Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Кайпер Абрахам. Христианское мировоззрение

 Лекции по кальвинизму
 

Содержание


Предисловие к русскому изданию
Введение

Лекция 1. Кальвинизм как система воззрений на мир
Лекция 2. Кальвинизм и религия
Лекция 3. Кальвинизм и политика
Лекция 4. Кальвинизм и наука
Лекция 5. Кальвинизм и искусство
Лекция 6. Кальвинизм и будущее

 

Предисловие к русскому изданию

Христиане склонны считать себя одновременно гражданами этого мира и мира грядущего. Такая позиция зачастую создает трудности в самоопределении и выборе целей. Мы, как восприемники Божьей благодати, являемся прежде всего наследниками духовного царства, грядущего в вечности. Но с другой стороны, живя земной жизнью, мы — граждане этого мира, а не только странники, пристально вглядывающиеся в небеса и предвкушающие неземную радость. Взирать лишь на небеса — значит смотреть за пределы того мира, который Господь, по Его собственным словам, так сильно возлюбил (Ин. 3:16). Полное и безоговорочное посвящение себя грядущему бытию свидетельствовало бы, по мнению некоторых современных сторонников кайперианского мировоззрения, о нежелании брать на себя ответственность за судьбы того мира, в который нас поместил Господь.

Абрахам Кайпер благоразумно держался «золотой середины» в вопросе отношения духовного и земного. Даже в его собственной жизни нельзя не заметить этой уравновешенной позиции. Он был одновременно приходским пастором и премьер-министром страны, богословом и политиком, автором духовных размышлений и разработчиком социальных концепций, ректором христианского университета и популярным журналистом. Кайпер в своих лекциях по кальвинизму выражает уверенность в том, что кальвинистское мировоззрение, наполненное жизненной энергией, является необходимым для позитивного влияния христиан на культурную жизнь общества.

Христиане призваны проявлять активность во всех сферах жизни — в политике, искусстве, образовании, предпринимательстве, юриспруденции, сельском хозяйстве, правозащитной деятельности. Все это представляет огромную ценность для реформатской традиции, на которой базировался Кайпер. Реформатские христиане отнюдь не принижают важность личного благочестия и духовного опыта, как могли бы подумать некоторые не сведущие в реформатском наследии критики. Что до самого Кайпера, то он осознавал необходимость чаще прерывать свою общественную деятельность и записывать свои размышления о том, насколько важно для каждого христианина отдаляться от потребностей и запросов этой жизни, чтобы уединяться в потаенном, священном месте, где бы душа находилась один на один со своим Творцом. Свои размышления он изложил в популярной книге «Быть рядом с Богом».

Однако в сфере восстановления Божьего падшего творения и исправления его ради царства Иисуса Христа его деятельность была очень энергичной. Ученики Кайпера с любовью цитируют тот манифест, который он изложил в конце своей величайшей лекции «Sphere Sovereignity»: «Во всем творении и в каждой области человеческого существования нет ни одного квадратного сантиметра, о котором бы Иисус Христос, Владыка всего, во всеуслышание не объявлял: „Это — Мое! Это принадлежит Мне!“».

В этой книге представлены начала христианского мировоззрения, о котором многие реформатские и пресвитерианские христиане уважительно отзываются как о «кайперианском» мировоззрении. Сам термин «мировоззрение» принадлежит эпохе модернизма. Однако коллизия и упадок модернистского мировоззрения, произошедшие в конце XX столетия и приведшие к возникновению постмодернизма, породили, по крайней мере на Западе, глубокие сомнения в любом мировоззрении, поскольку каждое из них включает в себя дополнительные, подчас пагубные тенденции.

На рубеже XIX и XX столетия Кайпер осознавал, что индивидуализм, социализм и коммунизм были не пригодны для общества. Он все более и более убеждался, что в эпоху модернизма главный враг Церкви — гуманизм. Его деятельность была направлена на то, чтобы побудить христианскую Церковь обратиться к вопросам новой эпохи модернизма. Две мировоззренческие системы, христианство и модернизм, сошлись друг с другом в смертельной схватке. Однако столетие назад, когда Кайпер выступал со своими лекциями по кальвинизму в Принстонской семинарии, интеллектуальный мир, зараженный идеями модернизма, был еще не готов принять кайперианское мировоззрение.

