Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.

I. ИСТОКИ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ.
Лекция 1 Пролог в Киеве.

1. Откуда пошла земля Русская.

2. Идея “нового народа”.

3. Единства Русской земли.

Лекция 2. Возвышение Москвы: формирование нового типа духовности.

1.Святая Русь или теократия?

2 “Москва - третий Рим”.

3. Философия самодержавия.

Лекция 3 Русское Просвещение.

1.Реформы Петра - истоки русского просвещения.

2. Идеи просвещения в зеркале идеологии абсолютизма.

3. Революционно-демократические искания Радищева.

4. Оппозиция либерализма и консерватизма.

II. ПОИСКИ СМЫСЛА ИСТОРИИ.

Лекция 4 Славянофильская модель развития России.

1. Чаадаев: новая парадигма русского мессианизма.

2.Русская идея в контексте философии истории славянофильства.

3.Учение о русской государственности и власти

Лекция 5 Философия истории Герцена.

1. Западничество Герцена

2 “Импровизация истории“.

Лекция 6 Русский утопический социализм.

1.Истоки утопического социализма в России.

2. "Русский социализм" Герцена и Огарева.

3. Чернышевский: экономическое обоснование социалистического идеала. Народнический социализм.

4. Соединение социалистической утопии с революционно- демократическим движением.

Лекция 7. Философия истории русского классического либерализма.

1.Единство человеческой цивилизации.

2. Логика истории и свобода личности.

3. Россия в мировом историческом процессе.

III. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Лекция 8. Историки об истории.

1.Идея всеобщей истории.

2. Россия в мировом историческом процессе

3. В.О. Ключевский: поворот к социальной истории

Лекция 9. Теории культурно-исторических типов

1. Философско-историческая концепция Данилевского.

2. Леонтьев о стадиальности развития культур

Лекция 10 Социологическое направление в русской философии истории

1. “Формула прогресса”

2. Социологические основания историософской рефлексии Н.И. Кареева.

3. Сорокин: интерпретация учения о прогрессе.

Лекция 11 Материалистическое направление русской философии истории.

1. Исторический монизм. Плеханова.

2."Легальный марксизм": от материализма к идеализму.

IV. СМЕНА ФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ.

Лекция 12 Историософия Вл. Соловьева.

1.Философия всеединства Вл. Соловьева.

2. История как Богочеловеческий процесс.

3. Русская идея Соловьева и Достоевского.

4. От свободной теократии – к царству антихриста.

Лекция 13 Русский религиозно-философский ренессанс.

1. “Новое религиозное сознание”.

2."Вехи": опыт духовного реформаторства.

Лекция 14. Историософия всеединства.

1. Развитие метафизики всеединства.

2. Булгаков: "София правит историей".

3. Всеединство истории и “симфоническая личность” как ее субъект.

4. Франк: всеединство как непостижимая тайна.

Лекция 15. Евразийский соблазн.

1. Русское зарубежье 20-х годов.

2. «Исход к Востоку»: правда вопросов, неправда ответов.

3. Евразийство: PRO ET CONTRA.

Лекция 16. Бердяев о смысле истории.

1. Философия свободного духа

2. Социальность человека и антиномия личности и общества.

3. Смысл истории.

4. Судьба России.

Вместо эпилога.

Приложение 1. Кто есть кто (СЛОВАРЬ ИМЕН)

Приложение 2. Словарь специальных терминов.

Издательство Магистр
Москва 1997

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. – М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1997. – 328 с.

Курс лекций представляет собой первое учебное изложение основных проблем русской философии истории, которая долгое время оставалась наиболее забытой и отторгнутой от отечественной философской культуры. Курс выдержан в логике развития историософской проблематики с учетом историко-культурного контекста; в нем акцентированы те сюжеты и проблемы, которые наиболее адекватно отражают сквозную идею русской философии истории и так или иначе связаны с осмыслением исторических судеб России: «откуда пошла Русская земля», идеологема Москва – третий Рим, спор западников и славянофилов, «русский социализм», русские варианты теории прогресса и культурно-исторических типов, историософия Вл. Соловьева и развитие ее идей в философии всеединства, марксизм и евразийский соблазн, софийность истории и ее эсхатологизм. В книгу впервые включен анализ развития русской историософской мысли в эмиграции, тем самым предпринята попытка восстановить прерванную духовную традицию русской философской культуры.
Курс лекций рассчитан на студентов и преподавателей университетов и вузов гуманитарного профиля.

