снята с иконы риза из литого золота с эмалью византийской работы, а сама икона заброшена. Только спустя сто лет после разрушения Холма татарами икона была открыта под известковым щебнем. В 1596 году Холмский собор и находившаяся в нём чудотворная икона оказались в руках униатов.

В 1650 году униаты возвратили православию Холмскую кафедру, но чудотворную икону скрыли. Она была найдена только после долгих поисков.

В 1651 году, во время войны казаков и поляков, король Ян-Казимир взял икону в поход, по окончании которого она была отвезена в Варшаву. Приписав счастливое окончание войны нахождению чудотворной иконы среди польских войск,, король восстановил Холмскую униатскую кафедру и передел униатам икону. Однако при следующей битве русская святыня не оказала помощи полякам и была возвращена в Холм.

В 1765 году икона была коронована по католическому обычаю двумя коронами, присланными римским папою.

На Холмской иконе видны две язвы: одна на левом плече от сабли, другая на правой руке от стрелы. Язвы эти были нанесены иконе татарами; но кара Божия тогда же постигла нечестивых: дерзкие ослепли и лица их обратились к спине.

Когда татары подступили к Холму, все жители города поверглись перед чудотворною иконою Холмской Богородицы умоляя Её заступиться и защитить от врагов. Взяв икону, они поставили её на городской стене. На татар нашло помешательство ума; гора, на которой стоял город, показалась им слишком высокою и потому неприступною; потом им казалось, что они подступают к городу, а в действительности они отступали и, наконец, в беспорядке бежали от него. Чудесным заступлением Божией Матери город был спасён от разорения.

Много дивных чудотворений и исцелений совершается по благодати Божией от святой Холмской иконы Богородицы. Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел православие












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.