Тем не менее на основные вопросы окружающей нас действительности, к которым всегда обращались все мировоззренческие системы, сегодня требуются ответы не в меньшей, а подчас и большей степени. Постмодернистское неприятие окончательных ответов и решений сопровождается новым и ничем не сдерживаемым интересом к вопросам смысла, цели и подлинности. И даже несмотря на то, что люди эпохи постмодернизма вряд ли согласятся со взглядом Кайпера на христианство, они найдут много общего в критике модернизма и, особенно, главного его постулата — неизбежном прогрессе и автономности человечества.

Русскоязычному читателю, думаем, будет важно узнать, что Кайпер разработал богословие многообразия. Он пытался бороться с проявлениями разобщенности, понимая, что христианство — а точнее, навязывание человеку христианства или какой-либо его формы — не могло помочь в разрешении этого конфликта. Следовало найти такую форму общественного устройства, при которой уважались бы права любой группы людей. Потому Кайпер отстаивал концепцию отделения Церкви и образовательных учреждений от государства. В нидерландском обществе XX столетия все идеологические фракции — христианские демократы, либералы, социалисты, католики и протестанты — основывали и развивали свои собственные социально-политические институты, без вмешательства со стороны государства и на базе своих идеологических убеждений. Подобная модель социальной структуры, получившей название «пиллеризация», подчеркивала более вертикаль идеологических различий, нежели горизонталь социально-экономических и классовых различий. Без сомнения, следует признать, что Кайпер, находясь у руля власти, не сумел полностью добиться того, чтобы в плюралистическом голландском обществе восторжествовало единодушие. Тем не менее даже сегодня политическое устройство Нидерландов основано на предположении, что правящая партия должна быть толерантна к другим идеологическим группам и сотрудничать, а не воевать с ними. Так или иначе, в течение всего периода времени, когда Кайпер находился на посту премьер-министра, он проводил в жизнь политику, направленную на решение конкретных проблем, и, следуя своей программе, сочетающей в себе элементы консервативных религиозных идей и прогрессивных социальных программ, постепенно взращивал в голландском обществе средний класс.

Эта книга появляется в России в то время, когда на передний план в нашей стране выходят вопросы, стоящие перед человеком эпохи модернизма, и проблемы, связанные с построением общества на новых принципах. Более семидесяти лет отчуждения России от остального цивилизованного мира способствовали тому, что вопросы модернизма и либерализма, волновавшие Запад на протяжении всего XX века и коренным образом изменившие сам его облик, обошли наше общество стороной. Сегодня христиане, будучи солью и светом для этого мира, могут способствовать развитию многих сфер жизни российского общества, применяя те принципы, на основании которых Кайпер строил свое христианское мировоззрение.

Юбилейный собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в августе 2000 года, осознал необходимость решения разнообразных задач, стоящих ныне перед российским обществом; стало очевидно, что сами церковные иерархи должны направить свои силы на разрешение этих задач. Одним из результатов этого Собора стала выработка и принятие четко сформулированной и всеобъемлющей социальной доктрины Русской Православной Церкви, в которой определялись жизненные принципы для верующих и неверующих. Сталкиваясь с вопросами политики и экономики, экологии и науки, образования и планирования семьи, а также с процессами глобализации, Русская Православная Церковь обращает внимание на нерешенные проблемы, общие для всех христиан. В настоящее время члены разных протестантских деноминаций — Баптистского союза, Союза адвентистов, Союза пятидесятников — объединяют свои усилия, чтобы выработать общую социальную концепцию, которая смогла бы ответить на актуальные социальные вопросы российского общества. Хотя вполне вероятно, что лидеры этих церквей столкнутся с непониманием в среде тех людей, которые не видят разницы между законом и благодатью.