ВВЕДЕНИЕ.

Философия истории наряду с философией природы, теорией познания, является непременной составной частью всякой цельной философской системы. Но если последние тяготеют к универсализму, то философия истории в наибольшей степени идентифицируется с судьбами нации, народа, в истории которых она укоренена. Это не значит, что философия истории лишена универсализма, но лишь означает, что к универсализму она приходит через постижение судьбы своей страны в ее отношении к истории мировой цивилизации.
По свидетельству В.В.Зеньковского, русская философская мысль “сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории и т.п.” Это исключительное внимание к философии истории, конечно, не случайно. “Оно коренится в тех духовных установках, которые исходят от русского прошлого, от общенациональных особенностей русской души”, что отнюдь не замыкает русскую философию истории в партикуляризме. Напротив, через исторические судьбы человечества русские мыслители, за редким исключением, “ищут именно цельности, синтетического единства всех сторон реальности, всех движений человеческого духа” .
Еще до недавнего времени проблематика философии истории ограничивалась либо рамками исторического материализма (его интерпретацией исторического процесса в соотнесении с формационным подходом), либо фокусировалась на изучении исторического познания. В последнем случае в качестве основного вопроса обсуждения высвечивался вопрос: как мыслит историк, к каким средствам логического и лингвистического анализа он при этом прибегает. В результате философия истории предстала как историческая эпистемология, из которой была элиминирована историческая реальность в качестве объекта рассмотрения, ибо ее объект - знание о прошлом . Перевод книги Р. Дж. Коллингвуда стимулировал развитие этого направления, утверждая за философией истории особую область исследований, которую можно подвести под общий заголовок: "как возможно историческое мышление?" .
Правда, ограничение философии истории рамками гносеологического подхода вскоре было признано равнозначным отказу ей в праве на самостоятельное существование. Были предприняты попытки возвращения к онтологической проблематике с обоснованием необходимости объяснения исторической реальности в связи с человеком - его бытием в прошлом, настоящем, будущем, с одновременной разработкой новой парадигмы, соответствующей уровню современного философского знания . В этом контексте проявился интерес к русской историософии . Впрочем, последняя чаще удостаивалась внимания в связи с обращением к отечественной истории философии, в которой, кстати сказать, акцентировались преимущественно ее религиозные мотивы, что, несомненно, было выражением односторонности ее оценки. На это указывает и такой непредвзятый специалист, как А.Валицкий, свидетельствующий, что “попытки свести всю историю русской философии к религиозно-православному руслу могут только компрометировать чрезвычайно важное и нужное дело возрождения ее места в русской культуре и обеспечения ее развития в будущем” . Что касается русской философии истории в целом, то следует отметить, что, будучи в значительной своей части теологичной, она, критически относясь к “отвлеченным началам” западного рационализма, зачастую весьма успешно апеллировала к рациональным, в том числе общенаучным (сциентистским) методам познания в поисках смысла истории.
Тем не менее, несмотря на пробудившийся интерес, философия истории и сегодня остается мало исследованным проблемным полем: пока не утвердился ее статус в качестве самостоятельной области философского знания, нечетко очерчен предмет, недостаточно проработан категориальный аппарат. К этому можно прибавить и еще один аргумент - включение философско-исторических сюжетов в программы учебных курсов, наметившееся в последнее время, требует ее разработки под особым углом зрения, с учетом специфики учебного процесса и необходимости роста его воспитательного, гуманистического потенциала, сегодня во многом утраченного высшей школой.
В этой ситуации представляется целесообразным ставшее фактом обстоятельное обращение к отечественному философскому наследию в целом . Однако русская историософия, оказавшаяся наиболее забытой и отторгнутой от культуры и общественной мысли советского периода ее существования вследствие абсолютизации исторического материализма пока остается мало исследованной, включая и взгляды на развитие истории революционных демократов, которые, согласно ленинской оценке, “вплотную подошли к диалектическому материализму и остановились перед историческим материализмом”.
