Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Комментарии (1)

Содержание

ОГОНЬ (ПЛАМЯ)

из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер

Божественная энергия, очищение, откровение, преображение,возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение,сексуальная страсть; сильный и активный элемент, символизирующий каксозидательные, так и разрушительные силы. Графически огонь в алхимииизображался в виде треугольника, так как считался субстанцией, объединяющейтри остальные: землю, воду и воздух. На бытовом уровне огонь – это защитный,успокаивающий образ (огонь домашнего очага). Но он может быть и угрожающимобразом разрушительных сил природы.

Двойственное чувство: почитания и страха – лежит в основеритуалов поклонения огню. В древних и примитивных культурах огню поклонялиськак самому Богу, а позже – как символу божественной силы. Древние считалиогонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем рождаетсявновь – признаки, позволяющие предположить, что огонь – земное воплощениесолнца, поэтому он во многом разделял его символику. Благодаря тойроли, которую огонь играл в жизни людей, в большинстве мифологическихтрадиций он считался результатом божественной деятельности. Поэтомустоль часто встречаются легенды о похищении огня у небесных богов героями,такими, как Прометей, или о хитрых уловках, с помощью которых его добылиу подземных божеств, как, например, новозеландский мифический геройМауи (происхождение этих островов в результате вулканической деятельностивыглядит вполне правдоподобным).

Большинство культов огня были ужасающе кровавыми, в качествепримеров можно привести ацтекскую религию или ханаанский культ Молоха,в жертву которому приносили детей. Среди других ритуалов и культовпоклонения огню наименее жестокими выглядят традиции, существовавшиев Иране (из которых, в конце концов, и произошел ведический культ богаогня Агни), а также в античном мире, где с огнем были связаны боги сдоброй репутацией, такие, как Гефест (в римской мифологии Вулкан). Втех традициях, где огонь не являлся предметом прямого поклонения, онвсе же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления (как,например, в Библии, Исход, 12:11, где «гора загорелась огнем» и Иеговаговорил из его середины с израильтянами); в христианстве огонь считаетсявоплощением Святого Духа.

В культуре индейцев Северной Америки огонь почитался какпроявление Великого Духа, они считали костер символом счастья и процветания,а солнце называли Великим Огнем. В буддизме огненный столп – один изсимволов Будды, а свет огня – метафора мудрости. В мистической традицииогонь часто символизирует союз с богом, хрупкость человеческого существования,конечность всего сущего. Отсюда и идея о негаснущем духовном огне,которую по-своему выразил У. Б. Йитс в поэме «Плавание в Византию»(1927): «Мудрецы, стоящие в святом огне Господа».

В христианском искусстве огонь – высшее испытание добродетелии веры; пылающее сердце – эмблема некоторых святых, таких, как святойАвгустин и святой Антоний Падуанский. Уверенность, что огонь может очищатьот зла, привела к зверствам инквизиции в средние века. В иудаизме огоньтакже считается символом воздаяния или защиты от зла: ангелы с огненнымимечами охраняли потерянный рай.

Символизм огня, связанный с воскрешением, персонифицированобразами птицы Феникс и саламандры и проявляется в пасхальных ритуалахримской католической церкви и православных церквей, во время которыхсвечи торжественно гасят и затем возжигают «новым огнем». Традицияновогодних огней происходит из обрядов магии, она символизирует возвращениесолнечного света и тепла. В Японии синтоистские ритуалы зажжения огняна Новый год связаны с попытками предотвратить разрушительные пожарыв наступающем году. В Европе с подобными целями гоняли через полялис (которые также ассоциируются с огнем) с привязанными к их хвостамфакелами. В Китае отвращающее беду значение имеют фейерверки, считается,что они отпугивают демонов.

В основе символизма Вечного огня лежит забота о сохранениидомашнего очага, с древнейших времен имевшая огромную важность. В античнойкультуре эта традиция отразилась в сохранении священного огня жрицамихрама богини Весты, в настоящее время – в ритуале зажжения и сохраненияОлимпийского огня, символизирующего преемственность спортивных идеалов.Символизм огня, связанный с сексуальностью (огонь – метафора сексуальногожелания), основан на древней технике получения огня с помощью трения.



<<назад Содержание дальше >> Комментарии (1)
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.