Мы надеемся, что лекции по кальвинизму Кайпера помогут в решении актуальных вопросов, которые обсуждаются сейчас в российском обществе и в церкви.


Введение

Абрахам Кайпер — выдающийся представитель кальвинизма

Абрахам Кайпер (Kuyper, 1837–1920) — ведущая фигура религиозной и политической жизни Нидерландов на протяжении полувека, чьи идеи продолжают вдохновлять его единомышленников во всем мире. Наиболее полно эти идеи выражены в его книге «Лекции по кальвинизму» (Lectures on Calvinism). В ней представлены материалы шести лекций, прочитанных Кайпером в Принстонской богословской семинарии (Пенсильвания, США) в 1898 г.

Кайпер хорошо известен в Европе, Северной Америке и Южной Африке, однако менее знаком в других регионах мира. Поэтому в данной вводной главе будет рассмотрено значение его деятельности и идей, а также показано, почему «Лекции по кальвинизму» важны для Церкви и общества. Далее будет представлена краткая характеристика исторической обстановки, в которой появились «Лекции по кальвинизму», и научного контекста данного исследования.

Значение деятельности А. Кайпера

Одна из причин того, почему личность Кайпера интересна для изучения, заключается в том, что он достиг выдающихся успехов в целом ряде областей человеческой деятельности. Как ученый он уже в начале своей карьеры добился статуса авторитетного богослова, а впоследствии сыграл решающую роль в основании Свободного университета в Амстердаме, где был одновременно профессором теологии и Rector Magnificus (номинальным ректором). Как журналист он основал газету «Стандаард» (De Standaard) — одну из первых популярных ежедневных газет в Нидерландах, и оставался ее главным редактором на протяжении почти 50 лет. Как политический деятель Кайпер организовал первую нидерландскую партию современного типа — Антиреволюционную партию (Anti-Revolutionaire Partij), и был ее лидером около 40 лет, четыре из которых занимал пост премьер-министра. Как писатель, автор этической и чисто религиозной литературы, он начал издавать еженедельник «Эраут» (De Heraut), где публиковал многие свои размышления, а также работы по практической и пастырской теологии. Как церковный реформатор Кайпер возглавил движение за отделение от Голландской Реформатской Церкви (Nederlandse Herformde Kerk), основав новый союз Реформатских Церквей (Gereformeerde Kerken).

Этого беглого очерка о достижениях Кайпера достаточно не только для того, чтобы показать его выдающуюся и многообразную деятельность, которая представляет значительный биографический интерес, но и чтобы подчеркнуть тот факт, что его личные достижения стали немаловажной вехой в истории современных Нидерландов. Так, например, создание им в 1879 году Антиреволюционной парии (АРП), проводившей в политике новую, демократическую линию, означало конец господства в голландской политической жизни либеральных воззрений. Оно также способствовало установлению более демократической и представительной формы правления, основанной на современной многопартийной структуре. Наряду с открытием в следующем году Свободного университета, создание АРП стимулировало возникновение большого числа общественных, образовательных и политических организаций, базирующихся на закрепленных в конституции страны реформатских принципах.

В последние десятилетия стало заметно повышенное внимание историков и политологов к феномену христианской демократии в Европе и к роли христианства в политике неевропейских государств. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых можно отметить следующие: ускорение европейской экономической и политической интеграции, установление демократических свобод в Восточной Европе в конце 80-х гг. и в Южной Африке в 90-х прошлого столетия. Эти перемены произошли в то время, когда у власти во многих европейских странах находились христианско-демократические партии, составлявшие вторую по численности группу в Европейском парламенте. Сегодня осознается и то обстоятельство, что в прошлом историки уделяли чрезмерно пристальное внимание секулярным политическим идеологиям, например, коммунизму и фашизму, которые оказались менее устойчивыми, нежели политическая философия, основанная на той или иной форме христианства. Поэтому исследователи с самыми разными идеологическими убеждениями ныне проявляют неподдельный интерес к взаимосвязи христианства и демократии. В результате всего этого Кайпер, отец-основатель АРП, которая в 1980 году слилась с двумя другими голландскими конфессиональными партиями, образовав новую христианско-демократическую партию — «Христианско-демократический призыв» (Christen-Demokratisch Appиl), — вновь занял подобающее ему место в современном политическом дискурсе.