Между тем, уже с того момента, как в России пробуждается философское миросозерцание, оно развивается под знаком напряженного интереса именно философско-исторической проблематике - к вопросам о смысле, начале и конце истории, о всеобщих началах человеческой культуры, об исторической миссии сначала Святой Руси, позже Великой России в мировом историческом, более того, - космическом процессе. Как отмечает С.Л.Франк, вполне солидаризируясь в этом отношении с Зеньковским, "философия истории и социальная философия... - вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное русскими мыслителями, относится к этой области” .
Однако наряду с такими оценками еще бытует снисходительно пренебрежительное отношение как к отечественной философии, так и к русской философии истории в частности. Последней нередко вменяется в вину, что она не оригинальна, так как выросла из западноевропейской, что она слишком "утилитарна", так как сосредоточена на осмыслении проблем исторического развития России, что в ней, якобы, нет места проблемам исторического познания, т.е. исторической эпистемологии. Эти суждения вызывают решительное несогласие. Философско-историческая мысль России действительно развивалась в общеевропейской парадигме, но, решая проблемы российского исторического бытия в его связи с мировым историческим процессом, она раскрывала его новые ракурсы и проблемные лакуны. И в этой сфере она была самостоятельна и оригинальна.
Что же касается упрека в отсутствии исторической эпистемологии, то и он несправедлив: круг историософских проблем охватывал как интерпретацию исторического процесса, так и методологию истории. Предпочтение отдавалось первой, но неверно было бы утверждать, что русскую философию истории вовсе не интересовала последняя. Интерес к историческому процессу вовсе не вытеснял вопроса "как возможно историческое знание". Традиционно этот вопрос был в компетенции так называемой историки. Однако с середины XIX века, когда русская философия обрела статус самостоятельной системы знания и когда в результате научно-общественной деятельности Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева, В.И.Герье, В.О.Ключевского русская историческая наука, накопив огромный материал, начала задаваться теми же, что и философская мысль, вопросами о смысле исторического бытия, о путях и судьбах исторического развития России в ее отношении к мировому историческому процессу, когда эти вопросы, наконец, стали достоянием общественного интереса, - выявилась очевидная тенденция сближения историки с философией. В результате, с одной стороны, вопрос "как возможно историческое знание" стал включаться в систему философского знания, с другой стороны, философии истории стало "вменяться в обязанность" исследование оснований исторического знания и специфики истории как понимающей и объясняющей науки. Последнее позволило объединить обе области знания под общей эгидой философии истории. В это же время в широкий научный обиход вошло понятие историософии с фиксацией своего собственного оттенка. В частности, если понятие философии истории применялось ко всем направлениям и школам и ориентировало на объяснение исторического процесса, то историософия, акцентирующая идею софийности, несла оттенок метаисторичности. Можно сказать, что русская философия истории в своих истоках и наиболее ярких проявлениях тяготеет именно к этому, историософскому направлению.
Следует отметить, что русская философская мысль никогда не была "чистым познанием", бесстрастным теоретическим постижением истины. Вопрос об истине для нее всегда выступал в специфическом виде - не только в смысле теоретической адекватности образа действительности, но и в соотнесении с категорией "правды", несущей в себе большой нравственно-этический импульс. Эта черта связана с "конкретным интуитивизмом русской философии" (Франк), с постоянными поисками нравственной правоты исторического бытия, с желанием не только понять мир, но и преобразовать его в соответствии со всеобщими принципами сущего и должного как одной из альтернатив исторического веера возможностей. Поэтому оценивать русскую философию истории следует именно в этом контексте, т.е. в неразрывной связи с духовными традициями России. Без учета их специфики вряд ли возможно определить научную значимость и ценность разрабатываемых в ее рамках идей.