Помимо этого, историческое значение деятельности Кайпера заключается в том, что он явил собой непривычное сочетание консервативного мышления в теологии и прогрессивных настроений в культуре. Стремясь к возрождению веры, основанной на традиционных кальвинистских ценностях, он, тем не менее, не был сторонником возвращения к состоянию, которое господствовало в общественной и религиозной жизни людей до эпохи Просвещения, в надежде, что это якобы поможет делу христианской цивилизации. В действительности Кайпер решительно дистанцировался от многих своих консервативных современников, которых называл контрреволюционерами. Его партия, напротив, была названа антиреволюционной, что отражало его стремление предложить программу культурного и политического обновления, альтернативную идеалам Просвещения, вдохновившим Французскую революцию. Он считал, что она оказала пагубное влияние на все сегменты голландского общества. Настойчиво выступая за более широкие образовательные, социальные и политические свободы, Кайпер намеревался стать прогрессивным лидером-новатором. Он не довольствовался маргинальной ролью публичного моралиста, но стремился сформировать весь будущий социально-политический порядок. Это само по себе было вызовом тем, кто так часто клеймил кальвинизм за то, что он якобы навязывает образ жизни, обращенный в прошлое, образ жизни «не от мира сего», не отвечающий насущным проблемам современного общества. Это было также вызовом распространенному в исторических исследованиях предрассудку, восходящему к одному из положений учения Макса Вебера, будто социальная дифференциация и политическая модернизация неизбежно сопровождаются упадком религии; иными словами, будто модернизация всегда влечет за собой секуляризацию. Антиреволюционное движение Кайпера — убедительное доказательство того, что, хотя модернизация и секуляризация могут происходить одновременно, порой они движутся в противоположных направлениях.

Кайперу удавалось весьма успешно добиваться своих политических целей. Британский католический историк христианской демократии Майкл Фогарти писал в 1957 году, что «голландские протестанты создали на протяжении последнего столетия одно из самых успешных политических, экономических и общественных движений, которое можно обнаружить где-либо в христианском мире и которое во многих отношениях должно служить примером». Когда в начале 70-х гг. XIX столетия Кайпер занялся общественной деятельностью, он был лидером небольшой маргинальной группы. Однако менее чем через десять лет, в значительной степени благодаря неутомимой работоспособности, эта группа уже владела влиятельными органами печати, имела социально-политическую программу, руководила политической партией и университетом. А спустя еще 10 лет она пришла к власти, участвуя вместе с католиками в первом конфессиональном правительстве Нидерландов (1888–1891). Через столетие после того как возник этот кабинет, кайперианские идеи продолжали оказывать глубокое влияние на политику страны. Этим влиянием отчасти объясняется и тот факт, что между 1901 и 1939 гг. в Нидерландах было только два периода — один длился два года, другой пять лет, — когда страна не управлялась коалиционным правительством, состоящим из представителей католической и Антиреволюционной партии.

Наконец, Кайпер был основателем религиозно-интеллектуального направления (часто именуемого «кайперианским» или «неокальвинистским»), которое обладает значительным влиянием и сегодня, причем не только в Нидерландах, но также в США, Канаде, Великобритании, Южной Африке, Австралии и Южной Корее. «Движение за христианскую демократию» (Movement for Christian Democracy) в Великобритании, «Центр за общественную справедливость» (Center for Public Justice) в США и ассоциация «Граждане за общественную справедливость» (Citizens for Public Justice) в Канаде — эти организации взяты только в качестве примера — в борьбе за свои политические идеалы руководствовались голландским опытом христианской демократии. Группы, связанные с христианским воспитанием в Великобритании, Северной Америке и других частях англоязычного мира, восприняли кайперианское понятие «суверенитета всех областей жизни» (sphere-sovereignty) (Концепция «суверенитета всех областей жизни» (sphere-sovereignty) сочетает в себе следующие факторы: 1) конечный, наивысший суверенитет принадлежит только Богу; 2) все независимые области человеческой жизни подчинены Божьему суверенитету и происходят от него; и 3) не существует какого-либо земного посредника, от чьего суверенитета другие области жизни черпают свою независимость. — Прим. науч. консультанта) как теоретическое основание для создания христианских школ, колледжей и научных учреждений. Группы деятелей искусства и интеллектуалов в Великобритании — такие, как «Центр искусств» (Arts Center Group) в Лондоне, «Объединение христианских исследований» (Christian Studies Unit) в Бате, центры «Приют друзей» (L’Abri Fellowship) в Илинге и Грейтхеме, «Загородный фестиваль» (Greenbelt Festival), «Институт современного христианства» (Institute for Contemporary Christianity) в Лондоне, «Школа христианских исследований в Западном Йоркшире» (West Yorkshire School for Christian Studies), «Центр технологических и социальных исследований» (Centre for Technological and Social Studies) в Солфорде, а также иллюстрированный еженедельник «Третий путь» — все эти учреждения самим своим основанием и последующей вдохновенной работой во многом обязаны кайперианской концепции христианского мировоззрения, которое охватывает всю жизнь целиком, включая образование и искусство. То же самое верно и для многих высших учебных заведений США и Канады, в том числе для «Института христианских исследований» (Institute of Christian Studies, ICS) в Торонто. ICS наряду с философскими факультетами Кальвин-колледжа в Гранд-Рапидсе (Мичиган, США) и Свободного университета, исходя из предпосылок кайперианской традиции, находится на переднем крае идеологических сражений с современными философскими направлениями мысли.

Неиссякаемая жизнеспособность этой традиции во многом объясняется деятельностью двух ее самых выдающихся представителей в области права и философии — Хермана Дойевеерда (Herman Dooyeweerd, 1894–1977) и Д. Х. Т. Волленхоувена (D. H. Th. Vollenhoven, 1892–1978). Эти люди возглавляли кафедры в Свободном университете в 1926–1965 и 1926–1963 годах соответственно и оказали влияние на образ мыслей нескольких поколений студентов, как в Нидерландах, так и за рубежом. Многие из них занимают теперь влиятельное положение в академических кругах, в университетах и колледжах. Среди них такие талантливые ученые и общественные деятели, как Ивэн Раннер (Runner, Кальвин-колледж), Николас Уолтерсторф (Wolterstorff, Йельский университет), Олвин Плантинга (Plantinga, Нотр-Дам-колледж), Ричард Моу (Mouw, Фуллеровская богословская семинария), Рой Клаузер (Clouser, Нотр-Дам-колледж), Сандер Гриффиун (Griffioen), Йохан ван дер Хувен (van der Hoeven) и Боб Гаудсваард (Goudzwaard, все трое — Свободный унивеситет), Илейн и Ален Сторки (Storkey, Лондон) и Филип Сэмпсон (Sampson, Портсмут). Среди других известных деятелей, которые не находятся в столь близких отношениях с рассматриваемой традицией, но тем не менее знают ее и пользуются ею, — британские писатели Том Райт (Wright, Личфилд), Оливер О’Донован (O’Donovan, Оксфорд), Алистер МакГрат (McGrath, Оксфорд), Лесли Ньюбиджин (Newbigin, Лондон), Грэм Крэй (Cray, Кембридж) и Джереми Бегби (Begbie, Кембридж). Влияние Кайпера среди них отчасти объясняется тем, что он был инициатором влиятельного во многих странах интеллектуального направления.

Почему «Лекции по кальвинизму» — важнейшее произведение Кайпера?