В настоящее время философия истории как особая сфера познания, включенная в контекст современного философского знания, вводится в учебные программы вузов. В ее составе особое место должна занять русская философия истории. Это обусловлено многими причинами. Одна из главных среди них, на наш взгляд, связана с кризисом идентичности, остро переживаемым нашим обществом в связи с обвальной ломкой сложившихся социальных структур и мировоззренческих основ общественного сознания. "Кто мы? Куда мы идем?" - эти вопросы всегда были в центре русской историософской рефлексии. Особенно они акцентируются и переживаются общественной мыслью в периоды социальных и духовных кризисов. Вот ее “болевые точки роста”: вызов Чаадаева, полемика славянофилов и западников как ответ на кризис "просвещенного абсолютизма"; опыт сциентистской рефлексии по поводу истории и теории прогресса с ориентацией на субъективный метод в качестве основания "суда над историей"; религиозные искания Вл.Соловьева на основе вселенского универсализма, религиозно-исторический ренессанс на фоне общего кризиса самодержавия на рубеже веков; наконец, усиление эсхатологических настроений в русской философии истории начала XX века. Обращение к их интерпретации отечественной философской мыслью открывает новые перспективы как развитию философско-исторической проблематики в целом, так и осмыслению современного положения России в мире.
Возрождение русской философии истории возможно при условии преодоления старых оценок философских систем и направлений в духе “реакционные - революционные”, поскольку предлагаемые философией ответы на экзистенциальные вопросы исторического бытия человечества не укладываются в подобные схемы. Ведь с каждым ответом связана определенная перспектива исторического процесса в соотношении с другими, пусть даже и не реализованными по тем или иным причинам объективного и субъективного свойства. Окончательный выбор всегда делает история, придавая одной из вероятных альтернатив характер объективной необходимости. Но общественное сознание в поисках “фарватера” исторического процесса нуждается в осмыслении и “отброшенных” ею в определенный момент ориентиров, как в “зеркале заднего вида”, с помощью которого только и возможна проекция будущего. Вот почему необходима реконструкция отечественной философии истории, и конечно, с учетом ее сознательно “вырванных страниц”.
В предлагаемом учебном пособии философия истории интерпретируется как раздел философского знания, предметом которого является исторический процесс, а точнее, историческое измерение человеческого бытия, включающее историческое познание. Обращение к русской философии истории в связи с историческим процессом ставит задачи выявления его специфики, исходных структурообразующих "начал", характера отношений человека с историей и “смысла” последней, связи прошлого с настоящим и будущим, - иными словами, задачи концептуализации исторического процесса. Обращение к проблематике исторического познания связано с философской рефлексией по поводу того, как возможно историческое знание, в чем состоит специфика интерпретации исторических фактов, роли в ней субъективно-оценочного момента (возможности и правомерности "суда над историей").
С этих позиций в книге рассматривается зарождение и развитие русской историософской мысли с учетом ее собственной логики и того историко-культурного контекста, в который она была включена. Данное учебное пособие не имеет целью воспроизведение всех этапов этого движения, поэтому внимание фиксируется лишь на тех из них, которые совпадали с философско-концептуальным осмыслением ее "сквозных" проблем, так или иначе связанных с осмыслением исторических судеб России. Выбор проблематики и, соответственно, структура учебного пособия, отражают потребность включения философии истории в учебные программы по курсу философии. Книга ориентирована на широкий диапазон студентов гуманитарного профиля и тех, кого интересует история русской философии.

В качестве вспомогательной литературы по курсу в целом мы рекомендуем следующие издания общего типа:
1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов. М., 1995.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1 и 2.
3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. I, II. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1995.
4. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. Т. I, II.
5. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.
6. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996.
7. Радлов Э.Л.Очерк истории русской философии // Очерки истории. Екатеринбург, 1991.
8. Русская идея. Антология. М., 1992.
9. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
10. Сухов А.Д. Русская философия: тпути развития (Очерки теоретической истории). М., 1989.
11. Философский энциклопедический словарь М., 1989.
12. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 2-е. М., 1995.
13. Философия истории в России. Хрестоматия. М.,1996.
14. Философия истории. Антология. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.