Есть несколько факторов, благодаря которым «Лекции по кальвинизму» можно считать лучшим произведением Кайпера. Во-первых, они представляют собой как бы итоговое изложение его мыслей. В каждой лекции рассматривается обширная сфера интересов автора, которая ранее уже затрагивалась в немалом числе его публикаций. Поэтому несмотря на скромный объем книги, ее тематика весьма широка, а глубокое знакомство с книгой позволяет изучать фундаментальные положения мировоззрения Кайпера. Во-вторых, эти лекции вышли в свет в момент наивысшего подъема в карьере автора, когда его интеллектуальная и организаторская активность достигла пика. В 1898 году, то есть тогда, когда были прочитаны эти лекции, Кайпер был профессором теологии, членом парламента, лидером Антиреволюционной партии и главным редактором газеты «Стандаард». Всего три года спустя, в 1901 году, он стал премьер-министром Нидерландов. Поэтому Кайпер времен «Лекций по кальвинизму» это Кайпер в расцвете своих сил. В-третьих, он представлял свои «Лекции» зарубежной, англоязычной аудитории, то есть той, которой его идеи были почти неизвестны. Если при написании большинства других своих произведений Кайпер мог допустить, что его читатели знакомы с голландской кальвинистской традицией, то при работе над «Лекциями» ему пришлось излагать свои мысли таким образом, чтобы их могли усвоить читатели, говорящие на другом языке и обладающие другой культурой и историей. Несмотря на то что многие работы Кайпера переведены на иностранные языки, «Лекции» были единственной значительной работой, изначально адресованной зарубежной аудитории. Поэтому особенно ценна в этой книге предпринятая автором попытка истолковать свои идеи в более широком, не голландском контексте. В-четвертых, косвенная причина его успеха заключается в том, что, по сравнению со всеми остальными работами Кайпера, переведенными в том числе и на иностранные языки, «Лекции» приобрели наибольшее влияние в международном масштабе. Главная идея «Лекций», заключающаяся в том, что христианство, и в частности кальвинизм, способно дать человеку твердое, непротиворечивое и всеобъемлющее мировоззрение, стала основной движущей силой в распространении влияния Кайпера за рубежом. И хотя со времени создания в 1871 году Леви П. Стоуном, директором и попечителем Принстонской богословской семинарии, системы лекционных занятий немалое число других выдающихся голландских теологов приглашались для чтения так называемых Стоун-лекций (Stone Lectures), ни одно из публикаций, основанных на этих лекциях, не получило столь широкого распространения и не оказало столь глубокого воздействия, как «Лекции» Кайпера. Просто замечательно, что спустя целый век после первой публикации эта книга все еще переиздается и распространяется во многих регионах мира. Вполне возможно, что Херман Дойевеерд, который не был столь уж ревностным почитателем Кайпера, дал лучшую разгадку столь длительной популярности его «Лекций».

Там, где он мог быть полностью самим собой, развивая грандиозную концепцию кальвинистского мировоззрения, он базируется на фундаментальных принципах Реформации и создает тем самым произведение непревзойденной ясности и остроты, — произведение «aus einem Gusz» [«из монолита» — (нем.)]. Знаменитые «Лекции по кальвинизму» представляют собой, скорее всего, лучший пример книг подобного рода.

В заключение следует сказать, что «Лекции по кальвинизму» можно рассматривать в качестве манифеста кайперианского кальвинизма. Основы для этого манифеста он закладывал на протяжении двадцати пяти лет своей общественной карьеры, предшествовавшей его приезду в США. Он делал это посредством, главным образом, своих публикаций в ежедневных и еженедельных газетах. Его статьи были вызваны чаще всего специфическими проблемами политической и религиозной жизни Нидерландов. Поэтому многие понятия, изложенные им в Принстонской семинарии, он извлек из своей предшествующей и в большинстве случаев плодотворной журналистской работы. Находясь на вершине своей карьеры, он сделал смелую и энергичную попытку собрать воедино основные направления своей мысли и изложить их в сжатом, доступном и систематическом виде, подчеркнув при этом их динамичный потенциал. Результатом этого стало в высшей степени полное, убедительное и провиденциальное выражение кайперианского мировоззрения.

 


Ваш комментарий о книге










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.